21 мая

Стоит ли бойкотировать заправки — в обзоре краевых СМИ

Неделя выдалась бунтарская. С одной стороны учителя одной из школ кричат «Путин, помоги!», а с другой — читинцы, которые решили не заправлять свои машины на городских заправках.

С первыми вопрос вроде бы решился — по крайней мере региональный минфин отчитался о полном погашении задолженности перед бюджетниками в крае. Вторые всё ещё сражаются с выросшими за месяц ценами на ГСМ. В самый разгар бойкота краевое УФАС выпустило итоги своей проверки, которая показала, что вины местных поставщиков в поднятии цен нет — всё из-за роста цен на бирже и остановки одной из установок на заводе «Газпромнефти».

«Вечорка» на неделе пообщалась с одним из представителей поставщиков горючего, который рассказал, что смысла в бойкоте нет: «Мне не очень хочется говорить про эту акцию, потому что её организаторы плохо представляют, как формируется цена на топливо. Если они думают, что жадные владельцы заправок высасывают циферки из пальцев, а потом этими же слюнявыми пальцами клеят ценники на стелы — пусть бойкотируют. Разбивать их представления — все равно что детям про Деда Мороза объявлять».

Бойкот золотому бензину

Группа водителей в Забайкалье из-за высоких цен на топливо объявила бойкот нескольким топливным компаниям. Игнорировать заправки «БРК» и «Корc» автомобилисты предлагают по месяцу, Роснефть — постоянно.

На листовке, опубликованной в группе месседжера Viber, говорится, что с 14 января по 2 марта автомобилисты намерены игнорировать АЗС «Байкальской региональной компании», со 2 марта по 1 апреля — заправки «Корс». «Нефтемаркет», по словам одного из участников бойкота, не попал в список, так как «никто в здравом уме и трезвой памяти туда не поедет».

По мнению участников, в результате бойкота компании получат убытки и будут вынуждены снизить цены.

Очередной всплеск недовольства ростом цен на топливо наблюдался в начале зимы. Тогда жители Борзи предприняли активные действия и через редактора местной газеты передали губернатору Наталье Ждановой обращение с 3 тысячами подписей. После этого региональные власти попросили УФАС проверить обоснованность разницы цен на ГСМ в районах и усилить контроль за развитием ситуации на рынке топлива. По информации «Чита.Ру», ведомство отказалось обнародовать результаты проверки до того, как представит их в Заксобрание и прокуратуру. Какие меры будут предприняты ФАС, также неизвестно, поэтому многим кажется, что бойкот — это единственный способ переломить ситуацию.

Прокомментировать результативность бойкота «Вечорка» попросила сотрудника одной из топливных компаний на условиях анонимности. Разумеется, в успех акции он не верит, что можно списать как на искренность, так и на корпоративную солидарность. Считать его слова истиной в последней инстанции редакция не призывает.

— Мне не очень хочется говорить про эту акцию, потому что её организаторы плохо представляют, как формируется цена на топливо. Если они думают, что жадные владельцы заправок высасывают циферки из пальцев, а потом этими же слюнявыми пальцами клеят ценники на стелы — пусть бойкотируют. Разбивать их представления — все равно что детям про Деда Мороза объявлять, — с насмешкой объяснил собеседник «Вечорки». Тем не менее, он, «не углубляясь в экономическую заумь», назвал несколько причин, которые, по его мнению, сделают бойкот безрезультатным.

Первая — это небольшое число участников этого бойкота. Несмотря на то, что точное число участников бойкота установить невозможно, даже исходя из количества участников в группе Viber (в понедельник группа насчитывала около 250 человек — ред.). Собеседник газеты предложил умножить эту цифру в четыре раза, приплюсовав тех, кто узнал об акции из СМИ или от знакомых.

— Только в Чите зарегистрировано около 100 тысяч автомобилей. Не надо объяснять, какой процент составит тысяча участников бойкота? Можно пофантазировать и про 5 тысяч и про 10, но каких-то угрожающих масштабов акция не достигнет. Метод бойкота хорош для села с 200 жителей и двумя магазинами, но не для топливного рынка в масштабах края, — уверен источник.

Вторую причину он видит в «штрейкбрехерах» (от нем. «ломающий стачку» — рабочий, который игнорирует забастовку — ред.). Ими станут не только представители бизнеса, госорганов, различных служб и таксисты. «Штрейкбрехерами», по мнению собеседника «Вечорки», могут быть и поддерживающие акцию автомобилисты. Заезжать на бойкотируемую АЗС они не прекратят из-за её близости, не вовремя загоревшейся лампочки или наличия скидочной карты. Благодаря всем этим клиентам АЗС не почувствуют бойкота, даже если он примет глобальный характер.

— Отсутствие «Нефтемаркета», у которого самая большая сеть заправок, 76 штук, в этом списке вообще странный момент. Я не знаком с организаторами акции, но верю в их порядочность. Вероятно, они понимают, что во многих сёлах есть только одна заправка, и бойкот там невозможен в принципе. Да что там говорить, если в крупнейших после Читы городах — Краснокаменске и Борзе — у «Нефтемаркета» один — два конкурента, — добавил собеседник.

Подытоживая, он отметил, что акция может достичь результата только в одном случае: «Привлечь внимание властей, которые начнут дёргать свои рычаги. Впрочем, поищите в интернете картинку по словам «Путин и цены на ГСМ». Увидев её, вы всё поймёте».

Редакция. «Вечорка» №3 от 17 января

Артём Стромилов из «Экстры» только-только начал постигать процессы вождения — сдал на права. В материале он подробно описал, как это происходит, с какими трудностями приходится сталкиваться и во сколько желание уметь водить обойдётся.

Хождение за правами

Во все времена журналисты пытаются примерить «шкуру» представителей разных профессий или просто испытать что-либо на себе, чтобы потом рассказать читателю о своих набитых шишках, дабы предостеречь его, или просто просветить своим рас сказом. Возможно, этот материал и не появился бы на страницах «Экстры», но я просто не могу не поведать о том, с какими трудностями пришлось столкнуться при получении водительского удостоверения, ведь, поверьте, проблемы эти касаются (или коснутся в будущем) многих.

Арифметика с подвохом

Приближаясь к 30 годам, вдруг осознал, что пришло время освоить навыки вождения и стать автолюбителем. Раньше, почему-то, никогда особо не стремился к этому, но жизненные обстоятельства менялись, а фразы окружающих «лучше сдавай сейчас, потом сдавать ещё сложнее будет» подталкивали к более решительным действиям.

С чего начать? Конечно же, с выбора автошколы. Прочитав отзывы, коих почему-то на просторах Сети оказалось не так много, об организациях, предоставляющих нужные мне услуги обучения в Чите, пришёл к выводу, что мнения у людей разные, и сложно выбрать истинное, поэтому решил действовать по принципу «больше всего на слуху». Под такую характеристику подходили две автошколы, имеющие в своём названии запоминающиеся сочетания букв. Набрав указанные в интернете номера телефонов, узнал расценки. В одной организации (наверное, наиболее «раскрученной» в городе) заявили, что всё обучение обойдётся примерно в 20 тысяч рублей (курс теории и 20 практических уроков вождения), во второй назвали сумму повыше, но и практических занятий посулили больше. По неопытности решил, что 20 уроков вполне достаточно, поэтому в целях экономии выбрал первый вариант. Только потом узнал, что всё не так просто, как кажется на первый взгляд, но об этом ниже. А пока — заключил договор, оплатил 9 900 за теоретический курс, позже внёс кассу 4 000 за бензин и приготовил 6 000 на 20 практических занятий (по 300 рублей за урок в руки инструктору). Такая подробная арифметика важна, чтобы в конце вывести «итого».

Но прежде чем начать обучение, необходимо было получить медицинскую справку. На самом деле, это несложно. Примерно за 3 часа прошёл всех необходимых врачей. Благо, в ряде больниц города процесс прохождения медосмотра и выдачи справок будущим автолюбителям отлажен до автоматизма.

Обследование делается не по полису, а на платной основе, поэтому за все необходимые процедуры пришлось отдать что-то в районе 1 500 рублей.

Пришло время, и я, как когда-то в школе или вузе, снова сел за парту. Три вечерних занятия в неделю, опытный преподаватель, который за 2,5 месяца крайне доходчиво объяснил правила дорожного движения и тонкости их понимания. Без шуток, к преподавательскому составу вопросов нет, учат на совесть, так, что потом на теоретическом экзамене в ГИБДД чувствуешь себя как рыба в воде. А вот с практикой есть интересные моменты. Схема такая. Те 20 занятий, о которых вежливый оператор рассказывает тебе во время ознакомительного звонка, разбиваются по схеме 3/17. То есть три занятия сразу уходят на освоение «тренажёра», во время которых на автомобиле с автоматической коробкой передач тебя учат, грубо говоря, «крутить баранку», а оставшиеся 17 на занятия с инструктором на машине с коробкой передач, которую ты планируешь освоить. В моём случае «механика». На 20-м обязательном занятии случается промежуточный экзамен по вождению.

И если ты его не сдаёшь, то должен взять ещё минимум шесть уроков, стоимостью уже по 500 рублей каждый (инструктору).

Только тогда тебя допустят до внутреннего экзамена, проводимого самой автошколой. И вот если ты и его сдашь, а также внутренний тест по теории, то все «отличники» вместе с тобой группой централизованно отправятся на экзамены в ГИБДД.

Время вышло

На 20-м занятии я сдал промежуточный экзамен, но было очевидно, что без шести дополнительных занятий к моменту наступления внутреннего экзамена в автошколе навык вождения будет потерян. К слову, о том, что без доп. уроков сдать «внутряк» практически без шансов, тебе напомнят не раз. Действительно, странно с этим спорить. К 20-му занятию ты прекрасно понимаешь, что проведённого за рулём времени совершенно недостаточно для того, чтобы более-менее уверенно чувствовать себя на дороге в большом городе. Соответственно, заплатишь ты всё равно больше, а озвученные автошколой при поступлении приемлемые суммы — не более чем маркетинговый ход. Поэтому прибавляем ещё 3 тысячи рублей (6*500).

И вот тут начинается самое интересное. Экзамен в ГИБДД. Будущий обладатель прав должен обязательно зарегистрироваться на сайте Госуслуг, чтобы записаться на экзамен, а если быть точнее, на предоставление услуги «Получение водительского удостоверения после прохождения профессионального обучения на право управления транспортными средствами». Стоит услуга 2 000 рублей, но при оплате через сайт Госуслуг действует скидка, поэтому я заплатил 1 400. Все документы собраны, все зарегистрировались, кто-то внутренние экзамены сдал, кто-то нет. Из группы численностью более 20 человек на экзамен в МЭО, что на улице Матвеева, 1а, с утра пришли только 12 соискателей.

По процедуре прохождения теоретического экзамена вопросов нет. Всё понятно и прозрачно. Из 12 сдававших «засыпался» только один. Остальные 11 отправились на площадку ГИБДД, которая теперь находится около улицы Генерала Белика. Тут, как говорится, всё для людей. Зима, минус 30, ожидайте. Более предприимчивые группы нанимают маршрутные такси, чтобы ожидать в них своей очереди, кто-то сидит в машинах приехавших поддержать близких людей, а тот, кому повезло меньше, ищет тех, кто «приютит» и поделится теплом. Пунктов обогрева для экзаменующихся на площадке не предусмотрено. Правильно, зачем? Будущий водитель должен максимально прочувствовать на себе, как непросто ему достались права.

Через какое-то время до нашей группы доходит очередь сдачи так называемой «площадки». Всё просто: гараж, горка, стоп-линия, разворот, парковка, змейка. Прошёл — молодец, жди выхода «в город». К завершающему этапу нас осталось всего семеро. Казалось бы, группа же сдаёт. Нас ещё на занятиях стращали, что «лучше идти централизованно, со всеми, так как одному пробиться в очередь тяжелее. А что в итоге? В 17:00 экзаменаторы собрались и уехали. Я, мои одногруппники и ещё с десяток других коллег по несчастью, не успевших сдать «город» в этот день, побрели по домам. А на следующий день в личный кабинет на портале Госуслуг пришло уведомление «услуга предоставлена». В автошколе потом объяснили, что так происходит постоянно, мол, в ГИБДД лежат кипы жалоб, но ничего не меняется, поэтому экзамен придётся досдавать в следующем месяце. А пока продолжаем ходить на практические занятия, чтобы навык не терять. Конечно же, за отдельную стоимость. Решив закрыть эту тему до конца года, я не стал дожидаться следующего месяца и сдал экзамен в другом городе. Да, всё заново: теорию, «площадку», а затем, наконец-то, и «город». Пришлось заново оплатить госпошлину, потратиться на проезд, на пару уроков вождения для знакомства с новым для себя населённым пунктом, но, по сути, те же деньги я бы потратил на вождение в Чите, пока в очередной раз не подошла бы дата экзамена. И не факт, что очередь опять дошла бы до меня (поэтому смело плюсуем ещё 5 000).

Экзамены я сдал, теперь услуга действительно была предоставлена, но не в Чите, а, значит, первая госпошлина оплачена впустую. К слову, там, где я сдавал в итоге, практический экзамен принимал всего один экзаменатор. Как ни странно, успели все.

Послесловие

Мы в «Экстре» пытались разобраться в сложившейся ситуации через представителей краевого УГИБДД, отправив запрос с интересующими вопросами в группу пропаганды безопасности дорожного движения ещё в середине декабря, но ответа на него не получили до сих пор. Очевидно, что в системе сдачи экзамена на право управления транспортными средствами в Чите назрели серьёзные проблемы, которые доставляют массу дискомфорта гражданам. Запись на предоставление государственной услуги носит формальный характер и не гарантирует, что эта услуга будет предоставлена. Практический экзамен превращается в волокиту, но контроля за этим нет никакого. А некоторые автошколы, прекрасно видя ситуацию изнутри и «перекидывая» тех, кто не успел сдать (либо пересдаёт) из месяца в месяц, из очереди в очередь, не останавливают конвейер приёма новичков. Тем самым они обрекают их на хождение по мукам в будущем. Сдашь ты или нет — дело второе, главное — больше учеников (денег). Вот уж точно говорили: «Сдавай сейчас, потом сложнее будет». Страшно представить, что же нас ждёт впереди. К слову, моя итоговая сумма: более 30 тысяч рублей.

Артём Стромилов. «Экстра» №3 от 17 января

Другие предпочитают вид транспорта, пришедший к нам из далёких времён — лошадей. Почитайте о том, как их разводят в Нерчинском районе. Там целая конеферма, на которой держат разные породы благородных животных.

Сила Верхнего Умыкэя

На спуске к Умыкэю открывается благостная картина: зерноток с солидным гаражом, конеферма, микрорайон из девяти новых домов, построенных в 2016 году, и самое радостное – два всадника по дороге на конеферму, запасы сена и дров во дворах и дымящие трубы. Подморозило – 42 градуса на дворе…

В одной связке

В здании правления МУП «Нерчинский конезавод» тепло и уютно, комфорт образовался из разрушающегося клуба, отремонтированного за счёт средств МУП «Нерчинский конезавод».

Специалист Марина Маркова рассказывает: «На 1 января этого года у нас проживает 246 человек, в прошлом году было 250. Семей, которые уехали, нет. Есть те, что вернулись обратно из Пешково. В начальной школе учатся 14 человек, и больше 20 ездят в Нагорный. Есть два магазина и клуб». Глава сельского поселения «Верхнеумыкэйское» Николай Статных говорит о переменах: заложили котлован под фундамент церкви, освятили, поставили крест. «Будем строить. Инициатива эта принадлежит Валерию Николаевичу Статных, мы сход собирали, с людьми беседовали. Конезавод выделил 150 тысяч рублей на кресла для сельского Дома культуры. Тут у нас та же проблема — нет культработника, и из своих желающих учиться пока не найти. Сейчас три человека из села учатся в медицинских колледжах, два в Нерчинском аграрном техникуме и один в бывшем Нархозе. Новогоднюю ёлку для ребятишек взрослые сами организовали, и молодёжь самостоятельно для себя праздник сделала».

Верхний Умыкэй — село, где сельская администрация с МУПом работает в одной связке: конезавод оплатил генеральный план, изготовление документа обошлось в сумму больше 200 тысяч рублей. Но есть у главы больной вопрос: к тем девяти домам, построенным по программе «Устойчивое развитие сельских территорий», можно было бы и ещё добавить, только земли на эти цели, согласно документу, нет. В генплане нужны изменения, а это снова деньги. Своего землеустроителя в сельской администрации нет, сократили эту «половинку» ставки в 2017 году, осталось три человека — глава, специалист и бухгалтер. Счёт, как и в большинстве сельских администраций, заблокирован, и зарплату приходится получать по суду.

Спрашиваю главу о полномочиях и организации пастьбы частного скота. Удивляюсь: в сёлах сейчас это одна из проблем — пастуха не найти, а по очереди, как положено, не получается. В Умыкэе пасут с мая и почти до начала декабря. «Хозяйство сеет кострец, бережём от потравы», — поясняет Николай Валерьевич.

Вот так тут просто решается то, что в другом месте не одолеть. И вообще, в разговоре с людьми здесь всегда можно услышать «у нас». Всё-таки крепкое коллективное хозяйство — объединяющая сила.

Рядом с лошадьми

Глава поселения — один из наездников, приносящих дипломы и кубки конезаводу. С ним мы и отправляемся в святая святых — конеферму. Тут с раннего утра всё в обыденной колее: рабочие лошади во дворах, хрумкают сено и ждут водопоя, племенные — в стойлах и тёплых конюшнях. Скоро время вывода на прогулку, с режимом тут строго. Около трёхсот лошадей содержатся под неусыпным присмотром маленького коллектива, возглавляемого Андреем Статных. Олег и Григорий Казаковы, Андрей Марков, Александр Митин, Василий Пименов в этот день на привычной вахте, каждый за своим делом.

Олег Казаков выводит показать последнее приобретение — русский тяжеловоз Эрихан сияет шерстью с вороным отливом и косит лиловым глазом. «До тонны весом вырастают, и для мяса хороши, и в работе. Они сейчас у забайкальских фермеров и в хозяйствах востребованы», — рассказывает Николай Валерьевич и ведёт в другие владения к рысакам.

Русские, американские, французские — все они пока на отдыхе от тренировок. «С первого февраля начнём, вон там у нас дорожка, где работают жокеи», — показывает глава и подходит к новичку. Это Лепссин, кличка одноимённая с заводом, где приобрели лошадь. За селекцией тут строгий учёт. «Все анализы на ДНК в Москву отправляем, постоянно общаемся с коллегами», — отмечает Николай Валерьевич.

Пока проводили экскурсию, подошло время водопоя, первая партия уже возвращалась обратно, и получившееся фото — как главная характеристика хозяйства с названием МУП «Нерчинский конезавод»,

Надо-значит надо

Гараж в Умыкэе — владения механика Николая Петровича Казакова, он в селе уже 55 лет. Не один, конечно: сыновья Олег и Григорий на конеферме трудятся. Как так? Отец с машинами, а они с животиной… Поясняет: «С малых лет с лошадьми, со скотом. У нас в Умыкэе, наверное, каждый от животноводства пошёл, а я был и трактористом, и шофёром. Почти два десятка лет механиком».

Ответственность за работу техники — дело непростое, в уборочную и посевную «часов не наблюдают», дежурная машина всегда на ходу. Рядом с новой техникой и три старых «Енисея» ходят на свале зерновых.

Говорим с ним о кадрах, страдают сейчас в сёлах от дефицита специалистов, да и желающих работать не найти. Тут всё просто, по принципу «надо — значит надо». Помучились со сварщиком, приезжающим с города: он в пять часов вечера домой возвращается, а в уборочную страду комбайны на полях до ночи. Вопрос решили — выучили своего. «Андрея, можно сказать, от ягнят отняли, на сварщика выучили, теперь второй сезон со своим специалистом горя не знаем», — поясняет механик, рассказывая об Андрее Носкове.

В просторном, гараже — набор токарных станков. Есть и токарь — Виктор Николаевич Пивиков, он из города в Умыкэй приезжает. «Специалист высококлассный, правда, на пенсии, но замену пока не готовим, а так у нас взаимозаменямость. Чабаны тоже технику освоили, на сенокосе кто на пресс садится, кто на грабли. В основном молодые и за 40 лет. Из пенсионеров — только бульдозерист Сергей Васильевич Шахов».

Про секрет и «помощь» от закона

Мы беседуем вместе с Германом Днепровским, который не один раз становился лучшим комбайнёром Забайкальского края. В 2017 году, что по всем меркам погодных условий был непростым, умыкэйские хлеборобы получили рекордный урожай зерновых — 4,5 тысячи тонн при урожайности 30 центнеров с гектара. В чём секрет? Улыбаются: «Пары надо хорошо готовить, мы бы и больше получили, да 44-й федеральный закон «подсобил» — не позволил вовремя удобрения закупить, так что сеяли без них. И вообще, кто это придумал, ни купить, ни построить без заморочек нельзя».

Продолжают тему разговора и рассказывают об убойной площадке: её хозяйство построило на собственные средства — три миллиона рублей истратили. Отдачи и возврата вложений пока никаких. «Для чего?» — рассуждают умыкэйские труженики, не углубляясь в требования маячащего где-то далеко за горизонтом Таможенного союза. Герман Прокопьевич рассказывает о самом трудном из последних лет и комбайнёрах. «В 2016 рано выпал снег, положило овсы, и молотить приходилось ночью, пока подмёрзнет — легче собрать. В этом году у нас первый сезон отработал на комбайне Митин Алексей, из молодых Валерий Шахов, Николай Громов. В уборочную старые «Енисеи» пускаем на свал, а технику поновее — на обмолот. Новая, конечно, — другое дело: в кабине звукоизоляция и подогрев есть».

Не получилось задать вопрос о зимовке главе хозяйства: поймать его в этот день было невозможно. В МУПе девять стоянок, что разбросаны от Кангила до Нагорного, и сколько наматывает спидометр автомобиля Валерия Николаевича Статных за день, механик Николай Петрович Казаков не сказал. А кого застала, ответили на вопрос о зимовке просто: зимуем нормально, кормов нынче в достатке. Не добавили только, что и люди тут работают на совесть. Это и так понятно. Без слов.

Татьяна Гусева. «Земля» №3 от 16 января

Если же съездить и посмотреть рысаков не получается, животных можно найти и в черте города — в городском зоопарке. В первые числа каждого нового года вас ждут с подарками — ёлками, которые украшали ваши дома. Они идут и на корм, и на подстилку.

Ёлку забодали!

Приносите сосну в зоопарк — Малой сделает из неё «тренажёр»

В глазах благородного оленя всё ещё стоит тоска, хоть и гон закончился осенью. Гормоны Малого играют так, что заброшенная в вольер сосна потеряла свои мохнатые лапы через пять минут. Наблюдать эту сцену довелось в Читинском зоопарке, который объявил сбор новогодних атрибутов.

Сбор ёлок зоопарк проводит не первый год. Здесь принимают те деревья, которые продать не удалось на ёлочных базарах, принимают их и от горожан. Ещё на входе замечаем — земля усыпана зелёными иголками. Кто-то приносит и оставляет отслужившие новогодние красавицы у входа. Ёлками питаются копытные животные, особые любители пожевать хвою — кролики.

Деревья в зоопарке принимают с иголками, голые стволы сюда нести не стоит. Ёлка должна быть очищена от мишуры, дождика и т.д. Кроме жителей города (деревья, кстати, принимают до 20 января!) сосны сюда привозят по договорённости с лесхозами.

Заместитель директора зоопарка Артур Шафиков пояснил, что зачастую читинцы звонят и просят забрать ёлки с контейнерных площадок во дворах, но такой возможности у зоопарка нет. Куда же тогда деваются ёлки с помоек?

Например, в «Забайкалснецтрансе» удалось выяснить, что накопленные ёлки с городских контейнерных площадок собирают в большую фуру и отвозят в зоопитомник «Амодово», где также содержатся копытные.

Пока мы смотрим, как Малой кидает на своих изящных рогах пока ещё зелёную сосенку, Артур Шафиков объясняет, что в зоопарке на сегодня негде складировать большое количество ёлок, поэтому большая часть сразу отвозится в зоопитомник. То, что осталось в зоопарке, отдаётся на корм или перерабатывается на подстилку (деревья измельчают на специальном станке).Ту, что мы принесли для благородного своенравного оленя, мельчить уже не надо — её хвоей шестилетний олень Малой усыпал свой вольер, не оставляя в покое сам ствол дерева.

Поведение оленя сотрудники объясняют просто: гон закончился, а гормоны остались. Подходить к сетке вольера не хочется — упитанный красавчик Малой смотрит недобро. Демонстрировал он свою силушку до тех пор, пока мы не отошли от его территории. Свой поломанный «тренажёр» Малой оставил в покое, окончательно забодав его.

Тем ёлкам, которые попали или попадут в зоопарк, ещё повезло — их хотя бы рубили не зря, а как же с теми, которые нерадивые предприниматели просто… оставляют на ёлочных базарах? Такой случай зафиксировал на фото один из читинцев, свидетельство возмутительной безалаберности выложил в соцсети. На-одном из первых в новом году заседаний администрации города её руководитель Олег Кузнецов подтвердил, что некоторые продавцы просто оставили нереализованные ёлки на месте торговли. Неликвид! Таких горе-продавцов надо обязательно привлечь к административной ответственности.

Кого-то из продавцов, быть может, и накажут за брошенные в городе ёлки, но сколько их выкинут там, где никто и не заметит? Как и кто должен объяснять людям, которые из года в год рубят огромное количество сосен, что аппетиты пора бы умерить — всех ёлок не продать, а в лесу без того много пней?

Ольга Чеузова. «Читинское обозрение» №3 от 17 января

Ну а для кого-то год начался не очень удачно — некоторые сядут в тюрьму. Как, например, торговцы «синтетикой», которые оказались частью огромного преступного сообщества, что создал твой Мориарти из «Шерлока». Общение через мессенджеры, полная анонимность преступного лидера и его прозвище — Джокер. Воистину детективная история.

Торговцы смертью

Масштабы преступной деятельности этой группировки, специализирующейся на продаже синтетических наркотиков, поражают своим размахом. Её лидер, личность которого, кстати, до сих пор не установлена правоохранителями, стремился монополизировать рынки сбыта «синтетики» во многих городах России, в том числе и в Чите. И ему, надо сказать, практически удалось это сделать. Например, у нас злоумышленник создал хорошо законспирированный «филиал» своей организации, через который был распространён не один килограмм наркотических средств. К счастью, забайкальские оперативники смогли вывести некоторых представителей данного структурного подразделения на чистую воду, благодаря чему из незаконного оборота было изъято «синтетики» на 15 миллионов рублей.

Вездесущий «Джокер»

Читинский филиал преступной организации, которой руководил неизвестный, попал под удар правоохранителей летом 2015 года. Тогда сотрудники ещё не упразднённого УФСКН по Забайкальскому краю вышли на след ключевых участников вышеупомянутой криминальной структуры. В их числе оказалось семь человек. Примечательно, что двое из них являлись так называемыми «гастролёрами»: они проживали в городе Ноябрьск, расположенном в Ямало-Ненецком автономном округе. В ходе оперативно-розыскных мероприятий наркополицейские задержали злоумышленников с поличным: кто-то попался, когда вскрывал на улице тайник с наркотиками, а кого-то и вовсе застали врасплох на квартире, которая представляла собой минисклад, где хранилась эта смертельно опасная продукция.

Отправной точкой в процессе возмездия стали показания свидетелей, наблюдавших за противозаконными действиями злоумышленников, а также информация, предоставленная их бывшими клиентами. В итоге, эти данные позволили оперативникам установить личности распространителей «синтетики» и организовать за ними слежку. Фигуранты уголовного дела работали поодиночке, либо в парах в условиях строгой конспирации. За координацию действий злоумышленников отвечал исключительно их главарь. Делал он это дистанционно, пользуясь мессенджерами для быстрого обмена сообщениями, которые было трудно взломать. В них неизвестный был зарегистрирован под ником «Джокер». Добавим, что «одиночки» и «тандемы» не знали друг друга в лицо и не поддерживали связь. Но, как известно, от ошибок не застрахован никто. При выполнении очередного задания два «закладчика», пряча наркотики, забыли об осторожности и попали в поле зрения сотрудников наркоконтроля. Во время первого же допроса парни раскололись.

Здесь-то и была запущена цепная реакция. Задержанные рассказали всё, что им было известно. Например, они указали местоположение крупных тайников с «синтетикой» и мелких закладок. К тому же достоянием гласности стали и их переписки с «Джокером» в сети Интернет. В результате эти сведения привели оперативников к лицам рангом повыше. Таким образом, всего удалось изобличить семь человек. При этом один из них не был привлечён к уголовной ответственности, так как на момент совершения преступления являлся несовершеннолетним. Сразу отметим, что задержание этих людей не повлекло за собой полного уничтожения читинского филиала. В деле сейчас фигурирует много неустановленных лиц. Однако, даже несмотря на это, бизнесу злоумышленников всё равно был нанесён серьёзный финансовый ущерб. Только представьте, благодаря их поимке оказалась пресечена реализации нескольких крупных партий «синтетики» от 1 килограмма и выше на общую сумму в размере 15 миллионов рублей. На практике же у обвиняемых получилось сбыть наркотических средств гораздо меньше. На всех они поделили в данном направлении пять криминальных эпизодов. По версии следствия, молодые люди закладывали наркотики, среди которых имелись такие виды как: «Спайс», «Регги» и «Соль», в укромные места на окраине краевого центра.

Каждый последующий раз месторасположение тайника менялось. Преимущественно эту отраву они зарывали на небольшую глубину под грунт около электроопор. После чего обвиняемые формировали фотоотчёт с подробным описанием «закладки» и отправляли эти сведения своему руководителю.

В среднем в день они делали по 10 таких «закладок»: оплата за одну достигала 150-200 рублей.

Как Бонни и Клайд

Из материалов обвинительного заключения следует, что наркопотребители покупали «синтетику» через интернет-магазин «Stuff Store», созданный «Джокером». Чтобы распространять наркотические средства в больших объёмах он организовал во многих городах нашей страны, включая Читу, сеть филиалов. Каждое структурное подразделение имело в своей основе четыре звена. Первое — это звено «операторов». В их обязанности входила отправка сообщений с адресами тайников другим участникам преступного сообщества и потребителям, а также они осуществляли контроль над движением денежных средств, которые приносил незаконный бизнес. Второе звено «кладовщиков-перевозчиков» занималось доставкой крупных партий синтетики из центральной части России на интересующие лидера группировки рынки сбыта. Так, например, в Забайкалье дурман доставляли из Новосибирска и Красноярска. Представители третьего звена «оптовых закладчиков» забирали привезённый товар из тайников и расфасовывали его на мелкие дозы, а после снова прятали, но уже в другое укромное место. Далее в игру вступали злоумышленники из четвёртого звена «закладчиков»: они забирали уже расфасованные партии себе, а после распределяли их содержимое по клиентам.

Сам же «Джокер» осуществлял общее руководство и контроль над деятельностью сообщества, разрабатывал способы совершения и сокрытия преступлений, правила конспирации при осуществлении противозаконной деятельности, координировал преступные действия структурных подразделении и устанавливал единую стоимость реализуемого наркотического средства. Также он проводил инструктажи вовлечённых соучастников. В частности, «закладчикам» давал рекомендации о порядке оборудования тайников, операторов учил, как пользоваться программным обеспечением в интернете в целях реализации наркотических средств и так далее. Кроме того, организатор наркобизнеса открывал электронные счета на базе популярной платёжной системы «Bitcoin», которая исключала идентификацию владельца счёта и размера финансовых средств. Все доходы группировки проходили именно через неё. Интересный момент: внутри созданной злоумышленником системы действовали механизмы поощрения и наказания работников. Те, кто не выполнил то или иное задание, получали штраф, либо вовсе отстранялись. А те, кто проявил себя наиболее активно, получали в качестве бонуса премию.

Отметим, что доставкой синтетики в Читу занимался нигде неработающий 24-летний Юрий Коханевич, который проживал в городе Ноябрьск в Ямало-Ненецком автономном округе. Ранее парень уже сотрудничал с «Джокером», перевозя наркотики по его указке к себе на малую родину. Однако когда лидер группировки в 2014 году захотел открыть филиал в Чите, то он, не раздумывая, обратился за помощью к проверенному человеку в лице Юрия, предложив ему за смену маршрута неплохие деньги. Так, за одну вылазку наркоторговец посулил своему подчинённому награду в размере 100 тысяч рублей. В итоге, Коханевич согласился: он совершил две поездки в Новосибирск и Красноярск. Оттуда злоумышленник к нам привёз товара на миллионы рублей. И самое удивительное, делал он это не в одиночку, а со своей несовершеннолетней подругой — тоже жительницей Ноябрьска. Девушка была, кстати, из обеспеченной семьи. Из показаний Коханевича следует, что они доставляли синтетику на территорию Забайкалья на автомобиле и ЖД сообщением. В первом случае наркотические средства перевозились ими в багажнике, а во втором — в дорожной сумке. По прибытию в Читу «перевозчики-кладовщики» складировали всю эту гадость в одной из арендованных квартир в микрорайоне Октябрьский, а затем развозили по тайникам. Парадокс, но Юрия и его подругу правоохранители задержали не в Чите, а в городе Саранск в Республике Мордовия в августе 2015 года. Тогда парочка прекратила своё сотрудничество с «Джокером» и стала работать с другим неустановленным наркоторговцем, который в различных мессенджерах значился под ником «Кроль». Добавим, что на злоумышленников надели наручники в то время, когда они находились на съёмной квартире — мини-складе, забитом синтетикой. В ходе следствия Коханевич заявил, что во все тяжкие он пустился, желая погасить свои долги по многочисленным кредитам. Ну а его возлюбленная пошла за ним больше из любопытства, нежели из-за материальных сложностей.

Суд над представителями читинского филиала «Джокера» начался 10 января 2018 года. Некоторые из подсудимых не признали вины в инкриминируемых им преступлениях, другие — признали её частично. В отношении троих из них сейчас выбрана мера в виде заключения под стражу, ещё трое находятся под подпиской о невыезде. Что же касается самого значимого фигуранта этого уголовного дела Юрия Коханевича, то он признался в перевозке и распространении наркотиков. При этом обвинение в участии в организованном преступном сообществе парень воспринял в штыки.

Максим Макаров. «Экстра» №3 от 17 января

8 отзывов
Добавить фото

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

Добавить
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Переходите на газ,в два раза выгоднее.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

И его наценят.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

 Уже и не раз

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Смысла нет объяснять мы все равно паразитировали и будем паразитировать на общем богатстве страны народа как воровали так и будем воровать как высасывали с вас последние копейки так и будем высасывать и не вякните вы у нас крыша из КГБ и росгвардия для вас есть. 

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Что толку, всё равно ничего не меняется. Инструктора школ дерут деньги с учеников. Школы никакой ответственности не несут. Инспекторы ГИББД пользуются новым термином неуверенное вождение, чисто субъективное мнение и хоть тысячи камер он прав, а ты не сдал

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

По поводу таких «госуслуг» надо каждому в прокуратуру обращение написать. Менял права в 2017 через госуслуги, было на удивление быстро и просто. А тут что-то могло не так. 

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

 "Если они думают, что жадные владельцы заправок высасывают циферки из пальцев, а потом этими же слюнявыми пальцами клеят ценники на стелы — пусть бойкотируют. Разбивать их представления — все равно что детям про Деда Мороза объявлять»."

 Вот только почему то на нефтемаркете цена на А-92 почти 42 рубля, а рядом, через дорогу на БРК 38.80 руб. Разница более 3 рублей. Это как ?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

При СССР А92 бензин стоил вообще копейки в 1982 году он стоил 40 копеек за литр (даже с учетом инфляции как то не сходиться), нефть же принадлежит вроде как народу проживающему в России, дак почему же народ должен платить за свои богатства то, ума не приложу, да еще и такие деньги не реальные. У нас очень не любят свой народ и свою страну (((

Добавить фото

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

Добавить