Лагерь, который завоевывает сердца и спасает непростых детей
всё об известных сменах и самой необычной из них
Эта смена — регулярная программа профилактики преступлений у несовершеннолетних
Молодежный центр «Искра» выпустил из своих нежных и любящих объятий не одно поколение ребят. Многие из них сейчас уже взрослые люди с престижной профессией, увлекательной судьбой и огнем в сердце, который зажгли в них здесь — в лагере «Парус».

Недавно закончилась одна из самых необычных, психологически тяжелых, эмоциональных и искренних смен — «Ориентир. Цель вижу». Она создана и разработана для подростков, находящихся в конфликте с законом, но мечтающих об обычной жизни со счастливыми моментами. Не многие слышали о ней, и поэтому узнать больше помогла наставник отряда смены «Ориентир. Цель вижу» и сотрудник молодежного центра «Искра» Дарья Гостева.

Также удалось заглянуть за ширму уже привычных «парусовских» смен, в которых и дышится легче, и веселее танцуется.
— Дарья, расскажите, как появился лагерь «Парус»?
— Было искровское движение, которое началось еще в 1965 году. В тот период во всех регионах страны по идее Игоря Иванова, создателя детской пионерской коммуны, стали появляться лагеря комсомольского актива. Практически все они назывались «Искра». Расшифровывалось как «искусство комсомольской работы». Сейчас мы говорим немного иначе — «искусство командной работы».

После создания движения «Искра» в нашем регионе открыли детско-юношеский центр с таким же названием, в который был передан лагерь «Парус».

По-прежнему продолжаем использовать пионерские традиции и совмещать их с совершенно новыми современными формами. Остались и пионерские законы: песни и строя, посиделки у костра, вечерний огонек.
— Почему сохраняете первозданный вид лагеря, не добавляете новые сооружения?
— Мы постоянно занимаемся ремонтом корпусов. У нас нет стремления отстроить невероятно новые здания, потому что это будет уже не детский лагерь. Здесь ребята должны почувствовать ту самую лесную жизнь. У нас есть 9 костровых мест, которые специально оборудованы. Там мы поем песни под гитару и каждый день проводим вечерние мероприятия на сцене.
— Какие смены есть в лагере «Парус»?
— Самая первая, которая открывает лето, — лидерская смена «Горнист». Она разработана для младших подростков, которые уже обладают задатками командира и хотят активно их развивать.

Вторая смена — «Ньюландия». На нее приезжают дети, планирующие связать свою жизнь с бизнесом. Мы стараемся рассказать им всё возможное об экономической грамотности, способах открытия своего дела и после даем выбрать занятие по душе. Благодаря нему они зарабатывают валюту, которую мы называем «рудолы». На эти рудолы в конце смены они могут купить дорогостоящие вещи: электросамокаты, путевки в наш лагерь.

«Парус» может вмещать 300 человек одновременно, поэтому параллельно всегда проходит несколько смен.
Следующая смена военно-патриотическая — «Разведка». На ней ребята проходят военно-тактические игры, готовятся к полевой жизни, изучают военно-прикладное искусство. Для нее разрабатываются физические нагрузки, большое внимание уделяется спорту. В специально оборудованных учебных палатках они проводят время днем.

Параллельно проходит смена «Заголовок» для будущих фотографов, видеографов, журналистов. Сейчас стараемся углубляться в блогерство: написание сценария для короткого ролика, монтаж, основы съемки. В конце смены ребята показывают свои работы и проекты, от которых иногда приходишь в дикий восторг. Именно на этой смене был создан «Заглав TV».

«Солнечный круг» — культурологическая смена, на которой изучают народы Забайкалья. История, быт, традиции бурятов, эвенков и русских. В этом году смену посвятили культуре китайского народа, потому что наша страна сейчас дружит с восточно-азиатскими странами. К ребятам приезжали педагоги-китаисты, проводили занятия по основам иероглифов и дыхательным упражнениям «Цигун». Нить всей смены — основание Забайкалья с китайской и монгольской сторон. И детям нравится, они надевают яркие костюмы, выступают на сцене, погружаются в культуру народа через практику и прикладные мастерские, а не сухие факты и цифры.
В это же время проходит творческая смена «Камертон». Ее кредо — это искусство быть собой. Сюда приезжают не всегда стандартные подростки, но смысл смены в том, какой ты внутри. Все дети неординарные, играющие на гитаре, танцующие, круто рисующие. Здесь мы помогаем каждому раскрыть его талант.

Смена «Экспедиция» — для приключенческого и активного отдыха, получения полезных навыков и большого туристского похода. Детей учат ориентироваться на местности, разводить костры, проходить полосу препятствий и испытаний на природе.
Главная, известная и поистине теплая смена «Искра». Она для подростков, которые развивают в себе лидерские качества и уже знают, кем хотят стать в будущем. Ребята учатся создавать мероприятия и управлять временем. Это уникальный микс современных и полувековых традиций, благодаря которым каждый находит себе друзей, наставников и веру в лучшее.
Завершением «парусовской» летней жизни становится «Ориентир. Цель вижу» для подростков, которые не нашли общий язык с законом.
— Как пришла идея создания смены для трудных подростков?
— Идея появилась не в молодежном центре «Искра». Эта смена — регулярная программа профилактики преступлений у несовершеннолетних. Здесь не перевоспитывают, не изолируют детей. Здесь показывают альтернативную жизнь.

Смена проходила при помощи и содействии Министерства образования, Министерства труда и социальной защиты, УМВД России по Забайкальскому краю и центра психолого-педагогической помощи «Семья». Это их детище, их продукт. «Ориентир. Цель вижу» проводили на базе разных лагерей, и впервые молодежный центр «Искра» подключился к этому проекту в 2020 году, тогда смена прошла на базе курорта Дарасун.

Но у нас есть свой большой лагерь и опыт работы с самыми разными ребятами. В том числе детьми из детских домов. Поэтому решили, что мы можем эту смену проводить на базе лагеря «Парус».
— Какие особенности есть в общении с такими детьми?
— Мы стараемся не напоминать им о том, что они трудные или другие. Вчера, например, ребенок раскрылся передо мной и сказал, что ему просто не хватает ласки, очень скучает по маме. Сегодня он ничего не слышит, убегает, прячется. Мы не будем ему говорить о том, что он плохой или навсегда останется таким. Стараемся найти подход всевозможными способами: это и тактильные моменты, и разговоры, и подбадривания.

Иногда важно вовремя успеть погладить, приобнять. Все они еще дети. Но дети, у которых за спиной такой опыт, которого нет у взрослых. Они видели то, чего не видели многие. Сталкивались с такими жизненными ситуациями, от которых иногда волосы дыбом стоят и появляются мурашки.
— Какие взаимоотношения выстраиваете с ребятами на смене «Ориентир. Цель вижу»?
— За короткие 14 дней мы стараемся стать для них настоящими друзьями. На этой смене нет понятия «вожатый», здесь используется «наставник». Потому что наставник — тот самый педагог и товарищ, который всегда направит на истинный путь. Мы объясняем им, что никогда не заменим родителей, мы не воспитатели, которые будут грозить пальцем, и мы не учителя с красной ручкой в школе. Мы люди, которые обязательно подскажут, как лучше, нужно просто прислушаться.
— Помогают ли привычные педагогические уловки для общения с этими ребятами?
— Иногда педагогические учебники не помогают. Делаешь, как подсказывает сердце. Вчера была ситуация: отряд лидирует и все расслабились. Командир отбивается от рук. И это не дети, которые от скуки потом ничего не делают. Они сразу прибегают к ненормативной лексике, начинают драться, используют нестандартные понятия. Приходится идти на человеческие хитрости, иногда пустить девичью слезу, чтобы они обратили внимание и задумались над своим поведением.

Когда они ругаются между собой, мне, как девочке, ничего не говорят. Но благо у меня есть напарник, который разговаривает с ними серьезно, не строго. Объясняет им, что они воины, спартанцы, должны быть едины. Мы говорим им, что они будущие мужья, отцы, мужчины. Не повышаем голос, не используем физические наказания.

Но иногда они сами себя учат. Спрашивают, сколько нужно отжаться за мат, произносят запрещенное слово и падают на пол.
— Как вы стараетесь показать им альтернативный сценарий жизни?
— Приглашаем людей из самых разных подразделений и специфик работы. Недавно приезжали сотрудники Росгвардии, проводили занятие. Сотрудники МЧС привозили пожарную машину, ребята могли примерить форму, поработать с пожарным оборудованием. Стараемся показывать им те самые героические профессии, требующие благородных мужчин, которыми они могут стать.

Цивилизованно показываем военные профессии. Даем макет АК-74, они выполняют разборку и сборку. У одного ребенка рекорд: разборка и сборка за 23 секунды, а в боксерских перчатках — 47 секунд. На огневой подготовке у них проходит стрельба, военно-тактические игры. Их обучают правильно маскироваться в лесу, выстраивать тактику сражения и защиты своей команды.

Проводим и спортивную подготовку с инструкторами, объясняем технику безопасности: футбол, волейбол, баскетбол. Учим их прикладным навыкам: лепка из глины, резьба и выжигание по дереву. Купили им классные велосипеды, чтобы они катались, но им интереснее их разбирать и собирать обратно, понимать их устройство.
— Чем занимаются с ребятами сотрудники лагеря?
— На месте у нас работают инструкторы по пожарно-спасательной и туристской подготовке. Мы ходим в походы с ребятами, где инструктора учат их сплавляться на рафтах, правильно разжигать костры и ориентироваться в лесу. Также с ними занимается инструктор по спортивному ориентированию Виталий Потапов.

Проводим воспитательную работу. Это разные игры: на знакомство, на взаимодействие в отряде, на сплочение команды. Разговариваем как со всеми, так и с кем-то отдельно. Организовываем вечерние мероприятия — это возможность раскрыть их потенциал. У нас есть парень, который, как оказалось, умеет превосходно танцевать лезгинку.

В конце дня — рефлексия. Вечерний огонек, на котором каждый высказывает свои мысли, пока горит свеча. Главное — честно. После этого поем песню и ложимся спать.
— Заметили ли вы изменения в ком-то из детей?
— Конечно. У нас есть крутой парень Илья. Впервые он приезжал на смену в 2020 году. Это был худощавый, очень хитрый ребенок, от которого можно было ожидать любого подвоха. Сейчас это действительно воин. Спортивный, атлетического телосложения молодой человек, который точно знает, что ему нужно. Он стал командиром отряда, но предупредил наставников, что может устать и попросить о помощи. Стал рассуждать и действовать совершенно по-другому. В нем еще осталось то самое детство, которое не позволяет ему полностью контролировать свое поведение, организовывать свое внимание на долгое время. Но достаточно сделать одно замечание, и он всё осознает. Сейчас ему 14 лет.

Интересно и то, что изменения появились в нас самих, взрослых людях. Не только мы обучаем детей, но и сами у них очень многому учимся. Мы учимся терпению, учимся сдерживать эмоции, слезы, учимся радоваться мелочам. Сегодня у нас летний Новый год. Ночные вожатые разложили им подарки под кровать. Они проснулись и побежали свои сладости дарить нам.
В прошлом году мы специально купили сюда автомобиль Lada 4, чтобы дети научились демонтировать колесо, разобрались, что находится под крышкой капота.

К нам приезжал Никита Ивкин, мастер спорта по дзюдо и многократный призер России, проводил мастер-класс. Психологи из центра «Семья» научили их анализировать и узнавать свое эмоциональное состояние.
— Вы покупаете ребятам одежду. Почему?
— Потому что бывают дети, которые приезжают с пакетом-маечкой, в котором минимум вещей. Поэтому мы с директором лагеря каждый день ездили ребятам за одеждой. У некоторых только одна обувь — кроссовки, в которых они и гуляют, и ходят в школу, и в футбол гоняют.
«Парус» отличается от других детских лагерей своей атмосферой, невероятными природными пейзажами, парапетами, по которым можно добраться в любую точку, и людьми, которые причастны к этому месту.
— Тяжело ли психологически находиться на такой непростой смене?
— Очень. Грустно за детей. Они не проблемные, они несчастные. И это безответственность взрослых людей, их вина в такой судьбе ребенка. А так ребятки осознанные, умные. И я уверена, что, если бы они попали в другую среду, всё сложилось бы иначе.
Государственное автономное учреждение «Молодежный центр "Искра"» Забайкальского края.
Возрастное ограничение на смену от 11 до 17 лет.
zab-iskra.ru/parus
— Это не просто детский лагерь, в который дети приезжают побаластиться, полежать и поиграть в телефон. Здесь совсем нет связи и интернета. И мы не собираемся его проводить, потому что детям нужен тот самый отдых, который приносит пользу, — добавляет Дарья.
Просмотров: 3 121