Ярослава ганжур, ксения зимина
Забайкалье = помойка?!
Несанкционированные свалки, помойки, собаки, которые тормошат мусор, и ужасная вонь — это знакомо каждому забайкальцу. И с таким положением дел власти пытаются что-то говорить о раздельном сборе мусора и его переработке, введении вторичного сырья и новых технологиях. Как планирует решать эту проблему кандидат в депутаты Госдумы Юрий Григорьев — дальше в статье.
Технологии и то, как они проходят мимо Забайкалья

Начнём с простого. Есть несколько видов переработки отходов: обезвреживание, в которое входят сжигание и пиролиз, утилизация и комплексные системы.
Обезвреживание – это процесс, в ходе которого происходит снижение класса опасности отхода и он уменьшается в объёме. Например, из 100 тонн бытовых отходов после сжигания получается до 30 тонн золы. Такие остатки, их ещё называют хвостами, требуют своего захоронения на специальных полигонах – промышленных или бытовых.
Утилизация — переработка мусора и получение вторичного сырья. Например, так можно тепло, выделяемое при горении, использовать в качестве энергии или делать из отходов медали, как было на олимпиаде в Токио.

Комплексные системы объединяют в себе несколько методов. Такая переработка — сложный процесс, который предусматривает обезвреживание и утилизацию в едином комплексе, чтобы из всего получалось вторичное сырьё. Для компании — прибыль и меньше расходов, а для региона — улучшение экологической ситуации и экономики, повышение уровня технологий.

С 1 января 2020 года в Забайкалье начала работать система комплексного обращения с отходами. Заметили? Не особо. Как были свалки, так и есть, о вторичном сырье вообще говорить рано, а информированность населения на низком уровне.

Теперь за это отвечает региональный оператор — компания «Олерон+», о которой многие забайкальцы слышали, и явно не в лучшем свете. Переработка твёрдых коммунальных отходов (ТКО) — ответственность этой компании, равно как и внедрение тех самых новых технологий. Главный вопрос — а где?

Сейчас в России реализуется федеральный проект «Комплексная система обращения с ТКО». Под председательством президента Владимира Путина утвердили целевые показатели, по которым в 2024 году 60 % всех отходов должны отправляться на переработку, а 36 % от общего числа утилизироваться — то есть перерабатываться в полезные фракции: стекло, пластик, бумагу и многое другое.

Для Забайкалья, с учётом изначально сложной ситуации, установили более мягкие целевые показатели – 44% отходов должны идти на переработку и 20% на утилизацию. То есть Москва пошла нам навстречу и серьёзно смягчила требования к мусорной реформе. Кандидат в депутаты Госдумы Юрий Григорьев так объясняет это положение дел:

«Проблемы обращения с отходами у нас в Забайкалье носят системный характер, складывались десятилетиями, их нельзя решить в ходе быстрого кавалерийского наскока. Так, по состоянию на конец 2019 года, в крае захоранивалось на полигонах более 85% отходов, и лишь 5% проходило вторичную обработку — один из самых низких показателей в стране».


Юрий Григорьев обеспокоен: «Всего по данным утверждённой территориальной схемы обращения с отходами в крае образуется около 580 тысяч тонн отходов в год. Таким образом, уже через 2 года около 255 тысяч тонн отходов в год должны идти на переработку. При этом стоимость мусороперерабатывающего комплекса такой мощности составляет 2-3 миллиарда рублей, а его строительство занимает более 3 лет. Мы видим, чтобы компания «Олерон +» хоть как-то обеспокоилась строительством такого комплекса? Нет. А ведь менее чем через 3 года краю надо будет отчитываться перед президентом о ходе исполнения федерального проекта».

Что говорить о строительстве современных комплексов, если мусорный оператор даже не в состоянии решить элементарной вопрос — организовать вывоз мусора с контейнерных площадок. Юрий Григорьев не может сдержать своих эмоций: «Ко мне приходят десятки обращений жителей. Забайкальцы жалуются на нерегулярность вывоза отходов, заваленные контейнеры, грязь и запах.

Тем временем острота экологических проблем в крае приобретает угрожающий характер и начинает беспокоить Москву. Министр природных ресурсов Александр Козлов был вынужден заявить: «… в Забайкалье… уже дефицит мощностей по размещению отходов, который
вынуждает использовать нелегальные свалки».

Даже министр знает, что отходы в крае разбросаны по лесам и полям. Не знают об этом, очевидно, только надзорные органы».
Юрий Григорьев продолжает: «По этому поводу я обращался во всевозможные инстанции краевого уровня, но не вижу необходимого реагирования. Поэтому я решил направить прямые обращения генеральному прокурору, главному государственному санитарному врачу и министру природных ресурсов. Компания должна, наконец, выполнить взятые на себя обязательства. Если она не способна на это, тогда необходимо расторгать соглашение с «Олероном» и искать другого регионального оператора».

Мы спрашиваем Юрия Григорьева: «Каким образом Забайкальский край, по его мнению, сможет выйти на достижение целевых показателей федерального проекта «Комплексная система обращения с ТКО», в соответствии с которым уже через 3 года 44% всех отходов должно идти на мусоросортировку?»

По мнению политика, задачи, стоящие перед краем, можно решить только в ходе системной работы федеральных органов государственной власти России, региональных властей и хозяйствующих субъектов. Связать этот треугольник в устойчивую фигуру может только инициативный депутат госдумы, который активно поучаствует в лоббировании интересов Забайкальского края для привлечения инвестиционных средств.

Правительство края, в свою очередь, должно подготовить перспективные для инвесторов концессионные проекты, в которые было бы интересно зайти с «длинными» федеральными деньгами. А задача операторов этих объектов такова: честно и ответственно освоить выделенные средства, получив на выходе современные комплексы, способные оказывать минимальное воздействие на окружающую среду и получать максимум вторичного сырья.

Из разговора с региональным минприроды стало ясно вот что: «Мы планируем развивать комплексную систему. Когда в 2022 году будет на полные мощности работать сортировка в Сухой Пади, 15% мусора — вторичного сырья — будем извлекать, 30% будем направлять на компостирование. В 2023-м начнём строить и запускать сортировку в Краснокаменском районе, инвесторы уже есть, и мы плотно с ними работаем. В 2024 году будем закрывать вопрос с Читинским районом, сейчас подбираем участок. Но наши предложения отвергает и не поддерживает местное население, которое проживает вблизи. Без согласия населения никто ничего делать не собирается».

А как же президентские целевые показатели нацпроекта? Ответа на этот вопрос от органов власти мы не услышали.

С другой стороны, а кто захочет, чтобы рядом с их домом и двором, где гуляют дети, был мусоросортировочный завод? Опять же, наверняка люди не до конца понимают важность этого проекта, и что последствия от отсутствия завода намного хуже, чем если бы он был. В Забайкалье живут далеко не дураки.

А вот что говорит Юрий Григорьев: «Без учёта мнения общественности никакие объекты по обращению с отходами строить нельзя, и это полностью соответствует букве закона. А что делать, если население изначально против строительства экологически неоднозначных объектов? Тут только один путь: убеждение и разъяснение. Я уверен, что у нас в Забайкалье живут грамотные люди, которые смогут отличить дешевый популизм экологических демагогов от серьезных экологически ответственных проектов».

К сожалению, по мнению политика, — определённая часть вины за экологический негативизм населения лежит и на действиях предыдущей администрации края.

«Когда при предыдущем губернаторе закладывались основы системы обращения с отходами, ко многим вопросам отнеслись впопыхах, формально, рассчитывая вернуться к ним потом. Но нет ничего сложнее, чем переделывать уже созданное. Именно в таком формате родилась территориальная схема обращения с отходами в Забайкальском крае, в которой отсутствуют важные элементы.

Когда московская команда экспертов разработала схему, не выезжая из своих уютных кресел, про многие жизненные для населения проблемы попросту забыли. Та же печная зола – по сути это промышленный отход, и его нельзя размещать на бытовых полигонах. А куда его девать жителям частных домов? Ответа и на этот вопрос пока нет».

Экономика замкнутого цикла. Это возможно в Забайкалье?

Чтобы было понятнее — экономика замкнутого цикла подразумевает возобновление ресурсов, она должна концентрироваться на продуктах и услугах, которые минимизируют отходы. Сюда же относится и комплексная система переработки отходов. Вот оно — вторичное сырьё!

Уже многим регионам удалось приступить к воплощению в жизнь этой системы, но Забайкалье всё ещё в числе отстающих.

«Насколько мне известно по общению с правительством России, сейчас решается вопрос об утверждении дополнительного федерального проекта по нацпроекту «Экология». В этой связи есть предложение, которое мне хотелось бы реализовать совместно с губернатором края Александром Осиповым — внести в правительство страны предложение о том, чтобы именно Забайкальский край стал пилотным проектом для реализации этого федерального проекта на территории России», — подчеркнул Юрий Григорьев.

По мнению политика, уже сейчас видны прорывные направления для нового федерального проекта:

«Мы видим, что в Республике Татарстан, в Свердловской и Ленинградской областях уже приступили к созданию масштабных мусороперерабатывающих комплексов, на выходе из которых получается полезная продукция. Новая отрасль создаёт сотни высококвалифицированных рабочих мест для работы на продвинутом российском и зарубежном оборудовании. Важным элементом становится проведение экологической экспертизы, неотъемлемой частью которой выступают общественные слушания».

И именно Юрий Григорьев, отмеченный государственными наградами за решение сложных социально-экономических проектов, мог бы стать «толкачом» для решения этих проблем, уже несколько десятилетий буквально отравляющих жизнь забайкальцев.

Создание в Забайкалье предприятий новой «экономики замкнутого цикла», новых рабочих мест и новых налоговых поступлений — вот цель, которую ставит для себя Юрий Григорьев в новом составе Государственной Думы.

Изготовлено ООО «Северная Азия» (664003, Иркутская обл., г. Иркутск, ул. Киевская, дом № 13, кв. 10, ИНН 3811180222) по заказу Григорьева Юрия Иннокентьевича. Дата выпуска 31.08.2021. Оплачено из средств избирательного счета кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по Даурскому № 44 одномандатному избирательному округу Григорьева Юрия Иннокентьевича. Тираж 2 экземпляра.
Просмотров: 512