НОВОСТИ
24 ОКТЯБРЯ
23 октября
22 октября

О трендах в соцсетях по-скоренькому – обзор соцсетей

Известный в Чите журналист, блогер, радиоведущий и

пресс-атташе футбольного клуба «Чита» Владимир Свечников на неделе запустил в Facebook очередное обсуждение того, как должны взаимодействовать социальные сети и СМИ, презентовав заодно обзорную программу про соцсети на радио.

Владимир традиционно категоричен, и журналистам (он их называет журналистами-профессионалами) сразу досталось на орехи – мол, они в своём высокомерном снобизме не желают ставить себя на одну полку с блогерами-любителями, а медиаресурсы (надо думать, и «Чита.Ру» в их числе) страдает естественным нежеланием пиарить соцсети, в которые «уходит всё больше и больше народу». «А я не согласен, что сближение медиа и соцсетей неизбежно пойдёт во вред традиционным сми. Разве что бумажным газетам, но их дни и так сочтены. Все прочие, при должном понимании и сноровке, могут на этом неслабо хайпануть и даже расширить аудиторию. Но прежде надо наступить на самолюбие, пройти стадию отрицания и смириться с неизбежным», — пишет Владимир (орфография и всё прочее сохранено). Под постом разгорелась нешуточная дискуссия, в которой, как мне показалось, досталось и нам, в том числе и привычному уже для нас формату обзора социальных сетей, который вы читаете.

Так, участник дискуссии Евгений высказал мнение, что формат цитирования текстов в соцсетях «не взлетит», и Володя тут же согласился: «Точно нет. Скорее этакий субъективный дайджест по популярным темам, популярным персонажам и необычным находкам в сетях. Совсем не так, как на «Чита.Ру». Там перечень со ссылками и фотками, а мне хочется, чтоб слушатели воспринимали с недоумением и удивлением. Дескать, какой ерундой народ только не заморачивается».

Евгений сделал акцент на трендах – дескать, нужно описывать тренды, а не отдельные посты в соцсетях, после чего в нижестоящих ветках попенял авторам читарушных обзоров на то, что их делают по принципу «по-скоренькому скидать обзор» и, естественно, «делают это из своей же ленты, а тренды не анализируют, потому что это длинная и кропотливая работа».

Также интересно было почитать про то, что инстаграмм и радио – «наименее дружественные друг другу форматы», услышать точку зрения Владимира про то, что Viber и «Одноклассники» нужно выкинуть в топку.

Ну, вот к вопросу трендов и того, как воспринимают классические, в том числе и интернет-СМИ, соцсети: я не первый раз слышу размышления, которые иногда скатываются в обвинения, о том, что журналисты воротят нос от соцсетей, но сам, честно признаться, не видел ни одного журналиста, который бы как-то особенно соцсети не любил. Есть, по-моему, и давно уже обратная тенденция – когда журналистов в соцсети заносит чрезмерно, особенно молодых. Соцсети часто начинают восприниматься как базовый источник информации, и я как редактор часто был вынужден корректировать более молодых коллег, требуя перепроверки полученной в соцсетях информации у официальных источников. При этом понятно, что и соцсети могут быть официальным источником информации, если речь идёт об аккаунтах и каналах, однозначно принадлежащих публичным персонам. Часть пресс-служб давно используют аккаунты в соцсетях для распространения официальной информации, но нужно отличать аккаунт, к примеру, директора регионального отделения банка от группы в ВК, в которой без ссылки на конкретный источник сообщается, например, о гибели трёх человек в ДТП.

Хорошо известна ещё одна тенденция – многие СМИ, особенно те, которые активно работают в интернете, давно завели если не полноценные отделы, которые сшивают работу на сайте с соцсетями, то отдельных сотрудников, которые именно на этом специализируются. Всегда, наверное, к этим людям есть претензии – то не так, это не подходит, но в мире нет и никогда не будет чёткой методики по работе СМИ с соцсетями. Хотя бы потому, что работа с соцсетями и её эффективность разнится даже не от страны к стране, а от одного российского региона к другому – даже если они граничат друг с другом. Поэтому все вынуждены бесконечно экспериментировать – и слава богу.

Про утекание аудитории классических СМИ в соцсети – вопрос спорный. Безусловно, часть пользователей, тоже особенно молодых, буквально выросли на социальных сетях и не приемлют никакой другой подачи информации кроме ленты «ВКонтакте» или Instagram, и если СМИ желает достучаться до этой аудитории, то нужно стучаться к ней в том же ВК, а не пытаться готовить контент на сайте, после чего затягивать ссылками в ВК на целевую страницу сайта. Годы работы с этими ссылками показывают, что конверсия от трансляции ссылок на материалы сайта в социальные сети постоянно падает. То есть новость нужно постить в ВК целиком – весь текст, потому что по ссылке из 100 прочитавших кликнет в лучшем случае 10 человек. Ещё три года назад кликала половина увидевших ссылку – теперь аудитории хватает заголовка, а идти на внешний сайт ей лениво. Вероятно (я на самом деле понятия не имею, просто предполагаю), поэтому крупнейшие паблики в тех же «Одноклассниках» или группы в ВК постят тексты новостей и прочих рассуждений целиком, нисколько не ориентируясь на ссылку, которая уводит наружу (где-то никакой ссылки и нет).

Вопрос спорный ещё и потому, что молодая аудитория – это не вся аудитория, и что происходит с процентом молодёжи на крупных порталах, хорошо видно на примере «Чита.Ру». У нас максимальная в читинском интернете аудитория, которая колеблется в пределах 500-600 тысяч уникальных пользователей в месяц. Условно это количество интернет-пользователей, которые зашли на сайт в течение месяца, причём если внутри отчётного периода пользователь был на сайте 100 раз, его посчитают за одного – равно как и того пользователя, который был один раз.

Так вот если сравнить аудиторию «Чита.Ру» в период с 8 октября 2016 года по 7 октября 2017 года с аналогичным предыдущим периодом (с 8 октября 2015 года по 7 октября 2016 года), то окажется, что критично и в процентном и в абсолютном выражении выросла аудитория в возрасте с 25 до 34 лет, с 45 до 54 лет и чуть меньше с 35 до 44 лет. А вот пользователей моложе 25 лет стало меньше, причём скорость оттока максимальна в категории пользователей от 18 до 24 лет – то самое поколение, которое едва научившись читать, оказалось по уши в соцсетях. Пользователей младше 18 лет тоже стало меньше, но ненамного – если в категории от 18 до 24 лет мы потеряли около 220 тысяч посетителей в год, то в категории младше 18 лет – 30 тысяч. Для чистоты эксперимента скажу, что аудитория в возрасте от 35 до 44 лет выросла на 130 тысяч пользователей, от 45 до 54 лет – на 250 тысяч пользователей, от 25 до 34 лет – на 150 тысяч пользователей. Картинка в «Я.Метрике» выглядит примерно так:

Суммарная аудитория за год при этом почти не изменилась – около 4,2 миллиона человек. Здесь любопытно, что в предыдущие годы аудитория у «Чита.Ру» пухла на глазах – с октября 2014 по октябрь 2015 года она выросла разом на 1 миллион человек, потом за год выросла на сотню тысяч и теперь почти встала. Дальше можно много размышлять, почему – то ли это потолок роста в регионе, то ли вот нижний по возрасту сегмент аудитории утекает в соцсети. Возможны другие варианты, хотя скорее я бы говорил об их комбинации – действительно, конечно, у региональной аудитории есть потолок, потому что за пределами региона региональные сайты так себе интересны, да и трафик этот не является для нас целевым, и, действительно, молодёжь привыкла черпать всю информацию в соцсетях, и никуда им не упирались какие-то там сайты.

И к вопросу о том, какие соцсети в конкретной Чите доминируют и насколько это отличается, к примеру, от Иркутска, где у нас тоже работает несколько лет городской сайт ircity.ru. В Чите при всём неприятии «Одноклассников» доминируют и все последние годы доминировали две соцсети – «ВКонтакте» и «Одноклассники», следом идёт Facebook, очень далеко позади Twitter и совсем в хвосте мёртвый «Живой журнал». Я, конечно, говорю о количестве переходов из этих соцсетей на сайт «Чита.Ру», но, думаю, что на таких больших показателях ситуация с нашими источниками социального трафика примерно отражает популярность соцсетей среди жителей региона.

Особняком от всех соцсетей стоит Instagram, который в статистике сайтов почти не виден, потому как почти не даёт возможности ставить гиперссылки на внешние ресурсы. При этом никто не сомневается в его бешеной популярности среди интернет-пользователей – у читинцев есть аккаунты по 100 тысяч подписчиков, а самые популярные тематические аккаунты собирают аудиторию в 25-30 тысяч подписчиков. Несмотря на фактическое отсутствие инструментов по перетаскиванию пользователей из Instagram на сайты, мы в своей статистике видим бесконечный рост количества переходов из этой соцсети, пусть абсолютные величины этих переходов и выглядят смешными по сравнению с остальными соцсетями.

К слову, в Иркутске совершенно другая история – там активная аудитория сосредоточена не только в ВК, но и в Facebook, а аудитория «Одноклассников», которая в Чите конкурирует с лидирующим ВК, в процентном отношении существенно меньше.

Совершенно отдельная история связана с приходом «Яндекс.Дзена». Тема мало обсуждается в соцсетях, кто-то вообще не знает, что это за зверь, но для «Чита.Ру» — сайта с максимальным тематическим индексом цитируемости «Яндекса» в регионе – этот инструмент довольно неожиданно с июня 2017 года стал одним из основных с позиции привлечения стороннего трафика. В некоторые дни «Дзен» даёт нам больше трафика, чем все соцсети вместе взятые, и я не удивлюсь, если через год этот сервис станет популярнее тех же «Яндекс.Новостей».

И, возвращаясь к теме тенденций в соцсетях: основываясь на больших числах нашей статистики можно прикинуть примерно следующие выводы:
— молодая аудитория, вероятно, утекает в соцсети, но для классических сетевых СМИ это не катастрофическая тенденция. По крайней мере, пока;
— для региональных сайтов период взрывного роста аудитории, вероятно, прошёл, возможно, где-то мы почувствовали потолок.
— в Чите безусловным лидером среди соцсетей является «ВКонтакте», в спину ему дышат любвеобильные «Одноклассники», а в Facebook сосредоточена небольшая по сравнению с этим соцсетями аудитория, которая часто претендует на некую элитарность.
— twitter в Чите мёртв;
— как и «Живой журнал»;
— но наступает «Яндекс.Дзен»;
— а потенциал Instagram даже страшно себе представить.

Я намеренно писал в верхних пунктах «вероятно», потому что как там на самом деле – не знает, и никогда не узнает никто, потому что всё слишком быстро меняется. И, конечно, никакое самое современное СМИ за всеми этими изменениями полноценно не успевает, как бы пафосно ни звучали нравоучения даже тех, кто максимально успешно работает с соцсетями. Потому что успех той же «Медузы» или РИА Новостей времён Светланы Миронюк нельзя повторить инструментами «Медузы» или Светланы Миронюк — у вас всегда будут другие исходные данные, другие бюджеты, другие специалисты, другая аудитория.

Ну а теперь я по-скоренькому слеплю на коленке обзор соцсетей из своих лент.

Вот известный в читинском Facebook интеллектуал, весельчак и любитель полноприводных автомобилей Макс Царегородцев иронически спрашивает участников группы «За красивую Читу» Юлиану Бажину и Валентину Дымченко – когда же откроют площадь Декабристов, ведь собакам негде гадить. В подтверждение этого тезиса публикуется фотография хорошо одетого гражданина с чистопородным псом, который привычно удобряет тополя:


Ещё один пользователь из моей ленты – Алексей Фёдоров – в очередной раз возмущается гулом вертолётов над Читой:

Пользователи в ответ опять иронизируют: «Ох, что бы делали во времена СССР, когда самолеты каждые пять минут летали…» И действительно – шут с ним с шумом, пусть уж хоть что-нибудь шевелится.

Упорно надеющийся на чудо Макс Резвых продолжает демонстрировать несовершенство городской инфраструктуры:

Если, опять же, к тенденциям, то упорная демонстрация какого-то несовершенства с совершенно нулевой реакцией на это – совершенно типичная для Читы история. Мы как-то привыкли, что через соцсети можно легко достучаться до сотовых операторов, банков, авиаперевозчиков – простое упоминание любой вертикально-интегрированной компании приводит к тому, что на тебя через пять минут вываливается специалист, который забирает проблему, убегает с ней и тут же приходит с решением – лишь бы не было войны. С читинскими чиновниками всё наоборот – можно писать про них годами, единственной реакцией в лучшем случае будет подчёркнутое презрение.

Впрочем, во власти постепенно появляются люди, которые умеют грамотно работать с социальными сетями, и чаще всего это как раз то поколение, которое составляет ядро читарушной аудитории – пользователи в возрасте от 25 до 44 лет. Вряд ли Юрий Волков вообще рассчитывал на попадание в Госдуму – во время избирательной кампании в 2016 году он работал в основном на шедшую по одномандатному округу и легко победившую Василину Кулиеву. Но системная работа в избирательном округе совершенно неожиданно вытащила в Госдуму самого Волкова – рабочую лошадку Кулиевой. Оказавшись в нижней палате федерального парламента, Волков включился на полную катушку, и пусть результаты его работы неочевидны, но в настоящий момент для людей моего поколения он является, вероятно, самым активным представителем региона в Москве – по крайней мере, именно такое впечатление складывается, если хотя бы раз в день пролистывать привычные ленты соцсетей. Пока исполнительная власть использует традиционные каналы распространения информации о своей работе, Волков ловко пользуется всеми соцсетями, включая Instagram, транслирует видеозаписи своих выступлений в Госдуме, активно отвечает на комментарии, использует инструменты Facebook-а, отвечает на переписку в личке «ВКонтакте»… В комментариях Волкову пишут всякое. Вот, например, такое: «Юрий, поймите, Вашу работу видно, а ЛДПР — это миф. Бренд, наполненный вакуумом. Помните уроки истории. Искренне желаю вам удачи!» — но даже с учётом мифа и вакуума почти очевидно, что если Волков захочет попасть в Госдуму ещё раз, шансов у него будет предостаточно.

На этой неделе из соцсетей Волкова можно было узнать, что он работал в Калганском районе:

Был в Александрово-Заводском районе:

В Ясной:

Выступал на, оказывается, существующем ЛДПР-ТВ:

И, конечно, в Госдуме:

Пока я писал обзор, Юрий успел выложить новый пост из Калги:

Скажите, когда вы видели выступления читинских депутатов в Госдуме или Совете Федерации? Они работают там скоро 30 лет, но Волков, по-моему, первый, кто смог удобоваримо продемонстрировать эту свою работу обычной аудитории.

Самый известный на настоящий момент забайкальский путешественник – предприниматель из Читы Андрей Дехтярук на этой неделе на подъезде к столице Непала Катманду в результате аварии сломал себе ключицу:

Путешественнику хочется пожелать скорейшего выздоровления и новых путешествий. Наблюдать за ними можно не отрываясь. В этом путешествии Андрей преодолел почти 19 тысяч километров за 90 дней пути, проехав по дорогам 10 стран Азии – тем более обидно получить травму в 300 километрах от цели.

Опять к трендам: в Забайкальском крае не очень много людей, которых принято называть путешественниками, людей, для которых не существует границ. Кроме Андрея Дехтярука мне на ум сразу приходит Павел Фёдоров и Александр Леснянский, в увлекательных путешествиях бывает Валентин Коробков, колесит по всему миру Кристина Казарина (у которой, кстати, 130 тысяч подписчиков в Instagram). Но участники дискуссии под постом Владимира Свечникова, с которого я начинал обзор, правы – это сугубо моя выборка, и кто его знает, сколько ещё путешественников из Забайкалья отсутствуют в моей ленте или вообще не пишут ничего в социальные сети. Вот, к примеру, Александр Лаврентьев, его нет у меня в друзьях на Facebook, у него меньше 300 друзей, но посмотрите на фотографии в его аккаунте!

Один ролик из YouTube в сегодняшнем обзоре:

В этом немного странном для моего восприятия ролике (флаги Конфедерации, дети, бокс, родители, не подходящие друг другу и детям по возрасту) сложно найти отсылки к Забайкальскому краю. Но они есть – ролик снял режиссёр из Читы Андрей Фадеев, в группе играют двое читинских ребят – барабанщик и гитарист. Вот их группа в ВК.

А вот один канал из бурно развивающегося Telegram – хорошо известный в узких читинских кругах Леонид Казарин уехал в Берлин и рассказывает оттуда о немецких буднях, выходных, наблюдениях, открытиях и лайфхаках тамошней жизни.

Вот про велосипед, к примеру: «Без велосипеда тут вообще никуда, можно сказать, благо передвижению на велосипеде способствуют инфраструктура, плоский ландшафт, погодные условия и, что немаловажно, дорогой общественный транспорт. Билет стоит в среднем 2,8 евро (190 рублей), но про транспорт в другой раз.
Как я уже рассказывал, из России обычной почтой я отправил свой складной велосипед, хорошо он небольшой, колеса 20’’. Покупал я его в Триал-Спорте несколько лет назад, это хороший и недешевый велосипед. Здесь, кстати, при получении на таможне (все посылки не из стран ЕС попадают на таможню и ждут тебя там, кроме всякой мелочи) чуть не возникли сложности, потому что таможенники хотели обложить мой велик сбором в 19% от стоимости (размер НДС), но когда увидели, что он не новый, а я, в общем-то, иммигрант, отпустили с миром.
Я хорошо упаковал свой велик: я его сложил, на раму и руль намотал пенопропиленовый утеплитель водопроводных труб, затем стянул все кабельными стяжками, чтобы ничего не люфтило, затем завернул в туристический коврик под спальный мешок, затем обвернул пленкой-стрейч. Стоило мне это примерно 5000 рублей, что кажется мне приемлемой ценой за такое долгое и длинное путешествие Почтой России.
В основном все вокруг ездят на великах с большими, а точнее сказать — «нормальными колесами», сначала я думал, что мой велик смотрится как детский. Но, во-первых, в Берлине всем scheißegal как ты выглядишь, на чем ты едешь, во-вторых, я потом оценил преимущества компактного, складного велика, когда можно бесплатно провезти в метро в сложенном состоянии бесплатно или затолкать в багажник двухместного Смарта, когда пробил колесо, а на улице дождь/снег. Плюс не особенно привлекает внимание воришек, которые здесь угоняют все велики, что плохо лежат»
.

Вот, кстати, его аккаунт в Instagram, который я очень люблю:

Instagram для перегруженного информацией человека вообще пространство для вдохновения – можно ничего не читать, а просто смотреть симпатичные картинки. Если собрать в подписки только то, что нравится, то можно реально ловить релакс. Концепция читарушного инстаграмма примерно такая и есть – никакой политики и новостей о происшествиях и криминале. Только красота, только любовь, как написано в шапке – «к читинским улочкам, людям, событиям, природе и всему красивому». На этой неделе у нас много осени и розыск красивых спортивных девушек:

Телеграмм-канал у нас тоже есть, но мы не до конца разобрались, насколько эта форма подачи интересна читинцам. Но – экспериментируем. Подписывайтесь и пусть соцсети не превращают вашу жизнь в бесконечное ласковое поглаживание экрана мобильника большим пальцем правой руки.

8 отзывов
Добавить фото

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

Добавить
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Андрей,очень интересный информативный обзор.Думаю,достоин занять еженедельное место.Ясно,что будет лить воду на мельницу еще большего проникновения Чита.(ру)телей в соцсети

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Надеюсь народ это прочитал и понял кто у нас с жиру беситься и недоволен властью. Лопаты им и лес валить под Самарканд.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Что важного - в обзоре ленты одного из пользователей соцсетей? Можно было просто ссылку дать. А давайте каждый расскажет о чем пишут его друзья по соцсетям. )))))

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Про Яндекс.дзен заинтересовало. Спасибо. А я в Анапе 8 октября купался в море.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Да, мы все вам завидуем. Вы довольны?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

А вы завидуете? Ха-ха! Да чему завидовать? Сейчас везде нормальная зима, ёлки и Дед Мороза ждут, а у нас дожди и ветра.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

[попытка оскорбить предыдущего комментатора]

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Съел?

Добавить фото

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

Добавить