Р!
Р!
Р!
19 АПРЕЛЯ 2021
17 апреля 2021

Всего три говорящих на эвенкийском старика осталось в Тунгиро-Олёкминском районе

Всего три человека осталось в Тунгиро-Олёкминском районе Забайкальского края, умеющих говорить на эвенкийском языке, и все трое – старики, сообщается в газете «Северная правда» от 4 сентября со ссылкой на учительницу эвенкийского Викторию Дармаеву.

«На весь Тунгиро-Олёкминский район всего лишь трое стариков, говорящих на эвенкийском. Но они слишком дряхлые, их невозможно привлекать к работе с детьми», – рассказала Дармаева.

Как уточняет издание, в соседнем Тунгокоченском районе осталось 8-10 носителей языка, а в Каларском эвенкийский изучается лишь факультативно, что может привести к утрате языка на территории Забайкалья.

«В школе-интернате для детей-эвенков в посёлке Куанда преподаватель национального языка уволилась посреди учебного года, сейчас факультативов не ведётся. Лишь в одной северной школе, в селе Тупик Тунгиро-Олёкминского района, в начальных классах преподаётся эвенкийский язык – обучаются девять ребятишек из 35», – пишет «Северная правда».

НазадВперёд
21 отзыв
После нажатия на кнопку «Добавить», на E-mail или по SMS будет выслан код подтверждения. Или авторизуйтесь обычным образом или через соцсети (кликнув на иконку соцсети над формой)(кликнув на иконку соцсети слева).
Для публикации комментария требуется авторизация на портале или подтверждение указанного e-mail. Введите код, отправленный вам на e-mail

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

НазадДобавить
  • Отзывы
  • Правила
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

"слишком дряхлые" - учитель более тактичного и уважительного слова видимо не знает. Чему же она может научить детей, если сама с таким не уважением относится к людям. 

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

В южной Якутии и в Амурской области целые деревни свободно болтают на Эвенкийском языке, в том числе даже местные русские, в чем проблема? Надо, там научат.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

А кому он нужен этот язык ? Достаточно в РФ знать государственный.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

В Удмуртии профессор несколько дней назад сжег себя на площади из за отсутствия внимания к вымиранию удмуртского языка. Есть люди которые преданно чтут традиции предков, не то что большинство.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

С хорошим знанием этого языка можно смело уезжать в крупные промышленные центры: там очень хорошо зарабатывают репетиторы экзотической оральной практики.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

При современном уровне ассимиляции народов и народностей вымирающие языки-объективный процесс, как и искусственное их поддержание в массовом порядке. Всё должно быть на добровольной основе. Вот у меня внучка изучает вымирающий, а точнее не употребляемый  в быту и на государственном уровне даже самими евреями, древний язык идиш. Нравится для развития, ну и пусть изучает. Борис Петрович

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

При современном уровне миграции из Забайкалья в этих трёх северных районах вместе взятых лет через 50 останется жить человек 500 русскоговорящих с двумя школами на вмех. Тут уж, увы, не до вымирающих языков, соглашусь.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Весь Тунгиро_Олёкминский район более 1 тыс.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Если точнее, 800 с хвостиком жителей  там проживает

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Даже в Африке русский матерный никогда не исчезнет.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Уважаемый Борис Петрович, часто соглашаюсь с Вашими выводами Но в данном случае не соглашусь. А именно не согласен с утверждением что при современном уроане ассимиляции народов и народностей вымирающие языки-объективный процесс. Это не обьективный процесс. Это историческое явление, в котором обьективное и субьективное взаимосвязаны.Это результат сложных экономических, политических, культурных процессов, в которых субьективное, в том числе правильностьили неправильность.  грамотность или неграмотность управленческих решений имеет  огромную роль. Современная информационно- потребительская цивилизация- не единственная модель развития общества. Она может завести человечество в тупик. Существуют другие варианты разввития , взаимодействия человека и природы, социальных групп. межличностных отношений, которые представлены в экономическом и бытовом укладе, в материальной и духовной культуре в том числе северных народов, и эвенкийского народа. Возможно этот способ жизни и будет востребован историей в будущем. Этот способ жизни также обьективен как и техногенный. Это как спящие почки или ветви на дереве, от которых в будущем и вырастит новый ствол. 

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Продолжение. Поэтому правильные, дальновидные, грамотные управленческие решения и в области экономики, и в политической и духовной жизни должны содержать в себе и вектор.   направленный на сохранение укладов жизни этих народов, а значит и языка. Потому что с помощью языка мы осознаем сущность явлений, в том числе ту сущность, которую мы не видим в настящее время..В языке открывается картина мира, живет дух и душа народа.  Исчезновение языка- это и результат непродуманных упоавленческих решений, когда в угоду экономической целесообразности приносится в жерву традиционный уклад жизни  народов, в том числе, например, сокращение площади оленеводческих  пастбищь, о чем уже бьют тревогу на севере Забайкалья. Поэтому нужно не только  исскусственное поддерживание языка, а создание экономических и духовных условий, чтобы язык жил.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Валерий! Ну кто же будет опровергать Ваши теоретические  доводы. Так должно быть, но к сожалению мировые тенденции свидетельствуют о ином движении. Нет никому дела до выживания всех без исключения народностей, Скорее наоборот. Борис Петрович

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Уважаемый Борис Петрович! Мироаые тенденции - дело людей, воплощение чьих- то прогоамм. Где субьективность , реализация интересов- занимают далеко не последнее место. Так можно при решении любых проблем спрятаться за якобы их обьективеость

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Валерий! С уважением отношусь с Вашей позицией, но лишь частично м продолжаю настаивать на объективности процесса. Как Вы думаете в СССР учёные от общественных наук с носа выковыряли термин "общность советский народ". Да нет же. При всё возрастающей миграции растёт и уровень ассимиляции народов и народностей и поглощение ими малочисленных. Юнеско сообщает, что в мире из обращения исчезают ежегодно порядка 25 языков. Уровень смешанных браков в отдельных странах просто зашкаливает. Медицинское сообщество утверждает, что это  на пользу здоровья народонаселения. Определить национальность потомков через несколько поколений просто невозможно и по этой причине многие страны отказываются от национальной принадлежности и признают только гражданство. Утрачивается  с бешенной скоростью идентичность и по другим параметрам, в том числе по языковому признаку(учат все и всё, но необходимое для жизни). Вы думает власти Украины и Прибалтов признают русских как национальные меньшинства это спонтанно. Да нет. Создаются искусственно рычаги ассимиляции в угоду своей идентичности. Так-что управлять процессами надо, но не значит двигаться в одном направлении, тем более вспять. Борис Петрович

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Уважаемый Борис Петрович, вот видите, Вы же сами говорите, что в Ураине и Прибалтике  искусственно рычаги ассимиляции в угоду своей идентичности . То есть сохранение или исчезновение языка это в том числе управляемый процесс. А мировые тенденции? Что ж, когда шла промывка мозгов о необходимости пенсионной реформы ссылка на мировые тенденции тоже была не последним аргументом.Да и когда навязывали либеральные реформы- многие тоже ссылались на мировые тенденции и мировой опыт.  История вариативна.  Многое зависит от политической воли и интеоесов конкретных групп.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

В "Северной правде" перепечатана статья годовой давности, если не больше. Почему не указываете это? Подаете как свежие новости. А ситуация с изучением эвенкийского языка в северных районах Забайкальского края за истекший год изменилась к лучшему. Наши эвенки, к слову сказать, перенимают опыт амурчан. В Тунгокочене пытаются создать "родовое гнездо", детский сад, где все будут говорить на эвенкийском языке.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Для Н.К.  Детсад для оседлых эвенков специально в малочисленных поселениях явно профанация. Вам лучше изучить сам термин "Родовое гнездо" и законодательство относительно их финансирования.  На весь Тунгокоченский , а уж тем более Тунгиро - Олёкминский район  наберётся  детишек детсадовского возраста лишь на один детсад. Однако отрыв детей эвенков от семьи в советское время обернулся для многих бедой. Учитывайте и это. Ну, да ладно. Решать надо самим эвенкам. Помнится на стыке 80-90 годов Ассоциацию эвенков  Читинской области возглавляла учитель Григорьева. Пришла как-то она ко мне и попросила выделить денег на возрождение традиций этого народа. Выделили из бюджета. Пришло время отчитаться. Оказалось деньги она потратила на свадьбу сына. Объяснила легко. В жены взял не соплеменницу для обновления утраченной потомками родом крови эвенкийского народа. Будут проводить эксперимент. Ну как говорится  полный п.ц. Борис Петрович

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Уважаемый Б.П. Я говорю лишь о намерении создания "родового гнезда",   а не о случившемся факте.  Речь идет о детском саде в селе Тунгокочен, бывшем районном центре. Поэтому детей от семей там никто не собирается отрывать. Обучать эвенкийскому языку ( судя по  выступлению Н. Ягудиной, вице-президента общественной ассоциации эвенков Забайкальского края на Круглом столе в Благовещенске, 2019 г.) собираются не только детей-эвенков, а всех питомцев детсада - любой национальности. 

НО! Первое, что пришло мне в голову: если на это согласятся  их родители. И второе "НО" - все сотрудники детсада должны владеть эвенкийским языком и общаться на нем с воспитанниками.  а этого в реальности нет. Н. Жуманеева, похоже, пока в единственном лице -  она ведет занятия по эвенкийскому языку в этом детском саду. И мне лично неизвестно, как к подобной инициативе (созданию "родового гнезда" на своей базе) относятся остальные сотрудники детсада. 

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Буряты, вы бы присмотрелись к этой новости повнимательнее. К сожалению, "федерация", в которой ваш (и многие другие народы) имеет удовольствие проживать, устроена именно так - в ней один государственный язык и множество тех, кому уготована участь деревенских диалектов, знать которые, в общем-то, ни к чему - с ними карьеру не сделаешь ни в одной сфере жизни. Процесс русификации не-русских народов, отлучения их от родных языков идёт полным ходом. Он идёт прямо по трупам мучеников, таких, как Альберт Разин, сжёгший себя в Ижевске в защиту удмуртского языка. Через 2-3 поколения вполне может появиться новость о последних нескольких стариках, которые говорят на бурятском.  

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Полностью с Вами согласен.

В начале 20 века среди бурят было движение "Ардын гэгээрэл" - "Народное просвещение". Имена учителей-просветителей до сих пор у нас помнят и чтут.

В моем родном тоонто Урда-Ага была построена и начала работать начальная школа аж в 1916 году (несмотря на продолжающуюся мировую войну!!), столетие которой отмечали  3 года назад.

А теперь через 100 лет бурятам опять нужна "Ардын гэгээрэл". Печально.