В этот день я дошел до Квитка, заходить туда не стал, обошел стороной и вышел на дорогу на Тайшет. Следующую ночь ночевал также в бригаде лесорубов, тоже обошлось благополучно. Проходил деревни, но в них не задерживался — боялся. На третий день к вечеру пришел на станцию Тайшет.
Зашел в какую-то столовую. После еды на столах кое-где оставалась недоеденная пища — суп, каша. Здесь я подкрепился и пошел на станцию, теперь надо ехать. Подошел к билетной кассе, народу никого не было. Я попросил детский билет на Харамангут. Кассирша долго что-то искала по книге и сказала, что такой станции нет. Спросила, в какую сторону ехать, знаю ли я, как называется город. Я что-то невнятно ей пробурчал про Читу (я слышал, что мы ее проезжали).
А почему я ей назвал станцию Харамангут? Дома, в Алтане, груз в сельпо возили со станции Дарасун на лошадях. Как обоз уйдет за грузом, то ездили месяц, а то и более. И в разговорах почему-то мужики говорили: «Паря, ходил в Харамангут». Это у нас так называли станцию Дарасун. Кассирша дала мне детский билет, денег хватило, еще у меня осталось пять рублей. Какие это были деньги в тот голодный 1933 год!
На поезд, на который дали билет в сторону Читы, я сел правильно. Это уже были четвертые сутки, как я ушел от матери. Писем на родину, домой, мы не писали и не получали. Вряд ли мать знала адрес, да и как она могла написать. Но про Кыру и родных мы все время вспоминали. Да и при таком странствовании — сегодня здесь, завтра там — какие могут быть письма? Так что обо мне дома никто ничего не знал.
Я проехал Читу и сошел на станции Маккавеево. Стал у всех расспрашивать, как мне добраться до Харамангута, вот тут то мне и объяснили, что так называли Дарасун. Часа за два я дошел до Дарасуна, стало теплее, и по дороге я ел мангыр (дикий чеснок). Когда ехал в поезде, меня прикармливали пассажиры, особенно женщины, у кого что было.
Итак, я пришел на станцию Дарасун, это было где-то 15-16 мая 1933 года. Ныне существующей трассы Дарасун — Хапчеранга — Кыра тогда еще не было, были проселочные дороги от села к селу. Почту возили на лошадях, запряженных в телегу с колокольчиками.
По дороге прошел километров 12-15, там деревня, я зашел в первый крайний дом, попросился переночевать. Начались расспросы — куда, откуда, зачем? Я с детской наивностью всё рассказываю — куда нас выселили и как начали голодать. Женщины — народ любопытный, одна рассказывает другой. Пришли несколько женщин посмотреть на мальчишку, жалеют, некоторые даже прослезились. Ночевать безо всяких пустили, кормили чем могли досыта, на вид, конечно, я был исхудалый.
Я пошел по дороге от села к селу, большие расстояния не делал. Кое-когда догоняла почтовая телега — садили, довозили до следующего села. Дошел до села Дульдурга, вижу, дом хороший, большой. Захожу туда, прошусь ночевать.
Вид у меня, конечно, был плохой, волосы на голове обросшие. Хозяин дома, видимо, был каким-то начальником, пустили меня ночевать. Конечно, начались те же вопросы? Я все рассказал. Спать место дали, без простыни, конечно, боялись, что я вшивый. Да и это у меня было. Утром на дорогу дали еще и харчишек. Хозяин дома говорит: «Когда приедешь в Кыру, сразу иди в Райисполком и проси, чтоб тебе выдали партизанский билет». Но это он, конечно, в шутку сказал. Так он оценил мое путешествие и поступок.
Пробыв несколько дней в дороге, я пришел в Акшу. Чтоб попасть в село надо было перейти через реку Онон. Походив по берегу, определил, что в этом месте реку переезжают. Снял свои изрядно потрепанные сапоги, пошел вброд, погода стояла пасмурная. Вода мне доходила глубиной до поясницы, очень была холодная, но я благополучно перешел реку. Ни на берегу, ни поблизости, никого не было. Если бы я попал в яму, или меня бы сбило течением реки, то спасать было бы некому.
В Акше я зашел во двор одного дома, встретил там молодого мужчину лет тридцати, попросился у него ночевать, он меня завел домой. В доме была женщина, тоже молодая. Опять начались вопросы. Я им все рассказал, они меня хорошо покормили. Сам хозяин сводил меня в общественную баню, мылись при зажженном свете.
Помылись, он привел меня домой, поужинали. Семья эта была интеллигентная, да к тому же добрые люди. Постелили мне на полу, утром хозяйка напекла блинов, я наелся как следует. После завтрака они сказали мне, чтобы я остался у них еще на один день, отдохнул. Видимо, вид у меня был неважный. Конечно, согласился. Я сам чувствовал, что сильно устал, еще думал – как дойду до Кыры?
После дневного отдыха я собрался идти, хозяйка мне на дорогу положила блинов. От Акши прошел еще одну деревню. Вышел к реке Онон, стоит карбуз (паром), перевозчик — мужчина. Мне нужно было попасть по ту сторону Онона. Пока перевозчик меня расспрашивал, куда и зачем я иду, подъехали две груженые машины. За всю дорогу ни одна автомашина меня не обогнала, а тут сразу две. Я стал у шофера проситься, чтоб он меня посадил на машину. Он сказал, что они едут не в Кыру, а в Любавинск. Я всё равно попросился, хотя бы до него доехать. Посадили меня в кузов, он был полный пшена. Как я был рад!
Приехали в Мангут, шоферы решили здесь переночевать. Я, конечно, с ними. После ночлега на выезде из села мы остановились на погранзаставе на проверку документов. Шофер сказал, что в кузове у него едет в Кыру беглец. Пограничник пришел, посмотрел на меня, ничего не спросил, махнул рукой, и мы поехали. Приехали в Любавинск (прииск Любовь), я слез с машины, и у первой встречной женщины попросился ночевать. Снова расспросы – кто такой, откуда, куда и зачем? Она спросила: «Дедушка Михайло слепой ни твой ли будет?» Я сказал, что мой. Она объяснила, что он здесь кое-когда бывает у племянника Матафонова. Позвала меня с собой.
Привела в небольшую избенку, там были мужчина и женщина. Говорит: «Я вам гостя привела, да еще, кажется, и родственника». Они меня не знали, а когда я рассказал им, что и как, меня приветливо встретили. Мужчина сказал, что является племянником деда Михаила. А дед с дочерью Еленой живет в совхозе «Гавань». Когда нас выселяли, тетя Лена с мужем и детьми жили в селе Кыра, там они взяли на поруки деда с бабкой Дарьей. А сейчас вот они оказались в этом совхозе. «Гавань» от рудника Любовь недалеко, километров 15-20. Мужчина сходил куда-то и говорит: «Завтра пойдет машина на "Гавань", я тебя отправлю».
Здесь я ел хорошо, продукты у них были. На следующий день он меня посадил в кузов машины-полуторки, и я поехал в совхоз «Гавань». Селение это было небольшое, я слез с машины и сразу узнал своего деда Михаила, он стоял возле избы.
Я свалился как снег на голову. Подбежал к нему и говорю: «Деда, я приехал!» Он видел плохо, я уже говорил об этом. Он спрашивает: «Кто приехал?» Говорю — «Шурка» — «Какой Шурка?» — «Деда, ты что забыл меня?». Он начал креститься: «Ой, Господи! Это что, снится, что ли, мне!» Говорю, что это правда я приехал, он спросил, с кем я, я ответил, что один. А он опять свое: «Я все время думаю о вас, вот мне и мерещится!» Снова стал ему объяснять, что это я. Он спросил, где мама, я ответил, что там. Дед окончательно расстроился и не знал, что ему делать. Я отвел деда домой. Тетя Лена ушла в Кыру, вечером должна была вернуться. Вот так своим приездом я ошарашил деда.
Жили они в маленькой избенке – дед, тетя Лена и дети — Степан и Василий — это тоже дедовы внуки. Дед достал кусочек хлеба, налил чай, стал меня кормить. После всего я стал ему рассказывать, где мы были, что видели и как жили. А баба Дарья, дед рассказал, нынче умерла, и похоронили ее здесь, на «Гавани». Вечером пешком из Кыры пришла тетя Лена, а мы все сидели дома возле самовара. Она зашла в дом, увидела меня и как будто остолбенела. Снова рассказал всё про нас. Она спросила про маму, жива ли. Я ответил, что когда уходил, все были живы, сейчас — не знаю.
Итак, на преодоление мною пути от Квитка до «Гавани» ушел месяц, я пришел в конце мая. От моих сапог остались только голенища, да и одежонка была ветхая. Сам — весь обросший, грязный. На следующий день тетя Лена приводила меня в божеский вид. Переодела, заменила обувь, сделала что могла. Работала она дояркой в совхозе. К трем ее иждивенцам прибавился я — четвертый, в тот голодный 1933 год.
Пока жил на «Гавани», новость о моем путешествии дошла до Кыры (я так думаю это с рудника Любовь, где я был у дедова племянника Матафонова). И в Кыре люди начали говорить обо мне, и новость дошла до Алтана, до моего дедушки Прокопия, отца мамы. Как дед потом говорил: «Я верил и не верил». Он услышал новость обо мне от старика Семена, который возил почту из Алтана в Кыру, а этот почтальон услышал новость от фельдшера Василия Семеновича, которого хорошо знал.
Дед мой собрался в дорогу, на «Гавань». Расстояние от Алтана до Кыры 35 километров, а от Кыры до Гавани еще 20. Поехал он верхом на лошади, это было в июне 1933 года.