Город мнение Уроки ректора

Уроки ректора

...опасно-то не то, что ректору ЗабГУ не нравятся какие-то публикации, которые он не от великой осмотрительности называет провокациями, а то, что такие реакции давно стали нормой...

Ректор Забайкальского государственного госуниверситета, депутат гордумы Читы Сергей Иванов в интервью «ЗабТВ» сообщил, что шумиха в СМИ из-за ремонта ректората за 5,45 миллиона рублей — провокация, которая вносит раскол в ряды университета. «Шумиха», как её называет ректор, была поднята в одном СМИ – ИА «Чита.Ру», поэтому я скажу по этому поводу несколько слов.

«Это очень опасно, потому что это вносит раскол, провокацию вносит в ряды университета. Давайте говорить прямо, это кабинет не личный вечно Сергея Анатольевича Иванова и не его личная квартира. Это кабинет ректора университета. Сегодня Иванов, завтра Петров, послезавтра будет Сидоров. Тут разные люди бывают, разного уровня и надо выглядеть достойно», - сказал Иванов коллегам, которые также сообщили, что на самом деле кабинет ректора обставлен несколько скромнее, чем на эскизах, попавших в интернет.

Высказывание ректора крупнейшего в Забайкальском крае университета и характер его появления показывает всю глубину непонимания и непрофессионализма в вопросах взаимодействия самых разных региональных структур со средствами массовой информации.

По иронии судьбы, именно возглавляемый Ивановым ЗабГУ в настоящий момент готовит специалистов для этой отрасли. На высказываниях, подобных тому, что сделал Иванов в комментарии «ЗабТВ», студенты вуза могут учиться тому, как не надо вести себя в очень камерном информационном пространстве Забайкальского края. Также сегодняшние студенты-пиарщики могут примерно представить себе, с чем им придётся столкнуться, соглашаясь на работу со статусными руководителями, которые по какой-то причине решили, что просто по факту занимания высокой должности могут разбираться с чем угодно, в том числе и в работе со СМИ.

То, что Иванов называет провокацией, - это информация, основанная на размещённой на портале государственных закупок аукционной документации. Система государственных закупок была создана не по инициативе журналистов, а по инициативе высшего руководства страны не только с тем, чтобы попробовать более эффективно и экономно расходовать бюджетные средства, но и для того, чтобы поставить на поток общественный контроль за такими тратами. Эффективность этой системы многие годы вызывает серьёзные вопросы, но нельзя не признать, что портал госзакупок тысячами публикаций в самых разных СМИ дал возможность людям узнать о том, как и куда расходуются бюджетные деньги. Это, в свою очередь, побудило чиновников быть более осмотрительными при формировании аукционной документации и расходовании не принадлежащих им денег.

Все информационные агентства являются постоянными посетителями сайта государственных закупок. Мы и наши коллеги регулярно снимаем с сайта самую разную информацию, касающуюся закупок автомобилей, проведения банкетов, подрядов на самые разные объекты капитального строительства. И, да, мы снимаем с сайта госзакупок информацию о том, кто, где и за какие деньги проводит ремонты.

Так вот, для студентов журфака. В высказывании Иванова, которое я процитировал во втором абзаце колонки, всё сказано очень верно, кроме первого предложения, в котором ректор утверждает, что «это очень опасно, потому что это вносит раскол, провокацию вносит в ряды университета». Во-первых, Иванов голословно обвинил в провокации журналиста ИА «Чита.Ру», при этом то ли не нашёл в себе сил назвать информационное агентство, то ли коллеги предпочли это уточнение в сюжете упустить. Это серьёзное обвинение, на которое Иванов не имел никакого права. Журналист, готовя новостную заметку, делал свою работу, соблюдая установленные законом рамки. Закон не запрещает журналисту брать информацию из открытых, более того – официальных - источников, обрабатывать её и публиковать в СМИ. Система госзакупок в том числе и ради таких публикаций задумывалась. Так что если кто-то и вносит раскол «в ряды университета», то исключительно те люди, которые сначала заказывают ремонт за 5,4 миллиона рублей, а потом – когда это становится известно широкой общественности - не могут нормально объяснить ни своим сотрудникам, ни журналистам зачем, почему и на какие деньги он делался.

То, что за первым предложением цитаты – в полном порядке. К Иванову тут нет никаких вопросов. Он действительно возглавляет крупнейший в регионе вуз, и, действительно, кабинет первого руководителя должен выглядеть достойно. Если у вуза есть деньги на ремонт, то вуз имеет полное право это делать. Если кому-то в этом абзаце померещилась язвительность, то её тут нет – Иванов совершенно прав в том, что он говорит «ЗабTV» правее первого предложения обсуждаемой цитаты.

Только это надо уметь вовремя комментировать, а не бить потом кривой палкой по хвостам. Иванов или его помощники должны были сказать журналисту ИА «Чита.Ру» в момент, когда он готовил заметку и автоматически – в соответствии с редакционными правилами и здравым смыслом – попросил комментарий у пресс-службы. Но в пресс-службе привычно наговорили чего-то не понятного, по сути, отказавшись от комментария и спровоцировав то, что потом Иванов назовёт провокацией и свалит на журналиста ИА «Чита.Ру». И проблема здесь не в пресс-службе, а в том, к какому порядку работы её приучил руководитель.

Ещё одна классическая для Забайкальского края ошибка Иванова заключается в том, что информацию, размещённую в одном СМИ оскорблённые руководители комментируют в совершенно другом. Это, знаете, уровень бессмысленной переписки районных руководителей в разных местных газетах, кода читатели толком не понимают, на что отвечает выступающий оратор.

Иванов волен комментировать ситуацию кому угодно и как угодно, но его святая обязанность – в том числе как руководителя вуза, который готовит пиарщиков – найти в себе силы общаться не только с теми СМИ, которые ему больше нравятся, но и с теми, с кем это необходимо делать в рамках существующих правил игры.

И опасно-то не то, что Иванову не нравятся какие-то публикации в региональных СМИ, которые он не от великой осмотрительности называет провокациями, а то, что вот такие реакции на самые разные события в Забайкальском крае давно стали нормой. Написали про Наталью Жданову, что она назвала СМИ помойкой – сразу образовался кластер неугодных, потому что они вносят раскол. Зацепили руководителя ДМРСУ за одно, второе, третье – он теперь на звонки не отвечает и даёт интервью исключительно сайту городской администрации. Неудачно для депутата сфотографировали его на заседании заксобрания – попали в кулуарные беседы о том, какие, всё-таки, журналисты профаны и провокаторы. Оштрафовали городского чиновника на тысячу рублей, а СМИ об этом написали – всё, не будем общаться со СМИ, а человека, ставшего причиной штрафа, уволим.

Все эти примеры давно не вызывают у меня никакого не то, что раздражения – даже удивления. Таковы правила игры, которые под себя годами пытаются подминать региональные чиновники самых разных уровней, уверенные в том, что так они «работают со СМИ». Но мимо ситуации с Ивановым проходить просто так нельзя просто потому – повторюсь в третий раз – что возглавляемый им вуз готовит пиарщиков и журналистов. И глядя на публичные высказывания своего ректора, студенты могут вообразить, что так и надо. А так – не надо.

Руководители подобного уровня должны обладать публичной непробиваемостью, которую обычно зовут толстокожестью. У них в этом смысле есть великий учитель – первый губернатор Забайкальского края Равиль Гениатулин, который мог сколько угодно оскорбляться на те или иные высказывания и публикации, но на публике всегда играл бесстрастного наблюдателя, которому всё равно. Да и второй губернатор Константин Ильковский может проводить мастер-классы по закалке в общении с прессой. Хотя не удивлюсь, если и его глубоко волнуют те или иные публикации.

Нужно иметь грамотную сильную пресс-службу, которая будет обладать достаточным авторитетом, опытом и полномочиями для того, чтобы консультировать руководителя по поводу того, как нужно вести себя в информационном поле. Именно консультировать, а не выполнять безграмотные и опасные поручения. Этой пресс-службе надо научиться доверять. Это ведь очень сложно, потому что же ты великий руководитель, а они нет - не великие. А как великому с не великими? Правильно - поручить, а там трава не расти.

Нужно перестать думать, что информационная политика какой бы то ни было организации – правительства, представительного органа или вуза – может быть выстроена кем угодно и как угодно. Если кем угодно и как угодно, получаются ситуации, в которых сотрудникам легче написать комментарий на Читинском городском портале, чем поговорить по этому поводу со своим руководителем. Например, в вузе, в ряды которого может внести раскол банальный и проходной в общем потоке ремонт кабинета ректора.

Задача Иванова через своих подчинённых учить студентов этим азам работы в профессии. А не давать уроки того, как не надо.

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления