Кодар проверит тебя на крепость
Покорение Апсата
Оттолкнувшись пару часов назад от городского комфорта, мы прямо из самолёта вывалились на взлётную полосу в тайге забайкальского севера, чтобы тут же отправиться в горы к Апсатскому угольному разрезу. Его работники знают, какой ценой даётся людям каждый килограмм угля, добытого в условиях вечной мерзлоты.
- Сюда неопытных водителей не берут, работают только люди со стажем, надёжные. Видите, какой серпантин, ехать долго, нельзя ни задумываться, ни отвлекаться, - полтора часа назад мы приземлились в одном из самых северных населённых пунктов Забайкалья – селе Чара. После этого поехали в появившийся во время строительства Байкало-Амурской магистрали посёлок Новая Чара, бросили сумки и отправились на Апсатский угольный разрез. От Новой Чары до него примерно час по узким дорогам с огромными валунами размером в полтора человеческих роста на обочинах и изумрудной водой реки Апсат, в которой отражаются острые пики Кодарского горного хребта.



Каларский район – уникальное место. Здесь переплетаются горные гряды Удокана и Кодара. Удоканские горы с покатыми гладкими вершинами - процессы образования гор здесь замедлились. Кодар, напротив, дерзок, высок, опасен. В остроте его пиков, которые ежегодно штурмуют туристы со всего мира, затерялся Апсатский угольный разрез.

Трудный уголёк
Апсатское месторождение было открыто через 4 года после окончания Великой Отечественной войны, в 1949 году.

Геологи должны были пройти между скал от Чары 30 километров, половина пути приходилась на наледи реки Апсат, ключа Быйики и ключа Угольного. Ещё одним вариантом был зимний путь по ключу Быйики, скалы на котором были так близко, что еле-еле можно было проехать.

В 1961 году поиском угля и предварительной разведкой занялась Удоканская геологоразведочная экспедиция, целью которой было уточнить запасы угля и выделить перспективные для разработки участки. Активные разведочные работы проводились и во время строительства Байкало-Амурской магистрали в 1976-1980 годах, и позже.

В 1990 году за доразведку взялось предприятие «Чарагеология», через 2 года – промышленно-коммерческая компания «Малый Апсат», которую в 1995 году сменила «Апсатская угледобывающая компания».

Задача начать добычу угля Апсата в новом тысячелетии встала перед созданной в 2004 году «Забайкальской угольно-энергетической компанией», однако по-настоящему штурм месторождения удался лишь компании «Арктические разработки», выигравшей аукцион в 2008 году и входящей в состав Сибирской угольной энергетической компании.

Разведанные запасы Апсатского месторождения оцениваются в 2,2 миллиарда тонн угля. Здесь первыми в России начали получать уголь в горах открытым способом, для чего понадобилось использовать уникальные технологии. Топливо практически всех известных марок, добываемое здесь, востребовано коксохимической промышленностью (чёрной металлургией, занимающейся переработкой каменного угля методом коксования), а также энергетикой не только в России. Оно экспортируется в Китай, Южную Корею и Японию.
На Апсат мы едем в УАЗе по узкой дороге, которая закручивается вокруг гор. Иной раз посмотришь – и голова кружится от высоты. Неподалёку от разреза есть небольшой водопад, куда, если позволяет время и погода, возят тех, кто прилетел сюда впервые. У самого въезда на разрез грохочет река с виднеющимся внизу старым мостом. За несколько лет СУЭК в Каларском районе построила три новых моста, чтобы работники могли безопасно добираться на угольный разрез и обратно в Чару.

Тут же, похожая на змею, начинает вилять по склону труба, в которую спрятали ручей Угольный. По территории разреза он проходит именно так, не смешиваясь с промышленными водами, а после чистым выливается прямо в реку Быйики.


Апсатское месторождение в основном представлено углями коксующихся марок. Уголь, добываемый на Апсате, хорошо спекаемый, высококалорийный, низкозольный, с низким содержанием серы. По этим показателям он является одним из лидеров не только на российском, но и на мировом рынке.
Совсем недавно Сибирская угольная энергетическая компания построила в посёлке Новая Чара два новых здания: общежитие, комбинат со столовой, сейчас достраивается гараж. Всё делается для того, чтобы увеличить мощность разреза.

- Месторождение уникально своими качественными характеристиками углей. Это коксующиеся угли, которые востребованы в металлургии, в том числе и за границей: нашу продукцию берут корейцы, японцы и весь Азиатско-Тихоокеанский регион, - рассказывает генеральный директор Харанорского угольного разреза Георгий Циношкин.

Если спросить Георгия Михайловича про то, почему он решил связать жизнь с угольной отраслью, он начинает улыбаться: «Люблю горное дело. В начале хотел быть геологом, потом подумал, что геология пригодится и в горнорудной промышленности, поэтому пошёл на горный факультет. Это мужская профессия, которая связана с высокими рисками, но, тем не менее, профессия мирная».

Георгий Циношкин.

- На большинстве угольных месторождений осадочные породы, которые после становятся углём, залегают субгоризонтально. А эта территория испытала очень сильное тектоническое давление, поэтому месторождение имеет форму чаши, - рассказывает геолог Апсатского угольного разреза Егор Коденко, с которым нас знакомят после разговора с гендиректором.
Егор Коденко.
Геолог объясняет, как рождаются угольные месторождения: на мелководье происходит накопление растительного материала, слои которого, перекрываемые песками и глинами, опускаются на большую глубину. Там без доступа кислорода, под воздействием температуры и давления, происходит процесс превращения остатков растений в угольную массу. Чем продолжительнее по времени процесс, тем выше будет качество угля.

Со смотровой площадки разреза видно, как ниже вгрызаются во взорванную породу экскаваторы, медленно разворачиваются гружёные ею грузовики Terex, снуют проворные «Скании», которые увозят добытое к железнодорожным путям за 50 километров отсюда.
Вся Россия
Коллектив разреза может рассказать едва ли не обо всех уголках России: здесь работают не только забайкальцы, но и специалисты из других регионов. О таких местах работы люди узнают не из газет и интернета, а в основном через знакомых. После подачи резюме нужно пройти обязательные согласования и проверки, и лишь после этого, дождавшись вызова к месту работы, паковать чемоданы.

Семьи к вахтам, подобным апсатским, относятся очень хорошо: мужья едут сюда не на весь тёплый сезон, а работают месяц через месяц.
За видимой простотой добычи скрывается ежедневная обработка десятков и сотен данных, вычисление самых оптимальных и наименее затратных способов добычи, поднятие тонн породы и отгрузка тонн топлива.
- В основном самый хороший уголь остаётся здесь у нас в России и идёт на обогатительные фабрики для дальнейшей поставки на металлургические заводы. У него очень высокая спекаемость и калорийность, поэтому в обычных печках его использовать нельзя, только в промышленности, - мы с начальником горного участка №4 Алексеем Коробковым наблюдаем за погрузкой угля.


На Апсате Алексей Коробков работает полтора года и пришёл сюда с Харанорского угольного разреза. В общей сложности в структуре СУЭК он трудится 8 лет подряд.

- Там залежи преимущественно горизонтальные, а здесь круто падающие пласты, то есть система разработки отличается от Харанорского, - растолковывает Алексей разницу между двумя месторождениями.

Месяц, пока длится вахта, скучать и тосковать попросту некогда, работать нужно на совесть по 12 часов в сутки. Наградой будет 30-дневный перерыв, когда можно целых 4 недели провести с семьёй в посёлке Шерловая Гора Борзинского района.

Специалистов на Апсате берегут и ищут их тщательно. Водитель БелАЗа Сергей Горбенко, пока экскаватор грузит вскрышную породу в кузов, рассказывает о родине – городе Шарыпово Красноярского края, где в советское время на угольном месторождении водителем работал его отец.

- Водителем я стал работать в 1987 году, по молодости. Ещё до армии пошёл по стопам отца. Он работал на больших БелАЗах на угольном разрезе у нас в Шарыпово, и я так же. В феврале будет 4 года, как тружусь здесь, - экскаватор подаёт звуковой сигнал, можно ехать.

Спускаться к месту разгрузки по протянутой вдоль склона дороге приходится медленно, здесь действует ограничение скорости в 30 километров в час. Времени хватает, чтобы разговориться о предыдущих работах.

- К горам привык давно, - мягко выруливая по скользкой от дождя дороге рассказывает водитель. - В Северо-Енисейске на золоте работал, там тоже очень красивая природа. Но больше мне на Сахалине понравилось. Мы ставили там нефтяной завод, по окончании договора всех сократили. Здесь тоже зимой холодно, хотя в Якутии работал, когда минус 62 было. А вообще по вахтам с 2000-го года катаюсь, успел поработать везде, даже в Якутии на Эльгинском месторождении, где строили железную дорогу.

Пока на Апсатском месторождении работают два БелАЗа грузоподъёмностью 130 тонн и 10 большегрузных автомобилей Terex.

- На Новый год ждём ещё два БелАЗа, - говорит Сергей Горбенко, когда мы становимся вплотную к отвалу.

Кроме перечисленной техники, на разрезе сегодня есть 5 автосамосвалов Scania, а осенью ждут поступления 9 самосвалов Volvo.

Только кузов машины встаёт пустым на место, я выхожу на площадку у кабины, от которой по ступеням спускаюсь вниз. Там приходится прыгать: ногой до земли вряд ли дотянешься.

Погрузка угля в Terex.
Закарабкаться в крохотную кабину экскаватора, которым управляет машинист Владимир Деревякин, не составляет труда.

- Сам с Шерловой Горы, семья там, - рассказывает он, загребая ковшом уголь и высыпая его в кузов подоспевшей «Скании».

Эти машины раза в два меньше БелАЗов. Упростить схему работы и перевозить уголь и на тех, и на других по одним и тем же маршрутам запрещает техника безопасности. «Огромный БелАЗ не заметит «Сканию», хоть она засигналься, поэтому вместе нельзя», - объясняли работники там, на горе.

- Машины приехали, я их загрузил. Отсюда они едут в Новую Чару, там на складе уголь сортируют, после этого его грузят в вагоны. Ничего сложного, мне кажется, в работе погрузчика нет. Просто я люблю профессию, мне нравится техника. Здесь, кстати, она самая лучшая, на которой мне приходилось работать за весь мой стаж, - объясняет Владимир Деревякин, который до Апсатского разреза трудился на погрузчиках в Борзе.

Дома его ждут жена, сын и дочь.

- Не ругаются, что на месяц уезжаете? – спрашиваю.

Жмёт плечами: «Привыкли. А детей воспитываю, пока дома».



С разреза мы возвращаемся в небольшой вахтовый посёлок на 100 человек, построенный прямо тут же, в горах. В одном из рабочих кабинетов нас знакомят с главным инженером участка №4 Харанорского угольного разреза, как официально именуется Апсат, Дмитрием Дулиным.

Дмитрий Дулин.
- Апсатское месторождение – одна из трёх площадок в Забайкалье, с которыми связывают дальнейшее развитие угольной отрасли в регионе. В общих ресурсах края Апсат по балансовым запасам занимает 22%, по прогнозным – 47%. Сейчас на предприятии готовятся к реализации проекта по добыче угля в объёме 3 миллиона тонн в год, - рассказывает он.

В рамках инвестиционного проекта всего в развитие предприятия будет вложено более 20 миллиардов рублей. В частности планируется строительство обогатительной фабрики и нового вахтового посёлка.

В вахтовом посёлке Апсатского разреза сегодня есть всё для комфортной жизни: тёплые дома, столовая, спортзал, библиотека, прачечная.
На Апсате уверены: знаний, терпения и мощности техники на разработку одного из самого перспективных месторождений Забайкалья хватит. Этот разрез входит в число проектов, благодаря которым развивается не только промышленная отрасль региона, но и государственно-частное партнёрство.
Генеральный директор «Сибирской угольной энергетической компании» Владимир Рашевский в июле этого года подписал с временно исполняющей обязанности главы региона Натальей Ждановой соглашение об инвестировании в 2016-2017 годах 70 миллионов рублей в социальную жизнь Забайкалья, в том числе и Каларского района.

Историю разработки Апсатского разреза вряд ли можно назвать простой. Сегодня впервые за десятилетия здесь наращиваются мощности добычи, параллельно которым ведётся доразведка. Но история именно этого разреза доказывает, что перспективные идеи и наработки прошлого нельзя хоронить. Их ценность начинает вновь должным образом пониматься сейчас не только в регионах, но и на уровне инвесторов федерального масштаба.