СЕЙЧАС +22°С

Борцы с тюнингом

...Но в ближайшее время тюнингу автомобиля - установка «кулеров», лифт подвесок, усиленных бамперов, прямотоков - будет уделено пристальное внимание.

В начале 2015 года по России волной прокатились сообщения о борьбе ГИБДД с незарегистрированными доработками, которые вносятся в конструкцию автомобилей. Вступил в силу новый технический регламент о безопасности колёсных транспортных средств, который устанавливает запрет практически на любой тюнинг, будь то железный силовой бампер, лебёдку и даже шноркели (воздухозаборник двигателя, выведенный на уровень крыши - И.Х.). Если на них нет специального заключения от ГИБДД, то модификации нужно убирать либо быть готовым к тому, что первый же инспектор отправит машину на штрафстроянку.

Никакого ксенона

Первая редакция техрегламента о безопасности транспортных средств была принята в 2010 году. Регламент работал на территории Единого экономического пространства, куда кроме России входят Армения, Беларусь и Казахстан. В документе были прописаны требования к машинам, начиная с коэффициента сцепления колёс с дорожным покрытием и модификации подушек безопасности, заканчивая запретами на изменения в конструкции - обвесы, тонированные стёкла, ксеноновые фары и так далее.

Техническое регулирование в отношении автомобилей было разработано для повышения уровня безопасности и сильно походит на международный регламент, Европейские ГОСТы и заводские описания машин. Официальное СМИ правительства страны - «Российская Газета» - в 2011 году писала, что в регламенте есть масса неточностей, допущены орфографические ошибки, а вместо словосочетания «Единое экономическое пространство» употребляется выражение «Евразийское экономическое сообщество».

Автомобилисты были возмущены, что техрегламент до принятия не обсуждали с ними в формате публичных слушаний. Общественники, несогласные с правилами, протестовали. Один из таких забайкальских джиперов говорит, что водители пытались собирать митинги, но недовольных оказалось недостаточно для акций протеста.

«Сначала придушили американские машины с американской светотехникой (в США иное направление света регламентируется по углу наклона, поэтому зона освещения получается почти симметричной, также разрешены фары янтарного цвета, в РФ - только белые - И.Х.) У нас нельзя такими пользоваться, должны быть поворотники оранжевые и отдельно от стопламп. Потом рынок пострадал по дальнобойным машинам. Техрегламент жёстко ограничивал длину автопоезда и расположение седла у тягача. Постепенно такие грузовики, как Freightliner, перестали ездить в России, потому что они либо нарушают, либо цепляют короткие прицепы. В нашей стране же официально не продают капотных седельных тягачей, соответственно, и заступиться было некому. Остались одни «бескапотники». В каком-то смысле, Европа стала рулить по техрегламенту», - рассказывает джипер.

Новая редакция документа разрабатывалась с 2011-го, а вступил он в силу в 2015 году на всей территории Единого экономического пространства. Фактически он не сильно отличается от предыдущей редакции, там остались всё те же запреты на внесение изменений в конструкцию автомобилей.

Поймать за бампер

Технический осмотр легковых автомобилей из функций ГИБДД был изъят с подачи экс-президента Дмитрия Медведева ещё в 2012 году и передан Российскому союзу страховщиков. Связано это было якобы с ростом коррупции в ГИБДД, когда многие получали нужные документы о техосмотре без фактического его прохождения.

Полиция проводила профилактические мероприятия по выявлению незаконно установленных прямотоков (глушитель без перегородок, создающий при работе двигателя большой шум - И.Х.) или ксенон (ксеноновые лампы намного ярче простых из-за газоразрядного источника света высокого давления - И.Х.), но такие рейды были нерегулярными и редкими. Единственным способом воздействия на нарушителей для сотрудников ГИБДД стала статья 12.5 КоАП об эксплуатации машины с неисправностью, где изменения в конструкции автомобиля считаются нарушением. В качестве наказания сотрудник может выписать штраф в 500 рублей или предложить водителю устранить допущенное нарушение на месте. Как правило, это сделать невозможно - не отрывать же силовой бампер прямо на дороге.

Основатель забайкальского клуба любителей внедорожников «Диверсант» Семён Шифрин рассказывает о том, что ему не давали переписать на себя автомобиль Toyota Tundra из-за железного бампера и лебёдки. Приходилось искать штатный, чтобы потом после оформления менять всё обратно: «Но тогда никто не говорил об аннулировании учёта. Просто не давали перерегистрировать».

В июне 2016 года МВД заявило о намерении вернуть техосмотр от частников обратно в ГИБДД. Ведомство ссылалось на рост аварийности из-за попустительского отношения страховых компаний к прохождению техосмотра. Правительство РФ поручило Минэкономразвития разработать новую реформу техосмотра, а именно возложить на Федеральную службу по надзору в сфере транспорта контроль над страховщиками. Кардинальных изменений реформа не предусматривала, единственным новшеством были штрафы для страховщиков за несоблюдение требований при техосмотре.

Житель Читы, который занимается куплей-продажей автомобилей рассказывает о том, что когда новый техрегламент был введён на территории всего Единого экономического пространства, началась война за право проводить техосмотр. Было несколько резонансных случаев, когда прошедшие техосмотр автомобили с поломками продолжали ездить по городу, что стало причинами, например, пожаров в маршрутках из-за неверно установленного газового оборудования или травмирования пассажиров в ДТП.

«Появилось некое письмо, где сотрудникам ГИБДД на местах было сказано останавливать машины для проверок. Но на местах, видимо, поняли шире. И взялись за «тазы» (отечественные автомобили с заниженной подвеской - И.Х.) на отпиленных пружинах, внедорожники, останавливали, если видели тонировку, маршрутки, автопоезда. В ГИБДД будто опомнились, что есть тот самый техрегламент и модернизация машин без разрешений невозможна, поэтому они начали вылавливать машины прямо на дорогах», - добавил источник.

Рейды по джиперам прошли в Приморском, Хабаровском краях, на Камчатке, в европейской части страны взялись также за заниженные «тазы», автобусы, фуры. Мои собеседники говорят о том, что сотрудники ГИБДД в Чите весной тоже начали останавливать машины, имеющие видимые изменения, и настоятельно советовать регистрировать этот тюнинг.

«Существенное отличие Забайкалья от других западных регионов - в Чите не знают, как за это оштрафовать. А механизм прост: останавливают, фотографируют, выписывают штраф в 500 рублей за эксплуатацию автомобиля с неисправностью, могут дать предписание, а могут и не дать, но в любом случае протокол попадает в регистрационно-экзаменационный отдел УГИБДД по месту жительства, - рассказывает джипер. - В течение 10 дней нужно приехать туда и показать машину. Если у сотрудников не будет вопросов, и водитель устранил неисправность, то можно уезжать, а если нет, то регистрацию аннулируют и машину поставят на штрафстоянку или отнимут документы и номера до устранения».

Верните всё как было

Для того чтобы зарегистрировать изменения, нужно приехать в МРЭО на стоковом автомобиле (в заводской комплектации - И.Х.). После этого нужно получить разрешение на планируемый тюнинг, например, на установку дополнительного света, баков газа или лебёдки. Все комплектующие для тюнинга должны иметь сертификаты безопасности, и устанавливать их можно лишь в лицензионном сервисном центре. Потом нужно получить сертификат научного центра НАМИ (Научный автомоторный институт - И.Х) о том, что это всё установлено по правилам и только после этого можно ехать снова в МРЭО и регистрировать тюнинг. Сертификат НАМИ, по подсчётам источника, стоит от 7 тысяч рублей за каждую позицию.


В Забайкалье тоже уже есть свои частные случаи, когда регламент сработал против водителя. Семён Шифрин привёл пример из своей практики, когда регистрацию его автомобиля, который находился в Москве и был остановлен сотрудниками Госавтоинспекции, аннулировали в Чите по запросу из столицы.


«Мой Jeep Wrangler в Москве был остановлен сотрудниками ГАИ. Сфотографирован. Выписали штраф в 500 рублей и вроде бы всё. Машину через месяц продали, а когда новый владелец поехал, его то в тот же день остановили и доставили в отдел полиции. Выяснилось, что регистрация аннулирована и машина в розыске. И аннулирование производилось не где-нибудь, а в МРЭО Читы по протоколу из Москвы. Схема работает! Впоследствии машину выкупили со штрафстоянки, поставили штатные бампера и подвеску, сняли всё лишнее, выписали ей новый договор купли-продажи, восстановили регистрацию. В таком виде джип вообще не вызывает интереса. На восстановление стока в ноябре ушло под 200 тысяч рублей. Чтобы вернуть тюнинг, уйдёт 50 тысяч, а на легализацию по регламенту расценки в России разные, но, примерно, от 50 до 150 тысяч рублей», - говорит Шифрин.


МВД России готовило письмо о «Методических рекомендациях по организации проверки выполнения требований к находящимся в эксплуатации транспортным средствам в случае внесения изменений в их конструкцию», где ничего не говорится про необходимость вернуть автомобиль в стоковое состояние. «Коммерсант», ссылаясь на заместителя начальника отдела технадзора ГИБДД России Сергея Чипурина, писал, что у Госавтоинспекции нет требований приводить переоборудованные машины в первоначальный вид для согласований. Чтобы исключить эту практику, подготовлена даже дополнительная рекомендация в регионы, но в документальном виде это решение до мест не дошло.


Старший госинспектор отдела надзора УГИБДД в Забайкальском крае Олег Яльцев объяснил, что при перерегистрации автомобиля изменение в его конструкции вызывает вопросы, если на этот тюнинг нет никаких документов и он не зарегистрирован в ГИБДД. При этом не всегда нужно приводить машину в стоковое состояние, чтобы ехать в регистрационное подразделение ГИБДД.


«Всё зависит от того, какие именно изменения внесены в конструкцию автомобиля, и влияют ли они на безопасность дорожного движения. Автомобиль с завода изготовителя не был оснащен заниженной подвеской или, скажем силовыми бамперами, и этот новый тюнинг может быть не всегда безопасным. При установке лифт подвесок изменяется, увеличивается дорожный просвет, и изменяется центр тяжести автомобиля, что сказывается на его устойчивости. Установка несертифицированных бамперов, лебёдок, кенгурятников может быть травмоопасной не только для водителя и пассажиров автомобиля, но и для пешеходов», — говорит Яльцев.


Получить заключение предварительной технической экспертизы можно в аккредитованной испытательной лаборатории, информация о них размещена в Едином реестре органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза. При получении положительного ответа необходимо обратиться с заявлением в отдел технадзора и регистрации автомототранспортных средств ГИБДД УМВД по Чите в кабинет № 4 с заявлением. Инспектор Яльцев уточнил, что подписанное заявление ещё не даёт право на эксплуатацию машины - до тех пор, пока водитель не получит свидетельство о соответствии требованиям безопасности и не зарегистрирует эти изменения в ГИБДД.


Яльцев добавил, что работа по выявлению нарушений ПДД, связанных с доработкой автомобилей, ведётся пока ещё не в полном объёме. Инспекторы активно работают по установке газового оборудования, в частности маршрутных такси, но в ближайшее время тюнингу автомобиля - установка «кулеров», лифт подвесок, усиленных бамперов, прямотоков - будет уделено пристальное внимание.


«Чтобы знать, какие именно доработки станут для водителя проблемой, нужно обращаться за консультацией к инспекторам технического надзора в Чите либо в районные подразделения ГИБДД. Они, изучив документы и осмотрев автомобиль, скажут, что является возможным в конструкции, а что нет, разъяснят процедуру и дадут перечень документов для регистрации изменений. Не стоит думать, что машину тут же заберут на штрафстоянку — нет таких жёстких требований. После консультации можно будет уже с пониманием обращаться в компании, которые занимаются выдачей заключений предварительной технической экспертизы — в Чите их несколько. Там необходимо получить весь перечень документов, а после снова ехать в группу технического надзора», — разъясняет офицер.


Госинспектор подчеркнул, что контроль за нормами техрегламента будет вестись и дальше, поэтому водителям стоит побеспокоиться о сертифицировании тюнинга своих машин.


Технический регламент - это не закон, который не имеет обратной силы, поэтому с момента принятия документа незаконными стали машины, переделанные задолго до этого момента. С одной стороны, только так можно уберечь водителей от горе-мастеров, использующих кустарные подделки вместо качественных деталей, но с другой благая идея утонула в бюрократии. Нужно обратится в НАМИ, потом в технадзор, вносить изменения и потом опять ходить по инстанциям. А высокая стоимость процедуры и сложности при её прохождении мешают развитию автоспорта и столь любимого забайкальцами автомобильного туризма.

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter