СЕЙЧАС +18°С

Игры РЖД с пригородом в Забайкалье

Забайкальская железная дорога последние полгода своим поведением вводила в ступор забайкальцев.

Забайкальская железная дорога последние полгода своим поведением вводила в ступор забайкальцев. Особенно, это касалось неразберихи вокруг пригородных перевозок. То её руководство заявляло о долге краевого правительства за пригородные перевозки в миллиард рублей и требовало срочно его погасить, грозя отменой электричек и подачей иска в суд, то называло себя «доброжелателями», отказываясь «разжигать войну». В общем, покопаться было в чём.

С чего всё начиналось. Первые полмиллиарда

В конце 2010 года правительство РФ подписало постановление, согласно которому с 1 января 2011 года железным дорогам запретили самостоятельно заниматься пригородными перевозками. В связи с этим регионам необходимо было создать собственные пригородные компании, перед которыми они самостоятельно должны были выплачивать средства на компенсацию выпадающих доходов. Правительство Забайкальского края первоначально отказывалось создавать компанию, поэтому шефство над регионом на первое полугодие 2011 года взял «Краспригород». Позже с ним был продлён контракт до конца года, по истечению которого долг Забайкалья перед красноярской компанией составил 509,6 миллиона рублей.

15 ноября 2011-го во время публичных слушаний бюджета на 2012-2014 года заместитель начальника Забайкальской железной дороги Анатолий Мишин заявил, что «Забайкальская пригородная пассажирская компания» (ЗППК) 16 ноября пройдёт регистрацию в министерстве юстиций и на её работу в 2012 году потребуется 698,2 миллиона рублей. Вице-премьер краевого правительства Алексей Кошелев не согласился с Мишиным и заявил, что «те 112 миллионов в 2012 году, которые мы для дороги поставили, эта цифра а) по возможностям, б) исходя из динамики роста расходов бюджета в этом направлении за последние годы». На том и разошлись, создав компанию.

21 августа 2012 года ЗабЖД разослала в СМИ первый пресс-релиз с требованием к правительству Забайкальского края рассчитаться с ЗППК, иначе долг может привести к остановке движения пригородных поездов и ликвидации компании. Долг на тот момент составлял только 250 миллионов, без учёта 509 миллионов долга перед «Краспригородом», который позже унаследовал ЗППК. Краевые власти продолжили стоять на своём, отказываясь соглашаться с расчётами по убыткам от пригородных перевозок. Тут-то ЗабЖД и перешла к кардинальным мерам.

Шантаж — дело тонкое!

5 сентября 2012 года было объявлено об отмене с 15 сентября пригородных поездов, работавших по маршрутам №6022/6021 Чита — Карымская, №6044/6043 Чита – Дарасун и №6048/6047 Чита – Могзон, в связи с невыполнением финансовых обязательств со стороны правительства Забайкальского края. Параллельно с этим шагом ЗабЖД организовала на читинском вокзале общественную приёмную, в которой собирала подписи за сохранения тех самых электричек, что сами пообещали отменить. Целью акции было привлечение внимания властей к организации пригородных перевозок.

Такой своеобразный «шантаж», казалось, сработал, так как 12 сентября ЗабЖД решила не отменять электрички, сославшись на устные гарантии правительства края погасить долг. Никто из краевых властей до сих пор официально не подтвердил этот факт в СМИ. В следующие два месяца после инцидента с отменой электричек вновь наступила тишина, и громом среди ясного неба в ней стало заявление президента РЖД Владимира Якунина в своём «Живом Журнале» от 31 октября о подготовке иска в суд на правительство Забайкальского края.

«Пригородные пассажирские компании начали судиться с регионами, которые не выполняют своих обязательств по компенсации железнодорожникам убытков (выпадающих доходов) от государственного регулирования тарифов. Так, в процессе подготовки находится ряд исков, в том числе иск ОАО «ЗППК» к Забайкальскому краю на сумму 509,6 миллионов рублей. Кроме того, по 29 регионам ведётся претензионная работа. Общая сумма претензий пригородных компаний к регионам составляет около 6 миллиардов рублей», - сообщил Якунин.

Всё нелогичное — логично

Происходящее дальше не поддаётся никакой логике. Об августовских «наездах» ЗабЖД на краевое правительство с угрозами закрытия ЗППК из-за нерентабельности и отмене электричек все забыли, в том числе и сами железнодорожники. Заместитель руководителя Забайкальской пригородной пассажирской компании по экономике и финансам Вячеслав Жеребцов 9 ноября и вовсе заявил, что «нельзя жертвовать пригородным железнодорожным сообщением из-за долгов краевого правительства даже в том случае, если на рынке появятся автоперевозчики». На сегодня ситуация окончилась ещё более странными словами начальника ЗабЖД Сергея Иванова, который заявил, что «они люди доброжелательные и миролюбивые, поэтому не собираются разжигать в Забайкалье войны, а будут стараться добиваться решения проблемы цивилизованными способами».

В итоге, в новый 2013 год въехали все 31 пара электричек, продолжая ежечасно увеличивать долг Забайкалья перед ЗППК, который, кстати, уже перевалил за миллиард. Возгласы о нерентабельности прекратились. Иска к краевому правительству по-прежнему нет. Так зачем же нужна была эта шумиха?

К слову, поднималась она не только в Забайкалье, но и по всей России. Собирали подписи в общественных приёмных «Сохраним электричку!», готовили иски на властей субъектов по возмещению выпадающих расходов, а где-то даже подавали их в суд, но критичных мер по массовой отмене электричек так и не было предпринято.

«На самом деле, такое поведение РЖД несложно объяснить. Дело в том, что в 2011-2012 годах правительство РФ выплатило РЖД 50 миллиардов рублей за их потери в доходах, возникающих в результате госрегулирования тарифов на услуги по использованию инфраструктуры при организации пригородных пассажирских перевозок, а на 2013 год до последнего момента таких субсидий заложено не было. Дорога рисковала остаться без федеральных денег, поэтому в августе-сентябре решила устроить своеобразную пиар-акцию, которую назвала «Общественная приёмная: сохраним электричку!». Параллельно были устроены нападки с исками на региональные правительства. Схема сработала, и правительство страны 3 декабря 2012 года запланировало почти 40 миллиардов рублей на поддержку пассажирских перевозок в будущем году», - пояснил ИА «Чита.Ру» вице-премьер краевого правительства Алексей Кошелев.

Также вице-премьер прокомментировал и желание РЖД подать иск к краевому правительству на компенсацию миллиарда рублей долга: «Мы не против. Пусть подают, вот только шансов у них выиграть судебную тяжбу практически нет. Когда мы заключали договор с ЗППК на пригородные перевозки, мы прописали пункт, согласно которому мы будем покрывать столько выпадающих доходов, сколько предусмотрим в бюджете».

Таким образом, на данный момент все точки в этой непростой истории для нас расставлены над i. Сколько времени останется ждать продолжения игр РЖД с пригородом Забайкалья, неизвестно никому. Самое время сказать избитую фразу: «Поживём, увидим».

Андрей Затирко

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter