Город мнение Реформа здравоохранения: непродуманный шаг или курс на платную медицину?

Реформа здравоохранения: непродуманный шаг или курс на платную медицину?

Начался процесс укрупнения и централизации поликлиник города Читы, который региональное министерство деликатно называет оптимизацией. Главное ощущение от реализующейся сейчас реформы государственного здравоохранения – это хаос.

Реформа здравоохранения в Забайкальском крае, несмотря на критику и недовольство населения, продолжает набирать обороты. Начался процесс укрупнения и централизации поликлиник Читы, который региональное министерство деликатно называет оптимизацией. Главное ощущение от реализующейся сейчас реформы государственного здравоохранения у большинства населения – это хаос. И в этом хаосе разрушается доставшаяся нам в наследство система.

Вновь создаваемые структуры объединённых медицинских учреждений — конгломераты в виде детского клинического медицинского центра и ГУЗ клинического медицинского центра, с моей точки зрения, не несут в себе никакого потенциала развития – ни наукоёмкого, ни обеспечивающего рациональное взаимодействие между сотрудниками, подразделениями поликлиник и самими поликлиниками, образующими эти новые структуры. Кроме всего прочего, громоздкие, крупные «комплексы» в принципе плохо поддаются управлению и гражданскому контролю, а, значит, будет расти и недовольство населения.

В пояснительной записке краевого министерства здравоохранения о целесообразности реорганизации поликлинических учреждений, делается акцент на повышении качества и доступности медицинской помощи населению, исполнении и соблюдении порядков и стандартов первичной медико-санитарной помощи, организации противоболевого кабинета, проведении общегородских мероприятий по медицинской профилактике, соблюдении порядков оказания медицинской помощи и так далее и тому подобное. Кто или что мешает сегодня при существующей системе оказания амбулаторно-поликлинической помощи всё это организовать? Остаётся несомненным один неоспоримо положительный момент реорганизации - это снижение некоторых административно-управленческих расходов. Улучшение же организации системы здравоохранения и качества медицинской помощи населению края чиновников от медицины не интересуют. Для них куда важнее отрапортовать о «сокращении бюджетных расходов» в условиях кризиса.

Я считаю, что изменения в медицинской отрасли нельзя рассматривать только с экономической позиции, поскольку принимаемые решения касаются не одной тысячи судеб, здоровья и жизни людей. Этой же точки зрения придерживается и заместитель председателя профсоюзов работников здравоохранения России Михаил Андрочников. В интервью журналистам «Медицинской газеты» №83 от 7 ноября 2014 года он сказал: «Реформу придумали и проводят не медики, а экономисты. В результате во главу угла ставятся экономические показатели. К сожалению, никто до сих пор не знает, какие эксперты вынесли заключение, что подобная реорганизация необходима».

На состоявшемся 2 ноября в Москве митинге протеста против развала медицины подчёркивался антинародный характер проводимых реформ.

Несогласие с политикой и методами реформ системы здравоохранения выразили более пятнадцати тысяч жителей нашего края, поставив свои подписи за отставку краевого министра. Отношение жителей города к реформированию амбулаторно–поликлинической службы нашло отражение в анкетах блиц–опроса, проведённого фракцией КПРФ Законодательного собрания. Из 100 читинцев – потребителей медицинских услуг, 99% отнеслись отрицательно к идее объединения поликлиник.

С издержками проводимого реформирования системы здравоохранения уже столкнулись тоже 99% респондентов. К ним они относят:

1. Трудности записи на приём к специалистам в поликлиниках: неврологу, отоларингологу, хирургу, кардиологу. Талончиков на приём нет за 2-3 недели, а порой и за месяц.

2 .Проблемы с госпитализацией в стационар с обострением хронических заболеваний. С введением одноканального финансирования специалисты стараются оставлять пациентов на лечении в поликлиниках.

3. Перекладывание на плечи пациентов и их родственников приобретения медикаментов. Стало нормой поступать в стационары и в дневные стационары поликлиник с набором медикаментов по списку, составленному лечащим врачом.

4. Большие очереди на диагностические процедуры (УЗИ, эндоскопию) по обязательному медицинскому страхованию (ОМС). Ускорить проведение диагностики в этих же кабинетах, на оборудовании, купленном на бюджетные средства, и у этих же специалистов можно за деньги.

В неоднократных обращениях к губернатору нашего края Ильковскому и министру здравоохранения Лазуткину депутаты фракции КПРФ высказывали критические замечания в адрес методов проведения реформы государственного здравоохранения. Такие факторы, как отсутствие комплексного подхода, который бы основывался на тщательном планировании, серьёзных расчётах, чёткой модели реформирования, оценке промежуточных итогов, и эффективного механизма обратной связи для своевременной коррекции ошибок, выявляемых в ходе реформирования, негативно влияют на ход преобразований отрасли. Отсутствие хорошо организованной информационной кампании накануне и в ходе реформы усилило сопротивление преобразованиям в отрасли.

Успех любой реформы обеспечивается и достаточным финансированием отрасли. Мы же видим, что реформа здравоохранения в крае идёт по принципу «сколько денег, столько песен». И в ситуации с дефицитным бюджетом края преобразования отрасли в лучшем случае могут превратиться в банальное «штопанье старого носка». Выражаясь другими словами, в экономию средств на здоровье нашего населения. Например, что толку, если вместо нескольких поликлиник, расположенных в различных концах города, теперь на бумаге будет числиться одна структура? Отсюда и цели, о которых я упомянул выше, по сути, не несут в себе никаких существенных позитивных изменений. Ещё больше вопросов вызывает намерение региональных реформаторов передать 35 тысяч населения железнодорожного района на амбулаторное обслуживание в поликлиническое отделение ОАО «Железнодорожная больница станции Чита – II». Мы все помним, как в 2008 году железнодорожное ведомство передало своих пенсионеров в территориальные поликлиники по месту жительства. В частности, в поликлинику №2 перешло 15 тысяч пенсионеров–железнодорожников. Что помешает железнодорожному ведомству вернуть население назад в территориальное здравоохранение, например, в случае каких-то финансовых проблем?

Стал известен и другой настораживающий факт. Оказание неотложной помощи министр Лазуткин намерен передать поликлиническим отделениям вновь организуемого клинического медицинского центра. Получается, что амбулаторный приём будет проводиться в железнодорожной поликлинике, а обслуживание вызовов будут осуществлять участковые терапевты территориальных поликлиник. Это приведёт к нарушению порядка оказания первичной медико-санитарной помощи, в частности, принципа участковости (участковый врач-терапевт должен принимать пациентов в поликлинике и обслуживать на дому).

Вместе с населением «уйдут» в негосударственное учреждение здравоохранения и деньги Фонда медицинского страхования, а из каких средств будет проводиться оплата территориальным поликлиникам за оказание неотложной помощи: из средств фондодержания клинического центра или потребуются дополнительные бюджетные средства? На какой срок планируется создание подобной концессии? Эти и многие другие вопросы задают жители железнодорожного района, не согласные с планируемыми преобразованиями. К сожалению, вразумительных ответов от реформаторов они не получают.

В упомянутых мною выше обращениях депутаты высказывали предложения пересмотреть политику министерства при проведении преобразований системы здравоохранения. Мы считаем, что нельзя не учитывать приграничного расположения, социально-экономического положения, уровня жизни населения, отсутствия развитой транспортной инфраструктуры и климатических условий нашего края. Депутаты предлагали также отслеживать информацию и учитывать опыт и результаты реформирования здравоохранения в других регионах. Однако, этого не делалось и, судя по происходящему, не делается ни министром здравоохранения, ни другими чиновниками из правительства Забайкальского края. Тем временем в средствах массовой информации идёт анализ и обсуждение проводимых преобразований в системе здравоохранения. Например, в статье председателя правления Ассоциации медицинских обществ по качеству, доктора медицинских наук Газели Улумбековой «Разбор реформ» от 25 апреля 2014 оценивается результат проведения реформы здравоохранения в Москве, которая была начата 2,5 года назад. Автор пишет: «Реорганизация вызвала определённый хаос, недовольство пациентов и потерю времени медицинских работников. Сегодня в Москве среднее время ожидания приёма участкового педиатра - 4 дня, участкового терапевта - 5 дней. Удлиняются сроки ожидания приёма, сокращается само время приёма одного пациента. В результате врачи стали выполнять только диспетчерские функции - лечить некогда!».

Своё несогласие с методами проведения реформирования медицинской отрасли в нашем крае в форме депутатских обращений мы направляли неоднократно и в адрес министра здравоохранения России Скворцовой. Ответ из министерства был получен только после запроса депутата Госдумы Владимира Позднякова. Примечательно то, что в нём госпожа министр, ссылаясь на положение о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, сообщила, что «Минздрав РФ не обладает полномочиями по оценке действий и решений, принимаемых руководителями органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации». Свою позицию по реформированию управляемой ею отрасли Вероника Игоревна выразила в интервью «Медицинской газете» от 7 ноября за №83: «Никакой централизованной реформы, которая предполагала бы сокращение медицинских организаций, Минздравом России не проводится. Цель проводимой сегодня министерством работы – не снизить, а повысить доступность и качество медицинской помощи».

Похоже, Минздрав попросту забыл о том, что любые реформы, даже преследующие благие намерения, всегда имеют оборотную сторону и потому требуют тщательной подготовки с оценкой возможных последствий принимаемых решений. Преобразования системы здравоохранения были начаты без утверждения чёткой модели реформирования. По словам той же Газели Улумбековой: «Минздрав сдал всех без боя. Велел субъектам – действуйте! И систему начали планомерно уничтожать».

Активно действовать чиновники в субъектах начали после выхода майских указов президента, где прозвучало положение о необходимости повышения зарплаты медицинских работников. Они решили «разрулить» вопрос по-своему, путём сокращения количества медицинских учреждений и сокращения медицинских кадров, с тем, чтобы впоследствии разделить имеющийся зарплатный фонд на меньшее количество специалистов.

Вот и у нас министром регионального здравоохранения Лазуткиным крайне жёстко продавливаются решения по реструктуризации, в частности, амбулаторно-поликлинической службы города без учёта мнения большинства населения. Главные врачи медицинских учреждений находятся в растерянности. Боясь потерять работу, они не высказываются «против», несмотря на очевидную непродуманность и сомнительную эффективность проводимых преобразований. Очевидно одно - слияние всех амбулаторно-поликлинических учреждений города в детский и взрослый клинические центры повлечёт за собой сокращение штатов и многократный рост нагрузки на медицинский персонал. Пациентов же ждут долгие поездки к врачам, длинные очереди, сокращение времени приёма и, в конечном итоге, необходимость обращаться в платные медицинские центры.

Именно коммерциализация медицины и экономия бюджета, по мнению населения, и является основной целью реформирования здравоохранения в нашем крае. Всё чаще информационное пространство заполняется лицами, популяризующими достоинства платных медицинских центров. Министр здравоохранения Лазуткин в своих выступлениях обещает всем жителям края бесплатное лечение и обследование в коммерческих медицинских структурах при наличии направления из поликлиники и полисы ОМС. Однако, ситуация в реальности выглядит совершенно иначе. Например, пациенты, побывавшие в «Академии здоровья» по направлению из поликлиник на кинезотерапии рассказывают: «Отпускают 6-8 процедур, а потом говорят, что по полису обязательного медицинского страхования отпущены все процедуры. Для получения положительного эффекта необходимо 15». И люди платят деньги, иногда последние.

Понять коммерсантов, зарабатывающих деньги на оказании медицинских услуг, можно, ведь расценки на медицинские услуги по ОМС несравненно ниже. Например, консультация терапевта по тарифу ОМС стоит около 100 рублей, а в коммерческих медицинских учреждениях средняя цена приёма доходит до 2 тысяч. В 4-5 раз дороже обследования на высокотехнологическом оборудовании в «Академии здоровья», чем на платной основе в государственных учреждениях здравоохранения. Работать «себе в убыток» ни один коммерсант не будет. Не знать этого Михаил Лазуткин не может и поэтому явно лукавит, пропагандируя бесплатную медицинскую помощь в коммерческих центрах. Подобная позиция министра вызывает большое недоверие населения к нему, как к менеджеру, равно как и к проводимым под его руководствам преобразованиям краевого здравоохранения. Люди попросту уверены, что их лишают права на доступное, качественное и бесплатное здравоохранение, «вталкивают» в область платной медицины, что противоречит основному закону нашей страны – 7-й и 41-й статьям Конституции. Что же будет с теми, у кого на коммерческие поликлиники и больницы денег не хватит, лучше даже не представлять…

Но может быть, есть надежда? Может быть, в ожидаемом в ближайшее время послании президента Федеральному собранию мы, наконец, услышим о радикальном развороте от прежнего курса на фактическую социально-экономическую деградацию к развитию, в том числе и системы здравоохранения, ведь, по словам президента, он «согласен с озабоченностью общественности относительно хода реформы здравоохранения, так как это острый вопрос, который надо было обсуждать с населением».

Правительства многих стран понимают, что чем больше вкладываешь в здравоохранение, тем больше отдача для всей страны. Мировой тренд сегодня – это бесплатное здравоохранение, а мы – первая страна в мире, в которой была создана бесплатная, доступная система медицинской помощи. Пока ещё всё не до конца потеряли и разрушили, необходимо остановить вакханалию под названием реформа здравоохранения в том виде и теми способами, которыми это делается. Депутаты фракции КПРФ Забайкальского края, и я могу с уверенностью заявить, все коммунисты будут отстаивать всеми доступными и легитимными способами право нашего населения на бесплатную медицинскую помощь, гарантированную Конституцией.

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления