Р!
25 ИЮНЯ 2021

Бизнес на селе и крушение самолёта в Акше - в обзоре районных газет

Оказывается, праздность есть отдохновение от зарабатывания денег, а не от труда. Такие, умонастроенческие беседы, призванные остановить читателей дабы задуматься, ведёт в «Славе труду» Юрий Житлухин с настоятелем храма Спаса Нерукотворного отцом Владиславом. Поводом для беседы послужили не только наступавшие в то время праздники, но и пресловутый конец света, которого не было. «Вот возьмите оче­редной (на моей памяти десятый) конец света. Да, по Библии он неизбежен, но точ­ную дату конца времен не знает никто. А сейчас кто-то играет, манипулирует созна­нием людей, те впадают в истерику и ата­куют магазины, закупая продукты, воду, фонарики, свечи… Если наступит конец света — свечи и тушёнка в ящиках никого уже не спасут», — рассказывает отец Владислав.

Конец света неизбежен

Задумываться надо о собственном конце времени и готовиться к этому душой. Каждый из нас когда-нибудь уйдет в мир иной. И… что? Страшно? Не ду­маю… Но не спешите хмуриться — читать моралите (нудное наставление о нравственности) не буду, равно и бросать в гневе клише морально-этиче­ской пропаганды. Только в молодости допустимо читать нотации посторон­ним людям и недоумевать, на что они злятся. А вот поделиться особым ду­шевным подъемом, что всегда охватывает после беседы с настоятелем храма Спаса Нерукотворенного отцом Владиславом — с превеликим удо­вольствием, да и тема подходящая — о праздниках.

— В православной церкви отношение к праздникам весьма вдумчивое — это то время, когда человек находится в празд­ности. Но это не когда пребываешь в безделии, а в состоянии отказа от повседнев­ных дел, которые помогают заработать на хлеб насущный. То есть праздность — это отказ от работы, которая приносит при­быль, но не отказ от труда, который при­носит пользу ближнему. Не отрешение от заботы о своих домочадцах, от посе­щения храма и совершении богоугодных дел, это время, которое мы особым обра­зом посвящаем Богу. Читая Евангелие, мы видим, что Господь очень часто совершал чудо исцелений в субботу, священное для иудеев время (в этот день для них недопустимо совершать лю­бое дело). Тем самым он показывал — в любой день можно со­вершать добрые дела. Например, ещё до революции у русского народа было принято в праздник прийти к страждущим — в больницу, тюрьму, дет­ский дом или иное место. Но на сегодняш­ний день с печалью можно констатиро­вать, что происходит обратное: человек не накапливает за праздники душевную силу, а, наоборот, безмерно растрачивает её.

Отец Владислав, на мой взгляд, здесь прав — и истина бывает беспощадна. Ну да, да, без нотаций не обошлось, но ведь нуж­но найти истолкование своей безнрав­ственности, хотя бы для самого себя. И не знаю, что это — кризис среднего возрас­та, мороз на улице, усталость? Или журна­листское тщеславие, гордыня, страх? Сила печатного слова велика, равно как и ответственность — и всё чаще задумываешь­ся о вещах, с бытом не связанных… Про­сит душа размышления, общения — ведь изначально человек добр, и к добру его душа тянется, особенно в дни торжеств, и опять-таки «но»… Прожить день не зря — вот итог праздника, а не тяжкое алкоголь­ное похмелье, равно как и во всей своей жизни (так и тянет добавить прилагатель­ное «грешной»). Но сегодня человек воспринимает праздники как индульгенцию от всех дел, то есть вообще ничего не де­лать, а провести этот день в постыдных грехах. Причина, на мой взгляд, не толь­ко в неумеренных страстях — само отно­шение к праздникам должно измениться. — Не в гордыне, а в смирении прожить жизнь свою, а большего заряда духов­ных сил получить негде, кроме как в церкви, — говорит отец Владислав. — К со­жалению, современный человек не лю­бит думать, размышлять. Требует во всём простоту — нажал кнопку, и — «оп», есть ре­зультат. Людям нравится нагромождение слов, ведь если что-то сложно — то про­блема, требующая решения, поиска, а ес­ли просто… То это просто грех. И они пытаются во всём оправдать се­бя, слукавить: поставил свеч­ку — грехи спи­сались, купил святой воды — очистился… И почти каждый заранее уверен, что Бог добр и простит нас, мол, не я такой пло­хой, а жизнь нас заставила. Но есть вну­три нас ещё и совесть, которая пусть и не явно, напоминает нам, что мы творим без­законие. Чтобы двигаться вперед, нужно растоптать ближнего — и это господствующая идеология. Но зачем? Зачем все это лицемерие, лукавство…

Как странно, не правда ли? С одной стороны, говорим о днях беззаботных, а с другой — получается, что в радости мо­стим себе дорогу в… И наиболее ярко это наблюдается в праздниках, пришед­ших к нам извне. «Тлетворное влияние запада» — мы в своё время так часто слы­шали эту фразу, что перестали обращать на нее внимание. И в этом есть своя иро­ния. Помните день солидарности тру­дящихся? С многолюдными колоннами, транспарантами, симуляции единства и торжественности. Антипод крестного хо­да. Только Первомай более известен как время шабаша немецких ведьм в Валь­пургиеву ночь. Несколько раз, меняя об­лик, но, не меняя сути, этот праздник прочно утвердился в нашем календаре.

Или Хэллоуин — по сути, магизм, попыт­ка договориться с потусторонними сила­ми, одеваясь как демоны: мол, не обижай­те нас, мы такие же бесы, как и вы. А День святого Валентина? Превратили любовь в не особо ценную бандероль. Ну почему мы заимствуем наиболее отвратительные праздники? Воспринимаем это как сказку, не видим здесь ничего плохого?

— Нередко мы узнаем, что в приличной семье дети стали наркоманами или совер­шают дикие поступки, кончают жизнь са­моубийством. И причина одна — человек, живущий помимо церкви, легко становит­ся игрушкой потусторонних сил, когда зло перестаёт быть игрой. Вот возьмите оче­редной (на моей памяти десятый) конец света. Да, по Библии он неизбежен, но точ­ную дату конца времен не знает никто. А сейчас кто-то играет, манипулирует созна­нием людей, те впадают в истерику и ата­куют магазины, закупая продукты, воду, фонарики, свечи… Если наступит конец света — свечи и тушёнка в ящиках никого уже не спасут. Задумываться надо о соб­ственном конце времени и готовиться к этому душой. Не лучше было бы ту энер­гию, которую тратите на беготню по мага­зинам, направить в дело спасения своей души — посетить храм, помолиться, почи­тать Евангелие?

Юрий Житлухин.

P.S. Бывает, ночью не можешь уснуть. Перебираешь в голове слова, людей, вспо­минаешь свою жизнь. И часто бывает мучительно больно и мучительно стыдно. Утром почти всё проходит, но всё рав­но из души в сознание по капле просачива­ется — все мы под Богом ходим, но Господь своих не бросает. Надо готовиться к сво­ему концу света, надо, чтобы, когда предстанешь перед престолом Всевышнего, тебе было что сказать…


«Слава труду», №149



«Сельская новь» перепечатывает интервью с молодым бизнесменом из Акши — Анной Ивановой, которая самостоятельно открыла дизайн-студию «Автограф», где делает всякую сувенирную продукцию. «Большая проблема, с которой столкнулась в начале ведения своего дела, — аренда помещения. На тот мо­мент в Акше вообще было нечего арендовать. Поэто­му производственный цех, складское помещение находились у меня дома. Очень часто приходилось слы­шать благожелательные претензии своих клиентов о том, что надо выходить в народ. Да и сама я это пре­красно понимала. Но найти тогда удалось только не­большое помещение в Доме культуры. Сейчас же арен­дую площадь в недавно построенном торговом комп­лексе. И вот здесь я уже по-настоящему ощутила, что такое поток населения», — делится бизнес-секретами Анна.

«Автограф» из Акши

Бизнес печати на футболках и кружках относительно недавно стал популярен в городах. От­крыть же таковой в селе, наверное, дело рискованное. Но Анна Иванова, которой не было и 25 лет, попробовала. Два с половиной года назад, за 300 километров от Читы, в селе Акша открыла ди­зайн-студию «Автограф». И не прогадала: сувениры в селе нарасхват. А всё потому, что каждый из них — эксклюзивен. Девушка — не только директор своего предприятия, но и дизайнер, бухгалтер, юрист, продавец. Анна рассказала нам, как ей удаётся справляться с таким количеством функций и как свое дело поставить на рельсы успеха.

Biznes-chita: Анна, почему ты решила заняться бизнесом? Ведь твоя профессия журналиста да­лека от предпринимательской сферы??

Анна Иванова: Так происходит в моей жизни, что каждые четыре года случаются какие-то повороты. И вот в один из таких поворотов я вернулась домой, в Акшу. Два месяца отдыхала, приходила в себя, наби­ралась сил. А потом месяц сидела в Интернете. Была уже задумка начать свое дело, но хотелось что-то ин­тересное, нестандартное найти. Чтобы занятие было по душе, так сказать, работа и хобби в одном флаконе. И нашла — сублимационную печать. Это техника на­несения изображения на различные поверхности: ткань, стекло и т. д. Вот и решила заняться изготовле­нием сувениров. А журналистика мне очень помогла. Когда возника­ли какие-то проблемы и нужно было докопаться до истины — я уже зна­ла, как это сделать. Много полез­ных связей и знакомств осталось. Но и, конечно, умение нестандарт­но мыслить, находить общий язык с людьми — это тоже благодаря моей прежней деятельности.

Biznes-chita: Почему все-таки остановилась на этой сфере?
А.И. :
Сама люблю дарить необыч­ные подарки родным, друзьям. Правда, со своей занятостью дав­но этого уже не делала. Честно признаться, я сама сапожник без сапог: у меня даже нет футболки, специально запечатанной для себя. На вы­бор повлияло и то, что это совершенно новое для акшинцев, а новое всегда привлекает.

Biznes-chita: Как началась твоя предпринима­тельская деятельность?
А. И. :
Знала, что в Центре занятости оказывают под­держку начинающим предпринимателям. Составила бизнес-план, сделала презентацию, прошла курсы по обучению предпринимателей. Когда пришла на защи­ту проекта, комиссия мне сначала не поверила. Смущало то, что аппаратуру, расходные материалы нужно было закупать за пределами Забайкальского края. В Чите это, конечно, есть, но продается с большими накрутками, переплачивать бы пришлось в два-четыре раза! Мне все-таки удалось отстоять свой проект. В мае 2010 года зарегистрировала свое предприятие — дизайн-студию «Автограф». И закипела работа…

Сначала четыре месяца осваивала технологию. Де­лала это, в основном, ночью. Проходила уроки в фото­шопе, информацию собирала, училась с техникой уп­равляться. Презентация продукции прошла в День села. В тот год, 2010-й, Акше исполнилось 260 лет. И это был такой маркетинговый ход: представить на суд большого числа людей свои творения. Выручка того дня — это рекорд, который я ещё не побила. Есть у меня планка, к которой надо стремиться.

Большая проблема, с которой столкнулась в начале ведения своего дела, — аренда помещения. На тот мо­мент в Акше вообще было нечего арендовать. Поэто­му производственный цех, складское помещение на­ходились у меня дома. Очень часто приходилось слы­шать благожелательные претензии своих клиентов о том, что надо выходить в народ. Да и сама я это пре­красно понимала. Но найти тогда удалось только не­большое помещение в Доме культуры. Сейчас же арен­дую площадь в недавно построенном торговом комп­лексе. И вот здесь я уже по-настоящему ощутила, что такое поток населения.

Biznes-chita: А конкуренцию какую-то чувству­ешь?
А. И. :
В принципе, в районе у меня конкуренции нет. Правда, видела однажды объявление в газете «печа­таем на футболках». Сначала подумала — всё, конку­ренты, меня забудут. Но нет. Эта фирма как внезапно появилась, так же внезапно и исчезла. А посоревно­ваться по качеству я, в принципе, могу и с читинскими предпринимателями. Как-то женщина решила сделать внукам подарки, а у меня не было футболок нужного размера. Посоветовала обратиться в читинскую фир­му. Месяца через два она вернулась ко мне — не смог­ли ей там сделать то, что надо. Много моих знакомых, которые живут в Чите и без проблем могут обратиться в местную фирму, заказывают продукцию у меня.

Biznes-chita: Что ты сейчас можешь предложить своим клиентам?
А. И. :
В первую очередь то, что произвожу сама. Перечень большой: это кружки, брелоки, магниты, фут­болки, сумки, стеклянные часы и разделочные доски… Последние, кстати, вообще как картины покупают, го­ворят, резать на них жалко. Самое главное, что я пред­лагаю, так сказать, эксклюзивные вещи, то есть по­дарки делаю индивидуальные. Иногда перефотографи­рую, чтобы качественнее было. Надписи тоже индиви­дуальны. Мне порой достаточно одного слова — кто получатель по­дарка по профессии или есть ли у него чувство юмора — и в голо­ве уже куча мыслей, какой суве­нир предложить. Каждый раз усложняется задача, потому что по­стоянные заказчики приходят с надеждой, что ты предложишь что-то новое. Это специфика ра­боты на селе. Если в городе люди каждый раз новые, то у меня-то народ один и тот же, и ты всегда должен как-то удивить. Но с дру­гой стороны, не стоишь на месте. Я даже смеюсь: на выставке в магазине стоят кружечки новые и те, что были изготовлены два года назад — такая бездарность! А на тот момент это казалось так слож­но! Также изготавливаю визитки. Есть заявки на блокноты. Навер­ное, тоже ими займусь. Еще коллажи, календари де­лаю, печатаю фотографии, оказываю услуги по ксеро­копированию и ламинированию.

Вышла недавно на фирму, выпускающую интерес­ные сувениры, заказала, и теперь они — на стеллажах моего магазина. И люди приходят, как в музей. Инте­ресно наблюдать за их эмоциями: это и искренний смех, и удивление. И почти каждый для себя отмечает: как только появятся деньги — сразу ко мне, за новогодни­ми подарками.

Biznes-chita: Как планируешь развивать свой биз­нес? Какие планы на будущее?
А. И. :
Начинаю осваивать интересную упаковку по­дарков. Зашла на сайты, посмотрела — голова кругом. Это ведь тоже своеобразная профессия — красиво упа­ковать презент.

Ещё появился интересный раздел — «Автограф акшинских умельцев»: предлагаю местным мастерам прино­сить свою продукцию на реализацию. Беру только ко­миссию за продажу. Конечная цель — создание ката­лога акшинских умельцев. Четыре мастера уже принесли свои изделия: вязаные и плетеные из бисера. Представлены также изумительные поделки из дере­ва, лозы, бересты мастера из Кыринского района.

Biznes-chita: Сложно было тебе, новичку в пред­принимательской сфере, открыть свое дело?
А. И. :
Конечно. Ведь, например, существует много нюансов в сфере налогообложения, пенсионного и тру­дового законодательства. И если в производственной сфере у меня был учитель, то в правовой не было опыт­ного наставника. Самой пришлось набивать себе шиш­ки. Было много слез, сначала руки опустятся, поси­дишь день-два, подумаешь, оказывается, есть выход. Хорошо, что в нашем селе уже появился нормальный доступ к сети Интернет. И когда идешь решать какой-то вопрос, то предварительно стараешься теоретически подготовиться, и соответственно чувствуешь себя уже уверенней. Честно, если бы мне сейчас сказали — а давай, начни все заново — я бы задумалась. Это то же самое, что с опытом материнства на второго ребёнка решиться.

Хочу отметить, что мне очень помогла моя семья: мама, папа, брат. И сейчас моей работой очень инте­ресуется дочь. У неё есть склонности к рисованию, лепке. Надеюсь, со временем я могу передать ей свое дело.

Самое главное, я получаю удовлетворение от своей работы. Когда ты помогаешь создать человеку пода­рок мечты, а потом видишь его эмоции — это непереда­ваемые ощущения. Он получает заряд эмоций от тех людей, которым преподнес подарок, а я от него — двойной заряд.
Материал опубликован на сайте http://biznes-chita.cоm.


«Сельская новь», №99-100



За последний месяц в нашей ленте много новостей из Акши. Вдобавок к предприимчивой девушке есть материал об акшинской авиакатастрофе, пересыпанный терминологией лётчиков, насколько я понимаю. Самолёт — ИЛ-12, пассажиров — 23, среди них двое детей. Вылетали из Внуково, направлялись в Хабаровск. «18:30. Пытаясь визуально восстановить ориентиров­ку, экипаж дважды снижался над неизвестным им гор­ным районом. Ввиду малого остатка топлива, не вос­становив ориентировку, экипаж принял решение совер­шить посадку у виденного им населённого пункта, с чем сообщил в РДС Чита. 18:55 (0:55 местного времени). При выполнении 4 захода на посадку, на высоте 200-250 м от уровня выбранной площадки, самолёт столкнулся с сопкой, покрытой лесом, и потерпел катастрофу», — крушение произошло в трёх километрах от Акши.

Рейс №11: Как это было

Мы нашли в Интернете материалы об акшинской авиакатастрофе и заключение государ­ственной комиссии предлагаем их в сокращении и с небольшой литературной правкой вашему вниманию.

Москва, аэропорт Внуково, 30 сентября 1957 года. Двадцать три пассажира регулярного рейса №11, сре­ди которых двое детей, удобнее усаживаются в крес­ла самолета ИЛ-12. Конечный пункт маршрута — Хабаровск. Для них, кроме одного пассажира, и пятерых членов экипажа это был последний полёт.

Приняв самолёт в аэропорту г. Иркутск, экипаж 134-го авиаотряда продолжил выполнение рейса № 11 Москва-Хабаровск.

15:10 (здесь и далее время московское) — вылет из аэропорта Иркутск. Погода по маршруту полёта: об­лачность 6-9 баллов, слоистокучевая, кучево-дождевая высотой 600-1000 м, дождь. Расчётное время при­бытия в а/п Чита — 17:00. В это время над Читой была кучево-дождевая облачность высотой 1000 м, види­мость 10 км, стояла тихая погода. При выходе из зоны РДС (радио-диспетчерская служба) Иркутска самолёт почему-то начал уклоняться от ЛЭП (линия эксплуата­ции полетов) вправо.

15:31. По обзорному радиолокатору было зафикси­ровано уклонение вправо на 17 км. Диспетчером РДС Иркутск Бутенко никаких мер к выводу самолета на ЛЭП принято не было. Из РДС Иркутск в РДС Чита самолет был передан с ещё большим уклонением от маршрута на юг (40-50 км). РП (руководи­тель полетов) а/п Иркутск Картавов за полетом не сле­дил и об отклонении самолёта от ЛЭП при выходе из зоны РДС не знал. Диспетчер РДС а/п Улан-Удэ Мальковский не включил обзорный радиоло­катор для наблюдения за по­лётом. Получив пеленг, на карте его не проложил, дви­жение самолета по направлению не проконтролировал.

16:08. После пролета Улан-Удэ, поданным радиопе­ленгаторов а/п Иркутск и Улан-Удэ, отклонение от трас­сы составляло около 30 км вправо. Экипаж, имея эти данные, мер для вывода самолёта на ЛЭП не принял.

16:28. Экипаж получил пеленг от радиопеленгатора а/п Чита, который, хотя и был неточен, но показывал отклонение самолёта к югу от трассы. Лётчики, полу­чая пеленги, не воспользовались ими для уточнения направления своего полёта. Ни один пеленг на карте не был проложен.

16:40. При подходе к зоне РДС Чита самолет пелен­ги получить не смог. Ввиду значительного уклонения его на юг от трассы экипаж также не смог настроить радиокомпас на приводные радиостанции Беклемишево и Читы. Не установив связи по командной радиостанции, экипаж снизился до 2400 м и перешёл на визуальный полёт в районе дороги Дарасун-Акша. Видимо, приняв её за дорогу Романовка-Чита, что севернее Читы, экипаж сменил курс на южный, тем са­мым еще больше удаляясь на юг от Читы.

Диспетчер РДС Чита Баранов и РП Макаров за по­летом не следили.

17:25 -17:33. За этот период времени, даже при на­личии уверенной серии пеленгов радиопеленгатора а/п Чита, проявив преступную халатность и бездеятель­ность, они не приняли никаких мер с целью оказания помощи для вывода самолета на аэродром, несмотря на полученное сообщение с борта, что экипаж не об­наруживает приводные радиостанции, не может полу­чить ни одного пеленга и не знает своего местонахож­дения. Приняв серию истинных пеленгов, указывающих, что самолёт находится южнее Читы, экипаж продолжал производить полёт, изменяя курсы и не исполь­зуя полученные пеленги для следования в а/п Чита.

18:30. Пытаясь визуально восстановить ориентиров­ку, экипаж дважды снижался над неизвестным им гор­ным районом. Ввиду малого остатка топлива, не вос­становив ориентировку, экипаж принял решение совер­шить посадку у виденного им населенного пункта, с чем сообщил в РДС Чита.

18:55 (0:55 местного времени). При выполнении 4 захода на посадку, на высоте 200-250 м от уровня выбранной площадки, самолёт столкнулся с сопкой, покрытой лесом, и потерпел катастрофу. Один из пас­сажиров получил тяжёлые ранения. Остальные пассажиры и члены экипажа ко­мандир Леонид Новиков, второй пилот Валентин Шанин, бортмеханик Фе­дор Иванисов, бортрадист Александр Липатников и бортпроводник Галина Творогова погибли.

Катастрофа произошла в 3 км юго-восточнее н/г Акша. Самолет задел деревья, потеряв левую ОЧК. Продолжая сталкиваться с деревьями и разрушаясь, самолет упал в перевернутом положении на противоположном склоне на высоте 850 м и в 340 м от места первого столкновения с деревьями.

Комиссия, расследовавшая авиакатастрофу, сделала вывод, что ее основными причинами являются потеря ориентировки и неправильные действия экипажа по её восстановлению, неудовлетворительное руководство и плохой контроль за полётами в РДС Иркутск и Чита. Виновником трагедии, кроме экипажа, является диспетчер РДС Чита Баранов. После лётного происшествия он приказал совершить подлог — произвести запись в журнале о непередававшейся команде «Возьми курс 3 градуса». Руководитель полетов Макаров не контролировал действия Баранова, что не принял мер к оказанию помощи экипажу. Зам. командира 136-го авиаотряда по движению Конопляников, прибыв РДС в 17:45 (за 1 час. 10 мин. до катастрофы), проанализировал обстоятельства и имеющимися пеленгами, указывающими на отклонение самолета к югу, не воспользовался, проявив полную беспомощность. Также виновными признаны диспетчер а/п Иркутск Бутенко, руководитель полетов Картавов, диспетчер РД Улан-Удэ Мальковский и в целом руководство 134 и 136-го авиаотрядов — за плохой контроль за работе экипажей и служб движения…

Итак, всему виной — пресловутый человеческий фактор, который в наше время в еще большей степени стал виной многих трагедий на воздушном и другом транспорте.

Материал подготовил Сергей Киселёв.

От автора. После выхода статьи А. Макарова «Люди думали — началась война» в редакцию газеты обратилось несколько очевидцев той трагедии. Мы выслушали их рассказы, их видение произошедшей авиакатастрофы. Есть некоторые противоречия. Одни говорили, что на месте катастрофы несколько лет произрастала малина, а другие — подсолнухи. По-разному называли время падения самолета. Через столько лет подробности происшествия, очевидно, стушевались. Мы очень благодарны всем, кто помог нам приоткрыть завесу тайны той страшной авиакатастрофы. Большое спасибо!

Авиационные катастрофы и происшествия в СССР в 1957 году:
1. Катастрофа Л И-2 в Ульяновской области.
2. Авария АН-2 в Магаданской области.
3. Авария МИ-4 в Магаданской области.
4. Катастрофа Л И-2 в Ставропольском крае.
5. Катастрофа ИЛ-12 в а/п Магдагачи.
6. Катастрофа ЯК-12 в а/п Марково
7. Столкновение двух ИЛ-14над Киевом.
8. Катастрофа ИЛ-14 в Львовской области.
9. Катастрофа ИЛ-12 в районе н/п Акша.
10. Катастрофа ИЛ-12 в Полярной авиации.
11. Катастрофа ИЛ-14П в Московской области
12. Катастрофа ИЛ-12 в Еврейской АО.


«Сельская новь», №99-10



«Может быть, сак­ральный смысл кроется и в названии «Барханы»? Ведь никаких песков, а тем более барханов тут нет. Что, если изначально в названии местности присутствовало слово «бурхан», или называлась она «Бурханы»? Так мон­голо-язычные народы называют божество, незримого хозяина горы, ручья, реки или скалы. Русские, осва­ивавшие Приаргунье, возможно, из­менили название. Примеров по­добных превращений топонимов мно­го. Хребет Ябалгани дабан («прохо­димый, проезжий перевал») стал Яблоновым, река Джирек — Жирейкой, речка Онохой — Анахоем…», — Алексей Мясников вкусно рассказывает про древнее Забайкалье в «Советском Приаргунье».

Древние рисунки бурханов

Многим любителям древностей порою кажется, что Забайкалье изучено настолько, что открыть какой-то новый интересный археологический памятник уже невозможно. Это не так! В нашем крае есть малоизученные места, которые дарят десятки открытий. Одно из них мы сделали недавно.

Открытие произошло во время путешествия по Нерчинско-Заводскому району, в долине реки Аргуни. Неоднократно мы с краеведом и археологом Рома­ном Федотовым обследовали её надпойменные террасы, сопки, луга. В течение нескольких лет уда­лось найти стоян­ки первобытного человека, на­скальные рисунки (петроглифы) в ус­тье одного из при­токов Аргуни — реки Урова. Казалось, что ещё можно открыть?

Тем не менее, в конце сентября 2012 года мы обнаружили ранее неизвест­ные петроглифы. Можно сказать, нам повезло. Роман слышал от местных жителей, что в местности Бар­ханы есть странные каменные кладки, похожие на те, что встречаются в долине Урова. Именно их мы и высматрива­ли.

К сожалению, кладки так и не посчастливилось найти. Зато Роман на скале, затеряв­шейся средь бурелома, разгля­дел яркие, хорошо «читаемые» фигурки, нарисованные крас­ной охрой.

Хорошая сохранность писаницы (так традиционно на­зывают петроглифы сибиряки) объяснима её расположением. Вся композиция размещена на чуть наклонённой к земле скальной плоскости, обращенной на юг. Таким образом, рисунки хорошо защищены от дождей. Мхи и лишайники, кото­рые могли бы повредить их, на сухой, хорошо прогреваемой солнцем стене, почти не растут.
В верхней левой части композиции древний художник разместил два ряда вертикальных чёрточек (в верх­нем — три, в нижнем — пять). Подоб­ные знаки называют числовыми. Ря­дом с чёрточками просматриваются четыре пятна. Ниже числовых знаков изобра­жено несколько крестов, напо­минающих не то птиц, парящих в небе, не то фигурки людей.

Внизу скального «полотна», у са­мой земли, запечатлена группа из двух человечков с расставленными в стороны руками. Они размещены так, что от одного к другому легко провес­ти диагональ.

Между человечками и крестами за­метны затёртые временем знаки, в ко­торых угадываются круги, фигурки жи­вотных.

Несколько обособленно выглядят точки в верхней правой части «карти­ны». Под ними — с трудом просматри­вающиеся зооморфные изображения.

Справа от полотна — небольшая ес­тественная ниша. В ней есть изо­бражение какого-то животного (соба­ки?), а также знаки в виде точек, пря­моугольных оградок.

Под нишей найдены бронзовое укра­шение с петель­кой, костяная бусина, фраг­мент железной пластины и не­сколько фраг­ментов жжёных костей. Эти на­ходки с уверен­ностью позволя­ют утверждать, что здесь в древности был жертвенник. Люди жгли мясо жертвенных животных, подносили ду­хам ценные вещи.

Примечательно, что ря­дом со скалой заметна округлая клад­ка из крупных камней. Не исключено, что это могила вождя или шамана. Основания для такого предположения даёт тот факт, что вблизи святилищ с писаницами, как правило, простых людей не хоронили. Проверить это по­лучится только после раско­пок.

Пока же можно констатировать, что анало­гичных памятников в Нерчинско-Заводском районе не­много. По стилистике, новый петроглиф похож на упомянутую Усть-Уровскую писани­цу, которая находится на от­дельно стоящей скале возле заброшенного села Закамень. В её правой верхней части красной охрой нарисо­ваны три ряда точек. Левее и ниже угадываются два стреловидных значка. Один похож на галочку или латинскую букву «, другой выглядит как указатель направления. Последний касается силуэта большой хищной птицы, повернувшей голову и распластавшей крылья. Под ней на­рисованы ещё две птицы (одна в очень плохой сохранности: нет одно­го крыла), человечек и фигурка живот­ного (по всей видимости, собаки). Большая птица гораздо светлее, чем остальные фигуры. Возникает ощущение, что она доминирует над ними, покровительственно обнимает крыльями и мелких птиц, и человеч­ка. Вполне возможно, её нарисовали в другое время, нежели всё произве­дение.

Подобные знаки и фигуры из­вестны на примере множества других забайкальских петроглифов. В част­ности, точки, кресты, оградки и пти­цы характерны для группы писаниц, названных академиком Алексеем Павловичем Окладниковым селенгинскими. Он признавал их произве­дениями иератического искусства, основанного «на немногих застывших ритуальных формулах и условных знаках-сигналах, сквозь которые лишь изредка и с трудом, вопреки его основной направленности, пробива­ются отзвуки реальной жизни». Сопо­ставив эти символы с материалами из древних погребений Забайкалья и Сибири, а также с произведениями искусства, учёный датировал селенгинские писаницы бронзовым веком и связывал их с культурой плиточных могил.

А.П. Окладников обратил вни­мание, что на некоторых петроглифах «наблюдаются переходы знака крес­та в изображение птицы и не только птицы, но в человека». По его мне­нию, это были близкие символы, свя­занные с небом, культом солнца «как источника производительных сил при­роды». Такие «переходные» знаки мы и видели на петроглифе в Барханах. Ученик А.П. Окладникова, кандидат исторических наук, археолог Алексей Васильевич Тиваненко счи­тает, что петроглифы можно букваль­но прочитать. Сравнивая знаки сибир­ских писаниц с рисуночной основой древнекитайских иероглифов, он уви­дел между ними много общего. Алексей Васильевич убеждён, что наскальные рисунки — древнейшая пиктографическая письменность Си­бири и значительной части Азии. Он доказывает, что именно на её основе китайцы и создали свою иероглифи­ческую письменность.

Пиктография — рисуночное письмо. Его знаки выражают не столько сло­ва, сколько понятия. По А.А. Тиванен­ко, изображение человеко-птицы трактуется как мифологический образ родоплеменного духа, оградки — как родоплеменная территория. Чёрточ­ки и пятна в сочетании с изобра­жениями людей и животных (по­добные тем, что мы зафиксировали) означали счёт, численное значение предмета. Большинство петроглифов Забайкалья, убеждён исследователь, читаются почти так же, как шаманс­кие мольбы с благополучии.

Удастся ли применить методику А.П. Тиваненко к нашим петроглифам — дело будущего. Тем же читателям, которых заинтересовал его подход к дешифровке петроглифов, рекомен­дую книгу Алексея Васильевича «Древняя письменность Сибири», из­данную в Чите в 2011 году.

Учитывая сходство открытых нами петроглифов с селенгинскими, предварительно следует отнести их к эпо­хе бронзы — раннего железа. Однако, пока не нужно спешить с выводами об их принадлежности к писаницам селенгинского типа, а тем более к культуре плиточных могил.

Не следует забывать и то, что на­скальные рисунки могли служить объектами поклонения и в более по­зднее время, вплоть до этнографи­ческой современности. Путешествен­ники XVIII — первой половины XX ве­ков наблюдали, как буряты и эвенки совершали обряды у так называемых писаных скал, испрашивая у духов удачи на охоте, личного благопо­лучия, умножения стад. Возле петроглифов предсказывали будущее, приносили клятвы. Ещё в начале XX века были живы старики, которые ут­верждали, что могут «прочитать» зна­ки на скалих.

Особенное, сакральное значение скал с древними рисунками зашиф­ровано и топонимике. Например, Айха-шуллун переводят как «страш­ный камень». Под термином «айха» понимается священное шаманское место, куда входить непосвященным нельзя. В низовьях Селенги есть Шаханская писаница. «Шажан», как по­ясняет А.В. Тиваненко, означает «чёр­ная (шаманская) вера, «шахан» — «божба» (клятва). Может быть, сак­ральный смысл кроется и в названии «Барханы»? Ведь никаких песков, а тем более барханов тут нет. Что, если изначально в названии местности присутствовало слово «бурхан», или называлась она «Бурханы»? Так мон­голо-язычные народы называют божество, незримого хозяина горы, ручья, реки или скалы. Русские, осва­ивавшие Приаргунье, возможно, из­менили название. Примеров по­добных превращений топонимов мно­го. Хребет Ябалгани дабан («прохо­димый, проезжий перевал») стал Яблоновым, река Джирек — Жирейкой, речка Онохой — Анахоем… Поэтому мы с Романом Федотовым решили на­звать скалу с петроглифами Бурханы. На наш взгляд, это название лучше всего отражает суть памятника. В про­шлом сюда приходили люди, рисовали магические знаки, которые были мольбой к бурхану и предкам о даро­вании счастья, увеличении поголовья диких и домашних животных. Однако лучше всего понять смысл и значение писаницы Бурханы, её связь с други­ми произведениями наскального искусства мы сможем только после раскопок жертвенника, предполагае­мого погребения и более детальной фиксации древних рисунков.


Алексей Мясников, «Советской Приаргунье», №51



НазадВперёд
4 отзыва
После нажатия на кнопку «Добавить», на E-mail или по SMS будет выслан код подтверждения. Или авторизуйтесь обычным образом или через соцсети (кликнув на иконку соцсети над формой)(кликнув на иконку соцсети слева).
Для публикации комментария требуется авторизация на портале или подтверждение указанного e-mail. Введите код, отправленный вам на e-mail

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

НазадДобавить
  • Отзывы
  • Правила
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

заметка о девушке из Акши заставила мой организьм выработать много эндорфинов))) радует, что в глубинке есть такие замечательные молодые люди

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Виктория Хохолкова, вкусно можно есть и лакомиться! Учитесь писать!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Ну, для Вас, возможно, только так. А вот некоторые еще умеют вкусно рассказывать. Сверхбуквальный Вы наш))..

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Этож краснокамская церковь?

ОБСУЖДАЕМОЕ