«БЕСПОКОЙНЫЕ СОСЕДИ»

СОВМЕСТНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ КРАЕВОЙ БИБЛИОТЕКИ ИМ. А.С. ПУШКИНА И «ЧИТА.РУ»

ВЕДУЩИЙ БЛОГА АЛЕКСАНДР ТАРАСОВ
Взгляд свысока





По прошествии 400 лет русско-китайских связей наши партнёры по стратегическому взаимодействию в ХХI веке придумали, что показать красавице России.
Антропоморфное сооружение уже торчит зрительной доминантой в баргинской степи на самой линии пограничного размежевания между городками Маньчжурия и Забайкальск.
Этим летом, когда мы ещё погружались в тревожную повестку ковида, китайские СМИ со ссылкой на группу «Строительные инвестиции и инжиниринг Шаньси» (山西建投建工集团, она же Shanxi Construction Investment and Construction Engineering Group) сообщили о возведении на китайско-российской границе сооружения высотой 196 метров.

Ну, прямо скажем, не Останкинская и даже не Эйфелева башня. Но ведь и захолустная совсем недавно Маньчжурия - тоже не Москва. Я, правда, в Париже не был, но, думаю, и не Париж.

Впрочем, проект уместно называется «Жемчужина северной границы» (北疆明珠), он пользуется поддержкой правительства сопредельной с нашим Забайкальским краем китайской провинции - автономного района Внутренняя Монголия.
Группа «Строительные инвестиции и инжиниринг Шаньси» предъявляет проект как историческое знаковое здание на китайско-российской границе и, понятно, свою визитную карточку в регионе. В надежде получить подряды на растущем рынке строительных услуг Внутренней Монголии.

В ближайшие годы общий объём инвестиций в соседней Внутренней Монголии по сообщениям китайских СМИ составит около 2,6 триллиона юаней. (Если в рублях, очень приблизительно - как 10 бюджетов Москвы.)

Из них чуть больше чем полтриллиона юаней (если в рублях, очень приблизительно - как 2 бюджета Москвы) запланировано вложить в 3109 крупных строительных проектов в текущем году. Но почему-то без реноваций и перекладывания тротуарной плитки.

Но, так или иначе, у китайских подрядчиков есть очень серьёзные причины пыжиться с технологиями гидравлического подъёма цельных стальных конструкций.

北疆明珠:
"Жемчужина северной границы"
Региональная история в зданиях
С другой стороны, есть повод и поразмыслить о череде «исторических знаковых зданий», которую можно наблюдать в моей маленькой коллекции архивных и своих любительских фото
Дело в том, что разные люди в разное время по разным поводам метили пограничное пространство сооружениями разной степени монументальности. Которые, в свою очередь и в своё время, символизировали то или иное состояние баланса сил, соперничавших за влияние в регионе.

Субъективно начнём с начала ХХ века, и всё у нас будет вращаться вокруг злосчастной Китайско-Восточной железной дороги. Как писал настоящий советский академик Михаил Иосифович Сладковский, по книжкам которого мне посчастливилось учиться, это было «роковое решение царизма».

Но в 1901 году царизм ещё не знал, что ему вот-вот кирдык (в России так часто бывает).

Кайдаловскую ветку родной Забайкальской чугунки сдали в 1901 годe. На китайской территории заработала станция Маньчжурия, 10 февраля того же 1901 года туда пошёл первый поезд.

Этот снимок погранзнака в предместье Маньчжурии китайские издатели датируют 1913 годом.
Фото из альбома 百年满洲里 / 王铁樵主编
На перегоне между разъездом №86 Китайско-Восточной железной дороги (построен в 1904 году, сейчас там располагается станция Забайкальск) и станцией Маньчжурия был установлен данный знак.

Простой деревянный столб высотой около 3 метров, без никаких архитектурных изысков и простодушная инсталляция с двуглавым российским орлом. Вот так себя Россия обозначила подле железнодорожного полотна с колеёй 1520 миллиметров.

В самом городе Маньчжурия по большей части одноэтажной застройки до самых-самых 1960-х годов одной из архитектурных доминант и прелестным символом русскости был Св. Иннокентьевский собор Русской Православной церкви.
Фото из коллекции автора.
Это хорошо видно на этой панораме китайского пограничного города начала 1930-х годов, снятой с российской стороны.
В 1964 году храм был взорван.

Надо сказать, что визуальных свидетельств русского культурного присутствия в Маньчжурии довольно много.
В 1932 году японцы оккупировали Маньчжурию, где создали подконтрольное им государство Маньчжоу-Го.

Фото из коллекции автора.
СССР от греха подальше в 1935 году продал было КВЖД Маньчжоу-Го, дорогу тут же перешили на китайскую колею 1435 миллиметров.

В Маньчжурии японцы пометили пространство мемориальной стелой в память о создании Маньчжоу-Го.
Фото из коллекции автора.
Стела как стела, простые лаконичные формы, элегантная каллиграфия. Высотой, судя по фото, около 15 метров.

Рядом японцы поставили скромненький синтоистский храм.
Вот на какие реминисценции невольно наводит сюжет с возведением на китайско-российской границе сооружения высотой 196 метров.

В 1945 году войска 36-й армии Забайкальского фронта во взаимодействии с частями Забайкальского пограничного округа японцев отсюда выгнали. Одной из основных целей Маньчжурской стратегической наступательной операции было возвращение контроля над злосчастной дорогой.

И.В. Сталин ещё не знал, что правительству Чан Кайши вот-вот кирдык (в России так часто бывает), и договорился с этим правительством о правах СССР.

Дорогу, ясное дело, тут же перешили назад на русскую колею 1520 миллиметров. Японскую стелу, как водится, снесли, чтобы и духу там марионеточного не было.
Фото из альбома 百年满洲里 / 王铁樵主编.
В память о своих павших воинах и в качестве символического маркера пограничного пространства Красная армия установила в Маньчжурии очень красивый высокий монумент с гербом СССР.

Судя по снимкам 1950-х годов, этот памятник доминировал в городском пространстве Маньчжурии.
Городской парк с мемориальным комплексом - моё самое любимое место в пограничном городе.
Но история никогда не стоит на месте и в 1950-х она тоже развивалась так, что только успевай поворачиваться.

Был у китайцев такой руководитель - Мао Цзэдун. Выдающийся государственный деятель. В 1949 году он победил в гражданской войне, провозгласил Китайскую Народную Республику. И в 1950-м году, кстати, через нашу Читу, приехал в гости в Москву к другому выдающемуся государственному деятелю - И.В. Сталину.

Сталину, несмотря даже на то, что он Сталин, в результате драматических переговоров дорогу пришлось уступить.

Вместе с Порт-Артуром.
12 октября 1954 года правительство СССР и правительство КНР заключили соглашение о том, что советские воинские части выводятся из Порт-Артура.

Фото из альбома 旅顺口大观.
- Как же это так, кормилец?

- Царь знает, что делает! Государство не обеднеет. Забирайте!
Вот так мы уходили из Порт-Артура.
Уже в 1952-м году дорогу торжественно передали китайцам.
1950-е. В Харбине перед зданием Управления КВЖД (тогда называлась - Китайско-Чанчуньская железная дорога) одно время располагался монумент, посвященный передаче дороги китайцам. Кстати, до настоящего времени сохранился, только стоит где-то на задворках.

Фото из коллекции автора.
Конец 1952 года, Чжоу Эньлай представляет правительство КНР на церемонии передачи КВЖД.

Фото из коллекции автора.
Китайцы дорогу снова перешили на свою колею 1435 миллиметров.

Данные события имели колоссальное влияние на развитие российского Забайкалья. Потому что СССР в этих обстоятельствах потребовался свой новый узел международных коммуникаций и заодно витрина советского строя в пограничном пространстве Азии.

Для чего была построена, как вы догадались, станция Забайкальск. Которая стала и узлом, и витриной, и ещё какой.
На фото из книги «Beyond the Steppe Frontier. А History of the Sino-Russian Border» Сёрена Урбанского - забайкальский вокзал, построенный в 1953 года.
Некоторое время погранстанция ещё носила название Отпор, полученное после советско-китайского конфликта 1929 года. Но в 1958 году по просьбе китайцев мы перестали отпираться, переименовав свой крупнейший на азиатских границах сухопутный порт в нейтральный Забайкальск.

Вопрос разной ширины колеи решился с инженерной простотой. Между Забайкальском и Маньчжурией проложено полотно и той, и другой колеи. Поезда ходят и по китайской узкой в 1435 миллиметров, и по русской широкой в 1520 миллиметров, причем могут и одновременно.

Давайте просто примем во внимание, что вот уже 70 лет грузы российского экспорта по широкой следуют в российских вагонах из Забайкальска до Маньчжурии, где перегружаются китайцами в китайские вагоны.

Высвободившийся русский порожняк возвращается в Забайкальск по широкой. Соответственно, грузы китайского экспорта следуют в китайских вагонах по узкой из Маньчжурии до Забайкальска, где перегружаются русскими в русские вагоны. Высвободившийся китайский порожняк возвращается в Маньчжурию по той же узкой.
Фото автора.
Чтобы далеко не отклоняться от темы нашего очерка, надо сказать, что тогда очередным «знаковым историческим зданием» стал вокзал станции Забайкальск. Советские архитекторы блестяще справились с задачей показать строгую мощь советского государства в выразительных линиях и классических пропорциях его фасадов.

Для визуального акцента в решении данной задачи основным смысловым компонентом впервые стала башня.
Фото автора.
Башня забайкальского вокзала обращена, понятно, в сторону зарубежной Азии вообще и Китая в частности. Её венчает изящный шпиль со звездой на вершине по типу московских сталинских многоэтажек. В рисунок фасада был изящно вписан герб СССР.

Не то, чтобы прямо «Назло надменному соседу...», но смысл архитектурного сообщения, кто тут главный шишку держит, в то время был понятен любому азиату.

Да, такие отголоски вызывает в памяти сюжет с возведением на китайско-российской границе сооружения высотой 196 метров.
Забайкальский вокзал, конечно, - настоящий архитектурный памятник.

Жаль, что сейчас тогдашние роскошные интерьеры показательного советского ампира утрачены, что не смогли стырить, сломали или испортили.

Правда, говорят, ещё сохранилась балюстрада и уникальные бронзовые люстры и светильники. Ну, и на том спасибо.

В Маньчжурии на Третьей улице (это самый-самый центр города) был построен внушительный дворец Дружбы между народами Китая и Советского Союза.

Это не фигура речи, именно такая иероглифическая надпись, как видно на этих фото, была на фронтоне.

Дворец служил местом общественных собраний и был крупнейшим концертным и кинозалом в пограничном городе. Он пережил и советско-китайский раскол в 1960-х, и нормализацию в 1980-х.

Но сгорел. Я снимал этот грустный сюжет 6 марта 2006 года.
Впрочем, башенный ответ китайских прагматиков, с которыми мы с того времени успели отменно разосраться, а потом усердно помириться, был не столь архитектурно демонстративным, но зато гораздо более функциональным.

Китайцы, не могу сказать точно когда, но построили со своей стороны границы в военных целях довольно высокую капитальную наблюдательную башню. Она называется «Шибали» - «18-й километр». Или «18-я верста», это как кому нравится.

Там расположена военная часть Народно-Освободительной армии Китая, жутко секретная как все китайские военные части, особенно в приграничье.
Фото автора.
Я впервые попал в Забайкальск летом 1980-го года. И после отличного ужина в ресторане вокзала с фантастически вкусным азербайджанским портвейном «Акстафа», часть особо любознательных коллег - студентов китайского отделения - решила прогуляться по совмещенной железнодорожной колее от башни забайкальского вокзала «до той башни».

И была жёстко задержана пограничным патрулём с собакой и прикладыванием мордой об рельсу. Тяжек путь познания. После чего пограничники вежливо пояснили, что «та башня уже не наша».

Среди ночи стражи границы подняли меня многогрешного с требованием официально удостоверить личность коллеги с приложенной об рельсу физиономией, пьяной и без документов.

В общем, «Шибали» эта - очень серьёзное место.

До недавнего времени, когда ещё не возобладала многоэтажная застройка, верхняя часть башни «Шибали» была видна практически с любой точки в Забайкальске и окрестностей.
Фото автора.
Некоторые мои собеседники после того, как до неузнаваемости намылят голову в бане, рассказывают также, будто китайцы в «Шибали» занимаются не только визуальным наблюдением, не идёт ли Красная армия освобождать братский китайский народ от гнёта клики Мао Цзэдуна, или кто там у них сейчас. Но также и радиоэлектронной разведкой. Однако мне как человеку, который ходит в баню просто мыться, судить об этом сложно.

Хотя сюжет с возведением на китайско-российской границе сооружения высотой 196 метров, где на самом верху расположен внушительный комплекс антенн неизвестного предназначения, и вызывает банные реминисценции.

"Жемчужина северной границы"
(北疆明珠)
«А потом про этот случай
раструбят по Би-Би-Си...»
Тем временем русско-китайское архитектурное соперничество переместилось непосредственно на линию границы.
Там над железнодорожными путями пограничники сначала ставили такие эстакады, чтобы визуально контролировать сверху подвижной железнодорожный состав.

Потом кто-то очень сообразительный - а таких у нас по обе стороны границы до фига и больше, - догадался поместить на эти эстакады знаки «СССР» и 中华人民共和国.
Панорама поселка Забайкальск, 1980-е годы.

Снимки предположительно сделаны с китайской наблюдательной башни «Шибали».

Фото из альбома 百年满洲里 / 王铁樵主编.
Ну, ведёт, например, машинист железнодорожный состав, так чтобы не перепутал, куда попал. А то мало ли.

Причем для верности справа по ходу поезда в Забайкальск на земле были также дополнительно расположены выполненные в металле огромные буквы «СССР».

А дальше на обочине выложена камнями приличествующая надпись «Советский народ строит коммунизм».
Панорама поселка Забайкальск, 1980-е годы.

Снимок сделан с китайской эстакады для пограничного контроля. На советской эстакаде - государственных воротах - видны фигуры наших пограничников.

Фото из альбома 百年满洲里 / 王铁樵主编.
Я в Забайкальск приехал работать по распределению в 1983 году, хороший был год. Тогда же примерно начали строить государственные ворота СССР. Это видно на снимке ниже. Никто же ещё не знал, что СССР вот-вот придёт кирдык (в России так часто бывает).
Фото из альбома 百年满洲里 / 王铁樵主编.
Функционал-то у ворот был прежний - наблюдение. Но советские архитекторы смогли впихнуть жуткую скуку визуальной разведки в изящество лёгких линий красивого асимметричного сооружения.
На это китайцы построили со своей стороны ворота побольше, массивные. 
Фото автора.
И... думаю, некрасивые.
А потом вообще огромные-преогромные, куда водят туристов хвастаться несоразмерностью с соответствующим сооружением на российской стороне.
Фото из альбома 百年满洲里 / 王铁樵主编.

А те ещё и платят за это, тешат незадорого свою великокитайскую гордость.
Фото из альбома
百年满洲里 / 王铁樵主编.
И об этом заговорил... весь мир!

Мы писали, что в фонды Забайкальской краевой библиотеки имени А.С. Пушкина поступила книжка. Она на английском языке, называется «Beyond the Steppe Frontier. А History of the Sino-Russian Border», то есть «За степным рубежом. История китайско-русской границы».

Это интересный труд Института Восточной Азии «Уэзерхед» Колумбийского университета в США. Он выполнен научным сотрудником института Немецкой истории в Вашингтоне Сёреном Урбанским.

Он, в частности, считает, что то обстоятельство, что Россия становится теперь очевидным младшим партнёром Китая, является возвращением к статус-кво, существовавшему примерно до середины XIX века.

Для иллюстрации тезиса об изменении стратегических ролей наших двух стран, Сёрен поместил в книге фото, на котором как раз изображены государственные ворота Китая и России в районе Забайкальска и Маньчжурии.
Фото из книги «Beyond the Steppe Frontier. А History of the Sino-Russian Border» Сёрена Урбанского.
Ворота Китая – почти циклопическое сооружение, рядом с которым ворота нашей страны, унаследованные от СССР, выглядят весьма скромно.

Кстати, государственные ворота Китая, помимо своей основной функции являются также музеем китайско-российской границы для китайских туристов, куда российских граждан китайцы почему-то не пускают.
«Зыринг» и шопинг - в одном месте
196-метровая башня «Жемчужина северной границы» продуманно расположена в качестве визуального ориентира в живописном районе у главного входа в китайско-российскую зону приграничной торговли.
Это примерно там же, где на линии трансграничной железной дороги находятся громадные государственные ворота КНР.
Фото автора.
По строительной площади - менее 20 тысяч квадратных метров - это, в общем, небольшое, зато сверхвысокое здание, которое спроектировано как крупный бутик-проект, очередной туристический комплекс с ресторанами, обзорной площадкой, развлечениями, зонами отдыха и магазинами.
If a building becomes architecture, then it is art.
По-английски проект называется, соответственно, Beijiang Pearl Sightseeing Tower.
Предполагается также, что это будет хаб электронного бизнеса в китайско-российской зоне приграничной торговли. Основной корпус и башня над землёй представляют собой сооружения из стальных конструкций, цокольный этаж - каркасное бетонное здание.

Судя по эскизу на сайте застройщика Shanxi Construction Engineering - фасады основного корпуса будут в традиционном для современной Маньчжурии стиле псевдорусского лубка, который так восторженно хавает китайский пипл.

Замысел заключается в том, чтобы в масштабном комплексе объединить, как говорит один наш краевой дарга, «зыринг» и шопинг, то есть, общественное питание, экскурсионное обслуживание, развлечения и досуг, а также, понятно, магазины.

Компания «Строительные инвестиции и инжиниринг Шаньси» приступила к работам в начале июля.

北疆明珠
Beijiang Pearl Sightseeing Tower.
Я позвонил в Забайкальск Володе Ляшенко, который всё про эту Маньчжурию знает.
Володя, сославшись на свою корреспонденцию на его же канале «Забайкалье+», сказал, что на сегодня сотни рабочих данной компании действительно закончили основной объём строительства несущей конструкции здания.

Вся эта красота имеет довольно скромный бюджет около 150 миллионов юаней.

Ниже - скрины его видеосюжета:
Володя снимал издалека с разных точек в Забайкальске, но надеется, что к лету весь этот ковидный морок схлынет, и он сможет поехать на съёмки непосредственно на церемонию открытия.
Скрин видеосюжета Владимира Ляшенко.
Думаю, китайцы русских начальников позовут обязательно, как же тут не выпендриться-то.
Удовольствие
посмотреть на Россию сверху вниз
Тем временем китайцы продолжали строить свою башню «Жемчужина северной границы». И уже подняли каркас для ресторана диаметром 40 метров, который будет вращаться на высоте 130 метров.
Как пишут китайские СМИ, это большая редкость для Китая.

Думаю, однако, наша русская культура уже отрефлексировала состояние посетителей высотного общепита:
«Я сам завёл с француженкою шашни,
Мои друзья теперь — и Пьер, и Жан.
И вот плевал я уже, Ваня, с Эйфелевой башни
На головы беспечных парижан!»
В нашем случае лирический герой будет, конечно, родом из внутренних районов КНР и в маньчжурской локации. Но в целом картина передана, думаю, точно, - на головы беспечных россиян.

Наши дружелюбные соседи намерены официально и с максимально возможной помпой ввести объект в эксплуатацию в июне будущего года.

«Жемчужина северной границы», как представляется, претендует на то, чтобы «переплюнуть» и циклопические государственные ворота, стать новым туристическим символом пограничной Маньчжурии. Это гигантская смотровая башня для многих тысяч туристов из внутренних районов КНР, чтобы с помощью оптических приборов или без неё разглядывать российскую жизнь в пограничном Забайкальске, который славится своим благоустройством, и его не менее благоустроенные окрестности без посещения России.

Трудно, пожалуй, представить себе более убедительную аллегорию китайского доминирования в регионе: китайцы будут приезжать в Маньчжурию, чтобы заплатить за удовольствие посмотреть на Россию буквально сверху вниз.