Президент «Российских железных дорог» Владимир Якунин 10 октября на II съезде региональных журналистов заявил, что если дотационные регионы не могут покрыть убытки перед пригородными компаниями за выпадающие доходы из-за регулирования тарифов, то это вопрос не только к ним, но и к финансово-экономическому блоку правительства РФ. Корреспондент ИА «Чита.Ру» участвовал в съезде.
«Тема чрезвычайно наболевшая. В ней соединены три полюса. Первый — это региональная власть, которая устанавливает тарифы на пригородные перевозки. У нас по закону, если устанавливаются экономические условия, которые кому-то наносят убыток, то тот, кто их установил, обязан всё компенсировать. Второе — это федеральные власти, которые во взаимодействии с региональными балансируют бюджеты страны и регионов. У нас большая часть регионов — дотационные. Не обсуждаю, экономическую формулу управления, а просто констатирую факты. Если есть убытки, которые дотационный бюджет должен покрыть, по всей видимости, это вопрос уже не только региональной власти, но и финансово-экономического блока правительства РФ», - заявил Якунин.
Третьим полюсом он назвал «РЖД»: «Мы считаем расходы, мы представляем предложения по их компенсации, и благодаря именно расчётам нашей компании уже на протяжении нескольких лет государство компенсирует пассажирским пригородным компаниям (ППК) 25 миллиардов рублей, что составляет 2/3 реальных расходов по использованию инфраструктуры в интересах граждан и властей».
По информации Якунина, сегодня только восемь регионов компенсируют все убытки. Это Ханты-Мансийский автономный округ, Карачаево-Черкесская Республика, Хабаровский край, Республика Адыгея, Сахалинская, Тюменская, Самарская и Томская области. В пяти субъектах у ППК есть даже прибыль. Это Санкт-Петербург, Рязанская и Астраханская области. В 12 регионах компенсируется более 80% выпадающих доходов, в 22 — между 50 и 80%. В трёх регионах деньги на эти расходы вообще не заложены. Это ставропольский край, Вологодская и Ленинградская области.
На данный момент правительство Забайкальского края задолжало Забайкальской пассажирской пригородной компании около 2 миллиардов рублей компенсаций за выпадающие доходы от сдерживания тарифа на проезд. Высокая задолженность уже вынудила отказаться от шести пар поездов и сократить дни курсирования ещё 10 пар. Несмотря на неоднократное обращение региональных властей в правительство РФ, федеральный центр не дал никаких гарантий, а, по информации источника «Коммерсанта», посоветовал Забайкалью отказаться от электричек из-за их убыточности.