Р!
27 ФЕВРАЛЯ 2021

Автоэлектрики как вымирающий вид — обзор рынка труда

Во все времена, с тех пор как человек впервые сел за руль автомобиля, высоко ценились опытные автослесари. Сегодня эта сфера является одной из самых перспективных для представителей рабочих специальностей, так как заработок хорошего «врача для машин» значительно выше, чем зарплата офисного планктона. При этом в Забайкалье сегодня наблюдается значительная нехватка слесарей и механиков с приставкой «авто», что рождает большой спрос у работодателя и повод для многих задуматься о выборе будущей профессии.

Говорить о том, что в ближайшие 100 и более лет отпадёт надобность в ремонте и обслуживании автомобилей — не приходится. Количество машин на российских дорогах год от года неуклонно растёт. Так, по информации УГИБДД Забайкальского края, по данным на 1 января 2014 года в регионе насчитывается 372,2 тысячи транспортных средств — прирост за год составил 5,4 тысячи.

Автомеханик и автослесарь — кто главнее?

Раз растёт число машин, растёт и потребность в квалифицированных автослесарях и автомеханиках. К слову, несмотря на то, что эти две профессии во многом схожи, у них есть и некоторые отличия.

Итак, автослесарь — это рабочий, который должен осуществлять диагностику и ремонт двигателя, ходовой части автомобиля, наладку или замену узлов и агрегатов машины, замену технических жидкостей, шиномонтажные работы, регулировать развал и схождения колёс. В идеале, один автослесарь должен уметь делать всё это сразу, на практике же он обычно специализируется на одном, двух профилях, но об этом позже.

Автомеханик — это тоже рабочий, выполняющий ремонт и техническое обслуживание автомобилей, а также осуществляющий контроль над их техническим состоянием с помощью диагностического оборудования и приборов, таких как динамометр, автосканер. Спектр его профессиональных функций очень широк.

Как утверждают специалисты, механик управляет автослесарем в большинстве случаев, то есть он непосредственный начальник. По своей сути автомеханик знает, где крутить и как крутить, а вот автослесарь — только как крутить. Зачастую автослесари занимаются ремонтными работами, а автомеханики дают разнарядку на ремонт и контролируют его ход.

Наверное, поэтому учиться по профессии «Автомеханик» забайкальцы идут охотнее, чем на специальность «Слесарь по ремонту автомобиля», да и возможностей для обучения больше. По данным отдела профессионального образования краевого министерства образования на 1 апреля 2014 года, в регионе обучаются 429 автомехаников, причём в 10 учебных заведениях, начиная от профессиональных училищ Балея и Борзи и заканчивая техникумами Красного Чикоя и Краснокаменска. В 2013 году приём на данную специальность составил 243 человека, выпуск — 128. Трудоустроились, правда, только чуть более половины выпускников — 52%.

Как оказалось, слесарей по ремонту автомобиля обучают в Забайкалье только в читинском профессиональном училище №33. Там по состоянию на 1 апреля обучалось лишь 29 человек, приём в 2013 году составил 75 человек, выпуск в тот же год — 84, трудоустроены – 31 или 37% от числа выпускников.

Понятно, что в большинстве случаев, когда выпускник ПТУ приходит устраиваться на предприятие или СТО, грань между слесарем по ремонту автомобиля и автомехаником в какой-то мере стирается — для удобства их просто называют автослесарь, а потом уже по профилю работы. Определяющими понятиями остаются — умение работать, обучаемость и желание трудиться. Тем удивительнее наблюдать, что при показателях трудоустройства в 52 и 37 процентов, потребность в рабочих кадрах по отрасли «Транспорт и связь» в Забайкальском крае на данный момент составляет более 600 человек — почти в три раза больше, чем число выпускников 2013 года по специальностям «Автомеханик» и «Слесарь по ремонту автомобиля».

И если какой-нибудь автослесарь скажет вам, что сидит без дела, потому что работы нет — не верьте ему. По информации краевой службы занятости населения, за 2013 год от работодателей, ищущих специалистов в сфере ремонта и обслуживания автомобилей, было заявлено 669 вакансий. Из них 351 вакансия — по Чите. Трудоустроены с помощью службы занятости были 70 человек. Возможно, многие из тех, кто был записан в центре занятости, нашли работу своими силами. Средняя заработная плата, заявленная работодателями, составляла 11,8 тысячи рублей. Очевидно, что она резко отличается от реального заработка, и, скорее всего, имеется в виду голый оклад.

В 2014 году по состоянию на 14 мая по краю было заявлено 92 вакансии, по Чите — 32. Трудоустроены пока только три человека. Заявленная средняя зарплата за год выросла до 16,6 тысячи рублей.

Но поиски работы не ограничиваются одним только центром занятости. Объявлений о том, что требуются автослесари, очень много и в интернете. Вот какие результаты выдаются на портале ИА «Чита.Ру» в разделе «Работа» по запросу «слесарь»:

Растёт и число станций технического обслуживания (СТО), где рабочие руки профессионалов нужны как никогда. Только в Чите, где на 1 января 2014 года насчитывалось более 130 тысяч транспортных средств, открыто более полусотни автосервисов:

Оклад — пройденный этап

«Востребованность автослесарей в Забайкалье большая, однако настоящих специалистов в этой сфере — очень и очень мало», — рассказывает руководитель СТО «JapanTrek» Андрей. — «Главные требования, которые предъявляются к новым сотрудникам, это, конечно же, техническое образование, умение взаимодействовать в коллективе, трудолюбие, желание зарабатывать. Человек должен любить свою работу, чтобы он душой переживал и чувствовал ответственность за то, что делает. По этой специальности нужно физически много работать, ну и, порой, приходится задержаться допоздна. Иногда люди с районов края машины привозят, им нужно уехать именно сегодня и мастера остаются на СТО и до 11 и до 12 вечера, чтобы как можно быстрее отдать отремонтированный автомобиль».

По словам Андрея, у автослесаря всегда есть возможность повысить свою квалификацию: «Один мастер, например, специализируется на замене коробки переключения передач, а другой умеет менять только подвеску, а третий и подвеску, и коробку, плюс ещё ловко пользуется сварочным аппаратом, диагностическим прибором. Соответственно всё это сказывается на его зарплате — один получает 20 тысяч рублей, другой 50 тысяч».

Многие представители автосервисов сходятся в едином мнении, что наиболее востребован среди автомастеров профиль «Автоэлектрик». Говорят, что молодых автоэлектриков в Забайкалье сегодня практически не встретить, в основном — это мужчины в возрасте за 40 лет. К сожалению, многие из них подвержены вредным привычкам, и речь вовсе не о курении.

«Если человек нормальный, с желанием работать и без каких-то страшных вредных привычек, если разбирается в автоэлектрике, то он очень хорошо зарабатывает. На своём опыте знаю, у кого есть предпринимательская жилка — они сами на себя работают, нанимают людей и создают свои цеха. В сфере ремонта автомобилей на самом деле большая текучка, потому что у многих есть желание получить деньги, а работать мало кто хочет. Но те кто трудятся — меньше 30 тысяч не получают. При этом всё оплачивается сдельно. Как раньше было при СССР с фиксированными окладами — так не получается, этот этап пройденный и абсолютно мёртвый. Ты сделал что-то, вот за это и получил определённый процент. Только на таких условиях. Те, у кого есть стимул, желание работать, никуда не уходят и зарабатывают хорошие деньги», — добавляет Андрей.

Дорога на завод

Работа по специальностям автослесарь и автомеханик, а также по сопутствующим специальностям, связанным с автохозяйством, в Забайкалье не ограничивается одними только станциями техобслуживания. В крае сегодня существует немало крупных предприятий, где очень ждут как опытных, так и молодых, но обучаемых, специалистов.

По словам начальника отдела кадров 88 Центрального автомобильного ремонтного завода (88 ЦАРЗ) Татьяны Комаровой, на сегодняшний день на предприятии открыто около 30-35 вакансий слесарей.

«В первую очередь, мы испытываем нужду в слесарях по ремонту электрооборудования автомобиля (автоэлектрики — А.С. ). Нужны также слесари по ремонту тормозной системы, агрегатов — особенно рулевое управление, но тут нужен специалист не менее 5 разряда. В рамках Союза машиностроителей у нас постоянно ведутся переговоры с Забайкальским государственным университетом, Читинским политехническим колледжем, ЧТОТиБом, Забайкальским государственным колледжем, и уже есть подвижки. Они с нами уже заключают договора о том, что в 2015 году мы будем готовить специалистов совместно, в том числе на базе нашего завода. То есть практические занятия будут проходить здесь», — отмечает Татьяна Комарова.

По её словам, 88 ЦАРЗ никому не отказывает в приёме на производственную практику. Пожалуй, это самый действенный способ не только обучить специалиста, к которому приставляют опытного мастера, и постараться заинтересовать его работой на предприятии. Но не всё так безоблачно.

«Текучесть кадров у нас имеется. Молодые ребята, которых только обучим, уходят работать а какое-нибудь СТО. Но есть и те, которые остаются. При приёме на работу мы им сразу объясняем, если вы согласны работать сдельно — пожалуйста. Мы к тому и идём, уходим от должностных окладов, нам самое главное, чтобы человек был заинтересован в конечном результате — качестве и количестве проделанной работы. Такая политика — слесарь должен быть на сдельной форме оплаты труда. Меньше 20 тысяч он точно не получит, и чем лучше будет трудиться — тем больше заработает», — добавляет начальник отдела кадров.

Татьяна Комарова рассказала также о том, что 88 ЦАРЗ планирует в скором времени открыть первый цех, где будут ремонтироваться бронемашины: «Сейчас идёт подготовка, мы туда будем принимать квалифицированных сварщиков, которые могут варить броню, очень хороших автоэлектриков. А значит появятся новые вакансии».

***

За последние 20 лет с момента развала Советского Союза рабочие специальности неоправданно утратили свою привлекательность. Долгое время школьников уверяли, что они просто обязаны поступить в вуз, а если нет, то ПТУ неизбежно, а значит всё — успеха от жизни можно не ждать. Поэтому сегодня так много юристов, экономистов и очень мало настоящих автослесарей, автомехаников, автоэлектриков, которые, как видно, в последнее время были сильно недооценены, но при этом сегодня доказали, что своим трудом могут заработать не только на хлеб, но и на хлеб с красной икрой. Для этого нужно, конечно же, много трудиться, помимо образования освоить как можно больше специальностей, расширять свой профиль, ответственно относиться к работе и тогда успех гарантирован. Ну, а рабочие места для таких специалистов будут всегда — доказано.

НазадВперёд
17 отзывов
На E-mail или по SMS будет выслан код подтверждения. Или авторизуйтесь обычным образом или через соцсети (кликнув на иконку соцсети над формой)(кликнув на иконку соцсети слева).
Для публикации комментария требуется авторизация на портале или подтверждение указанного e-mail. Введите код, отправленный вам на e-mail

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

НазадДобавить
  • Отзывы
  • Правила
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Пытался устроиться автоэлектриком на СТО ,если возрост за 40 и разговаривать не хотят.А молодые не идут т.к им надо много и сразу.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

искали слесарей на СТО, приходило немало, но на простейших тестах такую ахинею несли, что весь их "професианализм" всплывал сразу же. еще как правило 90%, пропитых не только внутренне, но и внешне. помоему проспиртован не сам, а даже одежда. возраст наоборот, старались расматривать тех кому за 35 и старше, но увы. пришли к выводу, кто специалист, тех не отпустят с пред. места работы, а кто всю жизнь перекати-поле, то они и нас не устроили. взяли 2х парней (1 с деревни переехал, еще нигде себя не зарекомендовал, а второго с грузовика переманили) получают по разному от 30 до 70т.(зависит от наличия работы) будем еще искать автоэлектрика, но наверное уже сл. весной.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

если такая зарплата то возьми меня конечно не спец но свои машины чиню сам кроме диагностики и развала ну и соответственно косметики

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Врёт нагло эта начальник отдела кадров. Зарплата копеечная. Приглашают работать, человек выкладывается, а зарплату 5-7 т.р.. Потому люди и уходят. Кто это в наше время за те копейки будет работать. Заводсике рабочие , много лет отработавшие на предприятии ( их не так много осталось - человек 25) 15 т.р. получают.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

муж работал автослесарем, без выходных и до 4-х часов ночи, т.к. начальник пообещал клиенту, что сделают быстрее, чем у других. 3 месяца отдавали по 5-6 тыс., объясняя, что вычли за одежду спецовку (которую потом сами же и забрали), за чайник купленный в цех и т.п. Сами на его труде заработали не меньше чем 400 тыс. в месяц. Уволился, теперь работает на себя (первые 2 месяца вложился в оборудование и инструменты, а потом пошел хороший доход)

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Автоэлектрик-это не профессия. Это призвание и дар божий в сочитании с о знаниями и даже определенный фанатизм в своей работе. От того настоящих специалистов-профи очень мало,все они при деле,и работают на себя,а не на дядю. А после такой статьи про востребованность данной специальности,да еще и с указанием з/п,все,кто хоть раз смог заменить самостоятельно у себя в машине предохранитель,возомнят себя автоэлектриками и ринутся устраиваться на сто, косить бабло.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Ага, не говори-ка, просто народ не одупляет всю серьёзность данной профессии, сам с 2010го работаю, и однозначно в этом году намерен бросить это не благодарное занятие, нет, профессия у нас классная, вот только платить за работы по достоинству никто не собирается, ну это и понятно, там - же них..я сложного, как народ послушаешь.как платите - так вам и делать будем, хотите подешевле - делайте сами!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

А еще некому чинить утюг, телевизор, холодильник и тд. Некому сшить платье, починить шубу, подшить валенки. Некому сложить печку или прочистить дымоход. Да просто некому работать! Одни экономисты, юристы и менеджеры. И то бестолковые, судя по нашей жизни и отсутствию вышеперечисленных спецов.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

а что тут не понятно, кадровый голод квалифицированных специалистов ощущается повсеместно и не только автоэлектриков. Позиция временщика (до сих пор) действующей власти дает свои результаты. Это уже не перекосы во внутренней политики, а нечто большее. Только кто об этом говорить и прислушиваться (партия ЕР и К вне критики), любое инакомыслие компрометируется и подавляется. Например сдача ЕГЭ в школе это зубрилка, чуть по другому поставленный вопрос ставит школьника в затруднение, а дальше больше. Уже получив профессию например автоэлектрика как же логически думать разбираясь в схемах. Может действительно таким образом подрастающее поколение отучают думать, зомбирующими легче управлять. НО это не развитие общества а тупиковый путь

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Все просто - современная денежная масса к труду и матресурсам не привязана, вот и выходит, что деньги делают из воздуха как раз тех, кто не руками работает, а за компьютером сидит.

Все это видят и работать руками не рвутся.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Хорошие серьёзные автоэлектрики работают в тени т.е у себя в гаражах после нескольких попыток работать на СТО за долю малую.Некоторых знаю установкой сигнализаций занимаются на дому имеют своих клиентов.Поэтому и на СТО проблема найти грмотного непьющего спеца.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Совершенно согласна. Работодатели хотят чтобы на них бесплатно работали. Или стараются всячески урвать от заработанных специалистом денег. Мой муж очень грамотный, и по сигнализации, и автозвук, и вообще хоть что под капотом починит. Но зарплата 6 000 рублей от обещанных 40 000 и выше! Это при том что каждая сигналка уникальна и стоит кучу денег. Конечно он ушел. И на звонки помочь разобраться отвечает: Я у вас больше не работаю.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Странный стереотип сложился!? Если работа на "дядю" то з/п копейки, это не всегда так. Работаю на J. T. Уже третий год з/п меня вполне устраивает, и как я есть еще несколько работяг! А чудаки с кривыми руками устраиваются к нам постоянно, правда дольше месяца не задерживаются! Вот и делайте выводы.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Да ладно, работяга, че зря распинаешься ,или народ зря болтает ,18 хозяевов сменил у всех как под копирку ,е..ашить круглосуточно за шапку сухарей, а у ОД резюме требуют как у президента ,и ни чего не гарантируют.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Я Беларусь закончил техникум. По образованию энергетик, работал на монтаже, станках чпу.. Меня пригласили автоэлектриком поработать. Упирался, отнекивался это не моё и тд тп. Но подумал и решил попробую и не зря как оказалась. Все что дал техникум, плюс отдельные учебники, самообразования заставили меня влюбиться в эту профессию. Без тех базовых знаний по ТОЭ, Эл. машин, автоматики и тд что получил в технаре, в автоэлектрике делать нефига. Те кто получили образование электронщик то ж близки к этому не легкому делу ))!!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

А откуда, скажите, быть автоэлектрикам, если молодняк на порог не пускают без опыта? Извечная дилемма. Понятно, что работа опасная и ответственная, но хотя бы стажировки открыли какие-то. Мне чуть повезло – у меня дядя держал СТО, я у него учился, подрабатывал, но потом СТО закрыли. Нашел работу на авито, и то наверное, благодаря моему небольшому, но опыту. Зарплата не фонтан, хотя доверили работать самостоятельно.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Знакомо. Я подрабатывал долго у друга на СТО и, скорее всего, так бы и не додумался найти себе хорошую работу. Подтолкнуло к изменению решения поведение моего друга, который в последнее время без особого энтузиазма выплачивал мне мои законные копейки. Но я рад, что смог набраться опыта. Нашел на авито вакансию автоэлектрика, пусть и не сразу. Опыта у меня было достаточно, поэтому я сразу начал выкладываться на работе. Отсюда и хороший доход.