СЕЙЧАС +14°С

Неугодный коэффициент

«Ребята, вы живёте в Забайкалье хорошо, вы платите повышенный районный коэффициент, значит, у вас есть такие возможности, не приходите тогда в Минфин, не просите денег».

В конце прошлой недели, 6 ноября губернатор Забайкалья Константин Ильковский появился в прямом эфире программы «ОТРажение» на «Общественном телевидении России». Первый же телефонный вопрос главе региона касался возможной отмены районного коэффициента в крае. Ильковский в очередной раз заверил, что убирать коэффициент никто не собирается, но при этом забайкальское правительство всё же планирует снизить эту надбавку - для чиновников.

Наказание в 2 миллиарда

«Вообще, федерально узаконенное количество надбавок в России - 20% (коэффициент 1,2 - авт.). Но в начале 90-х годов, когда был такой, что ли, парад суверенитетов, в ряде регионов, в том числе и в Забайкальском крае было дополнительно установлено ещё 20%. Коэффициент у нас стал 1,4. И, конечно же, федеральный центр с этим никогда не соглашался, принимать вот эти 20% за свой счёт он не желает. Некоторые регионы пошли по очень простому пути — не платит Москва проценты, и мы их платить не будем. То есть зарплата, грубо говоря, там снизилась. А мы вот эту разницу, которую не принимает федеральный центр, вынуждены доплачивать за счёт собственных бюджетных доходов. Поэтому мы пошли, с моей точки зрения, по совершенно правильному пути. Предложено, что краевым и муниципальным чиновникам мы трансформируем эти 20% в оклад. Тем самым зарплата останется та же самая, но вместе с тем от этих раздражающих процентов мы уйдём», - подчеркнул Ильковский в эфире «ОТР».

Подготовленный по этому поводу губернатором законопроект был внесён в Законодательное собрание края в конце октября, а уже 5 ноября депутаты комитета по местному самоуправлению рассматривали его на своём заседании. Представлявший парламентариям проект закона министр экономического развития края Сергей Новиченко объяснил необходимость его принятия возможностью взамен получить дотацию из федерального бюджета в большем объёме, чем сегодня.

По словам министра, выплата районного повышенного коэффициента всем бюджетникам края обходится региональной казне ежегодно в 2 миллиарда рублей. Именно на такую сумму Минфин России и «наказывает» Забайкалье, сокращая дотации.

«В случае принятия закона, у Минфина не будет аргументов хотя бы в части государственных и муниципальных служащих. Когда мы просим финансовую помощь, нам говорят: «Ребята, вы живёте хорошо, вы платите повышенный районный коэффициент, значит, у вас есть такие возможности, не приходите тогда в Министерство финансов, не просите денег», - объяснял на заседании Новиченко.

Ещё одним раздражающим фактором для федерального центра является то, что Забайкалье - один из немногих регионов, где ещё остались повышенные коэффициенты. Заместитель министра финансов края Дмитрий Семёнов на заседании комитета отметил, что там, где коэффициент ещё остался, он действует, в основном, не на всей территории региона, а лишь в отдельных его районах. Например, так происходит в Бурятии.

«Коэффициенты вообще в России устанавливались в связи с нехваткой воды, повышенной влажностью, разрежённым воздухом или повышенной температурой. У нас же практически единственный регион, где коэффициент установлен на всей территории, во всех районах, чего, по мнению Минфина, быть не должно», - заявил Семёнов.

Власти края на протяжении 15 лет просили правительство России на федеральном уровне закрепить за Забайкальем коэффициент 1,4, чтобы раз и навсегда решить, из какого бюджета платить повышенную надбавку, но всё впустую. Дополнительные 20% по-прежнему остаются своеобразным бременем региона. Об этом же говорила на заседании и председатель контрольно-счётной палаты края Светлана Доробалюк. По её словам, раньше субъект федерации не мог самостоятельно влиять на размеры окладов, поэтому законодатели тогда ещё Читинской области и установили районный коэффициент, чтобы иметь возможность повысить жителям региона зарплаты. И вплоть до 2000 года со стороны федеральных органов власти разговоры об отмене районного коэффициента не поднимались.

Теперь же вопрос об отмене дополнительных 20% к зарплате в Забайкалье, кажется, просто выводит федеральный Минфин из себя, но единственное, чего удалось добиться на данный момент, того, что госслужащие двух органов власти в крае, финансируемых из федерального бюджета, - ЗАГС и Гослесслужбы, получают зарплату с коэффициентом 1,2, то есть как и все в стране, так как законодательство запрещает выплачивать им зарплаты с учётом повышенных надбавок, закреплённых только лишь региональным законом.

Непонятное «пока»

Почему тогда, если край уже очень долго держит оборону и не отменяет повышенный коэффициент, такая необходимость назрела именно сейчас? Допустим, в столь тяжёлые для бюджета региона времена нужны дополнительные субсидии, вот мы и готовы пойти на формальные уступки, отказаться от районного коэффициента для чиновников, но при этом повысить им оклады. Тем более что такую возможность, по словам Дмитрия Семёнова, даёт нам сама Москва: «Раньше федеральные министерства просто ставили задачу сократить районный коэффициент без какой-либо альтернативы. Сейчас в их заключениях появилась оговорка – можно убрать коэффициент без снижения заработной платы. Мы этим и воспользовались». Но отвечая на вопрос спикера заксобрания Натальи Ждановой, о том, есть ли гарантии, что в случае отказа районного коэффициента для чиновников край получит дополнительные деньги, тот же Семёнов честно признал, что таких гарантий на сегодняшний день нет, но, мол, попытка не пытка.

Кроме того, много вопросов возникло у депутатов профильного комитета по конкретным расчётам, которых не было в законопроекте. А именно: сколько людей попадёт под действие закона, каковы будут суммы в разрезе отдельных районов, ведь повышающие коэффициенты по краю разнятся, и, скажем, в Каларском районе он составляет 1,7. А главное, депутатов насторожила фраза в пояснительной записке к проекту закона о том, что отмена районного коэффициента для чиновников в крае — это некий первый этап и «пока работников государственных и муниципальных учреждений законопроект не затрагивает». То есть под угрозой лишения надбавок могут оказаться все бюджетники? Однако авторы законопроекта заверили, что все объёмы по оплате труда сохранятся, ни на каких этапах реализации закона уменьшение не предполагается, граждане не пострадают, да и в 2016 году региональное правительство не планирует вносить какие-то изменения по отношению к работникам государственных и муниципальных учреждений.

Тем не менее депутаты комитета по местному самоуправлению оставили обсуждение законопроекта на своей площадке и перенесли решение вопроса на более поздний срок.

***

Разработанный губернатором законопроект на фоне его заявлений о сложностях бюджета 2015 года и о грядущих не меньших трудностях с бюджетом 2016-го наводит на самые неожиданные вопросы. Неужели мы всё-таки сдались перед напором федерального Минфина и начали поэтапно убирать районный коэффициент, прикрываясь тем, что зарплаты останутся на том же уровня за счёт каких-то других источников? Или действия краевого правительства действительно являются неким показным заигрыванием с федерацией, чтобы решить заскорузлую проблему и получить дополнительные субсидии, перестать выделяться на фоне других регионов своими непомерными коэффициентами? В этой ситуации радует, что народные избранники не стали рубить сплеча и взяли время на раздумье. Всё же, и они, и обычные жители Забайкалья должны чётко понимать и иметь перед глазами доказательство того, что власть готова отвечать за свои поступки, готова давать гарантии и потом не отказываться от своих обещаний. Надеюсь, краевое и федеральное правительства осознают, что повышенный районный коэффициент на сегодня, возможно, один из главных сдерживающих факторов в Забайкалье, без которого отток населения из региона, а он и так уже пугает, увеличится на порядок. И эту проблему уже невозможно будет решить какими-либо законопроектами.

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter