Город мнение Сергей Иванов: Нужно развиваться, чтобы сохранить вуз

Сергей Иванов: Нужно развиваться, чтобы сохранить вуз

С 1 сентября вступил в силу новый закон «Об образовании». В Забайкальском крае помимо детских садов и школ он коснулся и высших учебных заведений.

С 1 сентября 2013 года в Российской Федерации вступил в силу новый закон «Об образовании». В Забайкальском крае помимо детских садов и школ он коснулся и высших учебных заведений. Оценку нововведениям, которые предстоит пережить Забайкальскому государственному университету, дал его ректор Сергей Иванов после поездки на совещание-семинар «О совершенствовании системы высшего образования Российской Федерации» для ректоров вузов, проводимом Министерством образования и науки РФ в городе Пушкин.

Аспирантура без диссертаций

Новый закон достаточно всеобъемлющий и даже в чём-то носит революционный характер. Для развития статей этого закона появился ряд очень серьёзных документов, которые определяют направления развития профессионального образования до 2018 года, в том числе программа развития образования, где есть отдельный раздел «Развитие профессионального образования на 2013-2018 годы». Также были приняты такие документы, как программа развития науки и технологии, дорожная карта развития в социальной сфере, утверждённая распоряжением правительства РФ. Эти нормативные документы определили все тренды, которые будут развиваться в ближайшее время. Департамент государственной политики в сфере высшего образования, проводивший семинар, выделил нам пять ключевых областей развития.

Для нас важны все области, поэтому расскажу о каждой по порядку. Первая область — «Содержание профессионального образования», в которой выделяют несколько основных задач. Во-первых, появляются такие понятия, как практико-ориентированный или прикладной бакалавриат, а также технологическая магистратура — это тот тренд, который рассчитан на подготовку специалистов для инновационной экономики, то есть для инженерных специальностей, в первую очередь. Прикладной бакалавриат, в отличие от сегодняшнего, академического, рассчитан на то, чтобы человек, отучившись четыре года, уже готов был к практической профессиональной деятельности. К слову, в общем числе студентов к 2018 году 30% должны учиться на прикладном бакалавриате. Что касается технологической магистратуры, то главная её идея заключается в том, чтобы обеспечить обучающихся на ней современным оборудованием либо на базе вуза, либо на базе предприятия, где эта магистратура реализуется.

Следующая задача – это модернизация федеральных образовательных стандартов. Это уже третье поколение стандартов, и через два года мы переходим к так называемым «ФГОСам 3+».

Ну, и наконец, будет изменён подход к аспирантуре. Теперь она становится третьей ступенью высшего образования, а не как раньше, когда аспирантура была временем для подготовки диссертаций. Аспирантура становится обычной учебной ступенью, где должны быть учебный план, лекции, практические занятия. Всё как в магистратуре или на бакалавриате. При этом защита кандидатской диссертации не подразумевается. При окончании аспирантуры предполагается защита выпускной квалификационной работы, и получение документа. Диссертацию можно будет защитить, только имея за спиной аспирантуру.

Кафедры с филиалами на предприятиях

Вторая область называется «Технология». Здесь для нас поставили три задачи. Первая — академическая мобильность, в том числе при сетевом взаимодействии. У нас появилась возможность заключать договоры с предприятиями, с вузами, обучать своих студентов каким-то отдельным курсам в других учебных заведениях или на предприятиях. Добавлю, что такое взаимодействие, пусть и в зачаточном состоянии, у нас было и раньше. К примеру, при прохождении практики. Мы отправляем студента на предприятие, заключаем договор. Это уже, по сути, начальный этап сетевого взаимодействия. У нас достаточно неплохо работает в этой части факультет экономики и управления. Как итог, благодаря этому взаимодействию начали защищаться кандидаты экономических наук. Существует у нас сетевое взаимодействие с Бурятским госуниверситетом и с Байкальским государственным университетом экономики и права по подготовке научных кадров, в том числе за счёт совместных конференций и других форм сотрудничества.

Вторая задача - «Взаимодействие с предприятиями и создание базовых кафедр». Это новое — тоже хорошо забытое старое. Во второй половине 80-х годов у нас были филиалы кафедр на предприятиях. У машиностроительного факультета был мощный филиал кафедры на 103-м бронетанковом заводе, на машзаводе, у энергетиков — на ТЭЦ-1. Работники этих предприятий вели чисто практические занятия, которые в вузе создать практически невозможно. Допустим, лабораторная работа по котельному оборудованию. Согласитесь, сложно воздвигнуть котел в вузовской аудитории. Поэтому эти работы выносились на филиалы кафедр, где занятия вели практики, и это было наиболее ценно. В настоящее время технологии очень быстро развиваются, и вузы иногда в силу разных причин просто не могут за ними угнаться. Есть некие базовые теоретические вещи в каждой специальности, и это прерогатива профессуры – например, читать математику, термодинамику, физику. А есть специальные дисциплины, здесь, безусловно, необходимо налаживать взаимодействие с практиками.

Ну и третья задача — это «Дистанционное электронное обучение». Сегодня уже существует достаточно много интернет-ресурсов для дистанционного обучения в зарубежных вузах и есть наиболее продвинутые студенты, которые учатся одновременно и здесь, и там. В итоге, они могут получить диплом и у нас, и в каком-нибудь зарубежном вузе. И у нас уже используются формы дистанционного обучение на факультете дополнительного профессионального образования.

Аккредитация с мониторингом

Третья ключевая область - «Оценка», куда входят мониторинг, аккредитация и контрольные цифры приёма. Государственная аккредитация – это процедура, при прохождении которой вузу даётся право выдавать диплом государственного образца. В следующем году мониторинг эффективности деятельности вузов будет перенесен на весну, и его показатели теперь будут учитываться и при аккредитации вуза и при выделении контрольных цифр приема.

Считаю, что при мониторинге обязательно должны учитываться региональные компоненты. Мы все понимаем: условия очень разные по стране. Критерии оценки деятельности вузов вызывают сомнения в показательности эффективности, например, результаты ЕГЭ поступивших в вуз студентов или количество квадратных метров на одного студента.

Среди обоснованных показателей я бы выделил показатель трудоустройства выпускников. Если мы находимся в Забайкальском крае, и наши выпускники трудоустраиваются, это говорит о том, что мы с точки зрения пользы для экономики края являемся однозначно эффективными. Сегодня ЗабГУ закрывает специалистами 87% отраслей. Единственное, мы не готовим врачей, но, несмотря на это, выпускаем специалистов-инженеров по обслуживанию медицинской техники. Мы не готовим аграриев, ветеринаров, но выпускаем инженеров-механиков, которые работают в тех же отраслях.

Аккредитация в области «Оценки» идёт отдельным пунктом, и она тоже претерпевает изменения. До 1 сентября нас аккредитовывали на тип учебного заведения (университет, институт, академия), а затем аккредитовывали отдельно образовательные программы. Теперь тип учебного заведения не так важен, Аккредитовываться будет только образовательная программа, но в привязке, конечно же, к инфраструктуре вуза. Условно говоря, есть некая образовательная программа по политологии, к ней есть требования: кадровый состав, материальная база и так далее. Также рассматривается общая инфраструктура вуза для её реализации: общежития, организация питания, библиотеки и прочее.

В привязке к государственной аккредитации появляется ещё один новый термин – это профессионально-общественная аккредитация. То есть для того, чтобы программу аккредитовывали не только вузовские работники, но и привлекались к этому делу специалисты в конкретной области – юристы, энергетики. И этот процесс уже запущен у нас. Сегодня мы имеем четыре таких программы, которые прошли общественно-профессиональную аккредитацию: это юриспруденция, сервис, дизайн и социология.

Оклады с надбавками

Четвёртая ключевая область - «Финансовое обеспечение». Сюда входит «Реализация новых подходов к формированию и распределению контрольных цифр приёма», которая так же привязана к мониторингу. В принципе, министерство уже реализовало её в этом году. Эти контрольные цифры приёма делятся между вузами на основании конкурса в конце апреля. Конкурс имеет две составляющие: региональную составляющую и федеральную. Например, мы претендуем на подготовку, условно говоря, 100 юристов. Региону нужно 80 юристов. Эти 80 мест разыгрываются между вузами Забайкальского края. А 20 разыгрываются на федеральном уровне, где участвуют все вузы РФ.

Вторая задача называется «Повышение заработной платы профессорско-преподавательского состава (ППС)». Перед нами поставлена задача: к 2018 году среднюю зарплату ППС довести до 200% от средней региональной зарплаты по экономике. По прошлому году средняя зарплата преподавателя была на 21% выше средней по региону, за первое полугодие 2013г. — на 30%.

Следующая задача у нас также уже реализуется – это переход на нормативно-подушевое финансирование. Сегодня деньги дают за каждого студента. Нормативная стоимость обучения каждого студента определена министерством, она разная, в зависимости от того, насколько ёмкая специальность – инженерные больше стоят, гуманитарные — меньше. Такая схема реализуется по первым двум курсам, и деньги поступают в виде субсидий. Затем мы составляем план финансово-хозяйственной деятельности, куда мы это собираемся тратить. Конечно, по согласованию с министерством..

Модернизация исчезающего

Пятая ключевая область, которая выделяется, называется «Структурное преобразование». Нас интересует - «Поддержка региональных вузов». Дело в том, что согласно планам министерства образования, в 2015 году будет проводиться конкурс на поддержку опорных университетов региональной экономики. Конкурс пока в разработке, но мы понимаем, что нужно реализовать все вышеобозначенные тренды, чтобы быть готовым к конкурсу.

Последняя структурная задача, называется «Модернизация педагогического образования». Тенденция по присоединению педагогических вузов к классическим продолжается. Сегодня в России осталось около 15 чистых педвузов. В сентябре у нас прошли первые слияния кафедр и факультетов, считаю, что мы абсолютно правильно поступили, начав с первых дней работать над созданием единого коллектива. Мы работаем над сохранением педагогического образования и над повышением его качества. Я в очередной раз хочу поблагодарить коллектив университета за терпение и понимание. Наше объединение- это один из немногих случаев, когда слияние идёт спокойно. Есть много других примеров, воевать, конечно, можно, но, считаю, что смысла в этом абсолютно никакого. Надо просто вместе работать.

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления