Еда уходит, чем же заменить?

Автор нашумевшего «Духless» Сергей Минаев в свойственной ему грубой и мужской манере беспокоящихся о запрете импорта назвал истеричками и даже экономически обосновал своё слоновье спокойствие и патриотизм.
Ребята на Селигере, которых принято обзывать обидным словом «нашисты», ещё в июле нарисовали футболки с желудком вместо сердца и призывным #ЕшьРоссийское, а звёзды кино и телевидения засвидетельствовали в твиттере своё почтение российским продуктам.
И вот уже тех, кто хотел бы есть хамон ранним воскресным утром или стейки из мраморной говядины на семейный ужин в четверг, называют, как минимум, нытиками, а то и открыто их ненавидят, как привилегированное меньшинство. Впрочем, это уже вопросы менталитета.
Но все эти селигеры и бравада в аккаунтах социальных сетей, общественный раскол и даже политическая подоплёка санкций до лампочки продуктовым магазинам и ресторанам, стабильно снабжавшим забайкальцев деликатесами из заграницы.
Пармезан — всё
Директор магазинов «Караван» Илона Кирсанова, согласившись с правительственным курсом «щёлкать по носу» Евросоюз и Америку, тем не менее, беспокоится за отсутствие производства живых йогуртов взамен французских. При том, что в «Караванах», как в немногих продуктовых супермаркетах Читы, можно отыскать оригинальную арахисовую пасту и кленовый сироп, алтайский мёд нам всем в помощь.
Директор торговой сети «Читинка» Эдуард Бадмаев очень осторожно заметил, что китайские фрукты — это совсем не европейские. Да и молоко, которое по тетрапакетам разливает Россия под рекламные ролики о счастливой деревенской жизни, закупали в Европе, так как дефицит. И что спрос-то на отечественный продукт-то возрастёт, но кто, в таком случае, будет сдерживать растущие в ответ цены? И дело даже не в алчности местных производителей, просто на большие объёмы потребления нужно отвечать расширением производства, а на это нужны деньги — не субсидии же в сельское хозяйство от государства ждать.
Да и вдруг навыращивать кубанских яблок, чтобы заполнить фруктовые прилавки зимой-весной, вряд ли удастся. Положим, что страны, не влезшие в продуктовую и иную войну с Россией захотят и поддержат меню японских ресторанчиков, французских кафе российского малого бизнеса в нелёгкий год эмбарго. Разве не займут эти торговые партнёры тёплое место на рынке сбыта так, что отечественному производителю что Австралия с говядиной, что Бразилия — станет всё равно. Останется всё равно. Но не место.
На белорусов надежда
Товаровед супермаркета «Темп» Марина Березуцкая отметила, что торговля просядет на полках с молочной продукцией, сырами и колбасами: «Литовскую молочку «Сваля» постараемся заменить Белоруссией, в линейке «Савушкин продукт» есть аналогичные продукты. На выставке в Москве также довелось попробовать и йогурты, и кефиры, и «снежок» из российского и белорусского молока — очень вкусно, правда срок хранения небольшой».
Белоруссия, надо отметить, от импорта не отказалась — имеет право, к тому же, если качество позволяет. В народе это называют «и рыбку съесть». В «Темпе» же признались, что мясные деликатесы и колбасы неплохо делает комбинат «Бахрушин» — так, что «местные потом пробовать не хочется». Да и, можете не верить, белорусская колбаса тоже очень вкусная.
«По фруктам мы ещё не знаем, как будем выкручиваться. Если манго нет — то его не добудешь, из Китая его не возят», — показывает Марина Березуцкая на пальцах, что исчезнет с прилавков в ближайшее время.
На этом фоне отдельные читинские рестораторы выглядят весьма смиренно и невозмутимо. Потому возникает вопрос, куда разошлись те 7 тонн мяса из стран Евросоюза, за 7 месяцев 2014 года: «Из стран Евросоюза, США, Канады, Австралии завозили в основном мясную продукцию – свинину, говядину и мясо птицы. За семь месяцев этого года на территорию края завезено около 12 тысяч тонн импортного мяса, большая часть продукции пришлась на страны ЕС – почти 7 тысяч тонн».
Места для местных
Пока список «ответных мер» нашего государства, прикрывающего ограничение выбора своих граждан патриотизмом и «мы им там покажем», окончательно не сформирован. Но ждать добра и надеяться на то, что Москва поможет, пора перестать. Давно пора перестать.
Задолго до санкций директор торговой сети «Привоз» Юрий Бажин рассчитывал для краевого министерства экономического развития на примере сети денежные ниши, которые, при удачном совпадении ума, господдержки и работы, собственно, министерства, мог бы занять местный малый бизнес.
# | Наименование товара | Годовой оборот розничных сетей края (руб. ) |
---|---|---|
1 | Водка | 210 000 000 |
2 | Вина | 100 000 000 |
3 | Пиво | 13 000 000 |
4 | Безалкогольные напитки | 90 150 000 |
5 | Хлебобулочные изделия | 16 500 000 |
6 | Сухари/бублики/соломка | 10 050 000 |
7 | Конфеты | 57 000 000 |
8 | Вафли | 10 000 000 |
9 | Печенье | 40 000 000 |
10 | Кексы/рулеты | 8 000 000 |
11 | Пряники | 13 000 000 |
12 | Пастила/щербет/восточные сладости | 2 500 000 |
13 | Мармелад | 5 000 000 |
14 | Зефир | 4 000 000 |
15 | Крем/шоколадная паста | 3 500 000 |
16 | Жевательные конфеты/драже/леденцы | 13 000 000 |
17 | Кукурузные палочки | 2 500 000 |
18 | Шоколадные батончики | 23 000 000 |
19 | Шоколадные плитки | 41 000 000 |
20 | Мёд и сопутствующие продукты | 2 000 000 |
21 | Какао/горячий шоколад | 2 800 000 |
22 | Крупа/мука | 38 000 000 |
23 | Макаронные изделия | 21 800 000 |
24 | Уксус | 760 000 |
25 | Сухие завтраки | 10 000 000 |
26 | Джемы/варенье/повидло | 5 000 000 |
27 | Консервы/мясные паштеты | 16 000 000 |
28 | Консервы/паштеты из птицы | 3 000 000 |
29 | Консервы/паштеты из рыбы | 22 000 000 |
30 | Овощные консервы | 40 000 000 |
31 | Фруктово-ягодная консервация | 15 000 000 |
32 | Сгущёное молоко/сливки | 21 000 000 |
33 | Каши/супы | 1 800 000 |
34 | Аджика | 1 250 000 |
35 | Горчица | 2 300 000 |
36 | Кетчупы/томатные соусы | 11 000 000 |
37 | Хрен | 800 000 |
38 | Томатная паста | 3 020 000 |
39 | Соевые соусы | 2 600 000 |
40 | Соусы на основе майонеза | 1 500 000 |
41 | Майонезы | 30 000 000 |
42 | Маринады | 700 729 |
43 | Колбасные изделия | 150 000 000 |
44 | Мороженое | 27 000 000 |
45 | Замороженные мучные изделия | 10 000 000 |
46 | Замороженные мясные полуфабрикаты | 50 000 000 |
47 | Замороженные полуфабрикаты из птицы | 50 000 000 |
48 | Замороженная рыба | 31 000 000 |
49 | Замороженные рыбные полуфабрикаты | 4 800 000 |
50 | Вареники | 3 000 000 |
51 | Йогурты | 17 000 000 |
52 | Сливочное масло | 33 000 000 |
53 | Молоко | 130 000 000 |
54 | Сливки | 2 000 000 |
55 | Сметана | 8 700 000 |
56 | Сыры | 88 500 000 |
57 | Творог | 7 500 000 |
58 | Молочная продукция местного производства | 64 500 |
59 | Куриное яйцо | 50 000 000 |
60 | Картофель | 16 000 000 |
61 | Морковь | 5 000 000 |
62 | Свекла | 1 000 000 |
— При адекватной цене и товарном виде местные продукты всегда окажутся в приоритете у торговых сетей. Беда в том, что, во-первых, никто с местными производителями не работает, деньги на развитие малого бизнеса пускают не структурировано, хаотично, — рассуждает Бажин. — Во-вторых, тот производитель, что сейчас уже работает в Забайкалье, в большинстве своём продукцию не перерабатывает. Вырастит картофель и приходит в «Привоз» — заберите, мол. А о том, что картофель нужно помыть, расфасовать по привлекательным упаковкам, и тогда не только «Привоз», но и другие сети заинтересуются, производитель не думает. И никто его учить не берётся.
В минэкономе Забайкальского края на телефонные звонки привыкли отвечать «на сайте всё есть». Но потрудились уточнить, что основной сферой деятельности зарождающихся предприятий малого бизнеса является торговля и сфера услуг. Так что китайскую обувь, если вдруг итальянскую запретят, будет кому чинить.
Идея фото — the-village.ru. Благодарим за помощь в проведении съёмки магазин «Темп».
КОММЕНТИРУЕМОЕ ЗА СУТКИ
Инвестор намерен арендовать земли вокруг забайкальского села, оставив местных без пастбищ 17
Министр здравоохранения не позволила снять маски участникам круглого стола в Чите 15
Дом Юнармии открыли в Чите 14
Осипов лично участвует в некоторых собеседованиях правительства - пресс-служба 13
Проблема с кадрами врачей в Забайкалье не из-за плохого здравоохранения – глава ККБ 12