Филимонова александра
Удокан: уникальное месторождение Сибири с непростой историей
Удоканское медное месторождение — место, расположенное в 30 километрах южнее железнодорожной станции Новая Чара Забайкальского края на хребте Удокан. Крупнейшее в стране и третье в мире по запасам. Месторождение находится в зоне распространения вечной мерзлоты в сейсмоопасном районе.
Удоканское медное месторождение было открыто в 1949 году лесной экспедицией первого главного управления министерства геологии СССР. В 1952 году была образована Удоканская геологоразведочная партия. В 1953—1958 годах создана программа предварительной разведки Удоканского медного месторождения. В 1959 году были сделаны неверные выводы об ограниченности по глубине распространения богатых окисленных руд и нерентабельности их разработки.

Научные и технологические исследования по переработке Удоканских медных руд начаты на кафедре обогащения НИТУ «МИСиС» в 2000 году. В 2003 году для проектирования Удоканского месторождения в институте создан научно-производственный и учебный центр «МИСиС-Удокан-Инжиниринг».

В 2018 году Центральной Комиссией по разработке месторождений твёрдых полезных ископаемых Федерального агентства по недропользованию согласован технический проект разработки Удоканского месторождения меди.

В соответствии с подготовленной проектной документацией годовая производительность первой очереди «Удокан» составит 12 миллионов тонн руды с последующим развитием до 48 миллионов тонн руды. Для переработки руд Удоканского месторождения принята флотационно-гидрометаллургическая технологическая схема. Продукцией комбината будет катодная медь и сульфидный концентрат. Объем товарного производства первой очереди — 130 тысяч тонн в медном эквиваленте. Ввод в эксплуатацию первой очереди комбината намечен на 2022 год.

В марте 2019 года начата модернизация электроподстанции 220 киловатт «Чара», от которой будет подаваться электричество на будущий горно-металлургическоий комбинат. Модернизация успешно завершилась в феврале 2020 года


Удокан — одно из самых крупных месторождений меди в мире. Вдали от цивилизации скрыты невероятные запасы металла, который возможно совсем скоро станет самым востребованным минералом на Земле.
«Медь — это металл будущего. Он способствует переходу в мир низкоуглеродной энергии. Проще говоря, если вы хотите генерировать, передавать и потреблять энергию, вам необходима медь», - высказался заместитель председателя совета директоров компании Metals & M Джулиан Кэттл.

Сейчас на Удокане идёт одна из самых грандиозных строек в России. Возводятся новые здания, монтаж оборудования, тянутся линии электропередач.

«Технологический комплекс состоит из нескольких площадок протяжённостью много километров. На площадке будет около десятка разных объектов», — поделился директор по строительству Михаил Мирчук.
«История Удокана сложная и длинная. Всегда Удокан это был тот флаг, который давал надежду на будущее», — рассказала геолог Галина Захарова.
Вся геология в послевоенное время была направлена на то, чтобы отыскать в России источники урановой руды. По всему союзу были развёрнуты работы и точно также работали на Удокане, и в процессе поисковых работ группа геологов, в частности, Бурова Елизавета, обнаружила обломок зелёный, а зелень - признак, что минерал медный.
«Приступили к разведке рудопроявления урана. Группа: я, старший геолог Бурова Елизавета и оператор Бакланова Клавдия. Вышли ранним утром. Первая часть по руслу ключа, передвигаться сложно из-за гладких и скользких камней на дне, и вдруг, среди серо-коричневых камней я заметила ярко-зелёный обломок. От неожиданности чуть не упала. Клава вытащила камень из воды, рядом оказались ещё два таких же. Цвет был таким, какой характерен для сульфата меди. Первые же результаты превзошли все наши ожидания», — пишет в воспоминаниях старший геолог.
После находки геологов образцы и результаты исследований отправили в Москву. Ответ пришёл быстро, было принято решение об организации партии разведки месторождения. Новость об Удокане разнеслась по всему Союзу, он стал магнитом, куда мечтали попасть геологи со всей страны. Самое интересное, что за 70 лет Удокан не растерял своей актуальности, работать здесь престижно.

Когда объявили набор в первую экспедицию, все желающие понимали, что работа будет нелёгкой. Испытания стойкости духа начинались с самого начала, дорога была невероятно сложной.

«Конечно, богатое месторождение — мечта. Но как разрабатывать его в этих условиях. Говорят, через несколько лет здесь будет всё: рудник, комбинат, дороги, у подножия горы вырастет город. Ничего здесь не будет, не вскрыть нам эту кладовую», - из воспоминаний.

Техническое оснащение экспедиции началось только в 60-х годах.



«Мы приступили к осуществлению уникального проекта — вскрытию Удоканского медного месторождения, самого крупного в стране, — вспоминает Евгений Николаевич Аврорин. — Если бы нам удалось его осуществить, то проведение БАМа было бы оправдано. Это одна из упущенных возможностей, которая позволила бы освоить эти районы Сибири на много десятилетий раньше»

С окончанием детальной разведки в 1965 году геологоразведочные работы на Удоканском месторождении свернули, а в 1966 году полностью прекратили. Новый этап изучения месторождения был связан с началом строительства в 1975 году Байкало-Амурской магистрали.
В течение 5 лет провели детальную разведку месторождения в контуре карьера (70 % от общих запасов медных руд), полупромышленные испытания валовых проб, а также реализовали комплекс других сопутствующих работ, итогом которых стал пересчёт запасов.

Строительство крупнейшего в отрасли горно-обогатительного комбината с медно-химическим заводом на базе Удоканского месторождения меди планировалось с 1970-х годов. Проектные материалы строительства Удоканского ГОКа подготавливались в 1969, 1972, 1980, 1995 и 2000 годах. Мосгосэкспертиза проекты оценила как нерентабельные.

В 1992 году лицензию на освоение Удокана получила никому не известная российско-американская «Удоканская горная компания». Но работа так и не началась, спустя 6 лет государство отозвало лицензию.

Пока решали, с чего начать эвакуацию техники и рабочих, группа геологов решилась на отчаянный шаг. Они пробурили скважину длиной 800 метров, чтобы доказать, что решение Москвы ошибочно. Предъявленные доказательства сыграли свою роль.
В 2014 году пришло время заявить об Удокане на весь мир. И запасы пришлось подтверждать снова, но уже по международному стандарту.

«Потому что предыдущие оценки делались на основе стандартов СССР, они немного устарели. Потом могли бы возникнуть проблемы», — поделился председатель совета директоров Валерий Казикаев.

В мировом масштабе Удокан входит в тройку лидеров, среди крупнейших мировых кладовых меди.
С 1958 года после истории с несостоявшимся закрытием экспедиции, работы велись без остановки. Оставался вопрос: как достать драгоценный металл из недр удоканских гор? Решение, по традиции, пришло из Москвы. В 1965 году месторождение посетил министр среднего машиностроения Ефим Славский, так называлось министерство, а занималось оно только атомом. Приехал министр геологии, начальник читинского геологического управления, первый секретарь обкома Смирнов. Спустя 2 недели спокойная жизнь на Удокане закончилась.
«Какие дела у нас тут творятся, просто уму непостижимо. Самолёты взлетают и приземляются чуть ли не каждые полчаса. Весь посёлок Чара буквально набит военными. Идёт подготовка к взрыву невероятной силы, который должен вскрыть всё месторождение. Все работы под охраной войск КГБ», - из воспоминаний.

Термин «мирный атом» сегодня известен хорошо, но в те годы применение атома в основном было связано с вооружением. Испытать в мирных целях решили на Удокане. Каким был бы эффект взрыва для геологии — неизвестно, но для людей, природы и месторождения этот эксперимент стал бы приговором.

«Я гарантирую, что лет бы на 20 там была пустыня, не было бы ни эвенков, населения чарского и БАМа. Ну и в месторождение никто бы не совался», — рассказал геолог-разведчик Владимир Павлык.
Перерыв в работе удоканской экспедиции длился целых 11 лет.

«Все мы, конечно, и БАМ восприняли с энтузиазмом. Хоть бери сам включайся в эти комсомольские отряды и строй», — рассказал Владимир Павлык.

Но несоблюдение технологии строительства и низкое качество работ были выявлены сразу как только прошли первые поезда, а доработка затянулась на долгие годы.

«Полнейший развал, геология кончилась», — поделился Владимир Павлык.

Было несколько попыток возобновить работы, но все они заканчивались обзорной экскурсией на месторождение и бесконечными обещаниями.


На геологическую съёмку Забайкальского севера Владимир Павлык отправился ещё будучи студентом Львовского госуниверситета - в 62 году. Удокан уже тогда гремел на весь Советский Союз. Будущего геолога направили на съёмку месторождения для создания общей геологической карты. В 68 году Павлык вновь вернулся на Каларскую землю уже специалистом – на разведку Удокана. Работы велись на второй и пятой штольнях. Последнюю, к слову, готовили к ядерному взрыву, который к счастью не состоялся, вспоминает Владимир Николаевич.

«В середине 60-х годов Советским правительством было принято решение испытать ядерную установку где-то на вскрыше. Было выбрано Удоканское месторождение. Чернобыля ещё тогда не было. Чем грозит этот взрыв никто и предположить не мог. Думали, раз принято решение, значит ничего не будет. Всё будет хорошо», — добавил Владимир Павлык.

Владимир Павлык признаётся, что не ступал на некогда исхоженную им территорию около полувека. Сегодня восхищается масштабами строительства Удоканского комбината. Точка отсчёта процесса переработки руды – карьер "Западный". Сейчас отрабатывается первый из его участков, руду добывают и складируют – на момент открытия фабрики необходимый запас сырья уже есть. Неосвоенных месторождений подобных Удокану в мире всего три, и только российское на низком старте перед запуском в эксплуатацию. На всех этапах переработки руды на комбинате будут использовать уникальную технологию и безопасное, современное оборудование. Готовая продукция будущего комбината – катодная медь 99,9% и сульфидный концентрат.
По словам геолога, масштабы строительства Удоканского комбината восхищают.

«С ума сойти. Я увидел то, о чем мечтали многие годы мои учителя и друзья. Труд сотен моих товарищей, геологов и геофизиков, не пропал зря, а воплотился в то, что до сих пор было нашей мечтой, металлургическое будущее Удокана, — сказал он, когда в сопровождении директора по строительству компании «Удоканская медь» Михаила Мирчука поднялся к борту карьера Западный»

Создание инфраструктуры — это очень большие затраты. Сегодня территория, где идёт стройка объектов первой очереди нового комбината, занимает более 5 квадратных километров.

В 2006 году усилиями администрации Читинской области при участии правительства Москвы появился опытно- промышленный комплекс. Не в тех объёмах и масштабах, но всё-таки удоканская медь увидела свет. Это стало началом современной истории месторождения.
Но для промышленного освоения нужен был собственник с опытом освоения месторождений. В 2009 году такой инвестор нашёлся.

Работа предстояла большая, в горах на огромной высоте, где не было никаких коммуникаций. Для начала нужно было создать возможности для строительства: построить дороги, жильё, провести воду и электроэнергию, привезти бетон, цемент, металл и многое другое, без чего не могло начаться освоение.
Удоканское месторождение уникально всем: богатыми рудами, своей непростой историей, уникальной природой, суровым климатом. И, похоже, что уникальность и есть судьба «Удокана».
Секрет успеха современного освоения ещё и в том, что, реализуя этот грандиозный проект, компания уважает и чтит законы и культуру этих мест, и народа, существовавшего здесь задолго до того, как здесь нашли медь.

«Компания как добросовестный недропользователь первая вышла на нас с предложением, чтобы мы обозначили круг проблем, которые есть у нашего народа», — рассказала президент ассоциации коренных малочисленных народов севера Инна Ферко.

При поддержке компании «Удоканская медь», например, работает культурный центр. Учреждение не имеет постоянной прописки и кочует по разным районным домам культуры. В центре дети и взрослые могут получить знания об эвенкийском языке. Кроме того, компания финансирует работу кружков в Каларском округе. На занятиях детям рассказывают о культуре эвенков, учат декоративно-прикладному искусству и фольклору.

По словам председателя Ассоциации коренных и малочисленных народов Севера в Забайкальском крае Инны Ферко, «Удоканская медь» также в течение 3 лет выделяет деньги на поездку представителей ассоциации на выставку-ярмарку «Сокровища Севера». В 2021 году выделили 350 тысяч рублей. Предприятие поддерживает оленеводов — эвенкам, чипировавшим своих оленей, выделили материалы и оборудование для строительства охранной изгороди в тайге, спутниковые телефоны, провели спутниковый интернет.

Просмотров: 4 381