Гибель и рождение «Черновского овощевода»

История одного госпредприятия, которое стало частным.
Сколько времени пройдёт до полной ликвидации ОАО «Черновский овощевод», сказать сложно, однако совершенно ясно, что находящееся в процедуре банкротства предприятие доживает последние месяцы. Не так просто, имея за спиной порядка 300 кредиторов и порядка 55 миллионов долгов, удержаться на плаву. Только по налогам задолженность составляет почти 20 миллионов рублей, куда уж больше.

Тем не менее, сегодня в теплицах под стеклом и плёнками наливаются хрустящие, пупырчатые огурцы, разносятся – чуть тронь лист рукой – ароматы помидоров, распускается, как букеты лесных трав весной, салат нескольких видов, крепнут арбузы, которые к августу покатятся на читинские прилавки, а после пропитают сладким ароматом чьи-то кухни. В чём секрет?

Два «Овощевода»
Само предприятие образовано в 1971 году. Пожалуй, советское время было для «Черновского овощевода» золотым: на территории в 36 гектаров сварили около сотни металлических каркасов для сети теплиц, соединённых друг с другом общими коридорами, провели отопление и выращивали всё, что только можно было представить.

Трудности начались в 90-х годах, но не настолько, чтобы предприятие прекратило существование. Оно было преобразовано в открытое акционерное общество, 99% акций которого принадлежало администрации области. В 1996 году здесь был запущен цех консервации, который в разы увеличил обороты предприятия.

Пережили 90-е, миновали «нулевые». Первые отголоски краха предприятия появились в 2011 году, когда открыто начали озвучиваться суммы долгов «Овощевода», которые со временем только увеличивались. Вскоре ситуация и вовсе обернулась арестом всей техники.

Решать вопрос о том, что делать с погибающей махиной, которую начали растаскивать на металлолом, пришлось губернатору Забайкальского края Константину Ильковскому, который привёл туда сельхозкомпанию «Новый континент», и, по словам её директора Геннадия Стрельцова, поставил задачи сохранить бренд и обеспечивать население Читы свежими овощами. Так, параллельно ОАО «Черновский овощевод», появилось ООО «Черновский овощевод».

Теплицы начали сдавать на металлолом
Мы садимся в машину директора и едем вдоль пустыря к теплицам. Геннадий Стрельцов показывает налево. Там пусто, но кое-где ещё угадываются фундаменты.

- Здесь раньше был тепличный комплекс в 74 теплицы. В 2013 году он был уничтожен: били стекло, а железо вывозили на металлолом. Металлолом был сдан тысяч на 100. Представляете, какая площадь? Любое предприятие, которое начинает пилить себя на металлолом, в него приходит хаос, - говорит Стрельцов.

Директором в то время была Елена Бондарева, в 2013 году обвинённая в неуплате собранных с работников 4,8 миллиона рублей налога на доходы физических лиц.

Ещё 3 года назад поле, которое мы проезжаем, выглядело так:

Едем дальше. Туда, куда, по словам, Геннадия Стрельцова, гостей раньше старались не водить. На вопрос, почему он лукаво улыбается: «Сейчас увидите».

Из приоткрытого окна машины пахнет землёй после дождя и кислицей. Отвлекая от шороха колёс по дороге, мерно считает что-то своё кукушка.

- «Новый материк» - организация, расположенная в нескольких районах, но основное сельское хозяйство и овощеводство – это село Маккавеево. Свою деятельность начала с 2010 года. Я являюсь её директором. В «Черновский овощевод» я ездил в 2010 и 2011 году, и уже тогда понял, что здесь ненормальная ситуация, - рассказывает он, всматриваясь в дорогу. - Обыватель как рассуждает: есть «Черновский овощевод», а все остальные плохие. Почему я сильно не люблю встречаться с прессой? А потому, что потом столько на тебя выльют в соцсетях.

- А как сюда-то зашли?

- ООО «Черновский овощевод» создан по инициативе Константина Ильковского. Я дважды встречался с ним. Не поверите, но нас сюда за уши затаскивали, мы не хотели. В «Новом материке» у меня работает 100 человек, в ОАО «Черновский овощевод» 40 человек осталось. Предприятие уже не вытащишь. Многим работникам мы предлагаем перейти в «Материк», но в основном у них здесь настрой ждать до последнего, пока не получат компенсации по сокращению, предприятие ведь банкротится. Практически с декабря сидят в оплачиваемых отпусках, - отвечает он.

- Дорого это предприятию?

- Конечно, это всё непредвиденные расходы. Судебные приставы арестовали здесь 100% техники, но при этом остались шесть водителей. Мы вынуждены были их сократить. Сейчас работаем на технике «Нового материка».

За окном справа картина начинает напоминать место для городских квестов с выхлестанными стёклами окон, проросшими в бывших теплицах деревьями и высохшими почти в пыль за много лет сорняками.

- Эти теплицы уже 5 лет назад не работали. Вот это и есть «Черновский овощевод». Разобрали ту сторону, - Стрельцов машет туда, откуда мы только что приехали, - потом начали эту сторону разбирать. Здесь всё было в трубах. Когда я сюда 14 октября (2015 года – Ю.С.) сюда пришёл, то сразу прекратил продажу металлолома. Всё было на устных разрешениях директора. Ильковский сюда приезжал и, видимо, неоднократно, но в эти теплицы ведь никого не водили. Фильм ужасов не хотите здесь снять? - посмеивается Геннадий Стрельников, пока я пытаюсь успеть за ним, пробираясь по битому стеклу, перешагивая через валяющиеся на пути старые проржавелые части теплиц и приготовленные к сдаче, уже распиленные трубы.

По ним когда-то в теплицы подавалось тепло. Теперь, чтобы восстановить здесь работу, нужны огромные деньги хотя бы на то, чтобы накрыть зияющие пустотой тепличные соты плёнкой – на стекло уже не замахнёшься, очень дорого.

- Только здесь у нас около 30 пустующих теплиц, остальные мы восстановили и в этом году засеяли. Мы ведь до прихода сюда спокойно работали, у нас в Маккавеево 34 теплицы, примерно 1 тысяча гектаров пахотных земель. Мы выращиваем морковь, свеклу, огурцы, помидоры, арбузы, картофель, лук, чеснок, зерновые. Свинокомплекс у нас на 5 тысяч голов, - Геннадий Стрельцов останавливается. Справа от нас – замкнутый ящик, сквозь голубую краску которого уже ползёт ржавчина. - «Черновский овощевод» был головной болью правительства, сюда постоянно выделялись огромные субсидии. Например, в 2014 году было выделено 14 миллионов рублей, в 2015 году – 17 миллионов, и деньги все уходили впустую, предприятию они не приносили никакой пользы. Всё, что здесь производилось, проедалось коллективом в 180-140 человек, уходило на зарплаты и премии. Сейчас на руководителей рассматриваются уголовные дела. Представляете, предприятие практически банкрот, задолженность 35-40 миллионов рублей, но премии начисляются?
- Если бы «Новый материк» сюда не пришёл, то те теплицы, где сейчас растёт продукция, наверное, также бы уже выглядели как эти, а, может быть, были бы также выпилены на металлолом, - рассуждает Геннадий Стрельцов, пока мы возвращаемся к машине.

На вопрос, что было бы с территорией, если бы сюда не зашла ни одна компания, останавливается:

- По лотам распродадут, и всё. Кто-то захочет здесь пару пятиэтажек построить, кто-то что-нибудь ещё. Мы хотим сохранить для города тепличный комплекс, вот единственная наша цель. Постараемся, конечно, выкупить. Цены не назывались, но балансовая стоимость предприятия – 65 миллионов рублей. Это дорого. Если любому предприятию дать 65 миллионов, то можно в чистом поле построить современный тепличный комплекс. Но раз в драку ввязались, нужно доводить дело до конца.

Кредиты и новые технологии
.
Геннадий Стрельцов рассказывает, что ещё в конце прошлого года «Овощевод» «нажигал» за тепло около 5 миллионов в месяц. Зашедшему сюда «Новому материку» пришлось экстренно утеплять теплицы и всё, что можно утеплить, чтобы снизить теплопотери. В результаты расходы удалось сократить до 5 миллионов примерно за 3 месяца.

На утепление и другие подготовительные работы потребовались огромные деньги, поэтому руководство «Материка» взяло крупный кредит, вернуть который нужно уже к осени этого года.

- Если бы в зиму всё здесь разморозили, я не знаю, смогли бы мы потом восстановить всё. ТГК-14 выставило конкретные условия: или платите, или мы полностью отключаем. Пришлось и ТГК-14 платить, и другие долги «Черновского овощевода» покрывать, в том числе зарплату. На сегодняшний день у нас есть график, как «Новый материк» выплачивает задолженность по заработной плате уволенным с 2014 даже года каждую пятницу по 200-220 тысяч рублей, - объясняет Стрельцов.

На вопрос, реально ли предприятию при таких расходах отдавать кредиты, чуть хмурится: «Если мы сказали, что заплатим, то заплатим. Машины свои продадим, но заплатим».

Мы подъезжаем к теплицам, которые по сравнению со всеми другими выглядят оазисами. Таких немного. В них сейчас уже наливаются огурцы, подтягиваются помидоры, зреют салаты, арбузы, а между теплицами работники воткнули чеснок: «Растёт себе и растёт, место не простаивает, а осенью знаете, как его расхватают? Лук с чесноком едва не первыми разбирают у нас».
В 24 теплицах здесь не было грунта, овощи выращивали на опилках. Но, чтобы получить урожай с опилок, нужно использовать много разных прикормок, рассказывают здесь. А покупка прикормок – огромные расходы.

- Мы в ноябре-декабре завезли сюда 240 КамАЗов грунта и перегноя, часть машин была 10-тонных, часть 20-тонных, стали использовать новые технологии выращивания. Здесь раньше был ручной полив, ходила женщина, таскала шланг. Сейчас у нас капельный полив, - Геннадий Стрельцов тычет пальцем в плёнку, которой накрыты корни огурцов и помидоров.

Под ней протянут специальный шланг для капельного полива. На плёнке собрались капельки конденсата – в жару они не дают корню растения пересохнуть. Эта же плёнка сдерживает растущую траву, поэтому прополка не нужна тоже.

Арбузы и огурцы здесь необычные. Чтобы растения меньше болели, их прививают к тыкве, которая даёт им свой крепкий, устойчивый к заболеваниям и вредителям корень.
- У «Овощевода», судя по всему, сложности были всегда. Я тут нашёл постановление главы города 1998 года, в котором уже проблемы вырисовывались, но падение предприятия началось с 2011 года благодаря бесхозяйственности руководителей. В 2007 году пришёл новый директор, сейчас пара уголовных дел в её отношении рассматривается в суде за хищения, - продолжает Геннадий Евгеньевич, пока мы ходим между зарослей огурцов.
Китай
- Учредитель «Нового материка» - гражданин Китая?

- Китаец с многолетним проживанием в России, китайцем его уже не назовёшь. Предприятие работает с 2003 года, и он практически безвылазно находится здесь, - отвечает Стрельцов.

Несколько недель назад уполномоченный по правам человека Николай Каргин на одном из заседаний комитетов заксобрания рассказал, что к нему обратились работники «Черновского овощевода» с жалобой на то, что руководство предприятия оставляет китайских работников, сокращая только русских. По словам Стрельцова, ни в банкротящемся ОАО «Черновский овощевод», ни в новом ООО «Черновский овощевод» китайских работников нет, трудятся они только в «Новом материке».

- Многим не нравится, что мы сюда пришли и пытаемся сохранить предприятие, больше я никак эти жалобы не объясняю. Зарплаты здесь были очень большие, вы даже столько не получаете, сколько здесь получали простые овощеводы. Вырастили продукцию, продали, проели, и долги, долги, долги, - говорит он. - Я каждый день про «Черновский овощевод» узнаю что-то новое. Буквально перед выходными мне докладывают: проведена ревизия магазина, которая не проводилась с 2013 года. Выявлена недостача в 400 тысяч рублей. Что мешало проводить ревизию?

Слава работников из КНР, по его словам, сегодня больше раскрученный имидж, нежели реальность. Во-первых ездить им сейчас сюда не очень выгодно, потому что заработать в Китае сегодня можно едва ли не больше, чем в России. Ездят больше по привычке теми же семейными парами. Во-вторых, китайский работник будет чётко выполнять только ту работу, за которую ему платят: «Будет ходить запинаться о полено, не поднимет – не его работа».

- Здесь не надо растения обрабатывать, растения здоровые и красивые. А когда я сюда в первый раз пришёл, белокрылка глаза выбивала, - мы присаживаемся на корточки у огуречной лианы.

Евгений Стрельцов объясняет, что чем меньше расстояние между листьями у огурца, тем лучше – урожай будет выше.

- Китайские удобрения не используем. Я всё вагонами закупаю здесь, в России, с Китая дороже всё это сейчас везти. Разница курсов-то, юань-то. Я с китайцем про эти удобрения разговаривал. В чём разница между нашими и китайскими, спрашивал. Он мне ответил: «Я не знаю, всю китайскую химию нам построил Советский Союз», - объясняет директор.

Единственное, что завозится с Китая – одноразовая система капельного полива, потому что там это дешевле. Тот капельный полив, который был здесь, уничтожили за один год, не поставив фильтры для воды. В результате за короткое время все мелкие трубки, которые втыкались у корня растений, забились. Теперь огромные деньги, заплаченные за эту систему, лежат грудой никому не нужного хлама около одной из теплиц.

Вспоминая о недовольных работниках, Стрельцов поднимается с корточек и продолжает:

- Тем, кто здесь работал, не нравится, что нет работы, посадили и всё. В «Новый материк» берём прежде всего тех, кто хочет работать. Нужны водители, бухгалтеры, кадровик, овощеводы.

Руки на предприятии действительно нужны. Если вопрос с прополкой и поливкой решился, то посев, выращивание рассады и пересадка растений в грунт не терпят механики, тут нужны человеческие руки. Несколько женщин, набирающих в контейнеры землю, просят их не фотографировать: перешли из старого коллектива и боятся, что те, кто не сменил ОАО на ООО, осудят.

Locally grown grape is cheap and very juicy
Цена огурцу
Привычные огурцы, продаваемые как продукция «Черновского овощевода», таковыми на самом деле могут и не быть. Во-первых, на ценниках часто пишут «Огурцы ГРЭС». Что это за огурцы, не знает никто, потому что предприятия такого не существует. Во-вторых, прежнее руководство предприятия, по словам Геннадия Стрельцова, грешило тем, что закупало продукцию у фермеров, которую позже перепродавало как свою с накруткой цены.

Что касается поддержки предприятия в целом, то странную позицию, по словам директора, заняли некоторые торговые сети, реализующие продукцию «Черновского овощевода». Казалось бы, их ценовая политика должна быть ориентирована на поддержку предприятия и забайкальцев, которые к ним приходят. Но деньги оказываются сильнее принципов.

- У нас один магазин здесь и несколько торговых точек в городе. Мы ежедневно принимаем заявки и продукцию во все сети развозим сами.

Она раскупается, но торговые сети немного наглеют: мы им продаём по 120 рублей за килограмм, я захожу в магазин – она лежит по 238 рублей. Сегодня, может быть, цена ещё меньше. Я бы хотел, чтобы люди знали, это не мы наценку делаем, - рассказывает Стрельцов.

Сейчас в планах предприятия - открытие собственных торговых точек. Помимо этого, за лето Стрельцов планирует полностью рассчитаться с рабочими, долги которым добавляются в общую гору обязательств предприятия.

- О прибыли предприятия сейчас и близко нельзя говорить, - роняет он, когда мы поднимаемся на второй этаж «конторы» - основательного здания, построенного на заре существования «Черновского овощевода» специально для его администрации.

«Овощевод» и Тараканов
Директор ООО «Черновский овощевод» Виталий Стрельцов в январе этого года подал заявление прокурору Черновского района Читы. В нём он попросил проверить законность работы предыдущего директора «Черновского овощевода» Виталия Тараканова и начальника отдела маркетинга предприятия Татьяны Андреевской.

Тараканов руководил предприятием с июня по 14 октября 2015 года. За это время возникла масса вопросов о том, как при долгах по зарплате в несколько миллионов рублей (на 1 января 2016 года задолженность превышала 4 миллиона рублей - ЮС) ряду работников выплачивались не только зарплаты, но и премии. Так, ежемесячное начисление и выплаты замдиректора предприятия составляли 54 тысячи рублей.

Одним из главных вопросов, в которых просил разобраться Стрельцов, стало исчезновение консервной продукции на сумму 1,9 миллиона рублей со складов предприятия: «Продукция отгружалась и вывозилась по устному распоряжению. Документация не составлялась, оплата не производилась. Бухгалтерский отчёт не вёлся, приход и расход денежных средств предприятия кассиром вносился в обычные тетради», - говорится в заявлении.

По данным Геннадия Стрельцова, консервы через ФГУП «Амурское» управления федеральной службы исполнения наказания были реализованы в колонии Томска, Хакассии, Забайкальского края, а также в читинский следственный изолятор. Плата за консервы, по данным действующего директора, почему-то была переведена на счёт родственницы одной из сотрудниц администрации «Черновского овощевода». Этот случай не единственный, указанный в заявлении Стрельцова.

Доходило до того, что при огромном долге и угрозе отключения всех теплиц покупался мангал, оплачивались командировочные расходы, отчёт по которым не производился, а предприятие, по версии нынешнего директора, через фирму покупало по завышенной цене свою же продукцию, которая не сдвигалась с места на его складах.

В феврале полиция отказала в возбуждении уголовного дела из-за отсутствия состава преступления. Прокуратура это решение отменила.

За несколько лет предприятие, продукцию которого читинцы любят и разбирают, из рук правительства края фактически перешло в частные. Причём не рейдерским захватом, а, как полагает нынешний руководитель «Черновского овощевода», благодаря халатному отношению предыдущих руководителей. На сколько уголовных дел тянет эта «работа» – хочется верить, следствие всё-таки разберётся.

Благодаря «стараниям» этих людей как факт сегодня можно принимать лишь то, что, не зайди сюда «Новый материк» или подобная ему сельхозкомпания, то сегодня продукцию старейшего читинского предприятия по овощеводству на прилавках мы видели бы вряд ли. Подобных «Материку» компаний в крае немного: погодные условия региона рискованного земледелия дают о себе знать. Если честно, я таких не знаю.