СЕЙЧАС +12°С

Как дети зимой табуны от волков сторожили – в обзоре районных газет

Их приглашали специально - двух друзей, двух Цымжит, умевших обуздать самых диких необъезженных лошадей. Не было в то время загона, ловили прямо в степи. Для такой работы приучали специального коня - ургаша мори.

«Незаметно поменяйте во время трапезы салфетки тех, кто в ссоре, чтобы они ими утерлись. И произнесите примиряющий шепоток: «Да не будет меж вами ссор и обид. Один другого ни в чём не винит. Любовь и дружба - всё, что нам нужно! А что прошу, будет дано. Аминь», - незаметно минула масленичная неделя, а мы и традиций толком не знали.

Например, про то, что на каждый её день есть свой обряд: мирить ли, суженного ли приваживать, благополучие ли в дом заманивать и там оставлять. «Нужно взять своё и мужа обручальные кольца, положить их в бокал со святой водой и сказать: «Как колечки наши соединила свята вода, так не разлучат нас никогда - ни дурной глаз, ни злое слово, ни измена, ни в жизни перемены. Да будет так! Истинно! Аминь». Потом кольца вынуть, надеть друг другу, а водой полить цветок», - знали вы про такое?

С блинами, караваями и вареничками встречали Масленицу не только в старину. В районах Забайкалья классные руководители с удовольствием рассказывают ученикам о русских традициях и устраивают инсценировки обрядовых гуляний.

Смотрите, как лихо всё прошло в этом году: «Смешнее всего выглядел молодецкий бой, вместо оружия - мешки с сеном. Вот как выяснять отношения надобно: нахлопали друг друга по затылку, да и разошлись обнимаясь. Все же мудрые были наши предки, когда придумывали такие молодецкие забавы. «Бег в мешках» - конкурс стал одним из самых забавных, ведь нужно умудриться в варежках на руках удержать мешок, при этом не зевать, стараться не упасть и соперника обогнать. Конкурс «Перетягивание» показал, кто сильнее и мудрее. Традиционные русские забавы - гиря и стрельба - помогли выявить смелых, крепких и метких. Один за другим старшеклассники состязались в меткости, стремились поднять гирю 16 килограммов».

Смешнее всего выглядел молодецкий бой, вместо оружия - мешки с сеном. Вот как выяснять отношения надобно: нахлопали друг друга по затылку, да и разошлись обнимаясь. Всё же мудрые были наши предки, когда придумывали такие молодецкие забавы. «Бег в мешках» - конкурс стал одним из самых забавных, ведь нужно умудриться в варежках на руках удержать мешок, при этом не зевать, стараться не упасть и соперника обогнать. Конкурс «Перетягивание» показал, кто сильнее и мудрее. Традиционные русские забавы - гиря и стрельба - помогли выявить смелых, крепких и метких. Один за другим старшеклассники состязались в меткости, стремились поднять гирю 16 кг. Праздник порадовал ребят и гостей ещё одним зрелищным конкурсом - танцем, не просто танцем, а с девушкой на руках. Конкурс сопровождался смехом, весельем, и никто не остался равнодушным, смеялись до слёз, когда пытались взять на руки директора школы. Но русские люди всегда отмечались смекалкой. Двое ребят подхватили Наталью Алексеевну и закружили в танце, чем доставили огромное удовольствие всем.

И, наверняка, самым ярким, долгожданным и незабываемым событием явилось катание на лошади. Огромная очередь выстроилась у ворот, от желающих не было отбоя, одна партия сменялась другой. И только когда Жемчуг (так зовут лошадь) пошёл испариной, удалось уговорить ребят дать лошади отдохнуть. Казалось, невозможно остановить развеселившуюся толпу. Апогеем праздника стало мытьё в «бане». Игровик-затейник директор ДК Залысова Н.П. и матушка-Зима педагог Юрина М.Ю. с вениками в руках приговаривают, что, провожая Зимушку, просто необходимо в баньке попариться. И лишь на какое-то мгновение толпа застыла в недоумении, что с ними будут делать, и вновь понеслась в хороводе под разудалую музыку «Ах баня, баня. Ведущие, увлекая за собой хоровод, старались каждого хлопнуть веником. И вот Нина Петровна учит ребятишек, как правильно просить прощением прощать друг друга. Хотя прошло Прощёное воскресенье, она говорит, что никогда не поздно попросить прощения искренне, с любовью, забыв все обиды. И пошло «прощёное» полотенце из рук в руки.

Кто-то крикнул: «Чучело зимы несут», и вся огромная толпа расступилась, образовав круг. Но импровизированная Зима, гордо задрав нос, пустилась в пляс, не хочет уходить, и морозец сегодня крепкий, но нашим деткам всё ни по чём. Вот раздаются голоса из толпы: «Жги, да чай с блинами пойдём пить!». Заполыхало чучело. Проводили Зиму, сожгли все неприятности, обиды и освободили место Весне - символу всего нового, молодого, лучшего. И вот она, красавица Весна (ученица 10 класса Утюжникова Эльвира), олицетворение молодости, красоты, добра, под бурные аплодисменты исполняет песню и приглашает продолжить праздник. Раздастся весёлое «ура!», и ребята бегут в школу. Киселев М. Л., в целях безопасности, потушил последние искорки, поблагодарил от души сотрудников полиции за то, что они организовали безопасность для участников праздника.

В школьной столовой, к всеобщему удовольствию и разгулявшемуся аппетиту, ребят, гостей и педагогов ждали блины. Раскрасневшиеся от веселья, морозца, ребята уминали за обе щёки необычайно вкусные блины и запивали горячим ароматным чаем. Всем нашлось место - и детям, и взрослым. Никто не остался без внимания, всем хватило блинов, чая и хорошего настроения. Блинов съели больше 600 штук, 300 приготовили в школьной столовой, за остальные блины огромное спасибо родителям.

Глядя на все происходящее, сам собой рождается вопрос: «Разве купишь это за деньги?». Радует, что есть в нашей жизни ценности, которые не продаются и не покупаются, которые ценятся как дар и передаются по наследству от поколения к поколению.

И самой ценной благодарностью для организаторов праздника было назавтра утром в школе услышать от ребят: «Ещё хотим Масленицу много - много раз!».

Т. Ячменева, заместитель директора по воспитательной работе. «Сельская новь» №9 от 10 марта

Самые искренние статьи получаются тогда, когда пишешь о дорогих людях. Вряд ли любые другие публикации могут сравниться с теми, которые дети посвящают своим родителям.

«По меркам того времени отец мамы считался середняком, имел свою лошадь, хозяйство, огород, сенокосные угодья. Но всё рухнуло, когда объявили сплошную коллективизацию на селе в 30-х годах прошлого века. Родителей записали в кулаки, они подлежали раскулачиванию. В 1932 г. при её проведении отец и мать отказались подчиниться и сдать своё хозяйство, в результате были расстреляны сотрудниками НКВД на глазах детей и жителей деревни, хозяйство реквизировали. Маму, её сестёр и брата отправили в детский дом в города Кологрив, где она и воспитывалась до 1943 года», - рассказывают родные жительницы Акши Лидии Дубининой.

Окончив после войны, в 1947 году, Кологривское педагогическое училище, она по распределению уехала в село Мангут Могочинского района Читинской области, да так и осталась в Забайкалье.

Простором, скоростью и солнцем, играющим в гривах табунов, наполнен материал Чимиты Батоевой, рассказавшей читателям о том, как появилось и развивалось табунное коневодство в селе Кункур, образованный в 1935 году. Поначалу это была сельхозартель, в которой содержалось 600-700 голов скота преимущественно белой и саврасой мастей. К 1 января 1941 года там насчитывалось уже 1,5 тысячи лошадей.

В военные годы кункурский колхоз отправлял лошадей на фронт:«С началом войны табунщик Лама Жабай ушёл на фронт со своими односельчанами и не вернулся. Вместо мужа конюхом стала работать его жена Цыбегмит Базарова, которая не хуже мужчин справлялась с нелёгкой работой табунщика, могла обуздать даже самого строптивого коня. Во время войны кункурцы отправили на фронт 380 лошадей. По воспоминаниям Хорло Нимаевой, 12-13-летние подростки - Цымжит Цыбенжапов, Цымжит Цыбенов, Хорло Нимаева, Надя Нимаева наравне со взрослыми ночами сторожили колхозный табун в степи. В то время не было закрытых помещений, не строили даже загона для табуна, а волков было очень много. Особенно тяжело было сторожить в декабре и январе».

В 1938 году артель была преобразована в колхоз им. Ленина. Первым бригадиром коневодов был Шойсороной Ленхобо, табунщиками работали Жабай Лама, Золтын Нима, Ринчинэ Цыбен.

Со временем поголовье лошадей увеличивалось и на 1 января 1941 года насчитывалось 1 539 голов. Было 2 гурта, которые стояли в местности Зуун и Баруун Ундэр. С началом войны табунщик Лама Жабай ушёл на фронт со своими односельчанами и не вернулся. Вместо мужа конюхом стала работать его жена Цыбегмит Базарова, которая не хуже мужчин справлялась с нелёгкой работой табунщика, могла обуздать даже самого строптивого коня. Во время войны кункурцы отправили на фронт 380 лошадей. До города Курск коней сопровождали Гарма Базарова и Жигзыма Цыренова. Руководил отправкой коней от округа Базаржаб Ральдин. По воспоминаниям Хорло Нимаевой, 12-13-летние подростки - Цымжит Цыбенжапов, Цымжит Цыбенов, Хорло Нимаева, Надя Нимаева - наравне со взрослыми ночами сторожили колхозный табун в степи. Эта работа называлась «зогсоол» или «зогсоол хараха ажал». В то время не было закрытых помещений, не строили даже загона для табуна, а волков было очень много. Особенно тяжело было сторожить в декабре и январе.

Из рассказа Боро Цыреновой, 1933 года рождения: «...В послевоенное время мой отец Цырен Цыденов помогал готовить лошадей к конным скачкам. Помню, как готовил скакуна Дармын Хула (хатардаг), многократного чемпиона округа и района. Процесс называется на бурятском языке «мори забаха» - тренировка. Это очень тонкое дело, требующее огромных и скрупулёзных знаний о животном. Накинув на коней потники, отец гонял то рысью, то галопом. И, когда конь достаточно вспотеет, обливал холодной колодезной водой. Это очень тонкая наука! Тут нужно точно определять ту самую золотую середину, чтобы не сгубить коня. Затем долго и тщательно соскребал с коня пот и воду («убанда бариха»). Иногда держал коня по брюхо в воде, в реке Онон. Только тренер знает, сколько держать коня в воде, сколько на привязи. В результате такого выхаживания конь приобретал спортивную форму. Сама в детстве пробовала быть жокеем...»

Нельзя не отметить работу простого колхозника Цымжит Цыбенжапова (1932-2015), который внёс большой вклад в дело развития коневодства в родном крае. Он с самого раннего детства был помощником табунщика Нима Золтоева. Затем его, отличавшегося от других земляков ловкостью, смекалкой, быстротой реакции, крепостью духа, смелостью, взяли служить в парашютно-десантные войска в г. Свободный Амурской области. Отслужив, вернулся в родные степи табунщиком. Он мог приручить самого строптивого коня, за которого никто не брался. Летними вечерами, даже ночью в полнолуние, вместе с другом Цымжит Цыбеновым, чтобы скоротать время, играючи на аркане выводили на луга необъезженных коней и начинали приручать. Также он отлично справлялся с необъезженными верблюдами. Из рассказа его сестры Цындымы Цыбенжаповой мы узнали, что он мог дрессировать лошадей. Однажды, услышав от Базар Очирова, служившего в кавалерийских войсках в Даурии, что можно дрессировать лошадь, научил своего белого коня выполнять команды «Ложись!» и «Встать!» Дрессированное животное точно выполняло приказы хозяина. Также он подготовил скаковых лошадей, неоднократно занимавших призовые места Сэдэнэй Хуа, Удаган Сабидар. В 1955 году Цымжит Цыбенжапов за высокие достижения в развитии табунного коневодства был награждён путёвкой на первый Всемирный фестиваль молодёжи и студентов в Москву. Также был участником ВДНХ.

Большим любителем и знатоком лошадей является Цымжит Цыбенов, 1932 года рождения. В 14 лет он получил свою первую медаль «За заслуги в Великой Отечественной войне», награждён юбилейной медалью к 100-летию В.И. Ленина, награждён медалью «За доблестный труд». В молодости они с Цымжит Цыбенжаповым были лучшими мастерами - укурючниками (ургашин). Без них не обходились такие мероприятия в округе, как «Даага дэллээн», «Эмнеэ». Их приглашали специально - двух друзей, двух Цымжит, умевших обуздать самых диких необъезженных лошадей. Не было в то время загона, ловили прямо в степи. Для такой работы приучали специального коня - ургаша мори. Когда наездник кидает аркан, ургаша морин склоняет голову, чтобы хозяин не промахнулся. Подготовил ургаши таких лошадей: Нарин Хара, Будуун Хурин, Нимын Хуа. По рассказам Цымжит ахай мы узнали, что лошадь спит 1-2 часа в сутки и может спать стоя. К полночи шли на смену родителям сторожить табун. «Убэлэй Иуниин унгэрхые хулеэхэ гээшэ жэл хулеэИэн шэнги, Ьайса дэб-хэрхэ саг болодог байгаа...», - вспоминает он сейчас. В молодости соревновались в «Нара буляалдаан». Кто придёт первым, сделав 20-километровый круг, тот и выигрывал. В то время были у него скакуны: Харламов Хурин (названный по фамилии тогдашнего агронома и приручённый Бага Сада); Гал Шаргал морин (его собственный скакун, неоднократный призёр скачек); Номин Сабидар, Цыденэй Хуа.

По рассказам ветерана труда Цыбенжаповой Цындымы, 1941 года рождения, мы узнали, что в 1950-1960 годы отправляли лошадей на работы в Алдан, на Сахалин. Так, в 1954 году была отправлена партия лошадей в Алдан. Не прошло и года, как гнедая лошадь вернулась в свой родной табун. По каким дорогам, преодолевая какие препятствия пришлось пройти ей, чтобы вернуться в родные просторы? Наверное, никто и не знает. Той лошади дали прозвище Алдан Хээрэ. Алдан Хээрэ в отличие от других лошадей в табуне любила лакомиться сахаром. В 1956 году на сенокосе Цындыма абгай работала на этой лошади.

Алексей Цыренов работал помощником Цымжит Цыбенова, затем сам принял табун в 1958 году. Он был отличным мастером-укурючником, отличался сноровкой, смелостью, ловкостью. Мог быстро приручить лошадь, «мори булгюулдагшье, ургалхашье байгаа». На скаку мог поднять упавшие на землю урга или плётку.

И, конечно же, воспользуясь случаем, хочется рассказать о моих предках. Мой прадед Бато Жапов в 1930-х годах работал табунщиком в колхозе, участник Великой Отечественной войны, служил в кавалерийских войсках. И его сын, мой дедушка Бадмажаб Батоев был известным табунщиком, в народе его звали «адуушан Бадмажаб». Неоднократно награждался путёвками в Москву на ВДНХ, в Германию, Киргизию. Награждён юбилейной медалью к 100-летию В.И. Ленина, Почётной грамотой Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Являлся депутатом районного и окружного Советов. Мой папа Дамдин с малых лет объезжал коней, рядом с отцом работал помощником табунщика, а затем и табунщиком.

На сегодняшний день СПК «Кункур» является племенным репродуктором забайкальской породы лошадей. Старшим табунщиком работает мой дядя Арсен Раднаев, помощником - Цыбен Дашиев. В табуне 786 голов лошадей. Жители села Кункур ежегодно в 20-х числах мая проводят праздник «Даага дэллээн», «Эмнеэ», когда из вольно пасущегося в степи табуна в азартной гонке с помощью урги отлавливают подросших жеребят и стригут согласно ритуалу, ставят метки и кастрируют. В ходе красочных и весёлых зрелищ выявляются не только резвые и быстрые скакуны, но и в удали, в ловкости состязаются мужчины. На эти мероприятия почётными гостями приглашаются наши ветераны-табунщики Цымжит Цыбенов, Аюша Лхасаранов, Батомунко Бадмацыренов, Мункожаргал Батоев, Надежда Нимаева, которые не один год посвятили развитию табунного коневодства в Кункуре и продолжают учить молодёжь.

В заключение хочется отметить, что в Кункуре было только табунное коневодство, почти отсутствовало спортивное. Надеюсь, что с укреплением материальной базы у нас будут заниматься и спортивным коневодством.

Чимита Батоева. «Толон» №10 от 10 марта

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter