НОВОСТИ
18 АВГУСТА
17 августа
16 августа

«Ради бога – езжайте на Газимурскую», - мэр Читы об автобарахолках, мостах и обратных дорогах в обзоре электронных СМИ за 23-30 июня

На прошлой неделе сквозной темой в репортажах немногочисленных читинских телекомпаний стало отсутствие бензина на АЗС и одновременный резкий рост цен на наиболее популярные виды топлива.


Крупнейшие в регионе розничные сети по продаже бензина и солярки в ситуации, когда вдруг внезапно исчезло топливо, повели себя по традиции бездарно с точки зрения обеспечения своих потребителей информацией. Сотрудники ОАО «Нефтемаркет» не то, что отказывались от комментариев – нет, но нормальной информации о том, что всё-таки происходит в регионе, никто так и не получил. Не имея нормальных выходов на владеющие информацией источники, журналисты были вынуждены строить собственные версии происходящего, порой переходя от осторожных предположений к неосторожной дезинформации.

О том, как в областной администрации 11 июня происходила встреча губернатора региона Равиля Гениатулина с выпускниками школ и учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования в эфире телеканала «Альтес» рассказывает журналист канала Вера Беломестнова. Началась встреча, по традиции, со слов главы региона: «В 1994 году - мы, более старшее поколение - хорошо помним, как всё происходило - первый президент России Борис Николаевич Ельцин подписал указ, как сейчас помню, о объявлении этого дня - Днём России, по сути своей. Вот, тогда, правда, назывался он День независимости России, а сегодня просто День России».

В этот же день и в этом же зале из рук Гениатулина двенадцать 14-летних подростков получили первый в жизни паспорт. Среди них оказался и Марат Равилевич Гениатулин. Глава региона прокомментировал такое совпадение: «Это мой вклад в развитие демографической политики государства».

О том, что происходит с 14-летними мальчиками в момент получения первого паспорта, рассказывают сами 14-летние мальчики: «Теперь я стал гражданином Российской Федерации. Это очень волнующий момент. Перед тем, как получить паспорт, я сильно волновался. С достижением 14 лет человек получает больше ответственности, уже несёт больше ответственности за все свои поступки».

17 июня «Альтес» неожиданно посвящает 10 минут беседе с мэром Читы Анатолием Михалёвым. Первым делом градоначальник отвечает на вопрос директора телекомпании и депутата областной думы Карины Канунниковой о том, является ли Чита столичным городом: «Ну естественно. Пока мы - столица Забайкальского края, пока ещё в Агинское не перевели», после чего даёт понять, что груз этот для нынешнего руководства города порой слишком тяжёл: «Я бы с удовольствием согласился, чтобы в любой другой район отдали. Потому что столичные функции достаточно накладно исполнять, вместе с тем, финансирование такое же, как и для любого другого района».

Традиционно много внимания уделяется ментальности горожан и её несоответствию канонам благочестия: «Муниципалитет должен, как он сказал (полпред президента в Сибирском федеральном округе – С.К.) (…) заниматься только дорогами, мостами, площадями и так далее, местами общественного пользования. Тротуар, двор, спортивная площадка и всё остальное - это забота жильцов, которые проживают на данной территории. Вопрос достаточно спорный, я бы сказал. Мы сегодня не можем решить проблему (…) с теми 5% сбора с населения на капитальный ремонт собственного жилого фонда, то, что сегодня по 185-му закону требуется. И я мало верю, что жители завтра примут очень активное участие во всех дворах в озеленении своих собственных дворов, в ремонте подъездов».

Михалёв считает, что в других городах Сибири всё так же плохо, как и в Чите: «В том же Новосибирске (…) показывали отдельные ТСЖ, где действительно, казалось бы, прибранный двор, чистенькие хорошие подъезды, хорошие чистые подвалы, заменены трубы, но я думаю, что это потёмкинская деревня. Как один товарищ мне сказал, что более полутора месяцев коммунальные службы Новосибирска работали на то, чтобы нам показать, как должно быть. Сознание наше, пока ещё достаточно далеко от того, чтобы мы почувствовали себя собственниками в своём доме, в своём городе».

Крайне интересно было узнать, какой видится Михалёву ситуация вокруг авторынка в микрорайоне Северный: «Юридически закрытие состоялось (…) не авторынка, а «барахолки», которая сегодня существует в районе микрорайона Северный (…) несанкционированная реализация автомобилей. Дано поручение, в том числе и органам внутренних дел, навести там порядок. Как альтернатива, на улице Газимурской подготовлен (…) подобный авторынок, чтобы люди не говорили, что вы нас выгоняете в чистое поле. По согласованию с органами внутренних дел, открыт дополнительный пункт регистрации автомобилей. Именно там (…) человек может приехать купить автомобиль и оформить все документы, не выезжая с данной площадки».

Выясняется, что в течение выходных дней 14-15 июня органы внутренних дел с поставленной задачей не справились: «Вот эта «автобарахолка» продолжается. Но я хочу заверить всех автолюбителей, которые занимаются этим бизнесом, что обратной дороги, как говорят, - нет. Решение принято, и мы будем принимать все меры в привлечении, в том числе и органов внутренних дел, чтобы жители микрорайона Северный (…) жили и спали спокойно. Эта территория не предназначена для торговли. И торговли там автомобилями не будет. Мы не закрываем существующий официально авторынок (…) огороженный. Торгуйте там или (…) ради бога, езжайте на Газимурскую».

Выгонять нарушителей с насиженных мест мэр намерен штрафами: «Штрафы достаточно серьёзные - от 1 500 до 3 тыс. рублей. Можно по двум основаниям выписывать – (…) неправильная парковка и (…) самоуправство, то есть невыполнение решения органов местного самоуправления (…) Мы взялись решать эту проблему совместно с начальником краевого УВД. Мы эту задачу решим». В числе прочего Канунникова сообщает, что телекомпания «Альтес» готова присоединиться к мэру и начальнику краевого УВД.

20 июня «Альтес» рассказывает об открытии путепровода на Чите-I: «Мост через железнодорожные пути уже давно требовал расширения. В часы пик на этой территории растягивались огромные пробки. Две полосы движения не справлялись с потоком машин. Теперь путепровод это - три односторонних полосы, которые существенно облегчат жизнь владельцам автотранспорта. Движение по ним, а также по улицам Володарского, Комсомольская, Лазо и Ярославского существенно ускорится и станет намного безопаснее».

Все конструкции моста - ограждения, барьеры на дороге и опоры под освещение доставлены в Читу из Москвы, Санкт-Петербурга и Омска. В общей сложности на строительство путепровода потрачено 180 млн рублей, задействовано семь единиц самосвальной техники и труд около 40 рабочих.

Анатолий Михалёв и на открытии моста не смог сдержаться и сравнил любимый город с другим населённым пунктом: «Мы знаем (…), что в Москве сегодня официально на 15 млн жителей приходится 3 млн автомобилей. А в Чите сегодня на 308 тыс. жителей приходится 70 тысяч автомобилей. Если посчитать на душу населения, мы даже сегодня несколько впереди Москвы. Поэтому необходимо заниматься дорогами, необходимо заниматься мостами».

25 июня «Альтес» выпускает в эфир во многом знаковый сюжет иркутской телекомпании «Аист», в котором рассказывается о том, что происходит с бензином в Иркутске: «На заправках других компаний цены достигли 30 рублей за литр 92 бензина. Наибольшие тарифы предлагает автозаправочный комплекс «Люксойл» на остановке Южная. Там за литр 92-го берут 33 рубля 99 копеек, а 96-ой бензин стоит 39 рублей 99 копеек за литр. На АЗС «Крайснефти» и «Омни» продажа 92-го бензина ограничена, его отпускают либо по безналичному расчёту, либо не более 40 литров в один автомобиль».

В компании «Омни» объясняют, что дефицит топлива в Иркутске возник из-за проблем поставок с Ангарской нефтехимической компании, принадлежащей АО «Роснефть». Об этом, в частности, сообщает агентство «Телеинформ»: «По неподтверждённым сведениям, на предприятии произошла авария. Но в компании «Роснефть» эти слухи категорически опровергают. Там сообщают, что речь идёт о плановых профилактических работах. Нефтеперерабатывающее предприятие работает в обычном режиме. Если объёмы производства и сократились, то ненамного».

Знаковой в сюжете иркутян выглядит не ситуация с бензином на АЗС, которую полностью копировала на минувшей неделе забайкальская действительность, а комментарий начальника управления информации ОАО «Роснефть» Николая Манвелова: «На отправке никакой аварии нет. Вы в курсе, что каждый нефтеперерабатывающий завод регулярно должен проводить плановые ремонты оборудования? На отправке проводится ремонт оборудования. Насколько я знаю, отгрузки идут, если и с уменьшением, то, по крайней мере, все текущие контракты на поставку закрываются».

Неделей ранее – 18 июня – «Альтес» в сюжете собственного производства достаточно уверенно заявлял о том, что все ограничения в продаже бензина в Чите связаны с ремонтом на заводе производителя в Ангарске: «В начале июня завод по производству 92-го бензина должен был начать (…) работу. Но ремонтные работы не закончены в срок. К концу июня началу июля работа завода будет полностью восстановлена и все поставки возобновятся в прежнем режиме». Это заявление корреспондента канала Веры Беломестновой на фоне комментария Манвелова выглядит, мягко говоря, неосторожным.

ГТРК «Чита» 27 июня рассказывала о последствиях динамичного повышения цен на бензин: «С 15 до 18 и 20 рублей планируют увеличить тарифы на проезд в маршрутных такси в краевом центре в ближайшее время. Перевозчики уже направили письмо с такой просьбой в Региональную службу по тарифам Читинской области».

По информации ГТРК «Чита», владельцы маршрутных такси уже подняли цену за проезд: «Центр города. Вокзал. Здесь самая крупная конечная стоянка многих маршрутных такси. На некоторых уже с 1 июня установлены новые ценники. Проезд стоит 18 рублей в отдалённые районы Читы. По городу цена пока прежняя - 15 рублей. Однако, водители уже готовы к переменам. Они считают, что повышение должно быть давно сделано. Цены на солярку повысились во много раз, а повышения на проезд не было».

В региональную службу по тарифам, сообщает корреспондент телерадиокомпании Юлия Бянкина, пока поступило только письмо от трёх частных перевозчиков: «В нём просьба пересмотреть тарифы в связи с возросшей стоимостью на бензин». Руководитель региональной службы по тарифам Алексей Кошелев считает, что экономика тут простая: «50% себестоимости перевозок занимает бензин. Если он повысился на 4 рубля, тариф должен повыситься на 2».

Совершенно справедливо Бянкина вспоминает о том, что далеко не все городские маршрутки зависят от традиционных бензина и дизельного топлива: «Однако сколько же машин переведены на газ сегодня - похоже не знает никто». Не знает этого и Кошелев: «С газом сложнее. Мы запрашивали «Читаоблгаз»: сколько на газе переоборудовано - у них данные только за последние два года. Сколько еще на газе ездит, мы не знаем».

25 июня в эфире ГТРК «Чита» Ольга Куприянова рассказывает о том, что за пять месяцев 2008 года инфляция в Забайкалье составила уже 6,5%: «Показатель значительно выше прошлогоднего. Но, в целом, говорят специалисты, он соответствует общероссийскому. Одна из основных причин - безудержный рост цен на бензин. Только в июне его наценили два раза. Сейчас цены на топливо в крае - одни из самых высоких в России».

Куприянова уверена, что вслед за ценами на бензин растут цены и на продукты питания: «Дорожают хлеб, макароны, крупы, мясо, подсолнечное масло, овощи и фрукты. Товары завозятся в Забайкалье в основном из других регионов, а потому и зависят цены на них непосредственно от транспортных расходов».

Оказывается, что для снижения инфляции правительство России в ближайшие годы планирует жёстко ограничивать рост бюджетных расходов. Краевая власть, по информации корреспондента, тоже пытается влиять на ситуацию. О том, в чём выражается это влияние, рассказывает заместитель губернатора, председатель регионального комитета экономики Татьяна Майзлингер: «Разработан комплекс мер. Это и мероприятия по поддержке и развитию конкуренции на продовольственных рынках, поддержка сельскохозяйственных производителей, поддержка тех инвестиционных проектов, которые направлены на пищевую переработку. То есть цель - повышение качества жизни населения (…), а задачи для достижения этой цели поставлены, в том числе и самим губернатором».

Особого оптимизма комментарий Майзлингер у Куприяновой не вызывает: «Поддержка местных производителей и развитие конкуренции - способы сдерживать инфляцию, безусловно, действенные, но ждать от них моментального эффекта забайкальцам не приходится. В магазинах каждый день - новые неприятные сюрпризы».

26 июня ГТРК «Чита» сообщает, что шесть самолетов Ан-2 авиакомпании «Даурия» проданы за долги, накопившиеся с 2005 года: «Даже самолёты не смогли погасить всей суммы задолженности авиакомпании перед налоговой инспекцией, Сибирской угольной компанией и Иркутским авиазаводом».

На 26 июня, по информации ГТРК «Чита», долг ОАО «Даурия» составляет около 20 млн рублей: «Судебными приставами арестованы все счета авиакомпании. Самолеты и оргтехника проданы специализированной организацией. Самолеты были частично разукомплектованы, что существенно отразилось на цене. После их продажи удалось вернуть взыскателям немногим более 400 тысяч рублей. Два оставшихся у авиакомпании самолета совершают рейсы «Чита - Чара» и «Чита - Иркутск». Руководство компании обещает расплатиться с долгом. Но, как отмечают в службе судебных приставов, если должник не поторопится с оплатой, не исключено, что арест может быть наложен и на оставшееся имущество».

Обзор подготовил Сергей Колыванов

Обсудить на форуме