Политика 54% надежды

54% надежды

За Жданову плохо голосовали в краевом центре и Читинском районе, максимальные проценты Жданова получила в Агинском округе и муниципальных районах на юге региона.

Наталья Жданова 18 сентября выиграла выборы губернатора Забайкальского края, набрав около 54% голосов. Это была не очень простая победа – поначалу казалось, что губернаторские выборы могут перейти во второй тур, но уже к трём часам ночи Жданова перешагнула 50-процентный рубеж, необходимый для победы в первом туре. Тем не менее, врио губернатора набрала почти на 20% меньше голосов, чем три года назад находившийся в аналогичной ситуации Константин Ильковский.

За Жданову плохо голосовали в краевом центре и Читинском районе, где врио губернатора поддержали от 44 до 50%. Это обычная история – протестные настроения традиционно сильны именно в относительно благополучной Чите и пригородах, и чем выше уровень жизни, тем менее охотно люди голосуют за партию власти и её представителей. Так было на губернаторских выборах в 2013 году, так было и на референдуме по объединению Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа в 2007 году. Максимальные проценты Жданова получила в Агинском округе и небольших муниципальных районах на юге и юго-востоке региона, и это тоже обычная история – агинчане всегда голосуют дисциплинированно, так, как надо власти, а в небольших муниципалитетах власти легче управлять итоговым результатом.

Почему выбор Кремля после отставки Ильковского пал на Жданову, которая в тот момент возглавляла региональное заксобрание, – неизвестно, но она вполне соответствовала всем формальным требованиям: единоросс, забайкалец, лояльна федеральной власти, де-юре второй человек в регионе после губернатора.

Смена Ильковского на Жданову изменила правила игры в региональной власти. При Ильковском было много экспериментов и мало осязаемой системы. Возможно, он следовал какой-то внутренней логике, но в требующей тонкости, опыта и внутреннего чутья чиновничьей работе часто доверялся откровенно неудачным советам плохо подобранного окружения.

Ильковский в 2013 году собрал в итоговом 70-процентом результате усталость населения, желающего перемен после 17-летней эпохи правления Равиля Гениатулина. У Ильковского были все шансы на то, чтобы эти перемены обеспечить, но он с первого же дня стал совершать слишком много ошибок. Плюс ему сильно не повезло с временами. Россия в его бытность губернатором оказалась втянута в конфликт на Украине, ввязалась в историю с Крымом и за геополитическими войнами судьбы регионов для федерального центра отошли на второй план. Потом случились санкции, полномасштабный кризис, от которого больше всего вновь пострадали субъекты федерации.

Настроение населения в 2016 году сильно отличается от романтичных ожиданий 2013-го - люди устали от чехарды во власти, которая грозит затянуться на долгие годы. Это помножено на резко упавший уровень жизни, девальвацию национальной валюты, инфляцию и отсутствие света в конце тоннеля. Сюда же стоит приложить антирейтинг Ильковского, который к 2016 году достиг таких значений, что бывший губернатор предпочёл не появляться в регионе на протяжении всей избирательной кампании. Рядового избирателя хоть и не принято считать интеллектуалом, но люди, конечно, хорошо помнят, как ожидание перемен к лучшему за три года сменилось на ощущение безысходности.

Несмотря на очень резкую риторику избирательной кампании самой Ждановой, окружение которой обвиняет команду Ильковского во всех смертных грехах, за время с момента назначения врио губернатора Жданова не сделала ничего такого, что резко бы отличалось от тактики Ильковского в 2013 году. Точно так же, как три года назад, была анонсирована разработка очередной программы развития региона. Выбрано несколько крупных объектов в промышленности, которые должны дать сотни или тысячи рабочих мест. Обозначены ключевые приоритеты, которые мало отличаются от акцентов предшественников – АПК, горнодобывающая промышленность, лесная отрасль и туризм. Ещё один неизменный лейтмотив - системные поездки за деньгами в Москву.

Единственное, что отложено на после выборов и до сих пор остаётся загадкой – реорганизация структуры правительства. Ильковский развалил администрацию губернатора, включая информационную и внутреннюю политику, сократил число министерств и много экспериментировал с кадровыми решениями. Жданова тоже не очень осторожна в кадровой политике – она так же первым делом распустила правительство, уволила нескольких опытных министров и начала экономить на уставших от сокращений чиновниках. Вместе с тем она явно серьёзнее подошла к вопросу реорганизации системы органов исполнительной власти. Известно, что при Ждановой действует сразу несколько групп, которые верстают новую структуру правительства, и окончательный её вариант мы увидим только после выборов.

У Ждановой нет опыта управления экономическими процессами, и, судя по тому, что происходит в регионе в 2016 году, ситуация эта существует отдельно от нынешней региональной власти и зависит в основном от процессов федерального масштаба. Кто у Ждановой будет отвечать за попытки влиять на ситуацию, например, в потребительском секторе или в реальной поддержке малого и среднего бизнеса, непонятно.

Неизвестно, как будет строить Жданова отношения со СМИ, общественными организациями, каким она видит заксобрание после 2018 года, будут ли в регионе завинчиваться какие-то гайки, или, напротив, появится больше смысловой свободы. Остаётся вопрос и о том, сможет ли Жданова и окружающие её люди контролировать эмоции губернатора, или они могут быть положены в фундамент принятия управленческих решений. Ответов на многие вопросы до выборов получено не было. Мы, как и в 2013 году, практически не представляем, кого выбрали.

Каждый новый губернатор в молодом, но уже таком многострадальном Забайкальском крае, начинает строить систему власти под себя и своё видение мира. Как только губернатор меняется, систему приходится строить заново. У Ждановой в 2016 году уже гораздо меньше ресурсов, прежде всего кадровых, для того, чтобы попробовать смастерить что-то универсальное, заточенное под интересы региона и особенности текущей федеральной и региональной властной конъюнктуры. Тем не менее, ресурсы эти ещё есть.

Если ими грамотно не воспользоваться, то для следующего губернатора новую структуру правительства будет просто некому рисовать и её будет некем наполнять.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления