Изнанка скрытой работы фотокора: поднялся на кране, чтобы сделать снимок в селе Забайкалья
Механик из колхоза имени XXII партсъезда КПСС в
Цокто-Хангиле стал главным героем фотографии
Думали-думали мы с Леонидом Михайловичем, как получить интересный кадр, и в итоге я предложил: «Может, краном воспользоваться?» И кран нашёлся. Прямо там, в колхозе имени XXII партсъезда в Цокто-Хангиле, куда мы приехали в командировку. Над техникой безопасности сильно не заморачивались: пригнали машину, надели на моего старшего напарника откуда-то взявшуюся парашютную систему, закрепили на толстой проволоке прямо к стреле крана и подняли на уровень второго этажа новостройки. Одно слово — «Находчивость».
Собкор фотохроники ТАСС Леонид Свердлов, окончивший МГУ и работавший в то время в Чите, часто брал меня с собой в командировки. Мы много разговаривали о фотографии. Он учил меня делать живые постановки, быть внимательным к деталям в кадре — одежде, интерьеру, эмоциям героев. Возможно, я тогда не до конца осознавал ценности тех знаний, которые он мне передаёт, что-то мне казалось сложным. В свои двадцать с небольшим лет я лишь чувствовал, что местами что-то делаю не так, и хотел, чтобы меня направили в нужную сторону. И сейчас, спустя много лет, я понимаю, что своими первыми уверенными шагами в творчестве и профессии я обязан именно этому человеку.
Вот и в этот раз, в сентябре 1983 года, над фоторепортажем о жизни людей в селе Цокто-Хангил тогда ещё Агинского Бурятского автономного округа мы поехали работать вместе: я – от «Комсомольца Забайкалья», а он — от Телеграфного агентства Советского Союза. Что мы только ни снимали в этой поездке: хлопоты работников колхоза, борющихся за звание ударников коммунистического труда; шестнадцать жителей села, получивших звание «Почётный колхозник»; обустройство интернатов и садов для детей животноводов. Ещё одним героем снимка стал тот самый механик Цымжит Юкдунов, семья которого совсем недавно справила новоселье на втором этаже новостройки. И, казалось бы, здесь можно было обойтись обычной съёмкой изнутри, но у квартиры был балкончик, а у Леонида Михайловича — большое желание сделать кадр в перспективе.

И завертелась подготовка. На балконе хранился бытовой мусор, чугунная батарея — всё это полетело на землю со второго этажа. Приехавшая машина сломалась — её пришлось чинить прямо на месте… Наконец, фотокора закрепили и подняли вверх. На языке так и вертелось: «На что только не пойдёшь ради качественного фото».

Меня на кран «учитель» не пустил. Сказал: «Зачем? Это опасно. Я дам тебе свои фотографии для "Комсомольца Забайкалья"». Так и поступил. Именно поэтому в газете под снимком Свердлова стоит моё имя. Мы делали так иногда по дружбе — делились негативами, полученными в ходе совместной работы, если кому-то не хватало кадра для полноценного фоторепортажа.
Ну а пока стрела крана держала Леонида Свердлова на высоте, я со всех сторон снимал всё это действо снизу. В процессе съёмки получилась фотография, которую потом ждала интересная судьба. Благодаря ей я стал первым дважды лауреатом конкурса «12 тем» журнала «Советское фото». Первой работой, занявшей первое место, была фотография стыковки БАМа на разъезде Балбухта, о которой на «Чита.Ру» уже выходил материал. Забегая вперёд, скажу, что впоследствии ещё два моих снимка одерживали победу в этих тематических конкурсах журнала.
Кроме того, ещё один снимок, сделанный тогда с земли, представляли на межреспубликанской фотовыставке «Коллеги» в литовском городе Шяуляй во время праздника, посвящённого Второму всесоюзному фестивалю народного творчества. Об этом даже было написано во всесоюзной газете «Известия». Этот же кадр стал частью выставки «Оружием смеха» в городе Армавире, которую организовали редакция журнала «Советское фото», всероссийский клуб «Кадр» и народная фотостудия «Армавир». Там были представлены работы около 200 авторов из Советского Союза, ГДР, Польши, Чехословакии и Югославии. У меня даже осталась медаль за участие в этой выставке. Как-то так!
Вспоминая ту поездку с Леонидом Свердловым, я снова убеждаюсь в том, до чего же удивительная и необычная профессия фотокорреспондента. Ты проезжаешь сотни километров по бездорожью, проводишь иной раз по несколько часов на съёмке, идёшь на всяческие ухищрения, чтобы сделать кадр с интересного ракурса, и всё это, может быть, ради снимка, который в одно мгновение проскочит в газете, и большинство людей его даже не запомнит. Но несмотря на это, ты получаешь такое удовольствие от этой работы, от самого процесса творчества, созидания. И до сих пор, спустя десятки лет в профессии, я не устаю от неё и к каждой теме стараюсь подходить так же вдумчиво, серьёзно, с душой, как когда-то научил меня мой наставник.
Во время той командировки у нас была ещё одна интересная съёмка (пока не буду говорить какая). Я проявил плёнки, отдал Леониду Михайловичу. Он вырезал нужные ему негативы по нашей дружеской договорённости, а потом сказал: «Я там один негатив забирать не стал, потому что это классная фотография». Какой именно это был кадр, он не сказал. Но когда я сам взглянул на оставшийся материал, я понял, о каком снимке шла речь. Его ждала такая же интересная выставочная история. Скоро я вам его покажу.
Фото и текст: Евгений Епанчинцев