Р!
19 АПРЕЛЯ 2021
17 апреля 2021

Купите Торгово-промышленную палату — в обзоре краевых СМИ

«Вечорку» мы любим и читаем, это честно. Иногда цитируем, тоже честно, с упоминанием откуда и чего взяли. Поэтому немного смутились, найдя кусок своего текста в обзорной статье о кандидатах в гордуму из последнего номера газеты.

Речь идёт о небольшом отрывке из статьи Андрея Козлова Борьба за места в гордуме Читы:

У неё в соперниках самовыдвиженец Валентина Дымченко. Она широко известна с 2013 года, когда в рамках предвыборной кампании нынешнего губернатора Константина Ильковского позиционировала себя, как представитель всего интернет-сообщества края, чем изрядно это сообщество рассмешила. Но с тех пор ситуация изменилась – Дымченко провела несколько встреч губернатора с блогерами, покаталась с ними по Забайкальскому краю и заслужила симпатии некоторых из них. Она участвует в общественной деятельности — возглавляет благотворительный фонд «Ты можешь помочь», превращает засохшие деревья в скульптуры, помогает в создании мультфильмов про забайкальских динозавров и контактирует с экспедициями федерального уровня. Плюс к этому Дымченко считается человеком Ильковского, хотя на прямую поддержку губернатора предводительница блогеров рассчитывать вряд ли может.

Читая «Вечорку», мы слегка грустим:

При этом нельзя не сказать о том, что за полмесяца до выборов, «Вечорка» — пожалуй, единственная читинская газета, которая делает анализ предвыборной расстановки сил.

Чита: с думой о молодых

В сегодняшнем обзоре мы продолжим рассматривать личности кандидатов в депутаты Читинской городской Думы. В первую очередь речь пойдет о людях новых, до этого не имевших опыта работы в представительных органах власти и которые, на взгляд «Вечорки», в случае своего избрания могут внести свежую струю в работу городской власти.

В период предвыборных кампаний меня всегда начинает терзать один вопрос, на который я не нахожу ответа. А вопрос этот звучит достаточно просто: зачем в органы представительной власти идут муниципальные и прочие чиновники? Они уже и так являются «слугами народа». Получив в руки депутатский мандат, они оказываются сидящими на двух стульях,а из этого, как вы знаете, никогда и ничего хорошего не получалось.

Вопрос, заданный выше, можно адресовать и тем депутатам, которые решили идти на второй подряд срок. Зачем? Если бы за время их депутатства город двинул в светлое и счастливое будущее семимильными шагами, но никаких прорывов в социально- экономическом положении Читы за последние пять лет не произошло. У них был шанс, они его толком не использовали не смогли, а посему дорогу нужно давать другим, более деятельным и более молодым.

Молодым везде у нас дорога

Во власть должна активно идти молодёжь. Это правильно ещё и по той причине, что Чита – город молодых, по доле молодого населения в возрасте от 18 до 30 лет – 25,57% – наш город занимает четвертое место среди 106 крупных российских городов. Но парадокс на молодёжь в городе внимания обращается крайне мало.

Если посмотреть на список кандидатов в депутаты Читинской городской Думы, видно, что определенные сдвиги к лучшему наметились – в них стало гораздо больше молодых людей. Причем все они уже состоявшиеся и добившиеся определенных успехов личности.

Делай как я!

Я бы даже сказал так: решать проблемы и подвигать других на их решение своим примером. Примерно так в избирательном округе «Авиаторов» № 28 делает Владимир Хромов. Работает он старшим менеджером по сбыту продукции на предприятии «Мир», которое выпускает строительные материалы. Упор же в своей избирательной кампании Хромов делает на спорте. А как не акцентировать на спорте внимание избирателя, если Владимир Хромов сам является мастером спорта по тяжелой атлетике?

В своём агитационном бюллетене он рассказывает не только о том, как ему видится решение сегодняшних проблем в своем избирательном округе, но даёт полезные советы как лучше всего начинать занятия спортом…

По методике Владимира Хромова, начинать надо утром с зарядки. «Ленивым» он советует начинать её, лежа в постели: потягивания, сгибания и подъём конечностей. После этого переходить к более серьёзным упражнениям.

«Занимайтесь каждый день, и результат не заставит долго ждать», – советует Хромов, и, глядя на его атлетически сложенную фигуру, ему веришь.

Поэтому самому Владимиру Хромову хочется пожелать того же: «Занимайтесь каждый день, и результат не заставит себя долго ждать», поскольку заниматься проблемами города, как и спортом, необходимо не от случая к случаю, а каждый день.

По стопам отца

Когда мы говорим о трудовых династиях, то сразу вспоминаем профессии актеров и рабочих: «актерская династия», «рабочая династия», но почему-то в штыки воспринимаем рассказы о династиях в среде бизнесменов. Может быть, жители России не привыкли ещё к такому явлению?

На самом же деле это замечательно, когда сын идёт по стопам отца и продолжает начатое им дело. Кому как не сыну отец может передать все секреты успешного ведения бизнеса?
В списке кандидатов в депутаты читинской городской думы в этом контексте большой интерес представляет кандидатура Ивана Нагеля. Жители Забайкальского края пока в лучшей степени знают его отца – Константина Ивановича, известного предпринимателя и депутата краевого Заксобрания первого созыва.

Сегодня дело отца продолжает его сын Иван. В своей избирательной кампании он делает ставку на экологической безопасности горожан.
«Право любого читинца – быть здоровым, а для этого нужно дышать чистым воздухом, отдыхать в незамусоренных лесах, купаться в прозрачных водоемах. Этот вопрос близок и для меня. Имея специальность инженера-эколога, я вижу и знаю, как нужно исправлять ситуацию. Свои усилия я планирую направить на улучшение экологической обстановки в городе».

Как театр начинается с вешалки, так и город начинается со среды обитания. Правильное направление выбрали, Иван Константинович! А посему – успехов Вам в предвыборных баталиях!

Сократить стоимость жилья реально!

Одной из главных и, на первый взгляд, непобедимых проблем Читы называется стоимость квадратного метра жилья. Это сразу бьёт по привлекательности города для потенциальных инвесторов – какие специалисты сюда поедут, если жильё баснословно дорогое, да и на отток населения из города это также влияет в значительной степени.

И вот что приятно, есть среди сегодняшних кандидатов в депутаты Читинской городской Думы человек, который уверен, что снизить стоимость жилья в Чите вполне реально. Причём уверенность эта зиждется у Николая Азыева, а речь идет именно о нём, не на теоретических выкладках, которых в последнее время все мы видели великое множество, а на реальных проектах. Сегодня компания, которой руководит Николай Азыев, занимается двумя очень важными для всего Забайкалья проектами – строительством цементного завода и заводом крупнопанельного домостроения.

«При наличии такого завода можно будет строить высотки из панели намного быстрее, не теряя качества и с сохранением уюта и комфорта. Кроме того, это повлияет и на стоимость квадратного метра. Например, в Кемерово он упал до 37 тысяч рублей», – говорит Николай Азыев.

Причем планы Азыева не ограничиваются лишь вводом в эксплуатацию этих предприятий, а идут гораздо дальше – это комплексное строительство жилых микрорайонов на территории города, застройка целого участка детскими садами, гаражами, больницами и другой инфраструктурой.

Планы наполеоновские, думаю, их поддержат очень многие читинцы, но главное, чтобы не чинили Азыеву препятствий другие строители, которые привыкли работать с кирпичом, да и цемент гонят в Забайкалье издалека.

Из блогеров – в депутаты

Веяние нового времени – во власть выходят люди из Интернета! Пример такого восхождения преподал Дмитрий Плюхин, добавив к званию одного из самых активных забайкальских блогеров должность главы Могочинского района.

У Валентины Дымченко, известного читинского блогера цели скромнее. Думаю, руководителем города она если и мечтает стать, то понимает, что пока более реальная вершина – это депутат Читинской городской Думы.

Валентина Дымченко стал широко известна в 2013 году, когда в рамках предвыборной кампании нынешнего губернатора Константина Ильковского выступила ни много ни мало от имени интернет-сообщества Забайкальского края, за что была многими представителями этого сообщества поднята на смех. Эта история так и осталась бы в разделе интернет-хохм, но Валентина за достаточно короткое время сумела провести несколько встреч губернатора с блоггерами, покаталась с ними по Забайкальскому краю и вполне заслуженно снискала симпатии многих из них.

Возглавляемый Валентиной благотворительный фонд «Ты можешь помочь» превращает засохшие деревья в скульптуры, а ещё помогает в создании мультфильмов про забайкальских динозавров и сотрудничает с экспедициями федерального уровня.
Злые языки утверждают, что Дымченко – человек Ильковского. Вот только будет ли от этого какой-то прок для самой Валентины, покажет время и… выборы, которые, напомню, состоятся уже совсем скоро – 14 сентября 2014 года.



Олег Тополев, «Вечорка» № 35

Впрочем, читая всё ту же «Вечорку», не только грустим, но и с большим интересом узнаём об интригах вокруг Торгово-промышленной палаты Забайкальского края. Журналистам газеты стало известно, что в правлении Палаты оказался человек из Краснодарского края по имени Сергей Невзоров, по инициативе которого ряды старых членов палаты начали редеть из-за «утери связи с Палатой». «Вечорка» располагает информацией, что Невзоров занимается банальным вымогательством и предлагает выкупить у него Торгово-промышленную палату за 50 миллионов рублей.

Странная возня вокруг палаты

В Чите разгораются нешуточные страсти вокруг Торгово-промышленной палаты Забайкальского края. Кому понадобилось пускать свои щупальца в эту организацию, которая осуществляет роль своеобразного моста между органами власти и представителями бизнес-сообщества?

Для осуществления своей деятельности у Палаты есть закрепленные федеральным законодательством механизмы и инструменты. ТПП через членство предпринимателей и прямые контакты с бизнесменами обобщает и выносит на обсуждение законы, рассматриваемые и принимаемые в сфере предпринимательства и бизнеса. После консультаций и анализа предприниматели через систему Торгово-промышленных палат России выходят с инициативой в Госдуму и Совет Федерации по тем или иным вопросам, иными словами, участвуют в процессе законотворчества.

Кроме этого, Торгово-промышленная палата занимается международной и внешнеэкономической деятельностью в части организации выставок и обмена передовыми технологиями.

Помогает Палата налаживать взаимодействие между российскими и зарубежными предпринимателям. . Так, в 2002 году одним из учредителей Торгово-промышленной палаты Забайкальского края стал Комитет по управлению имуществом города Читы. Список членов ТПП ЗК состоит из 50 компаний, организаций и предпринимателей, многие из которых широко известны как в крае, так и за его пределами. Это ООО «Славел», ООО «Райс», ООО «Омега», ООО «Атлантис», ИП Салапина, ООО «Советник», ООО «Хамаль», Страховое общество «ВСК», РОО «Федерация тайского бокса», Федерация греко-римской борьбы, ОАО «Читаэнергосбыт» и многие другие.

Но в октябре 2013 года из числа членов краевой Палаты с формулировкой «за утерю связи с Палатой» были исключены более 20 предприятий, в списке неугодных оказались «ЗабГУ», «Союз предпринимателей края» и другие организации. Что же происходит в Торгово-промышленной палате Забайкальского края?

Этот вопрос мы поставили перед собой и вот что выяснили. Долгое время руководителем ТПП ЗК был С.А. Малышев. 25 сентября 2013 года он покинул пост, а на эту должность был избран Потехин Виталий Петрович. Но уже в августе 2014 года он написал заявление об уходе. С чем или к кем столкнулся Виталий Петрович? Кто вынудил его принять такое решение спустя всего лишь год работы? Кто номинально руководит структурой ТПП ЗК и чьи «хотюнчики» по умолчанию выполняют Члены ТПП ЗК сегодня?

Почему администрация Читы как учредитель не обращает никакого внимания на происходящее в Торгово-промышленной плате?
Многие, с кем нам удалось поговорить на эту тему, в один голос назвали причину этой «вирусной инфекции», поразившей руководящий орган краевой Палаты: воду мутить начал ещё в сентябре 2013 года приехавший из Краснодарского края на выборы президента Торгово-промышленной палаты Забайкальского края человек по фамилии Невзоров. По информации «Вечорки», этот очень вспыльчивый и крайне неоднозначный в своих поступках человек в 90-е годы по кличке Невзор состоял в бригаде Скока, про которого даже «братки» из тех беспредельных лет не могут ничего хорошего сказать.

Каким-то образом ему удалось залезть в кресло вице- президента, затем узурпировать власть в правлении Палаты. На 29 августа 2014 года Сергей Невзоров инициирует внеочередную конференцию в связи с вынужденным (так считают знающие ситуацию в ТПП) уходом с должности президента Виталия Потехина и продвигает на освобождающийся пост свою «карманную» кандидатуру. Таким образом этот крайне неоднозначный человек, при молчании членов Палаты края и при фактическом попустительстве мэрии Читы, хочет стать во главе структуры, представляющей интересы предпринимательского сообщества в структурах государственной власти Читы и Забайкальского края.

Конечно, ТПП должна влиять в рамках Устава на создание благоприятной среды для развития предпринимательства в крае. Для этого, естественно, необходимо иметь в руководстве Палаты вменяемую команду с опытом работы не только в предпринимательстве, но и в сфере экономики, которая будет взаимодействовать на всех уровнях власти в интересах предпринимательства края, а не исключать предпринимателей с особым мнением из списка членов ТПП ЗК «за утерю связи с Палатой».

Считаем необходимым обратить внимание бизнес-сообщества на личность вице-президента Сергея Невзорова и на происходящее в Торгово-промышленной палате Забайкальского края, а также не допустить превращения структуры краевой Палаты в закрытый клуб для «избранных» под руководством очень сомнительных личностей с криминальным прошлым, не имеющим к предпринимательству абсолютно никакого отношения.

По данным «Вечорки», с момента своего возникновения Торгово-промышленная палата Российской Федерации служила прикрытием Для Службы внешней разведки РФ. Неудивительно, что во главе Всероссийской палаты, на протяжении длительного времени стоял первый глава СВР РФ Евгений Примаков. Отделения ТПП за рубежом работали именно в тесном сотрудничестве с российской разведкой. Теперь же получается, что одно из региональных отделений Палаты уходит в руки проходимцев?

P.S. По нашей информации, г-н Невзоров уже сегодня предлагает бизнесменам выкупить у него Торгово-промышленную палату Забайкальского края за 50 миллионов рублей.



Редакция, «Вечорка» № 35

«Забайкальский рабочий» напоминает о том, что проводится конкурс на разработку лучшей единой эмблемы для продукции, произведённой в Забайкальском крае и публикует небольшое интервью с замминистра сельского хозяйства и продовольствия Денисом Рысевым. Некоторые фразы замминистра достойны быть «отлитыми в граните». Например: «Во-первых, наша продукция экологически чистая, поскольку у нас чистая земля, вода, воздух, а из-за не очень хорошего финансового состояния сельхозтоваропроизводителями вносится недостаточное количество средств химической защиты растений и так далее». Или вот ещё: «Мы специально объявили конкурс, а не стали привлекать какую-то профессиональную организацию и платить, наверное, немалые деньги за разработку бренда, потому что понимаем: гениальное – просто. Например, знак компании «Ford» или производителя электроники «Apple», — рассуждает замминистра.

Сделать продукцию узнаваемой

15 июля стартовал объявленный региональным министерством сельского хозяйства и продовольствия конкурс бренд-идей. Его организаторы предлагают всем желающим придумать некий привлекательный и ёмкий логотип на тему: «Произведено в Забайкалье». Он призван продвигать на рынок забайкальскую сельхозпродукцию. Чтобы узнать подробности, мы встретились с заместителем министра сельского хозяйства и продовольствия края Денисом Рысевым.

– Денис Геннадьевич, о том, что продукция нашего края должна быть презентабельной, известной, отличимой от другой, говорится уже не первый год, но каких-то конкретных шагов в этом направлении предпринимается мало. Что за идея сейчас реализуется министерством?

– Вы совершенно правы, что нет какой-то целенаправленной работы по этому направлению, и понятно, что идея разработки бренда забайкальской продукции совсем не новая, но в первую очередь такой работой занимаются сами производители продуктов питания. Понятно, что бренд продукции, скажем, «Маккавеевского пищекомбината» достаточно известен, все понимают, что это, по сути, бренд продукции Забайкальского края. Точно также можно сказать про других крупных производителей региона. В то же время нет единого логотипа, торгового знака всей продукции, производимой в нашем регионе. Поэтому эта идея, давно обсуждаемая, была принята нашим министерством как одна из задач, и мы взялись целенаправленно за эту работу.

Чтобы потребитель сразу понимал, какая продукция произведена у нас, необходим какой-то яркий отличительный знак, который подтвердит все связанные с территорией преимущества. Во-первых, наша продукция экологически чистая, поскольку у нас чистая земля, вода, воздух, а из-за не очень хорошего финансового состояния сельхозтоваропроизводителями вносится недостаточное количество средств химической защиты растений и так далее. Во-вторых, наша продукция более качественная, поскольку не содержит консервантов, нет необходимости обеспечивать сроки хранения, исчисляемые несколькими месяцами. В-третьих, все в условиях рыночной экономики стали немного экономистами, и понимают, что производимая в регионе продукция создает дополнительные рабочие места и обеспечивает поступления в бюджет. Поэтому есть веские причины покупать именно нашу продукцию. Чтобы её продвижение шло более эффективно, продукцию можно выделить, в том числе, за счет регионального логотипа.

– Действие этого логотипа вы предполагаете на внутреннем рынке региона, или?…

– Я думаю, что пока нужно ориентироваться на внутренний рынок, потому что доля нашей продукции все-таки меньше, чем завозимой из других регионов. Понятно, что хлеб практически весь наш, молоко и некоторые виды молочной продукции – тоже, а по многим другим товарам мы видим, что продукция не местная. Поэтому, перед тем, как запускать наш бренд в другие регионы, нам необходимо, создав его в крае, проверить, насколько это живая и работающая идея.

– Кто может принять участие в конкурсе?

– Мы специально объявили конкурс, а не стали привлекать какую-то профессиональную организацию и платить, наверное, немалые деньги за разработку бренда, потому что понимаем: гениальное – просто. Например, знак компании «Ford» или производителя электроники «Apple». Мы решили дать возможность нашим людям создать тот логотип, который может оказаться вполне себе профессиональным. Надо ж понимать, что логотип и бренд – это разные вещи: сначала надо создать логотип – то есть графическое изображение, а потом с продвижением этого изображения, за счет широкого охвата аудитории формируется бренд – то есть, набор ожиданий потребителей о качествах продукции с логотипом.

Мы приглашаем к участию в конкурсе абсолютно всех желающих. Рассчитываем, в первую очередь, на молодых людей, которые умеют использовать средства компьютерной графики. Требования самые простые – уметь нарисовать логотип и представить его нам на рассмотрение.

– Какую награду получит победитель?

– Пока точно непонятно, что это будет, но я думаю, что молодых людей, дизайнеров заинтересует тоже что-то современное, например, айпэд или айпад.

– Где предполагается размещать этот логотип?

– Одно из требований, которое предъявляется – это «масштабируемость» логотипа: он должен быть узнаваем в небольшом исполнении и нормально читаемым в большом формате, чтобы производитель мог поместить его на любую свою продукцию. Теоретически ведь в крае можно производить даже жевательную резинку.

Размещать мы этот «знак» собираемся везде, во-первых, на самой продукции. Вот, например, овощи. Мы знаем, что производители из других регионов пытаются выдать под видом наших овощей свою продукцию. Было бы неплохо защищать наши овощи! Вот, например, на мароканских мандаринах есть наклеенные стикеры. А у нас…

– На картошке?…

– Да, например, на картошке. На огурцах, на помидорах. Второе – это упаковки, например, пакет молока. И все будут понимать, что, к примеру, молоко «Молочный остров» произведено в Забайкальском крае. Я, например, не сразу догадался, что это местное молоко. Третье – это размещение логотипа на каких-то рекламных материалах производителя…

– А если предприниматель скажет: «В моей концепции этот знак не смотрится! И этикетка моя запатентована уже!»… Это же затраты?

– Такое может быть, конечно, я даже допускаю мысль, что крупные производители с раскрученными брендами первое время не будут размещать этот логотип, пока он не станет серьезным знаком качества. А те предприятия, которые только выходят на рынок, и, может быть, даже логотипа из экономии не заказывали, смогут размещать наш «знак». Конечно, всем нельзя угодить, но мы будем стараться, чтоб выбранный вариант устроил большинство, именно поэтому в жюри войдут эксперты – представители рекламных фирм, дизайнеры, маркетологи. Есть договоренность, что конкурсную комиссию возглавит первый заместитель председателя правительства Алексей Шеметов.

– Ещё на слуху разные инициативы прежнего правительства края – как, например, идея об алкогольной региональной марке или «желтые цены», равно как и снижение торговой надбавки именно на продукты питания, произведенные в Забайкалье и ценники в колере забайкальского флага… Как вы относитесь к этим нереализованным идеям Ваших предшественников?

– Ну, идеи, мне кажется, были вполне здравые. По крайней мере, когда мы прорабатывали идею этого конкурса, мы консультировались с различными экспертами, в том числе, с представителями торговых сетей. Они эту идею поддерживают и готовы выделить отдельные полки или оборудовать зоны с размещением крупно логотипа, чтобы было понятно, что здесь размещена продукция Забайкальского края.

Почему эти идеи не получили развития или со временем сошли на нет, я не знаю, но уверен, если основные производители, при поддержке торговых сетей, начнут наш логотип раскручивать и превращать его в бренд, он заработает, и со временем все наши производители будут бороться за право размещать этот «знак» на своей продукции.

Пока мы готовы давать этот логотип буквально всем производителям, которые зарегистрированы на территории края, то есть уплачивают налоги именно в наш бюджет, и имеют производство на территории края. Ну а дальше требования могут быть ужесточены. Что такое «продукт Забайкальского края»? В идеале, это продукт, целиком сделанный из нашего сырья. Но если, к примеру, взять колбасную продукцию, понятно, что там присутствуют специи, часть из которых в крае не производится и не произрастает. То есть в дальнейшем какие-то дополнительные критерии будут введены, с учетом того, какой процент сырья произведен в Забайкальском крае, и каковы качественные характеристики продукта. Поэтому, если наш логотип будет достаточно раскручен, он приобретет свойство знака качества. Это – задача-максимум.

Справка «ЗР»

На сегодняшний день поступило порядка 40 заявок от 14 участников. Средний возраст конкурсантов – 25 лет.

Среди предложений – как известные символы Забайкалья – багульник, олени, сопки, так и совершенно новый, неожиданный взгляд.

Работы принимаются до 15 сентября на адрес: info@mcx.e-zab.ru или Амурская, 13, кабинет 409 (4 этаж).



Мария Вырупаева, «Забайкальский рабочий» № 164

Возможно кому-то уже примелькались материалы о печальной, горькой судьбе Читинского машиностроительного завода. Однако история одного из главных предприятий города — это серьёзный и важный урок для всех для Читы. Пример, по которому в будущем будут изучать ошибки руководства, приводящие к смерти промышленного гиганта. Газета «Эффект» на этой неделе публикует полное пессимизма, мрачных прогнозов и бессилия интервью с директором Читинского машзавода Виталием Пономарёвым. В очередной раз он подтвердил, что четверым(!) владельцам продать земли машзавода намного выгоднее, чем производить холодильники для кораблей. Намного выгоднее, чем думать о будущем предприятия, дававшего работу тысячам читинцев.

«Мы закрываемся»

Директор Читинского машзавода о печальной судьбе предприятия

ОАО «Машзавод» является старейшим машиностроительным предприятием Забайкалья и Читы. В этом году заводу исполнилось 75 лет. За свою долгую историю он прошел путь от простой ремонтной базы до крупного предприятия.

Однако в 90-е производство сократилось, и «вечный» Машзавод начал просто выживать. В условиях постоянного кризиса завод живет уже более 15 лет.

О том, чем сегодня живет Машзавод и что его ждет в будущем «Эффекту» рассказал генеральный директор предприятия Виталий Пономарев.

О падении производства

– Виталий Владимирович, что ожидает Машзавод?

– Не исключено, что скоро его не будет. Возможно, мы закроемся даже в этом году. И тогда останется только остановка «Машзавод». Видите, какая тишина на заводе, а раньше всегда здесь громыхала и шумела компрессорная установка, которая обеспечивала цеха сжатым воздухом.

Сейчас мы заканчиваем испытание двух холодильных машин по заказу Санкт-Петербурга. Других заказов у нас нет. Иногда появляются люди, которые спрашивают про холодильные машины, но, тем не менее, ни один из них не созрел до заказчика. Либо нет денег, либо нужно согласовать, либо заказ нужен на 2017 год, а как нам дожить до того светлого дня, когда мы начнём что-то делать? Поэтому судьба наша печальна: мы закрываемся.

– А как раньше удавалось поддерживать работу завода?

– Наша продукция была востребована до тех пор, пока не произошел полнейший упадок во всех отраслях промышленности. В 1990-х и в начале 2000-х годов мы выживали во многом за счёт того, что три четверти продукции шло в Москву. Тогда, ещё будучи мэром Москвы, Лужков вёл большое дорожное строительство, для которого в больших количествах нужны были компрессоры. Забайкалье и другие регионы потребляли нашу технику только на 25%. Сейчас, к сожалению, Москва продукцию не берёт, соответственно, падает и наше производство.

Как перестроиться?

– Кому в основном поставлялось ваше оборудование?

– У нас всегда на заводе было два основных производства – холодильное оборудование и компрессоры. Холодильное оборудование почти всё шло на нужды ВМФ. Наши машины работают везде – на земле, на воде, под водой. Одна холодильная установка с 60-х годов работает в Мавзолее Ленина. Также они стоят на многих подводных лодках и кораблях. Даже в нашем Ледовом дворце одно время работали наши холодильные машины. Правда, потом руководство Читы решило сменить их на немецкие.

– Планировало ли краевое правительство поддержать завод?

– А как оно может поддержать? Если денег нам дать – мы их уже просили. Заказы найти, но это не так-то просто. Как оно может повлиять на судостроение, которому уже не нужно наше оборудование?

– А если поменять профиль…

– Поменять профиль тоже не так просто, ведь это другое оборудование, это другие люди, другие технологии. Это всё равно, что сегодня ты изготавливал «Жигули», а завтра будешь строить самолёты.

– Можно ли менять технологии постепенно?

– Можно, но кто будет этим заниматься? У нас есть собственники, которые владеют нашим предприятием. 75% акций в руках этих четырёх человек. Вот они могут повлиять на политику Машзавода. Но сейчас они, в основном, продают завод, на чём получают значительно больше денег, чем, если бы завод проработал ещё 20 лет и ничего бы не принес.

О нерентабельных комбайнах

– А если перейти на производство сельхозтехники?

– Мы уже не один раз брались за это. В 2010—2011 годах руководство нам предложило взяться за комбайны. Из Гомеля к нам на сборку поступило три машинокомлекта комбайнов. Мы их собрали, а потом с большим трудом продали. Они были современные, комфортабельные, высокопроизводительные, но, я бы сказал, они всё-таки не для наших полей. Ведь мы не житница России, как, например, Алтай. У нас малые площади посева, да и урожайность не та. Поэтому применение таких комбайнов было не выгодно забайкальским сельхозпроизводителям.

– Завод уже постепенно распродается?

– Да, к сожалению, это так. Сейчас у завода осталось всего четыре здания. В основном, покупает Москва. Недавно продали нашу котельную, которая отапливает в Чите большой жилой массив и детские дошкольные учреждения, всего 73 объекта. Но мы вынуждены были её продать, так как зимой у нас не будет средств, чтобы её содержать.

– Каким теперь образом планируется отапливать дома?

– Этим будет заниматься организация «Теплоэнергосервис». Её владельцы сегодня эксплуатируют объекты в Приморье и Якутии, у них, думаю, есть необходимый опыт и квалификация.
Раньше котельная и нам была необходима. За её счёт мы выжили в тяжелые 1990—2000-е годы. Она отапливала огромные цеха. Может быть, котельная не приносила нам прибыль, но зато у нас было своё тепло. В зимний период на закупку угля нужно было порядка 5-6 млн. рублей в месяц. Обычно, мы использовали 40 тыс. тонн угля за год, зимой ежесуточно сгорало четыре вагона. Сейчас завод работает тяжело, и у нас нет средств на дальнейшее его содержание. Уже в прошлом году котельная была буквально на грани остановки, периодически угля оставалось на 5-10 дней, а денег, чтобы купить его, не было.

О людях

– Решился ли вопрос выплат зарплат?

– К сожалению, на заводе время от времени возникают такие ситуации, когда накапливаются большие долги по заработной плате. Объясню, почему. Дело в том, что договора на изготовление сложных тяжёлых холодильных машин заключаются с циклом изготовления в один год. Когда заказчик производит 40%-й аванс, начинается работа, потом месяцев через шесть он производит второй 40%-й аванс, а последующие 20% – в момент готовности оборудования к отгрузке. А этот период – от 40% до следующих 40% – как его прожить? Если нет ежедневной работы и реализации продукции, как раньше, когда производство компрессорных станций давало нам ежедневный доход. Получается, аванс пришел за наш единственный заказ, мы его перечислили поставщикам, комплектующим материалам, и вот осталось, например, три млн. рублей. Мы их потратили за месяц и сидим без денег. Если не будет каждодневной работы и продукции, которую мы ежедневно сможем продавать за 5-10 млн. рублей, то мы умрём.

– Кто сейчас работает на заводе?

– Сейчас работают порядка 230 человек. Из них половина – пенсионеры. Есть и такие, которым уже за 70 и за 80 лет. Ещё на 1 января на заводе работали примерно 350 человек. Часть людей пришлось сократить, когда продали котельную. Потом продали базу по улице Малая, вновь уволили часть сотрудников. Потом пришлось сократить водителей самосвалов, которые стали не востребованными. Сейчас постепенно сокращается персонал из цехов, поскольку содержать завод не на что. В 1980-х годах, напомню, на заводе работало около 2800 человек.

– Почему пенсионеры держатся до последнего?

– Да потому, что даже небольшая прибавка к пенсии в 5-7 тыс. рублей есть хорошо, за этим и ходят. Тем более, что они работают на заводе почти всю свою жизнь, здесь они хотя бы общаются. Раньше средняя зарплата на заводе была порядка 16 тыс. рублей. Уменьшилась она из-за того, что в течение полугода работали по трёхдневной рабочей неделе. Но законодательство нас заставляет вновь с сентября переходить на пятидневку. Считаю этот переход неоправданным, потому что работы всё равно нет.
Я уверен в том, что Чита без Машзавода не сможет. Если он закроется, город потеряет очень многое. Тем более что, например, ремонтное оборудование, производимое нами для ТГК-14, мы больше делать не будем, а это большие потери, так как где им ещё его взять? Вероятно, что это приведет к росту тарифов энергетиков.

Вначале были парашюты

В1939 году, по решению Наркомата авиационной промышленности, в Чите началось строительство парашютной фабрики. Из Киева был эвакуирован авиационный завод. В 1941 году было построено три корпуса завода. Первая продукция – авиазапчасти – была выпущена в 1942 году. Производство компрессоров началось в 1949 году. 23 ноября 1957 года Читинский электромеханический завод был переименован в Читинский машиностроительный завод. В 1953—1980 годах выпускались компрессорные станции. В 1958 году освоено строительство промышленных холодильных установок. Читинская холодильная установка работает в Мавзолее Ленина Продукция на экспорт поставлялась в 58 стран мира. Воздушные компрессорные станции применялись на строительстве Асуанской плотины в Египте, Пхелайского металлургического комбината в Индии, Иркутской ГЭС, Братской ГЭС, Красноярской ГЭС, Саяно- Шушенской ГЭС, Норильского ГОКа, БАМа.



Анастасия Дрёмова, «Эффект» № 35

Когда крупные предприятия в городе закрываются и работать по специальности не особенно удаётся, люди ищут другие источники денег. Один из излюбленных в наше время способов заработка, не требующего ничего выдающегося — это работа в такси. Листая тот же «Эффект», можно почитать некоторые впечатления бывшего читинского ночного таксиста Юрия Ситникова, получившего опыт работы в той самой службе такси, операторы которой сидят за тысячи километров от Читы.

Ночной дозор

Записки ночного таксиста

Практически все жители нашего города хоть раз, да и пользовались услугами таких сервисов. Многие пользуются постоянно.

Однако не все знают об оборотной стороне работы таксистов, которые возят вас изо дня в день когда угодно и куда угодно. Ранее профессия таксиста связывалась с очень подготовленными водителями. Как дела обстоят теперь, а так же ещё много интересного – далее.

На собственной шкуре

Сразу оговорюсь, всё, что написано в этой статье, это лично моё мнение, однако почти всё – чистая правда. Пишу исключительно про те несколько месяцев моей работы, которые были очень насыщены событиями. Стать таксистом я решил, когда на некоторое время стал нуждаться в деньгах, причём именно работал: ночь, утро, вечер.

Таксистами моего детства были мужики на престижных тогда «Волгах», такси стоило дорого и заказывать его нужно было сильно заранее. Те, кто пожил в СССР, помнят знаменитые «зеленоглазые автомобили». Потом закончился Советский Союз, и многое изменилось. На улицах стали работать (или вот словечко: «бомбить») частники на собственных машинах. Следующим этапом стали службы такси, в машинах появились рации. Венцом творения стали таксисты с мобильниками, Интернетом, навигатором и прочими современным гаджетами.

Как попасть?

Собственно, ничего от вас не потребуют, кроме наличия смартфона с Интернетом и скромного депозита на счету.

Зачем депозит? Просто никто из таксистов этой категории ничего не отдаёт службе, некий процент от суммы поездки списывается с вашего депозита. Ну и автомобиль, естественно. Просто? Не совсем, и сейчас расскажу, почему. Для начала, автомобиль должен быть приличный и в приличном состоянии, надежён, неприхотлив и экономичен. Если у вас дымящая шестерка – вас просто не примут в службу, а если новенький «Крузер» – примут с радостью, но вот толку от такой работы не будет. Ключевые слова: надёжный и экономичный!

И вот я попал. Многие со стороны думают, что это легкий заработок, не требующий навыков особенных, знания города и вообще особенно ничего. Так, впрочем, думал и я. Ошибка прояснилась в первый же день работы. Нет, в теории всё это правда, никакого обмана со стороны фирм, но есть свои нюансы. Первое – это то, что вы и правда можете отказаться везти пьяных, грязных и прочих маргинальных личностей, однако если действительно нужны деньги – они тоже ваша клиентура, ибо часто дают на чай, колесят по городу по часу, а иногда и дольше. Пришлось потерпеть, хотя и без каких-то восторгов. Хотел я заработать.

Просто ли работать?

Ваше мастерство вождения, знание города очень важны. Тихонечко взять заявку, найти по навигатору клиента, найти по навигатору адрес назначения, и вот уже денежки в кармане? Урвут заявку матерые, и оглянуться не успеешь. Нет и ещё раз нет. Для начала, времени на принятие заявки оказалось крайне мало, а если ловить с соседних стоянок – просто секунды. Нужно точно оценить примерный район города, степень загруженности транспортом вашего маршрута и, выбрав время, за которое вы успеете прибыть, указать его в специальной программе и рвать когти. Все эти данные получают и клиент, и диспетчер мгновенно. А максимальное время ограничивают, и вообще, клиенту надо быстро, это аксиома такси. Для тех, кто работает в часы пик или ночью (а только так можно прилично заработать), знание города и мастерство управления автомобилем обязательны. Выручило то, что у меня они были. Простой пример: вызов в шесть часов, скажем, на Остров. А машина на Весне. По времени в навигаторе всё выходит гладко, но все знают знаменитую пробку на Ярославского. И навигатор не поможет, и без должного уровня мастерства не успеть. Опоздание, клиент тоже опоздал, недоволен, а мы стоим в пробке и денег можете не ждать. Пассажир пошёл очень капризный!

Нарушают? Гоняют?

Однозначного ответа здесь нет, но вопрос интересный, расскажу. Все дело в том, что нарушать и гонять на самом деле не выгодно, теряешь деньги кровные и на клиенте, и на сотрудниках ДПС. Перехватить заявку, прикинуть свои силенки, продумать варианты запасных маршрутов надо очень быстро. И если подойти к вопросу с умом – никуда нестись сломя голову и не придётся. Город у нас небольшой и за десять, к примеру, минут, можно, не нарушая правил и скоростного режима, вполне успеть к адресату. Но бывают и исключения. Так, пришлось лететь как-то от Горного колледжа в Северный (ну не было более заявок, на дворе глубокая ночь) – скоростной режим сильно нарушать не приходилось, но никаких центральных улиц, только «огородами». Успел.

И особое внимание ночью! Не только никаких нарушений, это само собой, но и полный порядок с документами и автомобилем. Ночью машин мало и ваша быстро примелькается. Гаишники обратят на вас внимание и рано или поздно остановят. Так случилось и со мной в районе постоянной дислокации. Грозит это, как минимум, потерей времени и невыполненной заявкой. И ещё хуже это грозит сильной потерей времени и штрафом. А это, согласитесь, неприятно, когда ваша машина одна на полгорода. Однако тогда всё обошлось, удалось успеть вовремя.

Общение со своими коллегами

Тут я говорю исключительно как новенький среди коллег. Может, «старики» и налаживали контакты, общались в многочисленных голосовых сервисах. А вообще, система полностью автоматизирована и в штатном режиме никакого общения не требуется, даже с диспетчером. Всё просто: увидел заявку – нажал кнопку, приехал на место – нажал кнопку, довёз клиента – снова на кнопку, взял деньги. Вот и всё. Не знаю, насколько это правильно, но так устроена автоматическая система. Боитесь, что попали в переделку – есть и кнопка «sos» (а диспетчер вас видит на карте почти всегда). Вот так и работали.

Разбогател ли я?

Скажу сразу, накатывал около тысячи в сутки и возвращался в гараж, закрыв смену. Работа эта очень выматывает и физически и морально, а жадность и усталость – это плохое сочетание. Но на свой кусок хлеба можно заработать, только работая рывками, с перерывами по три – четыре часа, грамотно выбирая время и клиентов (а постоянные начались очень скоро). А просто прокатиться вечерком после основной работы с целью приработка почти бессмысленно. Не окупить нервы и бензин, отправят из Песчанки на КСК и всё тут, бак пуст. Стоит ли пробовать? Для меня это было интересным приключением и жизненным опытом. Ну и, конечно, возможностью проникнуться и написать эту статью. Никто не пытался убить или ограбить, хотя исключать, конечно, нельзя ничего. Но повторюсь, внимательно перечитайте места, где сказано про условия работы, и решайте сами.

Факты

– Самые дальние точки, куда ездили читинские таксисты по вызову – города Омск, Красноярск и Иркутск.
– В Чите около 30 фирм такси. Их количество является плавающим. Несколько десятков фирм ушли в историю, проработав год-два.
– Максимальный доход читинского таксиста (по собственному признанию) составил 90 тысяч рублей в месяц.



Юрий Ситников, «Эффект» № 35

НазадВперёд
3 отзыва
После нажатия на кнопку «Добавить», на E-mail или по SMS будет выслан код подтверждения. Или авторизуйтесь обычным образом или через соцсети (кликнув на иконку соцсети над формой)(кликнув на иконку соцсети слева).
Для публикации комментария требуется авторизация на портале или подтверждение указанного e-mail. Введите код, отправленный вам на e-mail

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

НазадДобавить
  • Отзывы
  • Правила
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Вы "немного смутились" найдя в авторской статье Тополева кусок текста А. Козлова? Понимаю, что Андрею, может быть, и не жалко, но по- моему, это называется плагиатом. Впрочем, что вы хотите от 'Вечорки"? Только как ее можно любить?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Уважаемый автор обзора!

Вы в самом деле считаете, что текст О.Тополева в " Вечорке" - это "анализ предвыборной расcтановки сил? Не буду ничего утверждать, но у меня возникло сильное сомнение в независимости авторской позиции - очень ( по- моему) похоже на заказ. Это не относится к последнему сюжету, позаимствованному, как Вы говорите, у А. Козлова.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Точно. А про потомственного бизнесмена-эколога- кандидата в депутаты И.К.Нагеля - вот насмешил.. Все знают, что никто не вывез в Китай столько забайкальского леса, сколько его отец К.И.Нагель. И Амазар он пробивал в свое время, в результате полрайона Могочинского в аренде у китайцев на десятилетия