Р!
19 СЕНТЯБРЯ 2021
18 сентября 2021

Почему в Забайкалье задумываются о ранних браках — обзор краевых СМИ

Семейный кодекс гласит, что брачный возраст в России устанавливается в восемнадцать лет, но при уважительных причинах органы местного самоуправления по месту жительства могут разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет.

Журналист газеты «Эффект» Александра Леонтьева задумалась над вопросом о разрешении в Забайкалье ранних браков. Задумалась не с бухты-барахты, а исходя из показателей статистики. За символические 9 месяцев 2015 года из 12804 родов 298 пришлись на несовершеннолетних жительниц региона. За те же 9 месяцев в крае был зарегистрирован 131 брак с лицами, не достигшими 18 летнего возраста. Нужны ли ранние браки Забайкалью? Как они могут отразиться на социальных и экономических реалиях региона? Стоит ли прислушиваться к религии? Ответы на эти вопросы искали не только автор материала, но и депутаты краевого законодательного собрания.

Молодые, да ранние

За 9 месяцев 2015 года в Забайкалье родились 298 детей от несовершеннолетних матерей

Нужны ли России ранние браки?! Сейчас этим вопросом задалась общественность и законодатели. Уже в 25 регионах России разрешено вступать в брак лицам, моложе 16 лет, потому что это узаконено на региональном уровне. Быть или не быть ранним бракам в Забайкалье, мы спросили у наших депутатов.

Мнения депутатов

Естественно, если разрешить ранние браки до 18 лет, например, в 16, то это может стать для многих детей, да-да, именно ещё детей, руководством к действию. Мол, женитесь, рожайте, и вперёд. А ведь они и сами ещё подростки, они сами ещё толком ничего не умеют, а тут ещё ребёнок, который требует внимания, времени, сил. Конечно, можно «скинуть» своё чадо на бабушек и дедушек. Но ведь они, если учитывать, что их детям 14 лет, сами ещё молодые, ещё работают и некогда им заниматься пелёнками.

Такого же мнения придерживается и депутат Законодательного собрания, заместитель председателя комитета по социальной политике Андрей Мартынов, который с высоты опыта отца двух дочерей заявляет, что ранние браки у нас разрешать нельзя.

– Такие законы для Забайкальского края не нужны. К вопросу создания семьи нужно подходить ответственно и не торопиться. Родить ребёнка – дело не хитрое, его нужно вырастить, выучить, воспитать. А в молодом возрасте самим ещё учиться надо, нужно уделять внимание своему становлению.

А когда появляется ребёнок, можно остановиться на себе и уделять время ему, – рассказал Мартынов.

Сам Андрей Прокопьевич отец двух дочерей, старшая из которых учится на 2 курсе университета, а младшая – в четвёртом классе, и глядя на них, может сказать, что в 14 лет думать о семье ещё рано.

– Может быть, такие законы принимаются в других, не дотационных регионах, где молодые семьи не остаются без поддержки. У нас такого нет. Нельзя, чтобы увеличивалось число детей-сирот. Но семья должна создаваться взрослыми людьми и осознанно. Сначала нужно выучиться, встать на ноги. Из-за ранних браков может увеличиться число и малообеспеченных семей. Рождение ребёнка – это большая ответственность, – отметил депутат.

Если взглянуть на проблему с другой стороны, то получается, что иногда ранние браки просто необходимы. На одном из федеральных каналов как раз шёл разбор полётов, где несовершеннолетняя девочка родила ребёнка. Отца малыша отправили в колонию, а ребёнка – в дом малютки. Ребёнок растёт сиротой, молодой человек с клеймом по жизни пойдёт как растлитель малолетних. Матери парня ребёнка на попечение взять не дают. Ситуация, когда закон наказал, а не защитил ребёнка, мать и молодого человека, готового воспитывать малыша, работать и заботиться о семье.

Депутат Законодательного собрания, директор Территориального фонда обязательного медицинского страхования Забайкальского края Алексей Бутыльский считает, что если проблема существует, её надо решать.

– Во многих религиях ранние браки разрешены. Все мы знаем, что существует проблема ранней акселерации, раннего полового созревания, раннего начала половой жизни. Все знают, что такая проблема существует и её нужно решать на законодательном уровне. Сейчас никого не удивляет, что девочка рожает в 8 классе. Нужно как-то поддержать молодые семьи, – отметил Алексей Николаевич.

Чтобы такой закон был принят у нас, нужно, чтобы к депутатам вышли с рациональным предложением.

– Я только за узаконивание ранних браков, потому что от этого никуда не денешься. Пусть у них там любовь или влюблённость, но если религия позволяет браки с 14 лет, почему бы не пойти им навстречу. Безусловно, это должно быть в особых случаях и не значит, что все девочки сейчас должны кинуться выходить рано замуж. Всему есть рациональное решение, которое можно закрепить на законодательном уровне, – отметил он.

Уполномоченный по правам ребёнка в РФ Павел Астахов объяснил в эфире «Русской службы новостей», что браки с несовершеннолетними – это нормально.

– На Кавказе раньше происходит эмансипация и половое созревание, давайте не будем ханжами. Есть места, где женщины уже в 27 лет сморщенные, и по нашим меркам им под 50. А вообще, Конституция запрещает вмешиваться в личные дела граждан, – сказал он.

За и 25 регионов России

В Забайкальском крае за 9 месяцев 2015 года из 6 247 браков лицами до 18 лёт заключён 131 брак. Из них молодыми людьми – 19 и девушками – 112.

Согласно данным краевого ЗАГСа, за это же время несовершеннолетние матери родили 298 детей из общего числа – 12 804.

А между тем депутаты Архангельской области уже приняли в первом чтении законопроект, который разрешает вступать в брак лицам, не достигшим 16-летнего возраста

Право выходить замуж или жениться до 16 лет предоставляется в виде исключения в случае, например, беременности или рождения ребёнка при обоюдном согласии вступающих в брак и их родителей.

Поводом для принятия подобного законопроекта в Архангельской области стала статистика. По словам авторов инициативы, за 2012—2014 годы в регионе родились 185 детей, матери которых не достигли 16 лет. Между тем политика государства направлена на сокращение числа детей, рождённых вне брака.

Установленный брачный возраст в России – 18 лет. Однако закон допускает возможность вступления в брак с 16 лет и даже ранее. Согласно ст. 13 Семейного кодекса РФ, субъекты РФ могут устанавливать свои порядки, согласно которым допускается вступление в брак до достижения 16-летнего возраста.

Самый низкий брачный возраст – 14 лет – установлен в Ростовской, Московской, Вологодской, Самарской и Калужской областях и Башкортостане.

В Чечне нижний возрастной предел брачующихся установлен на уровне 16 лет.

В Татарстане брачный возраст устанавливается в 18 лет. Однако молодые могут заключить брак до 16 лет при наличии особых обстоятельств (беременность, рождение ребёнка или угроза жизни одной из сторон).

Вопрос о предельно допустимой нижней границе брачного возраста в России был в очередной раз поднят после скандальной свадьбы в Чечне несовершеннолетней Луизы (Хеды) Гойлабиевой и главы чеченского ОВД Нажида Гучигова, у которого, по некоторым данным, уже есть жена.

После этого нашлись сторонники увеличения брачного возраста до 21 года.

Минувшим летом во Владимирской области депутаты запретили жениться детям до 16. Против ранних браков высказывался и протоиерей Всеволод Чаплин. По его мнению, разрешение государства на ранний брак может привести к «узаконенной сексуальной эксплуатации подростков людьми более зрелого возраста».

По данным благотворительных организаций, занимающихся защитой прав детей, ежегодно в мире вынуждены вступать в брак около 39 тысяч несовершеннолетних. Большинство ранних свадеб приходится на Южную Индию и африканские страны южнее Сахары. Зачастую это приводит к гибели девочек во время беременности и родов.

Будет ли принят такой закон в Забайкальском крае – зависит от местных жителей. Но каким бы он ни был – найдутся и его сторонники, и противники. Что здесь главнее – мораль и нравственность и так уже порядком разложенного общества или же узаконенное спокойствие молодых родителей – решать нашим законодателям.



Александра Леонтьева, «Эффект» № 42

Газета «Вечорка» попыталась восстановить картину жуткой трагедии в посёлке Шерловая Гора Борзинского района, где под воду ушла машина с детьми. Читать такие вещи тяжело, но необходимо, хотя бы для того, чтобы знать и помнить, что может произойти с машиной, набитой ребятишками, если оставить её на крутом берегу глубокого карьера. «…Алексей кинулся в воду. За волосы вытащил Светлану, потом трёхлетнего ребёнка, ещё рывок – и он вынырнул с восьмимесячным малышом, направляясь к берегу, попутно пытался вернуть жизнь в крошечное тельце. На берегу к месту происшествия уже подбегали удившие недалеко рыбу сельчане, которые, не разобравшись поперву, решили, что Алексей виновник и начали его избивать. В это время дети в салоне автомобиля погибали…».

Опасное озеро

Страшная трагедия произошла девятого октября в Шерловой горе Борзинского района – в озере утонуло трое детей, самому младшему из них в декабре исполнилось бы два года…

Озеро Зеленка находится чуть ли не в самом посёлке. Ещё лет тридцать назад, со слов старожилов, когда здесь добывали олово, озеро было простым карьером. Его глубину можно оценить, даже не забираясь в воду – в прозрачной желтоватой воде дно просматривается лишь в метре от берега и то не везде, а дальше – уже тёмно-зелёная муть, в которой местные жители разводят рыбу. В своё время любители рыбного лова везли сюда мальков откуда только могли. Приглянулось озеро и любителям купания – главную роль здесь сыграла непосредственная близость водоёма от населённого пункта. Таблички, запрещающие купаться, никого не останавливают, и трагедии то и дело имеют место быть. Так, в прошлом году здесь утонула девочка, и, чтобы достать её тело, пришлось полностью спускать воду.

С одной стороны водоёма – земляные кучи, с другой, где то там, то здесь виднеются следы от кострищ – уклон порядка сорока пяти градусов. На склоне лежит скромный букет искусственных цветов, придавленных камнями. А это уже напоминание о недавней трагедии.

«Не знаем, не видели»

Именно такой фразой встречали нас шерловогорцы, когда мы пытались по крохам собрать хоть что-нибудь о вечере пятницы, когда под воду ушла иномарка, в салоне которой находилось пятеро (по другой версии – шестеро) детей.

Улица Чапаева, в доме, где произошла трагедия, распахнуты ворота. Во дворе на лавочке сидят трое мужчин.

– Да не знаем мы ничего, – разводят они руками. – Отец у детей в тот день дома спал, а мать сейчас в Борзе, в морг поехала. Вроде как машину водитель под уклон поставил, вот она в воду и скатилась. Аркашка-то совсем маленький, и двух лет не было. И девочке, её Сашей звали, всего восемь.

Из дома начали выходить люди, отец, на которого кивнули мужики, тёмной тенью прошёл мимо. К воротам подъехала машина – привезли оградку на могилу. Над всем этим взвился женский на срыве вой, который захлебнулся на полуноте и затих. Женщину увели со двора, так и шли по дороге две фигуры: одна – скрючившаяся и вздрагивавшая от сдерживаемых рыданий, вторая – поддерживающая и не замечающая, что на ногах не застёгнуты сапоги, которые голенищами тащатся по земле.

За всем за этим издалека наблюдают двое мужчин.

– Мы вчера вечером только об этом узнали, никто толком ничего не говорит, никто ничего не знает…

И так раз за разом.

– Да нормальная у них семья была, – делится ещё одна наша собеседница. – Маму я пьяной ни разу не видела, не знаю, может, она, конечно, и пила, я не видела. Дети все нормальные, со старшей только у них проблемы, а остальные все хорошие…

При этом все в недоумении прекращали говорить, когда речь заходила про того, кто спас двоих детей. Невольно стало складываться впечатление, что это просто призрак какой-то.

– Мне кажется, я знаю, кто это…

Выслушиваем путаное объяснение о родственных связях, которые у бурят всегда очень подробны и на первый взгляд очень запутанны. Кое-как находим интересующий нас адрес. Светлана на наш вопрос, а правда ли, что её родственник присутствовал на месте события, информацию подтвердила…

«Я спас не всех…»

В тот день они поехали в магазин за бутылкой. Спиртное закончилось. В машине был Алексей, водитель, его жена, их трое детей, Светлана (тёзка нашей рассказчицы) и её трое детей. Купили водку. Настроение было отличное.

– Давайте на Зеленку заедем, – попросила одна из женщин. Идея всем понравилась. И хотя на улице дул холодный ветер, снега всё-таки не было, поэтому отправились к воде. Поставили машину, в ней остались Света и пятеро детей, которые вовсю гомонили. Алексей, водитель и его жена, а также один из ребятишек вышли на улицу. Не успели прикурить, как буквально краем глаза уловили движение – машина поехала и скрылась под водой, начала погружаться. Все это заняло буквально несколько секунд. Алексей кинулся в воду. За волосы вытащил Светлану, потом трёхлетнего ребёнка, ещё рывок – и он вынырнул с восьмимесячным малышом, направляясь к берегу, попутно пытался вернуть жизнь в крошечное тельце. На берегу к месту происшествия уже подбегали удившие недалеко рыбу сельчане, которые, не разобравшись поперву, решили, что Алексей виновник и начали его избивать. В это время дети в салоне автомобиля погибали. Следующие попытки их вытащить не увенчались успехом – задние двери были заблокированы. Домой к родственнице Алексей пришёл абсолютно трезвым, каким-то сразу похудевшим и «чёрным». Только повторял: «Я не смог их спасти». Уже потом пришли рыбаки, которые его избивали на берегу, и извинились… Но что от их извинений…

Следствие ведётся

Утонувшую машину вытащили в этот же день. Как сообщили полицейские, Светлану, мать двух погибших детей, удалось найти только ближе к обеду следующего дня. По словам Сергея Гурулева, начальника ОМВД по Борзинскому району, движение машины началось из-за того, что кто-то из детей непроизвольно нажал на рычаг переключения скоростей. Почему не сработал ручной тормоз – непонятно. Возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 109 УК РФ «Причинение смерти по неосторожности двум и более лицам».

В данное время двое детей находятся в детском отделении Борзинской ЦРБ, трёхлетний малыш доставлен санавиацией в Читу, его состояние стабильно. Похороны погибших детей были назначены на 13 октября.

Вопросов лично у меня по этому делу возникает множество, равно как и противоречий. Так, например, куда смотрела оставшаяся в машине женщина? Как удалось детям переключить скорость? Почему не сработал ручник? Почему рыбаки принялись избивать Алексея, вместо того чтобы помогать спасать детей? Сколько ещё нужно смертей, чтобы наши власти и правоохранительная система всерьёз занялась проблемой нелегальной спиртоторговли? Является ли Алексей героем, спасшим троих человек, или всё-таки он один из виновников произошедшей трагедии?

«Сирийский малыш, который погиб, утонул, убегая от войны – и детки, брошенные в машине скотами-взрослыми ради бухла и ещё ради шопинга и т.п. – разница сюжетов огромная! И все же… Куда ты скатилось, Забухалье? Научишься ли ты беречь СВОИХ ДЕТЕЙ, РОССИЯ?» – комментировали забайкальцы все эти дни взорвавшую информпространство новость.

– Ильковский сказал, что засыпет это озеро к чертям, – тем временем шепчутся в Шерловой. – А где же мы рыбу ловить будем?



Лидия Яковлева, «Вечорка» № 41

Более 5 лет назад начал действовать современный федеральный закон «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов», но только теперь стали видны его первые практические результаты. Для многих охотников эти результаты олицетворяют собой, в первую очередь, вдруг появившиеся в лесах шлагбаумы. Исполняющий обязанности руководителя Госохотслужбы края Олег Дегтярёв на страницах газеты «Земля» объясняет, что происходит. Главным образом объясняет тем, кто считает себя охотником, но до сих пор не удосужился почитать закон.

Кордона бояться – в лес не ходить?

А также: Что происходит в крае с численностью волков? Почему наш бурый медведь мирно ложится в спячку, а в Хабаровске настороже отряды по урегулированию конфликтов с крупными хищниками? Сколько в Забайкалье охотоведов, и имеет ли право юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключивший охотхозяйственное соглашение, запрещать местным жителям охотиться на его территории – в интервью с и. о. руководителя Госохотслужбы Забайкальского края Олегом Дегтярёвым.

Участок с лосями – раз!…

– Олег Леонидович, давайте начнём, наверное, с самого болезненного на сегодня вопроса – о том, почему в лесах появились шлагбаумы, и охотники, десятилетиями считавшие угодья вотчиной, сталкиваются с запретами передвигаться по прежним участкам? Что происходит?

– Происходит следующее: 1 апреля 2010 года в силу вступил федеральный закон «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов» N 209-ФЗ. (Всем, кому интересно, советую найти его и ознакомиться!).

Так вот, чтобы привлечь инвестиции в охотничье хозяйство, охотничьи угодья разделили на общедоступные и закреплённые. На долю общедоступных отводится не менее 20% общей площади охотничьих угодий субъекта Федерации. Что касается закреплённых, то этим законом утверждён порядок заключения охотхозяйственных соглашений и предоставления земельных и лесных участков и права на добычу охотничьих ресурсов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Соглашение заключается на срок от 20 до 49 лет исключительно в порядке аукциона! (кроме тех, кто уже имеет долгосрочные лицензии на право пользования объектами животного мира и кому уже предоставлена территория).

Были вопросы к нормативно-правовой базе – она постепенно дорабатывалась. Поэтому первые торги мы провели осенью 2014 года. Около 50% общей площади охотничьих угодий в Забайкалье передано в пользование юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Ещё 30% площади (это 10 млн га) могут быть переданы; в основном это касается северных районов, куда трудно добраться, площади огромны, климатические условия суровые, а численность населения небольшая. Соблюдение интересов малочисленных народов Севера, Дальнего Востока и Сибири, для которых охота – основной вид деятельности, прописано в законе отдельной строкой.

– Кто может участвовать в торгах?

– Человек с улицы не может. Нужен статус юрлица или индивидуального предпринимателя. Мы в свою очередь обязаны своевременно информировать население о проведении торгов. Вся информация размещена на всероссийском портале torgi.gov.ru. Потому что – цитирую: «Не допускаются монополистическая деятельность и недобросовестная конкуренция в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов». Поэтому всё абсолютно доступно – заходи, отслеживай, подавай заявку об участии в аукционе.

– А по цене доступно?

– Стоимость аренды охотничьего угодья определяется в ходе торгов (на то он и аукцион!). Начальная стоимость невысока. Например, недавно на аукцион выставлялся участок в Хилокском районе – порядка 15 тыс. га, стоимость – около 2000 рублей.

Ещё важно: вдогонку закону вышло постановление, ограничившее максимальную площадь, которая может быть передана в крае одному охотпользователю, до 400 тыс. га. Из-за этого в 2017 году будет перераспределение некоторых охотугодий.

До конца 2015 года ФГБУ «Рослесинфорг» (бывшая лесоустроительная экспедиция, они выиграли тендер на проведение таких работ) должен подготовить схему охотничьих угодий, или – проще говоря – охотустройство Забайкальского края. Конечно, и без этой схемы мы действуем не вслепую. Но с ней станет значительно проще, нагляднее. Будут чётко обозначены границы участков, территорий государственных заказников и т.д.

Естественно, особо охраняемые территории федерального значения не могут сдаваться в аренду. Все они не включены даже в «общую площадь» охотничьих угодий.

Стой, кто идёт!

– Передача охотничьих угодий частникам вызвана необходимостью? На что надеется государство?

– Что в лесу появятся радетельные хозяева. Если человек берёт участок под свою ответственность на десятки лет, разумно предполагать, что он заинтересован в том, чтобы на этих гектарах водилось как можно больше дичи, которая в нашей терминологии зовётся «охотничьими ресурсами». Ведь в бытность госпромхозов и зверосовхозов, которых сейчас в Забайкалье не осталось ни одного, было, по сути, тоже самое: штатные охотники поколениями вели промысел на закреплённых за ними участках. Но они ведь не только добывали пушнину, копытных и т.д. – они заботились о поддержании численности животных – подкармливали в голодный год, соблюдали сезонные требования к охоте, пресекали попытки других пользоваться так называемыми «негуманными» видами оружия.

– Хотите сказать, что охотхозяйственное соглашение не только даёт права, но и обязанности накладывает?

– Абсолютно. Пользователь осуществляет производственный охотничий контроль: обеспечивает проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания (например, определяет численность животных, защищает их от болезней и т.д. ). Создаёт охотничью инфраструктуру (строит зимовья, устраивает солонцы и прочее).

Он же следит, чтобы на территории угодья соблюдались требования закона об охоте. Ещё и поэтому за пользователем закреплено право выдавать разрешения на добычу на предоставленной территории. Но! Бланк разрешения на добычу – документ строгой отчётности, имеет учётные серию и номер – он по заявке получает у нас. Количество разрешений на добычу лимитированных видов животных для региона ограниченно (утверждается Москвой, исходя из численности промысловых животных, размещения в среде обитания и других данных ежегодного мониторинга). Выдаются разрешения естественно только в разрешённый сезон охоты (кроме случаев, когда необходимо регулировать численность и прочее).

На охоту в общедоступных охотничьих угодьях разрешения выдаются, как и раньше, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

– Где и как получать разрешения на охоту на предоставленной в пользование территории? В лесу обычно только табличка с указанием номера телефона и (или) охранник интересов арендатора?

– Не охранник, а егерь или производственный охотничий инспектор (улыбается). Связываться с охотпользователем действительно приходится по телефону. Благо, если есть мобильная связь. Однако процесс, где-то с трудом и недовольством, но обкатывается. Охотпользователи, заключившие договор в этом и прошлом годах, размещали в районных газетах информацию о границах участков, о месте, дате выдачи путёвок. В настоящее время в нашем крае внедряется информационная система (компьютерная программа), позволяющая подавать заявки на выдачу разрешений в электронном виде через портал госуслуг, сайт, многофункциональные центры и т.д. У некоторых охотпользователей имеются свои сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Бывает, к нам приходят охотники и спрашивают телефон охотпользователя – даём, договариваются. Облегчает процедуру ещё тот факт, что большинство охотпользователей проживают на территории района. То есть не пришлые, не чужие и сами заинтересованы в нормальных отношениях с местными жителями.

– Конфликтов нет?

– Есть небольшие инциденты. Но они в основном связаны с недостаточной осведомлённостью людей. Возмущение порой рождают слухи: того не пустили с ружьём, тому не дали ягоды набрать, и – начинается. Потом оказывается, что у охотника разрешения не было или вообще не сезон. А ягоды и грибы никто не запретит: рыжики и брусника – не охотничий ресурс (смеётся). Если серьёзно, то по охотхозяйственному соглашению, охотпользователь может использовать только ресурсы животного мира, притом – относящиеся к охотничьим. Заготовка древесины и прочее – область отношений его с лесной службой. А если учесть, что охотничьи угодья – это не только лес, но и пашня, водоёмы, то получается, деятельность охотпользователя контролируется с разных сторон.

С нашей естественно тоже: будет доказано злоупотребление властью, данной законом, соглашение расторгается.

– И всё же давайте о полномочиях охотпользователя подробнее: как далеко они простираются? Могут побить или выдворить нежеланного гостя с охотничьих угодий?

– Порядок производственного охотничьего контроля утверждён 9 января 2014 года (опять же, полезно найти и изучить). Права производственного охотничьего инспектора (охотпользователь сам заключает с ним трудовой договор) практически приравнены к правам государственного.

У него должны быть охотничий билет, разрешение на хранение и ношение охотничьего огнестрельного оружия, удостоверение и нагрудный знак производственных охотничьих инспекторов. А также бланки актов о наличии признаков административного правонарушения или преступления, связанных с нарушением законодательства Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, письменные принадлежности, средства фото- и видеофиксации и связи.

Инспектор имеет право остановить прибывших. Представившись и предъявив удостоверение, может проверить у них охотничий билет, путёвку, разрешение на добычу, а также на хранение и ношение охотничьего огнестрельного и (или) пневматического оружия. Закон разрешает ему осмотреть вещи («без нарушения целостности и вскрытия осматриваемых вещей и их частей»), транспортное средство (с той же оговоркой), орудия охоты, собак охотничьей породы и ловчих птиц, а также добычу.

Ничего изымать инспектор не вправе. Но может сфотографировать или снять на видео, составить акт осмотра по форме и сообщить о готовящемся или совершённом, по его мнению, нарушении, куда следует.

Оправдайте доверие…

– Сколько сегодня в крае охотничьих инспекторов от государства – охотоведов?

– По штатному расписанию сотрудников Госохотслужбы Забайкальского края – 67. Но заполнены не все ставки. Фактически – 48 охотоведова на весь Забайкальский край. Совсем оголён Каларский район (не можем найти подходящую кандидатуру, да и желающих можно сказать нет: работа трудная, зарплата небольшая). Нерчинско-Заводский район – то же самое, нет охотоведа. Один охотовед на Тунгиро-Олёкминский и Могочинский – численность населения там небольшая, конечно, но площадь огромная – перекрывает рейдами, но конечно, очень сложно.

Вот поэтому и передаётся территория – не может один государственный человек следить за всем…

– Но как контролировать частника с таким штатом?! Вдруг он не добросовестный хозяин, а самый что ни на есть… бессовестный?

– Контроль есть – не сомневайтесь. Ведётся мониторинг численности животных, а это – главный показатель того, хорошо ли себя чувствуют «охотничьи ресурсы» под присмотром нового хозяина. Повторюсь: потому и даются угодья в долгосрочное пользование, чтобы охотпользователь не считал себя приходящим, временным. К тому же, как это небанально прозвучит: людям надо, наверное, больше… доверять.

О численности мохнатых обитателей забайкальской тайги и другом интересном – читайте в продолжении интервью в следующем номере газеты «Земля».

По всем интересующим вопросам по теме, поднятой в сегодняшнем номере, можно проконсультироваться по адресу:

г. Чита, ул. Богомягкова, 23. Госохотслужба Забайкальского края.

Электронная почта: ohotslugbachita@rambler.ru, mail@hunter.e-zab.ru

Телефоны (в том числе – горячей линии, по которому можно сообщить о фактах браконьерства и других нарушениях в области охраны и использования объектов животного мира): 8 (3022) 35-03-91, 35-02-44.



Беседовала Елена Сластина, «Земля» № 42

Издание «Азия-экспресс» по следам конференции Общероссийского народного фронта, на которой остро встал вопрос о техническом оснащении российской скорой помощи, разбиралось с состоянием скорой в Забайкалье. Выводы однозначны — автомобильный парк нашей помощи требует безотлагательного обновления. Разумеется, никаких существенных резервов у краевого бюджета на это нет, но есть один плюс — прямо в Чите есть завод, который не просто может, а уже производит отличную замену «Газелям» и УАЗам.

Забайкалью нужны «скорые»

Проблема нехватки автомобилей скорой медицинской помощи приобрела широкий общественный резонанс после того, как была поднята на конференции Общероссийского народного фронта водителем «скорой» из Магадана. Сегодня автопарк станций и отделений скорой помощи в Забайкалье не многим отличается от магаданского – он также нуждается в обновлении.

В качестве одного из вариантов решения проблемы предлагается выпускать специально оборудованные автомобили для забайкальской «скорой» на автомобильном ремонтном заводе, расположенном в пос. Песчанка. Основой для него станет грузовой автомобиль «Гуран», который производят на заводе. Производственные мощности завода, оснастка, персонал вполне позволяют это осуществить.

Проблема действительно требует решения – значительная часть автомобилей, находящихся в эксплуатации, была поставлена в наш регион ещё в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» в 2006—2007 годах: И поскольку машины скорой помощи эксплуатируются круглосуточно, безостановочно, при любых погодных условиях, то в силу технического износа три четверти из них работают сейчас уже на пределе. Потребность в автотранспорте для «скорой» на сегодняшний день колоссальная – руководство регионального здравоохранения определяет её в количестве 100 автомобилей в год.

Новая «скорая» на базе «Гурана», которая может прийти на замену изношенным машинам, представляет собой автомобиль, адаптированный к забайкальским климатическим условиям, работающий на дизельном топливе. Новый автомобиль – фургонного типа, изготавливается на базе шасси грузовика. Как считают специалисты, это даёт неоспоримое преимущество в эксплуатации – обычный автомобиль подходит под списание в течение 3-5 лет в процессе интенсивного использования, а фургон и медицинское оборудование внутри при этом практически не изнашиваются. Выход – эксплуатация фургона на другом шасси. Тогда он будет служить уже не 5 лет, а 10 и более. Сам фургон достаточно высокий – медики смогут работать в полный рост, салон оснащён дополнительной печкой и кондиционером. Ещё один плюс – возможность осуществления сервисного и гарантийного обслуживания, а также мелкого косметического ремонта самого фургона у производителя, не выезжая за пределы региона.

– Мы бы хотели видеть автомобиль подешевле и с хорошими эксплуатационными качествами. Естественно, производитель желает видеть его подороже. Переговоры идут, и мы уже заказываем первую пробную партию автомобилей, – отметил министр здравоохранения Забайкальского края Михаил Лазуткин. – Если сравнивать по ценовым характеристикам с «Газелями» и УАЗами, то по цене ульяновские автомобили выигрывают. Но их потребительские свойства и эксплуатация в условиях Забайкалья оставляют желать лучшего. В наших экстремальных климатических условиях с жарким летом и очень холодной зимой нужны как раз автомобили модульного типа, с изотермальной кабиной. Учитывая дефицит бюджета, колоссальную финансовую гипоксию, изыскать сумму, необходимую для изготовления большой партии автомобилей, вряд ли представится возможным, поэтому планируем в случае заключения договора заказывать автомобили небольшими партиями – 3-5 штук.

Испытания опытного образца автомобиля, сошедшего с конвейера больше года назад, проходили в Читинском районе, медики изучали, как автомобиль ведёт себя на бездорожье или в нестандартных дорожных условиях. По мнению специалистов скорой помощи и медицины катастроф, все требования, которые предъявляются к такому виду транспорта, при разработке «скорой» местного производства были соблюдены.

– Эксплуатация проходила в самый сложный период – период пика низких температур. Автомобиль получил высокую оценку наших коллег. Водители отмечают тёплую кабину, мягкость хода, высокие эксплуатационные качества. Что касается медицинских работников, то они отметили удобный для работы высокий изотермический салон в автомобиле, – пояснил Михаил Лазуткин.

Если будет решён вопрос с ценой и финансированием, то автомобилями местного производства краевое Министерство здравоохранения планирует оснастить службу скорой помощи районов края, в том числе участковые больницы, ФАПы, сельские амбулатории.



Ирина Белошицкая, «Азия-экспресс» № 41

Тем временем на Юго-Востоке Забайкалья идёт большая стройка нового аэродрома. Длина взлётно-посадочной полосы — 3 километра, ширина – 44 метра; уже готовы 2 километра 700 метров полосы. Благодаря особой технологии укладки бетона на этот аэродром будут садиться не только военные, пассажирские, но и тяжёлые самолёты. И это не что-то новое, непривычное нашему слуху, а тот самый аэродром Степь, оставленный в ноябре 2010 года и пришедший за несколько лет в полную негодность. Восстанавливать аэродром даже сложнее, чем строить новый, но стройка идёт — в этом убедилась журналист «Забайкальского рабочего» Виолетта Вдовяк.

По дороге в другую Степь

Рыжие сопки и пронзительно синее небо. Эти просторы похожи на африканскую саванну, не хватает лишь погони гепарда за своей добычей. Порыв ветра поднимает хрустящую жёлтую пыль, сухую степную траву и «монетки» опавшей листвы.

– Я здесь впервые увидел песчаную бурю, мне сказали – наш «забайкальский дождь”. Что впечатлило, когда приехал сюда, так это сухой и ветреный климат, – делится молодой прораб Игорь Ляльков. Мы на площадке, где протянулась стрелой взлётно-посадочная полоса аэродрома. Вдалеке шумит техника: кладут бетон. – Аэродром Степь – первый в моей жизни, – гордо добавляет Игорь.

Несмотря на отставание от графика, реконструкция военного аэродрома в Степи более чем заметна. Рядом с объектом – ряды синих домов вахтового посёлка, со всеми удобствами современной цивилизации. На производственной площадке груды песка, щебня… Два ярких пятна посреди скромного степного пейзажа – цементные заводы.

На два часа нашим экскурсоводом становится Андрей Костин, руководитель проектного офиса на аэродроме в Степи (офис принадлежит ФГУП Строительство аэродромов и дорог при Спецстрое России). Но сперва мы узнаем, что сегодня на объекте работают два филиала ФГУП «ГУ СДА при Спецстрое России»: Новороссийский, который осуществляет строительно-монтажные работы, и Ефремовский филиал, который обеспечивает СМР техникой.

Интернет и горячая вода

Строители аэродрома, среди которых как приезжие, так и забайкальцы, живут в современном вахтовом посёлке. На радость рабочему народу – стабильное холодное и горячее водоснабжение, электричество, тепло, канализация. Есть телевизоры, возможность пообщаться с близкими по интернету.

В вахтовом посёлке действует медицинский пункт, (доктора контролируют физическое состояние механизаторов, оказывают первую помощь), столовая с трехразовым питанием на 80 мест. Помимо столовой на территории посёлка находится магазин, где можно приобрести вещи первой необходимости.

Комендант вахтового городка читинец Виталий Соловьёв рассказывает, что сейчас здесь живёт 410 человек, а рассчитан городок на 450 человек.

– К нашему климату домики приспособлены. Летом – кондиционеры, зимой – радиаторы. Рабочий день длится с 7 утра до 7 вечера. 1 час обед. Некоторые ещё и в ночную работают, – говорит Виталий.

Разумеется, заходит разговор, о том, не балуют ли здесь со спиртным. Андрей Костин поясняет, что в вахтовом посёлке и на рабочих местах действует строжайший сухой закон: так что с собой не принесёшь. Люди, конечно, попадаются разные: особо талантливые бывает ухитряются. С нарушителями порядка начальство не церемонится, увольняют сразу же. Но и рабочие не рискуют, поскольку не так много в округе мест, где можно заработать. Рисковать глупо: зарплата здесь в два раза выше, чем в среднем по Забайкалью.

Отставание

Рядом с цементным производством разместились склады «инертного» материала – песка из ясногорского месторождения, расположенного в 48 километрах отсюда, и щебня из ононских и адриановских карьеров. Цемент завозится из Тимлюя (Республика Бурятия), металл из Читы и других регионов.

– Проблемы есть с доставкой песка, щебня, крупнообломочных грунтов. Дело в том, что постановление Правительства РФ диктует ограничения по нагрузке на ось. Фактически, если следовать этому постановлению, то самосвал грузоподъёмностью 25 тонн должен везти всего 10-11 тонн, а транспортным компаниям это невыгодно. За счёт этого и началась нехватка материала, – поясняет Андрей Костин – Мы решаем эту проблему на уровне главного федерального инспектора и правительства края, нам стараются помочь, переходим на поставки по железной дороге. Но отставание не вернёшь – порядка 5-6 месяцев.

На производстве бетона постоянно контролируется плотность и прочность, отвечает за это Наталья Горбунова, начальник строительной комплексной лаборатории. Наталья приехала в Степь из Краснодарского края.

Под подчинением начальника новороссийского филиала Николая Зиновьева работает коллектив в основном из жителей Забайкалья. Всего в новороссийском филиале трудится 450 человек, в ефремовском филиале – 104 человека. Николай отвечает за строительно-монтажные работы.

– У нас два бетонных завода: «Liebherr» выдаёт 150 кубов бетона в час и «ARCEN COMPACTA» с выдачей 250 кубов в час, – делится Николай. Специалисты не устают хвалить эти заводы, говорят, что надёжные и производительные.

Наука о взлётной полосе

Свою порцию похвалы получает и техника, задействованная на строительстве взлётной полосы. Это бетоноукладчик, текстурировщик, автогрейдер. Техника импортная, фирмы «Gomaco”, с электронной системой навигации, что исключает ошибки в работе.

Длина взлётно-посадочной полосы аэродрома после реконструкции будет 3 километра вместо прежних 2,5 км. Ширина – 44 метра. На аэродроме задействовано 380 человек. Реконструкция сложнее, чем новое строительство, и дороже, говорят специалисты, ведь приходится ломать старое. Раньше взлётные полосы и рулевые дорожки были вымощены аэродромными плитами. Их снимают, аккуратно складируют возле строительной базы, а вместо них делают новый тип покрытия – монолитный бетон в два слоя. Нижний слой – «тощий» бетон, а второй – марочный, особо прочный.

Разумеется, суровый забайкальский климат влияет на работу. Специфика строительства взлётной полосы в том, что укладывать бетон можно с мая по начало октября, и никакого тебе зимнего экстрима, как это бывает на стройке зданий, например, в Чите.

Александр, производитель работ, поясняет, что на готовом бетоне обязательно делаются швы, которые при перепадах температур – расширении и сужении бетона исключат его деформацию. По бокам полосы обустраиваются лотки для отвода дождевых и талых вод. Благодаря особой технологии укладки бетона на этот аэродром будут садиться не только военные, пассажирские, но и тяжёлые самолёты.

– Строительство аэродрома делится на три этапа, – поясняет Андрей Костин. – Первый этап (срок окончания – 2016 год) – возведение всех плоскостных сооружений – искусственной взлётно-посадочной полосы, всех рулевых дорожек, магистральной рулевой дорожки. Также в рамках первого этапа планируется отстроить место стоянки и технический пункт подготовки самолётов, здание командно-диспетчерского пункта, аварийно-спасательной станции и три казармы. Будет установлено радиотехническое и светосигнальное оборудование. Второй этап реконструкции – сооружение укрытий для самолётов и складов. Третий этап – строительство инфраструктуры аэродрома и жилья.

Строить – это здорово!

Первый этап реконструкции аэродрома стоит 7 миллиардов 800 миллионов рублей, освоено 1 млрд 100 млн рублей. Уже готовы 2 километра 700 метров полосы. Капониры или укрытия для самолётов будут в основной массе снесены, а на их месте появятся более вместительные.

Отстраивая заново здания аэродрома, строители говорят, что грунты здесь плохие. Приходится их вынимать и заменять на крупнообломочный щебенистый грунт. По словам Дмитрия Шевченко, производителя работ Новороссийского филиала, фундамент аварийно-спасательной станции – монолитная конструкция, единая плита толщиной 50 см. Перед тем, как закладывать фундамент, строители заменили грунт на глубине 4,5 метра. На главной полосе аэродрома также, по технологии, заменили и уплотнили грунт, его уже израсходовано почти миллион кубов.

Андрей Костин не скрывает своей радости, что довелось работать на строительстве аэродрома. «Много было в жизни дорог, аэродром для меня первый. Работая здесь, учусь и восхищаюсь тем, что можно делать. У нас самая передовая техника. Вообще строить – это здорово. Как и то, что здесь будет новая инфраструктура, это даст людям работу, достаток и надежды на лучшее…

Досье ЗР

Степь — военный аэродром 1 класса в Оловяннинском районе Забайкальского края, восточнее посёлка Степь. В ноябре 2010-го был закрыт. С 2013 года по настоящее время находится на реконструкции. В различное время на аэродроме базировались: 6-й бомбардировочный авиационный полк (1969—1990);58-й авиационный полк истребителей-бомбардировщиков (1969—1990);266-й штурмовой авиаполк (Су-25) (1990—2010).



Виолетта Вдовяк, «Забайкальский рабочий» № 192

НазадВперёд
4 отзыва
После нажатия на кнопку «Добавить», на E-mail или по SMS будет выслан код подтверждения. Или авторизуйтесь обычным образом или через соцсети (кликнув на иконку соцсети над формой)(кликнув на иконку соцсети слева).
Для публикации комментария требуется авторизация на портале или подтверждение указанного e-mail. Введите код, отправленный вам на e-mail

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

НазадДобавить
  • Отзывы
  • Правила
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

нормально! охотинспекторов не хватает, а контроль численности животных строгий! это кто же его ведет? или они сами отмечаются у арендаторов?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Я за ранние браки! Это увеличит рождаемость и пополнит ряды рабов!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

А почему Читинского обозрения нет?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

а что делал водитель и его жена, когда их дети тонули в машине? бухие валялись на берегу? почему всего один пытался вытащить детей, остальные что делали? как можно было ехать за БУТЫЛКОЙ посадив десять человек в машину! зачем надо было тащить за бутылкой шесть детей! родители алкоголики- вот причина детских смертей, и водителя посадить надо за это! потому что после посиделок он бухой сел бы за руль и угрохал бы всех по дороге не вписавшись в поворот, или выехав на встречку и еще прихватил бы на тот свет людей из встречной машины! чем вы думаете вообще?

ОБСУЖДАЕМОЕ