Несчастные учителя и маты общественников - в обзоре событий недели

Агата Карасёва: Шевчук в Чите
Екатерина Шайтанова: Плохая мина, плохая игра
Кто о чём, а я снова о бюджетниках. Так вышло, некоторым из них важна зарплата. Моим мамочке и папочке, например. Мамочка работает в две школьных смены, но зарплату периодически задерживают за обе. А папочка работает без выходных — потому что в выходные он репетитор по математике. Хороший, кстати: ему в Дарасун детей из Читы привозят. А губернатор Константин Константинович тоже сейчас бюджетник. Но его собственная зарплата за месяц так себе интересует — он миллионер.
И вот несчастные учителя из Приаргунска уже больше ничего не могут без зарплаты, как объявить забастовку — инструмент из 90-х. Хорошо хоть, не голодовку. Да сколько же можно, говорят они, и распускают классы, кроме выпускных.
О забастовке — третьем случае возмущения бюджетников региона за 2015 год — пишут федералы. Ситуацию крайне внятно комментирует краевой минобр: проблемы с выплатой зарплаты бюджетникам тянутся как раз с декабря прошлого года — возникли в связи с задолженностью начала 2015 года из-за нехватки средств на выплату денег за вторую половину декабря 2014 года, а также с проведённым весной 2015 года десятипроцентным секвестром бюджета. Конечно, годовых лимитов не хватило, но ситуация контролируется — деньги на выплату зарплат в бюджете уже предусмотрены — поправки к бюджету краевое заксобрание внесло на сессии 9 декабря.
И тут Константин Константинович в комментарии «Дождю» пытается сделать вид, что ничего не происходит: «Сегодня есть какая-то там задержка по заработной плате? Нет, сегодня только 10-е число, обязанность выплатить заработную плату за прошедший месяц наступает у работодателя в середине месяца. Поэтому у нас ещё в полном объёме сроки выплаты заработной платы за ноябрь не наступили».
Может, потому, что он миллионер?… Хорошая версия, многое объясняет.
Юлия Скорнякова: «Давай, давай!»
На выходных в Чите прошёл чемпионат Забайкальского края по народному жиму штанги памяти Игоря Тополева, на котором силами мерились около сотни спортсменов из Красного Чикоя, Забайкальска, Читы и других городов и посёлков Забайкалья.
Очень порадовало, что в этом году на соревнования, которые проходят благодаря друзьям и единомышленникам Игоря Тополева, пришли не только сами участники соревнований, но и их группы поддержки, и просто зрители. И посмотреть было на кого. Меня особенно поразили два участника соревнований, сила которых вызывала уважение, восхищение и желание на их примере показывать: спорт — замечательная цель, для которой нет физических ограничений. Хочешь — берёшь и делаешь, несмотря на недуг тела. Он, по сути, не имеет никакого отношения к здоровью души и крепости воли.
Удивительная суббота, подарившая мощнейший заряд энергии.
Роман Шадрин: Об актовом зале замолвите слово
Я не понимаю, почему этого не произошло раньше, почему только теперь, в конце 2015 года студенты самого старого и самого красивого корпуса ЗабГУ наконец поняли, что их лишают большого и принадлежащего им по праву богатства — актового зала, который давно, лет 10 назад, ещё при ректоре Катанаеве наглухо заколотили и на котором поставили крест. Только сейчас появилась петиция в адрес министра образования и науки РФ Ливанова, министра культуры РФ Владимира Мединского и полпреда президента РФ в СФО Николая Рогожкина. В обращении студенты университета просят «спасти от полного разрушения актовый зал — некогда величественный и помпезный, но теперь обветшалый и иссохший».
Кретинизм и головотяпство когда-то поставили его судьбу под угрозу, нежелание решать проблему и попросту поддерживать зал в элементарном порядке губит его сегодня. Я провёл в этом зале много часов, смеялся, пел, танцевал, бренькал на старом пианино, здесь я познакомился с будущими однокурсниками, здесь же мне вручили диплом об окончании исторического факультета. Я понимаю, что подавляющее большинство читинцев не видели этот зал и не понимают о чём идёт речь, но можете поверить на слово, прочитать опубликованный нами годом ранее текст, посмотреть фотографии одного из красивейших помещений за всю историю города. Изначальная красота этого зала достойна того, чтобы и вы потратили полминуты своего времени и подписали петицию с просьбой спасти сокровище.
Дарья Прокопьева: Указующий перст
Первое, что замечаешь, когда приезжаешь в Санкт-Петербург – дорожные указатели. Заранее обновлённые приложения с картами оказываются не нужны, ни у кого не приходится спрашивать дорогу потому, что сам город показывает тебе нужный путь. В маленьких городах, куда порой заносит нас судьба, подобного не хватает. Я до сих пор порой блуждаю по Чите, не очень разбираюсь, как пройти к той или иной достопримечательности. Поэтому, как не коренной читинец, я ужасно рада тому, что в местах днёвок декабристов появятся дорожные указатели и верстовые столбы.
Они нужны в любом городе с большой, интересной историей, потому что порой эту историю не ощущают и сами читинцы. Спроси молодёжь и школьников – сколько фактов о декабристах они расскажут, знают ли они вообще, кем были декабристы и почему оказались здесь?
Видя указатели и верстовые столбы каждый день, любой человек невольно запомнит место, на которое они указывают. А значит – хоть немного, но проникнется историей родного города, края, страны. Если повезёт, такой человек поищет в интернете, узнает о декабристах чуть больше, чем нам рассказывают на уроках в школе, и поймёт, что патриотизм бывает разным, но всегда заслуживает не кары, а уважения.
Егор Захаров: Последнее слово экс-полковника Уханова
Краевой суд в пятницу вынес решение по апелляционной жалобе бывшего начальника краевого управления ГИБДД и бывшего же полковника МВД Сергея Уханова. В решении мало сенсационного — отняли 1,5 года и 1 миллион рублей из ранее назначенных 10 лет и 10 миллионов рублей штрафа. Более интересным стало последнее слово бывшего главного гаишника и полковника. Впрочем, кардинально нового он ничего не сказал.
Ну, на самом деле. Силовики предпочитают иметь «блатные» номера — это новость из рубрики «для тех, кто не имеет глаз». О существовании Магомеда Магомедова, известного как «дядя Миша, который решает всё», известно в узких кругах. Заговорили о нём примерно с месяц назад, когда его на пару с депутатом гордумы Алексеем Шурановым задержали по подозрению в организации кражи автомобиля.
Уханов пытался намекать, что его знания могут вызвать такой же эффект, какой вызвал фильм «Чайка». Да бросьте. Если обвинения в адрес генпрокурора председатель правительства смело называет заказухой, то совершенно верно без ответа останутся и откровения зэка. При всём моём сочувствии, Сергей Вячеславович, вы именно зэк, которого система помяла зубцами и выбросила на свалку. Вы же, в самом деле, не Магомедов, которого прокуратура хотела освободить из под стражи.
Ирина Халецкая: Какой туризм, здесь бы свои не уехали
Прошлая неделя отличилась правительственными совещаниями по туризму в Забайкалье. Моя излюбленная тема, но впервые я не смогла досидеть на заседании до конца, потому что стало тоскливо. И дело не в том, что мы заняли 81-е место из 85 возможных в привлекательности для туристов по стране, дело в другом — никому нет дела до развития этой отрасли. Каждое совещание превратилось в формальность с рассказами про багульник, Чарские пески и привлекательность для китайского туриста. Туризм — это бизнес, который не пощупаешь, но он может привлекать большие деньги в регион. Эта отрасль сначала была отдана на откуп министру, который не имеет ни малейшего понятия, как её развивать, теперь же появился новый департамент, возглавляемый 30-летним чиновником из министерства образования без опыта работы в вверенной ему сфере. Что здесь можно сказать? Член Общественной палаты Забайкальского края Владимир Алексеев на заседании заявил, что за 2 года министерство внешнеэкономических связей и туризма региона не занималось этой отраслью, поэтому нужно нанимать профессионального человека в новый департамент по туризму. А где его взять? Нет таких. Я перебирала с полчаса возможные кандидатуры — их нет. К слову сказать, новый руководитель не появился ни на одном из этих недельных совещаний, просто чтобы послушать. Хорошо, что хоть пятое с конца места заняли, а не последнее.
Артём Стромилов: Принцип домино
Всё опять началось 10 декабря, когда педагоги Приаргунской средней школы объявили о забастовке из-за задержки зарплаты за ноябрь. Учителя ещё даже аванса не видели. С этой новостью Забайкалье тут же прогремело на всю страну, привычно, не в первый раз. И всё пошло по старой схеме — к делу подключились Генпрокуратура и депутат Госдумы Владимир Бурматов, из Москвы зазвучали убедительные призывы от министра образования России Дмитрия Ливанова и вице-премьера Ольги Голодец к правительству края с требованием изменить ситуацию. И всем как будто реально есть дело до обычной поселковой школы в Забайкалье. Но ведь не одна она столкнулась с отсутствием денег на зарплаты педагогам. Краевой минобр уже признал, что в ряде районов региона лимиты на эти цели к 1 декабря уже были полностью израсходованы, так как в них пришлось залезть, чтобы расплатиться за декабрь 2014 года. Благо федеральная субсидия подоспела, поправки в бюджет края 2015 года приняли, средства на ноябрь нашли, субвенция на авансы перечислена, а дальше что, как платить за декабрь? Министр финансов Забайкалья Андрей Кефер уверяет, что, если Москва не поможет, то декабрь бюджетникам, кроме работников медицинских учреждений, придётся гасить за счёт лимитов января следующего года. То есть история практически повторяется. И это при бюджете, расходы в котором, по сути, запланированы лишь на 8 месяцев.
Неужели федеральные власти не видят, что ситуация в Забайкалье приближается к катастрофической? У региона больше нет собственных средств, чтобы латать эти дыры, но сверху только грозят пальцем, велят всё исправить, инициируют проверки. Нет сомнений, что краевые власти виноваты в возникших проблемах, но и снимать ответственности с федерального центра тоже рука не поднимается.
И тут новые тревожные звоночки. О готовящейся забастовке заявили учителя ещё одной школы — в посёлке Первомайский. А может так и надо, может, других вариантов привлечь к себе внимание уже не осталось, может, только так правительство страны поймёт, что власть Забайкалья недостаточно журить, что пора принимать реальные меры, искать деньги и, может быть, что-то даже поменять в региональном руководстве. И речь не только о его стратегии. Первые костяшки домино уже начали падать, и остановить цепную реакцию теперь ой как непросто.
Мария Шестакова: Мракобесие надзора
Главный санитарный врач РФ Анна Попова посоветовала провести новогодние праздники в России и не нагружать свой организм резкой сменой климата. Это позволит избежать риска инфекционных заболеваний — как острых, так и хронических. По её словам, в России санитарно-эпидемиологическая ситуация стабильна, рисков заражения особо опасными инфекциями нет.
Ну, вы понимаете… Египет, Турция, ездить нельзя. Но это даже к лучшему! Потому что вредно.
Вообще предупреждения об инфекциях, которые можно подхватить за границей, Роспотребнадзор делает регулярно, но обычно ограничивается советами по профилактике болезней. А тут прямая рекомендация – не уезжать по возможности. И всё это особенно растиражировано в СМИ.
Это уже даже не смешно и дело вовсе не в самом заявлении, а в том, что подобные вещи говорят те люди, которые должны быть авторитетом для граждан, к мнению которых должны прислушиваться. Здесь же появляется лишь одно желание – покрутить пальцем у виска, и вспомнить другие предупреждения славного Роспотребнадзора. Например, историю про Онищенко и огурцы. Или петрушку. Порой появляется ощущение, что единая и масштабная функция Роспотребнадзора сводится к выдумыванию предупреждений одно абсурднее другого. Оно и понятно – если покопаться как следует, опасность можно найти и развить до вселенских масштабов хоть из чего. Но заразиться можно везде – и в Америке, и в России, и в Китае, и в Африке. И в эти новогодние каникулы вероятность, думаю, не особенно выше, чем во все предыдущие.
Но нас предупреждают с серьёзными лицами и вкладывают разжёванную информацию в головы, играя на чувстве страха. На некоторых, может быть, это даже подействует. Ну, а те, кто привык думать, оценят ситуацию объективно.
Мария Воронова: Провинциальные похабники и скандалисты
В нашем маленьком городе часто власть достаётся вдруг людям, совершенно не готовым её принять. Тем, кто любит потрясти ею при приезжих гостях или симпатичных девчулях в раскрученном баре, а ответственности за новый публичный статус — пшик.
Показываться безобразными пьяными — это меньшее, что позволяют себя общественные и политические деятели, строящие серьёзные мины и речи в коридорах и залах администраций всякого уровня. На днях президент союза предпринимателей и член общественной палаты края Евгений Мурашов «психанул» зло и матерно про город, в котором типа отвечает за предпринимательство и социальное благополучие.
Это всё, конечно, внешнее. Можно выглядеть безупречно, заниматься благотворительностью и следить за речью, а на деле мелочно пакостить и разводить ИБД. Это вопрос другого разговора. Главное — помнить, что после таких «эмоциональных выражений» верить, что человек ратует за светлое будущее забайкальцев почти невозможно, а в то, что он для этого что-то делает — невозможно вполне.
Кира Деревцова: Таблетка за решётку
В нескольких регионах России, пишет «Коммерсантъ», ВИЧ-инфицированные заключённые несколько месяцев не получают гарантированную государством терапию, или получают, но не в полном объёме — только часть лекарств. Антиретровирусная терапия для больных должна быть непрерывной. Всего в тюрьмах и колониях страны содержатся 61 тысяча осуждённых с таким диагнозом — 10 тысяч в СИЗО и 51 тысяча в колониях, и количество ВИЧ-положительных с каждым годом растёт. Заключённые подают в суд на руководство колоний в попытках не только получить необходимые лекарства, но по сути, доказать своё право на них. Санчасти в колониях и СИЗО отписываются стандартным «прекращение приёма лекарств связано с нехваткой препаратов» и не могут добиться от ФСИН обеспечения, управление службы наказаний уверяет, что дефицита нет, а Минздрав в сторонке платочек в руках теребит. Проблема, как вы понимаете, не в нежелании ведомств предоставить заключённым лекарства, а в недофинансировании. И ещё в 44 ФЗ о госзакупках, чтоб его. Минздрав объявляет аукционы на препараты, но устанавливает низкую цену — в итоге торги признают несостоявшимися, потому что поставщики не согласны продавать лекарства за такие деньги. В Татарстане эту проблему решили через гражданские медучреждения, но даже там предполагают дефицит препаратов весной 2016 года.
Найдутся те, кто скажет, что на обеспечение осуждённых нужно искать средства в последнюю очередь. Кто-то снова вспомнит, что они едят, пьют, сидят и лечатся за счёт налогоплательщиков. Но ведь дело не в том, какой человек умрёт, а в том, что человек умрёт. И в этом страшном приближении смерти заключённых нельзя будет обвинить конкретного человека, потому что виновата система. Медсанчасти просят обеспечить учреждения лекарствами, ФСИН отказывает им, не усматривая дефицит, Минздрав не может закупить необходимый объём препаратов из-за недофинансирования, денег не предвидится, 2015 год был тяжёлый, бюджет на 2016 кое-как слатали. Всегда найдутся причины. И они, может быть, объективны. Урезать бюджет можно с разных сторон, но с оглядкой на конституцию, на ФЗ, в конце концов, с оглядкой на человека. И неважно, за решёткой он сидит или под голубым небом бродит, главное — не нарушить его права сидеть и бродить, получая при этом необходимые лекарства.
КОММЕНТИРУЕМОЕ ЗА СУТКИ
Информацию о забеременевшей от отчима девочке в Забайкалье передали в СКР 57
33-летняя экономист назначена замминистра планирования Забайкалья 29
Швейцарские СМИ назвали российскую вакцину «Спутник V» хитом 23
Тайная биография губернатора 22
Чита заняла 96-е место из 100 в рейтинге городов России по доступности жизни 22