Политика Ограниченно годная демократия по-забайкальски

Ограниченно годная демократия по-забайкальски

После смены руководителя региона представители парламентской оппозиции могли рассчитывать на то, что хоть и беспартийный, но всё же почти эсер Константин Ильковский не станет поддерживать законы, играющие против малых партий.

8 сентября жителям Забайкальского края предстоит избирать не только губернатора региона – впервые за последние девять лет, но и законодательное собрание второго созыва. За пять лет, прошедших с 2008 года, выборное законодательство претерпело достаточное количество изменений для того, чтобы в новеллах можно было запутаться.

Информационное агентство «Чита.Ру» попросило одного из самых осведомлённых в Забайкальском крае специалистов в области выборного законодательства – cоветника спикера заксобрания, члена краевого избиркома Романа Амплеева прокомментировать особенности грядущих выборов и избирательных кампаний.

На 31 мая назначено заседание Законодательного собрания, на котором будут рассмотрены вопросы о назначении выборов депутатов и губернатора. На публикацию принятого решения у заксобрания будет пять дней, после чего кампания официально стартует.

Политические счёты

Многочисленные изменения в законодательстве не коснулись основных очертаний выборов депутатов заксобрания – 25 избираются по одномандатным округам, ещё 25 мандатов будут делиться между списками политических партий, которые сумеют преодолеть 5-процентный барьер.

Серьёзное отличие от выборов первого созыва заключается в том, что Агинский Бурятский округ вместо пяти мандатов получит полтора. У АБО будет один «чистый округ», в который входит Агинский район, Дульдургинский район и посёлок Агинское. «Половина» включает Могойтуйский район и южную часть Карымского района.

Победу в одномандатных округах одерживает тот претендент, который набрал простое большинство голосов, второй тур не предусмотрен. Единственное условие – наличие не менее двух кандидатов, его невыполнение приводит к отмене выборов по одномандатному округу и назначению новой даты.

При распределении мандатов по спискам политических партий механизм гораздо сложнее и называется методом Империале. Применяется он и в некоторых российских регионах, и в мире – например, на выборах Палаты представителей парламента Италии. В Забайкальском крае на выборах парламента метод применяется впервые – до этого была обычная пропорциональная система.

В распределении будут участвовать все политические партии, которые прошли 5-процентный барьер. Каждая из них получит по одному мандату сразу. Оставшиеся нераспределёнными мандаты будут распределятся следующим образом: число голосов, полученных каждой партией, будет делиться на ряд натуральных чисел от двойки до числа мандатов, оставшихся незамещёнными. При ситуации, в которой 5-процентный барьер проходят пять партий, делить нужно на числа от 2 до 20. Полученные результаты расставляются в порядке убывания полученных результатов.

В качестве примера Амплеев применил метод Империале, который будет использоваться при распределении мандатов по результатам выборов в 2013 году, к результатам выборов 2008 года.

В приведённой таблице в строке «Число голосов» указаны результаты партий. Эти числа последовательно делятся на натуральные числа, внесённые в крайний левый столбец. Полученные результаты вписываются в столбик под общим результатом партии. Учитывая, что 5-процентный барьер прошли пять партий и пять мандатов автоматически отходят первым номерам партийных списков, методом империале распределяется 20 мандатов. Это набор самых больших чисел, полученных в результате деления количества голосов на натуральные числа. В приведённом примере до 7-й позиции самые большие числа при делении принадлежат «Единой России». Восьмой результат – 24 186,5 – принадлежит КПРФ, соответственно, 8-й мандат принадлежит КПРФ. Девятый результат вновь у «Единой России», так же как и 10-й. Одиннадцатое по убыванию число – 19 531 – результат ЛДПР, которой отходит 11-й мандат. И так далее – до 20-го мандата, который в рассматриваемой схеме отошёл бы Аграрной партии.

Таким образом, при применении метода Империале к результатам выборов 2008 года «Единая Россия» получила бы 15 мандатов по партийным спискам – один мандат за прохождение 5-процентного барьера и 14, выведенных методом Империале. У КПРФ и ЛДПР было бы по три мандата – один за порог и два при расчётах. Эсеры и аграрии получили бы по два мандата.

Несмотря на кажущуюся сложность расчётов, считается, что метод Империале более чётко учитывает число голосов, отданных той или иной партии, и мотивирует их на борьбу за каждый голос.

При использовании пропорционального метода число голосов, полученных всеми партиями, суммировалось, после чего делилось на число мандатов – 25. Получалось первое избирательное числительное – цена одного мандата. Затем число голосов, полученных каждой партией, делилось на первое избирательное число. Получилось целое число мандатов, которые отходили партии. Если оставались нераспределённые мандаты, они отходили тем партиям, у которых справа от запятой в полученном частном были большие значения.

В приведённом примере с результатами выборов пятилетней давности первое избирательное числительное равнялось бы 13 741,92. Частное от деления числа голосов, полученных партиями, на первое избирательное числительное, давало было «Единой России» число 14,38, КПРФ – 3,52, ЛДПР – 2,84, «Справедливой России» - 2,44, Аграрная партия – 1,809. Целые числа позволяют распределить 14 + 3 + 2 + 2 + 1 = 22 мандата. Три нераспределённых мандата отходили бы ЛДПР, Аграрной партии и КПРФ – в соответствии с весом долей справа от запятой. Как видно, пропорциональный метод даёт «Единой России» на один мандат меньше, чем дал бы ей метод Империале.

При распределении полученных партиями мандатов первыми их получают кандидаты, включённые в краевую часть списка. Оставшиеся места распределяются между региональными группами кандидатов в зависимости от процента избирателей, которые проголосовали за них на территории избирательного округа. То есть ключевое значение приобретает не число проголосовавших, а процент поддержки внутри региональной группы. Это очевидно приводит к усилению конкуренции между региональными группами и, по задумке законодателя, к конкуренции внутри самой партии.

Демократия без вариантов

Изменения в проект закона, которые вводят метод Империале и увеличивают до 13 число региональных групп, наличие которых позволяет партии участвовать в выборах, были приняты на мартовском заседании законодательного собрания. В парламент их вносил бывший губернатор Равиль Гениатулин, а поддерживал уже новый – временно исполняющий обязанности Константин Ильковский, при этом представлял законопроект заместитель и того, и другого - Геннадий Чупин. В ходе обсуждения изменений в законопроект не обошлось без достаточно острых дискуссий, но решения прошли, и прошли гораздо более спокойно, чем это происходило в других регионах.

Против внедрения метода Империале на федеральном уровне наиболее последовательно выступали представители партии… «Справедливая Россия». Так, в интервью изданию polit.ru в 2012 году глава фракции эсеров в Госдуме Сергей Миронов заявлял о том, что «метод Империале – это такой подарочек нам от времен Муссолини». «Он очень несправедливый», - говорил Сергей Миронов. Ему вторили коммунисты, которые не раз отмечали , что этот метод даёт преимущество партии-победительнице. Так, первый секретарь Курганского обкома КПРФ, профессор Курганского университета Василий Кислицын в 2012 году говорил буквально следующее: «Победитель получает всё», - отмечая, что ему достаётся даже часть голосов, отданных оппозиции и полностью голоса избирателей тех партий, которые не прошли барьер. Не менее резко против этого метода высказывались и в ЛДПР. Именно благодаря методу империале «Единая Россия» на выборах в Государственную Думу в 2011 году получила 51% мандатов, по факту набрав 49% голосов избирателей.

Во многих регионах, где внедрялся метод Империале, его прохождение сопровождалось скандалами. Но в Забайкальском крае закон на мартовской сессии приняли так, как будто у нас не было 1 марта – с лёгкими скандалами, про которые почти сразу забыли. Пикантность ситуации заключалась в том, что законопроект в начале года вносил беспартийный Равиль Гениатулин, которому усиление позиций «Единой России» - потенциального победителя кампании – логично было на руку как человеку системы, построенной на постоянном доминировании одной политической силы. После смены руководителя региона представители парламентской оппозиции могли рассчитывать на то, что хоть и беспартийный, но всё же почти эсер Константин Ильковский не станет поддерживать законы, играющие против малых партий. Но Ильковский инициативы Гениатулина поддержал. Это значит, что при существующем положении вещей система часто не замечает смены даже губернаторов. Что, впрочем, однозначно не говорит о том, что система плоха – кому-то плоха, а кому-то и то, что нужно.

Коридоры чисел

Вернёмся к вопросам организации предвыборной кампании. Согласно избирательному законодательству, кандидаты, которых выдвигают политические партии, – что по списку, что по одномандатным округам, - подписей не собирают. Кандидаты-самовыдвиженцы по одномандатным округам подписи собирают, но их количество минимально – 0,5% от общего числа избирателей. При населении округа примерно в 30 тысяч избирателей самовыдвиженцу нужно собрать всего 150-160 подписей.

При формировании регионального списка партии формируют краевую часть, в которую может входить от одного до трёх кандидатов. Сам краевой список может быть разбит на 25 частей – по числу региональных групп. Каждая региональная группа соответствует территории одномандатного избирательного округа. Объединение этих групп не допускается.

Количество региональных групп в соответствии с внесёнными на памятной мартовской сессии изменениями в региональное законодательство, не может быть меньше 13. Это, опять же, создаёт проблемы небольшим партиям, которым сложно собрать такое количество групп, в каждой из которых должно быть минимум два кандидата. Но демократия, как её понимает нынешнее руководство региона, - это власть таких политических сил, которые представляют достаточное количество избирателей. Меру достаточности, как это часто бывает, определяют доминирующие политические силы. Они же, понятное дело, дают определение демократии. У нас она такая – в коридоре от 13 до 25.

Таким образом, для прохождения регистрации перед выборами региональному отделению необходимо иметь в своих списках минимум 27 человек – одного в краевую часть и по двое в каждую из 13 региональных групп. Партии формируют региональные группы в соответствии со своим уставом – это записано в законодательстве. «Единая Россия», к примеру, проводит процедуру предварительных выборов – праймериз, участие в которой обязательно для всех кандидатов. У КПРФ кандидатов выдвигают первичные ячейки.

За 45 дней до дня голосования - это касается кандидатов и в губернаторы, и в депутаты - все необходимые для регистрации документы должны быть сданы в соответствующие избирательные комиссии. Каждое избирательное объединение для регистрации должно открыть специальный избирательный счёт для финансирования кампании. Предельный размер избирательного фонда для отделений политических партий – 40 миллионов рублей, для одномандатников – 2 миллиона рублей, для кандидатов в губернаторы – 60 миллионов рублей плюс 6 миллионов на возможный второй тур. Если в ходе кампании расходуется свыше 5% от предельного размера избирательного фонда, то это может быть основанием для отмены регистрации или итогов выборов.

В ходе обсуждения этих предельных значений раздавались предложения о дальнейшем увеличении верхнего порога размера избирательного фонда – с тем, чтобы ограничить желание кандидатов использовать теневые деньги. Но итогового сочувствия у законодателя эти предложения не нашли.

В истории с губернаторскими выборами основным нововведением является внедрение муниципального фильтра. В течение 20 дней после опубликования решения о назначении выборов избирательное объединение должно принять решение о выдвижении своего кандидата. При этом федеральное законодательство разрешает субъекту федерации вводить институт самовыдвиженцев на губернаторских выборах, но в Забайкальском крае этим правом не воспользовались, как, впрочем, и во всех остальных регионах – самовыдвижение возможно только в Москве.

За 20 дней кандидат должен получить разрешение на открытие социального избирательного счёта в Сбербанке и оплатить из фонда изготовление подписных листов. После выдвижения начинается сбор подписей.

Кандидату на должность губернатора необходимо собрать 8% подписей депутатов представительных органов местного самоуправления и избранных глав муниципальных образований. На конец 2012 года в Забайкальском крае насчитывается 324 избранных главы и 4004 муниципальных депутата.

Среди собранных подписей 8% должны принадлежать представителям муниципалитетов так называемого первого уровня – это главы городских округов и муниципальных районов – распределение представлено в таблице. Пять дополнительных процентов принимается как возможный брак. Опасения по поводу брака связаны с тем, что каждая подпись должна быть нотариально заверена, а глава или депутат могут подписаться за кандидата только один раз. Если он подписался второй или третий раз, то засчитывается первая по времени подпись, о которой могут не знать те, за кого глава подпишется во второй раз. Получается, что всего необходимо собрать 363 подписи – 49 подписей первого уровня и 314 – поселенческого.

На выборах нет порога явки и графы «Против всех». Для победы в первом туре будущему губернатору нужно набрать больше 50% голосов, в противном случае назначается второй тур. Если кандидатов двое и ни один из них не набирает 50% плюс один голос, то объявляются повторные выборы.

Законодательные интересы

Таковы правила игры для участников предвыборной гонки. Как это ни странно, но выборы в законодательное собрание в конце апреля кажутся гораздо более интересными, чем выборы губернатора. Хоть «вес» их результатов и несопоставим.

Если Константин Ильковский, под знамёнами которого собрались воодушевлённые решением Владимира Путина единороссы и эсеры, не победит в первом туре, то даже при условии победы во втором это будет смысловым поражением и самого кандидата и президентского решения. Но вероятность этого не очень велика, и наблюдать за борьбой Ильковского с соперниками пока не очень интересно.

А вот на выборах депутатов заксобрания никакой ясности нет, и вряд ли она появится до объявлений результатов голосования. «Единая Россия», несмотря на постоянные попытки демонстрировать собственную силу на фоне слабости соперников, в 2013 году в Забайкальском крае находится в довольно неоднозначном положении. Объединение усилий в губернаторской кампании со «Справедливой Россией», безусловно, скажется на результатах кампании парламентской, да и соперники наверняка в полной мере воспользуются эфемерностью этих политических договорённостей. Интересно появление в числе претендентов «Гражданской платформы», поставившей на бывшего вице-премьера краевого правительства Алексея Кошелева и имеющей шансы на прохождение 5-процентного барьера. Достаточно ресурсов для серьёзных результатов у КПРФ, список которой, вероятно, возглавит Николай Мерзликин. Не стоит списывать со счетов и ЛДПР. Какие-то проценты у парламентских партий оттянут и более мелкие игроки, число которых по сравнению с 2008 годом выросло в разы.

Всё это позволяет прогнозировать гораздо более интересную, чем в 2008 году, предвыборную кампанию и, по итогу, гораздо более пёстрый парламент. Хотя этой весной интересно и с тем, что есть.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления