В этом материале мы собрали цитаты Ивана Катанаева о семье, работе и жизни. Он скончался в Чите 14 апреля 2023 года в результате болезни — правозащитнику было 64 года.
Моя мама умерла от туберкулеза, когда мне не было и года. Нас с братом и сестрой определили в детский дом. Старший брат тоже умер от туберкулеза. Сестра окончила школу в детдоме в Амурской области, живет в Чернышевске — мы поддерживаем связь.
Сирот сложно понять, но, кажется, мне это удается, потому что сам вышел из их среды. При наличии такого жизненного опыта я едва ли смогу когда-нибудь стать равнодушным к проблемам детей. Этот опыт является моим главным стимулом и мотивацией.
Для того, чтобы сдать ребенка, нужно заявить об этом: то есть, контактировать с какой-то другой личностью, представителем учреждения по опеке детей, нужно заполнить много документов, проявить какую-то ответственность. Часто это чувство ответственности, чувство вины встроено в психику матери. В социуме существует такое положение, что женщина должна воспитывать детей — в адрес женщин, которые их бросают, высказывается открытое неодобрение. Конечно, женщины боятся встретиться с этим неодобрением лицом к лицу. Им гораздо проще просто бросить ребенка в общественном месте.
Если посмотрим уровень благосостояния семей, то у нас 70-80% очень бедные — именно с детьми. Семья должна быть уверена в том, что рождение первого, второго, третьего ребёнка не отбросит их далеко за черту бедности.
Сложно понять, что происходит за закрытыми дверями дома. В советские годы выяснить это могли классные руководители, которые обязаны были посещать семьи. От глаз опытного педагога трудно скрыть подлинную обстановку в семье, поэтому в то время факты насилия над детьми встречались редко. В 90-е годы школа потеряла главенствующую роль в воспитании детей.
Причинами конфликтов между учениками могут быть борьба за авторитет, соперничество, обман, сплетни, оскорбления, обиды, враждебность к любимым ученикам [педагога], личная неприязнь к человеку. Причины конфликтов между учителем и учениками, как правило, кроются в отсутствии единства и постоянства в требованиях учителей, чрезмерном количестве требований или невыполнении требований самим учителем. Бывает и такое, когда ученик считает себя недооцененным или учитель не может примириться с недостатками ученика.
Подросток совершил преступление, следственные действия закончились, он направляется в Ангарск и практически на несколько лет выпадает из зоны нашего внимания. Мы взаимодействуем с другими субъектами с так, чтобы дети, которые там отбывают [наказание], не остались без этого внимания.
С 1986 года работал в читинском пединституте - начинал ассистентом, старшим преподавателем, затем возглавил ккафедру теоретической физики. Был директором читинского филиала Дальневосточной академии государственной службы, первый проректором педуниверситета, а затем — его ректором. С 2008 по 2012 был депутатом заксобрания региона. Награждён медалью «За заслуги перед городом».