По информации газеты «Коммерсант», в Госдуму внесён законопроект, ужесточающий ответственность водителей и пассажиров за непристегнутый ремень безопасности, за езду без шлема на мотоцикле и перевозку детей без специальных кресел. «Штраф вырастет вдвое - до 1 тысячи рублей. Инициатива нашла поддержку среди депутатов, более того, Госдума намерена увеличить штрафы и за ряд других нарушений ПДД», - пишет издание.
Истории с постепенным увеличением штрафов за разные нарушения ПДД в современной России в последнее время вызывают сдержанный оптимизм. Всё же это настолько очевидная необходимость, что спорят с происходящим только законченные ортодоксы, уверенные в своём праве на свою жизнь и здоровье или на жизнь и здоровье тех, кому угрожают не включенные поворотники, не пристёгнутые ремни и не выключенные сотовые телефоны.
Тем не менее, принимаемые решения, как очень многое в современной России, выглядит не чем иным, как полумерами. В той же публикации «Коммерсанта» приведены штрафы за аналогичные нарушения в Великобритании (800 долларов – около 24 тысяч рублей) или во Франции (130 долларов – около 4 тысяч рублей). Безусловно, уровень жизни и величина средних на человека доходов в обозначенных странах не сопоставимы с российскими. Но можно быть уверенными, что англичане или французы даже при кратно меньших штрафах были бы кратно более дисциплинированны, чем россияне.
Иначе говоря, что жителю туманного Альбиона – причина пристегнуться, то нашему человеку – лишь повод позубоскалить. И увеличивать-то, по-хорошему, нужно не в два раза, а раз в десять. К тому же до ближайших федеральных выборов теперь лет пять, и бояться народного негодования особо нечего. А через несколько лет статистика покажет, что решения принимались правильные.
Для многих из нас ведь пристёгнутый ремень продолжает оставаться символом не безопасности, но ограничения собственной свободы. Чего это, мол, я в своей машине буду сам себе заборы городить. Заведённые за спинку кожаных сидений дорогущих джипов ремни – это почти такая же норма жизни, как зеркальные номера. Откуда такая привычка – такая же загадка, как любовь к повторяющимся цифрам на автомобильных номерах в солидном возрасте.
Ну, и увеличение штрафов – дело полезное, но только если их не выписывать, а потом не заставлять платить – совершенно бессмысленное. Об этом тоже пишет «Коммерсант»: «Неофициально в Госавтоинспекции говорят, что в результате ужесточения санкций водители стали пристёгиваться чаще, хотя инспекторы выявлять нарушения чаще и не стали: сработала пропагандистская кампания, развернутая вокруг повышения штрафов».
Для того, чтобы убедиться в верности этого утверждения, далеко за примерами ходить не нужно. Экипажи урезанного реформой полиции забайкальского ГИБДД после этой самой реформы даже на улицах Читы встречаются довольно редко – несмотря на широко освещавшееся пополнение полицейских гаражей новенькими автомобилями. Вероятно, на новые автомобили просто не хватает водителей в погонах. Про муниципальные районы и говорить не приходится – в Забайкальском крае можно легко намотать пару тысяч километров, не встретив ни одной патрульной машины за пределами стационарных полицейских постов.
А без людей в погонах, конечно, никакие штрафы работать не будут. Даже если задрать их до британских стандартов.