наталья аршинская
Как наш сосед построил крупнейший дражный флот России
Мал Соловьёвск, да дорог.
Посёлок Соловьёвск на северо-западе Амурской области не похож на другие. Он в прямом смысле слова процветает. Аккуратные деревянные домики, чистые зелёные улицы и, конечно, трудолюбивые жители. Здесь не встретишь мрачной разрухи и пьяного уныния, свойственных малым населённым пунктам России. В чём же секрет духовного и финансового благосостояния сельчан? Ответ кроется в недрах золотоносной земли, благодаря которой знаменитый АО «Прииск Соловьёвский» успешно развивается на протяжении 150 лет.
Прииск в цифрах
3,5
Столько тонн золота предприятие добывает за год
~100
Столько тысяч рублей в месяц составляет средняя зарплата сотрудников
10
Столько крупнолитражных драг работает в прииске
150
Столько лет прииск успешно существует в Амурской области
Золотой посёлок

АО «Прииск Соловьёвский» наверняка знает каждый амурчанин. А вот в Забайкалье это предприятие знакомо, в основном, узким профессиональным кругам. Оно входит в топ-15 крупнейших золотодобывающих предприятий России и постоянно наращивает мощности. Сегодня металлурги прииска добывают 3,5 тонны золота в год. Высокая рентабельность, мощная производительность и хорошая прибыль позволяют развиваться без единого кредитного рубля – заёмные средства не брали с начала 2000-х.

Когда начинаешь разговаривать с золотодобытчиками «Соловьёвского», то обнаруживаешь, что около трети из них – забайкальцы. Всего на предприятии трудится 2 тысячи человек. Масштаб компании давно вышел пределы Амурской области: 2 драги из 10 располагаются в Карымском и Читинском районах. В совокупности драги перерабатывают более 11 миллионов кубометров породы – это очень серьёзный показатель.

Работа здесь не останавливается ни на минуту. Днём и ночью, зимой и летом гудят бульдозеры, шумят экскаваторы, совещаются по рации горные мастера. Процесс непрерывен: пока одни отдыхают после смены в обустроенном вахтовом посёлке, другие стремятся выполнить суточный план. Металлурги знают, что их вклад будет достойно оплачен. Средняя заработная плата в этом году подберётся к отметке в 100 тысяч рублей.

«К нам очень тяжело попасть – на каждое место большой конкурс. Много людей сейчас на рабочих должностях с высшим образованием. Мы уверены, что вкладывать в людей – не просто справедливо по отношению к людям, но ещё и выгодно. Люди работают с душой, по-человечески. Это даёт более заметный результат, нежели покупка лишнего экскаватора», – уверен директор АО «Прииск Соловьёвский» Фёдор Сидоров.

Принимали верные решения – так объясняет директор успех предприятия. Благодаря собственным оборотным средствам прииску удалось реализовать проект по разработке золоторудного месторождения стоимостью около 100 миллионов долларов. И первая тонна рудного золота стала стимулом для дальнейшего расширения производства. За счёт прибыли АО «Прииск Соловьёвский» обеспечивает металлургов социальным пакетом, который входит в число лучших в стране среди золотодобывающих компаний.

С правительством Забайкалья у прииска заключен договор о социально-экономическом партнёрстве. Помимо налоговых отчислений, предприятие ежегодно отдаёт около 10 миллионов рублей в виде пожертвований. Губернатор края Наталья Жданова принимает решение, куда направить деньги. Фёдор Сидоров как уроженец села Чалдонка Могочинского района считает правильным помогать родине и бережно относиться к её жителям.
бурдинский
В конце каждого сезона металлурги получают по 5 заработных плат в качестве премиального вознаграждения.
Дражный флот

Старейшая драга прииска была построена в 1937 году. Её составные части привозили на горбах монгольских верблюдов, а собирали уже на месте. Начальник драги Руслан Фальк. Он попал сюда в 2004-м на должность электрика. Параллельно получив высшее образование, пошёл вверх по карьерной лестнице. Он в деталях показывает нам опасный производственный объект. Старший машинист и электрослесарь следят, чтобы он работал бесперебойно.

«Драгёрка – наш мозговой центр. Здесь драгёр управляет драгой, следит за наполнением черпаков, насосами, бутарной бочкой. Драга сама добывает породу и промывает её. Золотосодержащий концентрат собирается на шлюзах. Каждый день производится сполоск, а дальше в доводочном помещении концентрат погружается специальные контейнеры. Оттуда он отправляется на шлихообогатительную установку, где его окончательно очищают от пустой породы», – рассказывает Руслан Фальк.

Чтобы драга могла передвигаться, ей необходима вода. Работники постоянно следят за уровнем воды в котловане. В сутки агрегат продвигается на 20-25 метров посредством свай – металлических стержней, которые попеременно заглубляют грунт. Технологию нельзя назвать уникальной – используются те принципы работы, которые известны во всём мире. Тем не менее, производительность за последние 10 лет значительно выросла: каждый работающий стал перерабатывать на 70% больше кубометров сборной массы.
«Я против рекордов. Всё должно быть планово и грамотно. Это ж не спорт, это производство. Что меня действительно интересует, так это высокая производительность. В прошлом году 10 драг дали 11 миллионов 600 тысяч кубометров горнорудной массы – это существенный показатель. Мы добились таких показателей благодаря новому оборудованию, а также внутренней мотивации самих работников», – отмечает Фёдор Сидоров.
Тура и Горохон

В Забайкалье АО «Прииск Соловьёвский» добывает порядка 700 кг золота, из которых 500 килограммов – на собственных драгах и 200 килограммов через дочернюю старательскую артель «Тайга». Это относительно немного – около 20% от общей золотодобычи предприятия. Первая драга в Туре появилась около 10 лет назад при экс-губернаторе региона Равиле Гениатулине. Сложностей в этом плане не возникло – он понял, что партнёрство выгодно обеим сторонам. Горохонское месторождение выиграли на аукционе чуть позже.

«Забайкалье более перспективно в плане сырьевой базы по сравнению с Амурской областью. Нужны большие вложения и тесное взаимодействие с правительством края. Большая территория остаётся неразведанной – на горнорудной карте можно увидеть огромное белое пятно. Проблема в инфраструктуре – её отсутствие значительно увеличит затраты на добычу полезных ископаемых. Но мы планируем заняться этим уже в ближайшем будущем», – заявил Сидоров.

сидоров
Я против рекордов – всё должно идти грамотно, согласно плана. Это же не спорт, это производство.
Во время июльских наводнений между участком раздельной добычи «Шилка», который также относится к «Соловьёвскому», и муниципальной администрацией произошёл конфликт. Среди населения распространилась информация о прорыве дамбы и экстренном сбросе воды из запруд, где моют золото. Якобы именно этот фактор стал причиной затопления города. Директора прииска ситуация возмутила как горняка:

«Это глупость несусветная. Не существует такой дамбы, которая бы 10 дней держала в воде населенный пункт. Мне непонятно, зачем администрация Шилкинского района настраивала людей против золотодобытчиков: «Звоните старателям, это они натворили!». Я не боялся конфликта, потому что знал – ни одного кубометра воды в речку не добавил. На место приезжали представители прокуратуры Забайкалья, специалисты регионального отделения Росприроднадзора, комиссия из краевой администрации. Они подтвердили нашу невиновность».

Старатели тоже понесли убытки, золотодобыча остановилась на месяц. Разрабатываемый участок залило водой, заново пришлось делать вскрышные работы. Но золотодобытчики к паводкам уже привыкли – как японцы к землетрясениям. Сейчас деятельность старателей в Шилке продолжается, конфликт исчерпан – в прямом и переносном смыслах.

«На данный момент трудность для нас представляют чёрные копатели. Их можно понять – они моют вне закона просто потому, что не имеют работы. Путь один — создавать предприятия, чтобы люди могли зарабатывать честным путём. Одновременно с этой мерой необходимо ужесточать штрафные санкции в отношении правонарушителей. Тогда будет результат», – подчеркнул Сидоров.
сидоров
В плане сырьевой базы Забайкальский край более перспективен, чем Амурская область.
От россыпей к руде

Глубина отработки карьера «Нагима» достигает 70 метров – на подобной глубине в области больше никто не добывает россыпное золото. Пустая порода – первые 40 метров – сбрасывается в отвалы. А дальше – золотые пески фисташкового цвета, из которых извлекают концентрат и отправляют на обогатительную фабрику.

Вскрышные работы проводятся с помощью бульдозеров и шагающего экскаватора – он наиболее эффективен при плотных грунтах. С последним ловко управляется Игорь Куршук, который служит предприятию с 1995 года. У него под руками два тумблера – один отвечает за подъём ковша, другой за его тягу. Очки с жёлтыми стёклами защищают глаза от яркого дневного света.

«Добытые золотые пески подаются на лоток и промываются на гидромониторе. Мониторщик струёй воды размывает породу под давлением. Крупный камень отбивается, а мелкий попадает в нижний отсек. Насос качает пульпу – смесь воды и горной породы – по пульпопроводу в бочку, где происходит её распад на более мелкие фракции. На трафаретах и ковриках осаждается тяжёлый металл, содержащий примерно 5% золота. Мы складываем его в банки и отправляем на ШОУ – шлихообогатительную установку. Там он доводится до чистого золота и переплавляется в слитки», – рассказывает начальник карьера «Нагима» Александр Васин.

Пробность золота на каждом месторождении разная – на карьере «Нагима» она равна 955. На фабрике её доводят до трёх девяток. Затем прииск продаёт слитки банку ВТБ. Цена определяется по фиксингу Лондонской биржи металлов – его можно отслеживать в режиме онлайн. Новые пути реализации, говорит директор, искать незачем. Предприятие ценят как партнёра, а потому предлагают наиболее выгодные условия.

Успех в добыче россыпного золота подтолкнул руководство АО «Прииск Соловьёвский» задуматься о перспективах развития, которые должны определить дальнейшее процветание компании. Поэтому было принято решение извлекать драгоценный металл из руды, что стало новым стратегическим направлением в производстве. Накануне 150-летия АО «Прииск Соловьёвский» добыл первую тонну рудного золота.
Где делают слитки

В нескольких километрах от посёлка в 2014 году построили гравитационную обогатительную фабрику. Первоначально она создавалась как экспериментальная платформа для проведения анализов, а сейчас её вовлекают в переработку руды. Работа фабрики основана на законе силы тяжести, в результате которого минеральные соединения отделяются друг от друга из-за разных параметров в плотности. В нашем случае гравитационным методом обогащается уголь, он в процессе химизма насыщается золотом.

«А в ноябре 2016 года мы запустили построенную собственными силами золотоизвлекательную фабрику, которая работает по принципу цианирования – выщелачивания золота цианистым натрием. Годовая производительность обоих фабрик составляет в среднем 600 тысяч тонн руды в год. В прошлом году мы вышли на новый показатель – 726 тысяч тонн, то есть перевыполнили план на 113%», – с гордостью говорит руководитель золотоизвлекательной фабрики Сергей Конюхов.

Сергей Конюхов приехал в Соловьёвск из Узбекистана, совокупный стаж работы в сфере недропользования – 22 года. На том месте, где сейчас в круглосуточном режиме трудятся сотни людей, когда-то был почти пустырь. Более того, планируется расширить участок измельчения руды. Для этого сейчас идёт строительство пристройки с двумя мельницами. Производительность будет увеличена до 1 миллиона тонн руды в год – отметка впечатляет даже на бумаге.
Все химические процессы – от электролиза до сорбции – контролируются специалистами лаборатории. Сколько металла осадили за час? За смену? За месяц? Если данные будут некорректны, это сразу отразится на выпуске готовой продукции. Инженер-химик Надежда Макаревская, уроженка Читы, рассказывает, что её день начинается с контроля и заканчивается контролем:

«Определяем процент содержания золота на входе в процесс электролиза и на выходе из него. Потом ежечасно нам приносят результаты сорбции золота, то есть насыщения его активными углями. Расчёты делаем по специальным формулам и ведём электронный журнал. Технолог и начальник фабрики анализируют данные. Специалисты подсчитывают объёмы извлечения. Процесс повторяется каждый день».

Мало того, что все сотрудники профессионально знают своё дело, они ещё и придерживаются главного принципа – честности. Его считает основным и директор прииска Фёдор Сидоров. Он убеждён, что нечестные люди не достойны работать с ним в одной команде: «Не прощаю 2 вещи — воровство и пьянство. За пьянство уволю со второго раза, а за воровство – с первого. С такими людьми расстаюсь без сожаления».

сидоров
Никогда не прощаю 2 вещи — воровство и пьянство. За пьянство увольняю со второго раза, за воровство – с первого.
Всё – для людей

Старейшеее золотодобывающее предприятие на Дальнем Востоке обеспечивает своим сотрудникам большой пакет социальных льгот. По словам председателя профсоюзной организации Елены Позниковой, у прииска – один из лучших коллективных договоров среди золотодобывающих предприятий России. Ежегодно на социальную программу тратится около 140 миллионов рублей.

За счёт средств прииска в Соловьёвске отремонтировали Дом культуры, Детскую школу искусств и больницу. В этом году провели реконструкцию центральной площади имени Круглова и построили новую гостиницу. За последние 3 года выросла целая улица современных домов для молодых специалистов, которые приезжают из других населённые пунктов. А 10 лет назад предприятие взяло на себя финансирование всей поселковой системы ЖКХ.

«Мы ежемесячно платим пособия по уходу за детьми, а также делаем выплаты при рождении первого, второго и третьего ребёнка. В конце сезона работники получают годовое вознаграждение – 5 заработных плат. Обеспечиваем бесплатный проезд в отпуск по России раз в два года для работника прииска и членов его семьи. В 2017 около 100 работников прошли оздоровление в домах отдыха и на курортах. В этом году 92 ребенка бесплатно побывали в лучших лагерях Приморья. Пенсионерам каждый год ко дню пожилого человека выплачиваем материальную помощь около 8 тысяч рублей. Ветераны войны ежемесячно получают по 5 тысяч рублей в дополнение к пенсии», – поясняет заместитель генерального директора по управлению персоналом АО «Прииск Соловьёвский» Виктор Бурдинский.

сидоров
С начала 2000-х мы не взяли ни рубля кредита. Предприятие использует только собственные средства.
Жители посёлка занимаются спортом совершенно бесплатно. Секция по волейболу, мини-футболу и футболу, туризму, женский и мужской тренажёрный залы открыты для всех желающих. Здесь можно играть в теннис и бильярд, ходить в секцию «Юный спасатель» и на карате. Кстати, большой физкультурно-оздоровительный комплекс построил Валентин Сидоров – отец нынешнего директора предприятия. Зимой за зданием можно свободно кататься на лыжах и коньках, играть в хоккей.

«Наша школа карате – одна из сильнейших в Амурской области. Воспитанники постоянно принимают участие в чемпионатах России и первенствах области, а также в международных соревнованиях. Руководит секцией обладатель чёрного пояса, мастер спорта по карате Сергей Будников», – с гордостью в голосе отмечает Бурдинский.
На когда-то голой скале три года назад появилась величавая церковь. Её начал строить иерей Сергий, взяв топор и собрав несколько единомышленников. Без техники далеко не продвинешься – так рассудил Фёдор Сидоров и решил прийти на помощь. Силами прииска объект был закончен в срок. Теперь верующие приходят сюда каждый день.

Соловьёвский музей был создан в 2003 году, но здание у него появилось только в 2015. Теперь здесь регулярно проходят экскурсии для жителей районов Амурской области. Самый интересный артефакт – спиральки и шарики, найденные в земле. Ученые не могут объяснить их происхождение. Известно только, что они на 96% состоят из вольфрама. Директор соловьёвского приискового музея Маргарита Губанова старательно собирает экспонаты и занимается оформлением экспозиций.
Перспективы – в разведке

АО «Прииск Соловьёвский» постоянно развивается и наращивает мощности. Сейчас упор делает на разведку новых месторождений – ежегодно на это направление тратится 400 миллионов рублей. Основной ресурс золотодобытчиков – сырьевая база. Рудный проект особенно дорогой, но и плоды приносит хорошие. Отработка с высокой рентабельностью в первый же год – редкий показатель эффективности.

«В этом году мы планируем потратить на разведочные работы примерно 250-300 миллионов рублей. Ежегодно будем суммарно на всех месторождениях вкладывать до полумиллиона рублей. Чтобы держать уровень золотодобычи, нам надо увеличить производительность. Мы хотим перерабатывать более бедную руду, не оставлять в недрах ничего», – заключает Фёдор Сидоров.

Сферу золотодобычи в целом он считает стабильной, однако отмечает, что бизнес – это в любом случае риск. Вкладывая деньги в разведку, нельзя быть уверенным в результате на 100%. По его мнению, в современной рыночной обстановке выигрывают по итогу мощные предприятия, которые готовы проиграть.

Директору прииска не нравится слово «династия». Он убежден, что профессия, должность, призвание не передаются по наследству. Тем не менее, в его дед, отец и сын выбрали именно этот путь. Потому что не получается расти в окружении золотодобытчиков и держаться от драг в стороне.

«Я провёл детство на драгах – желание пойти в эту отрасль сложилось само собой. Невозможно жить здесь, но не жить золотодобычей. Кроме сына, у нас прииске работает дочь и зять без всякого протеже. Однако наша профессия не из лёгких. В ней достигают успеха только те, кто действительно любят это дело», – подытоживает директор.

Фёдор Валентинович никогда не задумывался о смене деятельности. Карма, говорит. Более трёх десятков лет он посвятил профессии, знает каждый нюанс, ответит на любой вопрос. Он доволен тем, что руководит одним из самых успешных золотодобывающих предприятий России, благодаря которому тысячи людей могут получать достойную зарплату, честные условия труда и комфортные условия жизни.

Фотограф: Диана Арнольд.


На правах рекламы.
Просмотров: 1 080