Город мнение Свежий глоток «Брестской крепости»

Свежий глоток «Брестской крепости»

Через 20 лет жестоких и систематических надругательств над собственной историей «Брестская крепость» Угольникова и правда выглядит откровением…

Белорусско-российский проект – фильм «Брестская крепость» - особых аншлагов городским кинотеатрам не принёс. В «Удокане» за две недели фильм собрал около 3,8 тысячи зрителей. Это немного – «Край» посмотрели около 5,3 тысяч человек, а «Утомлённые солнцем» - без малого 10 тысяч. Но на «Край» много билетов выкупила Забайкальская железная дорога, а «Утомлённые солнцем» снимал Михалков.

Странное, на первый взгляд, сочетание первого подобного проекта, которое финансировало существующее больше на бумаге Союзное государство России и Белоруссии, и шоумена Игоря Угольникова в роли автора идеи и генерального продюсера фильма, дало совершенно неожиданный результат. И уникальность заключается не в каких-то открытиях, а в прыжке на 20 лет назад, когда нормальные фильмы про нормальных советских людей, защищавших Родину, в стране снимались десятками.

Ещё 20 лет назад все мы знали, что победа в Великой Отечественной войне – это результат героической борьбы многонационального народа с фашистскими захватчиками, которые пришли на нашу землю для того, чтобы уничтожить не только государство, но и населявшие его народы. Физически уничтожить – перестрелять, сгноить в концентрационных лагерях, вырезать…

За 20 лет реформ, похоронивших десятилетиями пестовавшееся уважение к собственной истории и предкам, мы успели отвыкнуть от посылов, которые раньше были аксиомами для всего населения страны. От того, что Германия вероломно напала на СССР. От того, что мы героически этот удар приняли, удержали и нанесли ответный. От того, что победа в войне досталась там ценой неимоверных усилий населения всей страны. От того, что на войне – как на войне, хватало и предателей, и трусов, и паникёров. От того, что союзники намеренно затягивали открытие второго фронта, преследуя свои корыстные цели ценой сотен тысяч наших жизней. И даже от того, что войну выиграли мы.

Через 20 лет идеологического небытия, жестоких и систематических надругательств над собственной историей и подвигами предков, вакханалии бездарных ангажированных не понятно кем дилетантов, топчущих нашу память на экранах общенациональных телеканалов, принадлежащих государству, «Брестская крепость» Угольникова и правда выглядит откровением. Потому что вчерашние аксиомы давно превратились в теоремы, доказательство которых требует титанических усилий.

А ведь никаких особых изысков в сюжете фильма нет. Об этом говорит и сам Угольников: «…картина, прежде всего, о выборе людей, которые были поставлены в эту драматическую ситуацию. Как поступить? Сдаться в плен (что было сделано многими, к сожалению)? Принять пулю в грудь, чтобы закончить свои страдания? Или остаться до конца, когда тебя бросили, ты уже никому не нужен, когда фронт ушел далеко и помощи ждать неоткуда? А люди принимали решение оставаться и защищать этот клочок земли, эту крепость, свою Родину (…) А какие там политические вопросы? Солдаты стояли за свою Родину - за СССР, они свято верили в то, что делали».

Удивительным образом едва ли не первый раз за последние 20 лет в фильме, снимавшемся на государственные деньги, советские граждане показаны не злобными упырями в серых робах и с бессмысленными глазами, а нормальными людьми с нормальными человеческими эмоциями. За день до войны они смеются, любят друг друга, спорят, покупают детям минералку, позволяют себе выпить в выходной пива, верят, сомневаются, опасаются. В общем – живут. Это обычные люди в нормальной одежде. Они как мы – потому что это мы и есть. Сотрудники НКВД у Угольникова – и это уж совершенно точно первый раз за 20 лет - это не злобные упыри, не убийцы и не маньяки, а обычные люди в погонах, делающие свою работу. Дети – это наши дети. Они ловят рыбу, балуются, смеются, грустят и курят на подоконниках в темноту летней ночи. Никто не пухнет с голода по углам, никто не ненавидит власть, никто не хочет сбежать в Европу. Небо – голубое, люди – живые, минералка – холодная, выходной – с танцами.

На фоне отменно и сочно прорисованной мирной жизни контраст с тем, что происходит после четырёх утра 22 июня – ужасающий. Смотреть фильм по-настоящему больно – до слёз и многодневных переживаний потом – если не выплакаться сразу. И совершенно верно Игорь Угольников говорит о том, что память о Великой Отечественной войне живёт в нас на генетическом уровне – кто бы и как бы не насиловал нашу историю уже несколько десятков лет, но зал после первых же залпов фашистской артиллерии перестаёт жевать, сосать из бутылок и хихикать. И все события на экране до самого конца разворачиваются в гробовой тишине полупустого зала.

Угольников смог за небольшие по киношным меркам деньги сделать то, от чего мы так сильно отвыкли, - снять фильм про войну такой, какой она была на самом деле. Не про заваливание фашистов оболваненными безоружными трупами, и не про репрессии, а про подвиг великого народа, который выиграл самую страшную войну в своей истории ценой собственных сил и веры.

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления