Чита.ру
Ойкумена
Мы отправились в Могойтуй и Зугалай, чтобы встретиться с ламами, культурологом, создательницей народных бурятских костюмов, учителем и главой посёлка, и узнать, чем сегодня живут в Забайкалье буряты, отчего они редко ходят в дацан, и как последние годы меняется их быт, отношения в семье, к работе, друг к другу и миру.
Часть 1. Ламы
В машине играет «Би-2», под их серебряные и призрачные солнце куском топлёного масла растеклось по небу, заляпав жёлтым поля и редкие деревья. Если верить в судьбу или высшие силы, допустить, что кто-то ниточкой тебя подвязывает к людям, за неё приводит к событиям, то поездка в Могойтуй - как раз такая нить. Погода к выходным разнежилась, дорога гладкая и спокойная, опоздания ни на что не влияют, мы бодры, пьём в дороге чай с бергамотом, заедая булочками, и мечтаем увидеть что-то, что нас непременно удивит. В командировках всегда так. Два с половиной часа, и перед нами, оставив позади леса и придорожные кафе, открылась ойкумена, «земля змей», не похожая на другие посёлки своими аккуратными улицами и зданиями. Но присмотреться к ним времени нет, машина мчится дальше на скорости 140 к Зугалайскому дацану за серой иномаркой проводников, и вонзается в тишину.

Ты будто иностранец здесь. Оглядываешься - простор. Шагаешь сначала медленно, а потом, как собака, вперёд и вперёд - смотреть, искать, нюхать, запоминать. Под ногами снег хрустит, как хворост, вокруг поля, будто сахаром присыпанные, воздух дрожит, дыхание второе открывается - надуманное или нет, а чувство такое, словно ты маленький, тебя искупали в горячей бане, натёрли после крепко махровым полотенцем до красноты и посадили пить чай с тёртой малиной. И ты напился, прилёг да заснул. И сон у тебя про одного ламу в коричневой кожаной куртке поверх красных одежд. Но ты, конечно, не знаешь, что это лама, и ничего не знаешь про буддизм. И вот он тебе рассказывает, вставляя бурятское «но», а потом ты заходишь в выстывший полупустой дацан, и тебе всё интересно - быстрее развернуть, распробовать. Очухался. А вокруг всё продолжает будить, тормошить в тебе взрослом ребёнка, вея воспоминаниями, которые, быть может, даже не твои, а твоей бабушки. Иначе откуда, пробуя потом бурятский десерт с сараной (на Севере её называют саардана), ты точно знаешь, что это она - её в войну выкапывали и ели дети.
Зугалайский дацан
Дэчин Чойнхорлин
Батор Лама живёт при дацане у села Зугалай. Это к нему мы летим вдоль степей, чтобы успеть – до обеда он уедет на чабанскую стоянку. Пока мы ждём ламу – торопились так, что обогнали его – нас ведёт по территории дацана Светлана Кузьминична, учительница истории, создательница музея и мама режиссёра и КВН-щика Баяра Барадиева. Благодаря их семье случилась эта поездка.

- Дацан был поставлен 190 лет назад, в 1930-е его снесли, всю утварь аж до самого Санкт-Петербурга увезли. Не так давно сюда вернули священные книги, - говорит она, пока вокруг нас кружат местные псы, разгоняя голубей.

История
Более 80 лет Зугалайский дацан не значился в официальных документах. Изначально в Зугалае был построен бумхан-сумэ – малый храм. Произошло это в апреле 1826 года, когда главный тайша (старейшина) агинских бурят Тугэлдэр Тобоев утвердил место расположения сумэ.
По данным «Агинской правды», в XIX веке было заключено соглашение о строительстве бумхана между двумя ламами и 60 светскими лицами, в котором написано: «Мы согласились ради блага всех одушевлённых существ построить деревянный бумхан в самом центре поселения вышеуказанных кочевьев, неподалеку от Зугалайского озера Кулусото-Куро. Польза от него очевидна как для людей, так и для животных. Всей пользы от строительства этого бумхана нельзя перечислить. Бумхан сооружается на подношения благочестивых людей, без какого- либо побора с народа».

Через 21 год храм получил статус конфессионального училища – там начали обучать буддийской философии и тибетской грамоте. К тому времени сумэ уже выполнял функции дацана, и ламы ставили вопрос о преобразовании бумхана. Открылся дацан лишь в 1896-м, а в 1907 году уже был включён в список официально разрешённых.
Осенью 1908 года началось строительство Цогчен-дугана – главного храма Зугалайского дацана. В течение года рядом с ним возвели три сумэ, а в 1913 году было начато строительство Дуйнхор-сумэ.

В 1930-х годах во время советской антирелигиозной кампании постройки разобрали, лам разогнали или отправили в ссылку, предметы передали Ленинградскому институту антропологии.

Новые сооружения начали строить чуть поодаль, возрождение Дэчин Чойнхорлин (таково его тибетское название) началось в начале 1990-х. Тогда могойтуйский районный совет народных депутатов подписал распоряжение о регистрации религиозного общества в Зугалае, через год была зарегистрирована буддийская община, в январе 1995-го в деревянном здании впервые прошёл молебен. После службы проходили в сумэ, где условий для проведения обрядов было недостаточно. Новое здание – единственный в регионе Дворец Белой Тары – открыли в 2016 году. Он был возведён при поддержке властей, предпринимателей и простых жителей.
- Дацан был вон на том месте, где сейчас осталось одно дерево, - показывает Светлана Кузьминична.
Батор Лама
Батор Лама в Зугалайском дацане - с 2005 года после окончания буддийского университета. Он стал ламой, потому что семья жила тяжело. Практика, когда дети из многодетных семей или матерей-одиночек становятся послушниками или идут учиться, достаточно распространена. Хотя в дацан он попал благодаря внешним обсатоятельствам, ему нравится путь, который он выбрал. Молодой лама живёт при дацане с послушниками.

О распорядке дня.

- Утром я встаю часов в 10.00, завтракаю, за коровами ухаживаю – у нас их две. Сено им даю, стайку чищу, на водопой гоню. Где-то после 11.00 в дацан перехожу, молебны читаю или сижу на молебнах, работаю. Каждый день стараюсь занять себя чем-нибудь. Суббота и воскресенье – самые насыщенные дни. Люди отдыхают, приходят за советом или на молебен. В будни работаю с документами - налоговые отчёты, счета... Всё это надо кому-то делать. До 17.00-18.00 нахожусь в дацане, потом опять иду к коровам. Потом в интернете до ночи посижу или телевизор посмотрю.

Не бывает дней, когда я тут один. Со мной тут послушники живут – трое: местный, зулагалайский, из Харашибири и из Ушарбая. Один после школы пришёл, другому 40 с лишним лет. Лам нас трое. Кто-то по домам сегодня, кто-то дежурный – молитву читает. Мы постоянно в движении.


О том, с чем приходят в дацан.

- Мы более приближены к народу, решаем их повседневные вопросы, проводим приём граждан. Так проиходит, потому что они сами не заинтересованы изучать буддизм. Чаще всего люди спрашивают, исполнятся ли их намерения, про здоровье, про жизнь, про себя. В сельской местности живём – скотину своруют, спрашивают, в каком направлении можно найти. Если кто-то хочет, мы можем лекции прочитать, показать йогу. Мы чаще сами это делаем – раз в год привозим учителей, всё им рассказываем. В дацан мало людей ходит - в основном, бабушки. Сейчас, конечно, чуть побольше ходят. Этот дацан в 1995 году открыт, только лет 20 развитие получает.

О моде и восприятии.

- Некоторые прихожане ходят потому, что модно в наше время. Они ходят, потому что так принято – почему бы и мне не пойти. Чтобы кто-нибудь верил, таких мало. Буддизм сейчас развивается, особенно в западных странах. Каждый по-своему видит его. На западе модно, когда у тебя в доме статуя Будды. Плохо использовать атрибутику нашу, как это делали в Элисте, смешивать её с алкоголем (прокуратура в ноябре 2016 года оштрафовала в Элисте владельцев Buddha Lounge Bar за оскорбление чувств верующих буддистов Калмыкии, Тувы и Бурятии и потребовала сменить вывеску, - авт.). Нельзя буддийские атрибуты и символы ставить в таких местах.

О работе и деньгах.

Работы в селе нет, только школа, администрация, колхоз и личные подсобные хозяйства. Отсюда сейчас не так много уезжают, как раньше. В 2015 г из округа выехало 1,2 тысячи человек при населении в 80 тысяч. В 2016-м чуть меньше стало – 500 человек. Ничего не поменялось, развал, работы нет.
Молодёжь не идёт на тяжёлые работы – молодую семью не заставишь баранов пасти, бесполезно. Все хотят лёгких денег.
Русские хоть куда пойдут – в храм зайдут, в дацан, потом к шаману, потом анализ у нумеролога сделают. Если поможет - они хоть куда пойдут.
О самом важном.

- Труд – самое важное для нас. Это сама по себе практика. Смысл буддизма в том, что он состоит из мудрости и метода. Мудрость – учёба, методы – практика. Мы реализовываем себя через работу. В буддизме любое стремление – учёба, работа, важно.

Про время.

- В нынешнее время всем нужно надеяться на себя, трудиться, зарабатывать. Мы привыкли ждать чего-то от начальства, ругать его, а надо самим пахать.

О русских.

- Русские хоть куда пойдут – в Шилке в храм зайдут, в Зугалае – в дацан, потом к шаману, потом анализ у нумеролога сделают. Если поможет, они хоть куда пойдут. Но мы всех принимаем.

Про объединение Агинского Бурятского округа и Читинской области в 2008-м.

- Для дацана всегда был кризис, ничего не изменилось. Я здесь с уже 12 лет, и всё это время с протянутой рукой. Для основного населения, может, что-то и изменилось.
Батор Лама
Легализация буддизма в России началась с подписанного императрицей Елизаветой Петровной в 1741 году указа, в котором «ламайская вера» официально была признана одной из государственных религий.
В том же году первый бурятский учёный монах Дамба-Даржай Заяев попросил у императрицы разрешения свободно распространять религию среди бурят, а следом она узаконила 10 дацанов и 150 лам с хувараками (монахами до получения учёного звания).

После уже Екатерина Вторая создала предпосылки для возникновения системы духовенства и стала основоположницей института верховных лам в России. Первым Пандита Хамбо Ламой стал настоятель Цонгольского дацана – тот самый Дамба-Даржай Заяев. В июне 1764 года вышел указ об утверждении его в должности «Главного Пандито Хамбо ламы всех буддистов, обитающих на южной стороне Байкала». Так, сначала в Забайкалье, а затем и у всех бурят, начала формироваться единая религиозная организация с самостоятельным управлением и собственной духовной властью.

В 1766 году духовенство признало Екатерину Вторую воплощением Белой Тары – Цагаан Дара Эхэ – одной из главных бодхисаттв (просветлённого существа, очистившего пробуждённое сознание), которая родилась в лотосе, выросшем из упавшей слезы Авалокитешвары (воплощения бесконечного сострадания всех будд) в тот момент, когда он оплакивал страдания мира.

Зугалайский дацан
В Зугалайского дацана много живности - на подтаившем снегу всё истоптано причудливыми волнами и перемешано с человеческими следами. Земля, на которой мы стоим, пробуждает у каждого своё. Все в какой-то момент по ней тихо разбредаются, останавливаются подышать свежим, прогретым к полудню воздухом, прикрыть глаза от яркого света солнца и подумать. Вдалеке виднеется село, окна поблёскивают, от крыш рвётся к небу дым печных труб. Эта картина совсем скоро сменится деревянными постройками, ступой и очередями в филиал Цугольского дацана в Могойтуе.
История
Цугольский дацан или Даши Чойпэлинг - старейший в Забайкалье. Дацан находится в селе Цугол. Там впервые были открыты классические монастырские школы буддиийской философии и тибетской медицины - в 1845 - 1850 годах. После модели этих школ были приняты за основу в бурятских дацанах.
Сначала дацан был войлочным (передвижным). Через 26 лет после создания было получено разрешение на строительство стационарного дацана. Тогда же возвели деревянный главный соборный храм Цогчен-дуган и Найдан-сумэ — дуган, посвящённый 16 ученикам Будды — архатам (людям, достигшим полного освобождения от клеш (омрачения сознания, страдания) и вышедший из Сансары. В 1831 году были возведены дуганы-сумэ: Майдари, Гунриг и Дэмчог. В 1897 году построены отдельное здание философской школы и дуган медицинской школы, где хранился бурятский экземпляр Атласа тибетской медицины, в 1926 году переданный в Ацагатский дацан в Бурятии.

В 1864 году генерал-губернатор Восточной Сибири утвердил строительство каменного здания Цогчен-дугана. Его возведение завершилось в 1869 году. Спустя 18 лет, в 1887 году, главный храм сильно пострадал от пожара. Восстановили его через 2 года. Здание Цогчен-дугана с конца XIX века дошло до наших дней с незначительными изменениями. В 1911 году был построен Маанин-дуган, в 1913-м - храм Махгал-сумэ. Четыре храма Цугольского дацана являлись родовыми (аймачными).





В начале XX века в Цугольском дацане появились лечебница и типография. А в Майдари-сумэ располагалась 8-метровая медная статуя Будды Майтреи (грядущего Учителя человечества, единственного бодхисаттва, которого почитают все школы буддизма, которых насчитывается сотни). Её отличительной особенностью является то, что она была изготовлена в России, а не в Китае, как это было принято. В дацане была статуя Дзонхавы (тибетского религиозного деятеля), утерянная в 1930-х годах.

В 1932 году на территории монастыря разместилась воинская часть. В декабре Цугольский дацан официально закрыли. В 1936 году имущество дацана было вывезено и частично уничтожено. Ламы были репрессированы.

В 1980 году Цугольский дацан с тремя сохранившимися с дореволюционных времён зданиями был объявлен памятником культуры. В 1988 году монастырь вернули верующим. В 1991 году в разобранном виде из Санкт-Петербурга доставили статую Будды. В Цугольском дацане он сидит на кедровой тумбе, подняв руки на уровне груди в форме распустившегося лотоса.

В год 210-летия основания дацана в 2011-м была освящена новая статуя Дзонхавы.


Люди приходят не от моды. Они приходят, потому что им тяжело.
Мунко Лама
В свежесрубленной деревянной постройке, где Мунко Лама принимает людей, стоит сладкий запах дыма от благовоний. Из динамиков компьютера распространяется звук десятка голосов, читающих священные тексты - на экрае туда-сюда ходят монахи в песочных одеждах. Он стал ламой, потому что родителям так сказал шаман. У Мунко двое сыновей, одному из них он передаст дар костоправа.

О приёмных днях.

- У нас каждый день поток почти. Кроме вторника – дня крови. Плохие дни бывают…

Про путь.

- Мне мой путь даёт бодрость, силу и успокоение души. В детстве тяжело было – я часто болел, по кривой дорожке ходил. Потом родители съездили к шаману. Он сказал, что я должен стать ламой. Так я оказался в Цугольском дацане, потом в Улан-Баторе, а теперь работаю здесь, в дацане. Но сейчас я живу отдельно от дацана. У меня свободное посещение скоро год как. Почему? При дацане надо выполнять дацанские работы, на них у меня времени нет. Каждое лето мы выезжаем в степь, на кладбище, там 21 день посидеть надо, помедитировать, успокоить души. Возле реки, ключа, дерева, скалы, где высокие горы, духов надо усмирить, успокоить, поговорить с ними. Приезжаешь с новыми силами домой, на год хватает, потом опять уезжаешь.

Про буддизм.

- Основная цель буддизма – нести добродетель, чтобы сознание было чистым, тогда будет дорога чистая и болезней не будет. Те, кто ко многому стремится в жизни, в быту, им будет тяжело в той жизни. Они ведь всё используют за раз.

Про прихожан.

- И пожилых, и молодых одинаковое число приходит. Их желания и надежды каждый раз чуть меняются в лучшую сторону. Они становятся радостными. От большого потока людей я не устаю. Если я кого-то не приму, я потом спать не могу. Просто энергия у меня накапливается, я же костоправ – у меня по линии передалось. И я передам одному из моих сыновей. Когда человек рождается, смотрят на линии судьбы, на дату рождения и, решают, передать дар или нет. Отказаться он не сможет – заболеет потом, тяжело будет.

Про моду.

- Почему буддизм – это модно? Люди приходят не от моды. Они приходят, потому что им тяжело: ауру почистить, проблемы устранить. И православных много приходит. И тех, кто не верит. В буддизме ведь как: если веришь – верь, не веришь – не верь, ничего страшного. Ведь если не веришь, всё равно можно прийти за помощью.
Мунко Лама
Филиал Цугольского дацана в Могойтуе
Чита.ру
Текст: Кира Деревцова
Фото: Дарья Номоконова