В ответе за свет: Как проходит рабочий день электромонтёра
- Люди не будут ждать, пока мы выспимся. Нам нужно отработать, чтобы они утром встали, спокойно позавтракали и пошли на работу.
Тающие утренние сумерки томно перемешивались с седоватым туманом за окном такси, когда я подъезжала к старинному зданию «Городских электросетей» на Профсоюзной, 13. К моему приезду электромонтёры, с которыми мне предстоит провести этот день, уже были практически готовы к работе.
В здании Черновского района электрических сетей меня встречает мастер участка воздушных линий «Городских электросетей» филиала «МРСК Сибири»-«Читаэнерго» с 24-летним стажем Михаил Шишкин. Улыбчивый и добродушный, он, отшучиваясь, отвечает на мои расспросы и вводит в курс дела, пока мы пересекаем внутренний двор и направляемся к машине.
«Я определяю возможность безопасного выполнения всех работ электромонтёров. Например, если на участке нужен подъём на электроопору с применением автоподъёмника, смотрю с какой стороны нужно поставить технику, чтобы она опёрлась на все четыре платформы. Если мы работаем с отключением электричества, первым проверяю отключена ли линия, установлено ли на ней заземление. Только после моей отмашки электромонтёры приступают к работе», - рассказывает он, открывая мне дверь «уазика».

Утро выдалось на редкость морозным – мало того, что телефон показывает минус 30, так ещё и пронизывающий ледяной ветер всё норовит забраться под одежду, поэтому быстро запрыгиваю в автомобиль. Михаил предупреждает, что ненадолго отлучится за инструментами и оборудованием и спокойным шагом направляется к одному из зданий.

В машине очень тепло и слегка пахнет соляркой, шум работающего мотора периодически прерывают переговоры диспетчеров и других бригад по рации. С переднего сидения ко мне поворачивается водитель. «Вы отдыхайте, - говорит он с доброжелательной улыбкой. - Миша сейчас все документы оформит, инструменты заберёт и поедем».
Пользуясь случаем, стараюсь сохранить в памяти каждую деталь рабочей машины. На заднем сидении прямо передо мной разместился небольшой складной столик, обтянутый плёнкой. Левее стоит стопка картонных коробок, на ней вальяжно расположились две ярко-оранжевых каски, а рядом на стене висит длинная красная палка, заострённая на конце, которой отдалбливают лёд. С правой стороны возле двери с крючка свисает кипа потрёпанных табличек «Не включать, работают люди», «Заземлено» и другие.
«Отогрелась? - спрашивает Михаил, открывая заднюю дверь и раскладывая под пассажирским сидением какие-то инструменты. Теперь можем ехать». Покачиваясь и поскрипывая, автомобиль выезжает со двора и направляется в сторону Титовской сопки.

«Сейчас мы поедем в посёлок Засопка на улицу Советская. Там опора воздушной линии электропередачи находится на участке жилого дома, поэтому доступ к ней ограничен. Нам нужно установить другую опору за пределами участка и переключить дома на неё, чтобы в любое время суток мы могли подъехать к опоре и провести ремонт, не беспокоя жителей», - проводит мастер участка пальцем по отметкам на напечатанной на белой бумаге карте.

Рабочий день электромонтёра длится с 8.00 до 20.00, трудятся они два через два практически в любую погоду, за исключением дождя и сильного мороза. Каждое утро начинается с планёрки с главным инженером района электрических сетей – определяют объём и виды предстоящей работы, какая техника и инструменты для неё необходимы.

Вообще электромонтёры занимаются самой разной работой: отключают должников и подключают новых абонентов, устраняют неисправности воздушных и подземных линий электропередач, проводят переподключения, устанавливают приборы учёта электроэнергии, подпиливают ветки деревьев, которые могут повредить провода, и много чем ещё.
«Иногда ездим по дефектным работам. Например, осмотрели мы воздушную линию, обнаружили либо провис провода, либо наклон опоры или ещё что-нибудь. Мы фиксируем такую поломку в журнал и определяем день, когда эту неисправность нужно устранить. Незамедлительно ремонтируем, если есть риск нарушения энергоснабжения потребителей. В других случаях можем оставить поломку на день-два, если есть более неотложная работа», - объясняет Михаил.

После планёрки оформляются наряды допуски по предстоящим задачам. Обязательно осматривается бригадный автомобиль на наличие средств индивидуальной защиты: касок, перчаток, предохранительных привязей и поясов, сигнализаторов напряжения. Также оценивается психофизиологическое состояние каждого сотрудника - в подавленном или черезчур возбужденном состоянии, а также плохо себя чувствующего электромонтёра к работе стараются не допускать во избежание травм.

Как объясняет Шишкин, безопасность персонала превыше всего - работа с электричеством очень опасная и одно неверное действие может привести к печальным последствиям: «В моей практике травм у сотрудников не было. Конечно, в других регионах они случаются. Тогда всем работникам приходит оперативное сообщение: что произошло, где и при каких обстоятельствах. Электромонтёры получают травмы крайне редко, а вот посторонние люди, которые, к примеру, пытаются снять провод либо в трансформатор лезут, травмируются часто».
По окончании проверки все данные фиксируют в журнале, собирают необходимые инструменты и приспособления и выезжают на место работ.
Всего по Черновскому району на участке воздушной линии работает 6 электромонтёров, которые совмещают обязанности стропальщика (работают с автокраном и цепляют грузы – прим. авт.), рабочего люльки или водителя. На заявку работники выезжают совместно с мастером участка, потому что без ответственного руководителя работы проводить нельзя.

«Без моего контроля возможен осмотр воздушной линии, нанесение диспетчерских наименований, покраска элементов опоры, – в общем, всё, что не касается ремонта», - уточняет Михаил.

Городской пейзаж в заиндевелом окошке машины уже сменился рядами деревянных домиков с покосившимися заборами.

«Мы рядом. Сейчас нужно будет повернуть направо», - указывает водителю на дорогу мастер участка.

На широкой заснеженной улице нас уже ждут автовышка и бурильная машина. Рядом с техникой от холода переминаются с ноги на ногу электромонтёры в «надутых» тёмно-синих с красным форменных куртках.
Выходим из автомобиля и, пока ждём приезда допускающего, направляемся к двум домам, которые нужно будет переподключить к новой опоре. Хозяин первого – высокий мужчина в возрасте - внимательно выслушал Михаила и предупредил, что весь день будет дома, поэтому в любой удобный момент к нему можно обращаться. Во втором доме, на участке которого и располагается опора, пока никого не было.

«Потребители встречаются совершенно разные, не всегда люди бывают настроены доброжелательно, - рассказывает Михаил пока мы возвращаемся к месту стоянки бригады. Кто-то нас понимает, другие сразу начинают ругаться и скандалить. Но я всегда стараюсь найти подход к человеку каким бы он ни был, избегаю конфликтов».

Следующим делом мастер оглядывает территорию и определяет место установки будущей опоры – ботинком рисует на земле круг. Важно установить новую опору с учётом расположения остальных опор, чтобы воздушная линия со временем не деформировалась.

«Сначала мы проведём работы без отключения, чтобы лишний раз не тревожить жильцов. То есть пробурим лунку глубиной 1,8-2 метра для опоры, поставим её, закрепим линейную арматуру и прикрепим провод. Дальше уже отключим дома от электроснабжения, переведём их на новую опору, установим автоматизированную систему коммерческого учёта электроэнергии (АСКУЭ – прим. авт) и подключим обратно», - улыбается Михаил, глядя на моё озадаченное от такого количества информации лицо.
Вблизи отчётливо загудел мотор ещё какой-то тяжёлой машины и через несколько секунд из-за поворота показался огромный автокран – приехал электромонтёр оперативно-выездной бригады и по совместительству допускающий Сергей Воробьёв.

Невысокий мужчина с добрым лицом здоровается с нами и направляется к нашему водителю. «Сейчас будет проводить допуск бригады», - тихо говорит мне Михаил, и мы забираемся в автомобиль.

Допускает все бригады дежурный диспетчер по району, тот самый, указания которого мы периодически слышали по рации. Допускающий звонит по специальному телефону, записывающему все разговоры, и постепенно называет диспетчеру тип выполняемых работ, ответственного, имена членов бригады и их специализацию и ещё множество неизвестных мне аббревиатур и цифр. Занимает процесс около 5-7 минут. После получения разрешения от диспетчера Сергей Воробъёв заполняет наряд допуск, надевает каску с видеофиксацией для записи проведения допуска и направляется к электромонтёрам.
Проходит инструктаж по месту и характеру работы, мерам безопасности, параллельно электромонтёры и мастер бригады предоставляют свои удостоверения. Завершает его опрос по усвоению инструкций и обязательное подписывание наряда допуска каждым сотрудником.

Затем мастер участка досконально объясняет, что и как каждый рабочий должен сделать, какими инструментами нужно пользоваться, чтобы все выполняли свою работу, а не мешали друг другу.
На мой вопрос о том, сколько времени займёт вся работа, Михаил пожимает плечами и объясняет, что всё будет в первую очередь зависеть от грунта – насколько быстро бур сможет просверлить замёрзшую землю на нужную нам глубину. Бывает, что одну лунку бурят до 2 часов: «Вообще нам повезло, потому что, если линия электропередачи подземная и вблизи от неё располагается множество коммуникаций, нам приходится работать вручную. Отогревать несколько дней почву пожогами и постепенно откапывать, чтобы не повредить теплосети, канализацию, телефонные провода».

Пока мы разговаривали, буровая машина вовсю принялась за работу - с каждым оборотом погружалась всё глубже и глубже. Не прошло и часа, как лунка была полностью готова, и с помощью автокрана опору опустили в землю и закрепили.
Быстрый перерыв на обед и все снова принимаются за работу. «Вообще нам положен час на обед и отдых, но мы стараемся уменьшить это время и сделать работу быстрее», - мы возвращаемся с Михаилом и допускающим к автомобилю, чтобы оформить окончание работ без подключения и получить допуск уже на работы с отключением.

Снова переговоры с диспетчером, новый наряд допуск, инструктаж и подписи – работа серьёзная и опасная, поэтому электромонтёры раз за разом терпеливо проходят все эти этапы и внимательно слушают.

Подключение обоих домов заняло около часа. После окончания допускающий вновь коротко переговаривается с диспетчером, докладывает о том, что все работы выполнены, и можно отправляться на новый участок.
«В среднем за рабочий день мы отрабатываем не менее 4 заявок, бывает и больше. Всё зависит от их дальности, ведь Черновский район довольно большой», - кивает в сторону окна Михаил Шишкин, сидя в машине.

За оставшееся время до конца рабочего дня мы успеваем объехать ещё несколько мест и к 20.00 возвращаемся обратно в здание «Городских электросетей». Перед уходом с работы мастер участка воздушных линий заносит в журнал вид и места выполненных работ, какие материалы были израсходованы, а также отдаёт в архив бланки нарядов.

«Иногда нас вызывают и ночью при возникновении аварий. Взять неадекватных людей, которые гоняют ночью на автомобилях и сбивают электроопоры. Они повреждают их, а нам электроснабжение надо восстановить, вот и приходится выезжать ночью. Люди же не будут ждать, пока мы выспимся. Нам нужно отработать, чтобы они утром встали, спокойно позавтракали и пошли довольные на работу», - прощается со мной Михаил.
Фото: Виктория Евстафьева.
Просмотров: 845