Город Страна и мир мнение Таинственный остров Пасхи глазами миллионного туриста (часть III)

Таинственный остров Пасхи глазами миллионного туриста (часть III)

Истукана среднего размера бригада из десяти человек вытёсывала целый год. Затем статую отделяли, спускали со склона к подножию горы, не всегда удачно, затем закрепляли вертикально, обрабатывали спину и наносили символические знаки.

Известный забайкальский путешественник и фотограф Александр Леснянский делится своими впечатлениями от посещения острова Пасхи. Рассказ получился довольно внушительным и весьма обстоятельным, поэтому публикуется в нескольких частях. С оригинальным текстом можно познакомиться в блоге путешественника lesnyanskiy.livejournal.com/.

Читать лучше всё с начала. Часть I здесь. А II здесь

...Закончив с Рано Рараку, мы поехали знакомиться с «членами Политбюро»

Истуканы стоят шеренгой параллельно берегу, достаточно далеко от линии прибоя. Волны до них не достают, но Марк рассказал, что в 1960 году цунами, вызванное подводным землетрясением, утащило статуи метров на триста от постамента вглубь берега. Проверить эту информацию я не смог, в интернете не нашёл подобных сведений. А цунами действительно было. На прежнее место сперва поверженных, а затем унесённых волнами исполинов поставили японцы в начале 1990-х годов. Примерно с тех пор туристы зачастили на остров.

Аху Тонгарики («Политбюро»)

1 из 3

Групповой портрет «членов Политбюро»

1 из 2

Маркс, Энгельс, Ленин, Хоту Матуа, Тур Хейердал

1 из 3

Глава 4. Отгадки главных загадок острова Пасхи.

Как долбили вулканическую гору и делали из неё истуканов – загадка. А как переносили и ставили истуканов – это самая большая тайна острова Пасхи. Для обеих загадок появились десятки отгадок или догадок – от научно-реалистических, правдоподобных до безумно-фантастических, бесподобных по глупости. В основном, на этих двух темах строятся все спекуляции, и ими же подогревается интерес к острову, как туристическому объекту. Кто «все эти люди, как они сюда попали», чудесная письменность ронго-ронго, причины гибели рапануйской цивилизации – всё это второстепенно по сравнению с вопросом: «как они это сделали, перенесли и поставили, да ещё и шапки надели!?». На самом деле есть ещё один большой вопрос: почему в один прекрасный момент народ Рапа Нуи вдруг резко прекратил начатое и порушил уже созданное.

По вопросу, как делали моаи, есть исчерпывающие ответы от Тура Хейердала. Процесс был долгим. Сначала обтёсывали переднюю часть изваяния. Спина статуи была соединена с породой. Работали ручными рубилами из базальта. Базальт намного тверже туфа, но и он быстро затуплялся, поэтому в каменоломнях повсюду разбросаны тысячи базальтовых рубил.

Серёга с базальтовым рубилом на фоне самой большой статуи острова Пасхи. Этот истукан «родился» только наполовину и навсегда останется прикованным к скале.

Истукана среднего размера бригада из десяти человек вытёсывала целый год. Затем статую отделяли, спускали со склона к подножию горы, не всегда удачно, затем закрепляли вертикально, обрабатывали спину и наносили символические знаки. Так, на животе одной из них Тур обнаружил изображение тростникового корабля. Впрочем, его противники утверждают, что пасхальцы сделали этот петроглиф уже после первых контактов с европейцами, и на самом деле это фрегат.

Что это – камышовый корабль или европейский фрегат? Фото: Сергей Якунин

Готовый истукан стоял закопанным в глубокой яме, ожидая очереди на транспортировку к месту назначения. Затем статую укладывали горизонтально и перетаскивали к месту установки. Поднимали её сантиметр за сантиметром, используя ваги и подкладывая под идола камень за камнем, пока идол не вставал на ноги. Тур Хейердал на практике проверил этот способ. Примерно две недели понадобилось островитянам, чтобы поставить лежачего истукана на платформу.

После того, как моаи занимал свое место на аху, ему делали глаза и водружали на голову «пукао» — символическое изображение пучка волос, собранного в узел. Пукао изготавливали в другом месте острова из красного туфа. Оно весило несколько тонн.

Такая «простая» схема, конечно же, не удовлетворяла любителей сенсаций и мистики. «Как можно высечь ручными рубилами такие большие скульптуры, – не верит известный фантазёр Эрик фон Деникен. – Попробуйте сами и убедитесь, что у вас ничего не получится, руки заболят, - так рассуждает он. Вы не сможете, – значит, и древние жители острова не могли». И выдвигает собственную «замечательную» версию: инки знали специальные растения, соками которых можно растворять камень. Вот этими жидкостями пасхальцы и вытравливали идолов из скалы! Действительно, как всё просто! Что ж мы сами-то не догадались! Надавил миллион литров соку не знаю из чего, налил на вулкан, и ходи себе, посвистывай. Но потом совсем чуть-чуть нужно было поработать руками – придать истукану законченный вид.

Со вторым вопросом – перемещением истуканов – все гораздо сложнее. Тур Хейердал во время экспедиции провел эксперимент. 180 местных жителей с помощью канатов довольно шустро уволокли небольшую моаи на приличное расстояние. Но сам Тур признавал, что с большой статуей такой фокус не пройдёт. Катать истуканов на брёвнах – эта идея первой приходит всем на ум, но тоже тут не всё так просто.

У местных жителей есть легенда, что «моаи ходили сами». После этой фразы в книге Хейердала, тема стала культивироваться, и дошло до разговоров о способностях левитации у древних рапануйцев, и что, якобы, в их древнем языке есть слово, означающее такое понятие. Но ещё «проще» и «понятнее», чем левитация, космические теории: древние жители острова ручными рубилами высекали истуканов, а затем перетаскивали их по острову с помощью своих космических аппаратов. Или другая «отгадка»: древние пасхальцы — потомки пришельцев, они обладали тайными знаниями потустороннего мира, а расположение статуй — зашифрованная карта звёздного неба.

Очень остроумное решение для перемещения статуй придумал чешский инженер Павел Павел. «Моаи ходили сами» – это значит, что их кантовали в вертикальном положении, наподобие холодильника, шкафа или тяжёлых бочек. В 1986 году Павел Павел прилетел на Пасхи с Туром Хейердалом и провёл рискованный эксперимент с небольшим четырёхметровым истуканом. В целом, опыты удались. Истукан «сам прошёл» несколько метров таким способом, каждую секунду грозясь свалиться и задавить участников эксперимента.

Идея с кантованием хороша, и многими одобрена, в том числе и самим Хейердалом. Но всё равно неясно, например, как заставить истукана идти в горку, или как удержать 20-метровую статую, «шагающую» вниз по склону. Так и хочется в связи с этим выдвинуть собственную версию гибели рапануйской цивилизации: все 20 тысяч народу передавило «шагающими» истуканами.

Менее экстремальный, но более невероятный способ предположил, опять же, фон Деникен. «Моаи брошенные на дорогах, по которым их волокли, валяются лицом вниз, – говорит он. – Это значит, что лицом вниз их и тащили!». Все очень просто, вот схема:

Мне кажется, однако, что гипотеза с космическими кораблями более правдоподобна.

Ещё один интересный момент отметил Тур Хейердал. Некоторые древние дороги острова Пасхи подходят непосредственно к океану и там обрываются. Похоже, что длинноухие строили большие тростниковые корабли и на них по морю частично транспортировали статуи. Материалом для судов являлся камыш тотора, произрастающий в вулканических озёрах Рано Рараку и Рано Орои, а за пределами острова Пасхи тотора растёт только в озере Титикака в Перу. То есть камыш явно специально завезён на Пасхи переселенцами из Южной Америки.

«Давно известно, – пишет Хейердал, – что древние пасхальцы вязали из камыша характерные одно- и двухместные лодки, такие же, какими в незапамятные времена пользовались инки и их предшественники в перуанском приморье. Но никто не слыхал, чтобы на Пасхи в прошлом делали парусные суда! Меня это особенно заинтересовало, ведь я плавал на озере Титикака на камышовых лодках, которыми управляли горные индейцы с плато Тиауапако, известного своими древними развалинами. Отличные суда, скороходные и удивительно грузоёмкие. В эпоху великих географических открытий перуанцы выходили на больших камышовых судах в открытое море. Рисунки на сосудах доинкской поры показывают, что представители древних культур этой области делали из камыша настоящие корабли, подобно тому, как египтяне вязали суда из папируса. Плоты из бальсовых бревен и лодки из камыша непотопляемы, и народы Перу предпочитали их для всех морских перевозок. Я знал также, что камышовые лодки могут месяцами держаться на воде. Одна такая лодка с озера Титикака, которую мои перуанские друзья доставили в Приморье, скользила, как лебедь, через волны Тихого океана, причём шла вдвое быстрее бальсового плота».

Не зря на груди истукана нарисован трёхмачтовый парусник. А паруса для кораблей плели из циновок из того же камыша. Хейердал говорит, что тем же способом перуанские индейцы перевозили на 50 километров через озеро Титикака 100-тонные гранитные блоки для строительства на другом берегу.

Сколько не гадай: «Могли, не могли…, таким, или вот таким способом…», но факт налицо: статуи перемещены. И любые идеи, как они это делали, можно обсуждать, кроме «космических». Вообще, все выдумки про инопланетян, «тайные знания» и прочая мистика – это очень хороший бизнес. В 1970-х годах Эрих фон Деникен снял фильм «Воспоминание о будущем» на тему посещения древних цивилизаций пришельцами с других планет. Там была речь и о Египетских пирамидах, и о Мачу- Пикчу, и о пустыне Наска, и об острове Пасхи. Деникен своими фильмами и книгами одурачил миллионы обывателей и сколотил состояние. Я прекрасно помню, как сам стоял в огромной очереди за билетами, чтобы попасть на «Воспоминание о будущем», и как с удовольствием позволял вешать себе «лапшу на уши».

Однажды в интервью Тур Хейердал рассказывал об одном эпизоде из своей жизни:

Это было много лет назад. На экраны только что вышел фильм фон Деникена «Воспоминания о будущем». Тогда я жил в Италии. Однажды мне звонят с норвежского телевидения и приятный женский голос в трубке спрашивает:

— Господин Хейердал, что вы думаете о господине фон Деникене?

— Он жулик, — отвечаю я.

— Спасибо, господин Хейердал. Вы в прямом эфире. И гость нашей программы сегодня — фон Деникен.

Но по сравнению с некоторыми другими «исследователями» жулик Эрих – просто душка! Интересно, что бы сказал Хейердал про Эрнста Мулдашева? Газета «АиФ», например, называет его «известным российским ученым, профессором». А вот некоторые цитаты из интервью «АиФ» с этим «учёным профессором»:

1.

«Эрнст Мулдашев с группой коллег провёл несколько недель на острове Пасхи. Экспедиция нашла свидетельства того, что знаменитых на весь мир каменных истуканов «выплёвывал» кратер местного вулкана, а подземная энергия заставляла многотонные фигуры «ходить» по земле. Лабиринты там проложили птицелюди, и когда российские учёные пытались в них спуститься, на них не раз нападали… энергетические шары, охраняющие подземелья….»

2.

«…на острове Пасхи уже погибли 60 исследователей, а каменные истуканы являются своеобразными «чипами смерти»…»

3.

«— Скажите, опасной была экспедиция?

— Очень. Особенно опасными оказались пещеры, не говоря уж о Долине смерти, где люди исчезают, вроде как дематериализуются».

4.

«— Говорят, что каменные истуканы, которыми знаменит остров, могли ходить?

—… ещё каких-то 800 лет назад видели, как моаи ходили по острову, передвигаясь «вперевалку». …не рапануи повалили истуканов, а те сами падали, когда Дух острова Пасхи Аку-аку отключал от них «каменную энергию», называемую «Мана».


— Тогда какая же сила удерживала истуканов в вертикальном положении?

— Легенды гласят, что истуканов удерживала сила Мана (или энергия камня), поступающая на аху из подземного мира. Накачанный силой Мана истукан мог не только стоять, но и вертеться на своём полушаровидном основании, а также совершать наклоны в любую сторону. При этом «шапка», ничем не фиксированная к голове, не падала.

— Ванька-встанька получается…

— Именно так. К этому следует добавить, что энергия Мана, видимо, сохранялась в истуканах и тогда, когда они сходили с постаментов и ходили по острову. Анализ показал, что истуканы уходили от постаментов-аху, которые можно, видимо, считать «заправочными станциями», на несколько километров и возвращались обратно для «подзарядки». Кроме того, в нескольких местах острова мы нашли так называемые «дороги в океан», по которым, как повествуют легенды, истуканы спускались в воду, хотя глубина здесь составляет 3333 метра».

5.

«…вулкан Рано-Рараку… является необычным живым существом, способным по определённой программе «почковать» каменных истуканов, постепенно выталкивая их на поверхность… истуканы как бы «выдавливались» из горы, формируясь внутри неё по какой-то неведомой программе»

6.

«Мы провели расчёты… У нас получилось, что в этом карьере было изготовлено 1 200 000 истуканов».

7.

«— Тур Хейердал пытался путём раскопок достичь основания одного из истуканов, но это ему не удалось. Основание уходило невесть куда под землю. Что вы думаете об этом?

— Насчитывается несколько десятков таких истуканов в районе вулкана Рано-Рараку. Когда мы определяли направление их «взгляда», то оказалось, что все они смотрят только на запад…

И так далее.

Ну, ведь это же просто песня, а не интервью! Симфония! И процитированы всего лишь отдельные ее «музыкальные фразы». И как же после прочтения такого интервью не рвануть в книжный магазин за «научными монографиями» «учёного» Мулдашева о революционных «открытиях», совершённых им во время прогулки по острову Пасхи… пардон, во время «экспедиции», а затем срочно бежать в ближайшее турагентство за путевкой в Чили! Разобраться бы ещё и понять, кто из нас в большей степени идиот: журналист, взявший интервью, профессор, который «врёт, как дышит», редактор «АиФ», способствующий тиражированию глупости, читатель, который клюёт на мистический абсурд, или я сам, занимающийся тем, что трачу время на обсуждение этой ультраахинеи.

Так что же случилось?

Древние ваятели острова Пасхи так хорошо потрудились, что теперь их творения заслуженно притягивает к себе и ученых, и простых туристов, и спекулянтов от СМИ, и шарлатанов от науки, да и просто ненормальных. И, похоже, что именно грандиозный масштаб деятельности каменотёсов привел к тому, что природные ресурсы острова иссякли. Стали исчезать леса. Как результат, началась эрозия почвы, снизились урожаи, стало не хватать еды. Жители острова сами себе устроили экологическую катастрофу. Наступил голод, интенсивное разведение курей не спасало ситуацию.

Когда была срублена последняя пальма, сам собой отпал вопрос об изготовлении маои (ведь деревья необходимы были в любом случае, при любом способе транспортировки). Но, видимо, ещё до того, как была срублена последняя пальма, островитяне уже начали искать виновных в наступивших бедах. И, как обычно, всегда и во всем виноваты «плохие соседи». Вместо каменных рубил мужчины взяли в руки копья. Начались межплеменные распри и усобицы, перешедшие в войну. Чтобы навредить и лишить врагов защитной силы их предков, враждующие кланы сбрасывали друг у друга каменных истуканов, принадлежащих роду. Короткоухие восстали против власти длинноухих, и в итоге перебили весь правящий клан.

Но от этого еды на острове больше не стало. Исследователи говорят о том, что дело дошло до каннибализма. Люди, прячась от врагов, снова ушли жить в пещеры. Они боялись оставаться в тростниковых хижинах. Чтобы преодолеть хаос и спасти цивилизацию, необходимо было что-то сделать, принять «политические решения». И, как пишут исследователи, выход был найден.

Вместо культа предков, «не оправдавших доверия» каменных идолов, возник новый культ человека-птицы. Прообразом человекоподобного божества с головой птицы стал самый крупный хищник океана – фрегат с характерным крючковатым клювом. Фрегат для островитян олицетворял силу и свободу. Он легко добывал себе пищу и мог улететь куда угодно далеко. Каждый рапануец, наверное, теперь мечтал покинуть свой остров любым способом.

Человек-птица. Сувенир с острова Пасхи. Много подобных наскальных рисунков высечены на скалах острова в районе Оронго.

После уничтожения клана длинноухих, при которых власть передавалось строго по наследству, была создана «система выборов». Новый король назначался по итогам ежегодных спортивных состязаний. В силе, ловкости и выносливости соревновались лучшие представители каждого из родовых племен, населявших остров. Это был целый священный ритуал, проходивший в Оронго (название вулкана и ритуального селения) и заключавшийся в том, чтобы наперегонки выполнить сложное задание. Воины должны были спуститься на берег по отвесной скале, проплыть 1,5–2 километра по открытому морю до маленького острова, найти там яйцо морской ласточки и доставить его вождю своего племени. Вождь племени, первым получивший яйцо, становился королем Рапа Нуи на целый год и ему доверялось руководить народом, распоряжаться и распределять оскудевшие природные ресурсы острова.

Считается, что введение подобной демократии позволило стабилизировать обстановку и спасти уникальную изолированную цивилизацию от полного краха. Продолжалось это относительное спокойствие сравнительно недолго, до прихода европейцев. Как уже сказано выше, катастрофа всё же наступила. После грабительского набега перуанских работорговцев в 1862 году просто не осталось мужского населения для участия в соревнованиях. К тому же, пришли христианские миссионеры, и культ человека-птицы вскоре умер и сменился христианским учением.

Историю взлёта и падения рапануйской цивилизации стало очень модным приводить как модель всей земной цивилизации. Бесконтрольное бездумное расточение ресурсов привело к гибели изолированный социум, а может произойти то же самое и со всей планетой. «Бойтесь, люди и слушайтесь учёных!» – такие нравоучения звучат от авторов статей и документальных фильмов.

Прошло уже полдня с начала экскурсии, и мы почувствовали, что уже пресытились истуканами. Правда, можно было еще посетить Оронго, но и туда уже не хотелось.

Дальше гиды повезли нас к следующей достопримечательности – магнитному камню. Это большой уплощенный шар – вулканическая бомба, возле которого стрелка компаса отклоняется градусов на двадцать–тридцать.

Серёга проверяет магнитное поле «волшебного» камня.

В общем-то, ничего удивительного, тем более – сверхъестественного. Но в статьях пишут, что это камень и есть «Те-Пито-о-те-хенуа» - «Пуп Земли». Возле камня нужно сесть кружком, положить на него руки, медитировать… и тебе пригрезятся прекрасные женщины. Загадай при этом желание, и вскоре оно сбудется!

…и тебе пригрезятся прекрасные женщины… Или мужчины.

Как ни странно, «пуп земли» лежит на самом краю суши, почти у воды. Ну, и конечно же, здесь прекрасный океанский прибой. Изумрудные волны омывают базальтовый берег, и камни блестят словно антрацит.

1 из 2

После посещения магнитного пупа земли появилось чувство выполненной миссии. Миссия, как я говорил, заключалась в том, чтобы поставить жирную галочку в биографии: «На Пасхи был!». Теперь можно было немного побалдеть.

Балдеть мы поехали в бухту Анакена. Это редкое место на острове, где есть пляж с песком. Песок коралловый, белый, очень мелкий и чистый. А на берегу приятно радует глаз пальмовая роща, посаженная и выращенная уже в XX веке.

1 из 2

В бухте Анакена стоит ещё одна часто фотографируемая группа истуканов, но мы и без того их так насмотрелись, что даже не пошли в ту сторону. А просто расположились на пляже, съели по бутерброду и полезли в воду.

В бухте Анакена полно туристов. Это всё – для них (для нас).

Вечер мы потратили на обжорство в ресторане. А на следующее утро мы улетели с острова в Сантьяго, и ещё через несколько дней вернулись домой, где нас уже в аэропорту ждали прекрасные женщины! Как быстро сбываются желания, загаданные рядом с Пупом Земли!

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления