Об этом заявила заместитель генерального директора по устойчивому развитию и корпоративным вопросом «Удоканской меди» Юлия Шабала, выступая 5 сентября на Восточном экономическом форуме на сессии «Россия и Китай: вместе к углеродной нейтральности к 2060 году».
По ее словам, компания рассматривает возможность технологического сотрудничества с БелАЗ по переводу карьерной техники на водород с участием китайских компаний.
Юлия Шабала отметила, что компания сама по себе — источник критически необходимого металла для возобновляемой энергетики, спрос на которую неуклонно растет. В этом смысле производство на Удокане фактически является вкладом в низкоуглеродное развитие как на национальном, так и международном уровнях.
При этом, по словам Юлии Шабалы, производство меди требует больших затрат электроэнергии, что приводит к косвенным выбросам парниковых газов в результате ее производства — около половины углеродного следа компании. Также значительную часть составляют выбросы, связанные с использованием карьерной техники, которая сейчас работает на дизеле. Выбросы от мобильного сжигания составляют около половины прямых выбросов.
В целях снижения углеродного следа компания в рамках климатической программы использует различные инструменты, в частности, механизм свободных двухсторонних договоров (СДД) на поставку низкоуглеродной электроэнергии. Однако из-за территориального расположения комбината в некоторые месяцы поставка по СДД невозможна по технологическим ограничениям.
В связи с этим компания присматривается к формирующемуся российскому рынку «зеленых» сертификатов, которые позволяют российским компаниям подтверждать свое «низкоуглеродное» энергопотребление.
Для сокращения прямых выбросов «Удоканская медь» рассматривает как перспективное направление технологическое сотрудничество с КНР по переводу карьерной техники на водород в качестве топлива и системы производства водорода прямо на месторождении. По ее словам, уже есть интересные российские разработки. В частности, в Сахалинской области начали тестировать карьерные самосвалы БелАЗ на водородном топливе.