Р!
19 АПРЕЛЯ 2021
17 апреля 2021

Пять книг, которые нельзя было пропустить в 2016 году

Начало каждого года полно ожидания – новых достигнутых высот, сюрпризов, захватывающих дух приключений и умных книг. В конце 2015 года критики и люди, знающие толк в современной литературе, с интересом поглядывали на многие романы. Тогда они только готовились к выходу, сейчас – стоят в большинстве книжных магазинов в ожидании своего читателя. И есть среди них пять романов, которые точно стоит снять с полки.

Кадзуо Исигуро. Погребённый великан

«Погребённый великан» — роман необычный, завораживающий. Автор переносит нас в Средневековую Англию, когда бритты воевали с саксами, а землю окутывала хмарь, заставляющая забывать только что прожитый час так же быстро, как утро, прожитое много лет назад. Пожилая пара, Аксель и Беатриса, покидают свою деревушку и отправляются в полное опасностей путешествие — они хотят найти сына, которого не видели уже много лет. Исигуро рассказывает историю о памяти и забвении, о мести и войне, о любви и прощении. Но главное — о людях, о том, как все мы по большому счету одиноки.

«Погребённого великана» называли одним из главных переводных романов зимы, и это была чистейшая правда. Ждать новой истории Кадзуо Исигуро стоило прежде всего потому, что в любом жанре, в любом даже самом избитом сюжете он умудряется найти новизну. Так было с романом «Остаток дня», который вывел обычно второстепенного дворецкого на первый план, так стало и с последним романом автора.

«Погребённый великан» – неожиданно, самое настоящее фэнтези. В нём нашлось место рыцарям, драконам, троллям, загадочным туманам, пропадающим детям. И в то же время – глубокомысленному разговору о том, нужно ли помнить ужасы прошлого или лучше стереть их из памяти, вместе с любимыми людьми.

Джонатан Франзен. Безгрешность

Двадцатитрехлетняя Пип ненавидит своё полное имя, не знает, кто её отец, не может расплатиться с учебным долгом, не умеет строить отношения с мужчинами. Она выросла с эксцентричной матерью, которая боготворит единственную дочь и наотрез отказывается говорить с ней о своём прошлом. Пип не догадывается, сколько судеб она связывает между собой и какой сильной её делает способность отличать хорошее от плохого. Следуя за героиней в её отважном поиске самой себя, Джонатан Франзен затрагивает важнейшие проблемы, стоящие перед современным обществом: это и тоталитарная сущность интернета, и оружие массового поражения, и наследие социализма в Восточной Европе. Однако, несмотря на неизменную монументальность и верность классической традиции, «Безгрешность», по признанию критиков, стала самым личным и тонким романом Франзена.
Каждый роман Джонатана Франзена – событие в мировой литературе. Объясняется это прежде всего сильной привязкой каждой истории к современности. Даже описывая человека из 1990-х годов, Франзен умудряется говорить о себе и своих читателях, об окружающей его реальности. В этом отношении «Безгрешность» заметно выделяется на фоне предыдущих книг. Пускай в аннотации её и называют «самым личным романом» автора, однако на деле она оказывается куда более объёмной и всеохватной.

«Безгрешность» – история не о конкретном герое и даже не о поколении. Это история о недавнем прошлом, которое читатель только что пережил. В ней есть своя WikiLeaks, борющаяся с мировой коррупцией, преступления, путешествия везде, включая джунгли Боливии. И, несмотря на все сюжетные аттракционы, роман кажется реалистичным и заставляет задуматься ещё и о том, что происходит с политикой и миром прямо сейчас.

Патти Смит. Поезд М

Новая книга Патти Смит — это удивительная одиссея легендарной певицы, путешествие из настоящего в прошлое и обратно, тропинка между мечтами и реальностью, путь от депрессии к вдохновению. Читатель побывает в Синем доме Фриды Кало, на заседании Клуба дрейфа континентов в Берлине, на могилах Жене, Плат, Рембо, Мисимы. В этой книге отчаянье переплетено с надеждой, а тоска с любовью, и все озарено талантом писательницы, уже получившей Национальную книжную премию за свою первую книгу воспоминаний «Просто дети».

Роман «Поезд М» немало сравнивали с предыдущей автобиографичной работой Патти Смит, хотя общее в них – только человек в центре повествования. Сама автор же неоднократно предупреждала: «Я хотела написать что-то, не похожее на «Просто детей». В той книге мне приходилось строго придерживаться фактов, а, когда я взялась за «Поезд М», мне захотелось написать нечто абсолютно ничем не скованное, и чтоб не было ему ни конца, ни краю. Мне хотелось только одного — свободы».

Оттого, вероятно, «Поезд М» похож на неспешный разговор за чашкой кофе. В нём нет строгости фактов, точных дат и подробно выписанных событий. Вместо этого – впечатления, неспешный язык, рассказ о любимых книгах и ворох старых фотографий меж страниц. Патти Смит вспоминает своего мужа, других дорогих людей и страны, в которых жила. А читатель сидит напротив, смотрит на эту семидесятилетнюю женщину и невольно задумывается, а будет ли ему о чём вспомнить в таком же возрасте.

Джонатан Коу. Номер 11

Это роман о сотнях крошечных связей, что пронизывают общество, соединяют миры отдельных людей и определяют всех нас. Это роман о вине и невиновности и о том, что мы живём во времена, когда больше не осталось невиновных. Это роман о последнем великом сражении между политикой и комедией, и нам лишь остаётся надеяться, что комедия победит. Это роман о том, как легко сделать из всех нас дураков. Это новый роман Джонатана Коу, который лучше всех умеет в истинном свете показать мир, в котором мы живём.

Однажды маленькая Рэйчел гостила у бабушки и увидела странную Птичью Женщину. А в свой следующий приезд нашла в лесу одну зловещую штуковину. А потом Рэйчел выросла и стала взрослой. И начала встречать куда более странных людей и натыкаться на куда более зловещие вещи. Обычная девушка оказалась в самом центре паутины. Но паутины чего? И чьей паутины?…

Джонатана Коу называют одним из лучших британских писателей современности и не зря, ибо читать его сатиру – сущее удовольствие. Известность автор получил, прежде всего, благодаря роману «Какое надувательство». В книге он рассказал практически полувековую историю могущественного семейства Уиншоу, попутно и с доброй долей иронии раскрывая его грязные секреты.

Переведённый в прошлом году роман «Номер 11» напрямую не связан с первым авторским успехом Коу, но входит в тот же цикл историй о далёком от идеала послевоенном обществе Великобритании. Он порядком проигрывает предыдущим книгам, но отлично подойдёт для знакомства с автором. Главный минус, как подметила литературный критик Галина Юзефович, – «ужасы социальной незащищенности в Великобритании едва ли так уж сильно впечатлят человека, хотя бы отдалённо знакомого с этой сферой в России». Они разве что напомнят нам, что везде не так хорошо, как кажется на первый взгляд.

Евгений Водолазкин. Авиатор

Герой романа «Авиатор» — человек в состоянии tabula rasa: очнувшись однажды на больничной койке, он понимает, что не знает про себя ровным счётом ничего — ни своего имени, ни кто он такой, ни где находится. В надежде восстановить историю своей жизни, он начинает записывать посетившие его воспоминания, отрывочные и хаотичные: Петербург начала ХХ века, дачное детство в Сиверской и Алуште, гимназия и первая любовь, революция 1917-го, влюблённость в авиацию, Соловки… Но откуда он так точно помнит детали быта, фразы, запахи, звуки того времени, если на календаре — 1999 год?…

Говорят, новый роман Водолазкина нужно читать до его же нашумевшего «Лавра» – чтобы не показалось, что автор исписался, не смог. И действительно, в отрыве от предыдущей книги «Авиатор» кажется восхитительным, ярким, живым и по-хорошему обыденным. Он рассказывает историю человека, который помнит столетнее прошлое, но помнит не по великим событиям из учебника. В его голове – приготовленная в такой-то день яичница, красивая девушка в трамвае, обычные дни.

Если напрочь забыть о «Лавре» и погрузиться в «Авиатора» с головой, то понимаешь – перед тобой большой роман. Он многогранный и сложный, полный философских споров и бытовых зарисовок. Евгений Водолазкин, как и любой хороший автор, не говорит однозначно о том, как нужно воспринимать историю и насколько важен один человек на фоне грандиозных событий. Он даёт читателю прийти к собственному выводу и уже только поэтому – не считая закрученный сюжет и красивый язык – новый роман можно и нужно читать.

Помимо перечисленных, в 2016 году вышло немало сложных и добрых книг. Не стоит проходить мимо нашумевшей «Маленькой жизни» Ханьи Янагихары, изданных в книге «Мужчины без женщин» рассказов Харуки Мураками и биографии Шостаковича, с любовью и беспредельным уважением рассказанной англичанином Джулианом Барнсом в «Шуме времени». Из русскоязычных романов внимания заслуживает «Лампа Мафусаила» Виктора Пелевина и притча «Лестница Якова» Людмилы Улицкой. Благодаря этим и ещё десяткам отечественных и зарубежных авторов, 2016-й — отличный читательский год.

НазадВперёд
2 отзыва
После нажатия на кнопку «Добавить», на E-mail или по SMS будет выслан код подтверждения. Или авторизуйтесь обычным образом или через соцсети (кликнув на иконку соцсети над формой)(кликнув на иконку соцсети слева).
Для публикации комментария требуется авторизация на портале или подтверждение указанного e-mail. Введите код, отправленный вам на e-mail

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

НазадДобавить
  • Отзывы
  • Правила
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Книга - это колыбельная песня перед сном!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Дмитрий Ведерников. Зеркало