Р!
16 ДЕКАБРЯ 2019
14 декабря 2019

Всего три говорящих на эвенкийском старика осталось в Тунгиро-Олёкминском районе

Всего три человека осталось в Тунгиро-Олёкминском районе Забайкальского края, умеющих говорить на эвенкийском языке, и все трое – старики, сообщается в газете «Северная правда» от 4 сентября со ссылкой на учительницу эвенкийского Викторию Дармаеву.

«На весь Тунгиро-Олёкминский район всего лишь трое стариков, говорящих на эвенкийском. Но они слишком дряхлые, их невозможно привлекать к работе с детьми», – рассказала Дармаева.

Как уточняет издание, в соседнем Тунгокоченском районе осталось 8-10 носителей языка, а в Каларском эвенкийский изучается лишь факультативно, что может привести к утрате языка на территории Забайкалья.

«В школе-интернате для детей-эвенков в посёлке Куанда преподаватель национального языка уволилась посреди учебного года, сейчас факультативов не ведётся. Лишь в одной северной школе, в селе Тупик Тунгиро-Олёкминского района, в начальных классах преподаётся эвенкийский язык – обучаются девять ребятишек из 35», – пишет «Северная правда».

НазадВперёд
21 отзыв

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

Добавить
  • Отзывы
  • Правила
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

"слишком дряхлые" - учитель более тактичного и уважительного слова видимо не знает. Чему же она может научить детей, если сама с таким не уважением относится к людям. 

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

В южной Якутии и в Амурской области целые деревни свободно болтают на Эвенкийском языке, в том числе даже местные русские, в чем проблема? Надо, там научат.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

А кому он нужен этот язык ? Достаточно в РФ знать государственный.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

В Удмуртии профессор несколько дней назад сжег себя на площади из за отсутствия внимания к вымиранию удмуртского языка. Есть люди которые преданно чтут традиции предков, не то что большинство.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

С хорошим знанием этого языка можно смело уезжать в крупные промышленные центры: там очень хорошо зарабатывают репетиторы экзотической оральной практики.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

При современном уровне ассимиляции народов и народностей вымирающие языки-объективный процесс, как и искусственное их поддержание в массовом порядке. Всё должно быть на добровольной основе. Вот у меня внучка изучает вымирающий, а точнее не употребляемый  в быту и на государственном уровне даже самими евреями, древний язык идиш. Нравится для развития, ну и пусть изучает. Борис Петрович

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

При современном уровне миграции из Забайкалья в этих трёх северных районах вместе взятых лет через 50 останется жить человек 500 русскоговорящих с двумя школами на вмех. Тут уж, увы, не до вымирающих языков, соглашусь.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Весь Тунгиро_Олёкминский район более 1 тыс.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Если точнее, 800 с хвостиком жителей  там проживает

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Даже в Африке русский матерный никогда не исчезнет.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Уважаемый Борис Петрович, часто соглашаюсь с Вашими выводами Но в данном случае не соглашусь. А именно не согласен с утверждением что при современном уроане ассимиляции народов и народностей вымирающие языки-объективный процесс. Это не обьективный процесс. Это историческое явление, в котором обьективное и субьективное взаимосвязаны.Это результат сложных экономических, политических, культурных процессов, в которых субьективное, в том числе правильностьили неправильность.  грамотность или неграмотность управленческих решений имеет  огромную роль. Современная информационно- потребительская цивилизация- не единственная модель развития общества. Она может завести человечество в тупик. Существуют другие варианты разввития , взаимодействия человека и природы, социальных групп. межличностных отношений, которые представлены в экономическом и бытовом укладе, в материальной и духовной культуре в том числе северных народов, и эвенкийского народа. Возможно этот способ жизни и будет востребован историей в будущем. Этот способ жизни также обьективен как и техногенный. Это как спящие почки или ветви на дереве, от которых в будущем и вырастит новый ствол. 

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Продолжение. Поэтому правильные, дальновидные, грамотные управленческие решения и в области экономики, и в политической и духовной жизни должны содержать в себе и вектор.   направленный на сохранение укладов жизни этих народов, а значит и языка. Потому что с помощью языка мы осознаем сущность явлений, в том числе ту сущность, которую мы не видим в настящее время..В языке открывается картина мира, живет дух и душа народа.  Исчезновение языка- это и результат непродуманных упоавленческих решений, когда в угоду экономической целесообразности приносится в жерву традиционный уклад жизни  народов, в том числе, например, сокращение площади оленеводческих  пастбищь, о чем уже бьют тревогу на севере Забайкалья. Поэтому нужно не только  исскусственное поддерживание языка, а создание экономических и духовных условий, чтобы язык жил.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Валерий! Ну кто же будет опровергать Ваши теоретические  доводы. Так должно быть, но к сожалению мировые тенденции свидетельствуют о ином движении. Нет никому дела до выживания всех без исключения народностей, Скорее наоборот. Борис Петрович

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Уважаемый Борис Петрович! Мироаые тенденции - дело людей, воплощение чьих- то прогоамм. Где субьективность , реализация интересов- занимают далеко не последнее место. Так можно при решении любых проблем спрятаться за якобы их обьективеость

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Валерий! С уважением отношусь с Вашей позицией, но лишь частично м продолжаю настаивать на объективности процесса. Как Вы думаете в СССР учёные от общественных наук с носа выковыряли термин "общность советский народ". Да нет же. При всё возрастающей миграции растёт и уровень ассимиляции народов и народностей и поглощение ими малочисленных. Юнеско сообщает, что в мире из обращения исчезают ежегодно порядка 25 языков. Уровень смешанных браков в отдельных странах просто зашкаливает. Медицинское сообщество утверждает, что это  на пользу здоровья народонаселения. Определить национальность потомков через несколько поколений просто невозможно и по этой причине многие страны отказываются от национальной принадлежности и признают только гражданство. Утрачивается  с бешенной скоростью идентичность и по другим параметрам, в том числе по языковому признаку(учат все и всё, но необходимое для жизни). Вы думает власти Украины и Прибалтов признают русских как национальные меньшинства это спонтанно. Да нет. Создаются искусственно рычаги ассимиляции в угоду своей идентичности. Так-что управлять процессами надо, но не значит двигаться в одном направлении, тем более вспять. Борис Петрович

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Уважаемый Борис Петрович, вот видите, Вы же сами говорите, что в Ураине и Прибалтике  искусственно рычаги ассимиляции в угоду своей идентичности . То есть сохранение или исчезновение языка это в том числе управляемый процесс. А мировые тенденции? Что ж, когда шла промывка мозгов о необходимости пенсионной реформы ссылка на мировые тенденции тоже была не последним аргументом.Да и когда навязывали либеральные реформы- многие тоже ссылались на мировые тенденции и мировой опыт.  История вариативна.  Многое зависит от политической воли и интеоесов конкретных групп.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

В "Северной правде" перепечатана статья годовой давности, если не больше. Почему не указываете это? Подаете как свежие новости. А ситуация с изучением эвенкийского языка в северных районах Забайкальского края за истекший год изменилась к лучшему. Наши эвенки, к слову сказать, перенимают опыт амурчан. В Тунгокочене пытаются создать "родовое гнездо", детский сад, где все будут говорить на эвенкийском языке.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Для Н.К.  Детсад для оседлых эвенков специально в малочисленных поселениях явно профанация. Вам лучше изучить сам термин "Родовое гнездо" и законодательство относительно их финансирования.  На весь Тунгокоченский , а уж тем более Тунгиро - Олёкминский район  наберётся  детишек детсадовского возраста лишь на один детсад. Однако отрыв детей эвенков от семьи в советское время обернулся для многих бедой. Учитывайте и это. Ну, да ладно. Решать надо самим эвенкам. Помнится на стыке 80-90 годов Ассоциацию эвенков  Читинской области возглавляла учитель Григорьева. Пришла как-то она ко мне и попросила выделить денег на возрождение традиций этого народа. Выделили из бюджета. Пришло время отчитаться. Оказалось деньги она потратила на свадьбу сына. Объяснила легко. В жены взял не соплеменницу для обновления утраченной потомками родом крови эвенкийского народа. Будут проводить эксперимент. Ну как говорится  полный п.ц. Борис Петрович

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Уважаемый Б.П. Я говорю лишь о намерении создания "родового гнезда",   а не о случившемся факте.  Речь идет о детском саде в селе Тунгокочен, бывшем районном центре. Поэтому детей от семей там никто не собирается отрывать. Обучать эвенкийскому языку ( судя по  выступлению Н. Ягудиной, вице-президента общественной ассоциации эвенков Забайкальского края на Круглом столе в Благовещенске, 2019 г.) собираются не только детей-эвенков, а всех питомцев детсада - любой национальности. 

НО! Первое, что пришло мне в голову: если на это согласятся  их родители. И второе "НО" - все сотрудники детсада должны владеть эвенкийским языком и общаться на нем с воспитанниками.  а этого в реальности нет. Н. Жуманеева, похоже, пока в единственном лице -  она ведет занятия по эвенкийскому языку в этом детском саду. И мне лично неизвестно, как к подобной инициативе (созданию "родового гнезда" на своей базе) относятся остальные сотрудники детсада. 

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Буряты, вы бы присмотрелись к этой новости повнимательнее. К сожалению, "федерация", в которой ваш (и многие другие народы) имеет удовольствие проживать, устроена именно так - в ней один государственный язык и множество тех, кому уготована участь деревенских диалектов, знать которые, в общем-то, ни к чему - с ними карьеру не сделаешь ни в одной сфере жизни. Процесс русификации не-русских народов, отлучения их от родных языков идёт полным ходом. Он идёт прямо по трупам мучеников, таких, как Альберт Разин, сжёгший себя в Ижевске в защиту удмуртского языка. Через 2-3 поколения вполне может появиться новость о последних нескольких стариках, которые говорят на бурятском.  

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Полностью с Вами согласен.

В начале 20 века среди бурят было движение "Ардын гэгээрэл" - "Народное просвещение". Имена учителей-просветителей до сих пор у нас помнят и чтут.

В моем родном тоонто Урда-Ага была построена и начала работать начальная школа аж в 1916 году (несмотря на продолжающуюся мировую войну!!), столетие которой отмечали  3 года назад.

А теперь через 100 лет бурятам опять нужна "Ардын гэгээрэл". Печально.