Город мнение Религия в головах и школах

Религия в головах и школах

Я был бы рад исчезновению с парт учебника по основам православной культуры. Я был бы рад исчезновению с парт учебника по основам православной культуры.

Читинская епархия любит заявлять, будто в Забайкалье выстраиваются баррикады против преподавания в школах «Основ православной культуры» (ОПК). Это один из выборных модулей учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» для 4-5 классов. Кроме ОПК, в курс входят ещё пять модулей: по основам мировых религиозных культур, светской этике, буддийской, иудейской и исламской культурам. Об ущемлении своего направления заявляет только Русская православная церковь. И хотя на самом деле в регионе никто не создаёт препятствий для преподавания православной культуры, я был бы рад исчезновению с парт того учебника по ОПК, что есть сейчас. Откровенно говоря, я бы в принципе избавился от религии в школьных программах.

И под ковром, и явно

«Некая абсурдность ситуации, – пишет епархия на своём сайте, – когда мы слышим заверения о сотрудничестве со стороны представителей системы образования в ходе всевозможных конференций, круглых столов и тому подобного, и реальные препятствия, которые ставятся для общения с детьми в учебных заведениях». В общем, священников не пускают в школы, потому что законом запрещена религиозная пропаганда в не принадлежащих церкви заведениях. Где-то, правда, этот запрет обходят без всякого стеснения – в середине марта клирик кафедрального собора Читы Роман Витюк рассказывал учащимся читинского суворовского училища о «практическом руководстве к использованию» Библии для современной молодёжи.

Беседа называлась "Библия: краткое руководство к чтению и спасению"

«С одной стороны, – продолжает автор, – мы видим озабоченность проблемой суицидов, протестных выступлений школьников и студентов, вооружённых нападений на школы. С другой стороны, когда мы говорим о том, что глубинная причина этих явлений лежит в отсутствии у детей и молодёжи фундаментальных духовно-нравственных, социально-культурных представлений и навыков, и предлагаем свою помощь, нам указывают на дверь. Где-то – под ковром, а где-то и явно».

Претендуя на свою исключительность, представляя себя как чуть ли не единственный источник нравственной чистоты, РПЦ заявляет, что именно её модуль должны выбирать родители для своих детей в школах, но они всё менее охотно на это идут. «Вот это понижение идёт из-за того, что просто не дают возможности выбора — ставят перед фактом. Одно из оправданий, что нет учебников по основам православной культуры», — сказал митрополит Читинский и Петровск-Забайкальский Димитрий на Рождественских парламентских встречах в законодательном собрании края в конце 2017 года.

Митрополит Димитрий и председатель заксобрания Забайкалья Игорь Лиханов на III Рождественских парламентских встречах

А учебники-то есть

Теперь посмотрим на статистику. Согласно информации министерства образования, науки и молодёжной политики региона, за год и правда сократилось число родителей, которые бы желали для своих детей в школах православного просвещения. Если в 2016 году этот курс выбрали 29,2% человек, то в 2017-м их число упало до 22,4%. А вот у светской культуры, которая лидирует среди модулей, число почитателей за год выросло почти на 5%.

Но связано это совсем не с отсутствием учебников по православной культуре, а как раз наоборот – вопреки их избытку. Когда модули только ввели в школьную программу в 2013 году, Забайкалье получило более 17 тысяч учебников, больше всего среди них было экземпляров по ОПК – 5 429 книг. В итоге обеспеченность учебниками по православной культуре в 2017 году составила 39% – больше, чем у конкурентов.

На вопрос, почему родители всё чаще выбирают светскую этику, игнорируя модули с религиозным уклоном, отвечают результаты опроса, проведённого комитетом образования Читы при внедрении курса. Отмечая риски, которые читинцы видят в «Основах религиозных культур и светской этики», четверть назвала принудительное навязывание веры или религии. Это был самый распространённый ответ среди тех родителей, кто не поставил галочку в графе «Затрудняюсь с выбором» (таких было 48%).

Сказал «спасибо» - обратился к богу

На этом моменте митрополит Димитрий сказал бы, что «Основы православной культуры» – это именно о культуре, а не о религии. А ещё бы уточнил, что в учебнике нет навязывания конкретной веры. Вообще-то он так и заявил на уже упомянутых парламентских встречах. Доказывая, что это всё про культуру, священнослужитель зачем-то привёл в пример Достоевского, Чехова, Бунина, Есенина, Пушкина, Лермонтова, которые «по духу своему были православными». На этом моменте предлагаю перейти к самому учебнику, где (спойлер!) как раз есть навязывание веры, но нет ни слова о перечисленных писателях.

Как сообщили в министерстве образования региона, для преподавания ОПК в Забайкалье используется учебник, написанный протодиаконом Русской православной церкви, профессором Московской духовной академии, кандидатом философских наук Андреем Кураевым.

В интернете найти материал несложно. Вот некоторые выдержки из учебника на 19 уроков (некоторые части я выделил):

«Главная ценность России – люди, их жизнь, труд, культура. Важнейшие ценности человека – семья, Отечество, Бог, вера, любовь, свобода, справедливость, милосердие, честь, достоинство, образование и труд, красота, гармония».

«Русское слово «спасибо» – это сокращённое произнесение пожелания: «Спаси (тебя) Бог!» Каждый раз, когда ты говоришь «спасибо», ты порою даже неосознанно обращаешься к Богу».

«Вопросы и задания: Как ты думаешь, можно ли прожить жизнь без испытаний и трудностей? Зачем они посылаются людям?»

«Как Бог Христос творил чудеса, а как человек Он радовался и страдал, вкушал пищу и голодал, и даже плакал от потери друзей. Пройдя весь путь человеческой жизни, Бог вошёл и в мир человеческой смерти».

«Тело ходит, бегает, жуёт. Душа думает, мечтает, верит, любит».

«Итак, разрешите вас познакомить. Есть ты. Есть твоё тело. И есть твоя душа. Вы должны научиться жить вместе. Именно душа делает человека человеком. Такие свойства человеческой души, как свобода, различение добра и зла, творчество и мысль у животных отсутствуют».

«Бывают брошенные дома. Бывают брошенные автомобили. А ещё бывают мёртвые души. Человек просто забыл, что у него есть душа. Зубы он привык чистить. А про душу забыл».

Хоть Кураев в своей книге и старался почаще добавлять в текст конструкции типа «по мнению христиан» или «как написано в Евангелие», приведённые выше примеры не отягощены подобными уточнениями. Через «спасибо» ты обращаешься к богу, Христос творил чудеса, у человека в теле есть душа – учебник не даёт возможности школьнику усомниться в подобных тезисах, не напоминает, что это только один из взглядов на жизнь, а просто выдаёт написанное за факты. Можно ли теперь утверждать, что книга ничего не навязывает? Думаю, родители правильно поступают, выбирая светскую этику.

Что касается православных родителей, которые хотят воспитать детей в той же вере – для них, думаю, курс подходит. Правда, я бы на месте этих взрослых задумался сперва, хотят ли они с детства развивать у своих дочерей и сыновей способность критически воспринимать информацию или пусть они просто верят в то, что им говорят, насколько бы несостоятельными ни были заявления. Например, что какой-то мужчина воскрешал мёртвых 2 тысячи лет назад.

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления