Лариса Семенкова
Вся жизнь - дорога
…- Не, мужики, это же несерьёзно: пигалицу, девчонку слушаться! - Да брось, Санёк, день-два с нами повоюет, на трассе поморозится, вмиг убежит. Это тебе не в библиотечке чертежи стряпать...
Альбина Иванова, выпускница Томского автодорожного техникума, спокойно выдержав на себе скептичные взгляды 20 мужчин далеко не рафинированной когорты - выселенных, бандеровцев - платочек от смущения в руках теребить не стала, коротко, без лишних эмоций, сказала:

- Доказывать вам ничего не собираюсь, дело покажет.
Это очерк из газеты «Забайкальский рабочий» 15-летней давности, который «Чита.Ру» публикует в честь юбилея героини текста - Альбине Филипповне Ивановой 3 января исполнилось 80 лет. Не торопитесь представлять её у окошка, подолгу разглядывающей мир за окном, или за тихим, размеренным штопаньем: одно из любимых её жизненных правил: «Живу, пока двигаюсь». Скорей бы весна, да в любимый огородик, а пока – хлопоты по дому и, конечно, радости все сводятся к ним, родным: у неё 8 внуков и 10 правнуков.
35 километров северной трассы Большой Невер - Тамот - Якутск были поделены на участки по 5 километров. В так называемых Домах дорожника жили семь мастеров, каждый день обходившие свои 5 километров: где наледь сколют, где ямку подсыпят. Альбина, возглавившая дорожный ремонтный пункт, обслуживавший эти 35 километров, в вагончике не отсиживалась, день-деньской вместе с рабочими, мастерами работала на трассе, следила за точностью соблюдения технологии, нередко в руки сама брала лом и прочий рабочий инструмент.

Проверку Севером, первыми уроками профессии дорожника она проходила достойно. Поначалу иронично воспринимавшие её дорожные мастера вскоре утихомирились: девчонка-то оказалось толковой.
Всё бы ничего, но у Альбины вскоре родились двое малышей. Жизнь с мужем не склеилась, и молодая мать в поисках поддержки пожелала быть ближе к родне из Красного Чикоя. Написала в Москву с просьбой перевести в родные места. Ответ пришел иной: езжайте в Улан-Удэ.

- Мне всегда очень везло на хороших людей, - говорит Альбина Филипповна. - Вот и тогда обратилась за помощью к Семёну Евсеевичу Попову, возглавлявшему ДЭУ 660. Базируясь в Малете, оно обслуживало часть дорог Петровск-Забайкальского и Красночикойского районов. Евсеевич предложил: «Поработай у меня лаборантом, а потом помогу перевестись к чикоянам».
Самые трудные, самые дорогие
- Это ж понятно: всегда дорого, особенно запоминается, хранится в сердце то, что далось с таким трудом, - предваряет Альбина Филипповна свой рассказ о памятных 711 километрах чикойских дорог. Именно столько - ухабистых, полудиких, трудно проходимых в распутицу, нужно было по заданию партии привести в нормальное состояние, сделать гравийными. Добавьте к этому 127 километров дороги Петровск-Забайкальский - Ямаровка, которая проходила по территории нашего района. Её тоже нужно было привести в порядок.

Мастером она была недолго, через полгода добросовестного, не считающегося ради дела с личным временем молодого специалиста назначили главным инженером. В ту пору на два района - Петровск-Забайкальский и Красночикойский у неё одной было специальное образование. От проекта и составления сметы до осуществления замысла в реальности - в одних руках. Да и техники в ту пору, в середине шестидесятых, раз-два - и обчёлся.

- Но понимаете, мы же все, кому сейчас по 60 и больше, - из того поколения, когда главным были честный труд, задание Родины, а всё остальное потом. Надо, значит, надо! - с особым волнением делится Альбина Филипповна. - Умудрялись к ДТ-75, 79 приспосабливать различные подвески, тот же погрузчик - получалась дорожная машина! Бульдозер, грейдер. В то время Указ Верховного Совета был: каждый трактор, плуг, лошадь, работоспособный человек, организация должны отработать на строительстве автомобильных дорог.

Особенно тесная связь была у нас с колхозниками. Без тракторов, грузовых, прочих машин сложно было бы справиться. Где мы им поможем на том же сенокосе, где они нам. Вот говорят: всеобщий подъём, всеобщее воодушевление. Это как раз и про те годы! А женщины-то, бабоньки, какие молодцы! Лес, сосну повалить, готовить ту же полосу отвода - им не под силу было. А вот на бетонных работах так лихо трудились, да ещё с песней! «Бей врага без промаха! Всё равно, любимый мой, расцветет черемуха!» Мужчины опалубку сделают, а там уже и мы бетонируем. Всё могут вынести женские плечи, такие мосты в Чикое стоят! До сих пор крепкие и ещё 100 лет стоять будут, поверьте!
С особым теплом Альбина Филипповна вспоминает о начальнике Красночикойского райдоротдела Василии Малышеве:
Настоящий человек, из фронтовых комиссаров. Спасибо и здравствующему, слава богу, ныне Николаю Павловичу Казыкину, первому секретарю Красночикойского райкома партии. Для дорожников - будь то финансирование, помощь техникой, другая поддержка всегда горел зелёный свет. И если поначалу нам приходилось добираться на ремонтируемый участок дорог на почтовой машине с красной полосой, колесившей по всем уголкам района, то потом уже райдоротдел обзавёлся собственной техникой, коллектив дорожников стал крепче, многочисленнее.
За 14 лет - с 1965 по 1977 годы - мы все дороги в районе привели в порядок. Подняли земельное полотно, обустроили кюветы, проложили трубы, построили деревянные и бетонные мосты, установили дорожные знаки.

- Врезаясь в вековую тайгу, вырубая деревья, садили ли что-то взамен?

- А как же! Специальный план давался по озеленению. Землю что похуже под дорогу утрамбовывали, а ту, что плодороднее, приберегали, молодые деревца потом садили. В марте 1977 года, например, со своим коллективом посадила целую рощицу. Вон какая сейчас рослая, ладная, густая раскинулась по дороге на Шебартуй!

В Красном Чикое Альбина поначалу жила у дядьки, потом дом для неё перевезли из Захарово. Малышей - Веронику, Сашеньку, поскольку не было в садике мест, главный инженер, а затем уже и начальник Красночикойского райдоротдела Иванова, вынуждена была нередко брать с собой на трассу. Пока, наконец, не поставила вопрос ребром:

- Так продолжаться не может, уйду от вас.

Тут же, на другое утро, позвонил первый секретарь райкома партии Казыкин: «Альбина, не горячись. Веди детей в сад».
В течение трёх лет Иванова настаивала: дайте главного инженера, сколько можно в двух лицах руководить! В 1976-ом, наконец, прислали главным инженером молодого специалиста Владимира Иванова. Боевая, весёлая, энергичная Альбина крепко, напрочь вошла в сердце Владимира.

Поженившись, они встали перед проблемой: как быть, куда податься? Ведь на руководящих должностях супругам в одной организации работать было нельзя. Вызов пришёл из Тюмени, но тут тётя, дядьки родные поднялись: «Куда? Мать-то стареет, не бросишь ведь её!» Да и в областном дорожном управлении сказали: «У нас ты выросла как настоящий профессионал, оперилась. Негоже от своих-то отрываться».
- Было дело, - улыбается бессменный начальник областного дорожного управления, в то время главный инженер Николай Млачнев. - Именно так меж своими и наказывал. А разведка-то, видно ей донесла (смеётся). Моей ведь задачей было обеспечить тех, кто привык ждать помощи сверху: выделят, мол, дадут. А Альбина Петрова (она уже Ивановой стала, а я-всё-то по привычке Петровой звал) не из таковых: где кулаком стукнет, где благодаря своей дружелюбности, коммуникабельности договорится на обмен.

Однажды её близкие друзья по этому поводу пошутили: «Альбина, ты кашу из топора в любых условиях сваришь!» Так было и в Улётах, где им с супругом удалось разделиться: Владимир Андреевич стал работать главным инженером в ДРСУ-5, отвечающем за федеральные дороги, а жена возглавила ПДУ, в ведении которого находились дороги местного значения.
- Так вот, - вспоминает моя героиня, - в очередной раз мы кумекали, прикидывали, как ДТ-75 переделать с помощью подвески в бульдозер. Приезжает Млачнев. «Ну, ты как всегда, выдумщица, ну, молодец. Дай-ка мне этот агрегат, мне срочно его надо обменять на каток. А я уж тебе, будь спокойна, настоящий, не самодельный, бульдозер выделю».

Квартал, второй, третий проходит, нет и нет бульдозера. Я к Николаю Захаровичу: «Где обещанное?» Он изумился: «Ты всё-то помнишь?!» Новенький бульдозер наш коллектив всё же получил.

В Улётах родилась Лиза. Теперь в большом дружном семействе Альбины и Владимира стало четверо детей. На улётовской земле осесть окончательно им было не суждено: ДРСУ-5 и ПДУ объединили, и опять возникла та же проблема: нельзя работать вместе на руководящих должностях.
Акшинская Тэтчер
«Доносчику - первый кнут» - любимая пословица Альбины Ивановой. Самая презираемая ею публика - ябеды, наушники, клеветники. Впрочем, ситуация ситуации рознь, и однажды ещё в Красном Чикое Альбина помогла человеку, настрочившему на неё анонимку: мол, расширяется Петрова, улучшает свои жилищные условия. Но когда анонимщик взмолился: «Помоги, запилась жена», начальник райдоротдела нашла возможность ему помочь. Тот был поражён: как, после сделанной-то гадости?
Не только кляузники и доносчики в немилости у Ивановой. Она всегда была неблагосклонна и к нарушителям трудовой дисциплины. Каждый свой день выстраивая по жёсткому графику, Альбина всегда имела право на то, чтобы предъявлять требования строгой дисциплины к другим. Особо, жизнь показала, это оказалось необходимо в Акше. Направляя её туда, Млачнев сказал:

- Выстроишь коллектив, поднимешь на ноги управление, - дам в Чите квартиру.

Невесёлая житуха началась у заядлых прогульщиков, любителей выйти на работу с перегаром.
- Да ты что?! Какой из тебя работник? - устраивала разнос Альбина Иванова. - Если сам не сфокусирован, то можешь подвести других, можешь технологию, технику безопасности нарушить! Это тебе не пуп царапать (тоже её любимая поговорка - Л.С.)! Это же дорога, жизнь людей!

Кстати, не без гордости и уважения к себе и всем коллегам, работавшим с ней в разные периоды жизни, Альбина Филипповна замечает:

- Одна из самых страшных ошибок дорожника - допустить в силу различных причин гибель людей. В моей трудовой биографии этого не было.

«Иванова достанет хоть из-под земли». Это утверждение знающих её людей подтвердилось и во время трудовой деятельности в Акше. Коллектив пришлось создавать если не с нуля, то, по крайней мере, в сложных условиях. Из-за жёстких требований ко вчерашним любителям выпить, лентяям её прозвали местной Тэтчер - популярного тогда, волевого и умного политика, премьер-министра Великобритании.
- Неужели так и продолжали звать Тэтчер, «железной леди»?

- Да как-то потом успокоились. Поняли, что требовала для дела. А потом ведь, дело делом, но всегда на первом месте для меня были люди. Знала: потрудившись, они должны хорошо отдохнуть. Потому часто проводили огоньки, в день рождения каждого сотрудника - непременный концерт, номера самодеятельности. Спустя годы, если где-нибудь встречаемся, знаете, так приятно слышать: «Спасибо, Альбина, мы, бывало, поругивали тебя. А потом так зауважали! И даже больше. Спасибо тебе за доброту твою».
«Больше всего ценю людей добрых, простых в обращении,»
- искренне делится Альбина Иванова, - это от деда с бабушкой, от родителей. Всех бы обогрела, были бы мои силы. У нас в доме почти всегда кто-то гостит и поныне. Всегда народ: кто-то из земляков приехал поступать в институт, кто-то в больницу, в командировку - милости просим.

Когда иду по улице и вижу роющегося в помойке бомжа, достаю деньги: «Вот, брат, не ройся тут, не позорься. Пойди купи себе поесть». Больше всего жалею ребятишек, выпрашивающих милостыню, живущих в подвалах и на свалках. Бог ты мой, это же, считайте, несколько поколений потеряно!

Для меня неинтересен злой, завистливый человек. Зависть, злоба как ржавчина разъедают душу. Наша же родова всегда ценила доброту, и столько много людей нам желало: «Дай вам бог здоровья!» Дед, мама учили: чем больше отдаёшь, тем больше получаешь.
«Учили меня отец мой и мать»
Реально она себя помнит где-то с трёх-четырёх лет. Дед по матери Сергей Никонов тогда после Зилово как пятитысячник оказался в таёжном, заснеженном Урлуке Красночикойского района, возглавил маслозавод.

Масло отправлялось строго на фронт, для бойцов родной армии. Сывороткой же не без риска получить взыскание (она ведь тоже шла в дело, на казеиновый клей) Сергей Никонов вместе с супругой - технологом предприятия - Софьей нередко поили односельчан для поддержания их сил.

Ощущение радости от того, что можешь кому-то прийти на помощь, обогреть, до сих пор хранится в сердце, и от того, что бездомного односельчанина - деда Шарамыжку - привечали все жители Урлука, без куска хлеба не оставляли: неделю в одном доме жил человек, неделю в другом.

Больше всего, по долгу, - вспоминает Альбина, - дед Шарамыжка любил гостить в их доме. Мама работала тогда в сельском магазине, отец ушёл на фронт. В 1943-м донеслось горькое: пропал без вести. Мать тогда, едва придя в себя, вспомнила предсказание цыганки, когда, поженившись, молодые Филипп и Анастасия поехали отдохнуть в Одессу. «Другой не отдашь, - сказала гадалка, - хоронить не будешь, но потеряешь».

После войны, в 1948-м, вернулся родной дядя (задержался, охраняя пленных японцев). Радуясь, мать и дочь надеялись: может, и наш папка возвратится однажды. Не сбылось.

Школьные годы - это уже было в Чикое - запомнились умением дружить, помогать друг другу по математике, русскому, географии, искренней любовью к учителям.

- Помню, как заболела наша любимая учительница Лилия Александровна Подковырова. Так мы после уроков бежали к ней, не сходили с крыльца: не надо ли чего? Может, просто хотели поддержать.

Когда одноклассник прожёг фуфайку, всем классом, дабы миновать гнев строгого отца, сбросились мальчишке на новую.
Школьные годы запомнились и бесконечным перечитыванием «Овода», «Накануне» и некрасовской «Железной дороги», трепетным отношением к октябрятской звёздочке, пионерскому галстуку, комсомольскому значку. Особым, самым неповторимым на свете, вкусом багульника, лиственницы, мынгыра и лебеды. Килограммами это всё ели в войну.

Одно из ярких воспоминаний школьных лет - раз двадцать смотрела «Три мушкетёра», когда в Чикое в 1953-м открылся кинотеатр. Бережно Альбина Филипповна хранит в памяти и школьные диспуты о дружбе и любви, о том, как надо прожить свою жизнь. А забудутся разве первые школьные вчера, когда под гармошку и граммофон отплясывали полечку, подиспань, кружились в вальсе? Юности Альбина благодарна и за целомудренное провожание до околицы. Чтобы поцеловаться при этом? Без любви? Да вы что!

Торжественный заключительный аккорд - выпускной бал. Белое штапельное платье, начищенные до хруста мелом парусиновые тапочки. Кружась в прощальном вальсе, Альбина предчувствовала: у неё все получится, она непременно станет строителем!

Студенческие годы в Томском автодорожном - один из лучших периодов её жизни. 75 парней и 6 девчонок, объединяющая всех будущая специальность - строительство, ремонт и эксплуатация дорог и мостов. Читальные залы, чертежи, большая на всех кастрюля с пшёнкой, сковорода жареной рыбы.
- Я ведь со студенчества не ем ни пшёнки, ни камбалы, - делится Альбина Филипповна, - наелась на век. А вот цветки багульника, иголочки лиственницы, когда вырываюсь в Чикой, в тайгу, непременно пожую. Через вкус возвращается детство.

Перед тем как писать диплом, её вызвал преподаватель: «Ну, что, дивчина, не робей. Тебе одной предстоит писать не теоретический, а реальный диплом. У тебя одной пятерка по специальности».

- Поначалу я расстроилась: «Смогу ли?» Но потом, когда мне привезли данные по геодезии, геологии, прочие параметры, взялась за дело. Съездить потом так и не удалось, но, надеюсь, жив-здоров спроектированный мною мост. Где-то в Кемеровской области.
И продолжается дорога
Но вернёмся к Акше, когда Альбина Иванова доложила Николаю Млачневу: «Задание выполнено, коллектив создан. Дело - за вашим обещанием. Сколько же можно нам с мужем врозь? (Владимир Андреевич, опять же, не имея право работать с супругой на руководящих должностях в одной организации, вынужден был трудиться по вахтовому методу на Романовском тракте, других дорогах района).

Самый главный дорожник области слово сдержал, семья переехала в Читу. Иванова стала работать в областном дорожном управлении инженером отдела эксплуатации. Работа - не кабинетная, в постоянных разъездах. Приезжает, например, Альбина в тот же Могойтуйский район и начинает исследовать трассу со специальной меркой. Дело нередко заканчивалось нагоняем.
- Это разве ямочный ремонт?! Это пародия, а не ремонт. Вам что, не известны допустимые отклонения от нормативов? А за поворотом - что за уродливый знак? Трудно поправить, отреставрировать? Ночью-то водитель его и не разглядит. А ямки почему не подсыпаны? Хоть на коньках катайся на 123-м километре сплошная наледь!
Альбина приезжала в Читу, докладывала, и вскоре опять - в командировку. Ради главного: дорога должна быть ровной, безопасной, надёжной для человека за рулём и его спутников.

И если кто-то потом видел её в нарядном костюме, на каблуках, нередко смущенно говорил: «Ой, сразу-то и не признал!» Иванова в ответ весело усмехалась: «Понимаю, в полушубке да платке привычнее». Она до сих пор не любит ни в парикмахерской сидеть, ни губы красить, ни прочие женские штучки, «мазилки, как она говорит, всякие». Терпеть не может варежки, и если даже целый день в мороз находилась на трассе, в вагончик греться почти не забегала, руки всегда горячие.

Награды, регалии, почётные грамоты, конечно, у Ивановой есть. Как ни банально это звучит, главная награда для Ивановой - людское уважение.
Болезненно, но время пришло, ушла Иванова на заслуженный отдых.
В день её юбилея - 65-летия - в доме собралась вся родня, Саше вот только не удалось вырваться из Москвы. А дочери все - Вероника, Лида, Лиза, внуки (вместе с Сашиными их у неё девять), правнучка и, конечно, любимый супруг собрались вместе, все желали ей долгих лет, оставаться такой же - самой главной мамой на всех, оберегающей своим материнским теплом от всех напастей. И еще пожелали оставаться такой же сильной.
- В чём ваша сила? Наверное, не раз спрашивали?

- Может, сила оттого, что мы - дети войны. От того, что жизнь учила постоянно: какие бы тяжкие испытания не выпадали, никогда не смей вставать на колени. Меня никто и не смог хотя бы на миг сделать коленопреклоненной, хотя жизнь порою зажимала в такие тиски.

- Что, так уж вы и «железная леди», кремень?

- Что вы. Очень расстраиваюсь, когда что-то у детей не так. Но всё делаю для того, чтобы уже вскоре всё пошло ладом. У меня и молитва есть: «Господи, спаси и сохрани моих детей от напасти, от болезни и зла!»

- Если сложить все километры дорог, мостов, в которые вы вложили свой труд, силы, душу, - сколько получится?

- Ой, много. Добавьте к этому дороги, которые сейчас строит и ремонтирует моя дочь: Вероника - начальник планово-производственного отдела ДРСУ -Не стыдно мне за неё, качественная трасса, например, проходящая по мосту через Ингоду возле Дарасуна, - дело рук дочери, её коллектива. Вон недавно какую красавицу - дорогу со своим коллективом построила взамен старой - Чита - Карповка.

Внучка Инга тоже пойдёт по нашим стопам, учится по специальности «Строительство автомобильных дорог и мостов» в Читинском государственном университете. Радостно, конечно, что продолжается династия, и вроде сожалеть не о чем. Но знаете, если спросят меня: «Альбина, пошла бы и сейчас в дорожные мастера? На трассу, в командировку?» Я бы ответила: «Хоть сейчас. Побежала бы, помчалась».