«Остап Бендер» и черти веселили читинцев на День смеха в 1987 году
Два часа горожане хохотали на Театральной площади
«Остап Бендер» со своими спутниками ехал по Чите, выясняя, чем она знаменита, и ещё не подозревал, что через 28 лет этот небольшой сибирский городок на 14 дней превратится в шахматную столицу России, воплотив заветную мечту Васюков. Не догадывался он и о том, что в тот же год в честь чемпионата страны по стрельбе из лука центральную часть площади Ленина застелют зелёными коврами, по которым пробежит лошадь и оставит свой след в истории, думая, что это трава. А за год до этого студенческую весну будут праздновать не весной, а летом… Однако же это всё в будущем. А пока на чёрной «Чайке» по улицам города разъезжал актёр театра «Круг» Леонид Горинштейн в роли знаменитого мошенника и авантюриста. Чита впервые отмечала День смеха.
Подобного я раньше не видел. Впервые культработники и городской комитет комсомола устраивали в Чите празднование 1 апреля, дав ему название «Юморина-87». Шествие ряженых началось с самого горкома, который находился на улице Ленина, напротив бывшего магазина «Старт». Мы сели в троллейбус и проехались до Читы-I, по пути успевая сбивать людей с толку своим причудливым видом. Хотя я в этом странном карнавале оставался без костюма и всего лишь наблюдал со стороны, что вытворяют участники процесса.

Дружно заполняли салон троллейбуса персонажи русских сказок, клоун, носитель шапки боярина с надписью «Перестройка», какое-то чудо-юдо с круглой языкастой головой… Комичности ситуации добавляло то, что несмотря на явную ненормальность происходящего, большинство пассажиров, особенно старше сорока, пытались сохранять серьёзное и даже угрюмое выражение лиц. Феноменальная непробиваемость.
Шествие по улицам города заслуживает отдельного внимания. Несколько машин, увешанных шарами, ещё больше людей в забавных костюмах, масках или гриме, несущих в руках транспаранты, поющих и играющих на музыкальных инструментах. Добавлял смеху выбор транспортных средств: здесь и представительная «Чайка» — та самая, на которой ехал «Остап Бендер», и смешной миниатюрный «Запорожец» по прозванию «Горбатый», который на фоне ГАЗ-13 выглядел ещё меньше. Вслед за ними, конечно же, повозка с лошадью: разве можно обойтись без неё на День смеха?

Прямоходящая мышь с бантом на голове решила не прогрызать себе тайного хода в продовольственный магазин «Птица», а прилично встала в длинную очередь, какие были для него обыденным явлением. По всей видимости, такая воспитанность пришлась читинцам по душе, поэтому они даже улыбались, глядя на ушастую.
Но особенно во всём этом маскараде выделялся какой-то головастый чёрт с длинными рогами в полоску, который бегал, прыгал и то и дело пугал своим внезапным появлением случайных прохожих, чтобы затем рассмешить. Он так хорошо справлялся со своей работой, что я тоже бегал за ним и фотографировал все его выкрутасы. Так и хотелось стянуть с него эту громадную голову из поролона и узнать, кто скрывается за обличием бесёнка.

Но не все горожане оценили эту художественную самодеятельность. Были и такие, как та недовольная бабушка с вокзала на одной из фотографий, которая ругалась за то, что на улицах Читы развели «бесовщину». Видно, что стоящий позади неё организатор всего этого действа, первый секретарь горкома комсомола Евгений Смирнов даже растерялся от её напора.
В конце концов все ряженые собрались на Театральной площади, где со сцены, в качестве которой выступала гранитная клумба, звучали искромётные шутки местных сатириков и юмористов. Выступали с пародией на коммунальную квартиру, шутили над качеством строительства, высмеивали пьяниц, прогульщиков, бракоделов, дебоширов и тунеядцев. Организаторы объясняли свою идею так: «Когда мы покатываемся со смеху над какими-либо жизненными явлениями, значит, мы понимаем их вредную сущность».

Для зрелищности представления перед народом выступали жонглёры, эквилибристы, силовые акробаты. Спустя годы, просматривая снимки, я обнаружил, что, оказывается, тоже участвовал в этом мероприятии. На площади перед драматическим театром сделали выставку моих фотографий, которые показались устроителям праздника смешными.

Два часа развлекали честной народ комсомольцы и культработники, и это, не считая долгого шествия перед представлением. Но и на этом первоапрельское чудо не закончилось. Когда на улице отшумели последние аплодисменты, зрители направились в большой зал Дома Советской армии, где ещё долго звучали раскаты заразительного смеха. Вот такая она была, «Юморина-87». Каждый год после этого я ждал, когда успех первого праздника повторится, но ничего подобного, по крайней мере, в таком масштабе, я больше не видел.

Фото и текст: Евгений Епанчинцев