СОВМЕСТНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ КРАЕВОЙ БИБЛИОТЕКИ ИМ. А.С. ПУШКИНА И «ЧИТА.РУ»

ВЕДУЩИЙ БЛОГА АЛЕКСАНДР ТАРАСОВ
«Жестокая свобода…»
День Победы - единственный праздник, который остался нам от той прошлой жизни, не утратив при этом искреннего щемящего чувства. И это вопреки государственному агитпропу, с одной стороны, и голосам противников казёнщины, с другой.
У нас сейчас целая дискуссия развернулась насчёт присвоения Чите звания «Город трудовой доблести». И я, не приведи, Господь, в этой дискуссии не стану участвовать.

У меня возник этот текст, это моё частное мнение, которое я никому не берусь навязывать. Потому что в сложном мире, а наша Россия – большой сложный мир, – разные люди придерживаются разных взглядов.

Тем они, думаю, и интересны.
Не путать мягкое с тёплым
А то, представьте, были бы все одинаковые.

Идёшь по улице, а вокруг все люди – начальник Забайкальской железной дороги ордена Трудового Красного Знамени Александр Анатольевич Скачков.

Или кто-то из моих любимых журналистов, Андрей Владимирович Козлов, например. Про Егора Владимировича Захарова вообще молчу. Или даже Илья Александрович Баринов, чьё отчество я произношу с особым уважением.

Слава Богу, всем есть место. Все как-то уживаются, хотя иногда и порицают собеседников разными словами. Не без слов, да. Со словами надо всем осторожно, это тоже да.

При этом и у А. А.Скачкова, который машинист поезда «Чите - звание «Город трудовой доблести»», и у А. В.Козлова, дай ему Бог здоровья, который звезда регионального сегмента сети и глаголом жжёт сердца людей, есть единомышленники.

Предполагаю, что в данном случае у Скачкова их несколько больше. И вовсе не потому, что я сам подписался за присвоение Чите этого звания. Мы всей библиотекой подписались, это наше право.

Есть также люди, которые говорят и пишут, что им этого звания ни разу не надо. Люди добрые, это же ваше святое право. Думайте и говорите, что считаете нужным, придерживаясь писанных и неписанных законов. Только друг друга обижать не надо.

При всём при этом я понимаю, что участники дискуссии с обеих сторон, по сути, против общественной инициативы присвоения Чите звания «Город трудовой доблести» как таковой ничего не имеют. Просто журналисты не любят власть, которая эту инициативу поддерживает. Но у них и работа такая - не любить власть в силу служебных обязанностей (горький, кстати, хлеб, поверьте старому журу).
А бывает, знаете, журналист не любит власть, и так её не любит, и эдак. А потом перейдёт по случаю на муниципальную или государственную службу, и меняются у него открыто проявляемые чувства. Но это ничего, «кто из вас без греха, первый брось на неё камень», Спаситель знал, что говорил.

И тоже бывает, за что власть не любить. И своё негативное отношение инженеры человеческих душ невольно экстраполируют на хорошую инициативу и множество людей, которые её искреннее поддерживают, а к власти не относятся ни с какой стороны, ни в снах, ни в песнях. Но новостные ленты читают и черпают оттуда то, что там лежит. А лежит там разное.

А с анонимными писателями и вовсе беда. В одном новомодном telegram-канале сочинили, что проект «Город трудовой доблести» будет использоваться коварными властями как дополнительная форма голосования для заманивания забайкальцев на избирательные участки. Чушь полная - решение о присвоении будет приниматься за четыре месяца до Единого дня голосования. Враньё в анонимных пабликах - дело обычное. Однако, дорогие «афтары», врите, но не завирайтесь.

С другой стороны, есть тысячи государственных служащих, которых в паблике иначе как чиновниками не называют. Служат люди государству, как же их ещё называть-то? Ну, и нагнетаются маленько негативные коннотации. Но госслужащие, вообще-то, тоже люди, которым бывает больно и обидно. И тоже граждане, у них и права есть.

Часть читинцев, например, не одобряет мэра А. М.Сапожникова. Я сам читинец и сам конкретно не одобряю его за то безобразие, которое у нас в Ингодинском районе с бродячими собаками происходит. И правильно, считаю, городские власти за этих зверюг на улицах в соцсетях «хлещут».

Так давайте критиковать за дело, а не за то, что он, следуя, как я понимаю, своим личным взглядам и нравственным ценностям, хлопочет за историческую память. Ну да, мэрин у нас случился такой, какой выдался. И что, ему теперь за это запретить Родину любить и поддерживать патриотические общественные инициативы?

Увольте.
По-моему, это непроизвольная подмена смыслов. Такое случается. И это не беда вовсе, если не касается таких понятий как война и Победа.

Я твёрдо верю, что войну и Победу не стоит в контексте критики власти как-то трогать вообще, связанные с этим инфоповоды следует по взаимному согласию табуировать.
Это другое, братцы. Я имею некоторый публицистический опыт, и он мне подсказывает, что власть сейчас и так есть за что покритиковать, без упоминания войны и Победы, а также всего, что с ними связано.

Но это моё частное мнение и здесь каждый решает за себя.
«За совесть и за почесть»

Впрочем, это было так давно,

Что как будто не было и выдумано.

Может быть, увидено в кино,

Может быть, в романе вычитано.

Нет, у нас жестокая свобода

Помнить все страдания. До дна.

А война - была.

Четыре года.

Долгая была война.


Борис Слуцкий
Русский поэт
Это фронтовик Слуцкий написал, Борис Абрамович. О том, что нет того аршина, которым можно было бы измерить степень страданий и лишений нашего народа, принёсшего на алтарь Победы неисчислимые усилия и жертвы. Слуцкий на фронте в разведку ходил, был тяжело ранен, войну закончил с незалеченной контузией:
Он без повесток, он бы сам пошел.
И не за страх — за совесть и за почесть.
Лежит солдат — в крови лежит, в большой,
А жаловаться ни на что не хочет.
Слуцкий нам говорит: не за страх была тяжёлая боевая работа русского народа - за совесть и за почесть. Слуцкий знает, о чём говорит. Почесть, люди.

П-О-Ч-Е-С-Т-Ь.

Чтобы честь воздали. «Человек работает – вот его главное занятие на войне, до изнеможения, не просто на пределе, а выше всякого предела своих сил. В этом его главный военный подвиг». Поэтому я и подписался за присвоение Чите звания «Город трудовой доблести».

Кто я такой, чтобы со Слуцким спорить?

В экспертном заключении Российской Академии наук о наличии оснований для присвоения почётного звания Российской Федерации «Город трудовой доблести» городу Чите Забайкальского края есть такая фраза:
«При изучении предоставленных документов установлено, что в годы войны предприятия Читы не награждались государственными наградами и им не вручалось переходящее Красное Знамя Государственного Комитета Обороны, что является одним из оснований для присвоения почётного звания «Город трудовой доблести»».
И я понимаю этот фрагмент однозначно: предшествующее поколение, такие же забайкальцы как мы, наши бабушки и дедушки проявляли массовый героизм, а их предприятиям госнаград не дали. Та же родная чугунка орден Трудового Красного знамени получила только в 1975 году. И как раз то обстоятельство, что тогда поскупились, нам говорит, чтобы сейчас и воздать надо честь, утвердить справедливость.

По словам другого русского поэта и мыслителя Дмитрия Львовича Быкова, «только военное поколение одержало викторию, которую нельзя отнять; для этого надо было четыре года провести в прямом и близком соседстве смерти».

Мы – не военное поколение, и слава Богу. Но воздавая честь предкам, мы поддерживаем с ними природную связь и сохраняем историческую память.

И чего бы нам всем за это не похлопотать?

Тем более что академик-секретарь Отделения историко-филологических наук РАН, академик РАН В. А. Тишков подписал упомянутое экспертное заключение, в котором русским по белому говорится:
«Российская академия наук считает возможным присвоить почётное звание Российской Федерации «Город трудовой доблести» городу Чите, как городу, жители которого внесли значительный вклад в достижение Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, проявив при этом массовый трудовой героизм и самоотверженность».

Ну, да, может, в Забайкалье есть люди, которые с академиком Тишковым хотели бы на этот счёт не согласиться и где-то поспорить.

Пусть.

Это их святое право спорить с академиком РАН.
«Может быть, увидено в кино…»
Так получилось, что своих дедов-ветеранов я не помню. Они ушли, когда я был совсем маленьким. И война пришла ко мне двумя путями.
Первой встречей с по-настоящему большим кино была монументальная эпопея «Освобождение» Юрия Николаевича Озерова. Я смотрел её, наверное, тысячу раз в кинотеатре «Родина» после уроков в школе №4.

Мама на мои расспросы только говорила, что её отец и мой дед Иван Васильевич Дорогушин «на фронте стрелял из пушки», но про войну никогда не рассказывал. И в окопных эпизодах по сценарию великого Юрия Васильевича Бондарёва я в капитане-артиллеристе Сергее Цветаеве, которого играл Николай Олялин, видел своего деда.
Фото mke.ee
Но была другая война. Война из рассказов моего отца Петра Акимовича Тарасова, который детство своё провёл в селе Доронинское Улётовского района. И о той войне папка говорил в совершенно других представлениях, как о страшном голоде, от которого он едва не умер. Отца спасла старшая сестра Васса.

Как он помнит, сестра учительствовала в соседнем селе Арта. И однажды весной 1945 года заехала к матери, которая сама была едва живая от недоедания. Спросила: «Мама, а где у нас Петя?» «Да вон на печке помирает», - бессильно махнула рукой бабушка Прасковья в сторону печи. Сестра заглянула, а худющий с раздувшимся животом отец девяти лет от роду весь в ознобе даже голову не смог приподнять от слабости. Тётя Васса до ночи с мольбами бегала по селу, чтобы наскрести пригоршню мучицы для похлёбки. Голодный народ «учительше» не отказал.

Так она его и спасла. И меня, выходит, вместе с ним.

Спасибо, тебе, Васса Акимовна.
Фото предоставлено
А.Тарасовым
Поэтому с самого детства я войну воспринимал как две параллельные реальности: дед Иван, который стреляет в фашисткий «Тигр» из пушки и побеждает, и умирающий от голода в далёком от фронта Доронинском отец. Хотя о голодной весне 45-го за пределами семьи не говорили.

Позже, когда учился в институте, я познакомился с понятием восточной философии «непротиворечивое единство», оно же «два в одном». Русский мир, думаю, больше тяготеет к Востоку, объединяя разнородные элементы. И принцип непротивопоставления обеспечивает нам необходимую в известных случая гибкость отношений внутри народа. Особенно когда общим знаменателем является Победа – одна из фундаментальных основ нашей идентичности. Что есть российская нация? Это нация потомков тех, кто победил фашизм.

Принцип непротивопоставления неизбежно применим к рефлексиям о прошлом нашей нации особенно, - там уже вообще всё случилось, и ничего не изменишь. Но именно то, что мы иногда наивно воспринимаем как противоречие, и образует его неразрывное единство. В том случае, конечно, если общим знаменателем выступает общая Победа: не или-или, а и-и, и то, и это.

Великая победа – это и великий триумф, и великая трагедия.

В то время как противопоставление одного другому – только так, никак иначе, кто не с нами, тот против нас, – это, на мой взгляд, западный тоталитаризм. Это, думаю, неправильно.

Философ я, конечно, так себе, и пусть философы меня поправят. А то не всё же одним историкам критиковать меня, многогрешного и, понятно, довольно банального.
«…Жестокая свобода
Помнить все страдания. До дна»

Нынешняя дискуссия относительно присвоения Чите звания «Город трудовой доблести» мне представляется своего рода недоразумением.
Оно возникло на относительно ровном месте, может, и потому, что, несмотря на постоянное присутствие военной темы в общественной повестке (и это, думаю, правильно), мы о лишениях забайкальцев в годы войны знаем крайне мало (и это стыдно).

Война в современном изводе массовых представлений была где-то далеко. Где-то там выходили из окружений, гибли под фашистскими бомбёжками, обороняли Москву и брали Берлин. Но наши забайкальцы за Победу перенесли страдания нечеловеческие.
Насколько я понимаю, впервые эту тему поднял выдающийся забайкальский архивист, кандидат исторических наук Юрий Николаевич Голубинский в докладе «Трудности и героизм забайкальского тыла» на конференции, посвященной 50-летию Победы.

Ю. Н. Голубинский рассказал на основе документов архива, что для забайкальцев год Победы выпал особенно тяжелым. Из-за засухи летом 1944 и 1945 годов случились неурожаи зерновых, жители в городах и сёлах остались без основного продукта – картофеля. Не удалось заготовить сена, нечем было кормить скот. Архивист сообщил о работе партийных и советских учреждений, хозяйственных руководителей и общественности по спасению людей от голода.
По опубликованным Ю. Н. Голубинским данным, было выявлено более 14 тысяч больных алиментарной дистрофией (общее истощение), из них 5 тысяч детей.

Тогда же архивист опубликовал скорбные цифры: в мае 1945 года в городах и сёлах области умер от дистрофии 141 человек.

Фото предоставлено А. Тарасовым
Василь Владимирович Быков в статье «Как создавалась повесть «Сотников» («Литературное обозрение, 1973, №7) писал:
Прежде всего, меня интересовали два нравственных момента, которые упрощено можно определить так: что такое человек перед сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельств? На что он способен, когда возможности отстоять свою жизнь исчерпаны им до конца, и предотвратить смерть невозможно?
Василь Быков
Русский писатель
Руководитель историко-архивной службы издания «Коммерсантъ» Евгений Петрович Жирнов в мае 2001 года опубликовал совершенно секретные ещё в недавнем прошлом документы НКВД. Нам, нынешним, просто невозможно представить, какой чудовищный голод царил весной победного 1945 года в далёких от фронта районах Читинской области.
Я позволю себе процитировать лишь некоторые фрагменты из записки начальника Читинского управления НКВД Ивана Борисовича Портнова наркому Л. П. Берии, направленной ровно 76 лет назад 1 марта 1945 года.

Нижеприведённый текст содержательно и непосредственно к нынешней дискуссии о присвоении городу Чите почётного звания Российской Федерации «Город трудовой доблести» никак не относится, и относиться не может. Но современники, размышляя о том, что пришлось вынести забайкальцам ради Победы, должны, думаю, об этом знать.
«К началу 1945 года в районах Читинской области создалось катастрофическое положение с продовольственным обеспечением сельского населения, особенно в пограничных с Маньчжурией районах: Нерч-Заводском, Алек-Заводском, Газ-Заводском, Быркинском, Калганском, Борзинском, Оловянинском, Шахтаминском и друг.

Вследствие поздних весенних заморозков и засухи на протяжении почти всего вегетативного периода в 1944 году снят чрезвычайно низкий урожай зерновых, а именно 1,3 центнера с гектара в среднем по области... Хлебопоставки государственного плана выполнены всего лишь на 34%, засыпано семян 28,8% к плану...

Таким образом, наличного хлеба для распределения на выработанные колхозниками трудодни не оказалось. В большинстве колхозов в счёт трудодней выдавалось незначительное количество зерна (15% от выполненных хлебопоставок) и от 10 грамм до 300 грамм на трудодень вторые сорта и зерноотходы.

…Отмечены случаи, когда необеспеченные колхозники употребляют в пищу собак, кошек и трупы павших животных. Для иллюстрации затруднительного положения с продовольствием в колхозах приводим ряд фактов.

Балейский район. В колхозах района в данное время хлеба не имеется совершенно, колхозники питаются различными отходами, оставшимися от очистки хлеба, по существу, травой, причём и эти отходы имеются не во всех колхозах.

Капитан госбезопасности И. Б. Портнов
начальник Управления НКВД СССР по Читинской области
Фото agro.tatarstan.ru
Райотделением УНКВД отмечены случаи употребления колхозниками в пищу павших животных и кошек. В селе Буторино колхозница, жена фронтовика Булдышрова, имеющая четырех детей в возрасте от 7 до 17 лет, из-за отсутствия хлеба и овощей была вынуждена питаться павшими животными и павшей птицей.

Там же дети колхозницы Распоповой М. Ф. в возрасте 12 и 15 лет крадут корм у свиней на ферме Сельпо, чем и питаются...

Аналогичное положение имеет место почти во всех районах Читинской области, за небольшим исключением. Тяжёлое продовольственное положение колхозов также ярко отражается в корреспонденции, исходящей из колхозников в действующую Красную Армию.

Приводим некоторые характерные сведения, сообщённые в письмах, изъятых военной цензурой в гор. Чите.

«Живём плохо, хлеба всю зиму не дают, только дают 100 грамм в сутки. Мы съели двух дохлых чушек и 9 дохлых колхозных кур. Мама вся опухла» (Могойтуйский район, гр-ка Лесникова)…
Катастрофа
«Вскрыты два факта убийства детей и употребления их трупов в пищу»
Тяжёлое положение с продовольственными ресурсами в колхозах, систематические перебои со снабжением хлебом населения городов и районных центров приводят население к истощению и заболеваниям алиментарной дистрофией. Отмечены также отдельные случаи опухания и смерти от истощения. Кроме того, в феврале месяце с. г. вскрыты два факта убийства детей и употребления их трупов в пищу на почве систематического голодания.

11 февраля с. г. в селе Манчекур, Быркинского района, колхозница Коренева Лидия Васильевна, 1902 года рождения, по договоренности с сыновьями Алексеем, 16 лет, и Николаем, 14 лет, убила свою 9-летнюю дочь, и часть трупа употребили в пищу. Муж Кореневой, возвратившийся с фронта после ранения, работает в совхозе, расположенном в 15 километрах от села Манчекур, получаемые продукты на всю семью поедал сам, а семье ничего не давал. Последние семь дней семья Кореневых совершенно не имела продуктов питания и буквально голодала. Для расследования преступления командирован ответственный работник Управления НКВД.

Аналогичный случай также имел место в селе Подойницино, Балейского района. Жена фронтовика, колхозница Демиденко Анисья Васильевна, 1910 года рождения, имея на своём иждивении семью в составе 7 человек, в том числе 5 детей, находилась в тяжёлом материальном положении. На этой почве в ночь на 26 февраля с. г. зарезала свою полуторалетнюю дочь и труп совместно с другими детьми употребила в пищу. Утром 26 февраля с той же целью зарубила шестилетнего сына. Для расследования на место происшествия командирован ответственный работник Управления НКВД (есть данные, что секретаря Балейского райкома ВКП (б) и председателя райисполкома отдали под суд и осудили – А.Т.).

Капитан госбезопасности И.Б.Портнов
начальник Управления НКВД СССР по Читинской области
Блокадный хлеб и хлебные карточки
SPUTNIK / АЛЕКСЕЙ ВАРФОЛОМЕЕВ
В Оловянинском районе зарегистрировано 27 случаев заболевания алиментарной дистрофией и из них 11 случаев со смертельным исходом. В селе Шундуя этого района умерли от голода мать фронтовика Гурулёва, 50 лет, и её ребенок. В Шилкинском районе имеется 123 человека, заболевших дистрофией, из них умерло 7 человек...

В Газ-Заводском районе за весь 1944 год зарегистрировано 503 случая заболевания алиментарной дистрофией, из них 18 случаев со смертельным исходом. В селе Кавукычи этого района из 30 семей, не имеющих продуктов питания, 20 семей больны дистрофией.

В Сретенском районе за 1944 год родилось 438 человек, а умерло 554 человека, из них 41 человек от алиментарной дистрофии, в том числе детей 15 человек. В Балейском районе госпитализировано с диагнозом дистрофия 57 человек, из них детей 34 человека. В городе сильно развито нищенство...

Одной из причин, способствующих заболеваниям населения алиментарной дистрофией, является отсутствие одежды и обуви у населения, что не даёт возможности части колхозников работать в условиях суровой забайкальской зимы.

Жены и вдовы фронтовиков зачастую кормили детей «отходами, оставшимися от очистки хлеба», а попросту — травой. На почве острых продовольственных затруднений отмечены неоднократные случаи нездоровых проявлений среди населения.

Жена фронтовика Уваровская Н. П. в конторе Золотопродснаба заявила: «Дайте мне хлеба, я с 15 ноября не получаю хлеба, у меня нет ничего подсобного, имею четверых детей, муж мой находится в армии. Если не дадите хлеба, я сегодня убью своих детей, а сама задавлюсь, потому что я не могу смотреть, как мои дети будут постепенно умирать с голода».
Всенародное приятие Победы как главного и святого события, все эти слёзы на глазах, все эти георгиевские ленточки — благодарственное воспоминание подвига.

И не только фронтовиков, но и забайкальских крестьян, ради Победы принявших муку нечеловеческую.

Что помнят, то живёт. И только ясная память может защитить от повторения ошибок.
В заключение этого очерка я хочу привести строки земляка-читинца, почётного работника высшей школы Российской Федерации Андрея Анатольевича Фалейчика

Что чёрствый хлеб выбрасывать нельзя! -

Меня когда-то мама научила.

И спорить с нею мне нельзя:

Она уже давно в могиле.


Спасибо, мамочка, тебе

За эту горькую науку,

За то, что о твоей судьбе

Я расскажу сегодня внукам.


Про то, как ты перенесла

Все лихолетия земные.

Трудом своим ты помогла

Врагов России пересилить.


Андрей Фалейчик
Читинец
Источники
Быков Д.Л.
Голубинский Ю.Н.
«Трудности и героизм забайкальского тыла». Уроки Второй мировой войны и значение победы над фашизмом. Сб. научных статей. — Чита: Изд-во Читинского пединститута, 1995 г.
Соловьёв А.В.

«Тревожные будни Забайкальской контрразведки», — Москва: Изд-во "Русь", 2002 г.