ПочтаВыйтиРеклама на порталеИркутскАгинское

Чита.Ру — Информационный портал Читы и Забайкальского края

 

ОБЗОРЫЧИТЫ И ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

 

Драка за минералку — обзор краевых СМИ

Обзоры краевых СМИЧитаФото: Ксения Зимина

Всё, что происходило и происходит с материальным наследством советского периода — всё достойно описания. Что-то появится в книгах, что-то в газетах, многое — в томах уголовных дел.

Неплохой и лихо закрученный по сюжету сериал можно снять на основе журналистского расследования Константина Чирова, опубликованного в газете «Забайкальский рабочий». И это была бы только одна из множества сторон становления бизнеса в Забайкалье, та, что касается минеральной воды. В пузырьках минералки можно разглядеть восставшего из мёртвых профессионального разрушителя предприятий, боевиков читинских преступных группировок, врезанный в трубу добычи углекислого газа «левый» кран и многое-многое другое.

Особенности передела рынка минералки в Забайкалье

Антикоррупционная комиссия Забайкальского края по запросу газеты «Забайкальский рабочий» инициировала проверку законности участия государственного автономного учреждения здравоохранения «Центр медицинской реабилитации «Дарасун» в малом предприятии по розливу минеральной воды и промышленной добыче углекислого газа на территории известного забайкальского курорта.

Проверка ещё продолжается, но журналисту стало известно, что проверяющие поставили под сомнение обоснованность договорных отношений между ГАУ и этой частной фирмой. Нашему запросу предшествовала долгая история, в которой имеется даже эпизод с возбуждением уголовного дела.

Остаться на плаву

Пусть не смущает наших читателей то, что начнём мы свой рассказ не с событий в санатории «Дарасун», а с истории другого предприятия, которое находилось в центре Читы. Все это очень важно для раскрытия обстоятельств.

Читинский ликероводочный завод ОАО «Экстра» в 90-е годы возглавлял Вячеслав Черников, ныне известный как директор торгового центра «Ликерка-Плаза» и ООО «Ямаровка». В составе акционеров завода в те смутные времена появились имена известных «авторитетных предпринимателей» Константина Ключевского, Евгения Жарова, Леонида Калинина, Бориса Путинцева. С 2004 года в список акционеров попали также фамилии Осинцева и Мельничука — лидеров ещё одного ОПС. Два Игоря — Осинцев (кличка Осина) и Мельничук (Красный) — получили славу одной из самых дерзких «бригад» России 90-х. На их счету, как сейчас выясняет следствие и суд, 34 убийства и факта устранения конкурентов, а также рейдерские захваты предприятий.

Материалы, приобщённые к уголовному делу, возбуждённому в краевом следственном управлении СКР в 2013 году по фактам самоуправства и ограничения конкуренции в посёлке Курорт Дарасун (о нём пойдёт речь далее), позволяют сделать вывод о приятельских отношениях «осиновских» и Вячеслава Черникова. В частности, имеется несколько фото с их совместной охоты. Каждый желающий может ознакомиться с этими материалами на Читинском городском форуме в интернете.

Обладая исключительным природным чутьём, свойственным людям подобного склада, Черников, судя по всему, умело лавировал между интересами людей Константина Ключевского и Игоря Осинцева, пока, наконец, первые не были устранены. Уже в нулевых ряды акционеров ликероводочного завода стали редеть. Ключевский и его компаньоны были убиты один за другим с 2004 по 2009 года.

6 июля 2014 года суд признал ОАО «Экстра» банкротом и открыл в отношении него конкурсное производство. Черников выступал единственным конкурсным кредитом предприятия. По документам дела о банкротстве, доступным к открытому просмотру на сайте Арбитражного суда Забайкальского края, только в третью очередь требований конкурсного кредитора включены требования в размере 1 миллиона 617 тысяч 652 рублей 92 копеек.

Не так уж и много, если считать, что в ту пору, когда Черников ещё был директором работающего завода, оборот предприятия составлял десятки миллионов рублей.

Следует отметить, что на момент судебного процесса у банкрота уже отсутствовало какое-либо имущество для формирования конкурсной массы, поскольку на месте завода возвышалось несколько новостроек. В одной из них, как известно, располагается торговый центр «Ликерка-Плаза».

На сегодняшний день конкурсное производство в отношении открытого акционерного общества «Экстра» завершено.

Выстрелы в санатории

В своём повествовании вернёмся на несколько лет назад, чтобы рассказать ещё о двух эпизодах, имеющих отношение к делу. Дело это запутанное, но жутко интересное. В 2006 году поистине грандиозная схватка за собственность на средства производства началась на территории санатория «Дарасун», являвшегося в ту пору собственностью профсоюзов. Суть в том, что «Дарасун» – это не только оздоравливающие ванны и вода, обладающая целебными свойствами. Это ещё и месторождение редкого промышленного сырья — углекислого газа, который во все времена был востребован на производствах самых различных отраслей — от пищевой промышленности до металлургии.

С конца 90-х сбором свободно выделяющейся из минеральных ключей «Дарасуна» углекислоты занималось ООО «Красная вода», созданное при соучредительстве предпринимателей и санатория. Накаченные газом баллоны отправлялись за пределы Забайкалья и приносили стабильный доход. До тех пор, пока в Курорт Дарасун не наведались гости, которые, как в сказке про ледяную и лубяную избушку, решили стать хозяевами бизнеса тех, кто не желает с ними делиться. В схеме, которую они проводили, фигурировали и фамилии известных в ту пору должностных лиц забайкальского профобъединения – председателя ФПЗ Геннадия Долгова, директора санаторно-курортного учреждения профсоюзов Владимира Сандракеева.

Деятельность последнего достойна отдельного журналистского расследования, поскольку непонятно, как только что построенное на средства профсоюзов здание СКУП «Читакурорт» по улице Бутина, 54 перешло в собственность его фирмы «Алые паруса», а само курортное учреждение переехало на улицу Суглинную в обыкновенный подвал. Но речь сейчас о том, что незадолго до этого судьба свела Сандракеева с Вячеславом Черниковым.

В 2006 году эти «партнёры» пытались заставить директора ООО «Красная вода» Михаила Волошина делиться долей в предприятии, а, получив отказ, стали действовать более жёстким способом. Дело дошло даже до стрельбы на территории курорта. Нежданные визитёры, впоследствии ставшие фигурантами различных уголовных дел, перекрыли распределительный кран на месте сбора углекислоты, сделав отвод в сторону своего незаконно и наспех сооружённого цеха.

Одновременно с этим, по инициативе Сандракеева, началась многолетняя судебная тяжба, в которой и «Читакурорт», и «Красная вода» увязли, что называется, «по самое не хочу». Санаторий «Дарасун» был лишён статуса юридического лица, следовательно, не мог выступать соучредителем других предприятий. Понадобилось переоформление документов и перезаключение учредительного договора «Красной воды» со СКУП «Читакурорт». Но делать этого Сандракеев и не собирался.

Для добычи углекислоты было создано новое предприятие — ООО «Дарасун». За работу принялись въедливые юристы, которые ловко жонглировали учредительными документами, договорными отношениями и даже регистрационными номерами предприятий (ОГРН) для ведения налоговой отчётности.

При создании ООО «Дарасун» его учредителями, кроме СКУП, стали физические лица: сам Черников, дочь Сандракеева Ольга Крицкая, председатель Федерации профсоюзов Геннадий Долгов (должностное лицо, не имеющее право на подобного рода участие) и некий Вадим Бычков — известный и ныне уже покойный боевик группировки «осиновских». В августе 2015 года он был застрелен на даче в районе Молоковки в ходе конфликта о разделе имущества. Впоследствии ни Долгова, ни СКУП в списке учредителей ООО «Дарасун» уже не было.

Именно эти события и стали поводом для возбуждения уголовного дела по ст. 330 (самоуправство) и ст. 178, ч. 3 (ограничение конкуренции с применением насилия) УК РФ, о котором мы уже упоминали выше. Дело было дважды приостановлено и вновь возбуждено. Сейчас оно снова находится без движения, надеемся, временно.

Совет Федерации профсоюзов пытался воспрепятствовать отъёму её собственности. Но все, что смогли сделать профбоссы, это поставить на вид председателю нарушение им законодательства и потребовать уволить Сандракеева. Однако на месте Владимира Ивановича появилась Валентина Кузьмина, и настала очередь непонятных событий вокруг другого предприятия.

Цепочка замкнулась

Возможно, Кузьмина имеет какое-то отношение к появлению в Чите в 2007 году профессионального ликвидатора стабильно работающих предприятий Игоря Журенкова. К тому времени за его плечами был уже большой опыт подрывной деятельности. В Приморском крае в отношении Журенкова правоохранительные органы возбуждали уголовное дело по фактам преднамеренного банкротства и злоупотребления полномочиями. Тогда он был арбитражным управляющим и каким-то чудом избежал наказания. Журенков же способствовал преднамеренному банкротству Владивостокской базы тихоокеанского рыболовецкого флота. В один из моментов своей «славной трудовой биографии» он даже был признан умершим, а затем, видимо, когда миновала опасность очередного уголовного преследования, явился в суд и потребовал признать себя живым. В 2007 году Игорь Журенков приезжает в Читу, где становится директором ещё одного курортдарасунского предприятия под крылом профсоюзов – ООО «Рэдон», занимавшегося бутилированием минеральной воды.

Известно, что Журенков увёз в Иркутск воды «Дарасун» на 500 тысяч рублей, но деньги эти ушли в неизвестном направлении. Предприятие не расплачивалось с долгами по налогам, но при этом закупало ненужную оргтехнику и другие дорогостоящие вещи. Условия труда в «Рэдоне» резко ухудшились. К моменту, когда все стало совсем плохо, Журенкова уже не было. А потому тяготы от его деятельности свалились на нового директора — Екатерину Степанову, которая поначалу и не подозревала, какое «наследство» ей досталось.

Таким образом, «Рэдон» подвели к банкротству и ликвидировали, а на его место пришло уже известное нам ООО «Дарасун», имеющее отношение к Черникову. Это был эффектно проведённый блицкриг. Одно предприятие сменило другое в течение мая 2008 года, когда ещё даже не был готов сертификат, дающий ООО «Дарасун» право на розлив минеральной воды. Впрочем, данным моментом, похоже, тогда никто, кроме автора этих строк, не заинтересовался.

В результате устранения «Рэдона» Вячеславу Черникову удалось де-факто объединить своё ООО «Ямаровка» с фирмой «Дарасун» в единый холдинг. И оптовые партии минеральной воды обеих марок, и углекислоту можно было теперь заказать, позвонив по одному номеру телефона. А то, что доля в «Дарасуне», ранее принадлежавшая Черникову, теперь числилась за неким ООО «Стелла», не наводило ни на какие мысли никого из тех, кто не знал, что хозяйкой «Стеллы» записана дочь Вячеслава Черникова Илона.

В 2008 году Федерация профсоюзов передала несколько курортов, в том числе и «Дарасун», в собственность только что созданного Забайкальского края. СКУП «Читакурорт» было ликвидировано, а его место в числе учредителей черниковской фирмы после нескольких реорганизаций заняло Государственное автономное учреждение «Центр медицинской реабилитации «Дарасун» с долей в 51 процент (у Илоны Вячеславовны оказался пакет в 49 процентов). В конце 2015 года по запросу газеты «Забайкальский рабочий» краевая антикоррупционная комиссия инициировала проверку правомерности участия ГАУ в ООО, к которому имеется немало вопросов. Отвечая на наш запрос, председатель комиссии Геннадий Чупин информировал о том, что это участие было оформлено с нарушением законодательства, что свидетельствует о наличии коррупционных рисков и даёт повод «рассмотреть вопрос о необходимости дальнейшего участия ГАУ «Дарасун» в ООО «Дарасун» и существования договорных отношений между ними».

«Забайкальский рабочий» следит за развитием событий. В соответствии со ст. 46 Закона «О СМИ» (право на ответ) мы готовы предоставить право высказаться на страницах нашей газеты всем сторонам, чьи интересы были затронуты этой публикацией.

Досье

Черников Вячеслав Владимирович родился 19 сентября 1964 года в городе Мичуринске Тамбовской области. В 1990-х годах являлся генеральным директором ОАО «Экстра», владевшего ликероводочным заводом по ул. Чкалова, 149 в Чите. С начала 2000-х годов возглавлял ООО «Ямаровка», и совместно с сыном Арсением — ООО «Русская пища». С 2014 года — директор торгово-офисного центра «Ликерка-Плаза». В 2008 году баллотировался в депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края, но не был избран.



Константин Чиров, «Забайкальский рабочий» №12-13

Главный редактор газеты «Вечорка» Владимир Кантемир обстоятельно побеседовал с митрополитом Читинским и Петровск-Забайкальским Владимиром. «Благословите, Владыко. За окном -35С°», — так начался этот разговор об исламизации, Донбассе, Варлааме Чикойском, храме на КСК и Музее декабристов, куда без него. «Мы не должны забывать, что эти люди были представителями тайных обществ, широко распространённых в то время. Они пытались принести западные ценности, не всегда приемлемые и соотносящиеся с нашей национальной русской культурой…» — считает Владимир.

Митрополит Владимир: декабристы ходили в церковь не как в музей

Дежавю, не иначе. Тот же кабинет, те же стол и стулья, то же убранство. Вот только на стене портрет не Алексия II, а его преемника — Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Да и предо мной находится за рабочим столом не набивший Забайкалью православную оскомину Владыка Евстафий, а годящийся ему в сыновья, но тоже Владыка.

Итак, встречайте — сегодняшний гость рубрики «Интервью на грани» митрополит Читинский и Петровск-Забайкальский Владимир, а в миру Самохин Михаил Викторович.

– Благословите, Владыко. За окном -35С°. Как Вам забайкальская зима по сравнению с родной Рязанщиной?

– Это моя вторая зима в Забайкалье. Конечно, температуры отличаются от Черноземья, но ничего, жить можно, спокойно все переношу.

В такие морозы закаляется и вера, и организм.

«Вечорка» когда-то писала о судьбе бывшего священника Сергия Таратухина. Он был лишён сана якобы за поддержку Михаила Ходорковского, который в то время отбывал срок в колонии в Краснокаменске. Мы знаем, что Таратухин подавал прошение на восстановление в сане. Будет ли он восстановлен? Какова судьба других священников, попавших в запрет при прежнем архиерее?

– Сергей Михайлович Таратухин может рассчитывать на возвращение к священнослужению. Он может быть восстановлен в священном сане, если обратится с этим вопросом в общецерковный суд Русской православной церкви (РПЦ), который разбирает подобные дела и компетентен вынести своё суждение. Оно утверждается в дальнейшем Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. На данный момент Сергей Михайлович несёт послушание в епархиальных отделах, трудится при Казанском кафедральном соборе в Чите, и я думаю, что если его дело будет рассмотрено в общецерковном суде, то, возможно, он будет возвращён к священнослужению. А что касается других священников, которые были запрещены в прежние годы, то некоторые из них были мной возвращены к служению. Здесь необходимо разделять запрет к священнослужению, который накладывается на определённый срок, и лишение сана. Постановление о священном сане может быть рассмотрено только в общецерковном суде РПЦ. А те священнослужители, которые были выведены из запрета, они сейчас несут своё послушание, своё служение в приходах нашей Забайкальской митрополии. Это протоиерей Сергий Комков, это иерей Дмитрий Каширин. А после решения общецерковного суда был восстановлен в священном сане иерей Владимир Новоспасский, который сейчас служит в Казанском кафедральном соборе.

– Идеи запрещённого в России ИГ вгрызаются в неокрепшие умы молодёжи на территории республик бывшего СССР. Исламизация России в перспективе — это миф или реальность?

– Сегодня звучат реплики о том, что России грозит всеобщая исламизация. На мой взгляд, это скорее миф. Я считаю, что сегодняшний баланс между православными, мусульманами, иудеями, буддистами — представителями традиционных религий — должен впредь сохраняться. И самое главное, чтобы представители разных религий находили между собой понимание, сохраняли и передавали последующим поколениям те традиционные ценности, которые станут основой для мира, единства тех людей, которые сегодня составляют современное общество. Молодые люди всегда являются людьми ищущими, которые зачастую настроены максималистически, поэтому они ищут острых ощущений, новых идей. И эти радикальные течения в соцсетях либо в среде друзей порой, что называется, уловляют в свои сети молодых людей — славян, русских парней, которые отправляются вступать в ряды запрещённой организации ИГИЛ, принимают участие в боевых действиях и т. д. Но надо понимать, что, как правило, их ждёт бесславная кончина, скорее всего. РПЦ стремится противопоставить этому прежде всего просвещение, религиозное образование. Церковь сегодня не только активно занимается с детьми в воскресных школах, но и проводит работу с молодёжью. И мы стараемся сделать все, что в наших силах, для того, чтобы наша молодёжь обратилась к тем традиционным нравственным ценностям, которые несёт православная культура вот уже 2000 лет.

– В нашей епархии есть свой святой — Варлаам Чикойский, забайкальский чудотворец. Он известен подвижнической праведной жизнью, в том числе как просветитель язычников. Но почему его называют чудотворцем? Может, мы просто не знаем о случаях чудотворения, связанных с ним?

– Прежде всего хотелось бы сказать, что наименование преподобного Варлаама Чикойского чудотворцем — это некая дань богочестивой традиции. Так принято в Церкви именовать святых. И каждый угодник Божий, тот или иной святой, предстательствуя о нас пред Богом, помогает нам встать на путь спасения, помогает преодолевать трудности, укрепляться в вере. Необходимо отметить; что жизнеописание Варалама Чикойского на данный момент не до конца, наверное, изучено. Бог даст, и современные исследователи смогут составить более полное жизнеописание этого преподобного подвижника и, может быть, откроются новые свидетельства о тех чудесах, которые он совершает, может, даже в наши дни.

В этой связи хотел бы сказать о возрождении места подвигов Варлаама Чикойского — это Иоанно-Предтеченский Варламо-Чикойский монастырь. В конце 2015 года мной был подписан указ о воссоздании этого монастыря. Я выезжал на это место, побывал там. Сейчас там регистрируется и будет действовать архиерейское подворье. Туда уже направлены первые насельники возрождающейся обители, которые сейчас несут своё монашеское послушание, церковное служение на приходе в селе Урлук. Особые чувства посещают верующего человека, который прибывает в это святое место Забайкалья. Хотя от него сохранились только фундаменты, руины, всё-таки ощущается особая благодать, особые духовные переживания посещают. Этому способствует и замечательная природа вокруг. Я думаю, что Господь даст нам возможность, и с Божьей помощью мы восстановим там монастырь, первая братия уже прибыла.

– Что, по-Вашему, происходит в настоящее время на Украине и на Донбассе?

– Хотел бы обратиться к словам Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, который совсем недавно, отвечая на вопросы, сказал, что в основе конфликта на Украине лежит то, что люди с некоторыми западными ценностями стали лезть на восток. На мой взгляд, произошло в том числе некое мировоззренческое противостояние. И сегодня я бы хотел отметить роль РПЦ, которая с первых дней конфликта молится, чтобы Бог остановил это кровопролитие, потому что если Бог не вмешается в то, что происходит на Украине, Донбассе, то, наверное, никто из людей не сможет этого сделать. Человек силен, когда Бог с ним. И наша Церковь, на мой взгляд, единственная на территории Украины, которая не разделяет Украину, а, наоборот, объединяет. Все территории Украины — и восток, и запад, — канонически относятся к юрисдикции Московского Патриархата. И все приходы РПЦ, вне зависимой от того, где находятся, по благословлению Святейшего Патриарха молятся о том, чтобы Господь остановил эту междоусобную брань, кровопролитие. Ежедневно во всех храмах читается молитва о мире на Украине.

Люди разные. Везде есть свои традиции, и очень важно одни ценности, которые, может быть, более распространены в западной части Украины, не переносить на восток, насильственно их насаждать. Я думаю, что к голосу Церкви должны прислушаться и политики. Многое зависит от них, от тех людей, которые так или иначе являются сторонами в этом конфликте, и они должны пересмотреть, наверное, многие вещи и, конечно же, простить других людей, чтобы не усугублялся конфликт.

– Православные читатели нашей газеты интересуются, почему стало проводиться меньше крестных ходов. Раньше крестные ходы проводились несколько раз в год, например, на Казанскую или Александра Невского. Это технические трудности?

– Главным таинством Церкви является евхаристия. Она совершается во время Божественной литургии, где верующие под видом хлеба и вина причащаются Святых Тела и Крови Христовых. Через это таинственным образом мы соединяемся с Богом здесь уже, на земле. Помимо этого, согласно сложившейся православной традиции, в дни особых церковных праздников — это, как правило, престольные праздники — совершаются молебные пения и крестные ходы. Крестный ход — это тот же молебен, который совершается в движении.

В минувшем году впервые в Забайкалье, в Чите, прошёл общегородской Пасхальный ход, завершающим этапом которого стало торжественное шествие от Преображенского храма на ул. Чайковского до Казанского кафедрального собора. А к Преображенскому храму верующие приходили со своих храмов — с духовенством, с хоругвями, с иконами, с песнопениями. В Казанском соборе была совершена архипастырями Пасхальная вечерня. В крестном ходе приняли участие несколько сотен верующих из Читы и её окрестностей. Надеюсь, что он станет традиционным.

В этом году у нас в планах провести крестные ходы по новым маршрутам, но я раньше времени не хотел бы об этом говорить. Есть определённые задумки, я думаю, что верующие неоднократно смогут участвовать в наступившем году в крестных ходах, которые, повторюсь, наверное, будут становиться общегородскими православными шествиями. Ну и потом в дни престольных праздников совершаются крестные ходы вокруг Казанского кафедрального собора, может быть, несколько сократился или поменялся маршрут, но нельзя сказать, что крестные ходы перестали совершать в нашей епархии.

– Владыко, когда будет построен храм на КСК? Пожилым людям трудно добираться в центр города, да и на ГРЭС не очень удобно.

– Земельный участок, выделенный под строительство храма рядом с районной администрацией, практически оформлен. У прихода существует оригинальный проект нового храма. Я надеюсь, что в самое ближайшее время община приступит к возведению временного храма, чтобы поскорее начать богослужения на КСК. И параллельно с тем, как будет развиваться церковная жизнь в этом временном храме, начнутся, я думаю, с весны работы по возведению капитального каменного храма. Все зависит напрямую от активности, усердия в деле строительства местных жителей, которые призваны стать прихожанами будущего храма.

– Забайкалье априори многоконфессионально. Возможен ли диалог и конструктивное сосуществование представителей РПЦ, магометанства, буддизма (ламаизма), иудаизма и шаманизма на этой территории? Если да, то какими Вы их видите?

– Нет никаких предпосылок разделения, наоборот, перед нами стоят общие задачи. Мы могли бы объединить усилия в преодолении тех негативных тенденций, которые присутствуют в жизни современного общества и достаточно широко распространены, к сожалению, среди молодёжи. Это наркомания, алкоголизм, распущенность, пропаганда разврата, это ситуация с абортами. Все вместе мы могли бы потрудиться в деле распространения традиционных нравственных ценностей. Вместе проявлять заботу о подрастающем поколении, вместе находить точки соприкосновения в социальной деятельности — будь то помощь неимущим, женщинам, которые попали в трудные жизненные обстоятельства, и другое. Я думаю, никто не сумеет нарушить этот баланс между представителями традиционных религий Забайкалья, мы будем дальше мирно сосуществовать на забайкальской земле.

– Владыко, Вы приняли решение о создании прихода храма Михаила Архангела, использующегося в качестве музея декабристов. Многие наши читатели поддерживают идею возвращения храма Православной Церкви, хотя есть и противники. А каковы, на Ваш взгляд, могут быть конкретные меры или механизм возвращения храма Церкви? И как можно успокоить противников, если это вообще необходимо?

– Мной было принято решение о создании прихода храма Архангела Михаила. Это было вызвано многочисленными обращениями ко мне жителей Читы, которые бы желали воссоздать приход. Церковь не стремится предпринимать какие-то действия, которые бы поставили под угрозу существование музея декабристов. Напротив, мы выступаем за создание современного многофункционального культурного центра, где музей смог бы не только организовывать выставочные экспозиции, но и получил бы возможность вести разноплановую просветительскую работу. В любом случае, епархия намерена действовать в строго правовом поле, в соответствии с законодательством РФ. Я надеюсь, что все будут удовлетворены — храм будет возвращён епархии, в нём будут совершаться богослужения, а музейная экспозиция займёт самое достойное место в современном культурном центре.

– За чей счёт будет построен современный центр?

– Этот вопрос нужно адресовать к исполнительной власти региона, потому что ещё с начала 2010-х годов звучали заявления, что создана концепция перемещения данной экспозиции в другое место, и есть понимание, где этот музей должен находиться. Музей является краевым, поэтому власти края должны позаботиться, чтобы экспозиция существовала в достойных условиях.

– Декабристы — зло или благо в истории России?

– Среди них были разные люди. Несомненно, их заслуги на благо Забайкалья многим известны. Но мы не должны забывать, что эти люди были представителями тайных обществ, широко распространённых в то время. Они пытались принести западные ценности, не всегда приемлемые и соотносящиеся с нашей национальной русской культурой. Но и само то, что люди, давшие Присягу, восстали против императора, я думаю, заставляет нас определённым образом относиться к ним как к людям всё-таки бунтарского, мятежного духа. По сути, они восстали против существовавшего на тот момент политического строя в России.

Некоторые из них были верующими людьми. И мы знаем, что сами декабристы, их жены, члены их семей ходили в этот храм не как в музей, не смотрели там выставочную экспозицию. Они заботились о благоустроении, благоукрашении этого храма, посещали богослужения, приступали к церковным таинствам — венчались, крестили своих детей. Рядом с храмом существовал некрополь, были захоронения. Некоторые декабристы закончили свой жизненный путь чрез покаяние в Православной Церкви. Перед свой кончиной покаялись пред Богом в присутствии священника в своих неправильных поступках.

– Церковь в селе Калинино, которая достойна быть объектом всемирного исторического наследия… Мы даже сдавали деньги, и нам обещали, что церковь восстановят. А воз и ныне там?

– Судьба этого уникального архитектурного памятника, которым является Успенский храм в селе Калинино, вызывает тревогу на протяжении уже продолжительного периода. Средства, которые собирались прихожанами и поступали на счёт Читинской епархии, перечислены полностью на счёт Нерчинской епархии, на канонической территории которой теперь располагается храм в Калинино, и ждут там своего часа. Но в связи с тем, что здание храма несколько лет назад стало краевой собственностью, я думаю, что министерство культуры, должно позаботиться о спасении этого уникального памятника архитектуры, старейшего каменного храма на нашей территории. На данный момент собрано порядка 13 млн рублей. Мы выступали противниками сноса нескольких частей храма и мы постарались остановить реализацию того проекта, который был создан небезызвестными архитекторами местной организации, потому что, на наш взгляд, это нанесло бы невосполнимые потери этому храму и вызвало бы непонимание у всего архитектурного и православного общества в России. Нами было предложено восстановление храма проводить в строгом соответствии со всеми нормами, которые распространяются на памятники архитектуры федерального значения. Должен быть составлен грамотный проект специалистами, а к работе надо привлекать строго квалифицированных профессионалов. На ум приходит аналогия с нерчинским Бутинским дворцом (попал в федеральную программу реконструкции — ред. ). Мы, ведя переговоры с Министерством культуры, говорили, что точно так же по федеральной целевой программе мог бы быть восстановлен и храм в Калинино. Если б раньше мы пошли по этому пути, то в значительной степени храм бы был уже восстановлен.

– Владыко, Ваш предшественник епископ Евстафий в своё время заявил «Вечорке», что китайцы скоро все станут православными. Что имел в виду его Высокопреосвященство и возможно ли такое?

– Мне не совсем корректно было бы комментировать слова моего предшественника, не зная, в каком контексте они были сказаны. Я могу лишь сказать, что каждый христианин призван являть окружающим его людям красоту православной веры. Мы призываемся Самим Господом быть примером для всех людей, в том числе и для иностранных граждан, которые приезжают в наш регион. И может быть, они через определённое время, глядя на нас, будут креститься в православную веру. Мы знаем такие примеры…

Православные священники китайцы есть, но их считанные единицы, потому что законодательство современного Китая ставит ограничения определённого рода. Не так давно состоялся визит Святейшего Патриарха Кирилла в Китай, во время которого он посетил православные храмы, которые были построены ещё в прошлом веке. И даже совершил богослужение. Мы готовы к диалогу. В этом году в забайкальскую митрополию должно поступить несколько тысяч экземпляров культурологического пособия, касающегося православной веры, жизни и богослужения, которые сейчас готовятся именно на китайском языке для ведения просветительской работы среди китайского населения, в первую очередь, проживающего на территории края. Когда мы получим это пособие, подумаем, как его распространить среди мигрантов из Китая, которые трудятся и живут на территории нашего региона.

– Ваши пожелания читателям Народной газеты «Вечорка», независимо от их конфессиональной принадлежности, по случаю Нового года, Рождества Христова и Святого Крещения Господня.

– Хотел бы пожелать, чтобы в наступившем году, несмотря ни на какие проблемы, трудности, вызванные в том числе экономическим кризисом, тем, что гораздо сложнее стало жить на сегодняшний день, мы не теряли надежду и веру в лучшее. Подобные кризисы разного рода неоднократно происходили в нашей стране, мы их преодолевали с надеждой на лучшее, с верой в Бога и в свои силы. Нам необходимо сохранять спокойствие, приобретать терпение, хранить единство, пребывать в мире, во взаимном уважении, в любви со своими ближними и дальними, со всеми людьми, которые нас окружают. Я думаю, это даст возможность нам преодолеть все, что сегодня стоит перед нами, и дальше трудиться, создавая крепкое государство в нашем родном Отечестве.

А тем временем:

После интервью с предыдущим Владыкой Евстафием, состоявшемся в приснопамятном 2008 году, я попал на допрос к офицерам УБОП, которые показывали мне фотографии авторитетных предпринимателей Читы и спрашивали, знаю ли я их…

После интервью с Владыкой нынешним без полиции тоже не обошлось. Под занавес моего журналистского таинства в кабинет вошёл начальник УМВД по Чите полковник полиции Геннадий Мосякин. Он согласовывал взаимодействие полиции и Церкви в день Крещения Господня, опасаясь, что у читинских иорданей будет много «православных» алкашей. Но пронесло.

Я же, пообщавшись с митрополитом Владимиром, поехал в тайгу, где чуть не околел в 50-градусный мороз. Видимо, благословение Владыки позволило мне дописать это интервью на усладу читателю…

Досье «Вечорки»

Владимир, митрополит Читинский и Петровск-Забайкальский (Самохин Михаил Викторович). Родился 18 ноября 1979 г. в семье служащих в г. Скопине Рязанской обл. В 1995 г. окончил среднюю школу № 2 г. Скопина. В 1995—1997 гг. обучался в Рязанском духовном училище.

В 1997 г. поступил на 3-й курс Калужской духовной семинарии, которую окончил в 1999 г. В 1999- 2003 гг. обучался в Санкт-Петербургской духовной академии. В июне 2005 г. защитил дипломную работу по теме «Общество Иисуса (иезуиты). Контрреформационный аспект деятельности»…

Решением Священного Синода от 6 октября 2011 г. (журнал № 135) избран епископом Скопинским и Шацким.

Наречен во епископа 25 ноября 2011 г. Решением Священного Синода от 30 мая 2014 г. (журнал № 35) назначен Преосвященным Читинским и Краснокаменским. Решением Священного Синода от 25 декабря 2014 г. (журнал № 121) в связи с образованием Нерчинской епархии присвоен титул «Читинский и Петровск-Забайкальский»; назначен главой Забайкальской митрополии. 1 февраля 2015 г. за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя в Москве Святейшим Патриархом Кириллом возведён в сан митрополита.



Беседовал Владимир Кантемир, «Вечорка» №4

«Аргументы и факты. Забайкалье» опубликовали материал о мэре Нерчинска Викторе Наделяеве и его мечте — вернуть Нерчинску статус города. Мы и сами, начав читать статью, не поняли, зачем возвращать то, что было даровано во времена Петра I. Оказывается, есть нюанс. С 90-х годов прошлого века в официальных документах Нерчинск значится, как «Городское поселение», а это всё-таки не совсем город, даром, что проживает в нём более 14 тысяч жителей, и это только по официальным данным. По неофициальным — существенно больше.

«Я знаю, город будет!»

Виктор Наделяев намерен вернуть Нерчинску статус города.

Оптимистичная фраза Владимира Маяковского созвучна настрою и стилю работы Виктора Владимировича – сравнительно молодого мэра Нерчинска: он в кресле только с осени прошлого года.

Городок не ахти…

Молодой-то молодой, но хозяйственник опытный, в своё время был главой Чернышевского района, откуда переехал сюда два года назад. А потому сразу и без особого труда определил приоритеты, и Нерчинск преобразился: стал чище, просторнее, светлее. И дело не только в том, что асфальтируются и освещаются улицы, убираются свалки – здесь дух исторического города возрождается. И Наделяев сам говорит о своём намерении: «Мы вернём Нерчинску статус города. Необходимо восстановить историческую справедливость». И верно!

Это кусочек из известной фразы Антона Павловича Чехова, побывавшего здесь проездом ещё в 19 веке: «Нерчинск – городок не ахти, но жить можно». Наверное, так думали и другие гости: американский журналист Дж. Кеннан и будущий император Николай Второй, пожертвовавший городу 500 рублей. Здесь было чем восхищаться: жемчужина не только Нерчинска, но и всего Забайкалья – знаменитый Бутинский дворец с его усадьбой сверкал красотой необыкновенной. Покоряет и сейчас – восставший из пепелища благодаря людям – патриотам Нерчинска и района. И многие вспоминают вклад Равиля Гениатулина: его усилиями в 2003 году начались восстановительные работы, а в 2005-м пришли первые экскурсанты. И сейчас Дворец живёт (в ноябре 2015-го состоялось второе открытие), и будущее его прекрасно: туристы поглядывают на восток Забайкалья и планируют сюда поездки.

И ещё один наиважнейший факт: именно здесь в 1689 году состоялись переговоры между московским и китайским правительством о границе. И тогда же был подписан договор, известный под названием «Нерчинский». Как отмечает в своей работе нерчинский краевед, историк Александр Литвинцев: «Это был первый политический акт, создавший благоприятные условия для развития экономических и культурных связей России с Китаем».

Нерчинск старше Читы на 162 года. В 2014 году праздновали юбилей – 325-летие со дня присвоения ему статуса города. За три с лишним века он многое претерпел. Но жил и выстоял при всех режимах – от царского (тогда – жил!) до «развитого социализма». Досталось при демократах, в 90-х годах прошлого столетия. Тогда ведь «мы все разрушим, а затем…». Вот и получилось, что старинный город Нерчинск был лишён статуса и с тех пор значится «Городское поселение «Нерчинское». Кстати, такие революционные перемены коснулись тогда и других забайкальских городов – Борзи, Балея… Что за ерунда! Что за нескладухи такие! Ну, сами посудите: Нерчинск имеет свой герб, дарованный ещё императрицей Екатериной Второй, и по решению нашей митрополии теперь считается кафедральным городом со своим Свято-Воскресенским собором, входит в Нерчинскую епархию, и здесь свой Владыка – епископ Димитрий (Елисеев). А по всем административным документам – поселение. Каторжным отдаёт, и то, что в городе две колонии; одна – женская, вторая – мужская строгого режима. Но ведь не они градообразующие, так сказать, объекты. Это было бы смешно! Но как там? «Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно». Многие из жителей искренне грустят и ропщут, мол, поселенцы мы. А их, нерчинцев, ни много – ни мало, 16 тысяч! (А всего населения в районе, по данным статистики, 24 тысячи).

Вот и новый мэр Виктор Наделяев этой темой тоже озабочен и намерен вернуть Нерчинску статус города. (Говорят, нынешний губернатор Константин Ильковский эту идею одобряет).

Чудес не бывает?

Ещё как бывает! Я уже упомянула, что Нерчинск преображается, на улицах стало чище и светлее, электрический свет так и бьёт в глаза: и по вечерам, и ночью освещены все улицы. По словам мэра, нигде вся эта красота не нарушена и не порушена: не разбит ни один фонарь, не сломана ни одна скамейка… И все это та самая поддержка населения, без которой невозможна успешная работа любого руководителя, и все это придаст тот оптимизм, о котором говорил Наделяев, когда мы встретились с ним в студёном декабрьском Нерчинске. На календаре ещё был 2015 год, и сделано было уже немало, в плане благоустройства – особенно. А вот и новогодний подарок – ледовый городок у собора, такого здесь никогда не было.

Виктор Владимирович делился планами на 2016-й, но подчеркнул: «Мы живём уже годом 2017-м!»

Город шагает в будущее

А что там, в недалёком завтра? Слово – Наделяеву: «Мы не просто представляем, чем будем заниматься, но и – как. Мы знаем, здесь мы проведём освещение улиц, а там – отремонтируем дороги. И это не просто слова, уже ведутся проектные работы, например, по единой котельной, и в 2017 году начнётся её строительство. Финансирование? Мы решаем вопросы в рамках программы «Нерчинск исторический», через Фонд содействия развития ЖКХ, полицию, министерство территориального развития Забайкальского края и Министерство ЖКХ России. Получается. Делаем проект планировки исторической части Нерчинска в районе улиц им. Погодаева, им. 294-го миномётного полка, улицы Ленская. Что это означает? Во-первых, создание охранной зоны для каждого объекта культурного наследия, которые будут недоступны автомобильному транспорту, там планируются пешеходные дорожки. Во-вторых, предусматривается схема тепло- водоснабжения, канализации и электроснабжения, другие элементы благоустройства.

Сейчас Нерчинск – город перспективный. Здесь хорошо сохранились здания историко-культурного наследия,а их 145, и они различного значения: федерального, регионального, местного. Мы вошли в программу Ростуризма, есть соответствующий приказ о том, что в Нерчинске будет размещаться и развиваться эта сфера, что подразумевает развитие и коммунальной инфраструктуры на 800 млн. рублей. Это, как я уже говорил, новая котельная, водовод, которого нет, очистные сооружения, которых у нас Нерчинске пока нет. Вот эти три объекта и подразумевают инженерную инфраструктуру. И самое главное, они будут возводиться за счёт государства. И все это мы планируем начать в 2017 году, и именно со строительства котельной.

В историческую зону входят Гостиный двор, дом купца Верхотурова, Бутинский дворец…И все это для тризма.

Уже сейчас многие руководители предприятий звонят, спрашивают, когда заработает этот комплекс, предлагают свою финансовую и иную помощь, например, в устройстве освещения улиц и т.д. Особенно это руководители золотодобывающих предприятий края. Говорят: «Будем отправлять своих ребятишек, приезжать с семьями на выходные, чтоб посмотреть, отдохнуть, ведь показать вам есть что». Кстати сказать, в 2015 году в Нерчинске побывали две семьи иностранцев. Знакомились с городом, удивлялись, восхищались, а на прощание сказали, что, мол, у вас и сейчас есть на что посмотреть. И это вдохновляет!»

А хлеб насущный? «Конечно, люди сетуют, мол, того в городе нет, другого. Но сейчас крупное предприятие в Нерчинск не заведёшь: тарифы на транспортные расходы, электроэнергию… Сами понимаете, продукция будет дорогая. Поэтому нам сам Бог велел, как говорится, развивать то, что уже имеется. А это маслозавод, который работает круглогодично; и там хороший ассортимент. У нас неплохая переработка мяса, выпускаем колбасы. Конечно, влияет кризис, но куда от него деваться… Тем не менее люди работают… Есть у нас Иван Пожидаев, который вырастил более 500 тонн овощей. И не только вырастил, но и реализовал. У него предприятие «Океан», посевные площади под капусту и другие овощи, теплицы. И он по площадям закрытого грунта превзошёл «Черновский овощевод» в Чите. И по реализации продукции не отстаёт. Предприятие будет развиваться: у Пожидаева в плане создание своей оросительной системы, будут прирастать площади. А это означает создание дополнительных рабочих мест для горожан. И мы сейчас ведём переговоры с представителями Минсельхоза края о создании производства по выпуску консервированных овощей. Спрос на неё большой, особенно в восточных и северных районах не только края, но и РФ. Как и 300 лет назад, когда здесь проходил торговый путь, к нам приезжают покупатели из соседних районов, ведь у нас несколько оптовых баз. В общем, в Нерчинске сохраняются и развиваются прежние традиции».

Планов – громадьё. И все они решаются, пусть не всегда молниеносно, но целеустремлённо. А у Наделяева все ради одной цели: вернуть Нерчинску статус города. Чтоб вместо убогого «поселение» звучало гордо «Городской округ «Город Нерчинск».

…Три дня я наблюдала, как по дорогам Нерчинска упорно ползла снегоуборочная машина. Символично. Так и мэр со своей немногочисленной командой из восьми человек упорно ведёт свой город в будущее.



Ирина Жигулина, «Аргументы и факты. Забайкалье» №4

Журналист Татьяна Белокопытова в Татьянин день побывала у Татьяны Воронченко — профессора, стоявшей у истоков журналистского образования в Чите. И в разговоре обо всём понемногу как-то сама собой всплыла одна из самых педалируемых тем современности — мнимая и реальная журналистская кровожадность. «Сегодня часто говорят на разных уровнях о проявлениях агрессивности в СМИ, думается, необходимо противопоставить им пропаганду добрых чувств».

Татьяна Воронченко: « Пресса должна учить добру»

В Татьянин день «Экстра» взяла интервью у забайкальского профессора с мировым именем.

Профессора ЗабГУ Татьяну Воронченко в наших, журналистских, кругах называют «мамой» всех дипломированных: специалистов в области массмедиа, ведь она была в команде неравнодушных людей, которые 20 лет назад отстояли идею создания отделения журналистики тогда ещё в ЗабГГПУ. Поэтому в Татьянин день мне, выпускнице отделения журналистики, судьба подарила шанс пообщаться с человеком, благодаря которому сбылись мои мечты.

– Татьяна Викторовна, что значит для Вас Татьянин день?

С детства люблю этот праздник, всегда ждала свой День Ангела. Татьянин день значим для меня вдвойне, поскольку Святая Татьяна считается покровительницей студентов, а моя жизнь тесно связана с университетом. Первый российский университет – МГУ – был учреждён по приказу Елизаветы Петровны в 18 веке в Татьянин день, и с 25 января начинались весёлые студенческие каникулы. Сегодня эта традиция жива.

Ощущение связи времён заставляет сердце радостно биться в этот день.

– Вы сами были когда-то студенткой. Чем отличаются студенты, скажем, вашего времени от нынешних?

– У меня никогда не возникало стремления сравнивать моё поколение с последующими. Всё-таки хочется жить не прошлым (хотя оно и романтизируется в памяти), а настоящим, здесь и сейчас. Времена и нравы, бесспорно, меняются, а человек особо нет, как бы идёт сквозь время. На мой взгляд, сегодняшний студент по сути остаётся прежним: то же стремление познать мир, потребность в личном росте, знаниях, общении, самореализации. Вместе с тем, я бы отметила две отличительные черты «героя нашего времени». Первая: он более прагматичен, деловит, «материален». Не вижу в этом плохого. Реальность иногда напоминает тест на выживаемость, и молодёжь осознаёт, что надо твёрдо стоять на ногах, зарабатывать, чтобы иметь жильё, создать семью, родить детей, обеспечивать их. Главное, чтобы в стремлении к независимости не нарушались нравственные нормы. Второе: это большая информированность, возможность получать знания из разных источников.

– В 1996 г. , когда открывалось отделение журфака ЗабГГПУ, в Забайкалье остро ощущался кадровый дефицит в дипломированных специалистах. На сегодняшний день ситуация изменилась?

– Сегодня в дипломированных специалистах дефицита нет, мы их выпускаем каждый год. Другое дело, что опытных журналистов, сформированных как факультетом, так и самой жизнью, возможно, недостаточно.

Я хотела бы привести примеры успешного вхождения в пространство СМИ Забайкальского края и не только – наших выпускников. Главный редактор старейшей газеты края «Забайкальский рабочий» – Алексей Будько, редактор информагентства «Чита.Ру» – Екатерина Шайтанова, редактор «Читинского обозрения» – Николай Черняев, редактор вашего издания – газеты «Экстра», Баир Намсараев – тоже наш выпускник. Многие достойно представляют регион в центральной России. Например, в газете «Коммерсант» – работает Анна Скорнякова, Евгений Бояркин – также в Москве.

– Вы следите за судьбами выпускников факультета филологии и массовой коммуникации, вашей магистратуры и аспирантуры?

– Это живые и мобильные молодые люди, трудно уследить за их успешным продвижением. Они буквально на разных широтах и параллелях: в Чите, Москве, Крыму. В том же Санкт-Петербурге целая диаспора, работают и в университете, и в Военно-космической Академии, и на популярных порталах, и в Эрмитаже, гимназиях, бизнес-структурах. А те, кто остался дома, в Чите, трудятся в лицеях, гимназиях, ЗабГУ, библиотеках, музеях, в силовых структурах, бизнесе, есть и в СМИ. Аспиранты и некоторые магистранты в ближайшие годы получили уникальный опыт на стажировках, конференциях, в летних школах, университетах таких стран, как Венгрия, Китай, Германия, США, Ирландия, Турция, Польша. Что касается поступления в аспирантуру, то, считаю, что одарённая молодёжь есть всегда, и значит было и будет стремление расти. Другое дело, сейчас мы редко получаем бюджетные места, стоимость обучения высокая, и этот фактор сказывается не лучшим образом. А так, к сегодняшнему дню у меня защитились и стали кандидатами наук 13 человек.

– Татьяна Викторовна, Вы являетесь автором десятков научных трудов. Может, поделитесь, над чем Вы сейчас работаете, или есть что-то свежее?

– Научных публикаций у меня много, но, считаю, человеку нельзя жить прежними заслугами, необходимо продвигаться вперёд, пока ты «в обойме». Министерство образования ставит нам задачу публиковаться на высоком международном рейтинговом уровне. Есть публикация, которая, думается, особенно серьёзная, она без соавторов: это мой раздел в коллективной монографии объёмом в 2 печатных листа (около 32 страниц), подготовленной в Дублине (Ирландия) и вышедшей в 2014 году в одном из престижных мировых издательств. Работа над ней длилась около двух лет. В 2015 году с двумя аспирантами подготовили монографию по мифопоэтике, вышла в издательстве ЗабГУ. По линии Ассамблеи народов Забайкалья, сопредседателем которой являюсь с 2011 года, к Новому году выпущен двухтомник «Забайкалье многонациональное», где являюсь ответственным редактором и автором ряда статей.

– Какая пресса чаще всего лежит на Вашем журнальном столике?

– Читаю разную прессу, когда она интересная. Если скучно – расстаюсь без сожаления. Многолетняя поклонница газет «Коммерсант», «Известия», читаю «АиФ», «Литературную газету», вашу газету читаю. Сегодня часто говорят на разных уровнях о проявлениях агрессивности в СМИ, думается, необходимо противопоставить им пропаганду добрых чувств. Хочется напомнить журналистам знаменитые пушкинские строки: «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал». Наряду с популярным сегодня умением бороться со злом по-маяковски: «к штыку приравняв перо», стоит всё-таки утверждать добро и по-пушкински, пробуждая светлые чувства.

– Вы, можно сказать, человек мира, побывали в разных городах и странах. Не зарождалось ли у Вас мысли покинуть Забайкалье?

– Я родилась в Чите, на Большом острове, три класса отучилась в школе №11, сейчас она №13, затем училась в школе №4. У каждого своя судьба, моя – связана с Забайкальем. Конечно, есть любимые места, это и Иркутск, где прошло моё студенчество, и Москва, которую я полюбила с юности, меня с ней очень многое связывает, и даже Южный Федеральный в генах (по отцу я донская казачка). По душе и Калифорния, где я была на длительных стажировках, и красавица Венгрия, где в последние годы удалось побывать и поработать на конгрессах по славистике, встретить много славных, интересных людей. Патриотизм – понятие духовное, в основе его верность и преданность месту, где ты формировался, рос, а географически на протяжении жизни у тебя может быть и единственное, и разные места – это как по судьбе ляжет.

Главное, любить и позиционировать своё Отечество, где бы ты ни был, таких примеров много.

– Как любит проводить отдых профессор Воронченко?

– Да по-разному. Порой хочется в плед завернуться и провести пару вечеров с книгой, могу ночью в интернете посидеть, пообщаться с друзьями из других городов и стран. Время от времени смотрю кинофильмы: от весёлых комедий до серьёзных реалистических о современной истории. Интересуюсь иногда сложным интеллектуальным кино. Природу люблю, но и города-мегаполисы – тоже, с их богатым культурным слоем, и на пляже полежать в тишине… Прошлым летом мы с соседкой и подругой-психологом увлеклись скандинавской ходьбой, и с 6 до 8 утра за СибВО встречали потрясающие рассветы. Отдых – всё, что гармонизирует, к тому же я по знаку «Близнецы».

– Осталась ли у Вас нереализованная мечта?

– Часто благодарю Бога за все счастливые моменты в моей жизни, ценю то, что даровано судьбой: хорошие люди, страны и континенты… У меня сын, две замечательные внучки, верные друзья, творческая работа. А нереализованная мечта? Это, пожалуй, неиссякаемая мелодия: «Сердцу хочется ласковой песни…».



Татьяна Белокопытова, «Экстра» №4

Если вам интересно знать, что пишут о Сибири за бугром, свежий номер «Читинского обозрения» вам в помощь. Переводчик Сергей Акулов полистал ленты иностранных сайтов, и обнаружил, что, во-первых, о Сибири действительно пишут, а во-вторых, Сибирь часто интересует иностранцев с точки зрения её освоения соотечественниками. «Когда у нас говорят о Сибири, то сразу почти автоматически упоминают о жертвах сталинских репрессий. Однако в Западной Сибири, недалеко от Омска, до сих пор есть сёла, в которых проживают потомки наших переселенцев. Чехи осели там ещё в начале XX века».

Эхо истории… иноязычное

Что говорят о Сибири потомки ссыльных и добровольных иностранцев-переселенцев

В результате сложных исторических процессов освоения и развития Сибири она приняла в свои просторы многие народы Европы и Азии. В Сибири проживали и проживают представители различных рас, культур, языковых групп: русские, белорусы, украинцы, поляки, буряты, эвенки, татары, евреи, немцы, корейцы, китайцы, представители кавказских и прибалтийских народов… Разнообразие природных условий на столь обширной территории позволяло всем заниматься многими видами хозяйственной деятельности и жить без конфликтов. А как в странах, представители которых поневоле или добровольно попали в наши места, отзываются о тех давних событиях? Предлагаю сфокусировать внимание на поляках, чехах, литовцах, немцах и евреях.

Поинтересуемся, как в Польше, Чехии, Литве, Германии, Израиле и США национальные СМИ освещают пребывание соотечественников в Сибири. Вопрос тем более актуален, что в последние годы в некоторых странах наметился тенденциозный подход к толкованию истории: рушат памятники, отменяют праздники в честь важных исторических событий. В такой ситуации важно сохранить историческую память и помнить завет Платона: народ, не знающий или забывший своё прошлое, не имеет и будущего.

«Польская Сибирь»

Польский портал «Kresy.pl» пишет: «В Сибири проживают около 60 тыс. поляков. Наиболее крупные польские общины в Иркутске, Новосибирске и Улан-Удэ. Тонное число наших соотечественников, проживающих в Сибири, трудно установить. Первые поляки прибыли в эти края ещё в XVI веке, а в последующие века Сибирь уже стала местом ссылки».

Портал сообщает, что некоторые поляки стали поселенцами в Сибири добровольно. Так, например, в 1910 году в процессе осуществления реформ Петра Столыпина поляки поселились в деревне Вершина в окрестностях Иркутска. И действительно: жители села Вершина до сих пор сохраняют польский язык и традиции.

Польский журналист Кжиштоф Ёзвяк в своей статье «Как поляки несли цивилизацию в Сибирь» пишет: «Наши соотечественники внесли существенный вклад в исследование и развитие Сибири». В качестве примеров активного участия поляков в общественной и хозяйственной жизни городов Сибири журналист указывает: «Альфонс Козель-Поклевски стал одним из самых богатых бизнесменов Сибири в XIX веке. Многие поляки сделали чиновничью карьеру: Николай Францишек Саладзки был губернатором Иркутска, в 1902 году такую же должность занимал Болеслав Шостакович, градоначальником Томска был Захар Цибульски, губернатором Тобольска – Александр Зенович».

Даже очень беглый обзор польских СМИ позволяет сделать вывод, что в этой стране говорят о Сибири не только как о ссылке, но и гордятся своими предками, которые немало сделали для развития нашего края. Тем более что Кжиштоф Ёзвяк, раскрывая причины добровольного поселения поляков в Сибири, пишет: «Они выбрали жизнь среди славян, близких к ним по языку и духовно».

Потомки чешских переселенцев

Поднимает интересующую нас тему и корреспондент Пражского радио Милена Штрафелдова: «Когда у нас говорят о Сибири, то сразу почти автоматически упоминают о жертвах сталинских репрессий. Однако в Западной Сибири, недалеко от Омска, до сих пор есть сёла, в которых проживают потомки наших переселенцев. Чехи осели там ещё в начале XX века». Штрафелдова этим пытается привлечь внимание соотечественников к Сибири и к истории своего народа, а также помочь чехам избавиться от упрощённого понимания исторических событий.

Чешский портал «Krajanc. net» сообщает, что их знаменитый этнограф Станислав Клима в научных трудах описывает несколько поселений чехов в Омской области. Так же, как и поляки, чехи в начале XX века устремились осваивать Сибирь в качестве переселенцев. Портал называет чешскую деревню под названием Новоградка, которая находится в Калачинском районе Омской области. Фактически там же существуют ещё две деревни – Репинка и Воскресенка, в которых потомки чешских поселенцев отличаются говором.

Литовская «Миссия Сибирь’12»

Литовский портал «Partizanai.org» рассказывает, что где-то в Бурятии (конкретное место не указано) есть кладбище репрессированных литовцев. На одной из могильных плит высечены такие слова: «Мы – из края янтаря, нашей милой Родины Литвы. Тот, кто сумеет прочесть горе в этой надписи, тот поймёт наши страдания». Очень пронзительные слова. В литовских СМИ уделяют большое внимание репрессиям советского периода и судьбе своих соотечественников за пределами страны.

Корреспондент газеты «Lietuvos Žinių» Тадас Валанчус пишет об экспедиции группы литовских корреспондентов в Хакасию в поисках репрессированных соотечественников в рамках программы «Миссия Сибирь’12».

Корреспонденты находят там литовцев, беседуют с ними и констатируют, что большинство из опрашиваемых людей очень пожилые и почти забыли свой язык.

В целом можно без преувеличения сказать, что в Литве с Сибирью чаще всего связывают репрессии и ничего больше. Это, скорее всего, политика правящей элиты страны.

Перед самым распадом Советского Союза мне довелось съездить в Литву на профсоюзной путёвке. Там у меня была случайная встреча с пожилыми литовцами, которые на длительный срок были сосланы в Сибирь. Когда в разговоре я сказал им, что сам родом из Забайкалья, они сразу начали рассказывать о своих мытарствах в «холодном краю». Однако при этом в их речи и во всём поведении не было никакой озлобленности или даже обиды. Эти бывшие репрессированные с интересом расспрашивали меня о современной Сибири.

Немцы-исследователи

В Германии Ольденбургский университет имени Карла Оссецки на своём сайте знакомит читателей с историей освоения Сибири и участия в этом немецких учёных и купцов. Упоминается такой факт, что ещё в 1692 году немецкие купцы Адам Бранд и Эберхард Избранд Идее в составе делегации российского посольства ездили в Пекин на переговоры по демаркации границы. В их докладе содержалась подробная информация о топографии и этнографии Сибири. Эти исследователи заложили фундамент для более поздних научных экспедиций. То есть, можно сказать, что немецкие представители стояли у истоков освоения Сибири. В 1719 году Даниель Готтлиб Мессершмит исследовал географию, этнографию, медицину и языки сибирских народов. Факты говорят сами за себя.

Евреи-изгнанники

Иной – менее радужной – была история «освоения» Сибири евреями. Но здесь всё относительно. Израильский ивритоязычный портал «Ubank.co.il» пишет: «Жизнь евреев в Сибири была нелёгкой: трудовой лагерь, тяжёлый труд на строительстве железных дорог и многие другие трудности. Кроме того, нехватка продовольствия, не выносимый холод и тяжёлые условия жизни создавали дополнительные препятствия в устройстве жизни.Но те, кто выжил в Сибири, были избавлены от жестокой судьбы тех евреев, которые остались в Польше. В Польше их уделом стали лагеря смерти и крематории».

О роли евреев в освоении Сибири кратко пишет газета американских евреев «The Jewish Chronicle»: «В XIX веке евреи были в Сибири в качестве политических ссыльных. Они создали первые еврейские общины в Омске, Томске и Тобольске. Евреи играли видную роль в культуре и экономическом развитии Сибири».

Таково общее представление о том, как воспринимают в некоторых странах исторические связи с Сибирью. С чем-то можно согласиться или не согласиться, но узнать другое мнение всегда полезно. В ответ обиженным ссыльным иностранцам наши соотечественники могут показать собственные родословные – прадеды многих русских тоже шли сюда, гремя кандалами. Тех, кто прибыл в Сибирь добровольно для её культурного и иного развития, надо поблагодарить. Все национальности в большом плавильном котле перемешались, одна на всех она ныне – сибиряки.

Китайцы о Сибири

Красота Сибири тоже не осталась без внимания иностранцев. Представители китайского народа внесли в это свой вклад. 'Гак, китайский поэт первой половины XX века Сюй Чжимо в 1925 году во время поездки по Сибири, любуясь из окна вагона пейзажами, написал стихотворение «Сибирь». Предлагаю вниманию читателя перевод отрывков из этого стихотворения, которые я попытался сделать в поэтической форме. Сразу скажу, что это не дословный, а литературный перевод, поэтому прошу не судить строго.

Я словно в сказочном мире,

Цветущей природы Сибири,

Не дикий, холодный край –

А пышной зелени рай.

Тополь в пуху – на парад,

Как юной феи наряд,

И в облаке видеть готов,

Улыбку мудрых богов.



Сергей Акулов, переводчик, г. Чита (по материалам иноязычных СМИ), «Читинское обозрение» №4


обзоры краевых сми
  • ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

  • Самое читаемое за сутки

  • Самое комментируемое за сутки

 

ОБСУЖДЕНИЕ

интенсивность траффика крестных ходов - да, это проблема))

Причащаться почаще надо! И тогда Кука святой покажется!

Кука совсем никакая в продаже. Газы неверное поддельные. Такую кто угодно может делать у себя дома из водопроводной воды и с газовым баллончиком.

Добавлять отзывы к данному тексту могут только зарегистрированные пользователи.

 
 
 
 
Закрыть

Вы успешно подписаны на уведомления!

Кому-то интересны все важные новости, мы их присылаем чаще, а можно переключиться на редкое получениеуведомлений, и мы обещаем присылать только очень и очень важные новости в таком случае.
Изменить вид подписки можно в любой момент.

Получать уведомления: