СЕЙЧАС +7°С

Небезопасные школы

Получаем отвергнутого всеми человека, который знает только один способ выражения своей злости – разрушение.

В пятницу девятиклассник школы военного городка Сосновый Бор, входящий в состав Улан-Удэ, напал с топором на учительницу и детей, забросив в класс бутылку с зажигательной смесью. После он попытался покончить собой. Два подобных происшествия несколькими днями ранее случились в Перми и Челябинской области. Один за другим. Реакций на эти инциденты масса. Есть предположения, что подростков где-нибудь в соцсетях нацеливают на такие действия, как было с «синим китом». Другие сетуют на пропаганду криминальных субкультур, которой сейчас подвержены дети.

Против системы

Не специалистам понять истинные причины, побудившие детей калечить детей, наверное, невозможно. Но задуматься о том, как выстраивать свои отношения с подростками необходимо.

«В каждой подобной ситуации есть несколько «провоцирующих» факторов, и они определяют общую закономерность. Это внешние и внутренние факторы. Внутренние – это состояние психики человека, совершающего преступление. В центре внимания – подростки, для которых агрессивное поведение является неотъемлемой частью подросткового кризиса. Но в норме агрессия подростка – это споры со старшими, нецензурная речь, перепады настроения без причинения явного вреда себе и окружающим. Другое дело, когда подростковые проблемы совпадают с психическими нарушениями, либо попадают под влияние внешних факторов», - рассказывает врач-психотерапевт Марина Пасечко.

По её словам, если у подростка есть психические отклонения, то они крайне редко проявляются внезапно. И здесь ответственность лежит, в первую очередь, на родителях, которые могут помочь своему ребёнку, обратившись к специалистам.

«Внешние факторы – это и школа, и окружение подростка, и информационная нагрузка, и отношение общественности и государства к подросткам в целом. Если ребёнок из неблагополучной семьи (а это не всегда семья низкого достатка, алкоголиков или наркоманов), где нет традиции добрых, уважительных, поддерживающих отношений друг к другу, то такой подросток становится максимально уязвим для влияния остальных факторов. В школе к нему прилепят клеймо хулигана, двоечника и неудачника. Такой подросток за поддержкой и пониманием обратится к группе таких же обиженных, где будет только подкреплять свой протест «против системы», - говорит Марина Пасечко.

По мнению врача-психотерапевта, не имея других примеров для подражания, ребёнок будет учиться разрушать себя и окружение, ведь агрессивное поведение – самый лёгкий и доступный способ решения проблем. Чтобы научится их решать мирно, нужно приложить гораздо больше усилий, плюс необходимы пример и поддержка со стороны взрослых.

«Добавим к этому обилие агрессии в информационном мире – компьютерные игры, фильмы, сайты и группы. Даже в СМИ акцент смещён на негативные события. Плюс предвзятое отношение большинства людей к подросткам, как к проблемным. И отсутствие интереса государства к актуальным потребностям подростков», - говорит Марина Пасечко.

В итоге, по её мнению, мы получаем отвергнутого всеми человека, который знает только один способ выражения своей злости – разрушение.

Она считает, что историю американцев (где и начались подобные проявления агрессии у школьников) мы не повторим: «У нас другая, своя история. В США идёт акцент на индивидуализм, причём в крайнем его проявлении – «каждый сам за себя». В России исторически развился более жизнеспособный вариант – единство и общность, где главный принцип: «мы едины – мы непобедимы». Но существует печальная тенденция прививания американского подхода и в образовании, и во многих сферах жизни».

По мнению Пасечко, ответственность за подобные ситуации лежит на всех нас, взрослых. Начиная от родителей и близких, и заканчивая государственным аппаратом. Есть путь предотвращение подобных трагедий.

«Так же, как и любую болезнь, это надо предотвращать профилактикой. Избежать, как и болезнь, сложно, но максимально предотвратить мы можем. Мы можем выстраивать доверительные, тёплые отношения в своей семье, ценить и уважать людей, а не материальные достижения, учить своих детей справляться с трудностями, разными, конструктивными способами, поддерживать их в трудные периоды жизни, не принижать их проблемы как что-то незначительное», - говорит Пасечко.

По её мнению, мы должны слышать своих детей: «Мы можем притормозить в лихорадочной гонке по зарабатыванию денег и проводить хоть немного времени со своими детьми, искренне интересуясь тем, что их волнует. Мы можем восстановить добрую традицию школьных кружков и секций, где дети смогут найти то самое дело, которое увлечёт их с головой и даст возможность развиваться, а не устраивать разборки, понтоваться, зависать в виртуальном пространстве и искать разрушительных развлечений».

Марина Пасечко считает, что у всех взрослых должна быть одна цель – вырастить счастливого, здорового и успешного человека.

«Мы можем создать что-то вроде школ для родителей, где они могли бы учиться общаться со своими детьми, ведь родители часто даже не знают, как подступиться к ребёнку. Если родителям тяжело справиться, то есть специалисты, которые всегда помогут, и не стоит стесняться просить у них о помощи. На государственном и информационном уровне – это другие, более масштабные задачи», - говорит врач.

Действовать надо уже сейчас: «Мы можем ужасаться и предавать огласке случившиеся трагедии, ругать систему образования и государство, и остаться сидеть на своём месте, а можем предложить свои конструктивные пути решения проблем. Единомышленники всегда найдутся. А большая группа людей, объединённая одной целью, в состоянии повлиять и на систему образования, и на общественность, и на развитие государства».

Закрыть школу на засов

Пока же государство готово решать не причины произошедшего, а следствия. И это тоже, неплохо. Правда, насколько продуктивно?

19 января губернатор Наталья Жданова провела экстренное заседание КЧС по вопросу безопасности в школах.

«Прошу организовать работу и усилить контроль доступа на территорию образовательных учреждений, чтобы избежать проникновения посторонних и проноса запрещённых предметов и веществ», — сказала Жданова.

Губернатор распорядилась отработать в школах действия при возникновении опасных ситуаций, а также провести совещания комиссий по ЧС в Чите и районах края. Она призвала охранников школ, педагогов и родителей учеников быть бдительными.

После этого по школам Забайкалья прокатилась волна экстренных совещаний, на которых обсуждали вопросы безопасности. В городском комитете образования сообщили, что после случая в Улан-Удэ родители и учителя организовали дежурства в школах. В комитете уточнили, что меры безопасности усилены во всех образовательных учреждениях Читы, чтобы исключить доступ посторонних и пронос запрещённых предметов.

В одной из школ в крае, по информации ИА «Чита.Ру», пошли дальше и решили закрывать здание на время уроков. На засов. И нет проблем.

Непонятно насколько эти меры могут обезопасить школы. Ведь во всех трёх происшествиях — и в Перми, и в Челябинской области, и в Бурятии — действовали сами ученики, которым доступ в школу не перекроешь.

Конечно, меры по более тщательной охране школ необходимы: и пропускной контроль, и надёжная охрана, вместо бабушки-вахтёрши. Но только одно это, к сожалению, не спасёт. Решение должно быть комплексным. Та самая профилактика, о которой и говорит врач-психотерапевт. Невозможно на сто процентов обезопасить себя от подобного зверства. Но нужно пытаться это предотвращать. С маленьких шажков, от чуткого внимания к своим детям. До усиленной работы правоохранительных органов, если всё же это идёт из социальных сетей. Одним закрытием двери на ключ не обойтись.

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter