Р!
05 АВГУСТА 2021
04 августа 2021

Площадь Ленина без коней, маршрутчик с матами - в обзоре краевых СМИ

«Экстра» рассказывает историю пассажирки маршрутного такси №27, которую обложил матами и хватал руками немолодой водитель. Она, конечно, сломала ему дверь, но водитель точно начал первым: «Я вышла из машины, швырнула оставшиеся 50 копеек в лобовое стекло, хлопнула дверью и пошла прочь. Я успела сделать несколько шагов, чувствую — меня кто-то схватил за воротник и потащил. Оказалось, это водитель меня догнал и с трёхэтажным матом тащит обратно. И тут я увидела, что дверь «маршрутки» висит. Когда я закрывала дверь, я немного поскользнулась, и движение получилось очень резким. Видимо, из-за этого дверь слетела с ролика и повисла на одном креплении. Водитель стал меня трясти, орать благим матом, чтоб я ставила дверь на место, даже замахнулся на меня рукой».

Прокачу с матерком!

Водитель читинской «маршрутки» обругал матом пассажирку

С хамством мы сталкиваемся повсеместно – на работе, в магазинах, в общественном транспорте. Психологи считают, что хамство – это признание поражения, отягощённое нежеланием это признавать. Чтобы как-то утешить уязвлённое самолюбие, многие начинают нападать. Страшно, когда оппоненты находятся в разных весовых категориях, как это случилось с молодой читинкой, которая стала жертвой хамоватого водителя маршрутного такси.

Утром 12 марта Анна как обычно в маршрутке №27 добиралась на работу из посёлка КСК. Проехали рынок. На перекрёстке с улицей Курнатовского салон покинули несколько человек. Аня сняла наушники – ей нужно было выходить на остановке «Педуниверситет».

— Когда водитель пересекал Курнатовского, я ему сказала: «На остановке, пожалуйста». Он переспросил: «На какой?». Я ещё удивилась — ведь ближайшей была только одна остановка — «Педуниверситет». Я уточнила водителю. Однако он, к этому моменту уже перестроившись в левый ряд, начал на меня орать. Мол, я глухая, сижу в наушниках и ничего не слышу, а теперь ему из-за меня нужно снова перестраиваться в правый ряд. Оказалось, что он спросил, нужна ли кому остановка на «педе», ещё во время предыдущей остановки, но я не услышала, — рассказала Анна корреспонденту «Экстры».

Далее события развивались как в сценарии боевика. Когда «Газель» всё же остановилась возле вуза, Аня подала водителю оплату за проезд 20 рублей и попросила не портить с утра настроение ни ей, ни другим пассажирам. В ответ тот, продолжая оскорблять девушку, практически бросил ей сдачу — рубль по 50 копеек — так, что одна монетка отлетела и укатилась по салону.

— Мне стало так обидно. Я вышла из машины, швырнула оставшиеся 50 копеек в лобовое стекло, хлопнула дверью и пошла прочь, — рассказывает девушка. — Я успела сделать несколько шагов, чувствую — меня кто-то схватил за воротник и потащил. Оказалось, это водитель меня догнал и с трёхэтажным матом тащит обратно. И тут я увидела, что дверь «маршрутки» висит. Когда я закрывала дверь, я немного поскользнулась, и движение получилось очень резким. Видимо, из-за этого дверь слетела с ролика и повисла на одном креплении. Водитель стал меня трясти, орать благим матом, чтоб я ставила дверь на место, даже замахнулся на меня рукой. Я пыталась вырваться, говорила, мол, я не специально это сделала, что я всё равно не смогу её починить. Было очень стыдно и горько. Все пассажиры наблюдали за этой ситуацией, и никто не заступился.

Довольно крепкий мужик-маршрутчик с силой отпихнул девушку на обочину, Аня не выдержала и крикнула ему «Козёл!». В итоге поставить дверь на место водителю маршрутного такси помог коллега — водитель такой же маршрутки, а Аня отправилась на работу. Униженная и оскорблённая. Жаловаться девушка никуда не стала, говорит — некогда, работает на двух работах, свободного времени нет, чтобы по инстанциям бегать, да объяснения давать.

— Но очень хотелось бы, чтоб таких хамов всё-таки как-то наказывали, — считает Аня. — Ведь, по сути, я не сделала ничего плохого — я попросила остановиться не «где-нибудь там» или «вот тут», а на официальной остановке. Водитель сам перед ней зачем-то перестроился в левый ряд. И потом — мало ли, что могло у человека случиться, что он не услышал его вопрос об остановке? Может, у меня горе? А может, я глухая?

Номер машины Анна от волнения не запомнила, по её словам, это «Газель» белого цвета, сиденья в салоне переставлены — слева четыре ряда по два кресла друг за другом, справа – по одному, все лицом к водителю. Сам водитель — мужчина в годах, ездит в очках.

Может, кому-то придётся стать пассажиром этой «маршрутки», помните, что водитель может выйти из себя.

Кстати
Недавно сотрудники управления потребительского рынка мэрии Читы в течение двух дней работали в маршрутных такси, расспрашивая пассажиров о качестве перевозок. В основном, читинцы жаловались на громкую музыку в маршрутках и разговоры по телефону водителей во время движения. При этом горожане отмечают, что стало меньше курящих в салоне шофёров, большинство устраивает и манера общения с пассажирами.

Пожаловаться на противозаконные действия водителей «маршруток», на хамство или нарушение прав потребителя читинцы могут в отдел транспорта и связи по тел. 26-86-05.


Татьяна Белокопытова, «Экстра», №12



Грустная экологическая повесть появилась в «Земле». Автор её, Владимир Кибирев, сравнивает нас со ставшим почти родным субъектом РФ — республикой Саха-Якутией. Приходит вк выводу, что там властям не всё равно до экологии: «Когда было принято решение о возведении на реке Колыме Усть-Среднеканской ГЭС (вдобавок к уже работающей Колымской), известие восприняли в республике благожелательно: энергии не хватает. Однако первая же экологическая экспертиза вызвала претензии к проекту: водохранилище повлечёт за собой потери пойменных и долинных лесов. — Если энергостроители не удовлетворят требований экологов, нам «грязная» гидроэлектростанция не нужна, — говорят в правительстве Саха-Якутия. Взаимопонимания сторонами было найдено – стройку «заморозили» до лучших времё».

С чувством зависти и грусти

Буквально на днях в программе новостей одного из центральных телеканалов прозвучало сообщение о том, что в Республику Саха-Якутия завезено 40 канадских лесных бизонов. Это дорогостоящее мероприятие полностью осуществлено за счёт Всемирного фонда дикой природы.

Первая мысль – возможно ли подобное событие у нас, в Забайкалье? Ответ однозначен – вряд ли! И не потому, что у нас иные климатические условия: они такие же, если не лучше, чем у северных соседей. Дело в том, что природоохранное дело в нашем крае пока, к сожалению, оставляет желать много лучшего. В связи с этим хочется поделиться впечатлениями о не столь давней командировке в Саха-Якутию, где отношение к фауне и флоре заслуживает отдельного рассказа.

Ытык Кзрз Сирдзр

Издавна считалось, что по Якутии бродят несметные стада диких оленей, в небе по весне пролетают стаи диких гусей и уток, а рыбу в реках можно черпать вёдрами. Возможно, так когда-то и было. Но в конце прошлого века картина стала иной. Цивилизация, давшая о себе знать добычей угля, олова, золота, алмазов, нанесла природе огромный урон, и теперь лишь безжизненные «лунные» ландшафты «украшают» пейзаж. Данные аэрофотосъемок в южных и северных территориях поразили экологов настолько, что они решили полетать над уже отснятыми местами ещё раз. Все подтвердилось. В дельте Лены – на территории, превышающей Францию, обитало чуть более 60 лосей. Сотни озёр, где рыбу глушили взрывчаткой, умерли. Дикие лебеди и гуси, разбиваясь на мелкие стаи, стали выбирать для летних стоянок глухие места (но и там их настигали браконьеры на вертолётах). «Главохота», «Главрыба», «Главлес», «Главвода» из-за ведомственной разобщенности и маломощности лишь фиксировали браконьерский произвол. Малоэффективными были запреты республиканской власти. Требовалась организация, способная взять на себя функции универсального защитника зверей и птиц, рек и озёр. Создали Министерство по охране природы.

Однако сама по себе бюрократическая структура не решила проблемы. Родилась идея. По-якутски она звучит так: Ытык Кэрэ Сирдэр — «прекрасные священные земли». За названием: национальные природные резерваты. Законом определены особо охраняемые природные территории (ООПТ): два заповедника федерального значения – «Олёкминский» и «Усть-Ленский», пять национальных парков, 61 ресурсный резерват, 16 резервных территорий, один охраняемый ландшафт, 26 уникальных озёр и 17 памятников природы. Общая территория ООПТ — 812,7 тысячи кв. км.

Вплоть до шведов

В экологическое движение включились писатели и поэты, учёные и политики, пенсионеры и школьники. Приличные пожертвования на экологию стали делать крупные хозяйственники. Министерство пользуется поддержкой парламента и президента. За эти годы было принято около 20 законодательных актов в поддержку этого ведомства. Ежегодное финансирование из бюджета – 75-80 миллионов рублей плюс взносы многочисленных зарубежных фондов (250-300 тысяч долларов). На привлеченные средства возведено здание офис-центра заповедника «Усть-Ленский». Рядом с городом Тикси с помощью шведов открыта международная научно-исследовательская станция «Лена-Нордшельд». В этих местах действует моратории на отстрел оленей и изюбрей, отлов ряда рыбных пород. Прошли шумные судебные процессы над браконьерами. С Таймыра на вертолетах в дельту реки Лены завезли два десятка овцебыков. Сейчас их 60. В несколько раз возросло поголовье диких оленей. А бывший президент республики Михаил Николаев более всего из наград теперь дорожит международным дипломом «Хранитель Земли».

Ядерная помойка

В особой папке бывшего министра по охране природы Республики Саха-Якутия Алексеева бережно хранятся копии документов, о существовании которых в республике знали всего несколько человек. На каждой странице предупреждения: «Строго секретно. Экземпляр -1».

О том, что в обстановке строжайшей секретности в 70-х годах в Якутии производились подземные ядерные взрывы, было много слухов. Поговаривали, что не обошлось без ЧП: на поверхность земли вышло немало ядерных нечистот. Действительность оказалась страшнее. Наверное, правда до сих пор хранилась бы в московских сейфах, если бы не настойчивость Алексеева. Став заведующим лабораторией Якутского института биологии Сибирского отделения Академии наук СССР, он настолько «достал» высокопоставленных чиновников, что один из них откровенно сказал: «Жаль, что вы не член партии, а то мы бы с удовольствием вас исключили». На волне перестройки на первых демократических выборах в 1989 году Василий Алексеев обошел десятерых соперников и стал депутатом Верховного Совета Якутии. Возглавив комитет по экологии, начал свою деятельность с выяснения правды о ядерных взрывах. Депутатский мандат позволил приоткрыть завесу секретности. Из 12 произведенных в Якутии подземных ядерных взрывов два были аварийными, то есть дали в атмосферу выброс плутония – 230 и 240 (для справки: период полураспада этого радиоактивного вещества составляет 24 999 лет. — В.К. ). Среди местного населения множилось число онкологических больных. Содержание плутония превышало предельно допустимые нормы в 29 000 раз!

После публикации в центральной прессе и обследования местности экспертами из Минатома было создано управление по ликвидации последствий ядерных взрывов. Началась зачистка территорий. За несколько лет перелопатили тысячи кубометров земли. Особо «грязную» почву спрятали глубоко под землей. Но насколько снизилась опасность, сказать пока трудно.

Грозило одно время Якутии стать гептиловой помойкой: вторые ступени ракет, запущенных с Байконура, с остатками токсичного топлива гептила регулярно падали на северные территории республики. Трижды встречался по этому поводу президент Республики Саха с президентом Казахстана. Казахстан, как все помнят, выступил даже с демаршем в отношении Москвы. Помогло!

Народ против ГЭС

Когда было принято решение о возведении на реке Колыме Усть-Среднеканской ГЭС (вдобавок к уже работающей Колымской), известие восприняли в республике благожелательно: энергии не хватает. Однако первая же экологическая экспертиза вызвала претензии к проекту: водохранилище повлечёт за собой потери пойменных и долинных лесов. В 3 раза уменьшится численность пушных зверей, в 7 раз – ондатры. На протяжении 400 километров ниже по течению реки произойдет изменение микроклимата, а значит, уменьшатся пастбища оленей, сенокосные угодья, высохнут рыбные водоёмы. Но самые тяжёлые последствия могут повлечь за собой разложение затопленных деревьев на дне водохранилища (это 261 тысяча кубометров). Уже есть горький опыт: в середине 60-х при возведении Вилюйской ГЭС миллион кубометров леса тоже ушёл под воду искусственного моря. Стало ясно: гниющее в водохранилище «море тайги» отравляет всё живое в реке Вилюй. Содержание фенола в воде в 10 раз превышает предельно допустимую концентрацию. В два раза сократилось разнообразие рыб, ухудшилось здоровье коренного населения.

Экологи Якутии начали борьбу против проекта. Веское слово «против» сказали специалисты Государственной экологической экспертизы Министерства природных ресурсов федерации. Сумма предполагаемого ущерба оценивается ими в 180 миллионов рублей. Таких денег не находится.

— Если энергостроители не удовлетворят требований экологов, нам «грязная» гидроэлектростанция не нужна, — говорят в правительстве Саха-Якутия. Взаимопонимания сторонами было найдено – стройку «заморозили» до лучших времен.

Мировая сенсация

Выступление бывшего министра по охране природы Республики Саха (Якутия) Василия Алексеева на одной из Международных конференций Всемирного фонда дикой природы в Лондоне было кратким и первоначально вызвало у большинства слушателей недоверие. Директор фонда Клод Мартин попросил уточнить цифру. Представитель, мягко говоря, малоизвестного в мире народа повторил: Якутия зарезервировала за будущими поколениями 700 000 кв. км не тронутой хозяйственной деятельностью земли.

Это сообщение стало сенсацией мирового уровня. Новость передали все ведущие мировые информационные агентства. Для нас, забайкальцев, все это является пока розовой мечтой. И от этого вдвойне досадно и обидно.


Владимир Кибирев, «Земля», №12



«Читинское обозрение» не оставило без внимания юбилей главврача краевой больницы Игоря Лиханова и позвало его на интервью. Про наставников, про семью и перспективы развития больницы с рекламным уклоном. В общем, не без проблем, но всё хорошо! «Требования к нашей больнице действительно высоки. И мы очень большое внимание уделяем подготовке кадров. Давние отношения сложились с Читинской государственной медицинской академией. По плану обучаем врачей на факультете повышения квалификации в ЧГМА, активно направляем на усовершенствование на центральные базы, некоторые специалисты стажируются и за рубежом», — Игорь Дмитриевич утверждает, что штат больницы на 99,9% состоит из забайкальцев, что приятно.

«Не 60, а два раза по 30!»

Главный врач краевой больницы Игорь Лиханов отмечает два юбилея сразу

Краевая клиническая больница среди огромных сосен – словно корабль. Корабль надежд для каждого пациента. И здесь неустанно, днём и ночью, трудится огромная команда. И капитан её вот уже ровно двадцать лет — Игорь Лиханов. А на днях он отметил и своё 60-летие.

У штурвала
— Игорь Дмитриевич, больница огромная – за всем глаз да глаз. Как со всем управляетесь?

— Опыт приходит с годами. Вот и я когда-то начинал простым хирургом, затем стал заместителем главного врача, потом возглавил коллектив. Конечно, больница – объект очень сложный. Высокая ответственность. Огромный механизм: коллектив, которым нужно грамотно управлять, около 30 тысяч пациентов проходят лечение в стационаре ежегодно. Всё нужно организовать и контролировать, ведь сегодня к больнице предъявлены высокие требования. Человеку без подготовки и обучения работать в таком коллективе сложно.

— Что давалось труднее всего на первых порах?

— Возглавил коллектив в непростом 1993 году. Было страшно от мысли, что больница уже завтра не сможет функционировать: финансирование резко прекратилось. Не хватало денег на лекарства, расходные материалы. Даже на зарплату практически не было денег. Были и забастовочные волнения. Как можно объяснить двум тысячам сотрудников, что денег просто нет?!

— Всё-таки выплыли.

— Я очень благодарен своему большому коллективу, что в тот сложный момент люди не бросили свои рабочие места, честно выполняли профессиональный долг, оказывали помощь пациентам.

А кадры кто?

— Ведущая краевая больница должна быть обеспечена кадрами высокой квалификации. Где берёте специалистов?

— Требования к нашей больнице действительно высоки. И мы очень большое внимание уделяем подготовке кадров. Давние отношения сложились с Читинской государственной медицинской академией. По плану обучаем врачей на факультете повышения квалификации в ЧГМА, активно направляем на усовершенствование на центральные базы, некоторые специалисты стажируются и за рубежом.

— Значит, кадры наши, забайкальские?

— На 99,9%. Отбираем самых успешных выпускников медакадемии.

— В народе считают, что попасть в ККБ сложно (очереди, нехватка мест, дополнительные платы за какие-то отдельные услуги). Как обстоят дела на самом деле?

— Что касается платных услуг: в больнице отработан вполне законный механизм оказания платных услуг. Если пациент желает лечиться в комфортной палате, или ему необходимы дополнительные услуги, не входящие в тарифы ОМС и они сами хотят их получить, то почему нет? В целом платные услуги составляют 4% всего нашего бюджета. Все остальные – по полисам обязательного медицинского страхования. Сегодня запись на приём в нашу консультативную поликлинику осуществляется через электронную регистратуру единой медицинской информационной системы, которая работает практически в каждом районе края и поликлиниках города, что исключает наличие очередей. Очередей же на госпитализацию сейчас почти нет, пациенты принимаются без проволочек по направлениям краевой поликлиники. Хотя на некоторые исследования, особенно которых недостаточно в поликлиниках города и районов, очереди пока сохраняются.

Курс на обновление

— За счёт чего удаётся « создавать новые рабочие места?

— На базе больницы открылись специализированные краевые центры, которые созданы с целью развития тех или иных видов помощи. Так, функционируют центры гемодиализа, эндокринологии, рентгено-хирургии, эндоскопии, хирургической и интервенционной аритмологии, остеопороза, челюстно-лицевой, пластической реконструктивной хирургии и другие. Всего – 18 центров. Недавно создан новый центр анестезиологии и реанимации, который при развитии хирургических служб, в том числе сердечно-сосудистой хирургии крайне необходим.

— Что это даёт?

— Повышается качество лечения. Сроки лечения значительно сокращаются. Быстрее улучшается состояние пациентов. Ведь в центрах новое оборудование и специально для него подготовленные врачи. Это позволяет оказывать высокотехнологичную помощь.

— А какую именно высокотехнологическую помощь можно получить уже сейчас?

— В нашей больнице активно развивается направление кардиохирургии: стали выполняться операции на открытом сердце, имплантироваться электрокарди-остимуляторы, устанавливаться стенты в коронарные сосуды, применяются эндохирургические методы лечения, проводится протезирование крупных суставов, выполняются высокотехнологичные операции на глазах. Благодаря федеральным программам готовится к открытию центр, который будет оказывать помощь больным на новом, современном уровне с сосудистыми заболеваниями – инфарктами, инсультами.

— Это большой шаг.

— Конечно. Пациентам с острыми инфарктами или острыми мозговыми инсультами тут же ставят диагноз, используя современную аппаратуру – ангиографы, компьютерный томограф, ультразвуковые аппараты. Своевременно пациенты поступают в реанимацию или в операционную, где им оказывают высокотехнологичную медицинскую помощь (ВМП). Операционная работает круглосуточно. В планах – строительство отдельного корпуса центра ВМП. Думаю, в ближайшее время такой у нас появится.

— Пациенту не нужно ехать в другие регионы?

— Да. Самые сложные виды операций уже сейчас успешно выполняют у нас. Оборудование самое современное, такое же используют в ведущих российских клиниках. При этом пациентов лечат не выборочно, а всех, кому показана такая помощь. Коронографии, исследования сосудов головного мозга проводят ежедневно.

— Что включают в себя такие центры?

— Например, краевой травмоцентр оказывает помощь людям с комбинированными тяжёлыми травмами. Такие пациенты доставляются к нам после ДТП. Данный центр объединяет в себе диагностические подразделения: рентген-кабинеты, кабинет ультразвуковой диагностики, эндоскопическое отделение. Клинические отделения: травматология, нейрохирургия, нейрореанимация, противошоковое отделение. Огромный комплекс. Кадры по всем специальностям прошли обучение. Компактность центров и их оперативная работа позволяет сберечь драгоценные минуты, от которых зависит жизнь человека. Так что полная боевая готовность у нас круглосуточно.

По маминым стопам

— Ваши наставники и учителя?

— Это были великолепные врачи. Каждый передал частичку своего опыта и знаний. Горжусь, что приходилось работать с Надеждой Кондратьевной Исак, Валентиной Петровной Гамовой, Николаем Ивановичем Перуновым, Маргаритой Ивановной Загребиной, Василием Николаевичем Лесковым. Все – заслуженные врачи России. Этот список можно продолжать и продолжать.

— Почему выбрали профессию врача?

— Любовь к профессии привила мама. Врач-педиатр, она работала в областной детской больнице. Помню, как переживала за каждого своего маленького пациента, как боролось за здоровье деток, как её уважали коллеги и любили пациенты. Наверное, это повлияло на мой выбор. Отец был геологом.

— Неужели никогда не хотелось по его следам? Такая романтика!

— В семье нас трое сыновей. Вот старший – геолог, средний – спортсмен, я – врач. Колесили семьёй вслед за отцом по всему краю.

— Папа, наверное, играл на гитаре у костров?

— Нет, на балалайке и мандолине. Инструменты до сих пор храним.

— Горите на работе. А семья?

— Жена – мой единомышленник, тоже врач. Мы вместе учились, специфика работы одна, поэтому у нас полное взаимопонимание. Раньше, бывало, неделями не виделись – так совпадали смены и дежурства или мои командировки, когда работал в санавиации.

— Чем запомнилась санитарная авиация?

— Работал бортхирургом, в любое время мог вылететь в районы. Считаю, что это одна из лучших школ для хирургов. Экстремальные условия работы, когда жизнь больного зависит только от тебя Как самого опытного, ведь рядом нет коллег, которые могут подсказать, посоветовать. Твоё решение будет единственно правильным. Здесь необходим высокий уровень подготовки и опыт. Облетал весь край. Порой в день выполняли по 2-3 вылета на АН-2, МИ-8.

— И сегодня Вы в постоянном рабочем тонусе. А свободное время бывает? Чем занимаетесь?

— Люблю плавать, играть в волейбол. С удовольствием выезжаю в тайгу на рыбалку и охоту. Иногда вместе с внуком Игорем. На него возлагаю надежды. Может, хотя бы он пойдёт по нашим с супругой стопам – станет врачом. Дети, к сожалению, этот путь не выбрали. Старший сын Дмитрий – предприниматель. Дочь Ирина – юрист, преподаёт в юридическом вузе.

— Вот Вы и отметили 60-летие. Какие ощущения?

— Может быть, чуть тревожно: вот, вроде, и 60 лет. Но энергия, силы, как и 30 лет назад. Потому на 30 себя и ощущаю!

Что дала модернизация

Что изменила в краевой клинической больнице модернизация здравоохранения?

— Значительно улучшилась материальная база. Произведена замена устаревшего медицинского оборудования на самое современное высокотехнологичное. Его закуплено около 200 наименований.

Ведётся автоматизация рабочих мест и внедрение современных информационных систем. В ближайшее время будут внедрены электронная амбулаторная карта и электронная история болезни. Это позволит рациональнее использовать рабочее время, ликвидировать большое количество «бумажной» работы, даст возможность больше заниматься пациентами.

Справка
Игорь Дмитриевич Лиханов родился 18 марта 1953 года на руднике Ангатуй Ононского района Читинской области. В Читу семья переехала в i960 году. Выпускник 47-й школы. В1976 году окончил мединститут. С1977 года – в областной клинической больнице. С1987 года – заместитель главного врача по хирургии. С1993 года – главный врач. Президент краевой общественной организации «Ассоциация врачей Забайкалья». Депутат краевого парламента. Награждён медалью «За заслуги перед городом», медалью «За заслуги в отечественном здравоохранении», знаком «Отличник здравоохранения». Кандидат медицинских наук. Заслуженный врач Российской Федерации.


Беседовала Ольга Чеузова, «Читинское обозрение», №12



«Эффект» нынче удивил. Светлана Медведева написала трогательную статью про то, что разводчикам лошадей запретили использовать животных для детских и взрослых катаний на площади Ленина. Такая печаль. Отчего-то автор позабыл напомнить, как это неприятно, когда центральная площадь унавожена конским дерьмом, которым задорно интересуются голуби и по которому ходят люди и бегают дети. Впрочем, можно было не запрещать, а обязать. Но дело сделано.

Палки в копыта

Почему городские власти невзлюбили лошадей

Чита – город удивительный. С фантастической быстротой в нём вырастают торговые центры и элитные дома. Детей тоже в Чите с каждым годом, слава Богу, прибавляется. Только вот о досуге ребятишек городские власти заботятся куда меньше, чем о выгодных застройках.

О людях и лошадях

Куда податься в выходные родителям с маленькими ребятишками? Развлекательных центров, где дети могли бы напрыгаться и наскакаться вдоволь, раз-два и обчёлся. Нормального хорошего современного парка наподобие Диснейленда или хотя бы луна-парка в Чите в ближайшие годы явно не предвидится. Пришедший в совершеннейший упадок парк Победы преобразится с помощью некой новосибирской компании, выигравшей тендер на его реконструкцию, явно ещё нескоро. Да и остальные немногочисленные городские парки могут порадовать маленьких читинцев и их родителей только в тёплое время года. В этой ситуации горожанам готовы прийти на помощь мелкие предприниматели со своими мини-аттракционами и прокатом лошадок.

Супруги Лапины и их близкий знакомый Александр Белоусов открыли свой бизнес по прокату лошадей около пяти лет назад. Галина Александровна и Владимир Михайлович – опытные коневоды, бывшие спортсмены. Владимир Лапин – кандидат в мастера спорта по конному спорту, двукратный призёр зоны Сибири и Дальнего Востока. Галина Лапина – тренер, инструктор по иппотерапии. Лошадям – прекрасным, умнейшим животным – посвятили четверть века. Работали на Читинской госконюшне. С выходом на пенсию решили, что самый оптимальный вариант для них, связанных с лошадьми и физически, и духовно, — прокат. Они не понаслышке знают, как благотворно общение людей с животными, а особенно детей. Любой родитель, чей ребёнок хоть раз прокатился на лошадке, знает чадо обязательно захочет повторить эти моменты восторга и счастья. Неудивительно, что отбоя от желающих покататься на маленьких послушных лошадках у предпринимателей нет.

— Родители читинских малышей говорят: всю неделю ждём, чтобы покататься на ваших лошадках, — говорит Галина Александровна. – Животные у нас ухоженные, здоровые, приученные к людям. Их и погладить можно, и покормить. Только радость от них.

Не пущать!

Как ни странно, но радость симпатичные лошадки приносят далеко не всем. Например, городским властям они отчего-то вдруг не приглянулись. Впрочем, у всех чиновников свои причуды. Петербургским, например, коты спать по ночам мешают – слишком громко топают. А читинским вот лошади стали обузой. И предпринимателей начали в буквальном смысле слова выгонять с городских площадей.

Как известно, центральная площадь Читы – самое посещаемое место. Здесь людно и зимой, когда сверкают ледяные горки, и летом у прохладного фонтана, в тени деревьев. Логично, что прокат коней появился именно здесь, на площади Ленина, ведь многие горожане приезжают сюда с ребятишками даже из самых отдалённых районов Читы. Некоторые – специально покататься на лошадке или пони. Однако около четырёх лет назад супруги Лапины и Александр Белоусов почувствовали на себе пристальное внимание представителей правоохранительных органов. Полицейские настойчиво просили предпринимателей покинуть площадь, ссылаясь на некое постановление городской администрации, запрещающее гужевому транспорту находиться на территории города. Когда предприниматели просили показать это постановление, почему-то никто демонстрировать его не хотел. Правда, один документ всё же был предоставлен: решение специальной комиссии при управлении потребительского рынка администрации г. Читы, которое предписывало использовать для проката лошадей только парковые зоны.

Недоумевающие коневоды решили обратиться непосредственно в мэрию. Недоумение вполне понятно: во всех крупных городах подобный бизнес процветает непосредственно в центре города, включая Москву, Питер, Барнаул, Красноярск, Новосибирск. В том же Иркутске (откуда, кстати, родом Владимир Михайлович Лапин) в парке Кирова, что в самом центре города, предприниматели работают совершенно спокойно. Во всём городе насчитывается около 120 голов прокатных животных. В Чите же этим бизнесом занимаются единицы. Но и им почему-то ставятся палки в колёса. Вернее, в копыта.

— Я бывал в Барнауле, Новосибирске, Красноярске, Иркутске, — рассказывает Александр Белоусов. – Там все наши коллеги занимают скверы, парки, стоят аттракционы всякие, в том числе лошади, пони, ослики, даже верблюды (!). Спрашивал у них: как вы свой бизнес открывали? Да, говорят, очень просто: приходишь в администрацию, говоришь: хочу работать в парке. Что требуется? Документы ЧП (ИП), ветеринарка, согласование с администрацией города. Всё. А у нас почему-то решили, что центральная площадь Читы имеет такое стратегическое значение, что на ней нельзя кататься. И это в отсутствие хотя бы одного нормального парка развлечений…

Площадь Ленина под запретом

Кстати, загадочный документ всё-таки оказался не мифом. Появился он, ни раньше, ни позже, 4 марта 2013 года. Ссылались на него городские строгие власти, правда, несколькими годами ранее. Такая вот дальновидность – прямо как в воду глядели. Документ называется «Постановление администрации городского округа от 04.03.201 З г. №39 «Об организации досуга граждан в связи с оказанием услуг по катанию на лошадях (пони), гужевых повозках (санях) на территории городского округа «Город Чита». В нём, в частности, указаны места, специально отведенные под катание на повозках (санях): Пионерский парк, парк ОДОРА, стадион СибВО, а также МСБ «Берёзка», площадь Труда на КСК, парк отдыха железнодорожников, прилегающая территория к МСК «Темп» и ООО «Парк» на проспекте Белика. Самое посещаемое место в городе – площадь Ленина – в перечень, как и следовало ожидать, не входит.

— Мы и чистоту за собой всегда обеспечиваем, и за безопасностью следим, — говорит Галина Александровна. – Ничем криминальным не занимаемся, только радость людям приносим. А нам однажды проверяющие вообще заявили: если хотите катать, катайте у себя дома. Ходите тут по городу с лошадьми, скоро коров будете водить. Вот такое отношение.

— Я в администрации моего родного Иркутска рассказал обо всех наших проблемах, так они откровенно удивились, — добавляет Владимир Михайлович. — К себе приглашают, обещают помочь. Но куда мы в таком возрасте поедем?

Ехать, действительно, никуда не хочется и смысла нет. И Лапины, и Белоусов хотят работать в своем городе, на радость читинцам – и маленьким, и большим. Прокат на тройках или в сказочных каретах, на пони, осликах, лошадях процветает практически во всех российских городах. Жаль только, что и без того бедной на детские развлечения Чите не повезло с городскими властями. Они предпочитают издавать указы, постановления и устанавливать различные ограничения вместо того, чтобы прислушиваться к мнению горожан и мелких предпринимателей. Которые, кстати, исправно платят налоги в городскую казну.


Светлана Медведева, «Эффект», №12



Наконец, «АиФ — Забайкалье» уделяет внимание тяжёлому положению строительной отрасли — вот уж на кого бы не подумали. Тем не менее, заслуженный строитель Андрей Никонов утверждает, что темпы строительства в крае отстают от запланированных: «Актуальные проблемы на сегодняшний день – дефицит участков под застройку, сложность процедур получения разрешений, плохая инженерная подготовка имеющихся площадок. В Чите большая часть земель, годных под застройку, принадлежит военному ведомству, ещё одна достаточно большая – лесному фонду. Там, где есть свободные площади, возникают вопросы с теплом, канализацией и обеспечением водой. В целом по городу «тепла» на новое строительство хватает, но оно «заперто»: требуется строительство новых сетей и реконструкция старых, изношенных и не обладающих требуемой пропускной способностью».

Стройке не быть?

Доступное жильё и недоступные квадраты

Состояние жилищного строительства в нашем регионе можно оценивать по-разному. Например: «Из года в год растут объёмы ввода жилья: 2008 год – 170 тыс. м2, 2013-й – 301 тыс. м2». И это будет правдой.

— Однако в Забайкальском крае темпы строительства жилья отстают от запланированных показателей, обозначенных во многих программах, — замечает Андрей Никонов, заслуженный строитель Российской Федерации.

Мы – в серединке

— Расчёты показывают, что для удовлетворения существующего спроса на жильё требуется 30-35 лет – это без учета старения жилищного фонда. Кстати, по количеству строящихся квадратных метров в расчете на душу населения Россия по-прежнему значительно уступает не только европейским странам, но и Китаю (в КНР — 1 кв. м/чел, в России – 0,3 кв. м/чел)

— В Забайкальском крае показатели отстают от общероссийских?

— Такие же. Примерно 300 тысяч квадратных метров жилья введено в 2012 году. Делим на 1 миллион населения, проживающего в крае, получаем те же 0,3 квадратных метра на человека. Это мало.

Если говорить о возможности населения приобрести квартиру, то данные по Забайкальскому краю также будут находиться в середине списка регионов по этому показателю. Чтобы в этом убедиться, достаточно среднюю стоимость квадратного метра на первичном рынке (это 40 тысяч рублей) разделить 25 (имею в виду 25 тысяч рублей, такова средняя заработная плата в регионе). Вот и получается, что нужно отдать полторы зарплаты за один квадратный метр жилья в Забайкальском крае.

Участки в дефиците

— Что, на ваш взгляд, нужно сделать для того, чтобы обеспечить доступным жильём жителей нашего региона?

— Необходимо сделать две вещи: уменьшить стоимость одного квадратного метра жилья на первичном рынке и повысить покупательскую способность населения.

Актуальные проблемы на сегодняшний день – дефицит участков под застройку, сложность процедур получения разрешений, плохая инженерная подготовка имеющихся площадок.

В Чите большая часть земель, годных под застройку, принадлежит военному ведомству, ещё одна достаточно большая – лесному фонду. Там, где есть свободные площади, возникают вопросы с теплом, канализацией и обеспечением водой. В целом по городу «тепла» на новое строительство хватает, но оно «заперто»: требуется строительство новых сетей и реконструкция старых, изношенных и не обладающих требуемой пропускной способностью.

— Много нареканий вызывает, наверное, процедура согласования документов, это главный тормоз на пути строительства жилья…

— Согласен! Например, для получения разрешения на строительство 100-200 квартирного дома необходимо получить от 120 до 150 различных согласований. На всё это с начала проведения аукциона уходит до двух лет и определённое количество денежных средств. Условия аукциона, где победителем становится тот, кто даст большую сумму за участок, также приводят к удорожанию строительства. Более справедливо было бы определять победителем аукциона того, кто берётся построить жильё с наименьшей стоимостью одного квадратного метра.

В доли – без доли?

— Органы местного самоуправления могут в чём-то помочь?

— В соответствии с Градостроительным кодексом РФ, на органы местного самоуправления возложены обязанности по инженерной подготовке земельных участков, но они не могут делать этого из-за отсутствия денег, причем необходимые финансовые средства вряд ли появятся у них в ближайшее время. Сегодня широко распространена практика, когда застройщик часть сетей сооружает за свой счёт, притом не может передать их ни ресурсоснабжающей организации, ни муниципалитету. Всё это ведёт к росту издержек и, соответственно, к удорожанию строительства. Только за счёт этого фактора стоимость квартиры в среднем увеличивается на 70-150 тыс. рублей.

— А проекты подорожали?

— Да. В советское время у проектировщиков была фиксированная оплата. А сегодня они требуют 5% от стоимости строительства, что при возведении 200-квартирного дома составляет 18-20 млн. рублей.

Не способствует росту объёмов жилищного строительства и 214-й закон («Об участии в долевом строительстве»). Принятый без должного учёта мнений профессионального сообщества, он больно ударил по застройщикам и требует крупных дополнительных расходов. Фирма-застройщик для начала строительства, как минимум, должна располагать собственными средствами не менее 10% от стоимости проекта, а чтобы получить кредит в банке, фирме-застройщику необходимо располагать средствами, составляющими не менее 20% от сметной стоимости.

Было бы желание…

— Сейчас много говорят об ипотечном кредитовании. Может быть, это станет выходом из создавшейся ситуации?

— Получить ипотечный кредит в банке, особенно дольщику, не так-то просто. При высокой процентной ставке (12,5-13% годовых, и это при средней инфляции в стране не превышающей 6%) дольщик, получая ипотечный кредит, фактически оплачивает полторы-две с половиной квартиры.

Кстати, ценовую политику определяют стоимость и качество строительных материалов, используемых в жилищном строительстве, а также рабочая сила. Стоимость одного квадратного метра с привлечением строителей из Китая на сегодняшний день составляет 65-70 долларов США (для сравнения, в 1995 году эта сумма равнялась 26-27-и долларам). Добавьте к этому и то, что в Забайкальском крае, к сожалению, не получают должного развития промышленность и производство строительных материалов.

— Получается, в нашем регионе нереально строить жилье, которое в последующем может быть продано, скажем, по 30-32 тысячи рублей за квадратный метр?

— Можно. Но только в части социального жилья эконом-класса. Для этого необходимо бесплатное выделение земли под строительство, подключение за счёт средств муниципалитета к инженерным сетям, использование типовых проектов многократного применения, выделение под государственные гарантии с субсидированием части процентной ставки кредитов застройщику, облегчение получения ипотечного кредита участнику программы, уменьшение бюрократических проволочек на всех уровнях. Собственно, есть государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Будет эта программа работать или нет, покажет время и усилия всех заинтересованных: государства, правительства региона, застройщика и самих забайкальцев.

Досье
Андрей Никонов
родился в посёлке Калангуй Оловяннинского района Читинской области. Окончил Читинский политехнический институт. Заслуженный строитель РФ. Почётный гражданин Читы.


Cветлана Лазарева, «АиФ — Забайкалье», №12



НазадВперёд
26 отзывов
После нажатия на кнопку «Добавить», на E-mail или по SMS будет выслан код подтверждения. Или авторизуйтесь обычным образом или через соцсети (кликнув на иконку соцсети над формой)(кликнув на иконку соцсети слева).
Для публикации комментария требуется авторизация на портале или подтверждение указанного e-mail. Введите код, отправленный вам на e-mail

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

НазадДобавить
  • Отзывы
  • Правила
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

К Якутии надо присоединить Каларский р-н. Давно уже он не снабжается из Читы по зимникам а все по БАМу.и Витимский заповедник сделать единым объединив часть Бурятии,Якутии и Забайкалья.

А что касается ступеней ракет,так у нас остатки корпусов баков из под этого сверхтоксичного топлива до сих пор валяются в карьере по дороге на Арахлей. Присыпанные камнем два года назад.

Те ракеты уничтожали в середине 90-х пуская с Телембы на глазах у американских наблюдателей наблюдающих из павильона на Монгое. И никто из экологов -журналистов не чешется! А потрогали руками -зачесались бы.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

В отношении "глухой" Ани из маршрутки № 27. А я полностью согласна с водителем. Пешеходы сейчас абсолютно не думают о безопасности: то воткнут наушники от плеера в уши и делают вид, что им всё по барабану, то наденут капюшон из-за которого не удосужатся выглянуть и проверить дорогу, то с невинным видом сломают что-нибудь и притворяются невинной овечкой, то выскакивают на дорогуне смотря когда машина движется на полном ходу. А на самом деле эта особа не думает и не собирается ничего предпринимать в отношении безопасности на дороге. Маршрутное такси - на то и такси, что предполагаются возможные изменения маршрута в зависимости от необходимости, в поездке надо не зевать, а контролировать свой маршрут и кроме того, об необходимой остановке надо информировать заранее, а не тогда, когда водитель уже перестроился в левый ряд. Так и хочется сказать, что где же бы ли твои глаза? А она, видите ли, ещё и швырнула ему эти 50 коп. (ишь ты - недовольна она, что ей выдали российскими деньгами сдачу!), а то, что могла появиться трещина на лобовом стекле или коцка на металлических деталях кузова, - это она подумала?! Я бы таких клуш наказывала тут же. Поделом. Водитель прав. За день, если каждый будет портить твоё имущество, угрожать безопасности дорожного движения тебя и других граждан и при этом притворяться овечкой, так не так ещё заговоришь. После такого душещипательного рассказа тоже хочется сматюгнуться в адрес "глухой" Ани.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

видимо это форум водителей маршруток))))))))))

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

прав всегда потребитель. это аксиома. не можешь оказать услугу- не берись и не бери за это деньги

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Как бы не поступал пассажир (и уж тем более девушка), водитель не имеет права хватать его за шкирятник и матюгаться. Он представитель официальный вообще-то, а не коля с помойки. Если не может решить конфликт сам - нужно было вызвать милицию. Штраф бы обоим выписать. А еще пассажирам хотят интернет в троллейбусах. Сколько же людей проедет свою остановку, а потом виноватить водителей будут.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Какое право имел водитель хватать девушку? Силу почувствовал, что-ли? "Маршрутное такси - на то и такси, что предполагаются возможные изменения маршрута в зависимости от необходимости"-так в чем проблема-перестройся и остановись, а если нервишки не в порядке и воспитания не хватает,значит, смени работу, на такую, где не придется общаться с людьми!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

При чем тут наушники и ПЕРЕХОДИТЬ дорогу?, когда написано что она, сидя в маршрутке слушала музыку в наушниках, и это ее право! почему бы и нет, большинство молодых людей так делает и что!? и если она не услышала что он там спрашивал это не преступление! Я думаю что тут оба виноваты, водитель наверняка начал грубить девушке из-за того что та видите ли заставила его заново перестраиваться по полосе ( хотя у нас вроде не Москва, что там не перестроиться) + бросил сдачу так что там куда то что-то укатилось =), а девушка в отмеску ему и хлопнула дверью, так что как то так! И я думаю это не повод сразу хватать за шкирку человека . И вообще маршрутчики тоже любят по дергаться и по хомить, так что не надо из них святых тут делать! Я не говорю что все поголовно, но их очень много !Вот мое мнение .

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

и еще грязнули! машины все внутри грязные жесть как!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Возможно многие люди пересели на личные авто только из-за мерзостного (в широком смысле) обслуживания пассажиров маршрутчиками.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

После развала бандитской властью россии и области ПАТП. Нормальный автобусный парк был с широкими автобусными салонами, с водителями-профессионалами. Да развалился в конце 90-х Эх.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Да и вообще истерить природа предписала женщинам, а мужчина должен держать себя в руках. А не трясти ими более слабого.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

а анна поишет ,что работает на двух работах,так тем более должна понять водителя.а вы пробовали вставать в пять утра!и приезжать домой в одиннадцать часов вечера!и весь день не выходить из-за руля,у некоторых водителей нет времени покушать и на туалет.на конечной стоят по две минуты.а потом после всего этого ездить весь день и улыбаться всем.и все это счастье не очень то и оплачивается.а она ему еще и деньги в стекло.а ты ,анна купи свою личную машинку,а я тебе дверь у нее оторву (случайно).не очень приятно будет наверно.давайте с уважением относиться к водителям.у них дома такие же семьи,дети и проблемы!они тоже люди!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Дорогая не согласная укажите точные номера машин, номера маршрутов и ФИО водителей, которые встают в 5 утра и до 11 вечера пашут за рулем без возможности поесть и сходить в туалет. Полагаю у транспортной инспекции или роспотребнадзора должны быть вопросы к владельцам маршрутов. А еще лучше черканите бумажку в эти конторы и в прокуратуру от своего имени с указанными сведениями.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Если человек не пописает больше 24 в сутки, он умрет. А если не покакает больше трех дней, то тоже умрет. Без еды умрет на шестные сутки, без воды на третьи. При этом пьяных маршрутчиков, в том числе и в наркотическом опьянении полно. Заменили еду и сон себе таким образом? В сутках не бывает 36 часов, как бы не врали депутаты и предприниматели. Ездят на Канары (или уж в Китай, кто победнее) за счет работы, а потом говорят, что работают без отпусков. Вот и маршрутчики что-то привирают.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Во-первых, что то с трудом верится, что они в одиннадцать домой и в пять утра подъём. Сколько не наблюдаю за их графиком, так как десятый час вечера, так ни одного маршрутного такси. И как же они бедные поесть не успевают? Зато употребить всякую гадость у них есть время (ни все конечно, но становится таких больше). А что касается двери, вы видели как они за своими ГАЗелями "ухаживают"? ДА НИ КАК. А хватать человека, да ещё и матом крыть никто не имеет. А Аня тоже не права, потому что пишет, что надо их наказывать, а сама ни куда не написала, т.к сильно занята. Вот так и все люди, думают я не пойду, пусть другой человек их накажит, и в итоге они ездят безнаказанно

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Водитель тоже должен понимать, что люди едут на работу и на учебу, в каком состоянии девушке пришлось работать весь день? Возможно, она тоже с людьми работает. Наблюдаешь за маршрутчиками, и поражаешься их обозленностью, как буд-то при приеме на работу специально отбирают хамов:на дороге низачто не пропустят другого водителя, сигналят, возмущаются сидят.Мне однажды сдачу дал со 100 рублей мелочью, и возмущался, что я пересчитываю.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

А вчера на площади Ленина на собачках катали что ли? 3 лошадки, 2 с тележкой, одна с седлом. Как катали детей, так и катают. Как какали, так и продолжают это делать.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Которые, кстати, исправно платят налоги в городскую казну. Интересно, как исчисляются их налоги? Ни разу не видел, что бы чеки давались.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Людишки у нас подлые и завистливые. Знаешь как их жаба давит, когда они видят что ты своим делом занимаешься-ужас просто! С тех пор как я стал предпринимателем, я перестал любить людей. ))) Теперь я понимаю Ротшильда, который сказал своему другу-корреспонденту: "что ты о других думаешь, ты о себе подумай!" Теперь я его понимаю! Хотя хорошие люди тоже есть, но все меньше и меньше.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Ага. Как только хорошие пролетарии в буржуи уйдут, так сразу плохими и становятся.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

А налоги платятся весьма солидные . в месяц получается около 15000. И это не зависит от того сколько дней в месяц работал водитель. 31 или 5. А если машина в ремонте, все равно плати. А Анне по делом. Хамка. А попробуй также работать, где водитель на каждые 100 метров должен останавливаться. Давно пора запретить останавливать маршрутки, где пассажирам удобно.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Вообще-то не где удобно, а на остановке она просила. Он должен останавливаться там, независимо от того, нужна эта остановка пассажирам или нет, остановка-то официальная. А по требованию останавливаться можно, но только там, где это не нарушает ПДД. А иначе какое же это такси? Обычный, только очень дискомфортный, автобусишко.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

А вот в Иркутске маршрутное такси останавливается только на остановках. Там не такого, чтобы выйти где тебе удобнее.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

А в каком месте оно тогда такси? И чем отличается от обычного автобуса? Маленьким размерчиком?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

вполне возможно. но это лучше, чем останавливаться каждые две минуты за каждым перекрестком

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

остановиться по требованию возмущаются, а если подсадить кого в любом месте остановятся, они за эту десятку удавятся, вообще сами водилы виноваты, не останавливались бы где попало и их бы не просили, а то что хамят, так основная масса водителей "газелистов" быдлятник, вот и все.