Р!
25 ИЮЛЯ 2021
23 июля 2021

Террористы в Забайкалье и не тот директор драмтеатра - в обзоре краевых СМИ

Юлия Болтаевская в «Забайкальском рабочем» подробно изучает ситуацию в закрытом административно-территориальном образовании «посёлок Горный». В отличие от военных городков в Забайкальском крае жителям Горного жаловаться нечего. Медицина на уровне, с демографией всё в порядке, идёт «активная творческая жизнь». Да и полпред президента Виктор Толоконский пообещал жителям их не бросать. «На сегодняшний день дошкольных учреждений в посёлке четыре — в двух из них в этом году провели капитальный ремонт. Например, из масштабных работ в детском саду № 17 заменили канализацию, поменяли старые радиаторы на пластиковые, отремонтировали пищеблок, в котором не было серьёзных работ с момента постройки садика —1964 года. Учреждение носит статус центра развития ребёнка, и, надо сказать, не просто так, ведь в нём детей обучают русскому народному творчеству, есть даже музей русской культуры в виде уютной избы, где ребята знакомятся с экспонатами, рисуют, лепят», — пишет «Забраб».

«Людей не бросят»
пообещал жителям «ЗАТО посёлок Горный» полпред президента Виктор Толоконский в связи с выходом из городка воинских подразделений

«ЗАТО посёлок Горный» можно считать уникальным объектом Забайкальского края — это единственный населённый пункт, являющийся закрытым административно-территориальным образованием, — на сегодняшний день в России.
Возможно, положение и статус посёлка Горный являются причиной того, что жизнь в нём отличается от всех населённых пунктов региона, либо его руководство и население так устроены — умеют беречь то, что есть, и стараются сделать ещё лучше. В последние годы посёлок пережил множество позитивных преобразований социальной инфраструктуры, что не может не радовать. Однако есть повод и для огорчения — передислокация подразделений Вооруженных Сил России, из-за которой у посёлка может появиться множество проблем…
Беспокоят кадры
На медицинское обслуживание в Горном никто не жалуется. Специалистов в поселковой поликлинике достаточно: хирург, невролог, стоматолог, три участковых терапевта, три педиатра, акушер-гинеколог. Решили в посёлке и проблему с недостатком узких специалистов: раз или два в неделю из краевого центра приезжают окулист, лор, психиатр-нарколог. Благо расстояние позволяет — всего 76 километров от Читы.

Медицинские кабинеты поликлиники оснащены неплохо. В прошлом году лечебно-профилактическое учреждение приобрело цифровой флюорограф и электрокардиограф. Проблемой пока остаётся устаревший автопарк — шесть автомобилей «скорой помощи» служат уже более десяти лет. Но в скором времени ситуацию удастся исправить, поскольку заявка на обновление автопарка подана в краевой Минздрав.

— Сейчас поликлиника включается в общую медицинскую информационную систему, — отметила руководитель администрации городского округа «ЗАТО посёлок Горный» Марина Рыпалова. — К концу года должна появиться электронная регистратура — выбрать специалиста и время приёма можно будет через инфоматы или с помощью сети Интернет. По электронной почте в поликлинике давно записывают пациентов на приём к врачам поликлиники краевой клинической больницы и краевого диагностического центра в Чите.

При лечебно-профилактическом учреждении имеется круглосуточный стационар на 44 койки, недавно открыли дневной стационар на 20 коек. Появилась в медучреждении новая аптека. Кроме того, в посёлке работает больница.

— Несколько лет в Улётовском районе собираются построить больницу, но мы могли бы организовать прием пациентов из близлежащих деревень в нашем учреждении, — дополнила Марина Рыпалова. — Это экономически выгодная инициатива, и на краевом уровне ею заинтересовались, правда, пока не предприняли никаких действий.

Да и как речь может идти о развитии больницы, когда, по словам главы городского округа «ЗАТО посёлок Горный» Александра Бестрицкого, находящийся рядом военный госпиталь к первому декабря собираются закрывать? Этот факт как нож по сердцу для администрации посёлка и его жителей.

От разрухи — ни следа
Демографическая ситуация в Горном одна из лучших в Забайкалье. Чествовать новорождённых в посёлке повелось раз, а порой и дважды в квартал. В связи с высокой рождаемостью отношение к детским садам в населённом пункте соответствующее. На сегодняшний день дошкольных учреждений в посёлке четыре — в двух из них в этом году провели капитальный ремонт. Например, из масштабных работ в детском саду № 17 заменили канализацию, поменяли старые радиаторы на пластиковые, отремонтировали пищеблок, в котором не было серьёзных работ с момента постройки садика —1964 года.

— Теперь дело осталось за приобретением вытяжки, проведением отопления к прогулочным верандам, обустройством медицинского блока, — сообщила заведующая детским садом № 17 Ирина Федичкина.

Учреждение носит статус центра развития ребёнка, и, надо сказать, не просто так, ведь в нём детей обучают русскому народному творчеству, есть даже музей русской культуры в виде уютной избы, где ребята знакомятся с экспонатами, рисуют, лепят.

Капитальный ремонт в этом году завершили в детском саду № 6 посёлка Горный.
— Когда я вступила в должность в 2009 году, и мы с администрацией начали заниматься проблемой детских садов, создавалось впечатление, что мы пришли на руины, — говорит Марина Рыпалова. —До этого около четырёх лет не делали капитальный ремонт.

Теперь от былой разрухи не осталось и следа — учреждение радует глаз.

По словам заведующей детским садом Светланы Макеевой, наиболее серьёзной проблемой была система отопления и канализация — теперь заменили трубы. В здании в одном крыле полностью поменяли окна, обустроили пожарные выходы. В этом году в детском садике появился долгожданный просторный спортивный зал, для которого закупили спортинвентарь, и кабинет психолога. Полностью переоборудовали пищеблок. Постепенно заменяют мебель в группах, которых в детском саду семь. Территория перед детским садиком напоминает сказочную страну — красочные фигурки, качели. За лето обновили покрытие площадки, заменили кровлю в беседке и перестелили пол. В следующем году собираются построить новый забор. Но опять же и работники детских садов, и представители администрации посёлка Горный переживают, что количество детей скоро сократится — в детских садах уже появляются свободные места, а что будет дальше — не перестает тревожить население.

Нужен только Интернет
После передачи объектов военведа в собственность муниципалитета ЗАТО Горный досталась недостроенная школа № 1. В этом году дело довели до конца — теперь осталось дождаться сдачи пристройки, поставить мебель и оборудование, и можно будет переводить сюда начальные классы. В новом здании школы, помимо просторных кабинетов, имеется большой актовый зал на 250 мест и огромный спортивный зал, который можно разделить на три волейбольные площадки. Для любителей спорта на пришкольном участке в этом году соорудили новую хоккейную площадку и теннисный корт.

По словам заместителя директора школы по УВР первой ступени обучения Елены Куприяновой, из материальных потребностей школы осталось только подключение сети Интернет — пока она проведена только в кабинет информатики. В остальном ни школьникам, ни учителям жаловаться не на что. Разве что только опять же на «потерю» сотрудников и учащихся.

— С кадрами у нас могут возникнуть проблемы, — не скрывает Елена Куприянова. — Недавно уволилась учитель русского языка, не хватает учителя математики. В связи с передислокацией частей от нас ушли 50 ребят из начальной школы и около 30 учащихся старших классов.
Несмотря на перемены, в поселке Горный продолжается активная образовательная и творческая жизнь. Большое внимание развитию детей уделяет детская школа искусств. Учреждение дополнительного образования на хорошем счету на краевом уровне — ребят обучают хореографии, живописи, актерскому мастерству, английскому языку. Последствия передислокации войсковых частей коснутся и школы искусств — если раньше принимали в нее по конкурсу, то теперь неизвестно—сколько детей удастся набрать в ближайшем будущем.

Дети при делах
Уникален поселок Горный тем, что в нем практически искоренили детскую преступность.
— Примерно из тысячи подростков на учете комиссии по делам несовершеннолетних состоит около двадцати человек. Как правило, это дети из неблагополучных семей, — пояснила ответственный секретарь КДН Ирина Середа. — И то, в основном, ребята совершают «детские» правонарушения — покурили в неположенном месте, находились на улице в позднее время без родителей. Случаев со смертельным исходом нет, примеров жестокого обращения с детьми тоже не можем привести. Последний резкий скачок подростковой преступности нам удалось пресечь в прошлом году — тогда группа подростков ограбила несколько квартир.

Чтобы предотвратить проблемы ребят с законом, об их занятости заботятся администрация, школы, КДН. Для спортивного развития молодежи в посёлке построили тренажёрный зал, где дети из неблагополучных семей могут заниматься бесплатно. Славятся по краю юношеские футбольные команды, а всё потому, что в посёлке есть обустроенное для тренировок поле. Летом ребята устраиваются на временную работу— могут и денег заработать, и посёлок облагородить. Некоторые следят за правовым порядком — вступают в отряды добровольной дружины и вместе с сотрудником полиции обходят городок, составляют протоколы об административных правонарушениях.

Достойные условия жизни стараются создавать и для детей с ограниченными возможностями, которых в посёлке сорок. Недавно администрация помогла семье Виноградовых. Теперь две восьмилетние девочки с диагнозом ДЦП и их мама имеют все необходимое в их положении.

— Раньше мы жили в благоустроенной квартире на третьем этаже, — рассказывает Галина Виноградова. — Это было очень неудобно, потому что мои дочки не ходят — приходилось выносить их на прогулку. Работники администрации помогли нам обменять жилье на частный дом, в котором есть отопление и ванная комната. Скоро у нас появятся кабельный Интернет и телевидение.

Посёлок Горный напоминает крохотный островок социализма в нашей капиталистической стране. В нем жители тесно взаимодействуют с местной властью, проблемы решают сообща. И, как лично удалось убедиться журналисту «ЗР», в Горном есть все необходимое для достойной жизни, работы и досуга. Тут бы жить, работать, учить детей и прививать им чувство прекрасного, если бы не решение Министерства обороны страны о передислокации воинских частей, которое пока тревожит местное население. Хотя, по словам Полномочного представителя Президента России в Сибирском федеральном округе Виктора Толоконского, побывавшего в Горном на прошлой неделе, людей, оставшихся без работы в связи с передислокацией воинских подразделений, всё равно не бросят.


Юлия Болтаевская, «Забайкальский рабочий», №206



В Забайкальском драматическом театре открылся 73-й театральный сезон — открылся фантазией в стиле модерн «Джульетта. Метаморфозы любви». Юлия же Болтаевская порадовала читателей «Забайкальского рабочего» и театралов рецензией на спектакль. По её словам, зрители премьеру поняли и приняли: «Захватывают дух боевые сцены, которых в спектакле немало — это и шуточные бои между Ромео и его приятелями Меркуцио и Бенволио, и смертоносная схватка героев с братом Джульетты — Тибальтом, в роли которого выступил молодой артист Эдуард Глушков. Кстати, постановщиком боевых схваток является артист драмтеатра Евгений Нимаев, который, кроме того, играет роль князя Эскала. Особым ритмом — то прерывистым и нервным, то томительно певучим — наполняют спектакль хореографические этюды и танцы. Вообще пластическая составляющая действия выполняет в постановке особую роль. Модернистские находки режиссёра Жанны Пономаревой нашли органичное воплощение в хореографии балетмейстера театра, заслуженного деятеля искусств Читинской области Натальи Селезнёвой».

Метаморфозы любви

73-й театральный сезон открылся в Забайкальском краевом драматическом театре в минувшие выходные новой постановкой режиссёра Жанны Пономаревой — фантазией в стиле модерн «Джульетта. Метаморфозы любви».

Прежде чем зрители смогли посмотреть необычный спектакль, по традиции им представили небольшой отчёт о том, какие события свершились в театре во время межсезонья. Артисты побывали с гастролями в столице Республики Бурятия Улан-Удэ и представили спектакли, наиболее полно раскрывающие репертуар коллектива и развитие современного театрального искусства в целом: «Русский секрет», «Очень простая история», «Тетушка из Бразилии», «Евгений Онегин», «Ночь перед Рождеством», «Пегий пёс, бегущий краем моря», «Лунное чудовище», «Портрет Дориана Грея». Не обошли стороной и юных зрителей, которые смогли побывать на постановках «Куда пропало время» и «Айболит и Бармалей». Артисты театра навестили и окрестности Улан-Удэ, дав возможность людям из глубинки насладиться театральным искусством.

Напомнили гостям и о тяжелейшей утрате драмтеатра — это первый сезон, который открывается без участия народного артиста России Николая Березина. Зал почтил память Николая Алексеевича минутой молчания. Но жизнь продолжается — актёры создают на сцене новые интересные образы.

Недолгие поздравления и торжественные речи, наконец, подвели зрителей к самому главному — премьере «Джульетта. Метаморфозы любви». Новая постановка молодого режиссёра Жанны Пономаревой хоть и названа фантазией в стиле модерн, тем не менее, она не стирает перед зрителем имя Уильяма Шекспира — его слово, замыслы, идея переданы в спектакле в полной мере, а необычные акценты и модернистские находки режиссёра только подчеркивают это. Сюжет бессмертной трагедии английского поэта полностью сохранен, поэтому вряд ли у кого-то из зрителей возникнет ощущение, что его обманывают. Бесспорно, это именно та известная всему миру история любви юных Ромео и Джульетты, роли которых исполнили молодые артисты театра Никита Калганов и Татьяна Соколова. Актёрам удалось передать всю глубину чувств юной пары — их безграничное счастье и величайшую трагедию.

Не прошли незамеченными и другие герои драмы. Заметной и яркой стала роль, казалось бы, не главного персонажа — кормилицы в исполнении артистки Светланы Зограф — зал улыбался, вторя её заливистому смеху, и сопереживал её страданиям.

Стоит отметить, что спектакль очень эмоционален, каждый герой имеет собственный неповторимый характер. Заметно, что режиссёру и автору сценографии Жанне Пономарёвой удалось прочувствовать и понять суть каждого персонажа, поэтому в спектакле нет незаметных лиц. Даже четыре незнакомки, которые олицетворяют то духов умерших дочерей четы Капулетти, то внутренние голоса главных героев, нельзя считать лишними образами — они отражают смену событий предвещают радость или беду, и при этом сами имеют прошлое, о котором можно догадаться из некоторых эпизодов спектакля.

Захватывают дух боевые сцены, которых в спектакле немало — это и шуточные бои между Ромео и его приятелями Меркуцио и Бенволио (артисты Алексей Карташов и Александр Слепышев), и смертоносная схватка героев с братом Джульетты — Тибальтом, в роли которого выступил молодой артист Эдуард Глушков. Кстати, постановщиком боевых схваток является артист драмтеатра Евгений Нимаев, который, кроме того, играет роль князя Эскала.

Особым ритмом — то прерывистым и нервным, то томительно певучим — наполняют спектакль хореографические этюды и танцы. Вообще пластическая составляющая действия выполняет в постановке особую роль. Модернистские находки режиссёра Жанны Пономаревой нашли органичное воплощение в хореографии балетмейстера театра, заслуженного деятеля искусств Читинской области Натальи Селезнёвой.

Почему же в названии спектакля звучит только имя Джульетты, а не имена влюбленных героев, как это и есть у Шекспира? Бесспорно, её образ является в спектакле центральным — все действие разворачивается вокруг поначалу наивной беззаботной девочки, которая к концу спектакля превращается в женщину, познавшую любовь, страсть, утрату и боль.

Судя по благодарным аплодисментам, метаморфозы бессмертной трагедии в модернистскую фантазию большинство зрителей поняли и приняли.


Юлия Болтаевская, «Забайкальский рабочий», №206



Журналисту «АиФ — Забайкалье» Артёму Стромилову на непростую жизнь архитекторов и инженеров жалуется заслуженный архитектор России, советник российской академии архитектуры и строительных наук Николай Бунтовский. «Самая главная, на мой взгляд, проблема, это принятый относительно недавно 94-й Федеральный закон, по которому все проекты, связанные с бюджетным финансированием, проходят через специальный аукцион. Я считаю, что этот закон направлен против качества создаваемых проектов и ведёт к деградации проектного дела. Поясню. Торги сегодня всё чаще выигрывают маленькие, непрофессиональные компании, где практически нет штата, только за счёт того, что они предлагают нереальные сроки работы, и по цене в три- пять раз меньше первоначальной, — рассказывает Николай Николаевич. – Странно, но одновременно с этим государство утвердило Сборники цен на проектные работы, причём они (цены) корректируются в зависимости от инфляции тем же государством. 94-й закон пренебрегает этими нормативами, в результате чего все архитекторы и проектировщики, не только нашего региона, бастуют против него, так как профессионалы оказываются не допущены к выполнению своих задач».

Архитекторы не нужны?
Николай Бунтовский: «Идёт сумбурная торговля землёй»
Компания ООО «Творческие архитектурно-проектные мастерские «Читаархпроект» образовалась в краевой столице ещё в 1989 году. С этого времени её инженеры и архитекторы спроектировали множество интересных объектов, выстроенных в Чите, а также в городах и посёлках Забайкальского края.
Однако действующие сегодня законы и непростое положение в архитектурной среде Забайкалья становятся барьером для продуктивной работы проектировщиков. Об этом и не только в беседе корреспондента «АиФ-Забайкалье» с директором ООО ТАПМ «Читаархпроект», заслуженным архитектором России, советником российской академии архитектуры и строительных наук Николаем БУНТОВСКИМ.
Восемь новых генпланов

— Николай Николаевич, изначально творческие мастерские были предприятием Союза архитекторов России. Расскажите, какие задачи ставились перед вами в городе Чите и области?

— Их было три. Во-первых, это градостроительство, во-вторых, проекты реставрации памятников истории, культуры и архитектуры и, наконец, индивидуальное проектирование. Насколько вы знаете, в то время строительство в городах велось типовое. Наша задача стояла – течение это изменить и проектировать те здания, которые бы вписывались в окружающую среду с учётом участка местности, климата, чтобы это было органично и красиво.

— Сколько человек работает в ООО «Творческие архитектурно-проектные мастерские «Читаархпроект» и какими крупными проектами занималась компания в последнее время?

— У нас трудятся 36 специалистов высокого уровня, при этом постоянно привлекаем к сотрудничеству людей, которые помогают решать профессиональные задачи в области экологии, дорожного строительства, сметного дела. Самым крупным проектом, в разработке которого мы участвовали совместно с московскими коллегами, стал Генеральный план города Читы. Он был утверждён в декабре прошлого года. О нём наверняка вы много слышали. В частности, в нём предусмотрен вынос аэродрома Черёмушки за черту города, предусмотрен Южный ход для железнодорожного и автомобильного транспорта от посёлка Восточный до Песчанки. Там же решены экологические вопросы по сохранению озёр Угдан и Кенон. И многие другие.

Кроме того, за последнее время мы разработали семь генеральных планов поселений юго-востока края. Все они связаны с развитием горнодобывающей промышленности в регионе. Активно занимаемся посёлком Амазар, где появится целлюлозно-бумажный комбинат – совместное российско-китайское предприятие. Там мы проектируем жилой микрорайон на 2500 жителей. Причём не только дома, но и необходимую инженерную инфраструктуру. В общем, работы много.

Профессионалы бастуют

— С какими проблемами может столкнуться при существующих реалиях такое сильное и зарекомендовавшее себя только с лучшей стороны предприятие, как «Читаархпроект»?

— Самая главная, на мой взгляд, проблема, это принятый относительно недавно 94-й Федеральный закон, по которому все проекты, связанные с бюджетным финансированием, проходят через специальный аукцион. Я считаю, что этот закон направлен против качества создаваемых проектов и ведёт к деградации проектного дела. Поясню. Торги (аукцион) сегодня всё чаще выигрывают маленькие, непрофессиональные компании, где практически нет штата, только за счёт того, что они предлагают нереальные сроки работы, и по цене в три-пять раз меньше первоначальной. Странно, но одновременно с этим государство утвердило Сборники цен на проектные работы, причём они (цены) корректируются в зависимости от инфляции тем же государством.

94-й закон пренебрегает этими нормативами, в результате чего все архитекторы и проектировщики, не только нашего региона, бастуют против него, так как профессионалы оказываются не допущены к выполнению своих задач. Какое уж здесь качество, когда проекты делаются впопыхах, бездумно. А иногда такие некомпетентные фирмы, выиграв аукцион и получив аванс, просто исчезают.

Мы в эти «игры», конечно, не играем. Считаем, что хорошие архитекторы и градостроительные проекты должны иметь достойную оплату и оптимальное время их выполнения.

— Но было же время в советские годы, когда отечественное градостроительство было передовым в мире, сейчас этого уже нет?

— В том-то и дело, что нет. Сегодня нет тех определяющих документов, которые согласно градостроительному Кодексу должны быть разработаны на уровне Российской Федерации, где должно быть спланировано развитие каждого региона, поставлены соответствующие государственные приоритеты и определены пути их решения. Не зная своего места в территориальной организации государства, каждому региону трудно, порой невозможно позитивно решать не только федеральные, но и свои местные задачи.

Сегодня исключены такие важные градостроительные стадии проектирования, как проекты детальной планировки, проекты застройки, где решались проблемы формирования ансамблей (забытое слово), системы культурно-бытового обслуживания, озеленения и благоустройства, плотности застройки, то есть все те важные составляющие генерального плана города (поселения), которые действительно обеспечивают устойчивое развитие во благо общества и человека.

С тех пор, когда земля стала товаром, главенствующую роль в сегодняшнем градостроительстве стали играть землеустроители и строители-распорядители. Так называемая «точечная застройка» в Чите до сих пор преобладает, причём в самом диком виде, невзирая на действующие нормативы и просто, несмотря на здравый смысл. Идёт активная торговля землей. И всё это делается только ради выгоды. И пока мы не наделаем множество серьёзных ошибок, мы не поймём, что так строить и формировать города нельзя.

Конечно, существующей системе архитекторы профессионалы становятся не нужны. Они мешают. В Российской Федерации есть главный врач, он профессионал и отвечает за здоровье нации.

Главного профессионала, который формирует среду, где живёт и трудится нация, у нас в России нет, как уже нет во многих регионах, городах, поселениях. Архитекторы, главные и не главные, сегодня исполнители воли тех, кто имеет большие деньги. Профессиональные органы архитектуры и градостроительства упразднены. И это «болезнь» не только нашего региона, но и всей России. Но это уже другая тема, я думаю, что о ней будем ещё говорить.

В первую очередь качество

— Что, на ваш взгляд, необходимо сделать, чтобы исключить эти негативные явления?

— Необходимо, в первую очередь, вывести архитектуру, градостроительство и проектное дело из зоны действия 94-го закона. Об этом мы уже давно говорим и спорим. Необходимо от торгов архитектурой вернуться к профессиональным архитектурным конкурсам, где не цена определяет цели и задачи, а наиболее качественные архитектурные и градостроительные решения.

Те архитекторы, специалисты, инженеры, я говорю именно о профессионалах, которые работают в нашем регионе, стараются думать лишь о лучшем. «Читаархпроект» сегодня с большим удовлетворением работает с российско-китайской компанией на Амазарском ЦБК. Они выполняют все рекомендации и проектные решения, которые мы им делаем, соблюдая нормы и правила, действующие в России. Планируем работать с ними и в будущем. И если бы другие строительные компании в регионе относились к своему делу также серьёзно, было бы гораздо лучше.

Стоит отметить, что сегодня у нас есть опыт работы и по городу Чите, по его планировочной структуре. Руководство края и города всё-таки стало задумываться о проблемах в современной градостроительной практике. Мы свои предложения сформулировали и направили им. Теперь готовится программа действий по реализации нового генерального плана краевой столицы. И «Читаархпроект» будет принимать в этом непосредственное участие.


Артём Стромилов, «АиФ – Забайкалье», №41



Про театр нынче размышляет и «Экстра». Ирина Баринова беседует с исполняющим обязанности председателя Забайкальского отделения Союза театральных деятелей, директором театра кукол «Тридевятое царство» Александром Мусиенко. Нам, конечно, да и вам, пожалуй, интересно мнение опытного человека относительно ситуации в драмтеатре. Журналисту тоже: «Абсолютно не понятно назначение Владимира Вербича директором. Я думал, давным-давно канули в лету советские времена, когда считалось, что директор бани или пенсионер из органов может запросто возглавить театр. Думал, в другом мире живем, в ином государстве. Ведь понятно – специфика театра должна быть близка человеку, который им управляет. Вероятно, Владимир Иванович и профессионал в своем деле, но армия – это узкая специализация. Что такое армия и что такое театр? Нельзя на сцену входить в сапогах! Это нужно понимать. Уехал крепкий директор Пояркин. Ушёл из жизни Березин – человек, вырастивший труппу, создавший коллектив единомышленников, который не поддавался никаким болячкам извне. Но оказалось, этот здоровый организм можно легко превратить в колосс на глиняных ногах, лишь поставив директором не того человека».

Про театр и сапоги

27 ноября, в годовщину смерти главного режиссёра и художественного руководителя Забайкальского краевого драматического театра Николая Березина, в Чите на доме по улице им. Полины Осипенко, 38, где он жил, будет установлена мемориальная доска. Именно таким был информационный повод для встречи с и.о. председателя Забайкальского отделения Союза театральных деятелей, директором театра кукол «Тридевятое царство» Александром МУСИЕНКО. Только разговор коротким не получился…

«Театр кукол – это не забава»

— 1 декабря прошлого года, когда Чита прощалась с Николаем Березиным, слов было сказано много, обещаний дано – не меньше. Но Забайкальское отделение Союза театральных деятелей России своё слово сдержало?

— Да, правление Забайкальского отделения СТД пригласило местных художников и скульпторов для участия в конкурсе на лучший эскиз к мемориальной доске Николая Алексеевича. Конкурс состоялся, и 1 октября эскиз скульптора Валерия Баширова был признан победителем. Экспертная комиссия Читинской городской думы одобрила представленную в мягком варианте работу Баширова. Сейчас скульптор начинает готовить барельеф из искусственного камня.

Цена проекта – сто тысяч рублей. По поводу денег – надежды остались надеждами. О мемориальной доске и министерство культуры знало, и администрация. Но ни к кому специально мы не обращались, а сами они ничего не предложили. Часть денег выделило отделение СТД, часть – драматический театр. 27 ноября мы планируем открыть барельеф. Единственная проблема — плачевное состояние фасада дома, где жил Березин. Но нас уверили, что на участке фасада, где будет установлен барельеф, проведут ремонтные работы.

— Когда, наконец, «Тридевятое царство» откроется для читинских ребятишек?

— К сожалению, мы практически пять лет закрыты. На уровне правительства решался этот вопрос: 16 августа вице-премьер Александр Холмогоров подписал распоряжение, в котором мы должны выступить госсаказчиком и заключить контракты, а краевой минфин – предусмотреть средства на выполнение этих работ. Здание должно быть введено в эксплуатацию не позднее четвёртого квартала 2014 года. Теперь необходимо объявить аукцион, провести электронные торги. А мы не можем – реальных денег для нас у министерства культуры так и нет…

Министерство министерством, но мне бы очень хотелось, чтобы и наша исполнительная власть обратила внимание на проблемы детского театра. Сейчас много строится спортивных сооружений. Мы всем миром создаем благотворительные фонды, помогаем возводить церкви… Театр кукол – это не забава, это тоже храм. Это дуэт человека и куклы, магия, где маленький зритель может увидеть мир, в котором живет, иначе, и постараться улучшить его в будущем. Увы, но взрослые дяди и тёти, облечённые властью, любят с высоких трибун говорить, что дети – наше будущее, что им необходимо внимание, понимание…

— Зданию театра кукол, по-моему, уже больше полвека?

— Оно построено в 1950-х годах методом народной стройки. Что значит этот метод? Учитель после работы приходил и клал стены… Говорят, даже бани общественные здесь были когда-то. Затем – дом культуры Ингодинского района, потом театр юного зрителя, а 30 лет назад, в 1982 году, его передали под кукольный театр.

Как шёл наш многолетний ремонт? Крышу сняли, остались стены. Крышу сделали, но всё оборудование, которое крепилось на ней, восстановить было невозможно – за это время сменились технические нормы, СНИПы и прочее. Мы уже год стоим с завершённым ремонтом, но у нас нет «внутренностей» — света, звука, всех коммуникаций. Цена вопроса 30 миллионов рублей. Хотя даже для нашего дефицитного региона это – не такая большая цифра.

Так что по-прежнему работаем в малом зале, ремонт которого провели своими силами. Зал всего на 60 мест. Поэтому ездим по садам, школам, но ведь не каждая школа и не каждый детский сад имеют подходящую площадку для спектакля.

— Ситуация с детскими театрами по всей Сибири такая?

— Что вы! Например, в Омске сам губернатор стал инициатором строительства театра кукол. Там тоже было приспособленное здание, которому требовался затратный ремонт. Губернатор понаблюдал за ремонтом и задал вопрос: «А не дешевле ли снести старое здание и построить новое?». Оказалось, дешевле! И построили в Омске театр кукол, который считается лучшим не в стране – в мире! Прекрасное пятиэтажное здание в форме корабля, где всё продумано до мелочей. Пригласили немецких специалистов, которые делали механику сцены, чешских мастеров, которые смонтировали свет. Там теперь даже гостиница есть для артистов-гастролёров. Вложились, а теперь гордятся, высоким гостям показывают. Не только Омск -Благовещенск сейчас строит театр кукол, Петропавловск-Камчатский, Красноярск, Ханты-Мансийск…

Теперь много говорят о доступной безбарьерной среде для инвалидов. Мы расширили вход в театр, установили пандус… Что дальше? В малый зал коляску с ребёнком-инвалидом не провезут – у нас ступеньки, перепады. Элементарно в туалет не смогут провезти. И это не одна проблема. Наше здание не соответствует нормам по очень многим параметрам, вплоть до сейсмостойкости.

Мнение своё не изменю: экономически менее затратно снести это здание и построить новое, чем потратить деньги и не привести его в соответствие необходимым нормам.

«Нельзя на сцену входить в сапогах!»

— Как вам ситуация в драмтеатре?

— Абсолютно не понятно назначение Владимира Вербича директором. Я думал, давным-давно канули в лету советские времена, когда считалось, что директор бани или пенсионер из органов может запросто возглавить театр. Думал, в другом мире живём, в ином государстве. Ведь понятно – специифика театра должна быть близка человеку, который им управляет. Вероятно, Владимир Иванович и профессионал в своём деле, но армия – это узкая специализация. Что такое армия и что такое театр? Нельзя на сцену входить в сапогах! Это нужно понимать.

Уехал крепкий директор Пояркин. Ушёл из жизни Березин – человек, вырастивший труппу, создавший коллектив единомышленников, который не поддавался никаким болячкам извне. Но оказалось, этот здоровый организм можно легко превратить в колосс на глиняных ногах, лишь поставив директором не того человека. Это, принятое нашим министерством культуры, неправильное кадровое решение продолжает приносить свои плоды. Коллектив сразу раскололся на два-три лагеря. Весь коллектив, не только актёрский состав. Люди увольняются. Не стало единого организма.

Во время недавнего кинофестиваля великий режиссёр Кшиштоф Занусси пришел на встречу в театр. Но даже на такое всемирно известное имя коллектив не собрался – руководство не организовало встречу. Начиная с того, что даже на входе не встретили. То есть директор просто не понимает, насколько это важно.

Всего одно неверное решение, а как оно перебуровило жизнь коллектива театра! Причем поднялась со дна такая муть, о которой никто даже не подозревал. Возьмите комментарии под статьями на сайтах. Мы же все знаем друг друга даже по манере изложения мыслей – никакие «ники» не спрячут. Я несколько раз напрямую писал, обращался к ребятам – так нельзя. Обидно, когда люди при жизни пели дифирамбы и на каждом углу кричали «Великий режиссёр! Великий человек!», и вдруг, когда, как говорится, не успел прах остынуть, начали говорить «А что он сделал?»…

Почему я и.о. председателя? Потому что при такой ситуации просто не хочу и не могу руководить отделением СТД. Не потому, что устал бороться или какая-то безвыходность. Театральное сообщество должно быть единым. А я не вижу в себе потенциала, чтобы одному склеивать то, что нужно склеивать сообща, при обязательном понимании и поддержке министерства культуры и даже лично губернатора. Здесь нужен человек, который проработал много лет именно в драматическом театре, потому что экстренная помощь нужна сейчас именно ему.

Ирина Баринова

Р.S. Несмотря на все трудности, 9 октября премьерой спектакля «Счастливый принц» театр кукол открыл 78-й театральный сезон. Для маленьких зрителей подготовлена новая сказка – о любви, самопожертвовании и благородстве.


«Экстра», №41



Редактор «Эффекта» Алексей Будько взялся изучать биографию «читинского ваххабита Аверьянова», которого недавно судили в Карачаево-Черкесии. Уже в юношеском возрасте ещё до службы в армии он принял ислам, в 2009 знакомится с «тогдашним имамом Читинской мечети Мусой Камурзоевым, который сейчас отбывает срок за хранение самодельного взрывного устройства». «Что произошло за время жизни в Чегеме у жителя Читы, доподлинно не известно, только в город Аверьянов вернулся практически другим человеком. Он стал скрытным и настороженным, начал фанатично относиться к соблюдению религиозных канонов и крайне резко отзывался о людях, не разделяющих его взгляды, — пытается понять журналист, как удаётся из парня слепить боевика и не одного. — Забайкальскими боевиками также можно назвать жителя Борзи Сергея Фокина и дагестанца Закира Агавова, который служил в погранвойсках в Забайкалье. В разное время они были уничтожены силовиками на Северном Кавказе при оказании вооруженного сопротивления.

Путь в террористы

Забайкалье как поставщик боевиков на Кавказ

Не хочется начинать с газетного штампа, но по-другому тут не скажешь. Терроризм не знает границ. Недавний суд в Карачаево-Черкесии над боевиком Владимиром Аверьяновым, долгое время проживавшем в Чите, в очередной раз показал, что несмотря на географическую отдалённость нашего региона, терроризм давно протянул сюда свои щупальцы.

Мало кто знает, что дело «читинского ваххабита Аверьянова» — это уже далеко не первый случай участия выходцев из Забайкалья в бандитском подполье на Северном Кавказе. И, похоже, далеко не последний.

ПРИКИПЕЛ
ВЛАДИМИР Аверьянов – не коренной забайкалец. Здесь он проходил срочную службу и жил некоторое время после неё. Аверьянов родился в селе Марьино Лазаревского района Краснодарского края 30 марта 1989 года. Семья была смешанной. Отец был русским, мать – уроженка одного из городков Кабардино-Балкарии.

В старших классах Аверьянов начал грезить о военной службе. После школы поехал поступать в Орловский институт Федеральной службы охраны. Но возможности стать дипломированным президентским охранником судьба ему не дала. Аверьянов с треском пролетел мимо поступления в элитный вуз. Не поступив, он уезжает в Москву, где некоторое время работает в одном из кафе. В 2008 году Аверьянов поступает на заочное отделение Кабардино-Балкарского торгово-экономического лицея по специальности «технолог пищевой промышленности». Отсюда в том же году его призывают в армию. Служить парень попадает в 346-й учебный танковый полк 212-го окружного центра СибВО, расположенный в посёлке Песчанка. Перед уходом в армию парень успел принять ислам.

В 2009-м после демобилизации Аверьянов случайно знакомится с тогдашним имамом Читинской мечети Мусой Камурзоевым, который сейчас отбывает срок за хранение самодельного взрывного устройства.

КАК ПРИГОТОВИТЬ ВАХХАБИТА
ПОД влиянием профессионального проповедника Камурзоева вчерашний дембель плотно ударяется в ислам. Аверьянов начинает изучать арабский язык и правила чтения Корана, самостоятельно прочёл несколько религиозных книг и трактатов. Все было бы нормально, только вот дальнейшие события показали, что к традиционному исламу эти знания никакого отношения не имели. Духовный учитель кропотливо и умело делал из молодого человека готового вакхабита…

Через некоторое время Аверьянов переезжает на постоянное место жительство в Читинскую мечеть. Помогал по хозяйству, торговал халяльным мясом.

В поле зрения правоохранительных органов Владимир Аверьянов попадает весной 2010 года в ходе расследования дела Камурзоева. Наделавшая много шума история с обнаружением в мечети самодельного взрывного устройства фактически началась совсем случайно. В мечеть силовики пришли в ходе расследования дела запрещённой секты «Таблиги-Джамаат», активисты которой действовали в Чите. Результатом стало обнаружение самодельного взрывного устройства, сделанного на основе противопехотной мины ПОМ, Камурзоев был задержан. История с миной стала причиной слухов о грядущих терактах в Чите 9 мая 2010 года и, как следствие, беспрецедентных мер безопасности, в которых прошло празднование 65-летия Победы.

Аверьянов фигурантом дела не был, однако с ним правоохранители беседовали несколько раз. В ходе опросов молодой человек называл себя духовным учеником Камурзоева и искренне отстаивал версию о невиновности своего наставника.

Летом 2010 года, когда шум вокруг дела Камурзоева маленько улёгся, Аверьянов на некоторое время уезжает к матери в кабардино-балкарский город Чегем. Там молодой человек устраивается работать в кафе, не забывая каждую пятницу исправно посещать центральную мечеть Нальчика и заканчивать учёбу в лицее. Через несколько месяцев, получив заветные корочки и, видимо, что-то осознав, Аверьянов вновь едет в Забайкалье.

ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЗНАНИЯ
ЧТО произошло за это время в жизни жителя Читы, доподлинно не известно, только в город Аверьянов вернулся практически другим человеком. Он стал скрытным и настороженным, начал фанатично относиться к соблюдению религиозных канонов и крайне резко отзывался о людях, не разделяющих его взгляды.

В довершение ко всему парень неожиданно для всех…женился. Избранницей Аверьянова стала женщина ощутимо старше его по возрасту. Брак официально не оформлялся, свадьба состоялась только по мусульманским канонам. Это не помешало парню осенью 2011 года окончательно покинуть Читу, бросив здесь супругу.

Его маршрут вновь лежал в Карачаево-Черкесию. Только на этот раз Аверьянов ехал воевать. Он попадает в бандитскую группировку, созданную неким Биасланом Гочияевым. Банда владела оружием, регулярно проводила «тренировочные» подрывы и «учебные» стрельбы.

Как сообщает пресс-служба Верховного суда Карачаево-Черкесии, банда вела «подготовку к насильственному захвату власти и изменению конституционного строя России в КЧР и во всём северокавказском регионе с дальнейшим созданием на его территории государства с шариатской формой правления и отторжением данного региона от Российской Федерации».

Точка в действии бандитов была поставлена 7 декабря 2011 года. В одном из горных районов республики при оказании вооруженного сопротивления силовики задержали и уничтожили Гочияева и четырех членов его бандгруппы. За остальными пришли несколько позже.

На скамью подсудимых вместе с Аверьяновым попали ещё три человека. Бывший житель Читы получил самый серьёзный срок — восемь лет в колонии строгого режима. Его подельники, чья вина заключалась только в посредничестве боевикам, сели на 1-2 года общего режима.

Аверьянов оказался единственным фигурантом этого громкого дела, которого суд признал виновным по всем пунктам обвинения. Статьи у него очень серьёзные: 208 (участие в незаконном вооружённом формировании), 222 (незаконный оборот оружия), ч. 3 ст. 223 (незаконное изготовление оружия) и 278 (приготовление к насильственному захвату власти). Так закончилась история обычного бойца-срочника, который познакомился в Чите не с теми людьми.

ПОХИТИТЕЛЬ
ЕЩЁ одной забайкальской жертвой промывки мозгов со стороны религиозных фанатиков стал Виталий Чернобровкин. Уроженец Читы, 1975 года рождения, житель поселка КСК, он в конце 90-х знакомится с выходцами из Кавказа, некоторые из которых были вэк-хабитами.

Молодой человек принял ислам, а в конце 1990-х годов подался в Чечню, где проходил обучение в одном из лагерей полевого командира Хаттаба. Там он сошелся с другим боевиком, уроженцем Ингушетии Иссой Бековым. Они поселились в одной из квартир в городе Карабулак (Ингушетия), где, как считают оперативники, начали создавать подпольную террористическую группу.

В 2001 году контрразведчикам удалось схватить Чернобровкина и Бекова, у которых был изъят большой арсенал оружия и взрывчатки. В ноябре 2002 года признали боевиков виновными по всем инкриминируемым им статьям и приговорили к 5 и 6 годам заключения в колонии строгого режима соответственно.

На свободу Чернобровкин вышел только в 2008 году и сразу уехал на Северный Кавказ к приятелю Иссе Бекову. Там он присоединился к группе Абдул-Малика Алиева (уничтожен в Ингушетии в июне 2009 года), на счету которой серия убийств сотрудников правоохранительных органов, служащих различных ведомств и их родственников.

Весной 2009 года уже профессиональный террорист с подельниками проводит громкое преступление – похищение сына вице-президента «Роснефти» Михаила Ставского. Молодого человека похитили 13 апреля 2009 года от здания Российского государственного университета нефти и газа в Москве. Мотивы преступления так и остались неясны. Выкупа за молодого человека никто так и не потребовал, с похищенным обращались хорошо. Через несколько дней его освободил спецназ.

Чернобровкину удалось уйти. В августе 2009 года его уничтожили силовики в ходе спецоперации в селе Кантышево Назрановского района Ингушетии. Парень с КСК до последнего момента отстреливался от группы захвата из автомата, а когда понял, что задержания не избежать, подорвал себя на гранате.

ПОСЛЕСЛОВИЕ
ЗАБАЙКАЛЬСКИМИ боевиками также можно назвать жителя Борзи Сергея Фокина и дагестанца Закира Агавова, который служил в погранвойсках в Забайкалье. В разное время они были уничтожены силовиками на Северном Кавказе при оказании вооруженного сопротивления.

Увы, но на этом террористическая история Забайкалья не заканчивается. Конфликт на Кавказе продолжает тлеть, а значит, религиозные фанатики будут вербовать себе новых адептов. И границ для них не будет. Это не паническое утверждение, а предупреждение. Ибо тот, кто предупреждён, тот вооружен, а значит, и сладкие слова сектантов, которые не имеют ничего общего с традиционным исламом, заставит многих задуматься, на какой путь им предлагается встать.


Алексей Будько, «Эффект», №41



НазадВперёд
9 отзывов
После нажатия на кнопку «Добавить», на E-mail или по SMS будет выслан код подтверждения. Или авторизуйтесь обычным образом или через соцсети (кликнув на иконку соцсети над формой)(кликнув на иконку соцсети слева).
Для публикации комментария требуется авторизация на портале или подтверждение указанного e-mail. Введите код, отправленный вам на e-mail

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

НазадДобавить
  • Отзывы
  • Правила
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Лично знаю Владимира Ивановича Вербича и во весь голос скажу ....порядочный, умный, трудолюбивый, честный, отзывчевый.....я думаю что Драм театр только выиграет от этого назначения....

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Две выдержки из интервью 1.-"Абсолютно не понятно назначение Владимира Вербича директором"-Получается по вашему что перед тем как принять кадровое решение министр культуры после согласования данной кандидатуры с губернатором , должны были ещё и у вас спросить что вы думаете по этому поводу? и вообще у всех спросить как же им поступить в данной ситуации...Без вашего мнения исполнительная власть в лице губернатора и министра культуры просто оказывается слепы и несостоятельны в своих решениях. Ну вот когда вы станете главой исполнительной власти в крае вот тогда и будете принимать кадровые решения и нести ответственность за это, а пока вы всего лишь директор театра кукол. Пока директор.... 2.-"Уехал крепкий директор Пояркин". Давайте называть вещи своими именами .Пояркин никогда не был директором театра он был директором-распорядителем т.е заместителем директора но последнее слово распорядитель нигде не озвучивали в СМИ и у всех сложилось общественное мнение что он директор театра, а директором театра, главным режиссёром театра, и художественным руководителем театра был Березин т.е один человек который сидел на трёх стульях сразу. Поэтому объективности ради говорите то что было на самом деле.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Жанна спасибо за спектакль.Очень понравилось.Отличная работа. Уверена Вы с Владимир Ивановичем много сделаете для театра, потому что вы порядочные честные и умные руководители.Один в административно-хозяйственной сфере а другая в художественной.Удачи вам успехов! Всё лучшее ещё впереди!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Вопрос - а что Вербич действительно на сцену в сапогах ходит? У него что туфлей нет? или в театре сменную обувь не выдают?И вообще отстаньте от Вербича, дайте человеку спокойно работать.Что то никто из руководителей учреждений культуры кроме вас не высказывает своего недовольства по поводу этого назначения.Почему это вас так задело? или тоже как и Жарков на место Березина метили только один на директора а второй на худрука и глав.режа, которому даже Кузник не помог. А "маститый" художник теперь выкидывает коленца и показывает свои дёрганья. У него пример берёте?Дурной пример он же заразителен.. Вербич хоть деньги для театра может добыть,при нём и так уже поправляется материальное составляющая театра.Честь и хвала ему за это как руководителю.Правдой или не правдой он добивается этого это уже другой вопрос.Главное театру от этого хорошо.А вот вы за свои годы руководства чего добились для театра в котором работаете?чем его прославили?за столько лет а?То что вы работаете хорошо так это не заслуга это прямая обязанность каждого кто работает. За что потомки смогут вам сделать мемориальную доску в память?Пока вы такой же рядовой директор как и все до вас, ничего особенного в вашем руководстве театром не видно. В чём ваша выдающаяся заслуга? Что то от Владимир Ивановича не видно ни одного интервью и ни в чью сторону он камень не кидает. Он просто методично и целеноправленно делает работу. Вам бы поучится этому у него надо бы, по хорошему то.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Человек просто высказал свое мнение. И про сапоги - образное выражение не более. К чему столько словесной воды? Вас видимо тоже задело и ... пролилось... Не только же елеем поливать, как вы...

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Действительно, Владимир Иванович серьёзный руководитель и настоящий полковник: так организовать информационную атаку! Браво.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Пора, Владимир Иванович, при драмтеатре сделать гауптвахту для перевоспитания непослушных и строптивых лицедеев. И занятия по строевой подготовке надо бы организовать. Дисциплинирует, да и опыт в этом деле у вас большой.., помню, как в былые годы вы лично облавы на офицеров в ресторанах устраивали.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, а сапоги тачать пирожник. И дело не пойдёт на лад...

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Ба, знакомые все лица! "Задумайтесь и "Сама Объктивность ", вы же на Забмедиа имели другие имена. Как же вы поленились честно отработать свой хлеб? Вы просто скопировали свои отзывы там и перенесли сюда! Ай-ай-ай, как не стыдно! Не успели сверить текст? Бывает...