— Как вы вообще начали работать в колледже?
— Меня позвали преподавать, как бывшего студента — того, у кого уже накопился определенный опыт в сфере и есть о чем рассказать. Я в профессии уже 8 лет и на лекциях делаю упор на том, с чем выпускники точно столкнутся на работе. То есть не просто вслепую отчитываю по методичке и рассказываю сухую теорию. Мне хочется, чтобы молодые специалисты после выпуска приходили на работу максимально подготовленными. Сейчас это, к сожалению, не всегда так.
— Кроме лекций как-то еще помогаете студентам стать «максимально подготовленными»?
— Да, в том году провел первую геодезическую практику для студентов. Она проходила не на производстве, а вокруг горного колледжа. Мы выстроили полигонометрические ходы и по ним работали. Я разбиваю студентов по бригадам, стою с ними «в поле», контролирую, чтобы они все свои расчеты выполнили правильно. К практике я довольно строго отношусь. Если студенты посчитали что-то неправильно, то отправляю их обратно в поле — пересчитывать. А вот к незнанию теории я чуть более спокоен. Я обычно говорю на парах, что можно не знать точных определений, как и что называется, но если студент может показать мне всё на графике, объяснить, как работает, или рассчитать что-то — зачет сразу.
— А что вообще должны уметь выпускники, чтобы быть готовыми к работе?
— В первую очередь это работа с маркшейдерскими, кинетическими приборами и их установка. Многие студенты после колледжа или института даже не знают, как их правильно ставить. Я стараюсь эти знания восполнить — так, чтобы работа с приборами происходила уже на автоматизме. Еще немаловажный аспект маркшейдерского дела — это расчеты. Например, знание синуса, косинуса, тангенса и котангенса — это базовая необходимость. Если ты знаешь, как посчитать площадь, периметр и другие показатели треугольника — ты можешь посчитать всё.
— Такое вот столкновение с реальностью профессии не отпугивает учащихся?
— Не отпугивает. Я, наоборот, стараюсь показать им, что ничего страшного в маркшейдерском деле нет. К примеру, многие из учащихся по началу боялись спусков в шахту: что там что-то сломается, обвалится или выйдет из строя. Но я объяснил им, что маркшейдер, который боится шахту, — это тот, кто плохо выполнил свою работу. Если ты качественно ее делаешь, то страха перед шахтой у тебя никогда не будет. К такому уровню и нужно стремиться.
На практиках Виктор Рыжков старается помочь студентам выработать те навыки, которые им пригодятся в профессии. А отличившимся ученикам даже готов предложить работу в «Разрезугле». Уже двое из таких получили свое приглашение в компанию — в ней ценят талантливых молодых сотрудников.