Алёна Мальтина, Олег Фёдоров
Помощник машиниста локомотива Евгений Хашимов профессию выбрал в детстве
Сложно ли управлять поездом? Такой вопрос хоть раз задавал себе каждый, наблюдая за проходящим мимо составом. Герой сегодняшнего рассказа — Евгений Хашимов — помощник машиниста локомотива.

Знакомство с Евгением началось с телефонного звонка, и с первых минут разговора он покорил своей открытостью и искренностью. Когда я приехала на станцию, меня встретил приятный молодой человек с горящими глазами и лучезарной улыбкой.
«МОЙ ТРУД — ЗАБАЙКАЛЬЮ» — НОВЫЙ СОВМЕСТНЫЙ ПРОЕКТ «ЧИТА.РУ» И РЕГИОНАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ПАРТИИ «ЕДИНАЯ РОССИЯ». МЫ РАССКАЖЕМ О ЛЮДЯХ РАБОЧИХ ПРОФЕССИЙ, ЧЕЙ ТРУД УВАЖАЕМ, ПОЧЁТЕН, НЕЗАМЕНИМ. А САМИ ОНИ ДОВОЛЬНЫ ДОРОГОЙ, КОТОРУЮ ВЫБРАЛИ, И ТВЁРДО СТОЯТ НА ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ ЗЕМЛЕ.
В синем кителе и белоснежной рубашке, уверенной походкой Евгений повёл показывать владения. Мы прошли паровоз-памятник, миновали железнодорожные пути, затем ещё одни, повернули за угол и каким-то чудесным образом очутились в ремонтном цеху. Это территория другого подразделения, но здесь зародилась большая мечта мальчишки, которая позже стала реальностью, и именно здесь молодой помощник машиниста начал рассказ о себе.

Евгений родился и вырос в Чите. Папа работал машинистом первого класса, мама долгое время трудилась в локомотивном депо, но позже сменила профессию и ушла в медицину. В семье трое детей, Женя — старший, и у него есть две младшие сестренки. Будучи ребенком, он приходил с отцом в железнодорожное депо и с большим интересом разглядывал технику, которая тогда казалась просто гигантских размеров.


(Честно сказать, когда мы проходили через ремонтный цех и подошли к локомотиву, даже мне нынешней техника показалась огромной, но Евгений уже так не считает).
— В первый раз в каком возрасте пришли с отцом в депо?
— Ой, сложный вопрос. Совсем маленький был, класс второй, наверное. Когда не с кем было оставить, отец брал меня с собой. Я ходил по ремонтным цехам, смотрел на технику, и мне всё казалось жутко интересным.

— А в поездках с отцом тоже бывали?
— Нет, так нельзя, есть строгий регламент. Но команда локомотива приходит в депо не только для поездок, у нас есть обязательный инструктаж перед отправлением. А если отсутствуем больше 10 дней из-за с отпуска или больничного, мы приходим на работу, вот как раз в такие визиты отец брал меня с собой.

— Как отнеслись родители к решению продолжить династию железнодорожников?
— Хорошо. Отец сказал, что поддержит любое моё решение, но выбор профессии не стал для них сюрпризом, поскольку я шёл к этому с детства.

Как рассказала Елена Витальевна, мама нашего героя:
«Ещё в садике, до того как Женя первый раз пришёл в локомотивное депо, он всегда говорил: «Когда я вырасту, буду начальником железной дороги».
Часто детские мечты остаются в детстве, но только не у Жени. С годами мальчишеский интерес перерос во что-то большее. После школы вопрос «Куда идти учиться?» не стоял. Осуществить мечту помогли отец, капелька везения и твёрдое желание Евгения. Работая на железной дороге, Игорь Абдуллазизович Хашимов получил направление на целевое обучение сына, по которому Женя поступил в Забайкальский институт железнодорожного транспорта на специальность «Инженер путей и сообщений».
Получив высшее образование, Евгений по распределению должен был выйти на работу в локомотивное депо Чернышевск-Забайкальский, но вмешалась судьба. Хотя герой сегодняшнего рассказа не верит в судьбу и считает, что каждый день мы делаем выбор. Когда была необходимость, он просто сделал свой и отправился в Иркутск, где началась работа в качестве помощника машиниста локомотива.
Иркутск был стартом карьеры молодого помощника машиниста, где Евгений стал частью Восточно Сибирской железной дороги, обрёл новых друзей и получил колоссальный опыт. Но в какой-то момент нужно было вновь выбирать.
Три года назад отец Евгения, машинист первого класса Игорь Абдуллазизович по состоянию здоровья ушел из депо и сменил род деятельности. Тогда Евгений взял на себя часть финансовых забот о семье и решил возвращаться в Читу. Немного бюрократии, и молодой человек вернулся в родной город, в то самое локомотивное депо Читы, где когда-то маленький Женя с интересом разглядывал тепловозы и гулял по ремонтным цехам.

— После возвращения в Читу не было мыслей уехать? Переехать в какой-то другой город?
— Когда только окончил институт и уехал в Иркутск — да, были мысли остаться там или, может, ещё куда-то отправиться. Но сейчас таких мыслей нет. Здесь я обрёл команду единомышленников, здесь моё место.
    Говорят, дома и стены помогают. Приехав в Читу, Евгений не раз получал приглашения попробовать свои силы и в других должностях локомотивного депо Читы.

    В свои 27 лет молодой человек исполнял обязанности инженера-эколога в техническом отделе депо, техника по теплотехнике, поработал в кадровой службе. А совсем недавно прошёл обучение и получил свидетельство на право управления подвижным составом.
    — Женя, то есть вы уже можете управлять локомотивом?
    — Теоретически да, практически пока нет (смеётся).

    — А когда сможете?
    — Существует определённый порядок, когда руководство решит, меня закрепят за машинистом, после чего начнётся, скажем так, практическое обучение и передача опыта. Обычно оно длится 36 месяцев, после чего сдаётся внутренний экзамен.
    Мы долго гуляли по территории депо, Женя рассказывал о разных технических моментах, и я была поражена, насколько много всего нужно знать. Для меня, например, было открытием, что для лучшего сцепления с рельсами в случае необходимости по специальным трубкам под колёса подаётся очищенный песок.
    Но самое интересное, наверное, было в кабине.
    С одной стороны, в кабине нет ничего сверхъестественного: кнопки, тумблеры, рычаги, а с другой — было ощущение, что находишься в самом сердце поезда. Место помощника машиниста в кабине всегда располагается слева, место «капитана» — справа. Оба рабочих места оборудованы креслами, но во время движения чаще приходится работать стоя, так удобнее.

    — Евгений, а в чём заключается работа помощника машиниста поезда?
    — Если очень кратко, то помощник подсказывает, координирует, иногда дублирует и контролирует действия машиниста. Также во время стоянок проводит осмотр ходовой части, машинного отделения и продувает резервуары, чтобы не было конденсата.

    — А были какие-то опасные моменты в работе?
    — Разное бывает, в самом начале работы, ещё на Восточно-Сибирской железной дороге, во время остановки я, как обычно, продувал резервуары, и произошло возгорание в машинном отделении. Спасло то, что не растерялся, нашёл способ быстро сообщить машинисту и инструктору (нас в тот день было трое в поездке), и уже вместе мы ликвидировали пожар без серьёзных последствий.
    Кроме основной работы, Евгений активно занимается молодёжной политикой, выступает заместителем председателя Совета молодежи Дирекции тяги и координатором волонтерского отряда «Дорога добра» на Забайкальской железной дороге.
    — Чем занимается совет?
    — Совет работает в разных направлениях, есть социально-волонтёрское движение, представленное отрядом «Дорога добра», есть проектная деятельность, сейчас как раз проходит приём заявок на конкурс «Новое звено». Вообще молодежное движение в РЖД довольно мощное и помогает многим реализовать себя, попробовать в новой деятельности, поучаствовать в каких-то спортивных мероприятиях.

    Во время пандемии отряд волонтёров забайкальской железной дороги «Дорога добра» активно работал и часто выезжал к детям в подшефные детские дома. Волонтёров нашего отряда даже наградили медалью президента России, в том числе и я удостоен почётной награды.

    — Женя, а зачем вам заниматься активистской деятельностью? Работа ведь и так сложная?
    — Хороший вопрос. Я пришёл в Совет три года назад, и меня это затянуло, нашёл единомышленников, людей, близких по духу. Здесь у меня есть возможность развиваться. Ну и я не считаю, что отдых — это когда пришёл и лёг на диван, для меня лучший отдых — смена деятельности. Я даже как-то курсы ведущих закончил, была возможность, и решил воспользоваться.

    — Вот как? А не думали сменить профессию?
    — Нет. Я нашёл себя. Да, работа сложная, требует большой концентрации, глубоких знаний, но мне это нравится.
    Прогулка по локомотивному депо Чита длилась почти два часа.
    Большую часть времени Женя рассказывал про технические моменты, специфику и сложности работы, и очень мало о себе. Поэтому пришлось воспользоваться запрещённым приёмом и позвонить маме этого улыбчивого, но при этом скромного и серьёзного юноши.
    — Елена Витальевна, а как вы отнеслись к тому, что сын решил стать железнодорожником?
    — Знаете, мы были к этому готовы. Он с самого детства, только говорить научился, уже рассказывал, что будет работать на железной дороге. Когда стал чуть постарше, посещал секцию на малой железной дороге и даже ездил на слёт в Санкт-Петербург. Тогда у сына даже интервью брали и в газете печатали.

    — Скажите, а активистом всегда был?
    — Всегда (смеётся). Он с детства участвовал во всех мероприятиях и всегда всем помогал, что-то делал. И дома помогал, если была необходимость, всегда и за сестрёнками мог посмотреть, он у нас старший. А сейчас, когда уже взрослый стал, он наша защита и опора, советы даёт, а мы прислушиваемся.
    — Почему стоим!?
    — Закат... Каждый закат уникален…
    (хотел бы я именно так ответить).
    Но говорю: «Тормоза отпустят, и поедем».

    — Женя, а есть в работе место романтике?
    — Конечно. Закаты. Рассветы.

    — Стихи не хочется писать?
    — Нет, но порой, бывает, едешь и про себя любимые строки читаешь.
    Я разный —
    я натруженный и праздный.
    Я целе-
    и нецелесообразный.
    Я весь несовместимый,
    неудобный,
    Застенчивый и наглый,
    злой и добрый.
    Я так люблю,
    чтоб всё перемежалось!
    И столько всякого во мне перемешалось
    от запада
    и до востока,
    от зависти
    и до восторга!

    Евгений Евтушенко.
    Фото: Олег Фёдоров и личные архивы Евгения Хашимова.
    Партнерский материал
    Просмотров: 899