Из «Метрополя» в «Buffalo»

Суши, стейки и #вкусноезабайкалье Наши дни

К началу XXI века страна в целом и Чита в частности худо-бедно привыкли к новым реалиям экономики и, засучив рукава, начали работать в полную силу. За последнее десятилетие прошлого века все ненужные новому времени советские атавизмы, такие как трест столовых и ресторанов, понемногу исчезли, а на первых больших, зачастую с криминальным душком, деньгах стали возникать первые большие ресторанные проекты.

Динамику роста заведений общепита в Чите с начала 2000-х годов и по сей день можно сравнить с постоянно увеличивающимся снежным комом. Для примера можно посмотреть на сеть «Эльдорадо», история которой началась с одного ресторана, открывшегося в 1997 году на улице Амурской. Двухэтажное заведение с пиццерией и бильярдом на нижнем ярусе и фешенебельным залом на втором принесли предпринимателю Кравцову сотоварищи такие доходы, что уже через несколько лет началась постройка не просто ресторана, а целого развлекательного комплекса рядом с самым большим и популярным кинотеатром города — «Удоканом». Комплекс «Атлантида» с самой большой летней верандой в городе, рестораном и пиццерий открылся 29 апреля 2003 года. Следующим этапом для сети «Эльдорадо» стало участие в постройке отеля «Монблан» с открытием ресторана «Александровский сад», кафе «Хуторок» и пиццерии «Манга».

Принцип развлекательных комплексов был самым успешным, самым модным и доходным в жирных нулевых. Так или почти так образовались «Relax» на базе гостиницы «Турист», появившийся под крылом торговой сети «Славянский электроника» ресторан-клуб «Пирамида».

В условиях новой, всё более тесной конкуренции владельцы читинских заведений быстро поняли, что недостаточно предлагать людям просто зал, музыку, еду и выпивку, как недостаточно было прибыли с одних вечерних посетителей. Дневную выручку за питание по-прежнему тянули на себя столовые с непрезентабельной, спартанской обстановкой. Так в обиходе читинцев появилось новое, поначалу не очень принимаемое слово «бизнес-ланч». Обедать в фешенебельных интерьерах за приемлемую дневную цену горожане не сразу, но всё-таки довольно быстро привыкли.

В самом начале 2000-х годов китайская кухня ещё сохраняла гегемонию в сфере национального ресторанного колорита, но так продолжалось недолго, тем более что в городе постоянно росли армянская, кавказская, среднеазиатская диаспоры. И если ещё совсем недавно шашлык и чебурек были признаком шумных рынков, то постепенно в городе начали появляться действительно хорошие, солидные рестораны с традиционной кавказской кухней. Проект «Старого замка», одного из самых больших и известных кавказских ресторанов города, появился в самом начале века, но открылся ресторан только в октябре 2007 года. Он занял территорию на смотровой площадке Титовской сопки, над городом, в месте, которое посещают едва ли не все городские свадебные кортежи. Спустя несколько лет кавказскую кухню можно было попробовать уже в десятках разных заведений Читы.

Ещё более удивительным оказался опыт расцвета бурятской кухни на окраине города в селе Угдан. Сытная, мясная бурятская кухня в Чите развивалась на трёх китах: низкая цена, экзотические беседки и домики и, конечно, буузы. История эта началась с открытия в Угдане двух разноплановых кафе – «Галхан» и «Близнецы». Не привлекая коммерческую рекламу, пользуясь одним только «сарафанным радио», оба кафе за несколько лет набрали такую популярность, что Угдан стал любимым местом чревоугодия для многих читинцев и гостей города. В итоге село стало настоящим гастрономическим центром с десятком кафе и даже большим, дорогим рестораном «Rosa Villa».

Как бы там ни было, бурятская кухня была и остаётся обыденной, простой. Были в Чите попытки привить любовь к мексиканской кухне, но ресторан «Mexico» в бывших кассах кинотеатра «Забайкалец» так и не завоевал популярность. Главной экзотикой новейшего времени стала так называемая японская кухня, история которой связана в первую очередь с американским фастфудом. Суши, роллы, сырая рыба, маринованный имбирь и васаби стали настоящим культом эпохи. Настолько серьёзным, что к нашему времени в городе успешно сосуществуют не только десятки предлагающих японскую кухню заведений, но и несколько служб доставки роллов и суши на дом.

А когда и японская кухня перестала быть чем-то из ряда вон выходящим, в Чите начали появляться пабы – созданные по английско-ирландскому подобию пивные, лишённые больших банкетных залов и подкупающие тесной, простой обстановкой с пивом и пивными закусками в центре меню. Вместе с пабами в Читу пришёл и новый объект поклонения – мясные стейки. Пожалуй, самую большую популярность в Чите завоевали пабы «Harat’s», открытые по франшизе. И это ещё одно слово, ставшее ключевым для истории бизнеса и ресторанов в наши дни. Зачастую основанные в других городах заведения становились настолько прибыльными и успешными, что их владельцы продавали право на фирменный стиль бизнесменам из других регионов. Так, например, с помощью компании «Тотал Тотем» в Чите появились «Нияма», «Mama Roma» и «Subway». Так же появились в городе «33 пингвина», «Baskin Robbins», «Traveler's Coffee», «Шоколадница», «Cinnabon» и не только. Многие из франшиз стали активно занимать места в ещё одном уникальном явлении новейшего периода. А именно, в фуд-кортах больших торговых центров, выделяющих немалые площади под комплекс разноплановых кафе.

Однако и сугубо читинские рестораны и кафе начали создавать неповторимый стиль каждый для себя. Одно за другим в Чите стали появляться заведения с тщательно продуманным, созданным как в советские времена художниками стилем. Парижское «Francafe», трофейно-лесной «Охотник», казачий «Гураныч», подводный «Пивной трюм», усадебно-домашний «Ван Ваныч» и многое другое. В кафе «Хитрый лис» появились не только сказочные и фэнтэзийные фрески, но и большая, расписанная читинскими художниками игровая комната для детей. А детское меню стало нормой для очень многих городских кафе.

Появившаяся в начале XXI века идея больших развлекательных комплексов неоднократно трансформировалась и принимала самые разные формы. В 2009 году в новом доме на перекрёстке Новобульварной и Бутина открылся ресторан «Buffalo», предлагающий услуги не только ресторана, но и бильярдного клуба, караоке-бара, кальянных комнат, комнаты в турецком стиле и эстетике кукол Barbie.

С развитием общепита новой формации стали возрождаться соревнования среди его работников. Только теперь вымпел почётного ударника соцсоревнований сменили денежные призы в битве барменов и поваров. Появилось даже читинское издание нечитинского журнала «Дегустатор».

Новая индустрия стала рождать новые явления в жизни. В 2013 году на городском портале «Чита.Ру» появился целый раздел, посвящённый сугубо еде, и в первую очередь, кафе и ресторанам. Журналисты информационного агентства стали регулярно и подробно изучать с разных сторон заведения общепита, а читатели – пользоваться рубрикатором бесчисленных ресторанов и закусочных, комментировать их работу и предлагать что-то новое.

А для того, чтобы быстро составить собственное впечатление об общепите Читы, достаточно воспользоваться поиском в социальных сетях по хэштэгу #вкусноезабайкалье.



В некоторых случаях у редакции могут появиться вопросы для дальнейшего освещения темы. Укажите свой телефон или email, если это возможно. Данные не публикуются.


введите 4 цифры, изображенные на картинке слева

Мы не пропускаем оскорбления героев публикации и авторов текста, любые обвинения в преступлениях и правонарушениях (мы их не можем проверить или доказать), подробности личной жизни героев публикации, личной жизни журналиста-автора, комментарии, которые не относятся к теме текста, маты, капс, обильные многоточия, истерики, бессвязную речь, любую рекламу, а также комментарии с персональными данными.

×

Добавить изображения к отзыву:

Принимаются файлы jpeg размером не менее 200x200 пикселей и объемом до 15МБ.

Идет загрузка изображения на сервер...

×

Обработка

Подождите несколько секунд...

ОБСУЖДЕНИЕ

Хороший обзор. Лаконично, приятно читать. Молодцы;)

А вообще в последнее время в Чите очень бурно развивается общепископ. Даже кажется, что слишком много заведений для маленького города. Заведений много, а над качеством обслуживания, к сожалению , работают не все.

Добавлять отзывы к данному тексту могут только зарегистрированные пользователи.

12+