НОВОСТИ
21 НОЯБРЯ
19 ноября

Забайкалье ждущее — обзор краевой прессы

Забайкальцы дождались назначения врио губернатора, но из режима «ожидания» всё равно не вышли. Жители районов края по-прежнему ожидают, когда решатся их проблемы: ждут расселения из аварийного жилья, ждут постройки моста, много чего ждут. Но дождутся ли?

Краевые издания

Журналист «Вечорки» Никита Ильяш назвал забайкальцев ждунами. Главной причиной, по которой жители Забайкалья стали воплощением интернет-мема, стала отставка Натальи Ждановой и ожидание нового губернатора. Пару дней назад забайкальцы всё-таки дождались. Но назначение врио губернатора — это лишь капля в море. Никита Ильяш пишет:

«Самый важный Ждун в этой компании — простые забайкальцы. Это Ждуны из Кайдалово Карымского района, которым никак не построят мост. Это жители аварийных домов по всему краю, которые не знают, кто решит их проблему. Это жители села Буторино в Балейском районе, где давным-давно закрылся единственный магазин. И многие другие».
Как из-за Ждановой забайкальцы превратились в Ждунов читайте

«Как из-за Ждановой забайкальцы превратились в ждунов»

Многие наверняка отметили, что в Забайкалье сейчас пишется настоящая история. Эта история о том, как губернатор нашего региона на две недели оставила регион во власти управленческого хаоса. И о том, как из-за её решения более миллиона человека сделались настоящим воплощением интернет-мема — Ждуна.

Вы ведь прекрасно помните, что Наталья Жданова 11 октября заявила о своей отставке. «Хочу отметить, что это никак не связано с предположениями и слухами, распространившимися в последние дни, не связано и с критикой и нападками на меня. Принятое решение обусловлено моими внутренними мотивами и объективными обстоятельствами, которые открывают новый, не менее интересный и ответственный период в моей жизни», — заявила она тогда и… ушла в отпуск.
И вот уже прошло две недели, а в регионе безвластие. Настоящее причём. Кремль молчит, полпред Президента Сергей Меняйло сидит и ждёт, пока его отправят представлять нового губернатора, а забайкальцы продолжают строить гипотезы о том, кто же займёт почётное место взамен Ждановой. 22 октября стало известно, что Наталья Жданова продлила свой отпуск.
И тут как кстати нам вспомнился мем про Ждуна. Вообще это скульптура голландской художницы Маргритван Бреворт. Фигуру с головой слона и телом личинки, которая сидит в очереди, Бреворт создала, символизируя пациентов в очереди в поликлинику. По сути, Ждун — это существо, которое сидит и ждёт каких-то перемен.
Вот и забайкальцы стали этими Ждунами. Жданова — главный Ждун, которого мы назвали Жданом. Простые жители края — Ждуны, которым никак не ответят на вопрос, кто же станет новым губернатором. СМИ — Ждун, который никак не может поставить какую-никакую точку в информационной повестке. Кошелев, Новиченко, Соколов и другие предполагаемые врио — Ждуны, которым не дают понять, они ли будут исполнять обязанности губернатора или же кто-то другой.
Самый важный Ждун в этой компании — простые забайкальцы. Это Ждуны из Кайдалово Карымскогорайона, которым никак не построят мост. Это жители аварийных домов по всему краю, которые не знают, кто решит их проблему. Это жители села Буторино в Балейском районе, где давным-давно закрылся единственный магазин. И многие другие.
И пока сотрудники администрации, отдыхая во время полного безвластия, попивают чаёк на Чайковского, 8, мы продолжаем колесить по Забайкалью. Беспрестанно мы встречаем простых жителей сел и деревень, многим из которых вообще до лампочки, кто губернатор — потому что их проблемы не решили уже трое из них.
И изменится ли что-нибудь с приходом нового руководителя — вопрос довольно сложный, ответ на который мы получим лишь спустя время. А пока, дорогие Ждуны, продолжаем ждать.

Никита Ильяш. «Вечорка» №43 от 24 октября

В газете «Экстра» пишут, что водители читинских маршруток не «страдают» профессионализмом и вежливостью, а их машины «рассыпаются на ходу».

«В ближайшее время, впрочем, как и в далёкой перспективе, очевидно, ничего не поменяется, так что мечты о государственных автобусах с чётким расписанием, удобными маршрутами и регулируемыми тарифами можно отправить в глубокий долгий ящик», — пишет журналист «Экстры» Алеся Малинина. Увы и ах, конечно.

О том, как решают (или не решают) вопрос с общественным транспортом читинские власти читайте подробнее в этом

Вези меня извозчик. Вместо решения проблем маршрутных перевозок читинские власти заняты бесконечными обсуждениями.

Почти каждый читинец регулярно пользуется маршрутками. В последнее время ситуация вокруг этого вида общественного транспорта всё больше накаляется — у горожан масса претензий. Тарифы неумолимо повышаются, а качество оказываемых услуг лучше не становится. Некоторые машины «рассыпаются на ходу», водители «не страдают» профессионализмом и вежливостью, а уж утренний час пик и вовсе сравним с кругами дантовского ада. Возникает закономерный вопрос — планируют ли городские власти как-то разбираться с этой ситуацией.

Иллюзия контроля

Ни для кого уже не секрет, что, по сути, городская администрация давно сложила с себя полномочия по организации пассажирских перевозок. Этот вопрос целиком и полностью отдан на откуп частникам. Причина очевидна и банальна — у города просто нет денег на содержание муниципального автобусного парка — тут бы без троллейбусов не остаться. В ближайшее время, впрочем, как и в далёкой перспективе, очевидно, ничего не поменяется, так что мечты о государственных автобусах с чётким расписанием, удобными маршрутами и регулируемыми тарифами можно отправить в глубокий долгий ящик.
Однако какой-никакой контроль за перевозчиками наши чиновники чисто теоретически осуществлять могут и должны. Разрешения, лицензии и дорожные карты на маршруты выдаёт всё-таки администрация. Согласно закону, эти разрешительные документы перевозчик может получить только пройдя через конкурс, организованный всё той же городской администрацией, где обязан доказать, что соответствует всем необходимым условиям.
Вот отсюда, прямо на этом начальном этапе, и начинаются у нас проблемы. Для начала этот конкурс всё никак не могут организовать так, чтоб вовремя и по правилам. То одно мешает, то другое. То забыли, то затянули. Печально, но как-то даже привычно уже.
Осложняется ситуация тем, что федеральные законодатели штампуют новые законы о городских перевозках как бабушка горячие пирожки. В 2016 году вступил в силу Федеральный закон №220 «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации», который довольно существенно изменил принятые ранее порядки организации этого процесса. Но, как водится, у нас «на местах» скоро только сказка сказывается, а вот до дела пока ещё дойдёт.
Так что раскачивались наши чиновники с внедрением новых правил довольно долго. И только-только раскачались, как вуаля — в 2017-м выходит новый закон 480-ФЗ, который переиначивает многие положения предыдущего. А значит, снова в бой, переделывать и переписывать, приводить местные документы в соответствие с изменившимися федеральными. Дело это небыстрое само по себе, а уж с тем, как у нас организована работа бюрократического аппарата, и вовсе затягивается до бесконечности.
По крайней мере, 2018 год близится к завершению, а нового положения о проведении конкурса среди «маршрутчиков» у нас в городе до сих пор нет.

Итогом же становится то, что в попытке нагнать «пятилетку за три года» и уложиться хоть в какие-то сроки, власти начинают прикрывать глаза на недочёты и оценивают предпринимателей далеко не так придирчиво, как стоило бы. По словам депутата читинской Думы, и одного из крупных читинских перевозчиков Артёма Меняйло, дорожные карты « выдали всем, у кого хоть какая-то бумажка имелась, что он работает на этом маршруте». Изменения обсуждаются и обсуждаются, и конца-краю этому пока не видно.

О чём споры

Принять и утвердить мешают сразу несколько моментов. Для начала, чиновники никак не могут правильно оформить эти поправки. Путаница возникает в терминах и формулировках. Казалось бы, несчастный документ возвращали на доработку несколько раз, но всё никак не получается изложить всё юридически грамотно. Кроме того, на последнем обсуждении в комитете ЖКХ, градостроительства, транспорта и связи Думы города Читы выяснилось, что куда-то подевалась важная бумага, подтверждающая, что документ прошёл необходимую экспертизу в комитете экономики. Была она, точно была, утверждает начальник дорожно-транспортного управления комитета городского хозяйства администрации Читы Александр Павлов. А теперь вот пропала. Без этой экспертизы никак — не имеют права депутаты принять «Положение» к рассмотрению. То есть вопросы возникают к компетентности специалистов, готовящих эти документы — то сформулировать без ошибок не могут, то вообще как в журнале «Ералаш» — «Марьиванна, мою домашнюю работу съела собака». А дело затягивается.
Но это полбеды. Основная проблема всё-таки в содержании. Камнем преткновения стали критерии оценки перевозчиков. Документ предполагает, что раздавать разрешения будут тем, кто наберёт больше всех баллов. Начисляются эти баллы довольно хитро. Часть за техническое состояние машин, часть за опыт и отсутствие ДТП. Наибольшее количество как раз за второе и третье. Безопасность важна, разумеется, но получается, что в этом случае перевозчику' просто незачем вкладываться в новые комфортабельные и надёжные машины. Стоят они дорого, а бонусов в конкурсе практически не прибавляют. Вот эти-то критерии и требуется доработать так, чтобы учесть все параметры. Но пока у дорожно-транспортного управления не выходит каменный цветок.

Мёртвые маршруты

Отдельным пунктом в списке транспортных проблем Читы идут так называемые «нерентабельные» маршруты. В их число попадают, например, №9, №29, №41, №67 — то есть маршруты, захватывающие окраины города. Перевозчикам они невыгодны, людей на них ездит немного, и в основном в часы пик, а в остальное время маршрутки ходят порожняком по достаточно длинному участку, тратя дорогущий нынче бензин. Себе в убыток работать никто не хочет, поэтому машин на этих маршрутах (которые по крайней мере с юридической точки зрения ещё «открыты») с каждым годом всё меньше, по качеству они всё хуже, интервал между ними всё длиннее. Что далеко ходить, совсем недавно сразу два маршрута «сошли с дистанции» — №30 и №31. Вместо них, чтоб совсем не оставить людей без транспорта, запустили №13. И он немедленно начал оправдывать суеверия вокруг несчастливой цифры. Поначалу перевозчик запустил было 10 машин, но уже через пару дней это количество сократилось до 6 — очень уж невыгодно оказалось гонять с пустым салоном. В итоге люди жалуются, что маршрутку просто не дождаться, приходится стоять на остановках по часу, а то и больше. Есть все основания предполагать, что вскоре №13 и вовсе «прикажет долго жить». И такая ситуация складывается на всех «заокраинных» маршрутах. Заложниками её становятся ни в чём не повинные люди, которые не могут выбраться с утра ни на работу, ни в, скажем, детский сад, а вечером добраться спокойно до дому. Либо кукуй по часу на остановке, что особенно приятно зимой, либо беги пешком до ближайшего «популярного» маршрута.
Вопрос этот поднимался не раз и не два, но городская администрация разводит руками — ничего нельзя поделать, заставить частников возить людей они не могут. Маршруты выставляются на пресловутый конкурс, но расхватывать их, само собой, не торопятся. Особого беспокойства это у администрации, судя по всему, не вызывает — в крайнем случае, их всегда можно закрыть как невостребованные. А люди — ну что люди, перетопчутся, не впервой.
А ведь варианты решения этой проблемы есть. Например, было дело, вносилось ещё несколько лет назад предложение выставлять маршруты комплексно, в связке. К выгодному, прибыльному давать «в довесок» непопулярный, но социально значимый, вроде того же 67-го. Выглядит разумно и справедливо. Наверняка, можно было бы посмотреть-посчитать и оформить это в новых поправках, раз уж всё равно переделывать. Но, к сожалению, ничего подобного в голову нашим разработчикам не пришло.
Вот и получается, что, в общем-то, не беспомощны наши чиновники перед перевозчиками, как заявляют на обращения возмущённых граждан, вполне себе есть рычаги воздействия. И раз уж самостоятельно содержать муниципальный транспорт для людей возможности нет, стоило бы приложить чуть больше усилий для контроля частников и грамотной организации перевозок. Но, увы, пока никак. Только обсуждаем.

Алеся Малинина. «Экстра» №43 от 24 октября

Жители экологически чистого микрорайона Дробротный в Смоленке, которых до этого окружали только сопки, покрытые лесом, родники с чистой водой и прочие природные красоты, недовольны новым соседством. Теперь к привычному идиллическому пейзажу добавились песчаные карьеры, из-за которых они рискуют вместе с их домами «съехать под гору».

«Соседство создаёт серьёзную опасность для детей. Ребятишки скатываются, как по горкам, в карьер. Склон крутой, он может обвалиться, и груда песка засыплет ребёнка. Карьер, как того требуют правила техники безопасности, никто не огородил», — говорят местные жители.

Подробнее о том, как компания «Забуголь» нарушила идиллию в Добротном районе и сделала его опасным,

Добротный стал опасным

На окраине микрорайона Добротный в 20 метрах от жилых домов есть природный яр. В этом месте в сентябре текущего года компания «Забуголь» начала добычу песка в промышленных масштабах. Объёмы добычи планируется наращивать. От крайних жилых построек до будущего песчаного карьера едва ли 150-200 метров. Такое соседство очень беспокоит жителей микрорайона…

В редакцию «ЧО» обратилась Наталья Чимитова, житель микрорайона Добротный, общественный деятель, член комиссии по благоустройству. За город Наталья вместе с мужем переехала четыре года назад. Выбор в пользу Добротного сделали неслучайно. Микрорайон находится в экологически чистом месте, недалеко от города, постоянно расширяется: строятся дома, появляются новые улицы и дороги. Планируется строительство детского сада и школы. Рядом природа: сопки, покрытые лесом, повсюду родники с чистой водой, осенью в изобилии грибы и ягоды, зимой есть возможность кататься на лыжах и санках.
Но идиллия была нарушена. 10 сентября горнодобывающая компания «Забуголь» решила устроить в природном яре большую песочницу. Она получила лицензию на право пользования недрами в районе села Смоленка.
— Работы, которые ведутся в песчаном карьере, чреваты последствиями: в случае длительной и интенсивной выемки грунта яр расширится, и могут начаться оползни, пострадают дома. Края яра и карьера никто не укрепляет. Мы можем съехать под гору просто. Также мы опасаемся, что будет нарушен водоупорный слой, из-за чего вода из скважин и колодцев уйдёт, — говорит Наталья.
Соседство к тому же создаёт серьёзную опасность для детей. Ребятишки скатываются, как по горкам, в карьер. Склон крутой, он может обвалиться, и груда песка засыплет ребёнка. Карьер, как того требуют правила техники безопасности, никто не огородил.
Получить комментарий руководства компании, ведущей добычу песка, редакции «ЧО» не удалось, но, по словам Натальи Чимитовой, Джемал Катамадзе, директор ООО «Забуголь», заявил жителям Добротного: «Лицензия есть, проект освоение лесов есть, сейчас компания занимаемся подготовкой к запуску карьера по добыче крупнозернистого песка. Площадь участка — 22 гектара».
Жители микрорайона сразу же обратились с коллективным заявлением в природоохранную прокуратуру. Но, видимо, безрезультатно:
Татьяна Портнова, помощник читинского природоохранного прокурора:
— Поскольку это первоначальное обращение от граждан, мы перенаправили его в ряд компетентных, полномочных органов для проверки. В их числе: управление Росприроднадзора по Забайкальскому краю, управление Роспотребнадзора по Забайкальскому краю, Ростехнадзор. В случае нарушений эти ведомства примут соответствующие меры. Обращения рассматриваются в течение 30 дней. Лицензию на подобную деятельность выдаёт министерство природных ресурсов Забайкальского края на основании конкурса. Если заявители будут не согласны с результатами проверок, которые провели контролирующие органы, то природоохранная прокуратура подключится к делу в качестве надзорного органа.
На момент подготовки материала предварительную проверку завершило только министерство природных ресурсов Забайкальского края.
Антон Лобанов, заместитель начальника отдела экологического надзора Минприроды Забайкальского края:
— 19 и 20 сентября мы выезжали на место. Определили, что работы в карьере осуществляет ООО «Забуголь». Компании была выдана лицензия на право геологической разведки и добычи полезных ископаемых, а именно песка, на участке, расположенном в четырёх километрах севернее села Смоленка Читинского района. Срок действия лицензии — до 1 марта 2043 года. В ходе проверки был установлен факт добычи песка, который вывозился в неизвестном направлении, велись вскрышные работы. Лицензия уже была получена, но отсутствовала разрешительная документация, в частности, технический проект ещё не был согласован Минприроды. Без этого проекта начинать добычу по закону нельзя. Налицо нарушение лицензионных соглашений. За это предусмотрена административная ответственность. Несанкционированная свалка также была зафиксирована.
Разрытый карьер — полбеды, не менее серьёзную опасность местные жители видят в большегрузной технике, которая курсирует через лес и микрорайон. Последствия очевидны — песчаная пыль и выхлопные газы, загрязняющие воздух. Ещё одна опасность — шум от работающей техники. Непонятно, сетуют жители, зачем вырубать под карьер сосновый лес, если это не единственное в районе месторождение песка.

Денис Приходько. «Читинское обозрение» №43 от 24 октября 2018 года

«Что зависит от губернатора?» Об этом пишет журналист газеты «Земля» Татьяна Гусева, цитируя некую тётю Валю: «Картошки накопала, сено купила, корова ещё доится, а молоко не продаю: за лето масла насбивала, в Читу своим отправила. Губернатор-то моим хозяйством не заведует». Автор предполагает, что в этом нехитром комментарии есть ответ простого человека на вопрос о том, что зависит от губернатора? Поискать другие ответы на этот вопрос можно

На губернатора надейся…

Когда полным ходом шла ротация губернаторского корпуса в стране (к апрелю 2018 года губернаторский состав в России обновился на 50%, а за сентябрь и октябрь произошло ещё 11 назначений), с большим интересом смотрела фильм 12-летней давности «счастливые люди. Бахта». Маленькая деревушка на берегу Енисея, много лет живущая по своим написанным законам на рыбе, орехе и ягоде, удостаиваются внимания властей по двум поводам.

Первый — когда рыбнадзор нагрянет инспектировать самоловы на тайменя, и второй — когда понадобятся голоса бахтинцев на выборах. Тогда сюда привезут муку, с причалившего к берегу судёнышка споют песни и толкнут агитационную речь. А бахтинцам уже всё равно, за кого голосовать. Их рыба, которую, говорят, когда-то на Байконур возили, ягода и орех государству теперь неинтересны, и уже давно они надеются только на себя. Это значит, вовремя запастись рыбой и дровами, в срок выкопать картошку и набить орех. Себя подвести нельзя, а вот государство и власть это запросто могут сделать. Но ни власть, ни президента люди тут не ругают. Они далеко, у них свои заботы, а у бахтинцев — свои…

Ату его, ату!

Вот и тётя Валя, что на своём веку повидала немало, на вопрос об ажиотаже по поводу отставки губернатора улыбнулась: «Картошки накопала, сено купила, корова ещё доится, а молоко не продаю: за лето масла насбивала, в Читу своим отправила. Губернатор-то моим хозяйством не заведует». Возможно, и ошибусь, но 70% сельских жителей ответят примерно так же. Может, в этом нехитром комментарии и есть ответ простого человека на вопрос, что зависит от губернатора? Комментариев этих людей на многочисленных сайтах не найдёшь — они у компьютеров не сидят. Но так сейчас устроена жизнь, что именно интернет и СМИ и создадут ту самую видимость «всеобщего» мнения о личности губернатора и его управленческих провалах и успехах. Печально, что чаще всего по принципу «ату его, ату».

Во всём множестве материалов по поводу заявления губернатора Натальи Ждановой выделила два — джентльменский комментарий Константина Ильковского, правление которого Наталья Николаевна почти два года считала «корнем» всех бед, и слова директора Института региональных проблем Дмитрия Журавлёва: он считает, что произойдёт чудо, если найдётся человек, который добровольно пожелает стать губернатором Забайкальского края. Об этом он заявил в интервью Национальной службе новостей.

— Очень сложный регион, очень запущенный, которому много лет не уделялось должного внимания, причём, я имею ввиду отнюдь не последние 25, а значительно больше. Поэтому, кто туда придёт, кто это будет – кто-то из местных, чтобы стать главным, или кто-то из Москвы эту дырку затыкать – в общем я себе не представляю. Человек, который пойдёт добровольно, мне бы на него посмотреть хотелось, на такое чудо, потому что это очень тяжёлый регион, — был откровенен политолог.
А вот Константин Ильковский в интервью ИА «Чита.Ру»:
— Я просто считаю, что менять губернатора каждые 2-3 года совершенно неправильно, у нас же не учат на губернаторов. Наталья Николаевна край знала прекрасно, край непростой, бюджетная обеспеченность очень тяжёлая. Я считаю, [региону] надо всячески помогать и тем, кто в крае работает, и тем, кто руководителями нашими является. К сожалению, выбран другой путь.

Медные надежды

Если отбросить все домыслы об отставке, не анализировать кадровую политику и «методику» управления, а попытаться ответить на вопрос, что пытались изменить руководители края, и что в их силах, то начну с короткой справки. За последние 20 с небольшим лет наш регион возглавляли три человека: Равиль Гениатулин (17 лет), Константин Ильковский (с сентября 2013 до февраля 2016), Наталья Жданова (с февраля 2016 года). Все во главу развития экономики края ставили горнорудную промышленность и сельское хозяйство. В планы Ильковского входило и развитие туризма. К слову, в советское время в Забайкалье добывали золото, серебро, цинк и свинец и т.д. , везли отсюда флюорит, а 50 лет назад для получения урана на карте Читинской области появился город Краснокаменск. Только многострадальный Балей отдал 400 тонн золота, а уж сколько атомных реакторов работают на забайкальском топливе, и не сказать. Но то — былое, когда всё зависело от государства. Только и в то время Читинская область удивляла заезжих гостей низким уровнем жизни. Удалённость, климат и, конечно, руководство всегда вносили свои коррективы. Теперь погоду делает инвестор, которого ещё надо найти и привлечь. Один из критериев оценки работы губернаторов так и называется — создание инвестиционной привлекательности регионов. До последнего времени с инвесторами краю патологически не везло. Особенно с Удоканом. Строительство крупнейшего в отрасли ГОКа по производству меди планировалось с 70-х годов 20 века. Проектные материалы Удоканского ГОКа подготавливались в 1969,1972,1980,1995, 2000 годах. Мосгосэкспертизой они были признаны нерентабельными. Удалённость, вечная мерзлота, сейсмоопасность… Но размеры запасов — одни из самых крупных в мире.

И вот снова надежда, совпавшая с руководством Натальи Ждановой. Вместе с руководителями Байкальской горной компании она объявила о строительстве горно-металлургического комбината «Удокан». Тогда были сказаны традиционные в таких случаях слова об экономическом эффекте, размеры которого не констатировались — рано. Тем более ясно и понятно, что успех проекта почти целиком зависит от платёжеспособности инвестора, которым на тот момент являлась многопрофильная группа компаний USM (учредитель и главный акционер Алишер Усманов).

Есть и явно провальные примеры. Можно сказать, что «похоронены» обещания ООО «Лунэн» по строительству ГОКа на Берёзовском месторождении. Китайский инвестор обошёлся вывозом руды за границу. Благо, она рядом.

5 против 56

И всё-таки в Забайкалье появились серьёзные инвесторы и практически довели дело до финала. В крае заработал Быстринский ГОК, где обогащать будут сразу три металла — золото, железо и медь. На Быстринском золотожелезомедном месторождении рядом с Газимурским Заводом появилось первое созданное с нуля производство в постсоветской истории «Норникеля» и, поданным АКРА, второе крупное медное производство, созданное в России (после Михеевского ГОКа «Русской медной компании») с начала 1990-х годов.

Что стоит за заявлением об отставке сейчас, не ответит никто. Анализируя кадровые перестановки в регионах, обратила внимание на несколько фактов: губернатором Чукотки является «патрон» Романа Абрамовича, а губернатора Алтайского края сменил председатель правительства Красноярского края, ранее бывший директором заполярного филиала ОАО «ГМК «Норильский никель». Самым крупным и богатым компаниям, конечно, проще наладить диалог с местными властями, если на посту свой человек.

Есть ли в заявлении об отставке Ждановой след «Норникеля»? Не факт, но одним из первых федеральных изданий, запустивших информацию об отставке нашего губернатора, был мультимедийный холдинг «Росбизнесконсалтинг» Григория Берёзкина — одного из совладельцев Быстринского ГОКа. «Норникель» владеет контрольным пакетом в проекте, 36,66% принадлежит инвестфонду CIS Natural Resources Fund Владимира Потанина и Григория Берёзкина. Ещё 13,3% — у китайского Highland Fund. Никаких трений во взаимодействии руководства «Норникеля» и краевой администрации до сих пор в СМИ не прослеживалось. Никак не озвучивались преференции или налоговые льготы, которые, как известно, — вопрос тонкий и напрямую влияющий на доходность краевого бюджета от деятельности предприятия. Были лишь большие надежды. Если конкретно, то за первые 10 лет предприятие должно пополнить бюджет Забайкальского края на 18 миллиардов налоговых рублей.

Много это или мало? Как сказать. Например, краевой бюджет на 2018 год превышает 50 миллиардов рублей и уже трещит по швам. Рабочих мест обещано 3000, но уже на одном из объектов трудились 700 турецких рабочих. Скорее всего, производство, требующее квалифицированной рабочей силы, будет завязано на вахтовиках большей частью не из Забайкалья.

Подводя итог анализу и отвечая на вопрос, что будет иметь Забайкальский край от «горнорудки», приведу имеющиеся данные. В 2013- 2014 годах налоговые отчисления ППГХО (Краснокаменск, добыча урана) составили 1,2-1,3 миллиарда рублей. «Норникель» (Быстринский ГОК) обещает 1,8 миллиарда в год (если 18 миллиардов — на 10 лет). Могли бы вообще остаться без дохода от Краснокаменска, если бы не начали строительство рудника №6.

Итого, в год от самых крупных производств — пока примерно 3 миллиарда при расходах бюджета, превышающих 50 миллиардов. Даже если поверить, что к 2023 году на Удокане появится первый продукт и добавить к приведённой цифре при-мерно два миллиарда, очевидно, что экономическое чудо вряд ли произойдёт. В общем, несмотря на оптимизм, свет в конце тоннеля появится нескоро, и, как всегда, всё упрётся в господдержку. Притом, что на высшем уровне напирают на самодостаточность.

Пастбища есть — пасти некого

Ну, а что предпринимали в сельском хозяйстве с зоной рискованного земледелия? Держались, как могли. Не смогли полноценно отладить кооперацию на селе. Кроме того, традиционная и наиболее приемлемая для Забайкалья отрасль — овцеводство — так и осталась «в загоне».

Хорошо по этому поводу сказал директор Забайкальского аграрного института Анатолий Вершинин на мероприятии, посвящённом юбилею забайкальской тонкорунной породы: «Честно признаться, праздник этот мы встретили с определённой долей грусти, поскольку свершения прошлых лет сегодня, к сожалению, утрачены. Все основные показатели овцеводства сократились более чем в 10 раз. У нас есть уникальный самовозобновляемый природный ресурс, практически бесплатный -естественные пастбища, и надо его использовать в полной мере. В стратегии развития Забайкальского края ставка сделана на горнорудную промышленность, но мировая экономическая ситуация такова, что некоторые месторождения разрабатывать невыгодно. Это привело к остановке отдельных предприятий. А овцеводство — ещё одна перспективная отрасль экономики. Сегодня действуют краевая и федеральная программы развития овцеводства. Федеральная программа реализуется системно, в крае же снижаются объёмы финансирования. Всё меньше средств направляется из года в год на эту отрасль. На мой взгляд, основа социально-экономического развития забайкальского села — овцеводство. Весь советский соцкультбыт, которым мы пользуемся по сей день, был построен на деньги от овцеводства. Если говорить о будущем забайкальской породы овец, она совершенствуется, основы для развития есть. Но необходимы экономические меры поддержки отрасли. В своё время в Забайкалье поголовье овец с ягнятами составляло более 6 миллионов голов. Сейчас без всякого экологического вреда можно содержать 2-3 миллиона голов, пользуясь естественными пастбищами».

Сейчас в крае чуть больше полумиллиона овец, и впервые за 10 лет приличная цена на шерсть -185 рублей за килограмм. Только какой губернатор решит проблему кадров в селе? Где инвестор, вложивший деньги в овцеводство, найдёт чабанов, чьё «ремесло» во многих районах края стало почти редкостью? Кадровая тема в сельхозпредприятиях края обозначена остро, на посевную и уборочную компании механизаторов искать приходится, да и с инвесторами в сельском хозяйстве края негусто — риск.

Вот и получается для большинства забайкальцев, как в той Бахте: на губернатора надейся, а сам не плошай. Про хозяйство и картошку помни. И про денежный вклад на строительство детских площадок в родной деревне не забывай.

Губернатор далеко, а детишки вот они — рядом.

Татьяна Гусева. «Земля» №43 от 23 октября 2018

«Никогда такого не было и вот опять», — пишет об огромной пробке на российско-китайской границе газета «Экстра».

Таможенники говорили, что всё в порядке, и это, якобы, не у нас проблемы, а там, с другой стороны. А потом выяснилось, что проблемы всё-таки были. Техника подвела. Компьютеры, представьте себе, не справились с таким большим потоком людей. Ну и не только.

Полковник Михайлов устроил коллапс на забайкальской таможне. Стоят более 50 автобусов — рейсовых, туристических и всех остальных. На таможне валяются баулы, все терминалы забиты людьми, ходят по головам. Третьи сутки вот такой коллапс. Вызвали его люди сюда, чтобы пропустить. Первый рейсовый автобус — в 12 мы выехали из Маньчжурии, сейчас пять часов — так до сих пор и стоим. — цитирует журналист «Экстры» Александра Котова запись в facebook одного из очевидцев этого мракобесия.

Если хотите разобраться, кто виноват в транспортном коллапсе на российско-китайской границе, вам

На границе тучи ходят хмуро. Кто виноват в транспортном коллапсе на российско-китайской границе

Эту историю можно смело начать словами — никогда такого не было и вот опять, в начале октября в СМИ появились новости о том, что на российско-китайской границе образовалась не просто большая — гигантская очередь из автомобилей. Граждан, среди которых были и дети, и пожилые люди несколько часов, а кого и суток, «мариновали», не побоюсь этого слова, в скотских условиях. Но сотрудникам таможни было, мягко говоря, наплевать на страдания простого люда. Впрочем, такая история случается далеко не впервые, и каждый раз после бурных обсуждений не меняется ровным счетом ничего.

Таможня не даёт добро

Задержка пассажиров на границе, произошедшая в этом году, пожалуй, является не только самой масштабной за последние несколько лет, но и весьма показательной по многим пунктам. Не то чтобы раньше на таможне не возникало столпотворений — возникали, ещё как! Правда, каждый раз в конце истории быстренько ставили «точку», стоило только новости о страданиях людей выплыть на свет. В этот же раз всё было совсем по-друтому.
Первое сообщение о том, что на границе России и Китая стоят сразу около 70 автомобилей появилось в сети 7 октября. Цифра, мягко говоря, не шуточная. По крайней мере, людям было уж точно не до смеха. Уже на тот момент многие провели в очереди более суток. Понять, в чём причина такого затора, на тот момент тоже было невозможно — на все вопросы людей таможенники из Поднебесной отвечали, что какие-то сбои на российской стороне. Однако российские пограничники решили сделать хорошую мину при плохой игре и на запросы как ожидающих людей, так и журналистов отвечали, что всё проблемы идут с противоположной стороны. Дескать, китайцы пропускают только «своих». И вообще наша таможня работает в штатном режиме. Стоило ещё добавить, что «нет поводов для паники», чтобы сделать всё происходящее ещё более трагикомичным.
Однако уже через сутки выяснилось, что сбой нсё-таки был. Правда, подвели не люди, а техника. Дескать, не справились компьютеры на земле Забайкальской с таким потоком туристов. При этом в пресс-службе пограничного управления ФСБ России по Забайкальскому краю, которое и давало комментарий, не сняли вину и с китайской стороны. «Обвинили» соседей и в министерстве международного сотрудничества и внешнеэкономических связей.

— Китайские пограничники в первую очередь пропускают транспорт китайской принадлежности, российский — по остаточному принципу. Ранее этот вопрос обсуждался: договаривались, что китайские пограничники установят другой порядок, чтобы не возникали очереди, но китайская сторона не выполняет эти договорённости, — сказали в пресс-службе министерства.
В итоге договориться с китайской стороной о приоритетном пропуске рейсовых автобусов с туристами всё-таки удалось. Во вторую очередь дать зелёный свет должны были автомобилям и коммерческим рейсам. При этом на нашей стороне сделали всё, чтобы пропускную способность увеличить.
Официальная версия она на то и официальная, чтобы максимально удовлетворять потребности того, кто её озвучивает. Поэтому несколько вопросов всё-таки возникает. Если с нашей стороны всё было складно да ладно, откуда взялся тот пресловутый сбои компьютеров, которого в первый день не было — работа ли же в штатном режиме? Зачем увеличивать число таможенников, если с нашей стороны всё и так работает прекрасно? И, конечно, в разрез с основной версией идут слова очевидцев, которые проходили таможню как раз в это время. По их словам, проблемы были исключительно на русской границе, поскольку, во-первых, работало мало сотрудников, во-вторых, пропускали в первую очередь рейсовые туристические автобусы.
А теперь посмотрите, как складно получается — фактически именно с российской стороны была та очерёдность пропуска, о которой якобы впоследствии было договорено с китайцами. Так «был ли мальчик» или эта новость была сделана для «красного словца»? Зато как хорошо звучит — собрались, сделали, договорились… Правда, радоваться пришлось недолго — буквально через сутки МАПП встал в новом транспортном коллапсе.

Вторая волна

— Полковник Михайлов устроил коллапс на забайкальской таможне. Стоят более 50 автобусов — рейсовых, туристических и всех остальных. На таможне валяются баулы, все терминалы забиты людьми, ходят по головам. Третьи сутки вот такой коллапс. Вызвали его люди сюда, чтобы пропустить. Первый рейсовый автобус — в 12 мы выехали из Маньчжурии, сейчас пять часов — так до сих пор и стоим.
Людей не пропускают, у нас человеку в автобусе стало плохо. Полковник Михайлов пришёл, посмотрел на нас и сказал: «Да, не буду я никого выпускать, никакие рейсовые автобусы. Стойте, делайте, что хотите», — рассказывают очевидцы в видеоролике, опубликованном в социальной сети Facebook.
Это сообщение датируется 14 октября, а «разрешение» первой транспортной проблемы произошло ю числа того же месяца.
Путём нехитрой математики можно сделать вывод, что проблема если и решилась изначально, то не более, чем на сутки. Быстро как-то иссяк запал. Теперь объяснить всё происходящее проблемами с китайской стороной стало невозможно, однако на этот раз пресс-службы что пограничного управления ФСБ, что читинской таможни на комментарии не скупились. Последние так и вовсе прислали ответ на трёх листах, чтобы полнее объяснить ситуацию.
Ответ ФСБшников сводится к следующему — виноваты таможенники. Дескать, на оформление и проверку паспортов, которым занимается ФСБ, времени уходит всего ничего. Весь затор происходит при таможенном контроле, где на момент 16 октября работал только один инспектор. Во втором зале на направлении «въезд в РФ» два оставшихся рабочих места для досмотра багажа и ручной клади находились и вовсе в неисправном состоянии. При этом расстояние, находящееся между двумя зонами контроля, из-за увеличения «вотчины» таможенников было уменьшено в разы. Если раньше там могло единовременно поместиться 200-250 человек, то теперь это количество сократилось до 15-25.
Таможенники же объясняли всё тем, что поток людей большой, а времени на их досмотр тратится много. Проходят его строго по одному человеку, и иногда такая процедура занимает около часа. Если действительно представить, что этим занимался только один сотрудник, то вопросов, почему возникла очередная «пробка», не возникает. Но и тут снова есть своё «Но». Пресс-служба читинской таможни 19 октября сообщила о том, что для решения этой проблемы на МАПП были переброшены дополнительные сотрудники. Почему этого не было сделано раньше, и как в таком случае относиться к аналогичному сообщению от ю октября?
Тогда нам тоже говорили, что были приняты меры по увеличению пропускной способности. Не означает ли это, что время неприятных новостей с гранццы ещё не прошло. Или в прошлый раз «пошутили», а теперь играем «взаправду»? К тому же не совсем понятно — если места для проверки ручной клади действительно были неисправны, как смогли их починить в такой короткий срок и если это так просто, то почему ничего не было предпринято раньше?

Россия-Китай -друзья навек

На фоне этих событий все планы по развитию туризма в Забайкальском крае, которым власти «кормят» население уже не первый год, выглядят более, чем нелепо. Пока на границе творится настоящее мракобесие, 17 октября в Чите прошло заседание российско-китайско-монгольского совета по развитию туризма «На Великом чайном пути». Понятно, что мероприятия такого уровня планируются не один день и договорённость о встрече была ещё до событий на МАППе, но в любом случае два этих события, идущих параллельно, выглядят очень показательно. В рамках этого заседания представитель турфирмы «Синее небо» из Маньчжурии Тянь Цзиньхэ ответил корреспонденту Заб.Ру на ряд вопросов, в том числе и о том, как в Китае относятся к проблемам с переходом границы.
— Мы, как маньчжурская туристическая фирма, организуем туристов не только местных — маньчжурских и хайларских — мы организуем туристов больше с юга, которые далеко от России. Они, когда летом приезжают на каникулы в Маньчжурию, всегда хотят попасть в Россию, пересечь границу и посмотреть. Именно на один день в Краснокаменск, Борзю. Главное, что они были на территории Российской Федерации, посмотрели. Для них очень интересно. А мы, местные турфирмы, переживаем, что их привозим в Россию на один день, а если плохо пересекли границу', то впечатления не такие хорошие останутся. Особенно южные хотят приехать на один день, хотя бы на два-три часа, чтобы хорошие впечатления были, -рассказал Тянь Цзиньхэ.

При этом гость из Поднебесной отметил, что таких проблем не возникает на других пропускных пунктах — ни с российской, ни с китайской стороны. Стоит ли после этого удивляться тому, что туристическая привлекательность нашего края — очередной красивый миф, который не имеет с правдой ничего общего.

Александра Котова.«Экстра» №43 от 24 октября

Смертность в Забайкалье выросла на 5%. Журналист Максим Колокольцев в «Аргументах и фактах» пишет, что скорее всего ситуация будет только ухудшаться. Но это не точно. О причинах повышения смертности в Забайкалье, если интересно,

Показатели, несовместимые с жизнью. Рост уровня смертности отмечается в крае

Несмотря на то, что в России продолжительность жизни достигла исторического максимума, в нашем регионе уровень смертности увеличился почти на 5 процентов.

За цифрами – жизнь

Убыль населения, например, за прошлый год, начиная от заболеваний и заканчивая самоубийствами, составила 12 585 человек. 2018-й не только не выровнял сложившуюся ситуацию. Он намного её ухудшил.
— Основная причина смертности населения — проблемы со здоровьем, — констатируют специалисты.
Современная медицина способна излечить от многих заболеваний, предотвратить летальный исход, но она весьма дорогостоящая. Бюджетные учреждения не обладают необходимым оборудованием, высокопрофессиональными специалистами.
Возможно, в Чите ещё можно найти помощь и спасение с серьезными недугами, но за это придётся заплатить немалую сумму денег- . Что касается районов края, там происходящее оставляет желать лучшего. Именно глубинка и даёт статистику по повышению уровня смертности.
Наши читатели часто жалуются на то, что ближайшее лечебное заведение, способное принять анализы, сделать ренген, находится в районных центрах, добраться до которых иногда почти невозможно: общественный транспорт ходит через раз, такси многим не по карману. Что говорить о службе экстренной реанимации?! Порой «скорая помощь» не успевает приехать за пациентом или и вовсе отказывается выезжать в село, ссылаясь на плохие дороги.

Какие выводы сделают чиновники?

Однако неблагополучная ситуация с уровнем смертности складывается не во всех регионах. Смертность снижается в Ингушетии, Краснодарском крае. Лидером по снижению смертности стала Калмыкия, там число умерших уменьшилась на 10% по сравнению с прошлым годом.
Что нас ждёт впереди? Путей развития ситуации много: скорее всего, она будет только ухудшаться с годами. Растут объёмы платных медицинских услуг, ликвидируются медучреждения, сократятся бюджетное финансирование отрасли в целом. Некоторые эксперты считают, что уровень смертности растёт в связи с системными ошибками руководства здравоохранения в крае.
А, может, всё нормализуется?… Хотя это маловероятно. Всё зависит от того, какие выводы сделают чиновники и медики края. Будут ли вводить какие-либо меры но снижению смертности или проигнорируют, отмахнутся? Скорее всего, второе — как часто у нас бывает.

Максим Колокольцев. «Аргументы и факты» №43

Районная пресса

Газета «Нерчинская звезда» опубликовала полезные советы. Один из них про «наращивание» батареек с помощью фольги, если вдруг батарейка не подходит по размеру. Ещё там есть совет о том, как перебить неприятный запах с помощью уксуса и сделать подсвечник из кукурузного колечка. Местами, бредово, но в целом забавно. «Нерчинская звезда» старалась, отыскивая эти советы в интернетах.

Полезные советы

Если новая обувь жмёт и натирает ноги, оденьте носки, а потом туфли, просушите феном места, где чувствуете дискомфорт, дождитесь остывания и повторите процесс. Обувь станет намного комфортнее.
Если внутри обуви образовался неприятный запах, подержите в них пищевую соду.
Не расчёсывайте мокрые волосы, а если это необходимо, начинайте с кончиков и используйте деревянную расчёску.
Когда нужны батарейки, а под рукой только маленькие, используй фольгу для их наращивания.
Для того чтобы не перепутать ключи, покрасьте их в разные цвета лаком для ногтей.
Острый перец не оставит жгучих следов на руках, если после работы втереть в кожу немного оливкового масла, а потом просто вымыть руки с мылом. Если перец случайно попал в глаза — промойте их молоком.
Быстро избавиться от запаха чеснока на руках можно, если потереть их ложкой из нержавеющей стали под струёй холодной воды.
Яичницу безупречной формы легко сделать, используя как формочку луковое кольцо.
Используйте бельевую прищепку в качестве держателя гвоздя, и точно не угодите молотком по пальцам, забивая его.
Положите деревянную ложку на кастрюлю с кипящим супом или бульоном — ничего не выльется!
Кукурузные колечки — великолепный подсвечник, ко¬торый можно использовать для праздничного торта! Не при¬дётся выковыривать свечки, никаких следов воска на име-нинном пироге, к тому же колечки съедобны.
Когда в баночке осталось совсем немного любимого шоколадного лакомства, добавь в неё мороженое! Также можно залить банку с остатками пасты горячим молоком — получится ароматный напиток.
Если вас замучило одеяло в пододеяльнике, которое постоянно скатывается, прикрепите его степлером в шести местах.
Чтобы убрать неприятный запах с кухонных поверхно¬стей, протрите их кусочком лимона, через 15 минут смойте, а внутренности холодильника — двумя столовыми ложками ук¬сусной эссенции, разведёнными в литре теплой воды.
Чёрствый хлеб можно реанимировать, обернув его влажным полотенцем и поместив в микроволновую печь на минутку.
Чтобы мебель подольше не покрывалась пылью, для её протирания используйте воду с добавлением кондицио¬нера для белья, ещё и комната наполнится приятным аро¬матом.
Ржавчина с плиты исчезнет, если протереть её горя¬чим растительным маслом.
Тёрку перед трением сыра протрите растительным маслом, он не будет слипаться, да и тёрку легче отмыть.
Если на кухне неприятно пахнет, налейте в сковороду немного столового уксуса включите и подержите, пока испа¬рится, от запаха и следа не останется.
Немного соли, положенной в плотно закрывающуюся хлебницу, предохранит хлеб от плесени.
Если ножи у мясорубки затупились, прокрутите на ней хлебные сухарики, в результате получите панировочные су¬хари для котлет и ножи заточатся.

По материалам интернет. «Нерчинская звезда» №81 от 16 октября

Газета «Улётовские вести» пишет про школу, в которой 46 лет не делали ремонт:

«Все, как только могли, приспосабливались к суровому школьному климату: теплее одевались, а в сильные морозы нередко приходилось сокращать уроки. Из-за низких температур в столовой порции остывали очень быстро, быстрее, чем их успевали съесть. Уроки физкультуры часто заменялись теорией, так как при температуре +11°С заниматься в спортзале было травмоопасно».

Ремонт прошёл не гладко

Ремонт — ответственный и вместе с тем очень смелый поступок, решиться на который может далеко не каждый, ведь выйти из зоны комфорта и впустить в свою жизнь беспорядок и суету порою бывает не так просто. К тому же это весьма трудоёмкий, затратный процесс, который может длиться не один месяц. Иногда людьми движет не только стремление к переменам, когда ремонт становится вынужденной мерой…

Николаевская средняя школа была построена в 1972 году. Время беспощадно накладывает свой отпечаток на всё. С годами некогда красивое здание серьёзно обветшало: старая, во многих местах прогнившая кровля в сырую погоду обильно протекала в столовой и спортивном зале. Подобное случалось и в кабинетах химии, физики, математики и ОБЖ. Зимой через отверстия в оконных рамах в школу проникал холодный воздух, хотя каждый сезон проводилось утепление окон. Не спасала и система отопления, которая изначально была сделана с ошибками, переросшими со временем в одну большую проблему — постоянный холод.

Все, как только могли, приспосабливались к суровому школьному климату: теплее одевались, а в сильные морозы нередко приходилось сокращать уроки. Из-за низких температур в столовой порции остывали очень быстро, быстрее, чем их успевали съесть. Уроки физкультуры часто заменялись теорией, так как при температуре +11°С заниматься в спортзале было травмоопасно.

Ситуация приобрела такой сложный характер во многом из-за того, что за 46 лет в школе ни разу не проводился капитальный ремонт. Конечно, перекрывалась крыша спортивного зала и столовой, но в корне всех проблем это не могло решит. Ежегодно косметический ремонт все сильней наталкивал на мысль «так больше продолжаться не может, школа срочно нуждается в ремонте». Оставалось самое трудное — ждать, когда будут выделены средства.

Когда стало известно, что летом 2018 года в николаевской школе начнется ремонт, радости не было предела. В восторге находились все работники школы и ученики, ведь каждый из них по-своему переживал за судьбу родной школы.

Всего на ремонт было выделено 22950000 рублей от министерства образования края и 5 процентов этой суммы от Улётовского района. Ответственность за осуществление ремонта взяло на себя ООО «Марков», главой которого — является Сергей Семенович Марков.

К работе было привлечено 5 бригад: плотники, установщики стеклопакетов, электрики-монтажники, бетонщики исварщики. Каждый из них выполнял свою работу. «Бригада установщиков стеклопакётов и бригада плотников хорошо себя проявили, особеннохотелось бы отметить работу Александра Ивановича Пешкова и Алексея Колесникова, которые работали «за себя и за того парня», — так отметили деятельность строительных бригад работники школы, невольно вовлеченные в ремонт. Но вот сварщики оставили после себя много недоделок.

Повар Наталья Николаевна Страмилова восклицает: «Недостатков было очень много: между подоконниками и батареями оставались не зашпаклёванные дыры, штукатурка была нанесена неровно и не везде. Приходилось замазывать самим».

Действительно, когда наш 11 класс вместе с родителями и классным руководителем убирали кабинет математики, мы стали свидетелями этого факта.

Технический работник Ирина Алексеевна Золотарева добавляет: «Кроме всего прочего нам пришлось убирать за бригадами мусор. Подрядчик Сергей Семенович Марков обещал оплатить нам эту работу, но по каким-то причинам так этого и не сделал».

Конечно, любой ремонт сопровождается множествомпыли, грязи и просто грудами обломков строительных материалов. Но эта рутинная работа не должна была ложиться на плечи техперсонала и учителей, тем более бесплатно. Понятие «капитальный ремонт» включает в себя отделочные и малярные работы за счет подрядчика. Значит, школа должна была сдаться в эксплуатацию «под ключ». Стало быть, возникает вопрос — «Почему к ремонту оказались привлечены третьи лица?».

Директор школы Оксана Борисовна Худякова этот факт объясняет так: «На такую большую школу средств было выделено очень мало, отделочные работы просто не 5 вошли в смету. К тому же ремонт проходил с небольшими задержками: в работу вмешивались досадные неприятности. Чтобы ускорить процесс и уложиться в срок были привлечены работники школы. Многое, конечно, пришлось делать своими силами».

Учителя и техперсонал осуществляли ремонт по своей, инициативе, так как оплата тоже не вошла в смету. Также, наряду с ремонтом, каждыйиз них выполнял свои должностные обязанности.

Ремонтные работы не были завершены к 1 сентября (согласно договору приемка школы должна пройти 30 сентября (без столовой и спорт зала). Поэтому День знаний: для учащихся николаевскойшколы прошел в непривычной обстановке — в Доме культуры, а «новой школой» намесяц стала больница (пустующее крыло).

Учиться пришлось в «спартанских» условиях: тесные кабинеты, в которые едва помещались большие классы. Помещение не отапливалосьсовсем. Для решения этой проблемы было выделено несколько обогревателей, которые быстро выходили из строя. Нелегко пришлось всем. Учительница английского языка Екатерина Александровна Днепровская с улыбкой говорит:

— Я приобрела опыт работыв таких, можно сказать, «экстремальных» условиях: без сенсорных досок и компьютеров. Они настолько прочно вошли в нашу жизнь, что первое время было непривычно.

27 сентября прошла уборка территории школы от мусора, в которой активное участие приняли папы наших учеников. Они были со своей техникой и дружно вместе с работниками школы убрали весь мусор. Территория школы была очищена. А 28 сентября в школе прошла генеральная уборка, в которой были задействованы все: учащиеся средних и старших классов, учителя и техперсонал.

В ходе инвентаризации школьного имущества было выяснено, что за время ремонта многое было утеряно, а что-то испорчено (больше всего это касается мебели). Кто должен понести за этоответственность? Персонал школы? А может все-таки подрядчик? Хотелось бы верить, конечно, во второе.

С понедельника 1 октября, началась учеба в школе. Теперь жизнь постепенно войдет в прежнее русло. Но расслабляться еще рано: первый этаж пока не будет функционировать.

— В принципе, первый этаж готов, но мы не можем открыть его, потому что отделочные работы еще не завершены — успокаивает директор, — просто пора уже в полную силу начинать учебный процесс, красить будем на каникулах.

Как говорилось ранее, нерешенным также остается вопрос по столовой и спортзалу. Парадный вход пока будет перекрыт, так как еще не завершены работы по фасаду здания. Но сейчас уже можно подвести предварительный итог, оценив проделанную работу.

«Многое из того, что планировалось сделать, не получилось, потому что средства закончились», — расстроенно говорит Оксана Борисовна, переживающая за судьбу школы не меньше других.

Неизвестно, когда в следующий раз будет проводиться капитальный ремонт, точно не скоро, как мне сказала директор. Будем надеяться, сделанного хватит на долгие годы. Старший техработникТатьяна Юрьевна Мирошникова, наблюдавшая за ходом ремонта и знающая его слабее стороны, поспешила меня огорчить:

«Вряд ли можно рассчитывать на долгие годы: лампы освещения успели «хорошо» себя зарекомендовать — в первые же дни несколько из них перегорели, двери, думаю, тоже долго не продержатся». Видимо были закуплены дешевые материалы.

«Линолеум был постелек на сырые доски — продолжает она — опасаюсь, что в дальнейшем может распространиться плесневый грибок».

Несмотря на все недостатки, можно смело сказать,что школа стала выглядеть гораздо, лучше, как внутри, так и снаружи. Всех проблем ремонт, конечно, не решил, но большинство из них ушло: исчезла главная — проблема с отоплением, также пропала необходимость утеплять окна. Была установлена новая пожарная сигнализация, заменена электропроводка.

Не хочется, конечно, верить в плохие прогнозы. Многое теперь зависит и от нас самих. Будем надеяться, что наша школа останется такой теплой и будет радовать глаз как можно дольше, что все-таки будут выделены средства, чтобы сделать, то что не получилось.

Мария Золотарёва, ученица 11 класса Николаевской СОШ,юнкорр. «Улётовские вести» №77 от 16 октября 2018

В Нижнем Цасучее отпраздновали день сельского хозяйства. Об этом рассказала корреспондент газеты «Ононская заря» Лариса Сухих: «Сегодня ононцы достойно продолжают дело заслуженных тружеников прошлых лет и делают это на высоком уровне. Несмотря на сложное время район занимает не последнее место по производству сельхозпродукции. И это не удивительно, ведь надёжная основа заложена и есть на кого равняться».

День сельского хозяйства

13 октября ононцы отпраздновали День сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. В Нижнем Цасучее работники культуры подготовили праздничную программу, которая включала в себя торжественное открытие, награждение, праздничный концерт участников художественной самодеятельности Ононского района, «голубой огонек» для ветеранов сельского хозяйства.

Утром на стадионе районного центра состоялась сельскохозяйственная ярмарка. Это мероприятие ждали все: и производители, и потенциальные покупатели, желающие пополнить продовольственные запасы на зиму. И гс, и другие смогли удовлетворить свои интересы в минувшую субботу. На ярмарке была представлена продукция местных сельхозтоваропроизводителей, индивидуальных предпринимателей, личных подсобных хозяйств, а также гостей из сел нашего района. На протяжении всей ярмарки поднимала настроение культурная программа, которую подготовили творческие коллективы района. Не помешала состояться ярмарке и холодная погода — жители и гости Нижнего Цасучея пришли поддержать местных производителей, как в одиночку, так и целыми семьями.

Покупателям были предложены товары, выращенные и произведенные на территории района. Мясо, рыбу, молоко, творог, сметану, сыр, овощи, мед, березовые веники, кондитерские изделия и вязаныевещи — всё это можно было купить в этот день в одном месте.

Производители нашли покупателей для своего товара, а те, в свою очередь, хорошую экономически чистую продукцию.

Сельскохозяйственная выставка-ярмарка — это своеобразный отчет тружеников села перед жителями районного центра о завершающемся сельскохозяйственном годе.

Открыл праздник глава муниципального района «Ононский район» Я.В. Танхаев. «Уважаемые жители Ононского района, сегодняшний праздник особо значимый для нашего района, потому что наш район является сельскохозяйственным», — сказал Ятур Владимирович. Он поздравил работников и ветеранов сельского хозяйства, пожелал всем крепкого здоровья, высоких результатов в работе, безотказной техники, благосклонной погоды и благоприятных условий и выразил благодарность за нелёгкий труд, умение преодолевать невзгоды.

Начальник отдела сельского хозяйства администрации МР «Ононский район» А.Н. Томских поздравила с праздником и сообщила, что в этом году, труженики села, несмотря на сложные погодные условия и финансовые трудности, добились определённых успехов. По итогам окотной кампании в овцеводстве выход молодняка на 100 овцематок составил 86%, выход телят на 100 голов — 82%. В районе сохранен и наращивается племенной потенциал сельскохозяйственных животных. Три сельскохозяйственных кооператива: СПК «Рассвет» (председатель З.Р. Батомункуев), СПК им. Калинина (председатель Б.Д. Дашиев), СК «Красная Ималка» (председатель В.Б. Бадмаев) имеют федеральные племенные лицензии. Животноводы нашего района традиционно принимают участие и проводимых в крае мероприятиях. По итогам трудового соперничества в этом году среди КФХ Забайкальского края коллектив крестьянско-фермерского хозяйства Н.Б. Садаева занял почетное 3 место. СПК «Рассвет» (3.Р. Батомункуев) был признан лучшим коллективным хозяйством и награждён за активное участие в проведении агропромышленной выставки – ярмарки «Золотаяосень Забайкалья 2018 года».

Со сцены звучали поздравления с праздником и добрые пожелания от консультанта отдела животноводства Е.А. Сухоруковой, заместителя директора ТД «Надежда» г. Чита (убойный цех) Б.Б. Балданова, представителя ООО «Агролизинг плюс» З.А. Очирова, директора благотворительного фонда «Благо дарить» Т.В. Кузьминой.

Почётное право поднять флаг Российской Федерации предоставили ветерану сельского хозяйства В.П. Тарасову, председателю СПК «Рассвет» З.Р. Батомункуеву, главе КФХ с. Куранжа С.И. Мотыреву.

Церемонию награждения провели глава муниципального района «Ононский район» Я.В. Танхаев и начальник отдела сельского хозяйства администрации МР «Ононский район» А.Н. Томских. Грамотой главы администрации МО «Ононский район» за многолетний добросовестный труд в честь празднования дня сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности наградили бывших работников совхоза «Ононский»: Л.И. Дмитриеву агронома совхоза, С.Найданову ветеринарного врача совхоза, Г.М. Филинова тракториста совхоза, Х.Р. Паламову ветерана сельскохозяйственного производства, чабана колхоза «Путь к коммунизму», В.А. Кочиеву (работала главным бухгалтером колхоза «Путь к коммунизму»), А.И. Савватеева (водитель колхоза «Путь к коммунизму», ветеран сельскохозяйственного производства) и других.

Благодарственными письмами за добросовестный труд, внесение личного вклада в решение задач, поставленных перед ветеринарной службой Ононского района наградили Ж.А. Доржиеву (вет. санитар ГБУ «Ононская СББЖ»),О.Н. Токмакову (вет.санитар ГБУ «Ононская СББЖ»), С.Б. Цыренжапову (вет.врач С/П «Буйлэсанское») и др.

Также благодарственными письмами были награждены главы КФХ, руководители и работники перерабатывающей промышленности.

После церемонии награждения прошёл концерт, перед выступлением коллективов сёл, ведущие Е.Дутова и Е.Димов (11 класс ВЦСОШ) рассказывали о том, как прошли в этом году Дни сел, о жизни села и работающих в селах организациях.

После концерта ветераны сельского хозяйства, проработавшие добросовестно долгие годы на должностях руководителей и специалистов в нашем районе и ушедших па заслуженный отдых, были приглашены на «Голубой огонек».

Встречали ветеранов в кафе «Сакура». Под звучание музыки в зале собралось более 30 человек.

Ведущий праздника Б.Б. Перевозчиков, поприветствовал собравшихся и предоставил слово для поздравления Я.В. Танхаеву. Тепло и сердечно от имени Администрации и Совета МР «Ононский район» поприветствовал Ятур Владимировичприсутствующих: «Ваш труд остался в истории нашего района, в истории тех победных лет, когда мы получали больше всех шерсти, мяса, производили корма, зерно. Наш район неоднократно поощрялся за свои достижения!», — сказал он.

Также ветеранов поздравила начальник отдела сельского хозяйства администрации МР «Ононский район» А.Н. Томских и выразила слова благодарности и преклонения перед несгибаемой стойкостью и несокрушимостью духа старшего поколения, пожелала всем крепкого здоровья, внимания и заботы близких. Со словами признательности в адрес ветеранов выступили глава сельского поселения «Чиндантское» Н.А. Фалилеева, директор Районного центра казачьей культуры «Возрождение» М.А. Зоць, глава сельского поселения «Ималкинское» Е.О. Дамбаева.

Ветераны не остались в стороне, и также выступили с ответным словом,искренне радуясь успехам и сопереживая неудачам в работе. В.М. Абросимов поблагодарил руководство района и лично Я.В. Танхаева и А.Н. Томских, за то, что не забывают ветеранов, за организованную встречу, ведь очень приятно встретиться и пообщаться.

В.И. Духновский в своём поздравлении очень справедливо отметил, что как только заговорили о сельском хозяйстве, у всех «загорелись» глаза, начали вспоминать о том, как работали. Действительно, глядя на этих людей, ветеранов, удивляешься, сколько в них ещё энергии и жизнерадостности!

Также высказали поздравления и добрые пожелания: Д.Б. Тумунов, В.Б. Батомункуев, И.П. Курмазов, В.К. Николаев, В.П. Тарасов и другие.

Б.Б. Перевозчиков провёл викторины: «Марки тракторов», «Марки автомобилей», «Марки комбайнов», «Сорта пшеницы», «Породы овец».

За столом царила домашняя уютная атмосфера семейного праздника, тёплая и дружественная. В непринуждённой обстановке за чашкой чая пенсионеры вспоминали своих коллег, интересные случаи из своей жизни, нелёгкие трудовые будни, заслуги и достижения землепашцев и животноводов, с удовольствием общались друг с другом, рассказывали об участии в соревнованиях, и в общественной жизни района, делились новостями.

Праздничную атмосферу и хорошее настроение зрителям создавал Денис Забелин, а прозвучавшие в его исполнении песни зарядили всех весёлым настроением.

Мероприятие было посвящено землякам, для которых нет дела почётнее, чем лелеять родную ононскую землю, приумножать её плодородие. Много добрых слов и пожеланий было сказано в адрес присутствующих в зале бывших-механизаторов, животноводов, полеводов и доярок, чей многолетний и добросовестный труд, добросовестная работа в полях и на фермах отмечена многочисленными наградами и званиями. Их нелёгкий самоотверженный труд, несомненно, требовал особой самоотдачи, ответственности и заслуживает самого глубокого уважения.

Сегодня ононцы достойно продолжают дело заслуженных тружеников прошлых лет и делают это на высоком уровне. Несмотря на сложное время район занимает не последнее место по производству сельхозпродукции. И это не удивительно, ведь надёжная основа заложена и есть на кого равняться.

Все меняется в этом мире, а сельский труд по-прежнему необходим всем и каждому.

Лариса Сухих. «Ононская заря» №79 от 19 октября

Добавить отзыв
Добавить фото

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

Добавить