Политика Задача с двумя неизвестными

Задача с двумя неизвестными

...стало известно о выдвижении кандидатов от партий «Гражданская сила» и «Ветераны России» - Руслана Балагура и Сергея Пельменёва соответственно. Практически очевидно, что один из них является техническим кандидатом, выдвижением которого штаб Ильковского

Политические события в Забайкальском крае после старта избирательной кампании развиваются с одной стороны ожидаемо – появляются новые кандидаты, разворачиваются штабы претендентов на победу, сбор подписей для прохождения муниципального фильтра сопровождается серией мелких скандалов. С другой стороны немало неожиданностей – в кампании появляется новый игрок в лице главного федерального инспектора Баира Жамсуева, некоторые кандидаты продолжают играть в молчанку, а обсуждение предвыборной программы Константина Ильковского выливается в серию привычно-скучных совещаний с чтениями докладов.

Великолепная пятёрка и Балагур

В настоящий момент на должность губернатора претендует врио главы региона Константин Ильковский – кандидат от «Справедливой России», поддержанный «Единой Россией», депутат заксобрания, возглавляющий ОАО «ГРК «Быстринское» Николай Мерзликин, координатор регионального отделения ЛДПР Василина Кулиева, экс-вице-премьер правительства края Алексей Кошелев – кандидат «Гражданской платформы».

22 июня стало известно о выдвижении кандидатов от партий «Гражданская сила» и «Ветераны России» - Руслана Балагура и Сергея Пельменёва соответственно. Первый, судя по скудной информации, является предпринимателем, второй – бывший начальник управления реализации в Забайкальском крае ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания», а ныне – гендиректор ООО «Недра».

Практически очевидно, что один из них является техническим кандидатом, выдвижением которого штаб Ильковского страхуется от возможных эксцессов в ходе выборов. Схема эта широко распространена и применялась, в частности, на последних выборах губернатора Читинской области в 2004 году, когда Равилю Гениатулину противостоял генерал Олег Есаулов, после выборов оказавшийся в статусе начальника управления в администрации губернатора.

Выдвижение технического кандидата добавляет к заботам штаба Ильковского необходимость прохождения этим человеком муниципального фильтра. Здесь крайне сложно будет не влететь в серию мелких скандалов, но я уверен, что все они будут замяты на низовом уровне и итогового результата не изменят – административный ресурс в 2013 году в Забайкальском крае работает ничуть не менее жёстко, чем он работал на выборах в Читинской области.

Прохождение муниципального фильтра кандидатами в губернаторы – отдельная и большая история, которую в Забайкальском крае с учётом расстояний и устоявшихся связей во властной вертикали сложно отследить. Тем не менее, хорошо известно, что представители разных штабов сталкиваются лбами в приёмных нотариусов в самых разных муниципальных районах. Даже без достоверной информации понятно, что сбор подписей в муниципальных районах превратился в череду взаимных уступок, требований и угроз.

Всё это не имеет никакого отношения к продекларированным на федеральном уровне целям, согласно которым фильтр должен отсеять кандидатов, которых не знают в районах. Если Балагур или Пельменёв пройдут муниципальный фильтр, это будет означать, что подписи за них собирали крайне странным способом – обе фамилии не известны даже краевым журналистам.

Ситуация с муниципальным фильтром не сильно отличается по регионам. История в Москве описана 25 июня в блоге общественника Максима Каца. Блогер пишет о том, что полная картина есть только в одном месте - в штабе Сергея Собянина: «Только там есть оргресурсы для понимания того, что на самом деле происходит. А когда информация в одном месте, то и манипулировать ей легко. Завтра лёгким движением руки Митрохин превращается в любимца московских депутатов, а Мельников не набирает нужные голоса, ну или наоборот, срочно возникнет народная любовь к Левичеву и ЛДПРовцу или внезапно из-под земли появится 120 подписей за Паука или Алёну Попову и так далее».

Уверен, что аналогичная ситуация складывается в Забайкальском крае – всё информация по подписям есть только в штабе Ильковского или в администрации губернатора. Остальные кандидаты вынуждены под это положение вещей подстраиваться. Фора перед теми, кто бежит за Ильковским, может быть у Алексея Кошелева, который за годы работы в правительстве накопил серьёзный багаж знакомств в муниципальных районах. КПРФ и ЛДПР также могут пользоваться опытом работы в муниципалитетах, узнаваемостью партий и минимальным, но всё же представительством в районных и поселковых советах. Как бы там ни было, но и Кошелеву, и Кулиевой, и Мерзликину собрать подписи будет непросто. Особенно с учётом сбора подписей за технического кандидата и нелогичным, но объяснимым желанием окружения Ильковского собрать в несколько раз больше подписей, чем требуется.

Кац выступил с инициативой о том, чтобы собрать в открытом доступе понимание реального положения дел с подписями муниципальных глав и депутатов. Не знаю, возможно ли создание такой таблицы в Москве, но в Забайкальском крае подобные попытки обречены на провал – людей за последние 10 лет приучили качественно держать язык за зубами.

Если муниципальный фильтр пройдут четыре базовых кандидата плюс один технический, то это в существующих условиях будет поистине гигантским достижением демократии. Ну, или демонстрацией того, как ловко могут четыре взаимоисключающих силы решить олимпиадную задачу по математике, в обстановке, когда соперники с азартом пихают тебя локтями в живот.

Справедливость Жамсуева

Вопросы справедливости при прохождении избирательной кампании в предлагаемой забайкальцам для восприятия конструкции отныне должен решать главный федеральный инспектор Баир Жамсуев. Его попросили выступить координатором избирательных кампаний по выборам депутатов заксобрания и губернатора. Кто попросил – не сообщается, но очевидно, что администрация президента, сотрудником которой Жамсуев и является.

Всё бы ничего, но Жамсуев входит в руководство регионального отделения «Единой России». Кроме этого Жамсуев наверняка мог бы претендовать на пост главы региона. Поставь его с Ильковским в абсолютно равные условия, у последнего в Забайкальском крае не было бы никаких шансов. Но Жамсуев – человек системы, что и так понятно, и в марте было отдельно озвучено Иосифом Кобзоном.

Назначение Жамсуева на несуществующую должность вполне вписывается в современную российскую политическую реальность. Хотя логика процесса говорит о том, что Жамсуев будет курировать не столько избирательные кампании, сколько выборы Ильковского. Уверен, что это понимают и в штабах соперников Ильковского, но партии вряд ли пойдут на открытую конфронтацию со схемой, которую предлагает Кремль. Хотя бы до того, как пройдут муниципальный фильтр.

Социальные сети, манулы и «Википедия»

Любопытно, как подходят к вопросам агитации основные кандидаты в губернаторы. В соответствии с действующим законодательством, в СМИ кандидаты не могут агитировать до 8 августа. Разрешена любая наружная агитация – баннеры, футболки, выпуск бюллетеней при условии оплаты всего этого из избирательных фондов.

Пока максимально эти возможности использует штаб Ильковского. В Чите появились молодые люди, на футболках которых написано, что они – команда Ильковского. Издана первая газета с тиражом в 100 тысяч экземпляров и с заходом про путешественника Марко Поло. В минувшее воскресенье врио губернатора провёл встречу с блогерами региона. Признаюсь, я был удивлён эффектом от этого мероприятия. Все прочитанные мною в блогах отчёты по итогам встречи если не лучились счастьем от встречи с Константином Константиновичем, то всё равно выражали удовлетворение от того, что этот человек, вероятно, будет руководить регионом. И это заслуга самого Ильковского – не его штаба.

Алексей Кошелев пока активен в основном в социальных сетях. Его нет в «Живом Журнале», но за минувшую неделю он появился «ВКонтакте» и Facebook (запрещённая в России экстремистская организация), проводя политику массового добавления пользователей «в друзья». В Twitter Кошелев присутствовал уже тогда, когда работал вице-премьером. Более того, штабом Кошелева создана страница про кандидата в «Википедии», и её создатели ведут неравную борьбу с модераторами свободной энциклопедии за право существования статьи. Баннеры «Гражданской платформы» можно увидеть на отдельных городских мероприятиях, типа автомобильных гонок. Пока всё.

ЛДПР и КПРФ до сих пор ограничиваются малоинформативными баннерами, основное содержание которых – по четыре буквы, составляющие название партий. В Чите можно увидеть баннеры «Патриотов России» и «Единой России» - первые единичны, вторых достаточно много, но тоже без особого смысла. Фотографий кандидатов в губернаторы пока нет, хотя некоторые лозунги грядущей баннерной кампании уже известны.

На меня газеты по типу рассказов о путешественнике Марко Поло, за которыми следуют развёрнутые биографии о кандидате в губернаторы, действуют примерно так же, как реклама пластиковых окон в лифте. Какой-то отпечаток на сознание всё это откладывает, но не добавляет никаких смыслов. А смыслы нужны – их категорически не хватает многие годы.

Мне импонирует подход к этому процессу действующего президента Владимира Путина, который с 16 января по 27 февраля 2012 года опубликовал в семи ключевых федеральных газетах программные статьи.

И сами материалы, и методика их распространения вызвали самые разные оценки, но нельзя не отметить, что Путин не рассказывал о том, какой он и где работал сразу после института – это всем хорошо известно без агитационных листовок. Будущий глава государства говорил о том, какую конкретно работу он намерен проводить на посту президента, и тезисы статей легли в основу и знаменитых «майских указов» президента. Понятно, что Путин программными статьями не загонял себя в коридор, движение по которому – единственно возможный путь для главы государства, но логика кандидата была достаточно ясна тем избирателям, которым было важно разобраться в планах Путина. Остальным хватило баннеров и роликов по телевизору.

Важен и сам прецедент подобных статей в предвыборный период – их безуспешно пытались приравнять к агитации, но ЦИК заявил о том, что агитации в статьях нет – есть только информация.

Пока же вместо понимания того, куда будет двигаться регион после 8 сентября, мы читаем про Марко Поло, манулов, Олимпийский огонь и размышляем о том, отвечать ли на запросы о добавлении в друзья.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления